|
Экономическая теорияЭкономическая теорияЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Программа курса Предисловие Тема 1. Предмет и метод основ экономической теории Тема 2. Основные понятия и категории экономической теории, их место в системе производственных отношений Тема 3. Рынок и его функционирование Тема 4. Основные организационные формы и цели предпринимательства Тема 5. Законы формирования стоимости и цены товаров и услуг Макроэкономика Тема 6. Методология измерения объема национального продукта, национального дохода Тема 7. Совокупный спрос и совокупное предложение Тема 8. Деньги, банковское дело и денежная политика Тема 9. Государство и экономическая политика Тема 10. Международная торговля в системе мирохозяйственных связей стран Тема 11. Современные наиболее острые социально-экономические проблемы индустриально развитых стран Тема 12. Социальное партнерство в трудовых отношениях - эффективное средство развития рыночной экономики Экзаменационные вопросы Список терминов Список литературы ПРОГРАММА КУРСА "Экономическая теория" Часть I. Введение Тема 1. Предмет и метод основ экономической теории. Тема 2. Основные особенности метода научного познания экономических процессов. Тема 3. Основные понятия и категории экономической теории, их место в системе производственных отношений. Труд, средства производства, их роль в производстве материальных благ. Экономические законы, их функционирование в различных экономических системах. Часть II. Микроэкономические теории Тема 4. Рынок и его функционирование. Закон спроса и предложения. Закон стоимости и равновесная цена. Модели рынка и виды конкуренции. Регулирование рынка. Тема 5. Основные организационные формы и цели предпринимательства. Индивидуальные предприниматели, партнерство, акционерная форма предпринимательства. Процесс производства и процесс возрастания стоимости. Тема 6. Законы формирования стоимости и цены товаров и услуг. Производство - начальный пункт возрастания стоимости товаров и услуг. Издержки производства и обращения. Функции распределения и обмена товаров. Издержки в сфере обращения товаров. Транспортные расходы, их экономическое содержание. Часть III. Макроэкономика Тема 7. Методология изменения объема национального продукта, национального дохода. Объемы производства и доходы. Определения уровня цен. Тема 8. Совокупный спрос и совокупное предложение. Содержание совокупного спроса. Совокупное предложение. Циклический характер производства и экономический рост. Экономический рост в свете теорий занятости. Тема 9. Деньги, банковское дело и денежная политика. Деньги, их роль в обороте. Денежные системы и банковские операции в капиталистических странах. Количество денег и скорость их обращения. Тема 10. Государство и экономическая политика. Экономические функции правительств. Перераспределение доходов. Государственный сектор и его роль в экономике страны. Финансы госсектора, источники и расходы. Виды налогов, их распределение и общественный дефицит. Тема 11. Международная торговля в системе мирохозяйственных связей стран. Значение и роль международной торговли в развитии экономики различных стран. Платежный баланс, валютные курсы и дефицит внешней торговли. Тема 12. Современные наиболее острые экономические проблемы индустриально развитых стран. Проблемы свободного предпринимательства, отраслевое регулирование, проблемы регулирования сельскохозяйственного производства. Неотложные вопросы регулирования рынка рабочей силы. Тема 13. Социальное партнерство в трудовых отношениях - эффективное средство развития рыночной экономики. Теоретические основы и предпосылки социального партнерства. Концептуальная основа "трехстороннего сотрудничества". Специфика российских условий. Роль системы трипартизма в Российской Федерации. Основы экономической теории Предисловие По учебному плану (вузовскому стандарту) программа курса рассчитана на 72 часа аудиторных занятий для экономической специальности бакалавриата. Из 72 часов аудиторных занятий 36 часов отводится на лекционный курс (18 лекций - 1 лекция в неделю) и 36 часов семинарских занятий (18 семинаров - 1 семинар в неделю). Аттестация осуществляется по результатам участия студента в работе на семинарских занятиях. Оценка студента также может быть определена по результатам тестирования, написания курсовой работы или подготовки двух рефератов по программным вопросам курса. Курс завершается экзаменом для тех, кто не показал или не проявил активность в процессе прохождения курса по указанным выше направлениям выполнения учебных заданий. Весь курс экономической теории включает в себя три блока вопросов: 1. предмет и методология экономической теории; 2. микроэкономическая теория; 3. макроэкономическая теория. Тема I Предмет и метод основ экономической теории 1. Предмет экономической теории Основы экономической теории представляет собой одну из частей более общей и всеобъемлющей экономической науки, какой является политическая экономия Основы экономической науки в интерпретации современных западных авторитетов определяются как экономика, наука, исследующая проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими, с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека (см. Кэмпбелл Р. Макконелл, Стенли Л. Брю. Реферат по рыночной экономике, с. 20 Менеджер. Москва, 1993 г). Приблизительно такой же взгляд проводится и в определении экономической науки в целом, т.е. политической экономии. "Экономическая наука - это наука об управлении редкими ресурсами". Она изучает формы, которые принимает человеческое поведение при использовании этих ресурсов; она изучает и объясняет, каким образом индивидуум или общество направляет ограниченные средства на удовлетворение своих многочисленных и неограниченных потребностей" (Раймон Бар. Политическая экономия том I, с. 16. М. 1995 г.). Американский ученый Поль Самуэльсон дает еще более развернутую характеристику экономической теории. В своей книге "Экономика" говорится следующее: 1. "экономическая теория есть наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми; 2. экономическая теория есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товары производственного назначения, например машины и технические знания) для производства различных товаров (таких, как пшеница, говядина, пальто, концерты, дороги и яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления; 3. экономическая теория есть наука о повседневной деловой жизнедеятельности людей, извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств; 4. экономическая теория есть наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства; 5. экономическая теория есть наука о богатстве". Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки. Однако расширенное толкование указанного предмета ведет к тому, что экономическая наука включает в себя всю совокупность функционирования как отдельного производственного звена - предприятия, фирмы (микроуровень), так и всего национального или интернационального хозяйства (макроуровень). Во всех этих определениях предмета экономической теории отсутствует указание на исключительно важную содержательную сторону экономической науки, какой являются экономические законы, закономерности лежащие в основе и самого производства и в области обмена, распределения и потребления национального или личного богатства. В свою очередь, сами законы и закономерности вообще являются наиболее существенной, основополагающей силой, характеризующей многообразные связи и отношения, которые возникают между теми или другими сторонами, изучаемых процессов или явлений. Это имеет одинаковый смысл как применительно естественных, природных, так и социальных, экономических объектов и процессов. Нет ничего более устойчивого и надежного, объективно значимого, как открытие закона. Это не в меньшей мере относится и к экономическим законам. По этой причине предметом всякой науки является открытие, изучение и применение закона или законов в интересах обеспечения наиболее благоприятных условий жизни человека или человеческого общества в целом, это в одинаковой степени касается и законов электричества, земного или космического тяготения, химических реакций или экономических взаимодействий производителя с рыночными структурами, а через них с потребителями материальных благ. Сами законы, действующие в природе, не проявляются в чистом виде, поскольку на их действие оказывают влияние другие законы, которые взаимодействуют в живой и неживой природе. Закон притяжения проявляет себя не одинаково в отношении падающего камня с крыши и перышка птицы. Тоже самое можно сказать и о законах, регулирующих экономические отношения. Один и тот же товар, обладающий неизменной величиной стоимости (затратами труда - издержками производства) на разных рынках и в разное время, будет иметь неодинаковую, разную цену, поскольку производитель и потребитель вступают в экономические отношения в различных условиях, имея различные позиции и различные интересы. В этих условиях для экономической науки представляет первостепенный интерес не только выявление определенных законов, но и проявление этих законов в определенной системе отношений между участниками производящих и потребляющих материальные блага. Вот почему предмет научных изысканий - закон и объект исследования экономические отношения находятся в органической связи друг с другом. Однако все многообразие отношений и законов. отражающих определенные грани этих отношений, имеют свою основу. Найти эту основу, значит найти начало, общий принцип начала и развития многообразия отношений, законов закономерностей в изучении соответствующей сферы познания, в данном случае сферы экономической жизнедеятельности человеческого общества в целом или в отдельных его частей, структур и т.п. Найти этот принцип представляет собой одну из главнейших задач любой науки, в том числе и экономической науки, экономической теории. На этот счет известны высказывания многих видных ученых. Вот как относился к этому вопросу К. Маркс: "Всякое начало трудно, - эта истина справедлива для каждой науки… …Почему так? Потому что развитое тело легче изучать, чем клеточку тела. К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заметить сила абстракции". В исследовании экономических законов капиталистического общества К. Маркс в качестве некого начала взял товарную форму продукта труда, которую (форму) автор "Капитала" назвал формой экономической клеточки буржуазного общества. Слова форма, форма продукта труда, форма стоимости, форма экономической клеточки выражают тот смысл, что за этим словом, своего рода понятием, находится содержание, в котором отражается соответствующее экономическое отношение между участниками производства материальных благ. Таким содержанием может быть купля-продажа вещей, отношение соподчиненности в трудовом процессе, отношение взаимопомощи в достижении поставленной цели и т.п. Эти понятия сами по себе являются абстракциями в том смысле, что сами отношения между участниками производства не воспринимаются ни на глаз, ни на вкус, их можно воспринимать только сознанием, мыслью. За вещью, которую мы покупаем и называем товаром (телевизор, автомобиль), мы не видим ни процесса производства этой вещи, ни особенностей издержек на создание этой вещи, ни процесса движения этой вещи от производителя к торговой организации, а потом к потребителю. Однако эта вещь все это "знает", а наша задача знать эту вещь в ее содержании как товара, включающего все многообразие отношений между создателями этой вещи от начала ее зарождения до приобретения законченного вида в форме данного продукта, товара. Если предмет экономической теории становится достаточно ясным для понимания и сводится к рассмотрению и раскрытию законов, управления творческой деятельностью людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, то сам метод, как сила научной абстракции, характеризуется своим специфическим содержанием. 2. Основные особенности метода научного познания экономических процессов Общий подход к изучению естественных и общественных наук сводится к следующим принципам: 1. Изучению подлежат объективные факты, явления; 2. Процесс изучения предполагает расчленение сложных процессов на части, рассмотрение каждой из которых позволяет узнать свойства и особые черты частей их взаимодействия друг и другом; 3. Методом проникновения в характерные черты изучаемых предметов, явлений, процессов выступает движение мысли от простого, отдельного, к сложному, всеобщему (индукция) или наоборот от общего к отдельному (дедукция). Однако кроме общих методов исследования общественные науки, в том числе и экономическая теория, характеризуется особыми чертами. Эти особенности экономисты западных стран видят в том, что выявленные принципы исследования используются по разному, в зависимости от того, относятся ли они к макроэкономике или к микроэкономике. "Макроэкономические исследования различных экономических проблем охватывают анализ таких величин, как общий объем продукции, общий уровень занятости, общий объем дохода, общий объем расходов, общий уровень цен и т.д. В микроэкономических исследованиях оперируют терминами: отдельная отрасль, фирма и домохозяйство, и сосредотачивают внимание на таких величинах, как производство или цена конкретного продукта, или доход отдельной фирмы или отдельного домохозяйства, расходы данной фирмы или семьи и т.д."; так характеризует особенность методологии экономист Кэмпбелл Р. Макконелл и Стенли Л. Брю. Вся ценность указанных методов позволяет, по мнению указанных авторов, сделать обобщения, полезные не только для объяснения экономического поведения участников производства, но что еще более важно, для выработки экономической политики. Экономическая теория, таким образом, по их мнению позволяет выработать принципы, на основе которых можно прогнозировать соответствующую экономическую политику. Данный тезис свидетельствует о том, что методология экономической теории предполагает наличие соответствующей цели в самом методе, т.е. своего рода принцип целеполагания применительного микро или макроэкономических процессов и проблем. Сам процесс обоснования экономической политики свидетельствует, как утверждают вышеназванные ученые, о резком скачке от позитивной экономики и нормативной. Сама позитивная экономика имеет дело с фактами и меньше всего грешит субъективными оценками происходящих экономических процессов. В противоположность этому, нормативная экономика формулирует, какой должна быть экономика или какую конкретно политическую акцию следует рекомендовать обществу, правительству и т.п. При рассмотрении особенностей методологии экономической теории ученые широко используют так называемый исторический подход в характеристике экономических систем. Сами экономические системы характеризуются совокупностью производственных отношений, соответствующих уровню развития производительных сил, поскольку производительные силы общества находятся в постоянном изменении. Эти изменения чаще всего происходят под воздействием требований и потребностей развития материальных условий жизни общества. Если изменяются организационно-технические основы производства, изменяются и социально-экономические условия. В этих условиях также изменяются многие экономические связи людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Это происходит вследствие ослабления прочных, традиционных экономических связей и отношений и возникновения новых. На основании этих изменений можно выявить тенденцию развития тех или иных экономических отношений, на основе которых можно с большей или меньшей вероятностью прогнозировать меры по успешному преодолению возникших трудностей или проблем в общественных, экономических, социальных программах развития. Итак, приводя в систему все инструменты научного познания, которые мы называем методом исследования экономических процессов, можно представить их следующим образом и в следующем порядке. 1. Раскрытие экономических связей требует рассмотрение этих связей в определенной системе отношений. Поэтому должен проводиться так называемый системный подход, который является важным элементом научного метода. 2. В каждой системе есть основа, есть начало, есть конец как у клубка нитей. Поэтому необходимо найти начало (принцип). Этот принцип как основание или краеугольный камень должен быть достаточно прочным и надежным, чтобы выдержать всю теоретическую конструкцию, которую мы "строили", как картину в системе отношений понятий и категорий, призванных воссоздать экономическую систему общества. "Распутывание" клубка предполагает переход от одного конца к другому через прохождение все более и более сложных шагов… 3. Сами отношения, какой бы сферы научных исследований мы не касались, выявляют свойства предметов в их взаимосвязи друг с другом, взаимосвязи чаще всего наиболее важные и устойчивые, что свидетельствует уже о наличии определенных законов, характеризующих эти вещи во времени, в пространстве в определенной системе движения и т.п. Если взять только экономические явления, факты, предметы и т.п., то и здесь мы увидим через отношения определенные устойчивые связи. К примеру, получаемый доход можно превратить в материальные и другие блага в количестве не превышающих этот доход. Поэтому качественная характеристика экономических отношений всегда имеет свою количественную характеристику. 4. Использование количественной оценки изучаемых фактов является необходимым методом познания экономической сущности каждого вида производственных отношений и форм ее внешнего проявления. Математические, количественные методы анализа экономических явлений, фактов в настоящее время получило всеобщее признание как надежный метод проникновения в сущность экономических отношений на различных уровнях жизнедеятельности народного хозяйства. 5. При изучении хозяйственных явлений экономическая теория, стремясь выявить общие закономерности, вынуждена обобщать частные, отдельные факты, их особенности. Сам процесс обобщения является отвлечением от частностей, т.е. абстрагированием, как метода научного исследования. Научная абстракция дает возможность глубже понять действительность, выделить в изучаемом явлении самое главное, существенное, что невозможно обнаружить непосредственным восприятием предмета. К примеру, длительное время неполное инвестирование средств в производство с неизбежность ведет сначала к отставанию производства, а потом к застою и кризису. Или несправедливое распределение материальных благ в отношении производителей этих благ ведет в возникновению социальных напряжений, социальным коллизиям, забастовкам, остановке производства, к социальным потрясениям. Научная картина сложных отношений между участниками производства, социальными группами и организацией дает возможность управлять экономическими и социальными процессами осознанно и эффективно. Вот по этой причине общие схемы, отражающие структуру производственных отношений, становятся незаменимым инструментом в познании экономического состояния общества и целенаправленного воздействия властных структур на его развитие. Вопросы для самопроверки 1. В чем главные отличия определений предмета экономической теории различных экономических школ? 2. Какие экономические связи изучает экономическая теория? 3. Назовите главные особенности метода научного познания экономических процессов. Тема II Основные понятия и категории экономической теории, их место в системе производственных отношений 1. Труд как экономическая категория В производстве необходимых средств существования люди воздействуют на природу. Производство поэтому есть отношение людей к природе. Однако воздействуя на природу, они оказывают соответствующее воздействие друг на друга, вступая в определенное отношения. Те отношения, которые обусловлены требованиями хозяйственной практики принято называть производственными, то есть экономическими отношениями, именно эти отношения изучает экономическая теория, наука политическая экономия. В центре любого производственного процесса стоит труд. Само производство можно характеризовать как систему трудовых процессов, необходимых для изготовления данного рода материальных благ или услуг, предоставленных отдельными лицами или организациям. Сам труд представляет собой общественно полезную деятельность. Такое определение используется в экономических, социальных научных трудах различных авторов. Конечно, процесс труда для физиолога будет характеризоваться как нервно-мышечный процесс за счет накопленной в организме потенциальной энергии. В качестве признанной в литературе характеристики труда чаще всего используются слова из "Капитала" К. Маркса, где говориться, что "труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силе и подчиняет игру этих сил своей собственной власти" (К. Маркс "Капитал" том 1. стр. 188-189. Москва. Политиздат 1983 г.). Однако нужно Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |