|
Влияние малого бизнеса на экономику Читинской областинужд. 3.2 Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа Областной государственный заказ представляет собой свод потребностей в поставках товаров, работ, услуг необходимых для решения вопросов, относящихся к ведению области и финансируемых за счет доходов областного бюджета, субвенций и субсидий, получаемых из федерального бюджета, а также создания и поддержания резервов для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций. Эти потребности формируются по подразделениям социальной сферы (медицина, образование, социальное обеспечение) для реализации федеральных и областных целевых программ в части финансирования из бюджетов всех уровней, по объектам капитального строительства, поставки товаров в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а так же по материальным затратам, связанным с содержанием органов государственной власти области /27/. Формирование областного заказа ведется для расширения и стимулирования участия в социально-экономическом развитии предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории области. Размещение заказов на поставку продукции для областных государственных нужд должно осуществляться путем проведения открытых и (или) закрытых торгов, конкурсов. При заключении государственных областных заказов основой расчетов должны быть принципы использования бюджетных средств «внутри области», сохранения и увеличения числа рабочих мест, что в конечном счете, будет способствовать снижению социальной напряженности в коллективах и одновременному увеличению налогооблагаемой базы. Исходя из вышесказанного, следует, что формирование областного заказа является дополнительной возможностью для развития предприятий области, в том числе и для малых предприятий. В перечень продукции, закупаемой для государственных нужд за счет областного бюджета, помимо продукции, производимой преимущественно крупными предприятиями области (например, уголь, электроэнергия и т. д.), входят товары и услуги, производство которых налажено и в малом бизнесе (Таблица 32). Таблица 32 Прогноз объемов некоторых видов продукции, закупаемой для обеспечения государственных нужд за счет средств областного бюджета на 2001 год* |Наименование продукции |Объем | |Древесина деловая, тыс. куб. м. |12 | |Пиломатериалы, тыс. куб. м. |4 | |Доска, тыс. куб. м. |1,4 | |Столярные изделия, тыс. кв. м. |8 | |Матрац, тыс. шт. |3,1 | |Подушка, тыс. шт. |2,1 | |Медицинский халат, тыс. шт. |22 | |Пододеяльник, тыс. шт. |22 | |Наволочка, тыс. шт. |45 | |Простыня, тыс. шт. |35 | |Костюм рабочий, тыс. шт. |2 | |Полотенце, тыс. шт. |1 | *- в составлении прогноза участвовали Комитет ЖКХ и строительства, Комитет здравоохранения, Комитет социального обеспечения и поддержки населения, Комитет общего, профессионального образования, науки и молодежной политики. В законе Читинской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области" предусмотрено резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции для государственных нужд области. Поэтому в разрабатываемом проекте закона Читинской области «Об областном государственном заказе» должна быть предусмотрена статья, свидетельствующая об обязанности государственного заказчика размещать гарантированную долю заказов среди субъектов малого предпринимательства. Статья должна отразить следующее: Статья 11. Участие субъектов малого предпринимательства в поставках продукции для областных государственных нужд Заказчик при формировании и размещении заказов на закупку и поставку продукции для областных государственных нужд обязан размещать у субъектов малого предпринимательства определенную Главой администрации долю от общего объема указанных заказов в стоимостном выражении на основе конкурсов, проведенных среди субъектов малого предпринимательства. Как известно, малое предприятие ограничено в оборотных активах, поэтому при получении заказа на поставку продукции для областных государственных нужд может испытывать трудности в поиске дополнительных оборотных средств. Такое обстоятельство может служить серьезной преградой для участия малых предприятий в выполнении областного государственного заказа. Решением данной проблемы может стать возможность использования в рамках государственного контракта схемы предварительной оплаты заказчиком поставок продукции для областных государственных нужд. В связи с этим в проекте областного закона «Об областном государственном заказе» статью 10, посвященную видам экономического стимулирования поставщиков продукции для областных государственных нужд, предлагается изменить следующим образом: Статья 10. Виды экономического стимулирования поставщиков продукции для областных государственных нужд В целях экономического стимулирования поставщиков продукции для областных государственных нужд им могут предоставляться в соответствии с действующим законодательством: - льготы по налогам; - целевые дотации и субсидии; - бюджетные кредиты на льготных условиях; - поэтапное финансирование (согласно государственному контракту); - финансирование на основе авансовых платежей (в соответствии с государственным контрактом). Изменение проекта закона «Об областном государственном заказе» в соответствии с выдвинутыми предложениями позволит обеспечить участие малых предприятий в выполнении областных государственных заказов на поставку продукции для областных государственных нужд. 3.3. Расчет экономической эффективности при размещении областного государственного заказа на малом предприятии Как было выявлено в анализе влияния малого бизнеса на развитие экономики области во второй части дипломной работы, более 90% от объема производимой в области продукции легкой промышленности приходится на долю малых предприятий. Поэтому областной государственный заказ на швейную продукцию для нужд сфер здравоохранения и социального обеспечения должен быть предоставлен на конкурсной основе, именно, малым предприятиям. Участие малых предприятий в выполнении областного государственного заказа способствовало бы не только созданию новых рабочих мест и увеличению налоговых поступлений, но и получению дополнительной прибыли предприятиями. Таким образом, экономическая эффективность от исполнения малым предприятием областного государственного заказа может быть оценена по следующим основным показателям: 1. увеличение числа занятых, 2. увеличение размера налоговых поступлений, 3. увеличение объема прибыли предприятия. Оценка экономического эффективности при размещении областного государственного заказа на поставку швейной продукции на малом предприятии будет рассчитана на примере АООТ швейное объединение «Забайкалье», являющегося субъектом малого предпринимательства. На сегодняшний день швейное объединение «Забайкалье» является одним из наиболее конкурентоспособных предприятий легкой промышленности в Читинской области. Продукция данного предприятия хорошо известна покупателям и пользуется стабильным спросом на рынке. В результате реализации гибкой ценовой политики цены на продукцию швейной фабрики «Забайкалье» являются более низкими по сравнению с ценами на товары других местных производителей, а также не превышают цены на аналогичные изделия, ввозимые из других регионов. Поэтому при участии предприятия «Забайкалье» в конкурсном отборе поставщика продукции для областных государственных нужд высока вероятность того, что, именно, этому предприятию было бы отдано предпочтение. Швейное объединение «Забайкалье» является прибыльным предприятием, однако для расширения своей деятельности нуждается в дополнительных инвестициях. Участие предприятия в выполнении областного государственного заказа позволило бы предприятию получить дополнительную прибыль для дальнейшего ее инвестирования в производственную деятельность. Получение областного государственного заказа на поставку продукции для нужд здравоохранения и социального обеспечения (медицинские халаты - 22 000 шт., наволочки – 23 100 шт., полотенце – 1 000 шт., подушка – 2 100 шт.) явилось бы причиной для увеличения объема производства на предприятии. При этом потребность в дополнительных производственных мощностях могла быть обеспечена за счет оборудования и помещения, не эксплуатируемого в данное время на предприятии. В результате роста объема производства на предприятии возникнет потребность в дополнительных трудовых ресурсах. Расчет суммарной трудоемкости изготовления изделий для областного государственного заказа в соответствии с нормативной трудоемкостью изготовления единицы изделия приведен в таблице 33. Таблица 33 Расчет трудоемкости изготовления изделий для государственного областного заказа. |Вид изделия |Трудоемкость ед. |Объем изделий, |Общая трудоемкость, | | |изделия, час |шт. |час | |Халат мед. |0,81 |22 000 |17 820 | |Наволочка |0,06 |23 100 |1 386 | |Полотенце |0,032 |1 000 | 32 | |Подушка |0,236 |2 100 |2 418,7 | |Итого: | | |19 733,6 | При выполнении областного государственного заказа дополнительная потребность предприятия в рабочих-сдельщиках, определенная по формуле 7, составит 11 человек. Чдоп= Т / ЭФВ*Кв н, чел. (7), где Т – трудоемкость изготовления изделий, ЭФВ – эффективный фонд рабочего времени 1 работника (1736 ч), Кв н – коэффициент выполнения норм (1,1). Чдоп=19 733,6 / 1736*1,1=11 чел. Как следует из таблицы 34, в структуре промышленно производственного персонала достаточно высок удельный вес вспомогательных рабочих. В связи с этим для выполнения областного государственного заказа предприятию не потребуются новые рабочие для осуществления вспомогательных работ. Таблица 34 Структура промышленно - производственного персонала | |Кол-во, чел. |Доля в общем числе, % | |Среднесписочная |79 |100 | |численность | | | |Основные рабочие |46 |58,2 | |Вспомогательные рабочие |26 |32,9 | |Управленческий персонал |7 |8,9 | Еще до участия в конкурсном отборе поставщика продукции для областных государственных нужд предприятию необходимо определить цены на продукцию, по которым оно согласно выполнять заказ. В дальнейшем уровень цен будет определен исходя из двух вариантов: первый – в соответствии с существующей ценой продаж, второй – в расчете на рентабельность себестоимости единицы продукции 30% . Так как стоимость основных фондов не изменится, а фонд заработной обслуживающего и управленческого персонала также не возрастет, можно считать, что объем постоянных затрат на предприятии останется неизменным. При условии увеличения объема производства сохранение постоянных затрат на прежнем уровне приведет к снижению себестоимости продукции. При расчете калькуляции себестоимости единицы продукции постоянные затраты (затраты на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общехозяйственные расходы) распределяют пропорционально размеру заработной платы основных производственных рабочих. При условии сохранения оплаты труда на прежнем уровне изменение фонда заработной платы можно рассчитать исходя из размера заработной платы основных рабочих в себестоимости единицы продукции, умноженной на дополнительный объем выпускаемой продукции (Таблица 35). Таблица 35 Расчет фонда заработной платы основных производственных рабочих, входящего в себестоимость изделий для обл. гос. заказа |Вид изделия |Основная з/пл |Объем |Фонд основной| | |производственных |изделий,|з/пл , руб. | | |рабочих в с/с ед.|шт. | | | |изд., руб | | | |Халат мед. |5,18 |22 000 |113 960 | |Наволочка |1,35 |23 100 |31 185 | |Полотенце |0,41 |1 000 | 410 | |Подушка |1,43 |2 100 |3 003 | |Итого: | | |148 558 | Для расчета коэффициентов сравнения постоянных затрат с размером заработной платы основных производственных рабочих были использованы суммы затрат по соответствующим статьям за 2000 год (Таблица 36). При расчете калькуляции себестоимости продукции для областного государственного заказа размеры затрат на основное сырье и материалы, на электроэнергию на технологические нужды, на заработную плату основных производственных рабочих, на отчисления на социальные нужды были перенесены из калькуляции себестоимости, рассчитанной на предприятии (Таблица 37). Таблица 36 Расчет коэффициентов сравнения постоянных затрат с размером заработной платы производственных рабочих | |До заказа |С учетом заказа | |1.Фонд з/пл производственных |483 170,59 |631 728,59 | |рабочих, руб | | | |2.Затраты на содержание и |262 918,91 |262 918,91 | |эксплуатацию оборудования | | | |3.Коэффициент сравнения (стр.2/ |0,544 |0,416 | |стр.1), | | | |4.Цеховые затраты, руб |342 942,31 |342 942,31 | |5. Коэффициент сравнения (стр.4/ |0,710 |0,543 | |стр.1) | | | |6.Ощехозяйственные затраты, руб. |726 487,87 |726 487,87 | |7. Коэффициент сравнения (стр.6/ |1,504 |1,150 | |стр.1) | | | Таблица 37 Калькуляция себестоимости изделий для областного государственного заказа | |Халат мед. |Наволочка |Полотенце |Подушка | |1 |2 |3 |4 |5 | |Затраты на основное |45,96 |5,71 |3,78 |49,93 | |сырье и материалы | | | | | |Электроэнергия на |2,31 |0,1 |0.09 |0,4 | |технологические нужды | | | | | |Заработная плата |5,18 |1,35 |0,41 |1,43 | |основных | | | | | |производственных рабочих| | | | | |Отчисления на социальные|1,88 |0,49 |0,15 |0,52 | |нужды | | | | | |Итого переменные затраты|55,33 |7,65 |4,43 |52,28 | | Продолжение таблицы 37 | |1 |2 |3 |4 |5 | |Итого переменные затраты|55,33 |7,65 |4,43 |52,28 | |Затраты на содержание и |2,18 |0,57 |0,17 |0,6 | |эксплуатацию | | | | | |оборудования (0,42) | | | | | |Цеховые расходы (0,54) |2,8 |0,73 |0,22 |0,77 | |Общехозяйственные |5,96 |1,55 |0,47 |1,65 | |расходы (1,15) | | | | | |Итого постоянные расходы|10,94 |2,85 |0,86 |3,02 | |Полная себестоимость |66,27 |10,5 |5,29 |55,3 | Как показывает данные таблицы 38, при установлении цен на уровне рыночных (1 вариант) рентабельность себестоимости на единицу продукции по разным видам изделий значительно отличается. В условиях рынка предприятие устанавливает цены на свою продукцию исходя не из запланированной рентабельности себестоимости изделия, а в соответствии с ценами конкурентов и уровнем спроса на рынке. Таблица 38 Определение цен на продукцию для областного государственного заказа | |Халат мед. |Наволочка |Полотенце |Подушка | | |1 |2 |1 |2 |1 |2 |1 |2 | |Полная |66,27|66,27|10,5 |10,5 |5,29 |5,29 |55,3 |55,3 | |себестоимость, руб. | | | | | | | | | |Рентабельность, % |47,3 |30 |74 |30 |57,5 |30 |30 |30 | |Цена (без НДС) |97,62|86,15|18,25|13,65|8,33 |6,88 |71,9 |71,9 | |Цена с учетом НДС и |123 |108,6|23 |17,2 |10,5 |8,7 |90,6 |90,6 | |налога с продаж | | | | | | | | | В соответствии с рыночным уровнем цен на продукцию для областного государственного заказа цена контракта составит 3 438 060 рублей, по второму варианту – 2 985 480 рубля (Таблица 39). Таблица 39 Расчет цены областного государственного контракта | |Объем |1 вариант |2 вариант | | |изделий, | | | | |шт. | | | | | |Цена ед, |Цена |Цена ед., |Цена | | | |руб. |контракта, |руб. |контракта, | | | | |руб. | |руб. | |Халат мед. |22 000 |123 |2 706 000 |108,6 |2 389 200 | |Наволочка |23 100 |23 |531 300 |17,2 |397 320 | |Полотенце |1 000 |10,5 |10 500 |8,7 |8 700 | |Подушка |2 100 |90,6 |190 260 |90,6 |190 260 | |Итого | | |3 438 060 | |2 985 480 | Дополнительный выпуск продукции, обеспеченный областным государственным заказом, повлияет на увеличение прибыли предприятия. Расчет изменения прибыли на предприятии был произведен исходя из новых объемов выручки от реализации продукции и ее себестоимости. Повышение себестоимости производимой продукции на 1 507 233 руб. было обусловлено ростом переменных затрат за счет дополнительного объема производства товаров (Таблица 40). Дополнительный выпуск продукции не приведет к изменению прочих операционных доходов и внереализационных доходов и расходов. Сумма прочих операционных доходов изменится за счет увеличения платежа по целевому сбору. При установлении рыночного уровня цен на продукцию для областного государственного заказа прибыль от продаж составит 3 444 282 рубля, что обеспечит рентабельность продаж на уровне 41,4% (в базовом периоде – 39,7%). По второму варианту прибыль увеличиться до 3 085091,5 руб., а рентабельность продаж составит 38,7%. Таким образом при заключении областного государственного контракта по ценам, рассчитанным исходя из рентабельности затрат в размере 30 %, рентабельность продаж в целом по предприятию снизиться на 1 % по сравнению с базовым периодом. Таблица 40 Расчет изменения прибыли предприятия, руб. | |В |1 вариант |2 вариант | | |базовом | | | | |периоде | | | | | |В нов |Изменение |В новых |Изменение | | | |условиях| |условиях | | |Выручка без НДС |5598269 |8326888 |2 728 619 |7967697,5 |2369428,5 | |Себестоимость. |3375373 |4882606 |1507233 |4882606 |1507233 | |В том числе: | | | | | | |Постоянные затраты |1401582 |1401582 | ___ |1401582 | ___ | |Переменные затраты.|1973791 |3481024 |1507233 |3481024 |1507233 | |Прибыль от продаж |2222896 |3444282 |1223386 |3085091,5 |862195,5 | |Прочие операционные|37 194 |37 194 | ___ |37 194 | ___ | |доходы | | | | | | |Прочие операцонные |114555,4|114951,4| ___ |114951,4 | ___ | |расходы | | | | | | |Внереализационные | ___ | ___ | ___ | ___ | ___ | |доходы | | | | | | |Внереализационные |83 954 |83 954 | ___ |83 954 | ___ | |расходы | | | | | | |Прибыль до |2061580,|3282570,|1220990 |2923380,1 |861799,5 | |налогообложения |6 |6 | | | | |Чистая прибыль |1340027,|2133670,|793643,5 |1900197 |560169,7 | | |3 |8 | | | | В результате расширения масштабов производственной деятельности предприятия суммы налоговых отчислений в бюджет и во внебюджетные фонды возрастут. Однако, в рассматриваемом случае налогооблагаемая база для налогов на имущество и на землю не изменится, поэтому данные налоги не повлияют на увеличение размера налоговых платежей. Расчет сумм увеличения налоговых отчислений был произведен в соответствии с изменениями размера налогооблагаемой базы: для налога на прибыль – это увеличение размера прибыли, для налога на пользователей автомобильных дорог – увеличение объема выручки от реализованной продукции, для налога с продаж – увеличение объема выручки с учетом НДС. По целевому сбору за право использования слова «Забайкалье» в названии предприятия налогооблагаемая база увеличилась в результате изменения числа рабочих (Таблица 41). Таблица 41 Расчет сумм увеличения налоговых платежей | |Ставка|1 вариант |2 вариант | | |налога| | | | |, % | | | | | |Изменение |Изменение |Изменение |Изменени| | | |налогообла|суммы |налогооблаг|е суммы | | | |гаемой |налога, |аемой базы,|налога, | | | |базы, руб.|руб. |руб. |руб. | |Налог на прибыль |35 |1220990 |427346,5 |861799,5 |301629,8| |Налог на пользователей |1 |2728619 |27286,2 |2369428,5 |23694,3 | |автомобильных дорог | | | | | | |Налог с продаж |5 |3274342,8 |163717,1 |2843314,2 |142165,7| |Целевой сбор |3 |13200 |396 |13200 |396 | |Единый социальный налог|36,2 |148558 |53778 |148558 |53778 | |Подоходный налог |13 |148558 |19312,5 |148558 |19312,5 | |НДС к уплате в бюджет |20 |1423326 |284665,2 |1064135,5 |212827,1| |Итого налогов | | |976501,5 | |753803,4| Более затруднительным оказался расчет по налогу на добавленную стоимость, так как сумма уплаты налога в бюджет определяется по результатам сравнения фактически полученных и уплаченных в процессе производственной деятельности предприятия сумм налога. В данной ситуации сумму увеличения платежей в бюджет по НДС можно оценить с помощью добавленной стоимости, которая будет создана в результате дополнительного выпуска продукции. Вновь созданная добавленная стоимость будет сформирована из сумм увеличения прибыли, фонда заработной платы и отчислений на социальные нужды на предприятии. Общая сумма дополнительных налоговых платежей в результате выполнения областного государственного заказа составит по 1 варианту 976501,5руб., по 2 варианту – 753803,4 руб. Наибольший удельный вес в сумме увеличения налоговых отчислений занимают платежи по налогу на прибыль. Как следует из таблицы 42, участие предприятия в выполнении областного государственного заказа позволит значительно улучшить основные показатели производственной деятельности предприятия. Таблица 42 Изменение основных показателей деятельности предприятия | |Базовый |С учетом гос. заказа |Показатель роста, % | | |период | | | | | |1 |2 |1 |2 | |Выпуск |598 269 |8 326 888 |7967697,5 |148,7 |142,3 | |(без НДС), руб. | | | | | | |Налоговые платежи, |2015362,4 |2991863,9 |2769165,8 |148,5 |137,4 | |руб. | | | | | | |Чистая прибыль |1340027,3 |2133670,8 |1900197 |159,2 |141,8 | |Среднесписочная |79 |90 |90 |114,0 |114,0 | |численность, чел | | | | | | В результате участия швейного объединения «Забайкалье» в выполнении областного государственного заказа объем выпускаемой продукции на предприятии увеличился бы не менее чем на 42,3%, прирост чистой прибыли составил бы не менее 41,8%. Сумма налоговых платежей по второму варианту выросла бы на 37,4 % (Таблица 43). Таблица 43 Основные показатели экономической эффективности выполнения областного государственного заказа | | 1* | 2**| | |абсолютное |в % |абсолютное |в % | |Увеличение выпуска продукции (без |2 728 719,3 |48,7|2369428,5 |42,3 | |НДС), руб. | | | | | |Увеличение налоговых платежей, руб. |976 501,5 |48,5|753 803,4 |37,4 | |Увеличение чистой прибыли, руб. |793643,5 |59,2|560 169,7 |41,8 | |Увеличение численности, чел. |11 |14,0|11 |14,0 | * - по 1 варианту цена контракта - 3 438 060 руб. ** - по 2 варианту цена контракта - 2 985 480 руб. Как показали приведенные расчеты, участие швейного объединения "Забайкалье" в выполнении областного государственного заказа позволит создать на предприятии дополнительные резервы для последующего увеличения его производственного потенциала, укрепления позиций на рынке. Создание дополнительных рабочих мест и увеличение налоговых поступлений в результате участия малого предприятия в производстве и поставке продукции для областных государственных нужд свидетельствует о возможности увеличения вклада малого бизнеса в развитии экономики области. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общая цель развития экономики, в том числе и малого бизнеса, - это создание нормальных условий для жизнедеятельности населения. В условиях кризиса российской экономики значение малых предприятий возрастает в силу того, что они призваны значительно и без существенных капитальных вложений расширить производство многих потребительских товаров и услуг с использованием местных источников сырья; приблизить производство товаров и услуг к потребителю, помочь выравниванию условий жизни в населенных пунктах различных масштабов, ускорить развитие конкуренции, оптимизировать размещение производительных сил. Как показали проведенные в данной дипломной работе исследования, достигнутый к настоящему времени уровень развития малого бизнеса в Читинской области недостаточен для быстрого создания новых рабочих мест, оживления спроса и предложения на местных товарных рынках, появления самостоятельных источников доходов за счет предпринимательской деятельности у экономически активного населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Поэтому региональная политика по развитию малого предпринимательства должна формироваться исходя из цели активизации роли малого предпринимательства в решении задач социально-экономического развития и совершенствования структуры региональной экономики (рост количества субъектов малого предпринимательства, численности занятых, доли малых предприятий в валовом региональном продукте, прогрессивные сдвиги в отраслевой структуре). Необходима дифференциация мер государственной поддержки для начинающих предпринимателей и действующих малых предприятий. Для первой категории особое значение имеют проблемы профессиональной подготовки, микрофинансирования, административных барьеров, связанных с регистрацией и лицензированием, внешних консультационных услуг, производственных помещений, которые должны решаться с помощью мер государственной поддержки. Действующие субъекты малого предпринимательства нуждаются в привлечении инвестиционных и финансовых ресурсов на рынке, доступе к поставкам продукции для государственных нужд, лизинге оборудования, установлении долгосрочных субподрядных отношений с крупными предприятиями, информации о рынках и технологиях, обучении персонала, устранении препятствий в межрегиональном обмене . В предстоящее десятилетие региональные органы власти должны продемонстрировать заинтересованность в использовании потенциала малого предпринимательства для решения стратегических задач социально- экономических преобразований в соответствии с основными региональными интересами и создать условия, обеспечивающие устойчивый рост и структурное совершенствование этого сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ. Федеральный закон РФ от 12 мая 1995 г. № 88 – ФЗ. 2. О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области. Закон Читинской области от 26 мая 1999 г. № 171 – ЗЧО // Забайкальский Рабочий. – 1999.- 16 июня 3. Об областной целевой программе «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002 годы». Закон Читинской области от 20 декабря 2000 г.- № 239 – ЗЧО. // Забайкальский Рабочий. – 2001. – 10 января. 4. Малое предпринимательство в России: состояние, проблемы, перспективы : аналитический сборник – М.: Институт предпринимательства и инвестиций,1999.-324 с. 5. Макаренко Т.Д., Лескова Т.М., Лосева Т.Н., Саркисян Л.Ю. Развитие малого предпринимательства в Читинской области. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2000.-103 с. 6. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. – М., 1999.- 352 с. 7. Экономика предприятия и отрасли промышленности: учебное пособие.- Ростов на Дону: Феникс, 1999 .-608 с. 8. Организационно-экономические основы малого предпринимательства: учебное пособие. – Чита.,1998.-142 с. 9. Ершова Ю.С. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. – М., 1996 . – 356 с. 10. Частный бизнес: становление и развитие в регионах России. – М.: Институт стратегического анализа и развития предпринимательства, 1998. – 384 с. 11. Малый бизнес в России / Под ред. Винокура С.Ю., М: Финансы и статистика, 1998 . –326 с. 12. Отчет о деятельности Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской области в 2000 г. // Азия-Экспресс. – 2001.-29 марта. 13. Шулус А. Становление системы поддержки малого предпринимательства в России //Российский экономический журнал.- 1997. - №7.- с. 67-85. 14. Полтинина Е.В. Малые предприятия Иркутской области в 1998 // Вопросы статистики.- 1998 . - №8. – с. 35-38. 15. Основные показатели деятельности малых предприятий за 1999 год.: стат. бюллетень (по материалам единовременного сплошного обследования) /Облкомстат. Чита, 2000.-46 с. 16. Читинская область в цифрах, стат. ежегодник в 2-х томах, Т.1.: стат. сб. /Облкомстат. – Чита, 1999. – 170 с. 17. Читинская область в цифрах, стат. ежегодник: стат. сб. / Облкомстат. -Чита, 2000.-384 с. 18. Основные социально-экономические показатели по муниципальным образованиям Читинской области в 2000 г.: стат. бюллетень №7 /Облкомстат.-Чита, 2001. –168 с. 19. Основные показатели деятельности малых предприятий по отраслям экономики Читинской области в 1999 г.: стат. бюллетень №6./Облкомстат.- Чита, 2000.-34 с. 20. Основные показатели деятельности малых предприятий по отраслям экономики Читинской области в 2000 г.: стат. бюллетень №4./Облкомстат.- Чита, 2001.-34 с. 21. Российский стат. ежегодник: стат. сб. /Госкомстат.-М., 2000.-367 с. 22. О социально-экономическом положении Читинской области в 2000 г. //Забайкальский Рабочий. – 2001. –26 января. 23. Кочетков В.В. Перспективы развития малого бизнеса в Иркутской области /htth: //sdb –DIS. ASM.md./6 cience /center IRASVA, ntm/. 24. Форум по развитию предприятий и предпринимательства для Российской Федерации /htth: //sdb –DEM. TSM.md./3 cience /center IRASVA, ntm/. 25. Областная программа. Поддержка и развитие малого предпринимательства в Новосибирской области на 2001-2003 годы. /htnt: //fff. –NOV. ST.md./ ttw/. 26. Об областной целевой программе содействия занятости населения Читинской области на 2001 – 2003 г. Проект закона Читинской области. 27. Об областном государственном заказе. Проект закона Читинской области. 28. Проект программы социально-экономического развития Читинской области на период 2000-2005 г.г. 29. Солодков М.В. Количественная оценка влияния региональных факторов на уровень предпринимательской активности.//Вестник Иркутской Государственной экономической Академии.- Иркутск, 1999.- №1, с. 35- 43. 30. Егорова Н.Е. Моделирование деятельности малого предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом. //Экономика и математические методы, 1999.-Т. 35, номер 2.-с.46-54. ----------------------- [pic] [pic] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |