бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Влияние малого бизнеса на экономику Читинской области

|промышленность | | | | | | |

*- знак “-” свидетельствует о сокращении объема производства продукции

** - в ценах 1999 года

*** - в ценах 2000 года

В топливной промышленности, черной и цветной металлургии доля

продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме производства

продукции по отрасли не превышает 6%. Как положительную тенденцию следует

отметить постепенное увеличение влияния малого бизнеса на выпуск продукции

по данным отраслям в течение 1999-2000 г.г.

2.6. Инвестиционная активность малых предприятий

Инвестиционную активность малых предприятий характеризует показатель

объема капитальных вложений. Как следует из таблицы, объемы инвестиций в

малом бизнесе имели тенденцию к снижению в течение 1999-2000 годов. Для

малых предприятий более привлекательной для капитальных вложений является

сфера строительства (Таблица 19). В разрезе отраслей промышленности

наибольший объем инвестиций в течение последних лет был направлен в

топливную отрасль.

Таблица 19

Инвестиции малых предприятий в основной капитал, руб.

| |1998 |1999 |2000 |

|Объем инвестиций МП всего |103 329,0 |90 200,8 |69 724,9 |

|в том числе: | | | |

|Промышленность |20 190,0 |27 454,5 |22 454,5 |

|В том числе: | | | |

| Топливная |8 630,0 |13 722,2 |12 946,5 |

| Цветная металлургия |2 204,3 |12 206,3 |8 248 |

| Машиностроение | ___ |180 |100 |

|Транспорт |6 983 |6 267 |5 346,1 |

|Связь |1 692 |6 304,6 |3 979,9 |

|Строительство |40 438,0 |31 804,0 |23 758,0 |

|Торговля и общественное питание |830,0 |1 100,0 |1 350,0 |

|Сельское хозяйство | ___ |2 827,5 |2 710,0 |

|Прочие отрасли |33 196 |14 443,2 |10 126,4 |

В силу того, что в отраслевой структуре малого бизнеса преобладают

предприятия торговли и других некапиталоемких отраслей, вклад малых

предприятий в общий объем капиталовложений невысок. На основе данных

таблицы 19 был рассчитан удельный вес инвестиций малых предприятий в

основной капитал в общем объеме капитальных вложений в экономике области и

по отраслям народного хозяйства (Таблица 20).

Таблица 20

Доля инвестиций МП в общем объеме инвестиций, %

| |1998 |1999 |2000 |

|Удельный вес инвестиций МП в общем объеме |7,6 |2,8 |1,4 |

|инвестиций | | | |

|В том числе: | | | |

|Промышленность |2,6 |2,6 |1,6 |

|Строительство |48,7 |53,2 |30,1 |

|Транспорт |1,1 |0,4 |0,2 |

|Связь |44,5 |24,1 |14,0 |

|Торговля и общественное питание |56,2 |74,4 |91,4 |

|Сельское хозяйство | ___ |10,6 |5,9 |

Как показывает таблица 20, удельный вес капитальных вложений малых

предприятий в общем объеме капиталовложений сокращался в течение 1999-2000

г.г. Такая тенденция была обусловлена сокращением объема инвестиций в

малом бизнесе на фоне роста капитальных вложений в целом по области.

Положение в сфере малого бизнеса усугубляется отсутствием источников

финансирования для обновления основных производственных фондов, износ

которых составляет более 60%. Высокий процент износа объясняется тем, что

оборудование, особенно на малых предприятиях промышленности, приобреталось

на вторичном рынке у предприятий, которые ликвидировались или сокращали

производственную деятельность.

Данные из таблицы 21 свидетельствуют о том, что использование прибыли

в качестве источника для капитальных вложений является невозможным для

большинства малых предприятий в силу их убыточности.

Таблица 21

Динамика прибыли (убытка) малых предприятий, тыс. руб.

| |1998 |1999 |2000 |

|Всего |-17 638,5 |-47 049,6 |-59 494,7 |

|В том числе: | | | |

|Промышленность |-62 884 |-28 770,7 |-7 865,4 |

|Строительство | 30 375 |-10 129,1 |-14 419,5 |

|Транспорт |-1 429 |-1 397,6 |- 2 463,9 |

|Связь |1 695,6 |1 460,5 |878 |

|Торговля и общественное питание |30 407,1 |549,1 |-20 494,2 |

|Сельское хозяйство |-5 619,2 |-4 316,1 |-803,2 |

|Другие отрасли |-10 184 |-4 445,7 |-14 326,5 |

На современном этапе малые предприятия не оказывают значительного

влияния на увеличение инвестиций в области и нуждаются в помощи

региональных властей в поиске источников инвестирования.

2.7. Региональная политика в области развития и поддержки малого

бизнеса

2.7.1. Мероприятия по поддержке и развитию малого предпринимательства

Процесс образования и функционирования малых предприятий не может

носить совершенно стихийный характер. Этот процесс есть результат активной

государственной политики, направленный на создание максимально

благоприятных условий для деятельности малого бизнеса, его ориентации на

наиболее важные и выгодные в данный момент направления. С помощью механизма

поддержки малых предприятий государство может способствовать повышению роли

малого бизнеса в развитии экономики.

Сегодня, можно считать, что на областном уровне заложены основы

политики этой поддержки. Это прежде всего: закон Читинской области «О

государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской области» и

программа «Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории

Читинской области на 2001-2002 гг.». Образован и успешно работает Фонд

поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области.

Деятельность Фонда поддержки малого предпринимательства Читинской

области (далее по тексту «Фонд») осуществляется в соответствии с

Федеральным Законом от 14.06.95г. №880ФЗ«О государственной поддержке малого

предпринимательства в РФ», Законом Читинской области от 26.05.99 №171-ЗЧО

«О государственной поддержке малого предпринимательства в Читинской

области» и Уставом Фонда.

Региональная политика Фонда в 2000 году была направлена на дальнейшее

развитие малого предпринимательства на территории области, укрепление

связей с субъектами малого предпринимательства и создание целостной системы

государственной поддержки малых предприятий, исходя из целей и задач

областной целевой Программы «Поддержка и развитие малого

предпринимательства в Читинской области на 1998-1999 годы»,

пролонгированной Постановлением Читинской областной Думы от 22.12.99г. №325

на 2000 год.

В рамках выполнения Программы «Поддержка и развитие малого

предпринимательства в Читинской области на 1998-1999 годы» была создана

инфраструктура поддержки малого предпринимательства:

1) Читинское региональное агентство поддержки малого и среднего

бизнеса. В 2000 году Агентством оказано 750 различных услуг.

Разработано 20 бизнес-планов, осуществлено 500 консультаций, 180

предпринимателям предоставлена информация.

В рамках предоставленного гранта Фонда «Евразия» Агентство

разработало программу микрокредитования субъектов малого

предпринимательства Читинской области. Целью данной программы

является предоставление финансовых услуг экономически активным

людям, не имеющим доступа к кредитным ресурсам коммерческих банков.

2) Учебно-деловой центр Морозовского проекта. За 2000 год Учебно-

деловым центром обучено 84 человека, разработано 10 бизнес-планов,

оказано 20 консультаций по бизнес-планированию. В рамках

молодежного конкурса проектов среди студентов учебных заведений г.

Читы «Я - предприниматель», УДЦ совместно с Фондом было

организовано обучение победителей конкурса основам

предпринимательской деятельности.

Центром реализован грант «Евразия» по обучению депутатов областной и

городской Дум, служащих Администраций области и г. Читы по программе -

«Основы рыночной экономики».

3) Межрегиональный маркетинговый центр «Чита - Москва».Данный центр

является частью Всероссийской системы межрегиональных маркетинговых

центров, созданных по инициативе правительства Москвы. В настоящее

время центром ведется работа по формированию базы данных продукции

и услуг местных производителей.

С целью активизации работы по вопросам поддержки и развития малого

предпринимательства на территории области Фонд заключил ряд соглашений о

сотрудничестве с организациями, комитетами и управлениями Читинской

области:

1. Для оказания финансовой помощи работодателям – субъектам малого

предпринимательства на создание дополнительных рабочих мест, а

также для реализации Программ содействия занятости населения

Фондом заключено Соглашение с Департаментом федеральной

государственной службы занятости населения по Читинской области;

2. В рамках соглашения, подписанного между Фондом и Читинским банком

СБ РФ, предусмотрена реализация перспективных предпринимательских

проектов на территории Читинской области, а также развитие и

совершенствование механизма гарантийно – залогового обеспечения;

3. Для организации предоставления услуг по страхованию и сохранности

имущества физических и юридических лиц, заложенного в обеспечение

исполнения своих обязательств перед Фондом, заключены Соглашения о

сотрудничестве с филиалом страховой компании «РОСНО» и управлением

Рос. Госстраха по Читинской области /12/.

4. Для реализации мероприятий по информационной поддержке малого

предпринимательства разработана программа «Информационно –

издательская деятельность ФПМП Читинской области». Основная задача

данной программы – формирование благоприятного имиджа малого

предпринимательства среди самых широких слоев населения области

/12/.

2.7.2.Анализ кредитной деятельности Фонда поддержки малого

предпринимательства

Программой «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской

области на 1998 – 1999 годы» предусматривалось выделение кредитов для

реализации приоритетных инвестиционных проектов, отбираемых на конкурсной

основе. Ресурсное обеспечение указанного направления составляло 92,5% от

общего объема финансирования Программы. Поэтому финансирование проектов

производится на конкурсной основе, при этом предпочтение отдается проектам,

осуществляемым в приоритетных для области направлениях, указанных в

Программе. Кредиты выдаются с соблюдением основных принципов кредитования –

возвратности, срочности, целевого использования, платности и

обеспеченности.

Заявки предпринимателей, обратившихся в Фонд за получением

кредита, регистрируются и проходят экспертизу. Как видно из таблицы 22,

максимальное количество заявок поступает от предприятий пищевой

промышленности (34,2% от общего количества), что обусловлено рядом причин:

1. Наличие в регионе сырья по сравнительно низким ценам;

2. Невысокая капиталоемкость производства;

3. Конечный продукт входит в число товаров повседневного спроса.

Деятельность крестьянско-фермерских хозяйств в целом направлена

также на производство и первичную переработку сельхозпродукции.

Поступающие заявки на выделение кредитов с целью пополнения

оборотных средств для ведения торгово-закупочной деятельности допускаются к

участию в конкурсе только при условии реинвестирования прибыли на

организацию производства, либо выполнения мероприятий социальной

направленности /12/. Всего за 2000 год от субъектов малого бизнеса

поступило 38 заявок, что свидетельствует о низкой активности

предпринимателей в поиске кредитных ресурсов.

Таблица 22

Отраслевая структура поданных в 2000 году заявок

|Отрасль |Количество заявок |Сумма запрашиваемых |

| | |кредитов |

| |Шт. |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к |

| | | | |итогу |

|Строительство и |2 |5,3 |550 |4,1 |

|ремонтно-строительные | | | | |

|работы | | | | |

|Лесозаготовка и |1 |2,6 |1500 |11,1 |

|лесопереработка | | | | |

|Пищевая промышленность |13 |34,2 |6760 |49,8 |

|Фармацевтика |1 |2,6 |500 |3,7 |

|Легкая промышленность |2 |5,3 |500 |3,7 |

|Крестьянско-фермерские |4 |10,5 |1154 |8,5 |

|хозяйства | | | | |

|Автоуслуги |2 |5,3 |1000 |7,4 |

|Бытовые услуги |3 |7,9 |600 |4,4 |

|Юридические услуги |1 |2,6 |200 |1,5 |

|Обучение |2 |5,3 |100 |0,7 |

|Общественное питание |2 |5,3 |100 |0,7 |

|Торговля |5 |13,2 |600 |4,4 |

|Всего заявок |38 |100 |13564 |100 |

Согласно данным таблицы 23, на 2000 год приходится более 50% от

общего количества профинансированных проектов, что связано с увеличением

кредитных ресурсов за счет поступления финансирования из бюджета денежными

средствами, а также значительным объемом средств, выделенных на поддержку

угольной отрасли, которые направлены в соответствии с подписанными

соглашениями на кредитование проектов в Чернышевском районе Читинской

области.

Таблица 23

Объемы выделенных кредитов в 1997-2000 годах

|Год |Профинансированные проекты|Профинансировано проектов |

| | |на сумму |

| |количество |В % к итогу |Тыс. руб. |В % к итогу |

|1997 |1 |2,1 |500 |3,8 |

|1998 |12 |25,0 |2800 |21,3 |

|1999 |10 |20,8 |2609 |19,9 |

|2000 |25 |52,1 |7212 |55,0 |

|итого |48 |100 |13121 |100 |

В отраслевой структуре профинансированных в 1997 - 2000 годах проектов

на долю отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства

приходится 78,5 % от общей суммы финансирования. Как показывает таблица 24,

размеры кредитов предприятиям, осуществляющим свою деятельность в пищевой

промышленности, строительстве и производстве строительных материалов,

фармацевтике были сравнительно больше.

В 2000 г. значительно изменилась отраслевая структура выданных

кредитов, более половины денежных средств Фонда было направлено на

финансирование проектов пищевой промышленности. Данная отрасль на

протяжении нескольких лет занимает значительный удельный вес в структуре

кредитов, но в 2000 г. эта тенденция усилилась. Возросла доля

финансирования крестьянско-фермерских хозяйств. Уменьшились объемы

кредитования в отраслях строительства и лесопереработки, что связано с

высокой капиталоемкостью этих производств. Максимальный размер кредитов,

выдаваемых Фондом, - 500 000 рублей, что не может покрыть затраты на

организацию крупного строительства или лесоперерабатывающего производства

/12/.

В 2000 году произошло увеличение доли коммерческих проектов, что было

обусловлено отсутствием достаточного количества проработанных и

обеспеченных заявок в других отраслях и социальной направленностью

профинансированных проектов.

Таблица 24

Отраслевая структура проектов, профинансированных в 1997 - 2000 годах.

| |Количес|Сумма |Структурное |

|Отрасль |тво |кредитов |соотношение, в % |

| |проекто| | |

| |в | | |

| | | |По |По сумме|

| | | |количеству| |

|Крестьянско-фермерские |7 |1 344 000 |14,6 |10,0 |

|хозяйства | | | | |

|Пищевая промышленность |9 |5 178 836 |18,8 |38,6 |

|Лесозаготовка и |2 |968 416 |4,2 |7,2 |

|лесопереработка | | | | |

|Фармацевтика |2 |900 000 |4,2 |6,7 |

|Производство строительных |8 |1450 000 |16,7 |10,8 |

|материалов, СМР | | | | |

|Услуги связи |1 |380 000 |2,1 |2,8 |

|Швейное производство |3 |699 320 |6,3 |5,2 |

|Услуги общепита |2 |100 000 |4,2 |0,8 |

|Торговля |8 |1 150 000 |16,7 |8,6 |

|Автоуслуги |2 |600 962 |4,2 |4,5 |

|Бытовое обслуживание |1 |50 000 |2,1 |0,4 |

|Обучение |2 |100 000 |4,2 |0,8 |

|Юридические услуги |1 |200 000 |2.1 |1,5 |

|итого |48 |13 121 534 |100,0 |100,0 |

Анализ средней ставки по выданным кредитам позволяет говорить о

низкой стоимости заемных средств для субъектов малого предпринимательства.

Средняя процентная ставка по проектам, профинансированным в 2000 году,

находится на уровне 22,38%, что значительно ниже средней банковской ставки,

сложившейся в регионе.

Как следует из таблицы 25, среди заемщиков Фонда преобладают

индивидуальные предприниматели и общества с ограниченной ответственностью,

что можно объяснить доминированием их в общем объеме действующих субъектов

предпринимательства.

Таблица 25

Организационно-правовая форма субъектов малого предпринимательства,

получивших кредиты Фонда в 2000 году

|Организационно-правовая |Кредитные договора |Структурное соотношение |

|форма | | |

| |количество |На сумму|По количеству,|По сумме, |

| | | |в % |в % |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Юридические лица, всего |12 |5761 836|48 |79,9 |

|В том числе | | | | |

| ЗАО |2 |500 000 |8 |6,9 |

| ООО |8 |2 227 |32 |30,9 |

| | |036 | | |

|Производственные |1 |2 884 |4 |40,0 |

|кооперативы | |800 | | |

| МУП |1 |150 000 |4 |2,1 |

|Физические лица * , всего|13 |1 450 |52 |20,1 |

| | |000 | | |

|В том числе | | | | |

|Крестьянско-фермерские |3 |600 000 |12 |8,3 |

|хозяйства | | | | |

| Продолжение таблицы 25 |

|1 |2 |3 |4 |5 |

|Индивидуальные |10 |850 000 |40 |11,8 |

|предприниматели | | | | |

|Всего |25 |7 211 836 |100 |100 |

*- физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без

образования юридического лица

Очевидно, что индивидуальные предприниматели обращаются чаще (40% от

общего количества), но берут небольшие кредиты (12% от общей суммы выданных

кредитов). Обратная ситуация наблюдается в отношении юридических лиц: 80%

общей суммы составляют кредиты, выданные юридическим лицам, тогда как по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.