|
Влияние малого бизнеса на экономику Читинской областиколичеству профинансированных проектов они занимают лишь 48%. Фонд ежемесячно проводит мониторинг платежей заемщиков. При нарушении сроков возврата, предусмотренных графиками, ведется претензионная работа, применяются санкции, призванные повысить ответственность и заинтересованность заемщиками в своевременном внесении платежей. Контроль за целевым направлением денежных средств включает обычно 3 этапа: 1) расходование средств на приобретение оборудования/материалов, предусмотренных бизнес-планом. 2) Организация производства/запуск объекта. 3) Поступление выручки от реализации продукции/услуг /12/. При заключении соглашения о пролонгации кредитного договора принимается во внимание не только объективная невозможность заемщика рассчитаться в установленный срок, но и такие факторы как: 1) Целевое расходование средств Фонда: 2) Объективные препятствия, не позволившие выйти на проектную мощность по бизнес – плану; 3) наличие условий, указывающих на возможность заемщика рассчитаться по кредиту в случае увеличения срока действия кредитного договора /12/. Для улучшения возвратности кредитов в 2000 году усилена работа по рассмотрению документов, оценке финансового состояния заемщика и реальности предлагаемого к финансированию проекта. По залоговым обязательствам проводится экспертиза с целью определения реальной стоимости имущества и возможности его быстрой реализации. Автотранспортные средства принимаются в обеспечение только при условии страхования их в пользу Фонда. По поручительствам оценивается финансовое состояние и уровень оборотов по расчетным счетам организации, предоставляющей обеспечение. У заемщиков, ведущих свою деятельность в районах области, обязательно запрашивается поручительство Администрации района. Данные таблицы 26 показывают, что основным видом обеспечения кредитов является залог (65,2% в структуре обеспечения), при этом чаще применяется залог товаров в обороте и залог оборудования. Нужно отметить, что залог товаров в обороте возможен только в качестве дополнительного обеспечения. В 2000 году произошло значительное сокращение залога недвижимости, причинами которого явились высокая стоимость и формализованность процедуры оформления залога. Финансирование инвестиционных проектов позволило расширить деловую и инвестиционную активность в сфере производственного предпринимательства. По проектам, профинансированным в 2000 г., эффективность и результативность мероприятий может быть оценена следующими показателями: 1) создано 90 новых рабочих мест; 2) поступления в бюджет и внебюджетные фонды составили около 5 млн. рублей; 3) объем произведенной продукции в стоимостном выражении составил более 30 млн. рублей Таблица 26 Структура обеспечения выданных Фондом кредитов |Виды обеспечения |Количество проектов |Структура, % | |Поручительство |22 |31,9 | |Залог, всего: |45 |65,2 | |в том числе | | | | залог товаров в обороте |10 |14,5 | | залог недвижимости |9 |13,0 | | залог оборудования |10 |14,5 | | залог автотранспорта |8 |11,6 | | залог движимого имущества |3 |4,4 | |Страхование |7 |10,2 | |Итого: |69* |100 | *В ряде случаев практикуется одновременное применение нескольких видов обеспечения – поручительство + залог, страхование + залог, поручительство + залог + страхование. . . Таким образом, в результате деятельности фонда поддержки и развития малого предпринимательства в 2000 году было обеспечено увеличение рабочих мест в сфере малого бизнеса на 2% и увеличение объема произведенной продукции на 2,2%. Дальнейшая деятельность Фонда будет направлена на выполнение мероприятий областной целевой Программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Читинской области на 2001 – 2002 годы», принятой постановлением Читинской областной Думы от 20.12.00 г. 2.7.3. Анализ программы поддержки и развития малого предпринимательства в Читинской области на 2001-2002г.г. Целью реализации Программы является развитие существующих и создание новых малых предприятий, последовательное расширение сферы деятельности малого бизнеса, привлечение дополнительных финансовых ресурсов для развития малого предпринимательства в Читинской области, обеспечение занятости граждан, расширение рынков сбыта продукции малых предприятий, увеличение налоговых поступлений. В целом на финансирование реализации мероприятий Программы в 2001-2002 году требуется 49 000,0 тыс. рублей. В структуре источников финансирования наибольший удельный вес занимают средства областного бюджета и областного Фонда (Рис. 3). В бюджете Читинской области на 2001 год заложено 8 млн. рублей для финансирования расходов на поддержку малого предпринимательства, что составляет 0,19% от его расходной части. Нужно отметить, что доля бюджетных средств на 2001 год для поддержки малого бизнеса увеличилась по сравнению с 2000 годом на 0,11%. Рисунок 3. Структура источников финансирования Программы В соответствии с Программой приоритетными направлениями поддержки малого предпринимательства на территории Читинской области являются: 1) производство и переработка сельскохозяйственной продукции; 2) малое промышленное производство и производство импортозамещающих товаров народного потребления; 3) малая строительная индустрия; 4) бытовое обслуживание населения; 5) транспорт; 6) дорожное хозяйство и придорожный сервис; 7) почтовый и информационный сервис; 8) инновационная сфера /3/. Нужно отметить, что перечень приоритетных направлений является достаточно широким и охватывает практически все отрасли производственной сферы, за исключением торговли и общественного питания. Такая многонаправленность не учитывает отраслевые особенности развития малого бизнеса, затрудняет выбор наиболее приоритетных проектов при финансировании. В структуре распределения программных средств наибольший удельный вес приходится на финансово – кредитную поддержку малого предпринимательства (91,9% от всего объема финансовых средств), увеличилась доля средств, направляемых на формирование инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса (Таблица 27). Таблица 27 Структура распределения программных средств в разрезе направлений поддержки малого предпринимательства |Направления поддержки |Сумма средств, |В % к итогу | | |тыс. руб. | | |1 |2 |3 | |Нормативно – правовое обеспечение |25,0 |0,1 | |Финансово – кредитная поддержка |45 040,0 |91,1 | |Инновационная и производственная поддержка|730,0 |1,5 | |Формирование инфраструктуры поддержки и |2450,0 |5,0 | |развития | | | | Продолжение таблицы 27 | |1 |2 |3 | |Научно – методическое и кадровое |315,0 |0,6 | |обеспечение | | | |Формирование благоприятного общественного |440,0 |0,9 | |мнения о предпринимательской деятельности | | | |Итого: |49 000,0 |100 | Реализация мероприятий Программы позволит /3/: 1) Увеличить число субъектов малого предпринимательства, охваченных Фондом и объектами инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса, до 12 312 человек, что составит 38% от общего числа субъектов малого предпринимательства области; 2) Увеличить объем производства продукции субъектов малого предпринимательства, профинансированных из средств Фонда, на 33%, что составит 248 185 тыс. рублей, из них 80% - продукция промышленности и сельского хозяйства; 3) Увеличить налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства на 37,5%, что составит 34 188 тыс. рублей; 4) Создать и сохранить не менее 750 рабочих мест; 5) Привлечь инвестиции в малый бизнес в размере 34 млн. рублей. Сравнивая современное состояние малого бизнеса с результатами реализации программных мероприятий, можно отметить, что исполнение Программы должно обеспечить увеличение числа занятых на малых предприятиях на 2% , подъем в производстве товаров и услуг малыми предприятиями на 18,4% от уровня 2000 года. При этом в промышленности и сельском хозяйстве объем производства вырос бы на 47%, а размер инвестиций увеличился на 49%. 3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО БИЗНЕСА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО РОЛИ В ЭКОНОМИКЕ ОБЛАСТИ 3.1 Необходимость совершенствования механизма государственной поддержки малого бизнеса Как показал анализ, реальный потенциал малого бизнеса, который так необходим для динамичного экономического развития области, до сих пор не занял соответствующего положения в экономике. В настоящее время уровень развития малого предпринимательства является недостаточным с точки зрения требований рыночного хозяйства. Концентрация числа малых предприятий на территории области существенно ниже, чем требуется для оптимальной структуры рыночной экономики. По оценкам Министерства экономики РФ и экспертов Российской ассоциации развития малого предпринимательства, число малых предприятий для создания критической массы малого предпринимательства должно быть как минимум в 4 – 5 раз больше /3/. При сохранении существующей тенденции развития малых предприятий кардинальных изменений в сфере малого бизнеса в ближайшие годы не произойдет. Согласно прогнозу, составленному на основе статистических данных и анализа влияния малого бизнеса во второй части дипломной работы, число малых предприятий к 2003 году увеличиться на 4,3%, численность занятых - на 3,8%. Отраслевая структура малых предприятий, численности занятых на них практически не изменится, по-прежнему доминирующие позиции останутся за сферой торговли и общественного питания (Таблица 28 ). Объемы выпускаемой продукции и инвестиций как в целом по малым предприятиям, так и в разрезе ведущих отраслей будут постепенно увеличиваться. В структуре производимой малыми предприятиями продукции и услуг наибольший удельный вес сохранится за сферой торговли и общественного питания, а наибольшая доля инвестиций по-прежнему будет принадлежать строительству. Таблица 28 Прогноз основных показателей развития малых предприятий до 2003 года | |2000 |2001 |2002 |2003 | |Прогноз числа МП – всего, ед. |3 095 |3 120 |3 171 |3 228 | |В том числе: | | | | | | Промышленность | 561 |580 |590 |603 | | Строительство |360 |369 |379 |382 | | Торговля и общественное питание |1558 |1570 |1590 |1610 | | Другие отрасли |602 |601 |612 |633 | |Прогноз численности занятых – всего, |36 209|36 290|36 935|37 585 | |тыс. чел. | | | | | |В том числе: | | | | | | Промышленность |5 976 |5 980 |6 090 |6 230 | | Строительство |2 122 |2 169 |2 240 |2 300 | | Торговля и общественное питание |22 671|22 690|23 000|23 320 | | Другие отрасли |5 440 |5 460 |5 605 |5 725 | |Прогноз выпуска товаров и услуг - всего, |1350,2|1696,7|1992,2|2361,9 | |в ценах соответствующих лет, млн. руб. | | | | | |В том числе: | | | | | | Промышленность |390,1 |475,9 |553,4 |638,4 | | Строительство |252,1 |327,7 |389,9 |444,6 | | Торговля и общественное питание |486,5 |583,8 |665,5 |760,3 | | Другие отрасли |110,9 |309,3 |383,4 |518,5 | |Прогноз объема инвестиций – всего, в |69,7 |141,68|165,11|189,34 | |ценах соответствующих лет, млн. руб. | | | | | |В том числе: | | | | | | Промышленность |22,5 |46,75 |54,07 |61,61 | | Строительство |23,8 |35,43 |42,03 |48,34 | | Торговля и общественное питание |1,35 |2,31 |3,92 |6,74 | | Другие отрасли |28,16 |51,19 |65,09 |72,65 | Прогнозная оценка влияния малого бизнеса на развитие экономики области, составленная на основе прогноза основных показателей развития малых предприятий, свидетельствует о дальнейшем повышении роли малого бизнеса в социально-экономической жизни области (Таблицы 29, 30, 31 ). Однако, темпы роста влияния малого бизнеса на увеличение занятости, объемов производства и капитальных вложений будут недостаточными для того, чтобы способствовать в значительной мере экономическому развитию области. Таблица 29 Прогноз удельного веса произведенной малыми предприятиями продукции (работ, услуг) в объеме выпускаемой продукции по отраслям экономики до 2003 года, % | |2000 |2001 |2002 |2003 | |Удельный вес произведенной малыми |4,0 |4,1 |4,3 |4,6 | |предприятиями продукции (работ, услуг) в | | | | | |объеме произведенной промышленной продукции | | | | | |Удельный вес произведенной малыми |0,5 |0,6 |0,6 |0,8 | |предприятиями продукции (работ, услуг) в | | | | | |объеме произведенной сельскохозяйственной | | | | | |продукции | | | | | |Удельный вес произведенной малыми |7,4 |7,9 |8,1 |8,2 | |предприятиями продукции (работ, услуг) в | | | | | |объеме произведенной строительной продукции | | | | | |Удельный вес произведенной малыми |6,8 |7,4 |8,1 |8,8 | |предприятиями продукции (работ, услуг) в | | | | | |объеме произведенной платных услуг населению | | | | | Таблица 30 Прогноз удельного веса занятых на малых предприятиях в общей численности занятых по отраслям экономики до 2003 года, % | |2000 |2001 |2002 |2003 | |Удельный вес занятых на МП в общем числе |8,5 |8,6 |8,7 |8,9 | |занятых в экономике | | | | | |Удельный вес занятых на МП в общем числе |9,5 |9,4 |9,6 |9,7 | |занятых в промышленности | | | | | |Удельный вес занятых на МП в общем числе |9,4 |9,6 |10,0 |10,1 | |занятых в строительстве | | | | | |Удельный вес занятых на МП в общем числе |45,2 |45,3 |45,6 |45,8 | |занятых в торговле и общественном питании | | | | | Таблица 31 Прогноз удельного веса инвестиций МП в общем объеме инвестиций и по отраслям экономики до 2003 года ,% | |2000 |2001 |2002 |2003 | |Удельный вес инвестиций МП в общем объеме |1,2 |2,1 |2,1 |2,2 | |инвестиций в экономике | | | | | |Удельный вес инвестиций МП в общем объеме |1,6 |2,8 |3,5 |3,6 | |инвестиций в промышленности | | | | | |Удельный вес инвестиций МП в общем объеме |31,0 |31,0 |31,2 |31.6 | |инвестиций в строительстве | | | | | Очевидно, что для полного использования потенциала малого бизнеса в интересах экономики области, необходимо создание благоприятных условий для его развития. В этом деле первостепенная роль отводится региональным органам государственной власти, формирующим политику поддержки и развития малого предпринимательства на уровне области. Предшествующий анализ региональной политики в области поддержки и развития малого бизнеса показал, что в системе поддержки произошли качественные изменения, но тем не менее вклад данной политики в усилении роли малого бизнеса в экономике достаточно скромен. Поэтому совершенствование механизма поддержки малого бизнеса важно не само по себе, а именно в той степени, в которой это будет способствовать устойчивому экономическому развитию области. В соответствии с этим критериями эффективности реализации областной программы поддержки и развития малого предпринимательства должны стать показатели роста влияния малого бизнеса в развитии экономики области. В перечень данных критериев должны войти следующие показатели: 1. Обобщающий показатель эффективности региональной программы (Эо ): Эо=Рс / Зс, (1) где Рс - совокупные результаты, полученные от реализации программы (сумма произведенной малыми предприятиями продукции, работ и услуг или сумма налогов, уплаченная в бюджет); Зс – совокупные затраты в течение срока реализации программы (например, бюджетные средства, выделенные на финансирование программы). 2. Доля малых предприятий в налоговых доходах бюджета (Дб ): Дб=Нмп / Нб * 100, (2) где Нмп – сумма налогов, уплаченных малыми предприятиями; Нб – налоговые доходы бюджета. 3. Доля малых предприятий в валовом региональном продукте (Дврп ): Дврп=Пмп / ВРП * 100, (3) где Пмп – объем продукции, произведенной субъектами малого предпринимательства, в денежном выражении; ВРП – объем валового регионального продукта (руб.). 4. Плотность малых предприятий (Р): Р=Кмп / Ч*100, (4) где Кмп – количество малых предприятий в регионе; Ч – численность населения региона. 5. Доля занятых в малом бизнесе в экономически активном населении региона (Дч ): Дч=Чмп / Ча*100, (5) где Чмп – численность занятых в малом бизнесе; Ча – численность экономически активного населения региона. 6. Доля созданных на малых предприятиях рабочих мест в общей численности экономически активного населения (Дс ): Дс=Чн / Ча*100, (6) где Чн – количество новых рабочих мест, созданных в сфере малого бизнеса Таким образом, совершенствование механизма поддержки малого предпринимательства должно способствовать более быстрым темпам роста влияния малого бизнеса на развитие экономики области, по сравнению с прогнозной оценкой. В соответствии с этим одной из главных задач государственной политики поддержки малого бизнеса является поиск и использование новых возможностей для увеличения роли малых предприятий в социально-экономической жизни области. В данном направлении перспективным является создание нормативно- правовой базы для формирования кредитных и страховых союзов, кооперативов как основы взаимного финансирования и кредитования субъектов малого предпринимательства. В случае успеха «задолженность» перед бюджетом по налогам возвращается сторицей за счет расширения налогооблагаемой базы, повышения товарооборота. На сегодняшний день остаются неиспользованными возможности привлечения в малый бизнес финансовых средств с помощью создания системы финансирования малых предприятий на основе предоставления гарантий Администрации области банковскому сектору. Подтвержденная опытом других регионов эффективность лизинговых операций в сфере малого бизнеса свидетельствует о необходимости развития лизинга как инструмента поддержки малых предприятий в нашей области. В соответствии с производственной специализацией экономики области увеличения влияния малого бизнеса в промышленности, особенно в горнодобывающей и сопутствующих ей отраслях, должно являться наиболее приоритетным направлением в политике государственной поддержки малых предприятий. Для стимулирования развития малого бизнеса в промышленности наиболее эффективным средством является создание механизма льготного налогообложения малых предприятий, занимающихся приоритетными для экономики области видами деятельности. Перспективной возможностью для увеличения роли малого бизнеса в экономике области, особенно в промышленности, является привлечение малых предприятий к поставкам продукции и услуг для областных и муниципальных |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |