бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютные операции в Российской Федерации

которых в капитале фирм ниже предела, обозначенного для прямых инвестиций.

Портфельные инвестиции не обеспечивают контроля за заграничными компаниями,

ограничивая прерогативы инвестора получением доли прибыли (дивидендов).

В ряде случаев международные корпорации реально контролируют

иностранные предприятия, обладая портфельными инвестициями, из-за двух

причин:

- из-за значительной распыленности акций среди инвесторов;

- по причине наличия дополнительных договорных обязательств,

ограничивающих оперативную самостоятельность иностранной фирмы.

Имеются в виду лицензионные и франчайзинговые соглашения, контракты

на маркетинговые услуги и техническое обслуживание.

Повышение роли портфельных инвестиций в последнее десятилетие связано с

возможностью проведения спекулятивных операций, наращиванию масштабов

которых способствовал ряд факторов: интернационализация деятельности

фондовых бирж, снятие ограничений на допуск иностранных компаний на многих

крупнейших фондовых биржах, расширение международных операций банков с

ценными бумагами пенсионных фондов и других сберегательных учреждений.

Общий объем иностранных инвестиций, поступивших в нефинансовый сектор

экономики России в I полугодии 1998г., млн. долларов США1

| |I |В % к | |Накоплено на| |

| |полугод| | |конец июня | |

| |ие | | |1998г. | |

| |1998г.,| | | | |

| |млн. | | | | |

| |долларо| | | | |

| |в США | | | | |

| | |итогу |I полугодию|млн. |в % к |

| | | | |долларов США|итогу |

| | | |1998 г. | | |

|Инвестиции |7697,9 |100 |99,1 |37064,1 |100 |

|В том | | | | | |

|числе: | | | | | |

|Прямые |1509,4 |19,6 |53,7 |11328,1 |30,6 |

|Портфельные|32,4 |0,4 |7,2 |290,2 |0,8 |

|Прочие |6156,1 |80 |136,4 |25445,8 |68,6 |

Инвестиции в российскую экономику осуществляются инвесторами различных

стран. Но США остаются безоговорочным лидером - 70 инвестиционных проектов,

а сумма вложенных средств - более 800 млн. долларов. За Соединенными

Штатами следует Германия, у которой 19 инвестиционных проектов в России, а

третье место заняла Южная Корея. Она осуществила в России 16 проектов,

инвестировав более 500 млн. долларов, и обошла такие страны, как Франция,

Великобритания и Австрия.

На долю десяти развитых стран в I полугодии 1998г. приходилось 94,2%

всех инвестиций (в I полугодии 1997г. - 88,3%), что видно из следующей

таблицы (млн. долларов США)1:

| |Поступи| |В том | | |

| |ло | |числе | | |

| |всего |в % к |прямые |портфельные|прочие |

| | |итогу | | | |

|Всего |7698 |100 |1509,4 |32,4 |6156,1 |

|инвестиций | | | | | |

|из них: | | | | | |

|Германия |2637 |34,3 |244,2 |0,1 |2393,2 |

|США |1190 |15,5 |443 |0,2 |747,2 |

|Франция |1155 |15 |10,3 |- |1144,4 |

|Великобритания|980 |12,7 |110,6 |12 |857,4 |

|Швейцария |340,4 |4,4 |30,8 |0,6 |309 |

|Кипр |410,6 |5,3 |249 |10,5 |151,1 |

|Нидерланды |264,8 |3,4 |68,4 |0,6 |195,8 |

|Италия |111,3 |1,5 |9,8 |- |101,5 |

|Швеция |115 |1,5 |52,4 |0,2 |62,4 |

|Канада |44,2 |0,6 |15,9 |- |28,3 |

Совместные предприятия остаются наиболее распространенной формой

инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инвестиционных сделок.

Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы

вложений - покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

Нефтегазовый сектор остается наиболее питаемой отраслью экономики. Тем

не менее, большее число проектов, по итогам исследования, было заключено в

области электроники и телекоммуникаций. Другие не менее привлекательные для

иностранного капитала отрасли: автотракторная, аэрокосмическая, добывающая

промышленность, а также гостиничный бизнес и сфера банковских услуг. В

действительности, перечень секторов рынка с большой степенью активности

чрезвычайно расширился (см. Приложение 4).

К числу иностранных инвесторов обычно относят следующие категории

субъектов:

- иностранные юридические лиц;

- иностранные физические лица;

- отечественные граждане, проживающие за рубежом;

- иностранные государства;

- международные организации.

Осуществление инвестиций связано с определенным риском для иностранного

инвестора. Возможность таких рисков, именуемых часто "некоммерческими",

увеличивается при политической и экономической нестабильности в принимаемой

стране, при возникновении вооруженных конфликтов, введении чрезвычайного

положения и т.д. Все это обостряет вопрос о гарантиях и делает необходимым

установление определенных гарантий как во внутреннем законодательстве, так

и в международных договорах.

В РФ предоставляются государственные гарантии защиты иностранных

инвестиций. Они содержатся в ст. 5 Закона "Об иностранных инвестициях":

1) гарантии от принудительных изъятий, а также незаконных действий

государственных органов и их должностных лиц;

2) гарантии от изменения законодательства;

3) гарантии при прекращении инвестиционной деятельности;

4) гарантии перевода платежей в связи с иностранными инвестициями;

5) гарантии использования платежей в валюте РФ на ее территории.

Главное в проблеме инвестиций - их эффективность, создание условий для

интенсификации вложений в наиболее эффективные, конкурентоспособные

производства, дающие быструю отдачу, позволяющие максимально увеличить

доходы предприятий, населения и бюджета; предотвращать те капитальные и

иные затраты, которые ведут лишь к растранжированию ресурсов и усилению

инфляции.

Затягивание смены режимов процесса воспроизводства чревато серьезными

угрозами. Без значительного притока высокоэффективных инвестиций не удастся

решить задачи устойчивой макроэкономической стабилизации, реконструкции

народного хозяйства и возобновления экономического роста.

Потребность российской экономики в инвестициях для структурной

перестройки на ближайшие 15 лет составляет, по оценке Е.Ясина, 800-900

млрд. долл. Внутренние возможности страны при максимальном использовании

всех резервов - 400-600 млрд. долл. Чтобы безнадежно не отстать в развитии

экономики и не затянуть на десятилетия "переходный период", необходимо за

это время привлечь 300-400 млрд. долл. иностранных инвестиций.1

Стратегия привлечения иностранных инвестиций в экономику любой страны,

в том числе и России, должна базироваться, прежде всего, на изучении

интересов потенциальных зарубежных инвесторов и возможностей их

удовлетворения без ущерба для национальной экономики.

Одним из главных мотивов зарубежных инвесторов является стремление

получить максимальную прибыль и благоприятные условия для ее последующей

реализации. Этот мотив вполне сочетается с интересами российской стороны,

поскольку получаемая от реализации инвестиционных проектов прибыль

распределяется между сторонами-партнерами.

Следующий движущий мотив иностранного инвестора состоит в его

стремлении завоевать обширный рынок России, отличающийся потенциальной

емкостью, как с точки зрения инфраструктуры, так и производства

потребительских товаров. Необходимость технического обновления производства

и инфраструктуры страны, сравнительно низкая доля конкурентоспособных

товаров и услуг открывают перед иностранными инвесторами немалые

перспективы на российском рынке. В реализации подобного интереса

заинтересована и российская сторона, ибо потенциально обеспечивается приток

дополнительных инвестиций и решение назревших проблем. Объем продаж и

уровень прибыльности здесь может быть значительно выше, чем в развитых и

так называемых "зрелых" развивающихся странах. Однако сочетание этого

интереса может быть обеспечено определенными методами государства,

регламентирующими направления и совокупность приоритетов в приложении

иностранных инвестиций. Если речь идет, например, о создании производства

(в том числе и совместного) и распространении выпускаемой продукции в

соответствии с потребностями внутреннего рынка России, то такое завоевание

вполне удовлетворяет интересам обеих сторон. В случае же, когда через

зарубежного инвестора как через посредника внутренний рынок России

заполняется товарами, которые выпускаются местными производителями и

которые, по сути, отвоевывают у них рынок, то такое положение должно

пресекаться соответствующей политикой государства. Разумная

протекционистская защита внутреннего производства с помощью тарифных и

нетарифных мер способна, на наш взгляд, стимулировать импорт капитала, а не

товаров.

И, наконец, еще одним важным мотивом иностранного инвестора является

возможность доступа к природным ресурсам страны. В эффективной добыче и

переработке сырья, включая решение экологических проблем и применение

высоких технологий, обеспечивающих максимальную отдачу от эксплуатации

месторождений, весьма заинтересована и российская сторона. Однако

реализация этого интереса требует значительных инвестиций. Следовательно,

для сочетания интересов сторон необходима соответствующая целенаправленная

политика государства, которая бы способствовала разработке природных

ресурсов страны для внутренних потребностей производства и населения, а не

для превращения России в "сырьевой придаток".

Иностранные инвесторы, движимые своими интересами и по достоинству

оценивая имеющиеся предпосылки эффективного приложения капитала,

рассчитывают на благоприятные условия своей предпринимательской

деятельности. Совокупность условий приема и функционирования иностранного

капитала и представляет инвестиционный климат страны реципиента.

Состояние инвестиционного климата (благоприятный, неблагоприятный,

рискованный) и степень привлекательности страны-реципиента определяются

уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой

и действующим законодательством в отношении иностранных инвестиций;

отношением к иностранной собственности и зарубежным инвестициям; условиям

перевода капитала, прибылей и движения кредитных ресурсов; ограничениями и

льготами для иностранных инвестиций; устойчивостью национальной денежной

единицы и уровнем развития местного рынка капиталов, протекционистской

защиты и социально-культурным взаимодействием.

Анализу состояния инвестиционного климата в России посвящено достаточно

много исследований специалистов. Все они оценивают инвестиционный климат в

России как неблагоприятный.

Иностранные инвесторы, высоко оценивая потенциальные предпосылки

эффективного приложения своего капитала в России (огромные природные

богатства, дешевые ресурсы производства, большой производственный и

интеллектуальный потенциал, позволяющий в сочетании с богатыми природными

ресурсами раз вернуть производство таких видов продукции, которые

пользуются спросом на внутреннем и конкурентоспособны на мировом рынках),

весьма осторожно относятся к его вложению в экономику нашей страны. Они

считают, что в сравнении с другими странами-импортерами капитала

инвестиционный климат России является весьма рискованным. Для такого

заключения у них есть основания, поскольку большинство западных

исследований утверждает, что комплексная оценка риска вложений капитала в

российскую экономику заметно выше, чем, например, в Западной Европе. Так,

например, международный финансовый журнал "Euromoney" периодически

публикует экспертную оценку показателя риска зарубежного инвестирования,

оцениваемого по 100-балльной шкале. Чем выше этот показатель, тем степень

риска ниже, и наоборот. По данным этого журнала, по состоянию на 1993 г.

показатель степени риска вложений в российскую экономику составляет 18,13.

В Японии, например, данный показатель составляет 99,44; в США - 99,07; во

Франции - 96,46; в Эстонии - 23,35.

Главными факторами, обусловившими столь низкую оценку инвестиционного

климата в России, являются политическая и экономическая нестабильность,

финансовый кризис и высокие темпы инфляции, значительность внешнего долга,

нестабильное и противоречивое законодательство, недостаточно развитая

инфраструктура вообще и рыночная, в частности, не конвертируемость рубля,

высокий уровень преступности и, наконец, профессиональная

неподготовленность управленческого звена к широкомасштабному

инвестиционному сотрудничеству.

Совместные предприятия остаются наиболее распространенной формой

инвестирования. Их доля составляет 75% от всех инвестиционных сделок.

Медленные темпы приватизации обусловили маленькую долю другой формы

вложений - покупка компаний - всего 3% общего числа проектов.

Привлекая иностранный капитал в СП, национальный партнер стремится:

- получить доступ к зарубежной передовой технологии; пополнить

внутренние источники накопления;

- использовать иностранный опыт управления для повышения эффективности

производства;

- уменьшить неоправданный импорт и сократить расходы в свободно

конвертируемой валюте;

- расширить экспорт, в особенности готовой промышленной продукции.

По данным Госкомстата, в 1996 г. в России работало 7,8 тыс. совместных

и иностранных предприятий с численностью персонала 220 тыс. человек.1

1997 г. общий объем иностранных инвестиций достиг 10,5 млрд. долл. плюс

10,4 трлн. руб., в том числе прямых — 3,9 млрд. долл. плюс 8,3 трлн. руб.

Годовые объемы привлеченных иностранных инвестиций, таким образом,

незначительны и не соответствуют основным макропоказателям российской

экономики; минимальными являются также значения иностранных инвестиций

надушу населения. Так, в 1996 г. общий объем иностранных инвестиций на душу

населения составил 44 долл., а прямых — 14,3 (для сравнения: в том же году

- соответствующий показатель в Польше находился на уровне 140, а в Венгрии

— 1300 долл.).2

Наиболее выгодным для иностранных прямых инвестиций является российский

топливно-энергетический комплекс, а наиболее крупным источником привлечения

таких инвестиций - США.

Сейчас в различной стадии проработки находится несколько десятков

крупных проектов освоения нефтегазовых месторождений в разных регионах

России с участием американских и других иностранных инвесторов.

Другие не менее привлекательные для иностранного капитала отрасли:

электронная, аэрокосмическая, автомобиле и судостроение, гостиничный бизнес

и сфера банковских услуг.

В последние годы заметно увеличились портфельные инвестиции в экономику

России, на сегодня в России обосновалось более 20 крупных инвестиционных

институтов. Среди них: Европейский банк реконструкции и развития,

Международная финансовая корпорация (МФК), банк CSFirst Boston, Morgan

Grenfell, Фонд Pioneer Investment, инвестиционный банк Brunswick Investment

и т.д.

Решающая роль в изменении сложившейся ситуации с инвестиционным

климатом России принадлежит, в частности, государственной политике в

отношении иностранных инвестиций.

Инвестиционной политика - совокупность государственных подходов и

решений, определяющих направления использования капитальных вложений в

сферах и отраслях экономики, мобилизации средств предприятий и создание

благоприятного режима для иностранных инвесторов с помощью введения

налоговых и других льгот, институциональная определенность в управлении

процессом привлечения, планирования и реализации инвестиций и

дебюрократизация деятельности соответствующих оргструктур. Особое значение

в этом плане имеет правовое регулирование инвестиционной деятельности,

которое, как правило, предполагает законодательство о собственности,

включая положения об иностранных инвестициях; налоговое законодательство, в

том числе в отношении иностранных инвесторов; законодательство о труде,

социальной защищенности определенных групп населения, антимонопольное

законодательство, законодательство об охране природы в связи с

производственной деятельностью и др.

Представление о законодательной базе России в области регулирования

иностранных инвестиций дает следующий перечень:

Закон РФ "Об иностранных инвестициях в РФ" от 4.07.1991 г.;

Закон РФ "Об инвестиционной деятельности в РФ" от 26.06.1991 г.;

Закон РФ "О недрах" от 21.02.1992 г.:

Указ Президента Российской Федерации от 27. 09.1993 г. " О

совершенствовании работы с иностранными инвестициями";

Указ Президента РФ от 24.12.1993 г. "Вопросы соглашений о разделе

продукции при пользовании недрами";

Указ Президента РФ от 25.01.1995 г. "О дополнительных мерах по

привлечению иностранных инвестиций в отрасли материального производства

Российской Федерации";

Постановление Правительства РФ от 29.09.1994 г. "Об активизации работы

по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации";

Любой инвестор постоянно действует, исходя из соотношения между

получением размера возможной прибыли и риском. В отличие от участников

процесса прямой купли-продажи товара инвестор намеревается вложить свой

капитал в расчете на будущий результат и должен быть в определенной степени

уверен в надежности планируемой им операции. В этой связи задача

принимающей стороны, если она всерьез и надолго заинтересована в

иностранных инвестициях, состоит в создании стабильного для деловой

активности и ясного для вкладчика капитала инвестиционного режима. Как

считают сами инвесторы, лучше иметь, возможно, и не очень хорошие, но

стабильные правила и условия инвестиционной деятельности (отношения

собственности, уровень налогообложения, репатриации прибылей и капиталов и

пр.), чем более привлекательные, но подверженные постоянным изменениям. При

постоянно меняющихся "правилах игры" инвесторы не могут уверенно

планировать свои действия на перспективу. В таких условиях они либо требуют

более высокой прибыли в порядке компенсации за риск, либо воздерживаются от

вложения капитала, либо выбирают минимально рискованную стратегию.

Среди названных выше документов есть ряд нормативных актов, призванных

облегчить участь иностранных инвесторов. Так, в соответствии с Указом

президента РФ от 25.01.1995 г. № 73 «О дополнительных мерах по привлечению

иностранных инвестиций в отрасли материального производства" принято

предложение Правительства РФ о применении в отношении отдельных групп

товаров (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) при ввозе

их на таможенную территорию РФ ставок ввозных таможенных пошлин,

уменьшенных в 2 раза. Установлено, что эти ставки могут применяться в

отношении иностранных товаров не более 5 лет при условии, что поставляющие

их компании являются учредителями предприятий по производству аналогичных

товаров на территории РФ с использованием отечественного сырья и труда

российских работников и осуществляют прямые капиталовложения в отрасли

материального производства РФ в сумме, эквивалентной не менее 100 млн.

долл. США. При этом вклад иностранного участника в уставный фонд такого

предприятия должен составлять сумму, эквивалентную не менее 10 млн. долл.

США.

Что касается регионов – лидеров по привлеченным инвестициям, то данные

приведены в таблице.

Пять регионов с наибольшим объемом капитальных вложений за 1993-1997

гг.

|Регион |Объем в 1993-1997 |Доля в России, % |

| |гг. млрд. неденом. | |

| |руб. | |

|Москва |263626,3 |14,92 |

|Ханты-Мансийский АО |132931,9 |7,52 |

|Ямало-Ненецкий АО |94523,7 |5,35 |

|Республика |62127,9 |3,52 |

|Башкортостан | | |

|Московская обл. |57272,3 |3,24 |

Распределение объема иностранных инвестиций в I полугодии 1998г. в

региональном аспекте (млн. долларов США).1

| |Посту| |В том | | |

| |пило | |числе | | |

| |Всего|в % к |прямые |портфельны|прочи|

| | |итогу | |е |е |

|Всего инвестиций |7698 |100 |1509,4 |32,4 |6156,|

| | | | | |1 |

|из них: | | | | | |

|Центральный район |5456 |70,9 |768 |17,1 |4670,|

| | | | | |4 |

|Москва |5054 |65,6 |550,7 |5,2 |4497,|

| | | | | |7 |

|Западно-Сибирский |494,8|6,4 |121,1 |2,5 |371,2|

|район | | | | | |

|Тюменская область |96,9 |1,3 |43,4 |0,1 |53,4 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.