бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Валютные операции в Российской Федерации

порядке, установленном ЦБ России;

- право беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из РФ

валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти

валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в

Россию или приобретены в РФ на основаниях, указанных в предыдущем

подпункте, и в иных случаях в соответствии с законодательством РФ.

Валютные операции осуществляются уполномоченными банками, т.е. банками,

имеющими лицензии Центрального банка РФ на проведение данных операций.

Текущие валютные операции проводятся резидентами без наличия

лицензии или разрешение ЦБ РФ. Однако бывают исключения. Резиденты

должны обратиться в ЦБ РФ за получением разрешения на совершение

валютной операции в следующих случаях:

- если срок поступления экспортной выручки превышает 90 дней;

- если срок ввоза импортируемых резидентом товаров превышает 90

дней от даты их оплаты. То же самое относится к платежам по

консигнационным соглашениям, по бартерным, товарообменным и

компенсационным сделкам, по реэкспортным сделкам;

- если резидент уплачивает проценты при возвращении полученного

от нерезидента аванса в случае невыполнения обязательств по контракту.

Все валютные операции, связанные с движением капитала, требуют наличия

лицензий ЦБ РФ.

Операции, связанные с движением капитала, осуществляются только

банками, имеющими лицензию ЦБ РФ.

Существуют три вида лицензий, позволяющих вести валютные операции:

генеральная, расширенная, внутренняя.

Генеральная лицензия разрешает проведение валютных операций, как на

территории РФ, так и за ее пределами. При наличии генеральной лицензии

банки могут вести расчеты на территории РФ и устанавливать

корреспондентские отношения с неограниченным количеством иностранных

банков. Генеральная лицензия дает право на совершение коммерческим банком

всех банковских операций в иностранной валюте, позволяет выполнять все

сделки на международных валютных биржах, арбитражные сделки и другие

валютные операции, заключать любые корреспондентские отношения.

Расширенная лицензия дает возможность проводить валютные операции на

территории РФ без ограничений, а за границей – устанавливать

корреспондентские отношения с шестью иностранными банками.

Внутренняя лицензия разрешает проведение валютных операций в пределах

РФ и установление корреспондентских отношений без специального разрешения

ЦБ РФ со следующими банками: Московским Народным банком (Лондон, Сингапур);

Эйробанком (Париж), Ист-Вест-Юнайтед Банком (Люксембург), Ост-Вест-

Хандельсбанком (Франкфурт), Донау-Банком (Вена), т.е. с иностранными

банками, в уставном капитале которых ведущая роль принадлежит Центральному

банку РФ и другим уполномоченным банкам. Если банк, обладающий расширенной

лицензией, устанавливает корреспондентские отношения с указанными банками,

то они не входят в квоту шести банков-корреспондентов. Наличие внутренней

лицензии позволяет банку осуществлять только валютные операции с клиентами,

а корреспондентские отношения устанавливать через уполномоченные банки.

Однако в порядке исключения при наличии обоснованных причин ЦБ РФ может

разрешить банку, имеющему внутреннюю лицензию, открыть счет в иностранном

банке.

Банк, получивший лицензию на осуществление операций в иностранной

валюте, выполняет функции агента валютного контроля за операциями своих

клиентов.

Необходимо иметь в виду, что любые сделки по купле-продаже

иностранной валюты за рубли между резидентами и нерезидентами,

совершенные минуя уполномоченные банки, являются недействительными.

Основополагающая роль в Законе РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» отведена Центральному банку России. ЦБ РФ наделен следующими

функциями:

- определяет сферу и порядок обращения в РФ иностранной валюты и

ценных бумаг в иностранной валюте;

- издает нормативные акты, обязательные к исполнению в РФ резидентами

и нерезидентами;

- проводит все виды валютных операций;

- устанавливает правила проведения в РФ операций с иностранной валютой

и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения

нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в

валюте РФ;

- устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в

Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной

валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия

резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;

- устанавливает общие правила выдачи лицензии банкам и иным кредитным

учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие

лицензии;

- устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и

статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а

также порядок и сроки их предоставления;

- готовит и публикует статистику валютных операций Российской

Федерации по принятым международным стандартам;

- выполняет другие функции, предусмотренные законом.

Действующее законодательство требует обязательного перевода средств на

счета в уполномоченных банках на территории РФ. Перевод иностранной валюты

в РФ должен быть осуществлен в течение 30 дней с даты осуществления платежа

в любой форме в пользу резидента. Резидент не вправе продлить срок оплаты

требований на нерезидента или обязательств последнего, а также каким либо

способом уменьшать сумму этих требований и обязательств.

Вместе с тем законодательство предусматривает возможность использования

валютной выручки, поступившей в собственность или распоряжение резидента,

за границей только для оплаты банковских и иных комиссий и расходов,

непосредственно связанных с данной внешнеэкономической операцией, по

которой получена эта выручка.

Предприятие, осуществляющее перевод валютной выручки, предоставляет

уполномоченному банку информацию об операции, по которой поступили валютные

средства. В сведениях указываются номер и дата контракта, плательщик, банк

плательщика. Эти данные просто обязательны, т.к. необходимы для

осуществления валютного контроля.

Открытие российскими организациями текущих и иных счетов за границей

может быть сделано только с разрешения Центрального банка РФ. При этом ЦБ

РФ учитывает специфику проведения конкретных валютных операций, для

осуществления которых и предполагает открыть соответствующий счет за

границей. Причем учитывается также и возможность открытия такого счета в

уполномоченных банках РФ.

В случае получения разрешения и открытия соответствующего счета за

границей, его владелец обязан предоставлять отчетность по остаткам

средств на счете, а также информацию о процентах, полученных и

переведенных в РФ во время отчетного периода. Сумма средств на счетах за

границей не должна превышать рабочие остатки, необходимые для

осуществления операций, с целью проведения которых был открыт счет.

Излишние суммы должны быть переведены в РФ.

Вместе с тем законодательством предусмотрен ряд случаев, когда валютная

выручка, поступившая на счета за границей, не подлежит обязательному

переводу в РФ. К таким случаям относятся:

- валютные поступления резидентов, связанные с сооружением ими

объектов на территории иностранных государств и представлявшие

собой оплату заказчиками (нерезидентами) местных расходов

резидентов (на период строительства);

- валютные поступления резидентов от их участия в фондовых

операциях за границей, которые используются для дальнейшего

проведения этих операций и покрытия операционных расходов (на

период проведения этих операций);

- валютные поступления резидентов от проведения выставок,

спортивных, культурных и иных мероприятий за границей,

используемые для покрытия расходов по их проведению (на период

проведения этих мероприятий).

После завершения строительства, проведения фондовых операций,

выставок, спортивных и культурных мероприятий, остаток средств в

иностранной валюте в течение 30 дней от даты завершения соответствующих

операций и урегулирования всех претензий к резиденту по сделкам

должен быть реализован на валютном рынке.

На территории РФ расчеты между резидентами осуществляются в

национальной валюте, которая принимается без ограничений в оплату любых

требований и обязательств. Использование иностранной валюты, а также любых

платежных документов в иностранной валюте допускается только с разрешения

ЦБ РФ, который определяет порядок и сферу их обращения.

Использование в отношениях между резидентами иностранной валюты и

платежных документов в иностранной валюте на территории РФ допускается в

следующих случаях:

- в расчетах между экспортерами и транспортными, страховыми и

экспедиторскими организациями в случаях, когда услуги этих

организаций по доставке, страхованию и экспедированию грузов входят

в цену товара и оплачиваются иностранными покупателями;

- при расчетах импортеров с транспортными, страховыми и

экспедиторскими организациями за их услуги;

- при расчетах за транзитные перевозки грузов через территорию РФ;

- за услуги предприятий связи по аренде международных каналов связи

для российских предприятий;

- при оплате комиссионного вознаграждения организациям,

осуществляющим посреднические операции с иностранными партнерами

по заказам поставщиков экспортной и покупателей импортной продукции;

- при расчетах между поставщиками и субпоставщиками продукции на

экспорт из валютной выручки, остающейся в распоряжении экспортеров;

- при оплате расходов банковских учреждений и посреднических

внешнеэкономических организаций;

- при проведении расчетов, связанных с получением коммерческого и

банковского кредита в иностранной валюте и его погашением, а также

при проведении операций по покупке и продаже иностранной

валюты на внутреннем валютном рынке.

С 1 января 1994 года реализация гражданам на территории Российской

Федерации товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту запрещена.

При этом расчеты между предприятиями и гражданами за покупаемые последними

на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) могут

осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в

международной практике (включая оплату кредитными картами), за исключением

расчетов наличной иностранной валютой.

Действующее валютное законодательство запрещает всем участникам

внешнеэкономических связей, а также физическим лицам - резидентам вывозить

и пересылать за границу, ввозить и пересылать из-за границы облигации

государственных займов, акций российских предприятий и организаций в

рублях, вывозить аннулированные ценные бумаги, вывозить, ввозить и

пересылать за границу и из-за границы российскую валюту, кроме случаев,

предусмотренных действующим валютным законодательством. Нормы ввоза из-за

границы и вывоза за границу физическими лицами наличной национальной валюты

устанавливаются Центральным банком РФ.

Ввоз и пересылка иностранной валюты, валютных и иных ценностей из-за

границы разрешаются без ограничений, но при условии соблюдения юридическими

и физическими лицами почтовых правил и правил таможенного контроля.

Законодательство разрешает гражданам-резидентам и нерезидентам иметь в

собственности валютные ценности, ввезенные, перевезенные или пересланные в

РФ из-за границы или приобретенные на территории РФ в соответствии с

действующим законодательством, хранить их на счетах во вкладах в

уполномоченных банках и использовать на цели, не запрещенные

законодательством РФ.

Сделки с валютными ценностями между резидентами, а также резидентами и

нерезидентами на территории РФ запрещены, за исключением следующих случаев:

- передачи в дар государству, фондам, организациям на общественные и

благотворительные цели;

- дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;

- завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;

- приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных

иностранных денежных знаков и монет, в том числе из

драгоценных металлов.

Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном

контроле» установил не только основные понятия валютного законодательства,

обозначил объекты и субъекты валютного контроля, но и определил полномочия

различных государственных органов в области валютного регулирования и

валютного контроля.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами

валютного контроля и их агентами. Органами валютного контроля по Закону

являются:

- Центральный банк Российской Федерации;

- Правительство Российской Федерации;

- Государственный таможенный комитет.

Агенты валютного контроля - это организации, которые в соответствии с

законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции

валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим

органам валютного контроля. Так, например, уполномоченные банки являются

агентами валютного контроля и подотчетны Центральному Банку, а региональные

таможни, также являясь агентами, подотчетны Государственному таможенному

комитету.

В октябре 1992 г. Законом РФ «О валютном регулировании и валютном

контроле» на Центральный банк России была возложена функция основного

органа валютного регулирования в стране.

ЦБ России устанавливает единые формы первичной учетной документации,

отчетности и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными

банками.

Валютный контроль направлен на обеспечение соблюдения валютного

законодательства при осуществлении валютных операций. Он осуществляет

непосредственно Правительством и Центральным банком России, а также через

агентов валютного контроля, подотчетные органам валютного контроля.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции вправе

проверять все документы, связанные с осуществлением ими функций валютного

контроля, получать необходимые объяснения, справки и сведения, изымать

документы, содержание которых противоречит действующему валютному

законодательству. В их функции входит также приостанавливать операции по

счетам в уполномоченных банках, лишать лицензий и разрешений на право

ведения валютных операций при непредставлении необходимых документов и

информации. В конце 1995 г. функции валютного и экспортного контроля,

помимо ЦБ РФ, осуществлялись ГТК, Министерством финансов, Госналогслужбой,

Госкомимуществом, Департаментом налоговой полиции, МИД (в части координации

с заграницей по пресечению отмывания преступных денег), судебными,

правоохранительными органами и Министерством по сотрудничеству со странами

участниками СНГ. Координирующим органом деятельности указанных ведомств и

министерств в данной сфере внешнеэкономической деятельности является

Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК России),

образованная в соответствии с Указом Президента РФ от 24 сентября 1993 г. №

1444. Агенты валютного контроля в пределах своей компетенции осуществляют

контроль за соответствием проводимых валютных операций законодательству,

условиям лицензий и разрешений, проводят соответствующие проверки. По

представлению агентов валютного контроля органы валютного контроля имеют

право налагать установленные законодательством взыскания.

2. Классификация валютных операций в РФ.

2.1. Текущие валютные операции.

Согласно Закону РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" к

текущим валютным операциям относятся (полный перечень приведен в Приложении

1):

- переводы в РФ и из РФ иностранной валюты для осуществления расчетов

без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ, услуг, а

также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием

экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней;

- получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180

дней;

- переводы в РФ и из РФ процентов, дивидендов и иных доходов по

вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с

движением капитала;

- переводы неторгового характера в РФ и из РФ, включая переводы сумм

заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также других

аналогичных операций.

2.1.1 Экспортно-импортные и бартерные операции.

Экспорт - это вывоз за границу товаров, проданных иностранному

покупателю или предназначенных для продажи на иностранном рынке. К экспорту

относятся также вывоз товаров для переработки их в другой стране, перевозка

товаров транзитом через другую страну, вывоз привезенных из другой страны

товаров для продажи их в третьей стране.

Импорт - это ввоз в страну иностранных товаров.

К экспорту и импорту относятся сделки со следующими признаками:

- пересечение товаров государственной границы;

- оплата производится за границей или валютные средства поступают из-за

границы;

- участие в сделке нерезидента.

В законе о государственном регулировании внешнеэкономической

деятельности достаточным и единственным признаком, определяющим экспорт и

импорт, является факт пересечения товаром государственной границы.

Первичная учетная документация по экспортным операциям, являющаяся

основой системы банковско-таможенного контроля, определена инструкцией «О

порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую

Федерацию валютной выручки от экспорта товаров», и включает в себя:

- паспорт сделки (ПС);

- учетную карточку (УК) – возвратный документ. Она составляется

таможенными органами на основании грузовой таможенной декларации

(ГТД). Направляется ими в уполномоченные банки для текущего контроля

за полнотой и своевременностью поступления валютной выручки

предприятиям от экспорта товаров, работ и услуг;

- реестр – документ, выписываемый таможенными органами на базе

сведений ГТД. Содержание его включает информацию об отгрузках

товаров на экспорт, ожидаемых сроках и суммах поступления выручки;

- досье – специальная подборка документов по контролю за поступлением

валютной выручки; формируется уполномоченными банками по каждому

паспорту сделки;

- журнал – учетный регистр, составляемый банком для ведения отдельного

учета входящих и исходящих документов валютного контроля.

Для осуществления валютного контроля за экспортно-импортными

контрактами основополагающую роль играет Паспорт сделки (ПС).

В соответствии с инструкцией Банка России от 12.10.1993 г. №19 и ГТК РФ

от 12.10.1993 г. № 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля

за поступлением валютной выручки от экспорта товаров" по каждому

заключенному экспортному контракту, включая контракты, расчеты по которым

проходят по клиринговым счетам, оформляется ПС, подписываемый

уполномоченным банком.

Паспорт сделки представляет собой всеохватывающий документ, который, с

одной стороны, включает реквизиты уполномоченного банка, на транзитный

валютный счет которого должна поступать экспортная выручка, реквизиты

предприятия - экспортера, включая официальное наименование, полный

юридический адрес, код ОКПО и номер транзитного валютного счета, а с другой

стороны -реквизиты иностранного партнера (наименование, страна, адрес),

условия контракта, в т.ч. сумма сделки, валюта платежа, форма расчетов и

сроки поступления валютной выручки.

Заполненный и подписанный экспортером ПС в двух экземплярах

предоставляется в соответствующий уполномоченный банк вместе с оригиналом

или копией контракта, заверенной со стороны экспортера.

После подписания ПС экспортер несет полную ответственность за

соответствие приведенных в нем данных условиям контракта и полное и

своевременное зачисление валютной выручки на транзитный валютный счет в

оформляющем ПС уполномоченном банке. Причем сроки поступления валютной

выручки рассчитываются экспортером самостоятельно, исходя из времени

движения товаров по территории Российской Федерации, времени пробега

банковских документов, условий платежа по контракту и других факторов.

Указанные сроки исчисляются от даты таможенного оформления товаров. При

этом если срок поступления валютной выручки превышает 90 дней, то в ПС

вносятся данные о лицензии ЦБ РФ. Разрешающие предоставление подобного рода

отсрочки платежа иностранным покупателем.

Уполномоченный банк отказывает экспортеру в подписании ПС в следующих

случаях:

- несоответствия указанных в нем сведений данным, содержащимся в

контракте;

- несоответствия предусмотренных контрактом валютных операций

требованиям действующего законодательства РФ;

- оформление ПС с нарушением установленных требований;

- наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной

выручки по нему на счета других, помимо экспортера, предприятий и

лиц;

- отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление

экспортной выручки на счет экспортера в уполномоченном банке РФ;

- отсутствия в контракте сведений, необходимых для составления ПС в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.