бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шпоры по международной экономике

иностранные займы - «импортом капитала». Однако кредитование иностранцев

является импортной операцией, т.к. инвестиции в другие страны -(отток

капитала) означает расход иностранной валюты , уменьшение резервов, и

поэтому отражается на стороне дебета. Получение кредита (приток капитала)

является экспортной операцией, т.к. иностранные инвестиции увеличивают

запасы (резервы) иностранной валюты и поэтому отражаются на стороне

кредита. Поэтому, если экспорт товаров увеличивает, а импорт уменьшает

запасы (резервы) иностранной валюты, то отток (вывоз) капитала, т.е.

инвестиции в другие страны, означает расход, уменьшение резервов

иностранной валюты, а" приток (ввоз) капиталов, т.е. инвестиции из других

стран, увеличивают запасы иностранной валюты.

Третья часть - «счет официальных резервов» - служит для урегулируемости

«несбалансированности» ПБ по текущим операциям и движению капитала, а также

для поддержания необходимого курса национальной валюты (фиксированного

курса и регулирования краткосрочных колебаний плавающих

валютных курсов).

Таким образом, в ПБ, в сводном виде, представлены факторы, способствующие

увеличению спроса на иностранную валюту (статьи колонки «дебет»: импорт

товаров и услуг, расходы туристов, помощь и займы другим государствам) и

способствующие увеличению предложения иностранной валюты (статьи колонки

«кредит»: экспорт товаров и услуг, займы, предоставляемые стране и др.).

Поэтому анализ ПБ позволяет судить о доходах, получаемых страной от других

стран и платежах другим странам, о предложении и спросе на ту или иную

валюту, о субъектах международных отношений, в руках которых аккумулируются

валюты о тех кто хочет продать и тех кто хочет купить валюту. ПБ говорит о

состоянии, официальных резервов иностранной валюты, позициях национальной

валюты и способности страны платить по своим обязательствам. В конечном

счете в ПБ. отражается состояние национальной экономики и ее место в

системе мирохозяйственных связей.

Вопрос 3. Балансировка статей платежного баланса.

В ПБ итог по статьям кредита и дебета должен быть количественно

уравновешен. Соотношение между поступившими из-за границы платежами и

произведенными страной платежами за границей характеризует состояние ПБ.

«Торговый, баланс», как главная часть, «Текущего платежного баланса»

показывает разницу между платежами по экспорту и импорту товаров. Если

экспорт превышает импорт, то образуется «положительное сальдо» торгового

баланса. Если импорт превышает экспорт, то возникает внешнеторговый дефицит

или «отрицательное сальдо» торгового баланса. В целом по «Балансу текущих

операций», дефицит означает, что импортные операции по первой части ПБ

создали спрос на иностранную валюту больший, чем экспортные операции

обеспечили ее предложение.

Вторая часть ПБ - «Счет движения капиталов» - также показывает соотношение

спроса на иностранную валюту и ее предложение. Приток капиталов увеличивает

поступление иностранной валюты, отток - уменьшение иностранной валюты.

Баланс по текущим операциям и баланс движения капиталов взаимосвязаны.

Дефицит ПБ по текущим операциям покрывается, в основном, за счет притока

капиталов. И наоборот, при активе текущего ПБ избыточные средства

используются для покупки недвижимости или акций, облигаций в других

странах. Общий баланс по текущим операциям и движению капиталов

балансируется или за счет официальных резервов иностранной валюты

центральных банков, или займов у иностранных правительств и МВФ. Если

платежи страны (дебетные операции) не покрываются поступлениями иностранной

валюты (кредитные операции), то покрытие дефицита ПБ осуществляется за счет

официальных резервов. Сумма покрытия дефицита показывает сокращение

валютных запасов страны. Отражается она в ПБ в статье «официальные резервы»

на стороне кредита, т.к. это предложение иностранной валюты, т.е. операция

экспортного типа. Величина активного сальдо ПБ отражается в статье

«официальные резервы» на стороне дебета и показывает размеры увеличения

официальных резервов. Таким образом, рост официальных резервов на стороне

дебета показывает величину активного сальдо ПБ. Величина официальных

резервов на стороне кредита показывает масштабы дефицита ПБ увеличения

официальных резервов.

Причины, масштабы, устойчивость дефицита или актива ПБ, характер мер,

предпринимаемых для преодоления несбалансированности для разных стран

различны. Особенно существенны различия для индустриально развитых стран и

развивающихся стран.

Вопрос 4. Состояние платежного баланса и позиции национальной валюты.

Валютный рынок реагирует на состояние ПБ изменением курса валюты. Обычно

после официального сообщения о растущем дефиците текущего баланса

происходит падение курса национальной валюты, т.к. с одной стороны

увеличивается предложение национальной валюты за рубежом и уменьшается

спрос на нее; с другой стороны - происходит увеличение спроса на

иностранную валюту в данной стране.

Однако могут быть ситуации, при которых дефицит торгового баланса и баланса

текущих операций сопровождается повышением курса национальной валюты. Такая

ситуация в 80-х годах сложилась в США в результате переплетения ряда

факторов, как внутренних, так и внешних. При быстрорастущем дефиците

текущего баланса, курс доллара повышался, т.к. действовал ряд факторов,

вызвавших его рост. Каковы же были причины роста курса доллара?

Основной причиной, обусловившей удорожание доллара, было относительное

повышение процентных ставок, вызванное дефицитом федерального бюджета.

Далее, рост курса доллара означал, что валюта других стран обходилась

американцам дешевле, а доллары стоили дороже для иностранцев. В результате

иностранные товары стали для американцев дешевле и это увеличило импорт, а

американские товары для иностранцев подорожали и это привело к падению

экспорта. Кроме того, в этот период действовал такой фактор как

относительно более высокий рост американской экономики, а следовательно к

национального дохода. А экспорт и импорт страны находится в прямой

зависимости от относительного уровня национального дохода. А так как темпы

роста национального дохода стран - торговых партнеров США значительно

отстава ли, то импорт США ускоренно развивался, а импорт (экспорт США)

других стран увеличивался медленно. И наконец, дефицит торгового баланса

США усугублялся резким сокращением американского экспорта в слабо развитые

страны (СРС).

Несколько иначе складывается это взаимодействие в СРС. Прежде всего, в этих

странах иные причины дефицита ПБ, чем в промышленно развитых странах (ПРС).

Неодинаковы они и внутри этой группы стран. Различны и материальные, и

социально-культурные предпосылки и возможности решения проблем, вызывающих

дефицит ПБ. Более того, для большинства СРС проблемы дефицита трудно

решаемы из-за «порочного круга бедности».

Причины дефицита ПБ, а также низкая интернациональная стоимость валюты СРС

более глубоки. Они связаны прежде всего с низкой производительностью труда,

общей слабостью экономической структуры этих стран, с наличием серьезных

диспропорций в производстве. Сегодня речь идет о «кризисе задолженности»,

неспособности ряда стран осуществлять платежи по предоставленным им займам.

Конъюнктура мирового рынка для внешней торговли СРС крайне неблагоприятна.

С одной стороны, экспорт СРС, состоящий главным образом из сырья и

сельскохозяйственной продукции, подвержен влиянию резких колебаний цен,

которые характерны для рынков этой продукции с присущим им высоким уровнем

конкуренции. Более того, цены на эти товары имеют в долгосрочной

перспективе тенденцию к понижению. С другой стороны, СРС приходится ввозить

продукцию производимую гигантскими корпорациями развитых стран, имеющих все

условия для установления высоких цен на свои товары. Неблагоприятная

внешнеэкономическая конъюнктура не дает возможности увеличить экспорт, а

сокращение импорта, как средства балансировки, по социальным причинам

крайне затруднительно, т.к. ведет к снижению жизненного уровня населения,

создающее взрывоопасную ситуацию в этих странах. Дефицит усугубляется и

тем, что сам импорт дорожает из-за роста курса доллара.

В большинстве стран т.н. «третьего мира» дефицитен и баланс статей,

связанных с движением капитала. С одной стороны, когда разразился долговой

кризис, резко сократился прилив частных капиталов в экономику СРС. С другой

- более высокие реальные процентные ставки (особенно в США), более широкий

выбор объектов для инвестирования в ПРС вызвал постоянный отток капитала из

СРС, т.е. перевод вкладов и инвестиций в промышленно развитые страны.

Вместе с тем, рост процентных ставок в США и других развитых стран увеличил

сумму выплат по предоставленным займам.

Экономически отсталые страны по характеру причин дефицита ПБ, низкой

интернациональной стоимости своей валюты в целом сходны. Поэтому возможные

пути выхода из состояния внешней задолженности и укрепления национальной

валюты в значительной степени одинаковы.

Это, прежде всего, структурная перестройка народного хозяйства,

направленная на активизацию экономического роста. Решение этой задачи тре

бует прекращения оттока капитала из страны и привлечения иностранных

инвестиций. Развитие собственного производства необходимых товаров и

привлечения иностранного капитала для создания предприятий, производящих

продукцию, заменяющую необходимый импорт, позволяет сбалансировать ПБ без

падения уровня жизни населения страны. Но для этого надо снять такие

препятствия на пути инвестиций, как отсутствие единого социально-

экономического пространства; высокие темпы инфляции; произвольная,

громоздкая, несправедливая налоговая система, сдерживающая стимулы к работе

и инвестированию; широкое распространение коррупции и взяточничества;

отсталый менеджмент; отсутствие адекватной инфраструктуры; отсталая

материальная база образования и здравоохранения. Существенным препятствием

на пути инвестиций является низкий доход на душу населения, при котором

практически нет ни возможности, ни стимулов откладывать сбережения. Низкие

доходы означают низкий спрос, что не стимулирует инвестиции.

Ситуация в Украине и проблемы, связанные с острым дефицитом ПБ и низким

курсом гривни во многом такие же как и в группе экономически отсталых

стран. Отток капитала из Украины, отсутствие соответствующих условий для

того, чтобы иностранные инвесторы активно вкладывали капитал в экономику

Украины, с одной стороны, хроническая недостаточность резервов иностранной

валюты, побуждающая включать печатный станок и приводящая к растущей

инфляции и обесцениванию гривни, с другой, крайне затрудняющая решение

задачи укрепления национальной валюты и сокращения внешнего долга без

привлечения средств международных финансовых организаций и займов от

правительств разных стран. Однако, условия и формы содействия устранению

хронического дефицита ПБ, сдерживанию инфляции и падения курса национальной

валюты, применяемые МВФ к странам с рыночной экономикой, не могут дать

ожидаемого эффекта без существенной их корректировки применительно к

конкретным условиям Украины. Дело в том, что реализация таких условий

предоставления кредита, как либерализация цен и импорта может

способствовать решению вышеуказанных проблем лишь в странах с более или

менее современной рыночной экономической структурой и инфраструктурой. В

Украине же нет подлинно рыночной среды. До сих пор еще не достигнута

критическая масса разгосударствления собственности в 51%, необходимая для

того, чтобы рынок функционировал по-настоящему. Поскольку ни в

производстве, ни в торговле не существует конкурентной среды, в которой бы

цены саморегулировались, либерализация цен в условиях сада производства

ведет к обвальному повышению цен, резкому снижению жизненного уровня

населения, вызывающего социальное напряжение в стране. Либерализация

импорта, при существующей структуре производства, низком технологическом

уровне, слабой конкурентоспособности отечественных товаров, без

определенных протекционистских мер углубит кризис задолженности, приведет к

падению валютного курса гривни, а в перспективе к возникновению объективной

ситуации экономического «колониализма».

Несмотря на то, что в Украине есть весомые преимущества по сравнению с

другими государствами, для вложения иностранного капитала - выгодное

географическое положение, емкость внутреннего рынка, достаточно богатые

природные ресурсы, квалифицированная и «дешевая» рабочая сила - объем

иностранных инвестиций в 3-7 раз меньше по сравнению со странами Восточной

Европы. Украинское инвестиционное поле все еще считается неблагоприятным:

отсутствие правовой базы, игра с налогообложением, недобросовестная

конкуренция, организованная преступность, коррупция и вымогательство, когда

чиновники и мафия действуют заодно и трудно различимы, отсутствие права

частной собственности на землю для иностранного инвестора и др. Без

преодоления этих преград, неурядиц и противоречий невозможно создать

благоприятный инвестиционный климат и уменьшить дефицит ПБ, стабилизировать

валютный курс.

Таким образом, политика выхода из кризиса задолженности и повышения

интернациональной стоимости валюты должна учитывать специфику Украины. Так

как причины задолженности, инфляции и низкого курса гривни лежат не только

и не столько в сфере обращения, сколько в производстве, главной задачей

экономической политики должна быть выработка мер, направленных на

преодоление спада производства, восстановление общего равновесия экономики,

структурную перестройку.

Вопрос 5. Проблема конвертируемости национальной валюты и пути ее

решения.

Важным элементом реформирования экономики является стабилизация финансовой

системы, а также денежного обращения и кредита посредством разрешения

проблемы конвертируемости национальной валюты.

Конвертируемость или обратимость национальной денежной единицы -это

возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать

ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в

процесс обмена.

Степень конвертируемости обратно пропорционально объему и жесткости

практикуемых в стране валютных ограничений.

Под ограничениями понимаются любые действия официальных инстанций,

непосредственно ведущие к сужению возможностей, повышению издержек или

появлению неоправданных затяжек в осуществлении валютного обмена и платежей

по международным сделкам.

Обратимость валюты не есть чисто техническая категория возможности ее

обмена. По сути это особый характер связи между национальным и мировым

хозяйствами, глубокое интегрирование первого во второе. Обратимость

национальной денежной единицы обеспечивает стране долгосрочные выгоды от

участия в многосторонней мировой системе торговли и инвестиций, такие как:

• свободный выбор производителями и потребителями наиболее выгодных

рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом в каждый данный момент;

• расширение возможностей привлекать иностранные инвестиции и

осуществлять инвестиции за рубеж;

• стимулирование воздействия иностранной конкуренции на эффективность,

гибкость и приспособляемость предприятий к меняющимся условиям;

• подтягивание национального производства до международных стандартов по

ценам, издержкам и качеству;

возможность осуществления международных расчетов в национальных деньгах;

• на уровне народного хозяйства в целом - специализация с учетом

относительных преимуществ, оптимальное и экономное расходование

материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Конвертируемость национальной валюты, по определению, требует рыночного

типа экономики, т.к. она основана на свободно волеизъявлении всех

владельцев денежных средств. Кроме того, рыночная экономика должна быть

достаточно зрелой для противостояния иностранной конкуренции, полноправного

участия в международном разделении труда.

Украинская гривня является одной из самых неконвертируемых валют в мире,

что связано с кризисным состоянием экономики Украины, с затяжным и

непоследовательным характером ее реформирования как условия включения в

мирохозяйственную систему.

Разрешение проблемы конвертируемости украинской национальной валюты и

экономические реформы в Украине должны рассматриваться, поэтому, по

принципу «встречного движения».

1. Создание предпосылок конвертируемости национальной валюты в ходе

реформирования экономики Украины.

П. Постепенное изменение валютного режима для стимулирования экономических

реформ.

Создание предпосылок конвертируемости национальной валюты предполагает:

1) изменение отношений собственности;

2) становление реальных рыночных отношений;

3) возникновение конкурентоспособных производств и отраслей, особенно

ориентированных на экспорт, что поможет противостоять иностранной

конкуренции на внутреннем рынке и ослабить давление на ПБ со стороны

свободного импорта и оттока прибыли иностранных участников совместных

предприятий;

4) проведение реформы цен и децентрализация ценообразования, с тем, чтобы

цены более глубоко реагировали на условия спрос и предложения, а их

структура все более приближалась к мировой;

5) осуществление мер по уравновешиванию ПБ, диверсификация экспорта,

контроль над ростом задолженности, накопление валютных резервов;

6) создание достаточных стимулов для привлечения иностранного капитала;

7) обеспечение современной инфраструктуры денежно-кредитных отношений,

недопущение произвольного изъятия в бюджет ресурсов у банков;

8) стабилизация внутренней экономики и финансов, проведение эффективной

антиинфляционной политики.

В процессе изменения валютного режима для стимулирования экономических

реформ необходимо выделить два этапа.

1. Этап внутренней конвертируемости - предполагает возможность для граждан

и организаций Украины осуществлять платежи за границу и покупку иностранной

валюты без каких-либо ограничений. Этот этап непосредственно связан с

введением гривни как внутренне конвертируемой валюты.

2. Этап внешней (полной) конвертируемости - предполагает возможность

свободного перевода и конвертации средств в данной валюте на счетах

иностранцев.

Переход к внешней конвертации национальной валюты непосредственно зависит

от того, насколько «твердыми» станут деньги во внутреннем денежном

обращении. Обеспечение денежного обращения определенным количеством

валютного металла, а также аккумуляция соответствующей суммы валютных

резервов создают предпосылки введению полной конвертируемости национальной

валюты.

ЛЕКЦИЯ 10. ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА.

План

1. Варианты валютной политики.

2. Система «золотого стандарта». Бреттон-Вудская валютная система.

3. Принципы Ямайской валютной системы.

4. Выбор конкретной валютной политики.

Вопрос 1. Варианты валютной политики.

Теоретически можно выделить 5 вариантов валютной политики:

1. Финансирование общего платежного дефицита без изменения валютного курса.

2. Жесткий валютный контроль.

3. Плавающий валютный курс.

4. Постоянно фиксированные валютные курсы.

5. Компромисс валютных курсов (3 и 4).

Каждый вариант представляет способ решения валютных проблем как реакцию на

дефицит ПБ и падение курса национальной валюты.

Первый вариант предполагает условия, при которых страна имеет возможность

финансировать дефицит своего ПБ, оставляя валютный курс неизменным, за счет

валютных резервов и денежных обязательств по отношению к другим странам.

Такими условиями являются: а) дефицит ПБ носит временный характер; б)

страна имеет достаточные валютные резервы; в) устойчивость валютного курса

в долгосрочном плане, без существенных корректировок общеэкономической

политики для его поддержания. Если эти условия отсутствуют, то поддержание

валютного курса при помощи временных финансовых мер малоэффективно и

дорогостояще.

Второй вариант - жесткий валютный контроль - предполагает ограничение

импорта товаров и услуг, вывоза капитала за границу, заграничного туризма и

т.п.

Считается, что применение первого варианта валютной политики ограниченно,

второго - практически неприемлемо, т.к. экономические и социальные издержки

жесткого валютного контроля очень велики. Поэтому в качестве реальных

обычно рассматриваются три варианта: фиксированные валютные курсы, гибкие

или плавающие валютные курсы и компромиссные валютные курсы.

Проблема выбора оптимального варианта валютной политики может

рассматриваться только в контексте исторической практики в области валютных

отношений, раскрывающей зависимость изменений валютной политики от

конкретного состояния мировой экономики и социально-экономической ситуации

в данной стране. Исторический опыт раскрывает конкретные условия и

предпосылки проведения той или иной валютной политики. Такой подход

позволяет понять современные проблемы валютных отношений, конкретно -

исторически оценить достоинства и недостатки, целесообразность и

возможность проведения той или иной валютной политики, в данной стране при

конкретной ситуации.

В истории системы фиксированных валютных курсов (ФВК) можно выделить три

периода:

1) эра «золотого стандарта» (1870-1914 гг. и 1925-1931 гг.);

2) система «золотовалютного стандарта» (между 1 и 2 мировыми войнами);

3) так называемая Бреттон-Вудская валютная система (1944-1971 гг.).

Первая и вторая системы - это системы реально фиксированных курсов. Третья

- система договор на фиксированных валютных курсов.

Вопрос 2. Система «золотого стандарта». Бретгон-Вудская валютная

система.

Система «золотого стандарта». При системе «золотого стандарта» все

национальные валюты имели фиксированное золотое содержание. Например, I

английский фунт стерлингов с 1821 года имел золотое содержание равное

7,322385 граммам золота. 1 германская марка - 0,385422 гр. золота (с 1873

г.). Валютный курс определялся отношением золотого содержания валют. В

данном случае 1:20,3.

«Золотой стандарт» был системой твердых валютных курсов по определению, так

как он базировался на непосредственной связи с золотом. При этой системе:

1)все страны поддерживали жесткое соотношение между своими запасами золота

и количеством денег в обращении;

2) все национальные валюты имели фиксированное содержание золота;

3) существовала свободная купля-продажа золота.

Конвертируемость валют в золото и свободное движение золота из страны в

страну автоматически приводили к установлению фиксированных валютных курсов

для любых операций, обеспечивали выравнивание дефицитов и активов ПБ. Этот

же механизм не позволял государству финансировать свои расходы путем

инфляции. Такое положение обеспечивало стабильность экономики. Однако

«золотой стандарт» имел и недостатки. Во-первых, при системе ФВК страны

должны отказаться от проведения независимой денежной политики. Во-вторых,

требования о фиксированных валютных курсах могут выполняться страной только

при наличии золота в качестве официальных резервов.

Бреттон-Вудская система. Основные принципы организации валютных отношений

при Бреттон-Вудской системе заключались в следующем:

1) Бреттон-Вудская система базировалась на золотовалютном стандарте,

который означал, что некоторые валюты в международных расчетах

рассматривались как эквиваленты золота и могли функционировать в качестве

валютных резервов.

2)один из основных принципов состоял в фиксированных паритетах,

согласованных в рамках МВФ, на основе которых сравнивались и обменивались

валюты.

Чтобы обеспечить соответствие действительного курса своей валюты

объявленному паритету каждая страна могла:

- или гарантировать конвертируемость своей валюты в золото по

официальному паритету (этот вариант выбрали США, установив в 1945 г. такой

паритет: 35 долл. за 1 унцию золота);

- или поддерживать на рынках курс своей валюты по отношению к остальным в

пределах колебаний максимум в 1% паритета (выбрали остальные страны).

Курсы валют отклонялись от своих паритетов незначительно, поскольку они

находились под государственным и межгосударственным воздействием. МВФ

контролировал механизм межгосударственных расчетов, прибегая к валютным

интервенциям, в основном, в долларах США. При фундаментальных нарушениях

равновесия, с согласия МВФ, проводились девальвации (32) и ревальвации (5)

валют развитых стран.

3) и наконец, третий принцип: конвертируемость валют, свобода и

многосторонность платежей в текущих операциях.

Вопрос 3. Принципы Ямайской валютной системы.

Основное отличие Ямайской валютной системы от Бреттон-Вудской заключается в

следующем:

1. Изменился носитель мировых денег. Если Бреттон-Вудская система

использовала в качестве конечного средства расчетов золото и резервные

валюты, то новая валютная система опирается на СДР - коллективную валюту

МВФ и Евро - коллективную валюту ЕС. Эти виды валюты стали элементом в

структуре международной ликвидности.

2. Новая валютная система разрешает как фиксированные, так и плавающие

валютные курсы или смешанный вариант.

3. Наличие замкнутых валютных блоков, которые, с одной стороны, являются

участниками мировой валютной системы, с другой - внутри них существуют

особые отношения между странами - участниками.

4. В Ямайской валютной системе права МВФ по надзору за валютными курсами

расширены. МВФ выработал основные принципы, которых должны придерживаться

страны - члены МВФ при проведении курсовой политики, с тем чтобы

международная валютная система в целом функционировала эффективно. Суть

этих принципов сводится к следующему:

а) валютный курс должен быть экономически обоснован. Страны должны избегать

манипулирования валютным курсом в целях недопущения необходимого

регулирования ПБ или получения несправедливых конкурентных преимуществ;

б) осуществлять интервенцию в целях сглаживания значительных хаотичных

краткосрочных курсовых колебаний;

в) при проведении интервенции учитывать интересы других стран. Были также

разработаны основные критерии для определения, выполняет ли страна эти

принципы.

Вопрос 4. Выбор конкретной валютной политики.

Проблемы выбора валютной политики мы будем рассматривать под углом зрения

сравнительных преимуществ и недостатков той или иной валютой политики в

разных ситуациях. Сначала сравним системы фиксированных и плавающих курсов,

затем,— регулируемого и свободного плавания.

По некоторым параметрам, при определенных условиях, ФВК предпочтительнее

плавающих или гибких курсов. ФВК уменьшает риск и неопределенность

Международных торговых и финансовых сделок, но они не устраняют влияния

изменений спроса и предложения на валютный курс. Поэтому, для поддержания

фиксированного паритета, государство должно иметь возможность влиять на

соотношение спроса и предложения валюты. Если страна имеет в наличие

достаточные резервы (золото, иностранная валюта), если дисбаланс ПБ носит

временный характер, а фиксированные валютные паритеты далеко не оторвались

от курса равновесия, то ФВК обеспечивают стабильность валютного рынка. Если

же нет достаточных резервов для «финансирования» дефицита ПБ, то необходим

контроль над торговыми и финансовыми потоками, т.е. сдерживание импорта и

поощрение экспорта, взымание специальных налогов с процентов и дивидендов,

получаемых зарубежными инвесторами, обязательная продажа экспортерами

иностранной валюты государству и последующее ее распределение между

импортерами. Но такая практика имеет, как правило, негативные последствия:

происходит сокращение объема и деформация (нарушение экономической

целесообразности, основанной на принципе сравнительных преимуществ)

международной торговле, дискриминации отдельных импортеров, «черный рынок»

иностранной валюты и т.п. Можно добиться стабильности валютного рынка путем

проведения ограничительной налоговой и денежной политики, которая

относительно снижает уровень национального дохода и повышает процентные

ставки. Однако эти меры, приводя к стабилизации валютного курса, вместе с

этим ведут к падению объемов производства, безработице или инфляции. Таким

образом, жизнеспособность ФВК: зависит от наличия вышеназванных условий.

Если их нет, предпочтительней плавающие валютные курсы.

Преимуществом гибких (плавающих) валютных курсов является то, что они, в

результате свободного колебания спроса и предложения на валюту,

автоматически корректируются таким образом, что в итоге происходит

выравнивание дебета и кредита ПБ (устранение несбалансированности

платежей). Вместе с тем использование плавающих валютных курсов порождает

большую, чем ФВК неопределенность и риск как торговой, так и инвестиционной

деятельности. При падении интернациональной стоимости валюты страны условия

торговли будут ухудшаться, так как нужно будет экспортировать больший объем

товаров и услуг для оплаты определенного объема импорта. При значительных

колебаниях валютного курса появляется дополнительный риск заграничных

инвестиций.

Изменения интернациональной стоимости валюты ведет также к нестабильности

экономики страны. Дело в том, что существует взаимосвязь между изменением

интернациональной стоимости валюты (понижение или повышение) инфляцией и

безработицей. Если интернациональная стоимость валюты, в условиях полной

занятости, снижается, то появляются инфляционные тенден ции. Это происходит

по двум причинам: 1) повышается спрос на товары данной страны, т.е.

увеличивается доля чистого экспорта в совокупных расходах, что вызывает

порожденную спросом инфляцию и 2) цены на весь импорт поднимутся. Если

произойдет удорожание валюты, то сократится экспорт и увеличится импорт,

что может вызвать безработицу.

Теперь сравним фиксированные и плавающие валютные курсы с точки зрения

угрозы дестабилизирующих валютных операций.

Дестабилизирующая спекуляция на валютном рынке возможна при любых валютных

режимах. При ФВК она менее вероятна, чем при плавающих валютных курсах в

том случае, если правительство серьезно намерено и имеет возможность

поддерживать валютный курс на фиксированном уровне. В то же время система

фиксированных, но периодически изменяемых валютных курсов (Бреттон-Вудская)

создает возможность спекулянтам вести «одностороннюю игру» на валютном

рынке, атаковать те валюты, которых ожидает девальвация и ревальвация. При

ожидании девальвации спекулянты продают валюту на краткосрочном форвардном

рынке и, если их ожидания оправдываются, они получают значительную прибыль,

выкупая валюту после девальвации по пониженному курсу. Когда валюта

покупается при высокой цене и продается при низкой (в ожидании дальнейшего

повышения или понижения), такие операции приводят к дестабилизации

валютного рынка.

При системе плавающих курсов происходит, преимущественно, «двусторонняя

игра»: валютный курс может пойти вверх и вниз от ожидаемого уровня, так

как, текущий курс спот представляет курс равновесия, а не искусственно

установленный официальный паритет, который не отражает реальное соотношение

рыночных сил:

Если сравнивать систему чистого плавания и управляемого плавания, то

исторический опыт применения систем показывает, что опасность спекуляции

выше при системе управляемого плавания, чем при системе чистого плавания

валютных курсов.

Стремление к валютной стабилизации заставляет государственные валютные

органы (центральные банки) проводить значительные валютные операции в одном

направлении (так называемое «грязное плавание»). Попытки поддержать курс,

который уже не соответствует курсу равновесия, посредством валютных

интервенций ведет к валютным потерям государства и перекачке прибыли в руки

валютчиков, проводящих дестабилизирующие валютные операции (односторонние

спекулятивные операции). Центральный банк, проводящий валютные интервенции

в поддержку нереальных валютных курсов, выступает по существу как

спекулянт, дестабилизирующий валютный рынок, так как длительное время

проводить такую политику невозможно, она ведет к все большим и большим

валютным потерям, увеличивает расходную часть государственного бюджета.

Частные участники рынка пользуются тем, что правительство поддерживает

нереалистический курс и получает прибыль, а государство теряет валюту.

Мы можем сделать вывод, что дестабилизирующей спекуляции чаще всего

подвержены фиксированные валютные курсы в условиях фундаментальной

несбалансированности экономики и курсы, находящиеся в управляемом плавании

в условиях сильной инфляции и нестабильности государственной валютной

политики.

Дестабилизирующая роль государственных органов особенно деструктивна и

приводит к наиболее негативным социальным последствиям в тех случаях, когда

обстановка в стране не стабильна, а у правительства нет достаточных

резервов для стабилизационной политики, имеется хронический дефицит ПБ и

бюджета, сильная Инфляция.

Важным аспектом проблемы выбора валютной политики является определение

взаимосвязи того или иного валютного режима с инфляцией и безработицей,

состояние экономики и проводимой правительством бюджетной, денежно-

кредитной и налоговой политики.

При режиме ФВК необходимость поддерживать курс сдерживает инфляцию. Переход

к плавающим валютным курсам чаще всего приводит к инфляционной политике,

так как в этом случае нет сдерживающего начала чрезмерной эмиссии денег.

Выбор режима валютных курсов зависит от того, какую цель преследует

экономическая политика. В ситуации, когда основной целью ставится

достижение полной занятости, а инфляции особого значения не придается,

предпочтение может быть отдано плавающим валютным курсам. Тогда же, когда

ставится цель избежать инфляции, предпочтительнее фиксированные валютные

курсы. По-существу проблема сравнительных преимуществ ФВК и плавающего

валютного курса, в значительной мере, сводится к проблеме оптимальною

сочетания безработицы и инфляции.

Далее, выбор той или иной валютной политики определяется степенью

зависимости национальной экономики от процессов, происходящих в мировом

хозяйстве. Если страна в большей степени подвержена угрозе внутренней

нестабильности и в меньшей степени зависит от внешней, то для нее, как

правило, предпочтительнее фиксированные валютные курсы. В случае, когда

экономика страны в значительной степени зависит от мирового рынка, а

внутренняя экономическая обстановка и национальная макроэкономическая

политика относительно стабильны, то предпочтительнее плавающие валютные

курсы.

Наконец, в плавающих валютных курсах больше заинтересованы страны с

дефицитом ПБ, и страны, которые предпочитают независимость в проведении

денежно-кредитной и бюджетной политики. В самом общем виде можно сказать,

'что в условиях современного мира к выбору валютной политики нужно

подходить с точки зрения оптимального сочетания ее оценки как инструмента

экономической интеграции и средства защиты национальной экономики от

негативных, разрушительных воздействий со стороны мирового хозяйства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.