|
Шпоры по международной экономикегруппировок в области торговли и связанного с ней развития; • создание нового международного экономического порядка, выработка прогрессивных концепций международного торгово-экономического сотрудничества. Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). ЮНСИТРАЛ утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификаций права международной торговли. К основным задачам Комиссии относятся: • координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права международной торговли; • привлечение к более широкому участию государств в существующих международных конвенциях и разработка новых международных конвенций, относящихся к праву международной торговли; • подготовка кадров и оказание помощи в области прав международной торговли с учетом нужд развивающихся стран. Особое внимание в работе ЮНСИТРАЛ уделено подготовке единообразных норм права в областях международной купли-продажи товаров, международных платежей, международного арбитража, международных морских перевозок. ЛЕКЦИЯ 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ. План 1. Международное движение факторов производства в системе международной экономики. Место трудовой миграции в международном движении факторов производства. 2. Экономическая природа международной миграции рабочей силы. 3. Масштабы, формы и направления международной миграции. 4. Последствия международного перемещения трудовых ресурсов. 5. Регулирование международных миграционных процессов. Международная организация труда (МОТ). Вопрос 1. Международное движение факторов производства в системе международной экономики. Место трудовой миграции в международном движении факторов производства. Важной формой международного сотрудничества является международное перемещение факторов производства. Оно включает: • международное перемещение трудовых ресурсов; • международное движение капитала посредством международного кредита; • прямые зарубежные инвестиции. Причины международного перемещения факторов производства по своей сути не отличаются от причин, определяющих международную торговлю. Но хотя и существует методологическая общность анализа международной торговли и перемещения факторов , тем не менее, анализ последнего требует некоторого расширения понятий, связанных с движением товаров и услуг. 1. Страна с избытком трудовых ресурсов под воздействием одних обстоятельств может импортировать капиталоемкие товары; под воздействием других - получать капитал посредством заимствования за границей. 2. Страна с избытком капитала может импортировать трудоемкие товары или привлекать рабочих иммигрантов. 3. Страна, которая не может поддерживать эффективные размеры производства, может импортировать товары, в производстве которых крупные фирмы имеют преимущество или разрешить производство этих товаров филиалам зарубежных фирм. Международное движение факторов производства на практике порождает большие трудности, чем международная торговля. Это связано с жесткими иммиграционными ограничениями, прямым государственным контролем за движением капитала, строгой регламентацией прямых зарубежных инвестиций и т.п. Вот почему изначально возможен анализ торговли в отсутствии перемещения факторов. Тем не менее, движение факторов очень важно, ибо значительно повышает эффективность производительных сил мира. Оно составляет предмет особого анализа. Анализ международного движения факторов производства начинается обычно с анализа международной мобильности трудовых ресурсов - наиболее простой формы движения факторов. Вопрос 2. Экономическая природа международной миграции рабочей силы. Международная трудовая миграция как понятие отражает взаимосвязь двух основных процессов: эмиграционных и иммиграционных. Эмиграция - это выезд из одной страны в другую определенного контингента людей. Иммиграция - это въезд рабочей силы в принимающую страну. На взаимосвязь указанных процессов указывает, в частности, реэмиграция, под которой обычно понимается возвращение рабочей силы в страну эмиграции. Международная миграция рабочей силы вызывается факторами внутреннего экономического развития каждой отдельной страны и внешними факторами, т.е. состоянием международной экономики, экономических связей между странами. В определённые периоды в качестве факторов и движущих сил международной трудовой мобильности Могут выступать также политические, военные, национальные, культурные и другие социальные факторы. Причины международной трудовой миграции можно понять только ка конкретную совокупность названных факторов. Традиционно в качестве основной выделяют экономическую причину международной трудовой миграции, связанную с масштабами, темпами и структурой накопления капитала. Итак, международная трудовая миграция в первую очередь - это форма движения излишнего населения из одного центра накопления капитала в другой. В этом состоит суть экономической природы трудовой миграции. Однако в международную трудовую миграцию втягиваются не только безработные, но и часть работающего населения, заработная плата которого не обеспечивает ему прожиточный минимум. В этом случае движущим мотивом миграции выступает поиск более выгодных условий труда. Как правило, данная цель достигается в экономически развитых странах с более высоким уровнем жизни. Международное перемещение трудовых ресурсов в своем развитии проходит 4 основных этапа 1 этап непосредственно связан с промышленной революцией, которая совершилась в Европе в конце ХVIII - середине XIX в. Следствием этой революции явилось то, что накопление капитала сопровождалось ростом его органического строения. Последний привел к образованию «относительного перенаселения», что вызвало массовую эмиграцию из Европы в Северную Америку, Австралию, Новую Зеландию. Это положило начало формированию мирового рынка труда Формирование мирового рынка труда содействовало: • экономическому развитию в странах иммиграции, поскольку удовлетворяло острую потребность этих стран в трудовых ресурсах, в условиях высоких темпов накопления капитала и отсутствия резервов привлечения рабочей силы, • колонизации малозаселенных районов земли и втягиванию в систему мирового хозяйства новых стран. II этап охватывает период с 80-х годов XIX в. до 1 мировой войны. В этот период значительно возрастают масштабы накопления капитала, характерной чертой которого выступает усиление неравномерности этого процесса в рамках мирового хозяйства Высокий уровень концентрации производства и капитали в передовых странах (США,Великобритания и т.д) обусловливает повышенный спрос на дополнительную рабочую силу, стимулирует иммиграцию из менее развитых стран (отсталые страны Европы, Индия,Китай и т.д.). В этих условиях изменяется структура и квалификационный состав мигрантов. В начале XX в. основную массу мигрантов составляла неквалифицированная рабочая сила III этап охватывает период между двумя мировыми войнами. Особенностью этого этапа является сокращение масштабов международной трудовой миграции, в том числе межконтинентальной миграции и даже реэмиграции из классической страны- иммигранта - США Это было обусловлено следующими причинами: 1. Последствиями мирового экономического кризиса 1929-33 гг., проявившегося в росте безработицы в развитых странах и необходимости ограничения миграционных процессов; 2. Замкнуто-тоталитарным характером развития СССР, который исключил его из круга стран-эмигрантов рабочей силы. IV этап начался после II мировой войны и продолжается по настоящее время. Он обусловлен НТР, монополизацией международных рынков труда и который получил название «утечка умов»; • усиление государственного и межгосударственного регулирования трудовой миграции. Вопрос 3. Масштабы, формы и направления международной миграции. К концу XX в. количество стран, вовлеченных в международный миграционный процесс существенно возросло, прежде всего, за счет стран Центральной и Восточной Европы, а также СНГ. Количество мигрантов составило около 1% населения планеты Не менее важным в этом процессе является учет высокой территориальной концентрации миграции, специфики использования труда рабочих-мигрантов. Эти обстоятельства играют существенную роль в системе международных экономических отношений как способ межгосударственного и внутрикорпорационного перераспределения рабочей силы в пределах мирового хозяйства Среди важнейших центров притяжения иностранных работников, которые определяют современные направления международной трудовой миграции, можно выделить: Северно- и Южно-Американский регион, Западная Европа, Юго- Восточная и Западная Азия. Из них крупнейшими выступают США и Канада, которые исторически были и остаются районами массовой иммиграции населения и рабочей силы Успешно конкурируют с ними страны Западной Европы где общая численность людей, охваченных миграцией в послевоенный период, оценивается в 30 млн. человек Характерно, что в последние 20 лет больше, чем 1 млн. человек ежегодно переезжают в поисках работы из одной европейской страны в другую, т.е. принимают участие во внутриконтинентальном межгосударственном обмене рабочей силой. Новым пунктом концентрации интернациональных отрядов рабочей силы стал район Персидского залива На Африканском континенте центры притяжения - страны Южной и Центральной Африки. В качестве основных форм миграционных процессов обычно выделяют. • постоянную миграцию. Эта форма преобладала до 1 мировой войны и была характерна тем; что значительные массы людей навсегда покидали свои страны и переселялись на постоянное место жительства в США, Канаду, Австралию и др. Переселение в обратном направлении было незначительным; • временную миграцию, предполагающую возвращение мигрантов на родину после окончания определенного срока В этой связи следует отметить, что современная трудовая миграция приобрела ротационный характер; • нелегальную миграцию, которая весьма выгодна предпринимателям стран- иммигрантов и составляет своеобразный резерв необходимой им рабочей силы Вопрос 4. Последствия международного перемещения трудовых ресурсов. Последствия международной миграции весьма разнообразны 1.Мир в целом выигрывает, поскольку свобода миграции позволяет людям перемещаться в страны, где они могут внести больший чистый вклад в мировое производства 2. В стране эмиграции. а) снижение уровня безработицы и получение определенных доходов в виде иностранной валюты в результате денежных переводов эмигрантов. Эти переволы для многих государств составляют значительную часть валютных поступлений. При возвращении на родину мигранты привозят с собой ценностей и сбережений на сумму, примерно равную сумме их переводов. б) при постоянной миграции создаются условия лишения страны квалифицированной рабочем силы, потерь связанных с так называемой «утечкой умов». В этом плане наибольшие потери несут развивающиеся страны В стране эмиграции в целом потери превышают выгоды Возможными ответными мерами правительства могут быть: • запрет эмиграции как таковой; • налог за «утечку умов», • создание государством высокоприбыльных отраслей, осуществляющих экспорт рабочей силы. 3. В стране иммиграции. а) принимающая страна выигрывает за счет налогов, размер которых зависит от квалификационной и возрастной структуры иммигрантов. Так, высококвалифицированные специалисты, уже владеющие языком принимающей страны, сразу становятся крупными налогоплательщиками; 6) значительный доход приносит трансфер знаний из страны эмиграции. Так, в США 23% членов Национальной Академии наук, 33% лауреатов Нобелевской премии иммигранты; в) иммиграция создает излишек рабочей силы, что дает возможность предпринимателям повышать конкуренцию на рынке труда, сдерживать рост зарплаты местных рабочих; г) к отрицательным внерыночным эффектам, порожденными иммиграцией, относятся: социальные трения, обострение национальных проблем, преступность и т. д. Вопрос 5. Регулирование международных миграционных процессов. Международная организация труда Международные миграционные процессы регулируются странами, которые участвуют в обмене трудовыми ресурсами. Контролю и регулированию подлежат социальный, возрастной и профессиональный состав мигрантов, уровень въезда и выезда иностранных трудящихся. функция межгосударственного и внутригосударственного распределения рабочей силы, определение объема и структуры миграционных потоков все больше выполняют министерства труда, внутренних дел и иностранных дед а также специально созданные государственные и межгосударственные органы Важным элементом государственной иммиграционной политики является установление юридического статуса трудящихся-мигрантов, что определяет их социально-экономические, трудовые, жилищные и другие права, закрепленные кик в международных соглашениях, так и в национальных законодательствах. Этот статус не дает иностранным работникам политических прав, ограничивает в большинстве случаев их участие в профессиональной деятельности, регламентирует сроки пребывания иммигрантов в принимающей стране Разнообразные аспекты трудовой миграции и статуса иностранных работников находят свое отражение в двусторонних и многосторонних соглашениях, соответствующих национальных законодательных актах и правительственных постановлениях. Регулирование международной миграции рабочей силы занимается также Международная организация труда (МОТ). Она функционирует в составе СОН Цели МОТ: содействовать обеспечению повсюду социальной справедливости для трудящихся; разрабатывать международную политику и программы, направленные на улучшение условий труда и жизни; устанавливать международные трудовые стандарты, призванные служить в качестве руководящих принципов для национальных властей при проведении этой политики; осуществлять широкую программу технического сотрудничества в целях оказания помощи правительствам в эффективном проведении такой политики на практике; осуществлять профессиональную подготовку и обучение и вести исследовательскую работу в целях содействия успеху этих усилий. Одной из наиболее важных функций МОТ является принятие конвенций и рекомендаций, устанавливающих международные трудовые стандарты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня и условий труда, вознаграждение трудящихся за труд, социальное страхование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, службы найма рабочей силы и рабочая инспекция. Украина в мировых миграционных процессах Украина в составе СССР была изолирована от мировых миграционных процессов. Сейчас делаются первые шаги цивилизованного включения в эти процессы 1. Украина является членом МОТ, что обязывает ее соблюдать международные миграционные нормы 2. В Украине возникли организации, оказывающие услуги по трудоустройству за рубежом Сегодня существуют два основных вида фирм, оказывающих подобного рода услуги: информационно-консалтинговые фирмы и имплоймент-агентства 3. Издержками в становлении посреднических фирм в Украине является то, что существует немало "агентов" по трудоустройству, связанных с криминальным бизнесом. Поэтому для деятельности информационно-консалтинговых фирм и имплоймент-агентств в Украине необходимы сертификаты и лицензии Министерства труда Украины 4. Основные направления миграционных потоков из Украины только начинают вырисовываться. В качестве векторов эмиграции выделяются Такие страны как США, Канада, Израиль, Германия, Греция, ЮАР и др. В последнее время в качестве центра притяжения эмигрантов становится Россия. В эти страны устремляются потоки как высококвалифицированных специалистов (речь идет в т ч. об "утечке умов"), так и рабочие низкой квалификации, готовых к выполнению любой деятельности. ЛЕКЦИЯ 6. МЕЖДУНАРОДНЫЙ КРЕДИТ. План 1. Международные потоки капитала. Сущностная структура международного кредита 2. Функционирование системы международного кредита выгоды и потери 3. Институциональная структура международного кредита Международные финансовые центры 4. Основные формы и виды международного кредита 5. Международный кредит и мировой кризис задолженности. Вопрос 1. Международные потоки капитала. Сущностная структура международного кредита. Важнейшей составной частью перемещения факторов производства выступают международные потоки капитала. Последние в своем движении принимают форму международного кредита. Международный кредит – это международное перемещение финансовых требований, потоки между кредиторами и заемщиками в различных странах или финансовые потоки между собственниками и предприятиями, которыми они владеют за рубежом, с целью получения процента или дивиденда Обычно международные потоки капитала подразделяются на частные и государственные, долгосрочные и краткосрочные, прямые и портфельные следующим образом. А Частное кредитование (или приобретение права собственности). 1. Долгосрочные вложения (облигации, акции, использование патентов или авторских прав). а) прямые инвестиции (кредитование или приобретение акции в зарубежном предприятия, находящемся в значительной степени в собственности инвестора или под его контролем); б) портфельные инвестиции (кредитование или приобретение акций в зарубежном предприятии, не принадлежащем и неподконтрольным инвестору). 2. Краткосрочные вложения (кредитные векселя и т.п., сроком до одного года и менее - главным образом портфельные инвестиции). Б. Государственное (официальное) кредитование (или приобретение прав собственности - преимущественно портфельные инвестиции и кредитование, как долго-, так и краткосрочное). Основным кредитором до недавнего времени выступали США и страны- нефтеэкспортеры, а основными заемщиками - развивающиеся страны Сегодня США стали крупнейшим импортером капитала, а нефтеэкспортирующие страны берут в кредит в сумме почти столько же, сколько они сами дают в кредит. В качестве нового главного кредитора выступает Япония, менее значительная роль принадлежит Канаде и некоторым европейским странам. Вопрос 2. Функционирование системы международного кредита: выгоды и потери В условиях нормально работающей системы международного кредита, его эффективность с глобальной точки зрения означает, что выгоды некоторых участников международного кредита превосходят потери других участников. В этом случае воздействие международного кредита на международную экономику идентично воздействию либерализации торговли или миграции труда. Нормальные условия функционирования международного кредита означают: • стабильность и предсказуемость развития международной экономики; • выполнение заемщиками своих обязательств, полная оплата ими своих долгов. По сравнению с полным отсутствием кредита свободный рынок кредита дает выигрыш обеим сторонам. I. Предположим ситуацию, когда международные финансовые операции полностью запрещены. В этих условиях каждая страна должна приводить свое финансовое богатство в соответствие с собственным запасом реального капитала. Рассмотрим пример. Представим, что мир разделен на 2 крупные страны: 1. Страна А имеет в изобилии финансовое богатство и сравнительно малопривлекательные внутренние инвестиционные возможности. 2. Страна Б имеет ограниченное богатство и в изобилии возможности для прибыльного вложения капитала. Если все кредитование осуществляется в национальных рамках, то кредиторы страны А должны согласиться на низкую норму дохода, т.к. избыточное предложение внутренних реальных активов ведет к снижению предельной производительности капитала. Допустим, что конкуренция между кредиторами в стране А заставит их принимать низкий уровень нормы дохода -2% годовых. В стране Б недостаток средств не позволяет использовать изобилие инвестиционных возможностей, а конкуренция за право заимствования подталкивает уровень реального процента по кредиту до 8% годовых. В результате проигрывает как страна А, так и страна Б с точки зрения возможного роста мирового продукта. II. Предположим ситуацию, когда все ограничения на международные финансовые потоки полностью ликвидированы. В этих условиях у держателей богатства страны А появятся сильные стимулы к соединению с заемщиками страны Б. 1. Поскольку в стране А кредиторы имеют возможность предоставлять кредит лишь по низким ставкам, они будут стремиться предоставить кредиты стране Б, где выше норма дохода. В конечном итоге Конкуренция приведет к установлению нового равновесия, в котором норма дохода будет находиться между 2% и 8%. Допустим, что норма дохода установится на уровне 5%. В этой ситуации богатство страны А превосходит размеры ее внутренних реальных активов на ту же величину, на которую страна Б взяла взаймы для покрытия дополнительных реальных активов. 2. В условиях свободного международного кредитования происходит максимизация мирового продукта за счет ощутимого прироста производства Это происходит вследствие того, что свобода предоставляет индивидуальным держателям капитала возможность найти максимальный уровень дохода для мира в целом. III. Выгоды, полученные в мире распределяются между двумя странами. 1. Национальный продукт страны А увеличивается в результате возможности данной страны предоставлять свои богатства в кредит стране Б из 5% годовых (а не 2%), вместо того, чтобы идти на менее прибыльные внутренние инвестиций. 2. Национальные продукт страны Б увеличивается за счет расширения производительного капитала и при условии выплаты долга кредиторам страны А за фонды, полученные из 5% годовых (а не 8%). Внутри каждой страны существуют группы лиц выигравших и проигравших от условий свободного международного кредитования. 1 Кредиторы в стране А выигрывают вследствие предоставления займов то 5%, а не из 2% годовых. Это наносит вред заемщикам в стране А, поскольку конкуренция со стороны заемщиков страны Б заставляет их выплачивать такой же высокий процент по новым займам. 2. В стране Б заемщики выигрывают вследствие возможности получать кредиты из 5%, а не 8% годовых. В то же время, кредиторы в стране Б проигрывают, поскольку вынуждены предоставлять кредиты из расчета не 8%, а 5% годовых Итак, либерализация международного кредиты приносит выигрыш миру в целом и тем группам, для которых свобода означает дополнительные возможности, но наносит ущерб группам, для которых свобода означает более жесткую |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |