бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Ценообразование на уровне предприятия

Ценообразование на уровне предприятия

1.ВВЕДЕНИЕ

Ценообразование на уровне предприятия в современных рыночных условиях -

такова тема этой работы. Из всего этого длинного словосочетания становится

ясно, что речь пойдет о цене как об экономической единице, о роле

ценообразования на предприятии и, конечно, о том как все это происходит в

нашей стране на современном этапе.

Ключевым понятием в этой работе, естественно, является цена. Поэтому

необходимо сразу дать четкое определение, что же такое "ЦЕНА".

"Словарь – справочник предпринимателя", Л. Лозовский, Б. Райзберг, изд-во

"Ось", Москва 1997г

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: Цена – фундаментальная экономическая категория, означающая

количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов

купить единицу товара. Цена определенного количества товара составляет его

стоимость, поэтому правомерно говорить о цене как денежной стоимости

единицы товара. В случае, когда единица данного товара обменивается на

определенное количество другого товара, количество становится товарной

ценой данного товара.

Говоря проще: Цена – это эквивалентная стоимость товара, как правило,

выраженная в денежных единицах.

Но не стоит так упрощать, ведь цена, как таковая, играет очень

важную роль в процессе товарообмена и в экономике в целом.

В условиях рыночной экономики коммерческий успех любого предприятия или

предпринимателя во многом зависит от правильно выбранной стратегии и

тактики ценообразования на товары и услуги. Сложность ценообразования

состоит в том, что цена — категория конъюнктурная. На ее уровень оказывает

существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических

и социальных факторов. Сегодня цена может определяться фактором затрат, а

завтра ее уровень может зависеть от психологии поведения покупателей.

Итак, возникает вопрос: Какую же роль играет цена в условиях рынка?

2. РОЛЬ, ФУНКЦИЯ ЦЕНЫ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Нельзя недооценить ту роль, которую играет цена в рыночной экономике. Хочу

подчеркнуть, именно в РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ, так как, например, при плановой

экономической системе роль цены значительно ниже.

Обратимся к истории:

Значение и формирование цен в социалистических странах имели тенденцию в

ряде случаев обратную той, которая наблюдается в капиталистических странах.

В самом деле, здесь проводился последовательный переход от связанного с

централизованным планированием режима предопределения цен к более гибкой

системе, вплоть до введения механизмов рыночной экономики. После

революционных перемен 80-90-х годов страны Восточной и Центральной Европы,

государства Балтии и СНГ постепенно продвигаются к смешанной системе,

допускающей значительную либерализацию цен. Поэтому все происходившее ранее

представляет (по крайней мере для Европы) лишь исторический и теоретический

интерес.

. Изначально и вплоть до 1960 года в социалистических странах существовал,

за исключением особых случаев, волюнтаристский режим цен. Этот режим

основывался одновременно на теоретической базе и на практической

целесообразности: считалось, что закон стоимости, установленный Марксом,

действовал лишь в условиях капиталистической экономики. Согласно этому

закону, средняя цена производства товара стремится к равенству С + V =

Т, где С - часть стоимости постоянного капитала, израсходованная на это

производство (промежуточное потребление и амортизация оборудования), V -

переменный капитал, то есть заработная плата, Т -средняя норма прибыли

по отношению к вложенному капиталу.

В социалистической экономике этот закон мог действовать лишь частично,

временно и как вспомогательный, в той мере, в какой существовал рынок

товаров потребления, а в производственной сфере — необобществленные секторы

(например, в сельском хозяйстве). Впрочем, допускалось, что, поскольку в

социалистическом обществе сохранялось использование денег, система цен

могла способствовать плановой организации экономики. Под этим углом зрения

система цен приобретает особые характеристики:

. она больше не является механизмом автоматической координации решений

по обмену между хозяйствующими субъектами (предложение и спрос), а

становится средством воздействия органов планирования на процесс

достижения целей, поставленных в плане;

. цены, в принципе, больше не являются результатом торга, но

определяются в приказном порядке;

. цены больше не составляют систему связи между производством и

потреблением. Однако они остаются инструментом ориентации спроса. На

деле с завершением восстановительного периода дефекты этой системы

мало-помалу становились все более очевидными:

. в сфере производства она выделяла ферменты склероза и неэффективности.

Действительно, практика ценообразования, сводившаяся к поддержанию

низких оптовых цен на оборудование и сырье, приводила к тому, что

убыточные предприятия, в частности в базовых отраслях, не заботились о

результатах своей деятельности, рассчитывая на дотации государства.

Кроме того, такая система цен способствовала росту бесхозяйственности

в промышленности;

. она не позволяла с достаточной гибкостью уравновесить спрос и

предложение на предметы потребления. Некоторые полагали, что эти

дефекты были вызваны плохим планированием. Другие пошли дальше и

поставили под вопрос саму основу системы, исходя обычно из принципа,

согласно которому марксистский закон стоимости может быть применен к

социалистической экономике.

Среди этих последних одни предлагали устанавливать цены строго

пропорционально стоимости произведенных товаров; другие предлагали

определять цены стоимостью производства, увеличенной на норму

прибыли, пропорциональную сумме инвестированного капитала; третьи

предлагали даже сделать цены на средства производства пропорциональными их

"предельной" производительности.

. Эти разработки в разной степени оказали влияние на эволюцию,

наблюдавшуюся с 60-х годов. Не отвергая полностью старых основ системы,

выявились две новые ориентации:

. в странах, где планирование оставалось централизованным и

императивным, возникла тенденция ввести некоторую внутреннюю

рациональность в определение цен исходя из того, что в

производственной сфере они должны быть инструментом оценки

рентабельности и что, следовательно, они должны включать в себя

некоторую социалистическую прибыль (которую экономисты-марксисты

называют "средней нормой чистого прибавочного продукта");

. в странах, где планирование становилось более гибким, возникла

тенденция, допускавшая разнообразие цен на некоторые товары, вплоть до

возвращения к ценам свободного рынка, договорным или контролируемым.

Итак, из приведенных выше доводов мы видим, что при плановой экономике

цены в основном устанавливаются директивным путем и поэтому не могут

выполнять ряд функций, которые обычно им присущи .

В рыночной экономике цены на товары и услуги устанавливает рынок.

Путеводителем обычно выступает спрос. На рынке действует так называемый

закон спроса, состоящий в том, что объем покупок обратно пропорционален

уровню цен. При понижении цен сделать покупку может больше , а при

понижении цен – меньше потребителей.

Взаимосвязь цен и спроса можно изобразить на графике:

Мы обратили внимание на начальную зависимость между спросом и ценами. В

свою очередь, и это не менее важно, спрос реагирует на изменение цен.

Реакция эта при сопоставлении разных групп товаров оказывается достаточно

неравномерной.

3.ВИДЫ ЦЕН И ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О ЦЕНАХ

3.1. Виды цен и их регулирование

В условиях рыночной экономики цены различаются по особенностям купли

продажи товаров. Представим наиболее общее представление о практикуемых

ценах.

"Базисная цена" используется для определения сорта или качества

товаров (услуг) и согласовывается на переговорах между покупателем и

продавцом.

"Фактурная цена" (цена купли-продажи), определяется условиями

поставки, согласованными в контракте; различают следующие фактурные цены:

- "Ex works", когда продавец обязан поставить товар в распоряжение

покупателя на своем заводе (или складе);

- "FOB", когда товар поставляется продавцом на борт судна в порту,

указанном в контракте;

- "CAF", когда продавец обязан оплатить все расходы по фрахту до места

назначения товара;

- "CIF", т. е. цена CAF. дополняемая обязательством продавца заключить

договор страхования от риска гибели или порчи товара при перевозке.

" Мировая цена ", определяемая в зависимости от вида товара: по

одним товарам - уровнем цен стран-экспортеров, по другим - ценами бирж

(аукционов), а по готовым изделиям - ценами ведущих фирм мира.

" Номинальная цена" - денежные цены товаров, публикуемые в

прейскурантах, справочниках и биржевых котировках.

" Оптовая цена" - цена, по которой товар поставляется крупными

партиями.

" Договорная цена" , которая устанавливается по согласованию сторон

на определенные объемы продукции и сроки ее поставки, в течении которых

цена не должна меняться.

В Российской Федерации переход к рынку предопределил радикальные

изменения и в механизме ценообразования. Введенная в1992 г. система

ценообразования базируется на ведущей роли свободных рыночных цен.

Основными документами, определяющими порядок ценообразования явились:

Постановление правительства РФ "О мерах по либерализации цен" и

"Временное положение о порядке применения свободных (рыночных ) цен и

тарифов на продукцию производственно - технического назначения, товаров

народного потребления и услуги". Тем не менее в России все еще нет закона о

ценообразовании ( данные на момент 1995 года ) , который бы создавал

законодательную базу реализации основ ценовой политики.

Согласно названному выше " Временному положению ", свободные оптовые

цены на продукцию производственно - технического назначения

устанавливаются изготовителем по согласованию на равноправной основе с

потребителями продукции (услуг). Они применяются с учетом налога на

добавленную стоимость при расчетах изготовителей со всеми потребителями

(кроме населения) , в том числе с посредниками (включая снабженческо-

сбытовые, торгово-закупочные предприятия и организации).

Структура "свободной оптовой цены предприятия" на продукцию

производственно - технического назначения ( СОЦППТН) имеет следующий вид:

СОЦППТН = С + П + НДС + СН, где :

С - себестоимость изделия,

П - прибыль от реализации изделий

НДС - налог на добавленную стоимость

СН - специальный налог.

Отметим, что " специальный налог " предназначен для формирования

бюджетного фонда финансовой поддержки отраслей экономики ( в первую очередь

- сельского хозяйства и угольной промышленности).

В настоящее время налоги составляют 45% от СОЦППТН..

Выделяют цены на материальную продукцию и на услуги. Цены на материальную

продукцию, в зависимости от того, какой оборот совершает продукция, бывают:

закупочные, оптовые, отпускные и розничные.

Закупочные цены устанавливают на сельскохозяйственную продукцию, оптовые —

на продукцию производственно-технического назначения, отпускные — на товары

народного потребления. Закупочные цены - это цены на продукцию,

поставляемую через посредников ( торгово-закупочные и снабженческие

организации).Они определяются исходя из СОЦППТН и " снабженческо-сбытовой

надбавки", уровень которой устанавливается по согласованию сторон (между

посредником и потребителем, в том числе и торгующими организациями), но не

более 25% (с НДС) к свободной отпускной цене.

Оптовые и отпускные цены на промышленную продукцию определяются

предприятиями-изготовителями этой продукции.

Розничные цены устанавливаются на товары народного потребления и на

некоторые виды продукции производственно-технического назначения,

реализуемые населению.

Цены на услуги называют тарифами, которые подразделяются на транспортные,

бытовые, коммунальные.

В зависимости от порядка возмещения транспортных расходов (франкировки

товаров) могут быть следующие виды франко:

—франко (до) показывает до какого места пути следования товара транспортные

расходы включены в цену;

—франко—станция отправления показывает, что транспортные расходы включены в

цену до станции отправления, а все остальные расходы оплачиваются сверх

цены;

— франко — станция назначения показывает, что в цену товара включены

транспортные расходы до выгрузки его из вагона.

Могут быть и другие виды франко: — франко-вагон — станция назначения; —

франко-вагон — станция отправления; — франко-вагон — склад поставщика; —

франко— склад покупателя.

В зависимости от порядка установления цены делятся на регулируемые и

свободные.

Свободные цены устанавливаются по согласию сторон на основе спроса и

предложения.

Регулирование цен осуществляется на основе экономических и административных

методов.

Экономическое регулирование цен осуществляется через финансовую, налоговую,

кредитную, таможенную и бюджетную политику.

Административное регулирование цен проводится на основе следующих методов:

установление фиксированных цен и тарифов; установление предельных цен и

тарифов; установление предельных коэффициентов изменении установление

предельного уровня рентабельности.

Декларирование цен осуществляется путем сообщения в органы ценообразования,

местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.

Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе

повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб,

молоко, кефир, творог нежирный, соль. сахар, масло растительное), спирт,

водку, спички, лекарства, а также основные виды услуг. Объем этих товаров

составлял всего 10% в товарообороте страны.

Местным органам власти разрешалось изменять эти коэффициенты.

С марта 1992 года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в

1992 и 1993 годах осуществлялось на основе предельного уровня

рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к

розничному товарообороту. в оптовой — 3% к оптовому товарообороту, а в

отдельных отраслях промышленности — в пределах 25-50% к затратам.

Структура свободной оптовой и свободной отпускной цены состоит из следующих

элементов: себестоимость, прибыль предприятия-изготовителя товара, акциз и

НДС (до 1.01.96 г. включался спецналог).

Цены на продукцию и товары, поставляемые через посредников (снабженческо-

сбытовые организации, оптовые организации) розничным предприятиям торговли,

помимо элементов свободной оптовой (отпускной) цены включают снабженческо-

сбытовую, оптовую и торговую надбавки, каждая из которых включает издержки

обращения и прибыль соответствующего звена, а торговая надбавка еще и НДС.

Структура свободной цены при поставке товара от производителя

непосредственно в розничную торговлю состоит из следующих элементов:

отпускная (оптовая) цена плюс торговая надбавка.

При поставке товара через оптовое звено структура свободной розничной цены

принимает такой вид: свободная отпускная цена плюс оптовая надбавка. Это

цена, по которой розничная торговля рассчитывается с оптовой торговлей,

плюс торговая надбавка.

Если товар в розничную торговлю поступает через посредника (снабженческо-

сбытовую организацию), то структура свободной розничной цены будет такой:

свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это будет

цена закупки плюс торговая надбавка.

При движении товара в розничную сеть через посредника (снабженческо-

сбытовую организацию или оптовую организацию) структура розничной цены

будет такой:

свободная отпускная цена плюс снабженческо-сбытовая надбавка. Это цена

закупки плюс оптовая надбавка, т. е. цена, по которой розничная торговля

рассчитывается с оптовой торговлей. Плюс торговая надбавка.

Снабженческо-сбытовые и оптовые надбавки устанавливаются к свободной

отпускной цене без НДС, а торговые надбавки — с НДС.

7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление

№ 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен

(тарифов)», в котором отмечается: «... не применять государственное

регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов

независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной

подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен,

предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен,

предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды

продукции производственно-технического назначения и товары народного

потребления, кроме указанных в этом постановлении».

В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров

народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен

(тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами

исполнительной власти, входят:

газ природный (кроме реализуемого населению и жилищностроительным

кооперативам), другие виды газа (кроме реализуемого населению);

продукция ядерно-топливного назначения; электроэнергия и теплоэнергия,

тарифы на которые регулируются Федеральной энергетической комиссией;

перекачка, перевалка и налив нефти; продукция оборонного значения;

драгоценные металлы, драгоценные камни; протезно-ортопедические изделия;

перевозки грузов, погрузочно-разгрузочные работы на железнодорожном

транспорте;

перевозки пассажиров, багажа и почты на железнодорожном транспорте (кроме

перевозок в пригородном сообщении);

обслуживание воздушных судов, пассажиров и грузов в аэропортах;

отдельные услуги почтовой и электрической связи, услуги связи по трансляции

программ Российских государственных телерадиоорганизаций по перечню,

утвержденному Правительством РФ.

Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров

народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен

(тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляется органами исполнительной

врасти субъектов РФ, включает:

газ — населению и жилищно-строительным кооперативам; электроэнергия и

теплоэнергия;

топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в

городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении (кроме

железнодорожного транспорта); оплата населением жилья и коммунальных услуг;

ритуальные услуги;

услуги систем водоснабжения и канализации; торговые надбавки к ценам на

лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

услуги почтовой и электрической связи по перечню, утвержденному

Правительством РФ;

перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций,

по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право

вводить государственное регулирование тарифов и надбавок;

снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию и товары,

реализуемые на Крайнем Севере и в приравненных к ним районах;

наценки на продукцию (товары), реализуемые в предприятиях общественного

питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних

специальных и высших учебных заведениях;

торговые надбавки к ценам на продукты детского питания; перевозки

пассажиров и багажа в пригородном сообщении по согласованию с МПС,

железными дорогами и при условии возмещения убытков за счет местных

бюджетов;

перевозки пассажиров и багажа автотранспортом по внутриобластным и

межобластным маршрутам, включая такси;

перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях, речным транспортом в

местных сообщениях и на переправах;

перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным

транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах;

услуги, оказываемые предприятиями промышленности, железнодорожным

транспортом на подъездных путях.

3.2 ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

Для решения вопроса об установлении цен необходима информация, которую

следует тщательно подвергнуть изучению и анализу. Отдельные данные еще не

могут служить информацией, они являются лишь исходным материалом для

анализа, в результате которого можно получить необходимую информацию.

Прежде всего фирма должна определить, какую и в каком объеме необходимо

собирать информацию. Недостаток информации также как и ее чрезмерность

затрудняют решение проблемы.

Обычно информацию собирают по следующим основным направлениям: рынок

товара, тип конкуренции, конкуренты, правительственная политика, а также

объемные и качественные показатели по производству конкретного товара.

Изучая рынок товара, фирма должна определить потенциальные возможности

производства его как на собственных предприятиях, так и на предприятиях

конкурентов на обозримую перспективу.

Условный перечень необходимой информации, можно представить по следующим

основным разделам: о товаре и рынке, конкуренции и правительственной

политике, производстве и затратах, выручке от продажи товаров и прибыли.

Информация о товаре и рынке, требования, предъявляемые к товару

покупателями. Новизна и качество товара. Емкость рынка, его сегменты.

Конкуренты. Перспективы роста объема производства товара и его продажи.

Возможности повышения качества товара и его модификации. Динамика цены и ее

восприятие покупателями. Перспектива конъюнктуры на ближайшие несколько лет

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.