бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ФПГ на рынке ценных бумаг в современной России

государственным унитарным предприятиям-участникам финансово-промышленных

групп вносить в качестве вклада в уставной капитал центральных компаний

недвижимое имущество, находящееся в их хозяйственном ведении и являющееся

федеральной собственностью, сдавать центральным компаниям указанное

имущество в аренду и отдавать в залог. Этим же Указом прекращено действие

Указа N2096 и, соответственно, временного Положения о ФПГ.

В-четвертых, Закон о ФПГ расширил возможности выбора хозяйственно-

правовой формы совместно учреждаемой центральной компании группы. Временное

положение в таком случае разрешало использовать лишь форму акционерного

общества открытого типа.

Законом допускается создание центральной компании в форме хозяйственного

общества, ассоциации или союза. В то же время, в нем указывается, что

центральная компания, как правило, является инвестиционным институтом.

Диссонирует с общей ориентацией Закона включенный в него запрет на

участие более чем в одной ФПГ (Ст.3). Такое ограничение затрудняет, в

частности, объединение вокруг крупного банка нескольких вертикально-

интегрированных ФПГ в мощную диверсифицированную группу. Не отвечает этот

запрет и потребности в реализации крупных инвестиционных проектов отдельных

ФПГ путем формирования инвестиционных консорциумов из нескольких банков,

имеющих свои группы.

Следует заметить, однако, что ряд крупных банков продолжают участвовать

в нескольких ФПГ. И это не помешало данным ФПГ пройти процесс

перерегистрации в 1996-97 гг. А в декабре 1997г. Дума приняла поправки к

Закону "О финансово-промышленных группах", основным пунктом которых

является отмена для банков запрета на участие в нескольких ФПГ.

Государственная поддержка создания и деятельности ФПГ

Фактором повышения интеграционной активности была предусмотренная Указом

N2096 возможность оказания ФПГ трех видов государственной поддержки:

- передача группе (участнику) в доверительное управление временно

закрепленных за государством пакетов акций предприятий-участников ФПГ;

- зачет задолженности предприятия, акции которого реализуются на

инвестиционных конкурсах (торгах), в объем инвестиций, предусмотренных

условиями инвестиционного конкурса (торга) для ФПГ-покупателя;

- предоставление государственных гарантий для привлечения различного

вида инвестиционных ресурсов, в том числе с использованием механизма

залога.

Однако эти стимулы не стали автоматическим приложением к свидетельству о

государственной регистрации группы. Вместе с тем, указы по отдельным ФПГ

предусматривали меры поддержки, выходящие за приведенный перечень.

Так, Указом Президента РФ от 27 мая 1994г. N1089 участники ФПГ

"Магнитогорская сталь" с момента регистрации группы освобождались от

обязательной продажи валютной выручки от экспорта продукции и услуг

собственного производства, получаемой ими в 1994-1996 годах, при условии

направления этой выручки на финансирование строительства комплекса по

производству стального листа.

Указом по ФПГ "Интеррос" (от 28 октября 1994г. N2023) открывалась

возможность создания межотраслевого фонда развития экспорта, образуемого за

счет товарных ресурсов и финансовых средств участников группы и других

источников. По сути дела, речь идет об облегчении маневрирования ресурсами

в рамках ФПГ, чему мешают налоговые барьеры.

Указ Президента от 18 мая 1995г. N496 "О финансово-промышленной группе

"Российский авиационный консорциум", в частности, предусматривал:

- предоставление акционерным обществам-инициаторам создания группы

отсрочки уплаты федеральных налогов и сборов;

- направление в течение трех лет дивидендов по акциям акционерных

обществ-инициаторов создания группы, закрепленным в федеральной

собственности, на финансирование технического перевооружения, реконструкции

и расширения производства, развитие новой авиационной техники и поддержание

летной годности эксплуатируемых воздушных судов.

Указ также поддержал вхождение в состав ФПГ ведущего традиционного

потребителя отечественной авиационной техники - АО "Аэрофлот - российские

международные авиалинии".

Поддержкой ФПГ "Союзагропром" стало Постановление Правительства

Российской Федерации от 27 января 1996г. N62 "О привлечении финансово-

промышленной группы "Союзагропром" к формированию федерального фонда

продовольствия". О привлечении ФПГ "Каменская агропромышленная финансовая

группа" к формированию федерального продовольственного фонда "в порядке и

на условиях, предусмотренны действующим законодательством" говорится в

Постановлении Правительства РФ от 7 декабря 1996г. N1446.

Первоначальный энтузиазм предприятий несколько снизился после того, как

выяснилось, что официальный статус ФПГ сам по себе не гарантирует получения

льгот. Очередь на регистрацию, которая в 1994г. достигала 50-60 "ходоков",

стала быстро рассасываться. Государственная поддержка, как и прежде,

продолжала предоставляться на индивидуальной основе и отнюдь не только

участникам зарегистрированных финансово-промышленных групп.

Закон "О финансово-промышленных группах" расширил перечень возможных

форм государственной поддержки ФПГ. Это:

1) зачет задолженности участника ФПГ, акции которого реализуются на

инвестиционных конкурсах, в объеме предусмотренных условиями инвестиционных

конкурсов инвестиций для покупателя в лице центральной компании той же ФПГ;

2) предоставление участникам ФПГ права самостоятельно определять сроки

амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с

направлением полученных средств на деятельность ФПГ;

3) передача в доверительное управление центральной компании ФПГ временно

закрепленных за государством пакетов акций участников этой ФПГ;

4) предоставление государственных гарантий для привлечения различного

рода инвестиций;

5) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки

для реализации проектов ФПГ;

6) возможность предоставления банкам-участникам ФПГ, осуществляющим в

ней инвестиционную деятельность, льгот, предусматривающих снижение норм

обязательного резервирования, изменение других нормативов в целях повышения

их инвестиционной активности;

7) возможность ведения консолидированного учета (имеется в виду не

только консолидированная статотчетность и ведение консолидированного

бухучета, но и возможность признания участников ФПГ консолидированной

группой налогоплательщиков).

Из всех перечисленных форм поддержки можно признать "работающим" пока

лишь пункт третий. Скорее всего, ФПГ попытаются воспользоваться такими

льготами, как право самостоятельно определять сроки амортизации (пункт

второй) и возможность снижения нормы обязательного резервирования (пункт

шестой). Хотя на лето 1997г. лишь три ФПГ - "Русхим", "Носта-Трубы-Газ",

"Тяжэнергомаш" - получили в доверительное управление государственные пакеты

акций, и лишь последней из них постановлением правительства предоставлено

право самостоятельно определять сроки амортизации оборудования.

Что касается поддержки ФПГ через гарантии и кредиты (пункты четыре,

пять), то хотя решение о соответствующем финансировании из федерального

бюджета и было принято (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996г.), но оно

оказалось замороженным.

Условия признания участников ФПГ группой консолидированных

налогоплательщиков до сих пор не регламентированы. В опубликованном в июле

1997г. проекте Налогового кодекса (Ст.82, часть 1) среди необходимых

условий образования консолидированной группы налогоплательщиков фигурируют,

в частности, следующие условия:

1) участниками этой группы являются материнское предприятие (далее

именуется головным предприятием) и его одно или несколько дочерних

предприятий;

2) доля участия головного предприятия в каждом дочернем предприятии,

являющемся участником этой группы, составляет не менее 80 процентов.

Столь высокое требование к централизации капитала делает эту льготу

недоступной для нынешних ФПГ. Поэтому предложения Ассоциации ФПГ России о

внесении изменений и дополнений в проект Налогового кодекса предусматривают

выведение ФПГ из-под этих требований.

Таким образом, объем государственной поддержки ФПГ пока минимален.

Очевидно, что он не может служить главным стимулом, подталкивающим к

обретению статуса ФПГ. Не исключено, однако, что одним из движущих мотивов

может быть надежда, что когда-либо в обозримом будущем объем такой

поддержки резко возрастет. Призывы к увеличению господдержки ФПГ звучат с

разных сторон и становятся все настойчивее. Так, имеются предложения

установить для ФПГ "квоту" не менее 15-20% от всех централизованных

капиталовложений

Вопреки ожиданиям, на практике оказалось, что обретение официального

статуса не дает принципиального приращения лоббистских возможностей.

Лоббистский потенциал ФПГ пока не превосходит лоббистский потенциал иных

финансовых и промышленных структур, неассоциированных в официальные группы

- в этом легко убедиться, проанализировав список решений об "адресной"

государственной поддержке, принятых за последние несколько лет.

Слабость реальной государственной поддержки официальных ФПГ - одна из

причин неспешной перерегистрации групп, созданных до появления Закона о ФПГ

(сформированных на основании Указа N2096). Среди не прошедших на 01.05.97г.

перерегистрацию ФПГ "Сокол", "Драгоценности Урала", "Русхим", "Объединенная

промышленно-строительная компания", "Магнитогорская сталь", "Святогор",

"Приморье". Вместе с тем, до сих пор не было прецедентов официальной

ликвидации финансово-промышленной группы.

Сценарии развития российской экономики и ФПГ

Перспективы становления российских ФПГ тесно связаны с тем, по какому

сценарию будет развиваться отечественная экономика. Можно выделить

следующие три сценария.

1. "Ловушка стагнации", когда сжатие спроса и сомнительные перспективы

его увеличения провоцируют сокращение инвестиций, что придает депрессии

хронический характер.

В таких условиях неизбежно становление преимущественно "неформальных"

ФПГ для обслуживания теневого оборота капитала. Со стороны инвесторов,

включая официальные ФПГ, можно ожидать повышенных запросов по

государственным компенсациям инвестиционного риска (по соответствующим

гарантиям).

Но даже при этом сценарии можно ожидать демпфирующего влияния ФПГ на

спад производства и инвестиций.

2. Рост за счет валютного сектора при сокращении и неопределенности

динамики внутреннего спроса. Превращение экспортных производств в своего

рода анклав в российской экономике. Ослабление обрабатывающих отраслей на

фоне развития сырьевого экспорта. В финансировании развития ориентированных

на экспорт сырьевых отраслей относительно высока доля иностранных

капиталовложений, значительная часть которых носит связанный характер,

предусматривая импорт оборудования.

Такой сценарий, носящий в теоретической экономической литературе

название "голландской болезни", представляется на сегодня наиболее

вероятным в среднесрочной перспективе.

Данному сценарию соответствует углубление дифференциации регионов страны

на относительно благополучные и депрессивные, усиление соперничества между

федеральными и региональными властями и элитами за контроль над экспортными

доходами, чреватое попытками пересмотра экономических основ федерализма.

В регионах с высокой концентрацией обрабатывающей промышленности

обусловленный ее кризисом рост социальной напряженности будет

активизировать поиски собственных выходов из "ловушки стагнации" и вызовет

новое повышение интереса к региональным ФПГ. Такие поиски уже ведутся и

связаны именно с группированием предприятий.

Экспортные производства при представленном сценарии оказываются,

заинтересованы в группировании, прежде всего, с обслуживающими

предприятиями инфраструктуры для контроля над их ценовой политикой. При

достижении компромисса с местными властями таким ФПГ будет обеспечена

поддержка на региональном уровне. Влияние на предприятия местной

инфраструктуры - один из аргументов этих властей в согласовании интересов с

ФПГ. Аналогично федеральная инфраструктура выступает рычагом в руках

центральной власти. Усилия по диверсификации ФПГ остаются при втором

сценарии заботой самих групп и регионов.

Длительность развития по такому сценарию зависит от соотношения среди

отечественных акционеров портфельных и стратегических инвесторов, от

степени контроля над поставщиками российского сырья со стороны внешних его

потребителей.

При стабилизации состава акционеров и усилении у них стратегических

мотивов, не только у ФПГ обрабатывающего профиля, но и у работающих на

экспорт сырьевых групп может возникнуть озабоченность "голландской

болезнью". Интересам экспортеров отвечает демпфирование колебаний мировой

конъюнктуры емким внутренним рынком. Тенденция относительного удешевления

сырья на мировом рынке (тенденция возрастающей концентрации добавленной

стоимости в высокотехнологичной продукции) подталкивает отечественный

капитал к повышению степени обработки реализуемой продукции.

Все это приведет к усилению давления на федеральные инстанции в

направлении создания благоприятных условий для маневрирования ресурсами

между добывающей и обрабатывающей промышленностью, для приращения

российских технологических цепочек по переработке отечественного сырья. Как

выразился один из инициаторов создания ФПГ "Сибирский алюминий", "мы хотим

от государства определенности: будет ли оно выпускать самолеты? Если да, мы

будем разрабатывать на том же "Самеко" проекты производства алюминиевого

листа. Будет выпускать легкие транспортные средства, железнодорожные,

автомобильные - мы тоже будем участвовать" (Эксперт, 1996, N44, с.31).

3. Устойчивый рост при согласованном развитии сырьевых и обрабатывающих

отраслей промышленности.

Этому сценарию отвечает такое регулирование рыночных механизмов

(налоговыми, таможенными и другими мерами), при котором повышение степени

утилизации уже имеющихся мощностей приводит к увеличению внутренних

сбережений. Меры по активизации инвестиций в реальный сектор экономики не

ограничиваются макроэкономической стабилизацией и снижением

привлекательности государственных ценных бумаг. Важную роль будет играть

государственная поддержка усилий по совершенствованию структуры

акционерного капитала. Речь, в частности, может идти о широком

использовании уже заявленного механизма конверсии налоговых долгов

предприятий в их акции с последующей продажей этих акций стратегическим

собственникам.

При данном сценарии стимулируется становление в российской экономике

диверсифицированных ФПГ, охватывающих предприятия ТЭКа и ВПК, а также

крупных межрегиональных ФПГ. Для этого могут использоваться остающиеся в

государственной собственности пакеты акций, связанные государственные

заказы и гарантии.

Формирование межрегиональных ФПГ расширяет набор каналов для циркуляции

элит. Рекрутирование в такие группы региональных лидеров бизнеса ослабит

центробежные тенденции не только в сфере экономики.

Ассоциация ФПГ России

Ассоциация ФПГ России была учреждена как некоммерческая организация в

январе 1996г. (зарегистрирована 04.04.96г.). В настоящее время Ассоциация

объединяет более 50 ФПГ. Кроме того, ее членами являются ряд других

организаций, представляющих корпоративные интересы.

Президент Ассоциации - бывший первый заместитель председателя

правительства РФ О.Сосковец, являвшийся в течение ряда лет одним из

наиболее влиятельных государственных деятелей. Среди вице-президентов -

В.Потанин (ОНЭКСИМбанк), М.Додонов (Менатеп). В состав совета Ассоциации,

наряду с представителями ФПГ, входят депутат Госдумы Н.Гончар, первый

заместитель председателя ЦБ А.Хандруев, заместитель министра экономики

В.Коссов, заместитель министра финансов В.Петров.

В соответствии с Уставом основными целями Ассоциации являются:

защита прав и законных интересов своих участников, оказание им всесторонней

помощи;

выработка общих позиций финансово-промышленных групп и других объединений

промышленных, финансовых и других организаций в реформировании экономики;

консолидация усилий по созданию правовых и экономических условий для

финансового и промышленного оздоровления российской экономики;

представление и защита интересов финансово-промышленных и иных групп

предприятий в органах власти;

участие в разработке законодательных инициатив по принципиальным вопросам

функционирования финансово-промышленных групп и иных групп в РФ.

Среди основных видов деятельности Ассоциации:

разработка и содействие принятию законопроектов и иных правовых актов;

осуществление сотрудничества с отечественными и зарубежными ассоциациями и

другими объединениями;

содействие повышению профессионального уровня руководителей и специалистов

членов Ассоциации, организация стажировки специалистов внутри страны и за

рубежом

организация семинаров, симпозиумов, конференций, выставок с целью

установления деловых контактов, расширения рынка сбыта, обмена опытом.

За прошедшее после учреждения время Ассоциацией установлены

многочисленные связи с зарубежными партнерами, международными

организациями, включая ЮНИДО и ЮНКТАД. В России и за рубежом проведены ряд

конференций и учебных программ.

В сотрудничестве с Ассоциацией будет реализовываться проект технической

помощи российским ФПГ. Европейская комиссия в Брюсселе выделила под

реализацию этого проекта 1,5 млн.экю в рамках программ Тасис.

В декабре 1996г. по инициативе совета Ассоциации был создан

Межотраслевой внебюджетный фонд НИОКР по разработке и освоению новых видов

наукоемкой продукции. Денежные средства фонда формируются за счет

добровольных отчислений в размере 1,5% от себестоимости реализуемой

предприятиями и организациями продукции (работ, услуг), осуществляемых на

договорной основе. Суммы начисленных в фонд средств включаются в

себестоимость продукции, а финансируемые из Фонда НИОКР освобождаются от

налога на добавленную стоимость.

По инициативе Ассоциации создан также "Финансово-промышленный страховой

союз".

Ассоциацией были сформулированы предложения по внесению дополнений и

изменений в Закон "О финансово-промышленных группах" и в проект Налогового

кодекса РФ.

Вместе с тем, Ассоциация пока не стала центром консолидации интересов

финансово-промышленного капитала и выработки им комплексных предложений по

оздоровлению российской экономики, органом, выстраивающим систему

цивилизованных партнерских отношений между государством и ФПГ.

Реальное влияние Ассоциации на экономическую политику сдерживает не

только отсутствие энтузиазма со стороны правительства РФ по поводу такого

сотрудничества с Ассоциацией. Не менее, а может быть, более важные причины

- несходство, а зачастую и противоположность основных текущих задач

отдельных ФПГ (экспансия, противодействие ей), различия в их стратегической

зрелости, общая невнятность и вялость правительственной промышленной

политики.

В нынешних условиях основной объединяющий финансово-промышленный капитал

интерес - завершение приватизационного процесса. Консолидация позиций в

отношении более конкретных вопросов экономической политики пока

труднодостижима. Кроме того, основной мотив в условиях раздела и передела

собственности - приобретение недооцененных активов. А здесь оперативная

хватка значительно важнее стратегической изощренности.

Пока какая-то прорисовка стратегий развития наблюдается главным образом

в группах с четкой отраслевой конфигурацией и более или менее устойчивой

структурой собственности и контроля. (При этом вовсе необязательна

минимизация государственного участия. Напротив, жесткая фиксация его формы

и доли чаще придает устремлениям предприятия осмысленность и

долгосрочность.) Долгосрочные же замыслы подавляющего большинства

диверсифицированных ФПГ расплывчаты или, по крайней мере, не афишируются.

Повышения роли Ассоциации ФПГ можно ожидать после определенного

стратегического вызревания и размежевания самих ФПГ, уточнения общественных

приоритетов в сфере модернизации экономики. В таких условиях возрастет

потребность в том, что бы Ассоциация стала, во-первых, органом выяснения

отношений между группами, чьи стратегические замыслы по-разному вписываются

в общественные приоритеты, во-вторых, выразителем межгруппового

компромисса.

Схематические портреты двух российских ФПГ

1. "Интеррос" - ФПГ общенационального масштаба

ФПГ "Интеррос" является частью финансово-промышленного конгломерата во

главе с ОНЭКСИМбанком. Конгломерат этот еще до последних приобретений

("Связьинвест", "Норильский никель") оценивался экспертами как крупнейший в

стране, в частности, с заметным отрывом опережающий конгломераты,

возглавляемые Менатепом и Альфа-банком (Эксперт, 1996, N46).

ФПГ "Интеррос" была создана в соответствии с Указом Президента РФ (N2023

от 28 октября 1994г.) и первый раз прошла государственную регистрацию

12.01.95г. Ее учредителями и участниками стали 23 предприятия и

организации, как государственные, так и частные, из 7 регионов России.

Среди них банки (ОНЭКСИМбанк и МФК), промышленные и транспортные

предприятия (РАО "Норильский никель", АО "Фосфорит", АО "Новокузнецкий

алюминиевый завод", АО "Кузнецкий металлургический комбинат", ГП

"Октябрьская железная дорога" и др.), финансовые и аудиторские компании (АО

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.