бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


ФПГ на рынке ценных бумаг в современной России

ФПГ на рынке ценных бумаг в современной России

Калининградский Государственный Технический Университет

Кафедра экономика и предпринимательство

Курсовая работа по рынку ценных бумаг

Тема: «Финансово-промышленные группы

на рынке ценных бумаг в современной России»

Курсовая работа

принята с оценкой

___________________

Научный руководитель

Макарова Г. К.

Работу выполнила:

ст. гр. 99-БУ-1

Зверянская Юлия

Калининград

2002

План

Введение……………………………………………...…………….…………………………….3

Характеристика Финансово-промышленных групп………....……...…..…………………..…5

ФПГ и выбор модели взаимодействия реального и финансового секторов

экономики…….6

Послабление интеграционных ограничений……………………………...……………………7

Государственная поддержка создания и деятельности ФПГ…………………..…….….…....8

Сценарии развития российской экономики и ФПГ……………………………………..……10

Ассоциация ФПГ России……………………………………………….………………..…….12

Схематические портреты двух российских ФПГ……………………….………………..…..13

Краткие выводы……………………………………………………………………………...…17

Что мешает созданию ФПГ в Калининграде………………………………………...………..19

Список литературы……………………………………………………..…………………..…..20

Введение

В современной России существует множество крупных промышленных

предприятий. Они по большей части в течение всего периода реформ находятся

в кризисном состоянии: разрушились старые кооперативные связи, упал объем

производства, стареет оборудование, часто не выплачивается зарплата,

непосильные налоги не дают возможности осуществлять инвестиции. Тем не

менее, именно крупная промышленность является важнейшим потенциалом

российской экономики, основой национальной независимости, гарантом

социального благополучия и т.д. и т.п.

Одновременно в России имеется целый ряд крупных банков. Они по большей

части процветают, их персонал получает высокие (и даже слишком) доходы, их

владельцы и руководство имеют мощные рычаги воздействия на государство и

вместе с политической и чиновной элитой образуют теперешний правящий класс

страны. Вместе с тем, богатство банков добыто "из воздуха" или путем

паразитирования на госбюджете; польза от их деятельности для остальной

экономики сомнительна, а вред очевиден; и вообще, не являются ли они

агентами влияния чуждых сил?

Обычно предлагается один из двух вариантов выхода из данной ситуации.

Первый - отнять деньги у банков, поделить между промышленными

предприятиями, усилить их государственное регулирование (а еще лучше

вернуться к государственному планированию и управлению), а банкам оставить

лишь функцию финансовых агентов государственной экономической политики.

Второй вариант - создать условия, при которых банки по доброй воле будут

ставить в центр своего внимания не спекулятивные операции и не работу с

бюджетными деньгами, а заботу о развитии промышленности.

Очевидно, что первый из вариантов не просто левый, а лево-

ностальгический, и силы (политические и интеллектуальные), его

поддерживающие, уже сейчас являются маргинальными и будут

маргинализовываться все больше. Второй же вариант выглядит вполне

цивилизованным центристским и патриотическим и имеет достаточно широкую

поддержку и в обществе, и в СМИ, и в интеллектуальной элите, и среди лиц,

принимающих решения.

Сказанное выше вполне объясняет неослабевающий все 90-е годы интерес к

происходящим в России процессам интеграции финансового и промышленного

капиталов и постоянные попытки создать условия для того, чтобы эти процессы

стали более интенсивными и конструктивными.

Процесс поворота банков к промышленности заметен уже, как минимум,

несколько лет. Можно утверждать, что в полном соответствии с экономической

логикой он начался сразу с окончанием периода гиперинфляции. Аксиому, что в

долгосрочном плане банки не могут жить лучше, чем их клиенты, российские

банкиры выучили достаточно быстро. Конкуренция за обслуживание счетов

крупных промышленных предприятий обостряется, и выигрывают в ней, как

правило, те, кто предлагает лучшее качество этого обслуживания. Растет и

доля кредитов, выдаваемых промышленности и другим отраслям производственной

сферы. Так, по данным председателя Центробанка С.Дубинина, кредиты

нефинансовому сектору на начало 1997г. составили 29% банковских активов, а

на 01.10.97г. - уже около 32%. Растут и единичные объемы, и сроки кредитов

промышленным предприятиям; кредиты размером десятки миллионов долларов и

сроком на несколько лет уже не редкость для России.

Но обслуживание счетов и кредитование - это все же не финансово-

промышленная интеграция. Строго под это понятие подпадают финансово-

промышленные группы (в данной работе я включаю в их число только те

объединения, которые удовлетворяют требованиям Закона "О финансово-

промышленных группах" и соответствующим образом зарегистрированы). Их роль

в экономике и место, которое они занимают в политическом пространстве и

общественном сознании современной России, посвящена настоящая работа.

Российские финансово-промышленные группы (ФПГ) - явление, вообще говоря,

сначала придуманное, а лишь потом состоявшееся. Много и подробно говорить о

ФПГ стали за несколько лет до их появления - еще в СССР в разгар

перестройки. Тогда стала очевидной бесперспективность системы управления

промышленностью, основанной на отраслевых министерствах и отделах ЦК КПСС,

и возник вопрос о том, чем же ее заменить. Один из вариантов ответа был -

заменить промышленными группами, которые должны быть межотраслевыми и

формироваться вокруг предприятий-лидеров, находящихся на уровне лучших

мировых стандартов или превосходящих их. Считалось, что несколько десятков

таких групп, получивших приоритетный доступ к качественным ресурсам,

освобожденных от бюрократического контроля и одновременно пользующихся

всеми формами государственного покровительства, станут локомотивами,

которые втянут СССР в XXI век.

На мой взгляд, у таких построений было три источника вдохновения. Во-

первых, крупные корпорации главных капиталистических стран и неадекватно

завышенная оценка их роли в современной экономике (в частности,

уверенность, что именно они порождают основную массу инноваций и спрос на

новые товары и услуги). Во-вторых, опыт сталинской индустриализации в СССР,

когда крупные и современные промышленные структуры создавались и

функционировали в абсолютно неразвитой экономической и социальной среде. В-

третьих, опыт многоотраслевых конгломератов новых индустриальных стран,

который интерпретировался в советском духе как опыт успешных

технологических прорывов в ключевых отраслях без общей социальной

модернизации.

Второй всплеск интереса к группам, уже финансово-промышленным, произошел

в 1992-93 гг., когда стало ясно, что в российской экономике все решают

деньги, а деньги уже у частных банков. Тогда многие руководители

промышленных предприятий, главным образом не самых успешных, а также

представляющие их интересы общественные и политические деятели выдвинули

примерно следующую идею: государство должно, используя властные рычаги,

заставить банки вступить в некоторые тесные альянсы с группами промышленных

предприятий, одновременно обеспечив таким альянсам большие льготы. Среди

наиболее активных лоббистов этой идеи было довольно много влиятельных в то

время общественных и политических организаций: Российский союз

промышленников и предпринимателей (А.Вольский), Лига содействия оборонным

предприятиям (А.Шулунов), Гражданский союз и т.д.

До второй половины 1993г. идея ФПГ не находила поддержки ни у банков, ни

у Правительства. Власти главное внимание уделяли процедуре либерализации

экономики, банки снимали пенки с гиперинфляции. Да и директора большинства

промышленных предприятий были не готовы расстаться хотя бы с частью

обретенной самостоятельности. Вертикально-интегрированные компании и

отраслевые холдинги стали складываться в то время лишь в топливно-

энергетическом комплексе (ЛУКойл, Газпром, РАО "ЕЭС России", Росуголь). В

большинстве других отраслей вместо них возникли аморфные и малодейственные

отраслевые ассоциации, впоследствии либо распавшиеся, либо превратившиеся в

чисто общественные организации.

Во второй половине 1993г. ситуация изменилась. Процесс формирования ФПГ

начался снизу, а появившийся в декабре 1993г. указ Президента РФ подвел

нормативную базу под их существование. Затем в ноябре 1995г. появился Закон

Российской Федерации "О финансово-промышленных группах".

Хочу заметить, что к этому моменту речь шла уже не о локомотивах и не о

всемерной государственной поддержке. Официальные финансово-промышленные

группы, на мой взгляд, являются элементом "оборонительной", а не

"прорывной" стратегии промышленных предприятий. Создание ФПГ в соответствии

с действующим законодательством и реальной хозяйственной практикой чаще

всего представляет собой своеобразное заявление о намерениях банка и группы

промышленных предприятий установить между собой тесные взаимоотношения и

является не гарантией и даже не требованием господдержки, а лишь заявкой на

нее.

Поэтому пристальное внимание, уделяемое общественным мнением и многими

политическими силами таким группам, является чрезмерным. Ни основным

инструментом подъема российской экономики, ни, с другой стороны, угрозой

рыночной системе и политической демократии, они, на мой взгляд, на сегодня

не являются и в ближайшей перспективе не будут. Политическое влияние и

связи с властями на федеральном уровне у них также не слишком сильны. По

крайней мере, ни у одной группы оно не сильнее, чем у предприятия или

банка, являющегося ее реальным лидером. Замечу также, что крупные банки

отнюдь не стремятся использовать все имеющееся у них влияние в пользу ФПГ,

членами которых они являются. (Возможно, на региональном уровне дела

обстоят несколько по-другому.)

Оппонентами финансово-промышленных групп выступает сегодня в России

часть экономических и политических либералов. Причем, в основном те из них,

которые почерпнули свой либерализм из западных учебников и монографий, а не

из опыта работы в бизнесе и политике или научного анализа современных

российский реалий. Они видят в этой структуре угрозу рыночной системе и

демократии. На мой взгляд, опасность не следует преувеличивать.

Конкуренция, как известно, бывает не только между мелкими, но и между очень

крупными компаниями. Поддержка малого бизнеса, обеспечение определенного

уровня открытости экономики, хорошо известные нормы антимонопольного

законодательства - эти инструменты государственного регулирования, как

показывает мировой опыт, вполне достаточны, чтобы олигополитическая

конкуренция не превращалась в монополистический сговор.

Что касается антидемократичности финансово-промышленных групп и

возможности установления ими диктата над обществом, то и здесь угроза

преувеличивается. Хотя бы потому, что различные фирмы, банки и группы имеют

различные долгосрочные интересы. (Например, очевидна разница позиций

российских производителей сырья и высокотехнологичной продукции, и это, на

наш взгляд, несомненное благо для российского общества.) Поэтому едва ли

крупные ФПГ смогут навязать обществу свой стратегический выбор. Скорее,

различные общественные силы, выступающие за те или иные альтернативы, будут

использовать в своей борьбе ресурсы тех или иных групп большого бизнеса.

Были бы только эти различные общественные силы.

Характеристика Финансово-промышленных групп

Получивший широкое распространение в сегодняшней России термин

"финансово-промышленная группа" (ФПГ) может употребляться в двух

взаимосвязанных, однако не вполне совпадающих значениях. В широком смысле

им обозначаются любые формы относительно устойчивого сотрудничества и

взаимопроникновения промышленного и финансового капитала. В более узком

смысле под ФПГ понимается такая форма интеграции промышленных и финансовых

структур, которая удовлетворяет критериям, зафиксированным в

соответствующих законодательных актах, и сопровождается официальным

признанием и включением в Реестр ФПГ Российской Федерации. Российское

законодательство определяет финансово-промышленную группу как "совокупность

юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо

полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные

активы (система участия) на основе договора о создании финансово-

промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции

для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на

повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг,

повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест" (Закон

Российской Федерации "О финансово-промышленных группах", ст.2).

По данным на июль 1997 года число официальных ФПГ (т.е. получивших

соответствующий статус при включении их в Государственный реестр финансово-

промышленных групп) достигло 72. Ожидается, что к началу 1998 года их

станет около 80. Количество промышленных предприятий, входящих в их состав,

перевалило за 1000, количество финансовых институтов-членов ФПГ превышает

90 (Финансовые известия, 19 августа 1997г.). В последние годы сохранялась

высокая динамика создания ФПГ. Если в 1993г. была всего одна, то в 1994

году — шесть, в 1995 году — 21, в 1996 году — 46, в 1997 году — 75. В 1998

году стало около 100 ФПГ (и на этом уровне количество стабилизировалось в

1999—2001 годах), в которые входило 1150 предприятий и организаций, 160

кредитно-финансовых институтов, более 5 миллионов человек занятых. Число

работающих в каждой ФПГ колеблется от 5 до 500 тысяч человек. Число

участвующих предприятий, банков, коммерческих и иных фирм — от 8 до 60.

Доля государственной собственности нигде не превышает 25 процентов, хотя в

некоторые ФПГ входят полностью государственные железные дороги.

Результаты деятельности пятнадцати официальных ФПГ за 1994-95 гг.

(Российская газета, 24 августа 1996г.) дают основания для осторожного

оптимизма относительно влияния интеграции на производство. Они смогли

обеспечить рост объемов промышленного производства (в целом на 5,1% за два

года). Благодаря собственным и привлеченным средствам объемы инвестиций ФПГ

в промышленные проекты в 1995 году выросли в 2,6 раза по сравнению с 1994

года при уменьшении доли централизованных источников инвестиций.

Такого рода динамика наблюдалась и в 1996 году. По сведениям,

представленным на заседании Совета Ассоциации ФПГ России (28 мая 1997г.), в

1996г. по сравнению с 1995г. увеличились производство, реализация, экспорт

продукции и, что особенно важно, удвоились инвестиции.

Вместе с тем, данные об организационных процессах, идущих внутри самих

ФПГ, свидетельствуют, что они еще недостаточно крепко стоят на ногах. Так,

численность штата центральных компаний большинства ФПГ составляет всего 6-8

человек. Среди наиболее серьезных и тревожащих их проблем представители

центральных компаний называют отсутствие реальных рычагов влияния на

предприятия-члены группы, непроработанность вопросов финансовой

деятельности группы, отсутствие стратегии совместной деятельности, дефицит

надежной и оперативной информации о работе предприятий и т.д. (Винслав Ю.

Российские ФПГ: пройденный путь и императивы роста. - Российский

экономический журнал, 1996, N5-6.) Все это говорит о том, что центральные

компании многих ФПГ функционируют скорее как консультативные службы или

"клубы" директоров, чем как штабы стратегического планирования или

координаторы финансовых потоков.

По-видимому, любые категоричные суждения о российских ФПГ пока

преждевременны. Прошло совсем немного времени с тех пор, как они появились,

поэтому развернутую оценку их результативности следует, наверное,

отодвинуть на будущее.

ФПГ и выбор модели взаимодействия реального и финансового секторов

экономики

Применительно к индустриально развитым странам можно говорить о разных

моделях взаимодействия промышленного и кредитно-финансового секторов

экономики. Фактически российская экономика стала ареной соперничества

открытой (американской) и более закрытой (японо-германской) моделей.

Различия между этими моделями проявляются в удельном весе портфельных и

стратегических инвесторов, в том, в какой мере кредитование промышленности

дополняется участием банков в ее капитале.

Относительно низкая доля заемных средств, как в промышленности США,

опора на собственные ресурсы производителей приемлема для лидирующей

экономики с достаточно мощными в финансовом отношении промышленными

фирмами. Иное дело, когда требуется форсированная перегруппировка

производительных сил, чтобы избежать нарастающего отставания от лидеров

мировой экономики, а собственных средств даже ведущим промышленным

предприятиям, действующим на приоритетных направлениях, едва хватает для

сохранения существующих мощностей. Ориентация на портфельных инвесторов при

относительно высоком инвестиционном риске оборачивается дороговизной

привлекаемого капитала.

Для изменения положения в российской промышленности, активного

вовлечения финансового капитала в обеспечение структурных сдвигов в ней

необходимо, чтобы сотрудничество банков с товаропроизводителями в

инвестиционных проектах было сопряжено с приемлемым риском и

соответствующим ему участием в прибылях от реализации проектов. В нынешних

условиях основным средством удовлетворения этих требований выступает

расширение участия банков в акционерном капитале промышленности и в

реальном управлении ею.

Наблюдаемая в ходе российских реформ эволюция нормативной базы

взаимодействия реального и финансового секторов экономики может быть

охарактеризована как вынужденный дрейф от американской к японо-германской

модели отношений между этими секторами.

Послабление интеграционных ограничений

В 1995 году сложились предпосылки для ревизии ограничений на интеграцию

промышленного и финансового капитала, для либерализации межкорпоративных

связей по капиталу. Завершилась массовая приватизация. Заботу об условиях

не только для выживания, но и для решения стратегических задач стал все

чаще проявлять сам крупный отечественный капитал. Однако одновременно стало

очевидно, что до формирования эффективной структуры собственности,

опирающейся на "твердое ядро" акционеров, еще очень далеко. (В этом,

кстати, одна из причин того, что относительная макроэкономическая

стабилизация летом 1995 года не повлекла заметной активизации инвестиций в

реальный сектор российской экономики.) Все это благоприятствовало

пересмотру нормативных основ ФПГ. Результатом такой ревизии стал Закон РФ

"О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995г. N190-ФЗ.

Закон существенно расширил возможности оптимизации имущественных связей

между группирующимися предприятиями.

Во-первых, было законодательно признано организационно-хозяйственное

многообразие ФПГ. В соответствии с Законом в качестве ФПГ могут выступать:

- холдинг (материнское и дочерние общества);

- учредители центральной компании ФПГ совместно с этой компанией,

подписавшие отдельный договор о создании ФПГ.

Более сложен вопрос о получении статуса ФПГ простым товариществом, один

из участников которого по договору о создании ФПГ становится центральной

компанией, уполномоченной на ведение общих дел группы. Речь идет о

возможности обойтись без создания дополнительной компании, когда ни один из

участников ФПГ не располагает контрольными пакетами акций своих партнеров

по группе. Ст.11 Закона допускает признание одного из участников основным

обществом по отношению к остальным участникам на основании договора на

ведение дел финансово-промышленной группы. Такая возможность, однако, пока

не практикуется.

Во-вторых, Закон допускает:

- перекрестное владение акциями участниками финансово-промышленной

группы;

- вхождение в ФПГ финансовых холдингов.

Сняты также формальные требования к величине ФПГ по числу предприятий-

участников и по количеству занятых на них, устранены ограничения для

входящих в ФПГ кредитно-финансовых и инвестиционных институтов на величину

их долевого участия в акционерном капитале предприятий группы.

В-третьих, было облегчено сотрудничество в ФПГ государственных и частных

предприятий. Оно сдерживалось содержащимся во временном Положении о ФПГ

требованием, чтобы доля государственной собственности в объединяемом

капитале не превышала 25%, а также запретом на передачу акций в

доверительное управление предприятию, доля госсобственности в уставном

капитале которого превышает 25%, и на приобретение акций таким

предприятием.

Новым шагом на пути содействия такому сотрудничеству стал Указ

Президента РФ от 1 апреля 1996г. N443 "О мерах по стимулированию создания и

деятельности финансово-промышленных групп". Указом предоставлено право

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.