|
Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике Мордовия|Транспортные услуги |1 |3 |5 | |Таможенные услуги | |5 | | |Санитарно-эпидемиологический контроль |5 |5 |5 | |Стандартизация и сертификация |5 |5 |5 | |Итого |38 |81 |47 | В таблице, потребности каждой из трех категорий потребителей в той или иной услуге ОПР условно оценим по пятибалльной системе. Чем выше будет на ОПР концентрация и монополизация спроса-предложения продовольствия в регионе, т.е. чем больше производителей и розничников будет работать на ОПР, тем большее количество оптовиков будет работать на данном рынке. Крупные оптовики, работающие на ОПР, имеющие собственную складскую и др. инфраструктуру за пределами ОПР, на рынке арендуют торговое место, где выставляют образцы товаров и нанимают агента по продажам, а также арендуют офис. Таким же образом поступают многие крупные и средние производители продуктов питания. Мелкие производители, не имеющие возможности содержать торговое место на ОПР, пользуются услугами оптовиков. Некоторые производители (особенно крупные) открывают на ОПР филиалы, по продажам (дистрибьютерские центры), которые занимаются контролем за продвижением и продажей продукции производителя. Розничники нередко пользуются услугами работающих на ОПР комиссионеров, торговых агентов, брокеров (маклеров), как правило, не покупающих товар и не имеющих право собственности на него. Такого рода посредники обычно оказывают за умеренную плату услуги по установлению связей по поставкам продукции между покупателями и продавцами. Цены и ценовая политика – одна из главных составляющих маркетинговой деятельности. От цен во многом зависят достигнутые коммерческие результаты, а правильная или ошибочная ценовая политика оказывает долговременное (положительное или отрицательное) воздействие на всю деятельность фирмы. Маркетинговая стратегия определяет ценообразование. Предприятие стремится к максимизации текущей прибыли и устанавливает высокие цены на свои услуги. Республика стремится увеличить долю рынка (в Волго-Вятском и Поволжском экономических районах) и максимально привлечь на ОПР потенциальных потребителей. Следовательно, необходимо, на первом этапе работы снизить стоимость всех услуг, оказываемых рынком. Нижнее значение цены определяется издержками фирмы. И, естественно, прибыль, в ценах на услуги, должна быть достаточной для того, чтобы финансировать всю действующую на ОПР инфраструктуру, обновлять и пополнять основные и оборотные фонды. Таким образом, на ОПР должна использоваться гибкая система цен, тарифов, сборов за представленные услуги, предусматривающая их дифференциацию с учетом приоритетности и значимости для потребителей, условий и затрат по их выполнению. В условиях инфляции должна быть предусмотрена периодическая индексация, компенсирующая объективный рост текущих затрат. Калькуляция цен и тарифов на услуги определяется в строгом соответствии с Положением о составе затрат, включаемых в себестоимость продукции, утвержденных Постановлением правительства РФ № 522 от 5 августа 1992 года. Объем спроса, т.е. желание (потребность) воспользоваться услугами ОПР, будет зависеть не только от цены услуги (хотя ценовой фактор является основным), но и от целого ряда других факторов. Необходимо не просто снизить цены, а использовать это снижение для привлечения на ОПР группы потребителей, чутко реагирующих на изменение цен. Одним из основных видов услуг ОПР является аренда. Доходы от аренды – основная статья доходов ОПР. Различают аренду торгового места в торговом зале, где проходят торги и заключаются сделки купли-продажи; аренду складского помещения; аренду технологического объекта – холодильного оборудования, подъемно-транспортного оборудования, упаковочной линии и т.д.; аренду офисного помещения. Причем экономическая эффективность от того или иного объекта, отданного в аренду, будет зависеть не только от величины арендной платы, но и от некоторых других факторов, например от срока предоставления в аренду объекта. Арендатор с большим желанием будет вкладывать деньги а тот арендованный объект, срок аренды которого наиболее длителен. Кстати, перспектива развития ОПР, его модернизация, приближение к идеалу в дальнейшем будет зависеть именно от частных инвестиций, работающих на рынке субъектов. Еще одним важным фактором для ОПР является прибыль в ценах на услуги должна быть достаточной для того, чтобы финансировать всю действующую на ОПР инфраструктуру, обновлять и пополнять основные и оборотные фонды. Как известно из мировой практики, увеличение себестоимости услуг на ОПР неизменно приведет к снижению спроса на них и наоборот, т.е. спрос на услуги ОПР эластичный, но это там, где присутствует большая конкуренция между каналами товародвижения. Анализируя все вышесказанное, на первом этапе работы ОПР в Республике Мордовия, необходимо снизить стоимость всех услуг (т.е. снизить ту долю прибыли, заложенную в цену услуги), оказываемых рынком с целью обеспечения их большей доступности и максимального привлечения на ОПР потенциальных потребителей, а также инвесторов. Объем спроса, т.е. желание воспользоваться услугами ОПР, будет зависеть не только от стоимости той или иной услуги (хотя ценовой фактор является основным), но и от целого ряда других факторов. Например, от количества и качества предоставляемых услуг. В данном случае эти две категории взаимосвязаны. Высокий уровень качества услуг ОПР достигается при условии обеспечения комплексного обслуживания, т.е. чем больше услуг будет оказано потребителем, тем выше уровень их качества. Уровень качества зависит также от надежности и своевременности оказываемой услуги. Например, потребность в услугах транспорта на ОПР должна быть удовлетворена быстро, а иногда немедленно. Сезонность потребности на ту или иную услугу является также важным фактором, влияющим на объем спроса на услуги ОПР. Так, в летнее время спрос на холодильное оборудование на ОПР многократно возрастает. Важным фактором влияющим на объем спроса, особенно розничников, является широта ассортимента продуктов питания, представленного на ОПР. Клиенту очень выгодно, когда в одном месте можно приобрести весь спектр продуктов питания. На объем спроса обратно пропорционально влияет жесткость норм органов Санэпиднадзора, стандартизации и метрологии, налоговых служб торг. инспекции и некоторых других служб, и прямо пропорционально - фактор поддержки местных органов власти. Несомненно, сам продукт питания (особенно скоропортящийся) должен проходить всестороннюю проверку на качество, с соответствующим заключением, что очень важно для розничнника, т.к. он работает непосредственно с конечным потребителем продуктов питания. Однако, несомненно и то, что слишком жесткая и придирчивая позиция вышеназванных государственных органов в отношении правильности составления сопроводительной документации на продукты питания (отсутствие синей печати изготовителя или продавца на сертификате соответствия, неправильное оформление раздела Б справки к товарно-транспортной накладной и другие непринципиальные ошибки в сопроводительных документах на товар) отпугнет потенциальных потребителей услуг ОПР. Тем более, некоторые правовые нормы, касающиеся документального обеспечения товародвижения продуктов питания, являются, мягко говоря, нелогичными. Во главе угла необходимо ставить качество товара и скорость движения продуктов питания до конечного потребителя, и здесь надо быть до конца принципиальным, поскольку речь идет о здоровье населения. У нас же часто несерьезные погрешности в документах приводят к длительным задержкам продовольствия на складах, а иногда его порчи. Подобные действия вышеназванных организаций и служб особенно недопустимы в отношении оптовиков ОПР, торгующих скоропортящейся продукцией, а также продукцией местных товаропроизводителей, торгующих на ОПР. Следующим важным моментом является то, что ассортимент производимых в Мордовии продуктов очень невелик и пополняется он за счет ввозимых из-за пределов республики продуктов питания. Поэтому, жесткие меры республиканских контролирующих служб, вряд ли будут иметь действенную силу. В данном случае необходимо принимать соответствующие меры на федеральном уровне. Слабая нормативная база, регулирующая работу оптовых продовольственных рынков, оборот продуктов питания не может обеспечить свободное товародвижение продуктов питания между регионами. Сильная законодательная база, могла бы помочь производителям и продавцам сдерживать непомерные аппетиты фискальных и других контролирующих служб. Учитывая все это, необходимо заметить, что на сегодняшний день особенно важна поддержка местных органов власти и других элементов внешней среды Мордовоптторга. Существенным моментом, доказывающим правильность такой позиции является еще и то, что попав на ОПР, товар легализуется, т.е. увеличивается налогооблагаемая база, а это значит – дополнительные налоговые поступления в бюджеты всех уровней. Если руководство «Мордовоптторга» будет учитывать вышеназванные факторы влияющие на спрос То что займет лидирующее положение в распределении продуктов питания в Республике Мордовия предопределено заранее. Во-первых, создание системы ОПР стало приоритетной задачей российского правительства в области распределения продовольствия, поэтому Правительство Мордовии оказывает всемерную поддержку “Мордовоптторгу”. Во-вторых, слабость республиканских оптово-посреднических структур, отсутствие конкуренции в Республике; Имеется еще масса факторов, дающих сильные конкурентные преимущества в Мордовии. Однако, основная цель маркетинговой стратегии “Мордовоптторга” - завоевать прочные позиции на целевом рынке Волго-Вятского и Поволжского экономических районов. Достичь этого можно путем привлечения на свою сторону: - потребителей рынка из других регионов России; - производителей продуктов питания (в т.ч. с/х продукции); - крупных оптовиков. В настоящее время большое количество денег мордовских оптовиков и розничников “уплывает” за пределы республики. Пензенские, нижегородские оптовые склады “кишат” мордовскими предпринимателями. Крупные международные фирмы, такие как Nestle, Coca-cola, Pepsico и многие другие открывают свои представительства, дистрибьютерские центры в соседних регионах, но только не в Мордовии. Почему? Саранск находится в самом центре относительно крупных и средних экономических центров России. Республика Мордовия всегда славилась относительно низкими ценами на сельхозпродукты и продукты переработки. Глава Республики Мордовия и Правительство уже несколько лет ведут курс рыночных реформ, поддерживают предпринимательство, усовершенствуют рыночную нормативно-правовую базу. Одна из причин такого положения заключается в том, что в Республике, до последнего времени, практически отсутствовала нормальная рыночная инфраструктура. Она включает много элементов, в том числе и оптово- посреднические предприятия. Многие из этих предприятий находятся в плачевном состоянии, они не только физически, но и морально устарели, их имущественный комплекс в будущем вряд ли может быть использован. “Мордовоптторг” - это тот объект, который наиболее подходит к современным условиям. Но то, что сделано на нем за первый год существования (хотя сделано немало) - это только сотая часть того, что необходимо сделать. Производственная стратегия ОПР предполагает широкий ассортимент, высокое качество при относительно низких издержках предлагаемых услуг. Выше уже давалась краткая характеристика предполагаемой инфраструктуры “Мордовоптторга” и тех услуг, которые будут оказываться на ОПР. Однако многие из этих услуг возможны только при наличии соответствующего оборудования, техники, технологии. Нам видится, что технологическое оснащение “Мордовоптторга” первоначально нужно планировать по семи (7) направлениям. То есть денежные средства, поступающие из различных источников финансирования нужно вложить в семь (7) комплексов механизмов и оборудования со следующими функциональными задачами: 1. Холодильное оборудование. 2. Торговое оборудование. 3. Подъемно-транспортное и другое складское оборудование. 4. Тароупаковочное оборудование. 5. Автотранспорт. 6. Компьютерная и другая оргтехника. 7. Оборудование по утилизации отходов. Предстоит огромная работа по технологическому оснащению “Мордовоптторга”. В первую очередь, ОПР должен ориентироваться на собственные резервы, на собственную производственно-коммерческую деятельность. Необходимо сразу же отказаться от расточительных производственных процессов и нерентабельных услуг. Хотелось бы отметить участие маркетинговой службы в производственной деятельности ОПР, так как все услуги, оказываемые рынком, должны ориентироваться на потребительский спрос. Но так как оптовая торговля продовольствием практически обновленная отрасль народного хозяйства, где на первые роли выходит, создаваемая сейчас, система оптовых продовольственных рынков, потребительский спрос на услуги ОПР пока изучена плохо. Недостаток статистической информации не позволяет четко определить тенденции его развития в будущем. Нужно определиться, используя опыт первых ОПР в России, а также мировой опыт, какие услуги рынка будут наиболее рентабельными, а впоследствии установить очередность приобретения производственных мощностей и расширение инфраструктуры. Поэтому у маркетинговой службы ОПР (маркетинговый центр) должна быть хорошо налажена система обратной связи с потребителями, которая будет подсказывать о необходимости новых решений по расширению инфраструктуры рынка. “Мордовоптторг” в настоящее время испытывает большую потребность в денежных средствах, поэтому ему на первых порах необходимо избрать сфокусированную стратегию низких издержек, то есть сфокусировать свои действия и капиталы на определенной нише, которая, с одной стороны, была бы особо привлекательна для потребителей ОПР, уникальна на определенном географическом сегменте рынка и кроме того, не требовала бы больших затрат. На сегодняшний момент на “Мордовоптторге” существует несколько видов услуг, которые удовлетворяли бы всем трем вышеназванным условиям. Например, маркировка подакцизного товара, аренда торгового павильона или аренда складского помещения. Известно, что одной из основных услуг на ОПР является аренда. Доход от арендной платы - основная статья доходов ОПР. Различают: аренду торгового павильона в торговом зале, где проходят торги и заключаются сделки купли-продажи; аренду складского помещения; аренду технологического объекта (холодильного, подъемно-транспортного оборудования, упаковочной линии и т.д.); аренду офисного помещения. Так как “Мордовоптторг” в главном торговом зале своего комплекса уже построил и сдал в аренду 15 торговых павильонов (в ближайшее время запустят еще 22), а также 20 складских помещений общей площадью 900 м2, больших материальных затрат в данном направлении ОПР не понесет. Кроме того, попасть в торговый зал, где одновременно торгуют 37 конкурирующих между собой оптовиков было бы несомненно интересно потребителям. Уникальность же заключается в том, что в Мордовии другого такого места нет. Как видно из примера, данный вид услуг удовлетворяет все три вышеназванные услуги. А, следовательно, правильно установленная цена за предоставленную услугу должна обеспечить достаточный уровень рентабельности. Каждая услуга ОПР должна быть рентабельна, если она не является заказом органов власти (т.к. доля государства более 50 %, кроме того ОПР – объект особой важности, и соответственно финансируется из бюджета). Собранию акционеров и дирекции ОПР, перед приобретениемтого или иного комплекса оборудования, следует оценить окупаемость и рентабельность вложений. Это требует, в свою очередь, формирования четкого и объективного планового проекта – бизнес-плана. В бизнес-плане оценивается каждый элемент предполагаемого рискового проекта, а эффективность его заключается в комплексности и стратегическй направленности. Бизне-план является инструментом не только внутоеннего планирования, но также документом, проектом, предположением для потенциального инвестора. Технологическое оснащение Мордовоптторга (т.е. . комплексов технологий, упомянутые выше требуют больших финансовых вливаний. Анализируя валовый оборот и фактические затраты за 1998 г. и планы 1999 г. по общестроительным работам, работа по благоустройству помещений и территории ОПР, можно сделать вывод, что без внешних ивестиций, прорыва в технологическом оснащении Мордовоптторга не произойдет. Поэтому предстоит кропотливая работа по бизнес-планированию и поиску инвесторов. По каждому комплексу технологий целесообразно составить отдельный бизнес-план. Сравнение предполагаемых финансовых результатов по кажджому виду бизнеса даст представление о приоритетах ОПР, определит принцип распределения его ресурсов. Одновременно следует определить круг потенциальных инвесторов, ими могут стать российские или зарубежные фирмы, частные или государственные предприятия. От этого зависит структура бизнес- плана и его концепция. Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана – это краткость, т.е. изложение самого главного по каждому разделу плана; доступность в прочтении и понимании (план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам). Он должен быть убедительным, локаничным, пробуждать интерес у рецензента. Только заинтересовав потенциального инвестора можно надеятся на успех своего дела. Стандартный бизнес-план обычно включает в себя следующие разделы: - общее описание компании; - - маркетинг-план; - - производственный план; - приложения. При составлении бизнес-плана важно личное участие руководителя и главных инженеров предприятий. Руководитель маркетингового центра должен участвовать в разработке каждого из разделов. Отсутствие необходимой информации, использование неточных или не актуальных данных могут стать причиной серьезных экономических просчетов. Маркетинговый центр ОПР должен не только четко реагировать на изменение спроса на услуги, но и формировать этот спрос посредством маркетинговых коммуникаций (реклама, работа с общественностью, личные контакты и т.п.), посредством стимулирования сбыта (поощрение потребителей, посредников, собственного персонала). Учитывая, свойственное россиянам, чувство коллективизма, представляется особо важным использование такой маркетинговой коммуникации, как “работа с общественностью” (Public Relation). Ключевая задача в этой области – преодоление «барьера недоверия» к Мордовоптторгу и его услугам. Так как услуги ОПР ориентируются на три категории потребителей: производителей, оптовиков и розничников, значит организационная работа должна быть направлена именно на их информирование, и на их привлечение. Следует также учитывать, что бюджет маркетингового центра ограничен. Исходя из этого, первое, что необходимо сделать: отправить по почте рекламные письма определенному кругу потенциальных потребителей из других регионов, производителям, крупным оптовикам и розничникам. Второе – провести ряд встреч с местными производителями и оптовиками, в ходе которых каждый из потенциальных продавцов сможет получить исчерпывающие ответы как на экономические, так и на социальные вопросы, связанные с деятельностью ОПР, тем самым добиться взаимопонимания и доброжелательности со стороны участников. Третье – среди руководителей предприятий – потенциальных потребителей Мордовоптторга (производителей, оптовиков, розничников) сложились неформальные группы, соответствующие групповой психологии и неформальными лидерами. Неформальные, дружеские отношения, сложившиеся у Администрации главы Республики, Правительства РМ с подобными лидерами способны повлиять на все три категории потенциальных потребителей. Четвертое – в полной мере использовать такой эффективный, в условиях России, канал распределения информации как слухи и молва. Пятое – во всех местных средствах массовой информации начать первоначальную ознакомительную рекламу о новом канале распределения продуктов питания (система ОПР), указать на его перспективность, рассказать о российском и зарубежном опыте; дать исчерпывающую и правдивую информацию о Мордовоптторге и убедить потребителя в целесообразности воспользоваться его услугами. Необходимо использовать недорогие средства массовой информации в связи с ограниченностью бюджета на рекламу. Шестое – использование наружной рекламы (рекламные щиты, печатная реклама) на улице, в транспорте, световая. Со временем круг потенциальных участников ОПР, который выступает в качестве продавцов, значительно расширится и станет намного больше, чем фактическое количество мест. В этом случае имеется возможность четко организовать конкурентную среду и провести объективный отбор оптовиков и других продавцов для аккредитации на ОПР. Этой работой должна заниматься квалификационная комиссия, председатель и члены которой назначаются приказом директора ОПР. В состав квалификационной комиссии могут быть включены: 1. Сотрудники ОПР и Федеральной продовольственной корпорации. 2. Должностные лица от учредителей ОПР ( в том числе представители Правительства РМ и городской администрации). 3. Должностные лица государственных служб ( СЭС, Госторгинспекции ) и других организаций, аккредитованных на ОПР. Квалификационная комиссия, на основании бизнес-планов, разрабатываемых самой оптово-посреднической организацией, анализируя финансовое положение, культуру обслуживания покупателей, перспективу роста, готовность совершенствовать свой бизнес, определяет, кто будет аккредитован на ОПР, то есть получит право на заключение с оптовым рынком долгосрочного договора аренды складских помещений, места в торговом зале. В бизнес-плане оптовика предусматриваются следующие основные показатели, характеризующие торговую деятельность: - данные о закупках товарооборота по видам продукции за последний год; - динамику структуры товарооборота по видам продукции (в % к итогу); - удельный вес закупок и продаж по месяцам года; - договоры с поставщиками и потребителями за последний год (объем по договорам, фактическая поставка); - закупки в разрезе основных поставщиков; - продажу в разрезе основных покупателей; - объемы и номенклатуру ввоза и вывоза; - финансово-экономические показатели. Одно из важных направлений маркетингового центра ОПР ! разработка механизма ежедневного сбора объективной и достоверной информации по ценам, ассортименту и объему продаж, о спросе и предложении по важнейшим группам продовольствия. Для этих целей разработан и утвержден Федеральной продовольственной корпорацией “Порядок сбора и передачи информации по конъюнктуре цен на ОПР национального значения”. Маркетинговый центр, ежедневно передает вышеназванную информацию в Минсельзозпрод России. Это обязательное условие должно быть оговорено в нормативных документах, в договорах между ОПР и Центром, т.к. в России создано единое информационное поле – современная информационно- аналитическая компьютерная сеть, осуществляющая обработку и передачу данных о наличии и объеме товаров, ценах, ходе торгов на рынке и изменениях конъюнктуры рынка в ценах. Такая информация определит наличие и дефицит продовольствия в тех или иных регионах России и позволит маневрировать запасами продовольствия, регулировать цены, устранять дефицит, способствовать восстановлению межрегиональных хозяйственных связей. Сегодня, ранее сложившеяся межрегиональная специализация и кооперация в системе АПК, а следовательно и экономический эффект интеграционных процессов сведены до минимума. Образовались локальные региональные продовольственные рынки, направленные, в первую очередь, на самообеспечение. Подобная ситуация, которая отчасти имеет место и у нас в Мордовии, является аномалией, ведущей к деградации крупного товарного производства, которое возникло еще в условиях плановой экономики и изначально сориентировано на межрегиональные поставки. В настоящий момент имется ряд положительных примеров функционирования компьютерной системы по сбору, обработке и передаче информации. Так, в Рязанской области во всех -: районах созданы службы агромаркетинга, которые с помощью современных технических средств осуществляют ежедневный сбор, обработку и доведение до заказчиков интересующей их информации. Ежедневно из районов в областной центр по модемной связи передаются данные об объемах спроса и предложения на с/х продукцию, ее закупочных и отпускных ценах,и динамике цен на районных рынках и в розничной сети. В области организован сбор ценовой информации по важнейшим видам продовольствия из других регионов страны и передача ее или продажа всем заинтересованным предприятиям. Центр сбора и обработки всей этой информации находится на Рязанском ОПР. Обработанная информация передается в Минсельхозпрод России. Учитывая все вышесказанное, перед маркетинговым центром встает серьезная задача информационного характера – ежедневное информационное обеспечение субъектов ОПР, т.е. информационные бюллетени по вчерашним сделкам и по сегодняшнему проведению торгов; электронное табло в самом хорошо просматриваемом месте зала и другие ежедневные информационные услуги. Это привлечет новых клиентов на ОПР, а также даст возможность оптовым покупателям сориентироваться по объемуи ассортименту закупаемой продукции, прогнозировать следующие закупки, минимизировать время купли-продажи. Кроме того, с периодичностью раз в – недели (минимум раз в месяц) должны печататься аналитические обзоры, каталоги и т.п., выпускается собственная газета ОПР. Например, в “Новой газете” Волгоградского ОПР имеется информация не только об ассортименте и ценах, но и о различных производственных, организационных, нормативных и других изменениях. Не случайно на Волгоградском ОПР, у каждого оптовика, в день, в среднем, обслуживается до 250 клиентов, в т.ч. иногородних. Не надо забывать, что расширение границ влияния оптового рынка прямо пропорционально скорости распространения своевременной достоверной информации о нем на другие области. Первое время, пока нет своего типографского полиграфического оборудования, есть смысл воспользоваться услугами местной газеты и выпускать свою информационную страницу. Ряд оптовиков думают о том, что предоставлять или не предоставлять информацию - их личное дело. Это несколько не так. Никто не имеет право требовать конфиденциальную информацию, но ту, которая не является таковой, а обеспечивает информационное поле оптового рынка, каждый обязан предоставить, и это закрепляется в Правилах торговли. Таким образом, оптовик, не представивший информацию своевременно, к торгам на оптовом рынке допускаться не будет. Это связано обязательствами оптового продовольственного рынка перед потребителями и государством в части обеспечения оперативной и своевременной информации, так как в России создано единое информационное поле - современная информационно- аналитическая компьютерная сеть, осуществляющая обработку и передачу данных о наличии и объеме товаров, ценах, ходе торгов на рынке и изменениях конъюнктуры рынка в целом. Такая информация определит наличие и дефицит продовольствия в тех или иных регионах России и позволит маневрировать запасами продовольствия, регулировать цены, устранять дефицит. Правовое регулирование деятельности ОПР включает в себя не только законодательную и другую нормативную базу федеральных и местных органов власти, но и нормативные акты местного самоуправления, администрации рынка, а также систему договоров между администрацией рынка и участниками торгов. Одним из основных документов, действующих на ОПР является договор купли-продажи. . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ситуация на продовольственном рынке страны сложна и требует неординарных подходов и решений, способных обеспечить в кратчайший период выход отечественного агробизнеса из кризиса. В соответствии с утвержденной программой стабилизации развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 года предстоит ввести в действие 28 оптовых продовольственных рынков, а в дальнейшем создать их во всех крупных, средних городах и промышленных центрах России. Кроме того, будем надеяться, что правительство России рассмотрит в 1998 году, как планировалось ранее, Федеральную программу развития ОПР на 1998-2005 гг и внесет в Государственную Думу Федеральный закон “Об оптовых продовольственных рынках”. Система оптовых продовольственных рынков России представляет собой сложный организационно-экономический и технический комплекс, включающий в себя: оптовые продовольственные рынки региональных и межрегиональных уровней; систему правового обеспечения их функционирования; систему банковских расчетов и страхования сделок; систему инженерного обеспечения деятельности оптовых продовольственных рынков. Эта система только формируется, но за ней будущее. Она станет ключевым звеном в рыночной системе распределения продовольствия. Доказательством может служить мировая система оптовых продовольственных рынков, а также то, какими темпами идет развитие этой системы в России. Всемирный союз оптовых продовольственных рынков является международным методологическим и методическим центром, отслеживающим и анализирующим динамику изменений на мировом продовольственном рынке. Эта актуальная и объективная информация о конъюнктуре мирового продовольственного рынка необходима оптовикам различных стран для принятия ими своевременных и эффективных хозяйственных решений. Все это вселяет в нас уверенность в том, что в России создается нужная и жизнеспособная структура. Государству нужно более активно участвовать в создании системы оптовых продовольственных рынков: начиная от крупномасштабного финансирования и кончая принятием законов и нормативных актов, стимулирующих ее эффективное функционирование и развитие. В работе обоснована необходимость создания и развития оптового продовольственного рынка в Республике Мордовия Создание в Мордовии республиканского оптового продовольственного рынка позволит: - скоординировать и сконцентрировать в одном месте предложение плодоовощной, бакалейной, мясной, рыбной и некоторой другой продукции поставщиков Мордовии и близлежащих регионов; - предоставить всем поставщикам этой продукции возможность устойчивого выхода на конкурентный рынок; - повлиять на формирование реальной рыночной цены на реализуемую продукцию; - за счет создания цивилизованной конкурентной среды на оптовом рынке ускорить и упростить финансовые расчеты и весь процесс товародвижения на основе создания высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых и информационных потоков; - поддержать отечественных производителей за счет создания упорядоченной системы сбыта продукции через оптовиков на ОПР и налаживания обратной связи от конечного потребителя до производителя; - обеспечить цивилизованный контроль государства за безопасным распределением продуктов питания, исключить доступ на внутренний рынок продукции, опасной для здоровья населения; - поддержать предприятия розничной торговли и общественного питания в части минимизации их издержек, связанных с закупкой продовольствия в широком ассортименте; - легализовать все товарные потоки оптового и розничного звена, поступающие в розничную продовольственную сеть и общественное питание, тем самым значительно пополнить бюджеты всех уровней; - создать дополнительные рабочие места. Первым этапом формирования ОПР в Республике Мордовия стало создание в августе 1997 г. Мордовоптторга. На сегодня данной структурой выполняется лишь одна функция – маркировка идентификационной маркой (кодом) продовольственных и непродовольственных товаров, ввозимых на территорию Мордовии. С начала маркировки продуктов питания начинается практическая деятельность «Мордовопттога» по выполнению поставленных перед ним задач в части: обеспечения цивилизованного контроля государства за безопасностью продуктов питания; легализации товарных потоков и пополнения доходной части бюджета; создания дополнительных рабочих мест. Создание на территории Республики Мордовия полноценного оптового продовольственного рынка предполагает создание определенных элементов инфраструктуры. Наличие разветвленной инфраструктуры ОПР способствует расширению спектра разнообразных услуг. Услуги могут предоставляться специализированными организациями, аккредитованными на рынке или собственными структурными подразделениями рынка. Услуги ОПР можно классифицировать на: - услуги общего характера; - услуги, предоставляемые структурными подразделениями рынка; - услуги, предоставляемые специализированными предприятиями. Центральное место в организационной структуре Мордовоптторга должен занять маркетинговый центр. Основные функции центра: - определение основных направлений стратегии маркетинга; - - участие в производственно-сбытовой деятельности; - - формирование ценовой политики; - - определение методов исследования рынка; - - коммуникативная политика, реклама. Список использованных источников 1. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. М.: Финстатинформ. 1995. 2. Академия рынка. Маркетинг: Пер. с фр. М.: Экономика. 1993. 3. Алтыев А., Шанин А. Маркетинг – философия современного бизнеса// Торговля, № 1. 1993. С. 13 – 19. 4. Алпатов Г.Е. Общая методика внедрения системы маркетинга на предприятии // Текстильная промышленность. № 5. 1994. С. 8 – 13. 5. Болт Г. Практическое руководство по управлению сбытом. М.: Экономика. 1991. 6. Базел Р., Кокс Д., Браун Р. Информация и риск в маркетинге: Пер. с англ. М.: Финстатинформ. 1993 . 7. Банин А. Пластиковой упаковке - вторую жизнь // РИСК - 1997 - № 3- 4. С.65 6. Баскин А. Перспективы оптовиков на рынке производственного назначения // РИСК - 1994 -№ 1-2. С.51. 8. Бейкер-Санд С. В России любят покупать косметику // Капитал, 1997, 18 февраля. 9. Беленький Я. В торговле мелочей не бывает // Коммерсант DAILY, 1995, № 129. 10.Васькин Е. Потребительский рынок России // РИСК - 1998 № 1. С.4. 11.Варламова А. Конкуренция // РИСК - 1996 - № 10-12. С.76. 12.Вахнин И. Договор оптовой купли-продажи и поставки товара // РИСК - 1997 - № 6. С.74 13.Вострякова Л. Новый товар приспособить под рынок или рынок воспитать под товар?// Капитал, 1996, 20 марта. 10. Гаврилин Ю.Ф. Маркетинг. Челябинск: ЧГТУ. 1995. 11. Голубков Е.П. и др. Маркетинг: выбор лучшего решения. М.: Экономика, 1993. 12. Голубков Ю.Ф. Маркетинговые исследования. М.: Финпресс, 1998. 13. Горфинкель В.Я. и др. Экономика предприятий. М.: Банки и биржи, 1996. 14. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг. М.: Высшая школа, 1995. 15. Завьялов П.С., Демидов В.Е. Формула успеха: Маркетинг (сто вопросов – сто ответов о том, как эффективно действовать на внешнем рынке). М.: Международные отношения. 1991. 16.Иоффе О. План и договор в социалистическом хозяйстве / М., Юридическая литература, 1971, с.27. 17.Козлов В.А. Реклама в системе маркетинга. М.: Экономика, 1990. 16. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1990. 17. Кретов Ф. Маркетинг на предприятии: практическое пособие. М.: Финстатинформ. 1994. 18. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Экономика, 1997. 19. Карич Д. Предпринимательский маркетинг. М.: Прогресс, 1995, 7. Карнаухов А. Чей статус выше? / РИСК - 1997 - № 3-4, с.99 8. Карнаухов С. Инфраструктура товарного рынка / РИСК - 1996 -№ 10-12, с.4 9. Коган Э. Поставка продукции и товаров / РИСК-1996 - № 4-5, с.27 10. Коган Э. Договор купли-продажи товаров / РИСК -1996 - № 8-9, с.48 20. Локоткова Ж. «Зеленый» маркетинг пришел в Россию.// Капитал, 1996. 14 марта. 21. Манвелов Н. Имя товара не должно вгонять в краску.// Капитал, 1996. 31 января. 22. Мандрова Н. Исследования дороги, но бизнес еще дороже. // // Коммерсант DAILY, 1995, № 159. 23. Маслов В. О роли маркетинга в деятельности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом, июль – август, 1997. С. 35 – 39. 11. Миротин Л. Изобилие не всегда плюс? / РИСК - 1996 -№ 2-3, с.23 12. Миротин Л. Транспортно-экспедиционное обслуживание: слагаемое качество / РИСК -1996 -№ 4-5, с.35 25.Оптовый продовольственный рынок, нормативные документы / Библиотечка Российской газеты -1997 № 17 13. Одесс В. Рыночная инфраструктура / РИСК - 1997 -№ 3-4, с.121 24. Родин В.Г. Основы маркетинга. М.: Наука, 1992. –231 с. 25. Рыбак С. Автоприцепы от «Тонара» приближают товар к народу.// Капитал, 1997. 11 февраля. 26. Рыбак С. Довгань делает деньги на своей марке и чужом товаре // Капитал, 1997. 26 февраля. 27. Соловьев Б.А. Основы теории и практики маркетинга. М.: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 1991. 167 с. 28. Соловьев Б.А. и др. Словарь-справочник: Школа маркетинга. М.: МИНХ им. Г.В. Плеханова, 1995. 298 с. 29. Севрюк В.Т. Товар в системе маркетинга.// Бухгалтерский учет, № 12. 1992. С. 16 – 19. 30. Севрюк В.Т. Рынок в системе маркетинга. .// Бухгалтерский учет, № 9. 1992. С. 11 – 15. 31. Севрюк В.Т. Виды маркетинга. .// Бухгалтерский учет, № 8. 1992. С. 17 – 20. 32. Севрюк В.Т. Маркетинг в совместных предприятиях.// Экономические науки. № 2, 1991. С. 35 – 40. 14. Синяева И. Комплекс экономической полноценности / РИСК -1996 - № 2- 3, с.12 15. Уолтер Г.Мун Хотите торговать по американски? / РИСК -1996 -№ 1, с.65 33. Фомина Г.М. Маркетинг – новое понятие.//ЭКО. № 5, 1995. С. 90 – 92. 34. Хруцкий В.Е. и др. Современный маркетинг. М.: Финансы и статистика, 1991. 213 с. 35. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996. 271 с. 36. Шор Л. Совершенствование хозяйственных связей по поставкам продовольствия / Автореферат докторской диссертации М., 1986, с.24 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |