|
Формирование и развитие оптового продовольственного рынка в республике МордовияПоявление в канале товародвижения оптового продовольственного рынка вносит системность и планомерность в отношения между субъектами, поскольку есть специально обустроенное место, где могут ежедневно встретиться продавец и покупатель и осуществить акт купли-продажи по определенным правилам. В соответствии с Правилами торговли на оптовом рынке оптовик обязан продавать продукцию не менее некоторого объема, в широком ассортименте, сертифицированную, стандартизированную и упакованную. Все эти требования оптовик, в свою очередь, предъявляет к производителю. Выступая инструментом устойчивых, долговременных связей между участниками канала товародвижения и предъявляя к ним свои “правила игры”, оптовый рынок формирует упорядоченную систему распределения продовольствия на основе действия рыночных механизмов саморегуляции: спроса и предложения, конкуренции, цены. Формирование подобной устойчивой системы отношений между названными субъектами объективно ориентирует их в своей деятельности на единый конечный результат - удовлетворение потребностей населения в качественной продукции по доступным ценам. Россия находится в начале этого эволюционного процесса. Многие элементы инфраструктуры оптовой торговли находятся еще в стадии становления – система компъютерно-маркетиноговой информации, таро-упаковочная индустрия, биржевая торговля, фьючерсная контрактная система и др. Вместе с тем, в стране есть инфраструктура оптовой торговли, которая хотя и не отвечает новым задачам и требованиям, однако должна быть использована. Задача создания оптовых рынков должна быть приоритетной как на региональном, так и на федеральном уровнях. Совершенно очевидно, что осуществление этого процесса на территории России не должно происходить стихийно. Законодательное оформление организации ОПР в России оставляет желать лучшего. Закон «Об оптовых продовольственных рынках» и Федеральная Программа их развития на 1998 – 2005 гг. все еще находится в стадии разработки. Тем не менее, по инициативе областных администраций крупных городов были приняты существенные меры по созданию законодательной и нормативной базы региональных и межрегиональных ОПР. Наиболее последовательными в этой деятельности были областные и городские администрации городов: Волгоград, Кемерово, Рязань, Тула, Новокузнецк, Москва, Астрахань. По данным Минсельхозпрода, в 1997 г. деятельность ОПР в ряде городов России характеризуется показателями, представленными в табл. 1.1. В Волгоградской области был создан первый межрегиональный ОПР, который был определен как базовый, т.е. ВОПР выполняет функции учебного центра по обучению и стажировке специалистов. Главной задачей ВОПР, именно как базового, является выполнение роли полигона для обкатки новой модели поведения и взаимодействия всех субъектов ОПР при движении продовольственных потоков от товаропроизводителей до потребителей, а также отработка на нем технологической и организационно моделей будущей сети оптовых рынков России. Таблица 1.1 Основные показатели оптовых продовольственных рынков в 1997 г. | |Ассортимент|Ежемесячный|Число |Годовые |Снижение | | |, |товарооборо|оптовико|платежи в |цен в | |Города |реализуемых|т, млрд. |в, един.|бюджет, |розничной | | |товаров |руб. | |млрд. руб.|торговле, %| |Волгоград |2000 |80 |123 |12,0 |20,0 | |Кемерово |1300 |52 |150 |4,8 |10,0 | |Тула |1500 |23 |76 |3,0 |15,0 | |Рязань |250 |22 |65 |3,0 |30,0 | |Новокузнецк |800 |22 |70 |2,0 |10,0 | В соответствии с утвержденной программой стабилизации развития агропромышленного производства в Российской Федерации до 2000 г. предстоит ввести в действие 28 оптовых продовольственных рынков, а в дальнейшем создать их во всех крупных средних городах и промышленных центрах страны. Таким образов, формирование системы ОПР должно происходить в три этапа: На первом этапе создаются универсальные и специализированные рынки межрегионального уровня. В эти рыки предусматривается вовлечь крупные промышленные города страны. Данный наименее короткий, однако его значение очень высоко. Второй этап. Относительно растянут по времени; активно создаются рынки в средних городах, а также в районных центрах регионов. Третий этап является заключительным. Система продолжает незначительно дополнятся новыми рынками, качественно совершенствоваться, развиваться и активно интегрироваться в мировые хозяйственные связи, прежде всего через ОПР. 1.2. Оптовые рынки, зарубежный опыт их создания и функционирования Мировой опыт показывает, что создание ОПР - это лишь первый и необходимый этап перестройки каналов товародвижения. Дальнейшее их развитие идет в направлении углубления специализации и укрепления ОПР. Наряду с ОПР, продолжают действовать товарные биржи, оптовые ярмарки- выставки на федеральном межрегиональном, региональном уровнях. Одновременно формируются каналы прямых поставок продовольствия в систему розничной торговли (супермаркеты), минуя оптовые рыночные системы (США, Западная Европа). Ранее созданные ОПР обрастают хранилищами и превращаются в продовольственные центры, которые являются главным звеном централизованной системы распределения продовольствия. Все это обеспечивает конкуренцию и выбор каналов товародвижения. В этих условиях, естественно, ОПР могут обеспечить лишь часть оптового оборота продуктов питания. Например, в целом во Франции, доля ОПР в оптовом обороте овощей и фруктов составляет до 50% всего продовольственного оборота страны, а в Париже доля самого крупного европейского ОПР Рюнжи (занимает 220 гектаров) - 60% всего продовольственного оборота города. Ежегодный товарооборот Парижского Рюнжи достигает 9 млрд. долларов. В Японии же доля продовольствия, реализуемого через ОПР, составляет 75%, а рыбы и морепродуктов - 85%. Парламентом Японии принят закон, обязывающий местные органы власти за счет собственных средств во всех городах с численностью населения более 200 тысяч человек создавать ОПР. В целом, формирование и развитие ОПР в мире проходило двумя путями. Первый вариант - когда строительство и создание системы ОПР происходит при финансовой поддержке государства. В этом случае государство за счет собственных ресурсов вводит в эксплуатацию первый оптовый рынок и осуществляет интенсивное развитие всей системы. Яркий пример этого пути - государственное предприятие “Меркаса” (Испания), включающее в себя сеть ОПР ( более 20 рынков по всей стране, снабжающие не только многомиллионное население Испании, но и экспортирующие продовольствие во все уголки земного шара). Второй вариант - привлечение средств для создания ОПР как государства, так и заинтересованных субъектов оптовых рынков. Примером этого является создание Мюнхенского оптового рынка. Опыт западных стран свидетельствует о том, что особенно активно интерес к созданию оптовых рынков проявлялся местными властями, заинтересованными в улучшении жизни горожан за счет упорядочения поступления в торговлю в широком ассортименте скоропортящейся сельскохозяйственной продукции под единым гарантированным контролем качества. Кроме названных аргументов, есть еще и другие, побуждающие муниципалитеты к активному финансированию строительства новых оптовых организованных продовольственных рынков. Обычно неорганизованные оптовые рынки обосновывались в центральных частях таких крупных городов, как Токио, Мюнхен, Мадрид, Париж, и т.д. То же самое происходит в настоящее время в России. Интенсификация оптовой торговли сделала эти неприспособленные к крупным товарным потокам рынки источниками возникновения городских дисгармоний в транспортном, санитарно-эпидемиологическом, социальном, экологическом и финансовом развитии территории. Решение национальных и муниципальных властей о строительстве просторных загородных оптовых продовольственных рынков с предоставлением его участникам всего спектра услуг, необходимых для функционирования стройной системы распределения скоропортящейся продукции, легализованной в санитарном, налоговом, информационном спектре, вызвало неоднозначную реакцию у всех субъектов оптового продовольственного рынка. Существующий “черный рынок” по-разному сдавал свои позиции, но победа новой системы организации была поддержана здоровой частью общества, и этим был обеспечен успех проведения крупных экономических реформ в области АПК и развития цивилизованной рыночной инфраструктуры в 34 странах мира, где оптовые продовольственные рынки заняли ключевые позиции в распределении продовольствия. Передислокация оптовых рынков за город позволила муниципалитетам разгрузить центр города и тем самым получить землю и недвижимость в престижных районах для оптимального их использования с целью пополнения бюджета. С другой стороны, современная транспортная развязка новых рынков позволила интенсифицировать потоки транспорта на рынок и с рынка, модернизируя при этом погрузочно-разгрузочные работы. Разместившаяся на оптовом рынке инфраструктура (банки, общепит, страховые компании, магазины) стала мощно развиваться, решая при этом не только сервисную проблему для участников рынка, но и социальную как источник формирования дополнительных рабочих мест. Так, во Франции за счет открытия оптовых рынков получили работу 25 тысяч человек. Для муниципалитетов на новом оптовом рынке более эффективно решается экологический аспект, причем не столько с точки зрения разгрузки центра города от грязи и выхлопных газов, сколько в появившейся возможности централизованного решения проблемы утилизации отходов и контроля за этим процессом. Существенным фактором, стимулирующим интенсивное развитие современных оптовых рынков, стала легализация товарных и финансовых потоков и, как следствие, получение дополнительных налоговых поступлений как в муниципальную, так и в национальную казну. Таким образом, решился один из важнейших вопросов власти - это упорядочение сбора налогов и, соответственно, увеличение налогооблагаемой базы. Рост налоговых поступлений означал, что средства, вложенные в создание новых оптовых продовольственных рынков, быстро окупались. Говоря о развитии оптовых рынков, необходимо сказать, что многие представители малого и среднего бизнеса недооценивали роль оптовых рынков как единственного способа выживания малой и средней торговли в конкуренции с супермаркетами. Однако именно оптовые рынки, генерируя конкуренцию между супермаркетами и небольшими магазинами, спасают последние от разорения в результате неравной конкуренции с монстрами современной торговли. Примером такой борьбы могут служить США, Испания, ФРГ. Принизить роль оптовых рынков в этих процессах нельзя, так как они создали условия для сохранения многообразия различных форм розничной торговли, что в свою очередь внесло гармонию между технологичностью быстрого обслуживания в супермаркете, с одной стороны, и традиционной европейской культурой индивидуального обслуживания в небольших магазинах - с другой. Существенная роль оптового рынка проявилась в унификации упаковки, ее стандартизации, а значит, и в возможности большей интеграции всего комплекса услуг оптовых рынков между странами, привнося упорядочение не только в национальную продовольственную систему, но и в межгосударственную экономическую интеграцию продовольственных рынков. Важнейшую роль оптовые рынки стали выполнять как инструмент воздействия на здоровье общества. Особенно ярко это происходит в США и Австралии. В свете последних достижений медицины в области рационального, сбалансированного питания - приоритетности потребления овоще-фруктовой группы товаров, а также рыбы и морепродуктов - государство использовало информационный потенциал оптового рынка для формирования качественного нового покупательского спроса на полезную для здоровья продукцию. Именно оптовые рынки стали финансировать за счет своих доходов крупномасштабную рекламу здорового питания. Так, Сиднейский оптовый продовольственный рынок тратит ежегодно до 90% от своего дохода на рекламу овощей, фруктов, цветов, а это оценивается миллионами долларов США. Классификация оптовых рынков является достаточно условной, поэтому в большинстве стран оптовый рынок рекламируют как инструмент распределения продовольствия и в большей степени скоропортящейся продукции: мясо, овощи, фрукты, рыба и морепродукты, цветы. Бакалейные товары представлены как сопутствующие, и местонахождение их в поливалентных павильонах обусловлено удобством потребителя получить все в одном месте и в одно время. Следует подчеркнуть, что основная программа оптового рынка - это скоропортящаяся продукция. Почему же именно эта группа продукции наиболее важна и почему именно ей придается особое значение в продовольственной политике любого государства? Здесь следует назвать три основные причины. Первая. Скоропортящаяся продукция входит в ежедневный рацион питания населения, поэтому государство заботится о создании условий для ее поставки в розничную сеть, причем с соблюдением качества, безопасности, ассортимента и по доступным ценам. А это в свою очередь непосредственно влияет на здоровье населения, на качество его жизни и социальную стабильность в обществе. Вторая. Поскольку скоропортящаяся продукция - это ежедневно потребляемая пища, то поставки ее на прилавок необходимо осуществлять бесперебойно, следовательно, основная ее доля должна производиться в собственной стране. Продовольственная зависимость по этой группе продовольствия чревата серьезными социальными последствиями. Понимая это, ни одно здравомыслящее правительство не позволит предать забвению решение продовольственного вопроса. Третья. Создание организованных оптовых продовольственных рынков необходимо рассматривать как товаропроводящий механизм гарантированного сбыта продукции отечественных товаропроизводителей, т.е. тем самым происходит их государственная поддержка. Исторический опыт большинства зарубежных стран показал, что сегодня самой приемлемой и оптимальной системой распределения скоропортящейся продукции является та, в которой ключевым звеном выступает оптовый продовольственный рынок. Поэтому не случайно правительство этих стран активно и многогранно участвует в создании оптовых продовольственных рынков: начиная от крупномасштабного финансирования и кончая принятием законов и нормативных актов, стимулирующих их эффективное функционирование и развитие. 2. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОПТОВОГО ПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА В РЕПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ 2.1. Обоснование необходимости формирования оптового продовольственного рынка в регионе. Анализ деятельности Мордовоптторга Задача создания оптовых рынков должна быть приоритетной как на региональном, так и на федеральном уровнях. И совершенно очевидно, что осуществление этого процесса на территории России не должно происходить стихийно.. Анализ общей ситуации на рынке бакалейных, плодоовощных, рыбных, мясных товаров в Мордовии за последние три года показывает, что в целом их товарооборот и уровень товарных запасов резко сократился. Старые оптово-посреднические структуры ( хоть и стали называться по- новому), как продовольственного так и промышленного направления переживают глубокий кризис. Эти структуры оптовой торговли постепенно выбыли из сложившейся цепочки товародвижения, и потери АО”Хозторг”, “Культторг”, “Галантерея” своего имущественного комплекса вряд ли дестабилизируют систему товародвижения Мордовии, скорее будут полезны для достижения ниженазванных целей. Создание в Мордовии республиканского оптового продовольственного рынка позволит: - скоординировать и сконцентрировать в одном месте предложение плодоовощной, бакалейной, мясной, рыбной и некоторой другой продукции поставщиков Мордовии и близлежащих регионов; - предоставить всем поставщикам этой продукции возможность устойчивого выхода на конкурентный рынок; - повлиять на формирование реальной рыночной цены на реализуемую продукцию; - за счет создания цивилизованной конкурентной среды на оптовом рынке ускорить и упростить финансовые расчеты и весь процесс товародвижения на основе создания высокотехнологичной системы организации товарных, финансовых и информационных потоков; - поддержать отечественных производителей за счет создания упорядоченной системы сбыта продукции через оптовиков на ОПР и налаживания обратной связи от конечного потребителя до производителя; - обеспечить цивилизованный контроль государства за безопасным распределением продуктов питания, исключить доступ на внутренний рынок продукции, опасной для здоровья населения; - поддержать предприятия розничной торговли и общественного питания в части минимизации их издержек, связанных с закупкой продовольствия в широком ассортименте; - легализовать все товарные потоки оптового и розничного звена, поступающие в розничную продовольственную сеть и общественное питание, тем самым значительно пополнить бюджеты всех уровней; - создать дополнительные рабочие места. Изложенное позволяет прогнозировать, что “Мордовоптторг” в серьезной мере будет ориентироваться на региональные потребности, на местных товаропроизводителей и местных оптовых покупателей. В республике наметился большой и всевозрастающий спрос на услуги ОПР со стороны оптовых продавцов, оптовых покупателей и других субъектов цивилизованных рыночных отношений. В постановлении № 542 определено, что “Мордовоптторг” будет создан на базе имущественного комплекса открытых акционерных обществ “Хозторг”, “Культторг”, “Галантерея” в районе Северной пром. зоны г.Саранска. Поручено Фонду имущества Республики Мордовия выступить от имени Правительства Республики Мордовия учредителем “Мордовоптторга”, рекомендовано администрации г. Саранска принять участие в создании “Мордовоптторга”. Постановление от 06.02.98г. № 38 Правительство Республики Мордовия (см. приложение № 17) конкретизирует долю в уставном капитале в размере 1,5 млн. рулей. Была создана рабочая группа, разработан план мероприятий по созданию ОАО “Мордовоптторг. Определен состав учредителей ( см. приложение № 19), проведено Учредительное собрание по созданию ОАО “Мордовоптторг”, подготовлены и зарегистрированы учредительные документы ОАО ”Мордовоптторг”. При выборе имущественного комплекса АО ”Хозторг”, “Культторг”, “Галантерея” организаторы рынка исходили из следующих критериев: - объект находится вне города, это положительный момент, т.к. большое скопление машин приведет к загазованности, к загрязнению окружающей территории, а также к неудачной транспортной развязке; - - объект находится в непосредственной близости к развязке дорог на республиканские магистрали (близость Ульяновской, Московской, Нижегородской трасс); - объект имеет железнодорожный тупик; - объект располагает основными фондами: складскими помещениями, автомобильными эстакадами, а также офисными помещениями – 6,5 тыс. м2 (однако почти у всех наземных помещений требуется ремонт кровли и другие ремонтно-строительные работы); - объект располагает коммуникациями, которые обеспечивают жизнедеятельность ОПР (электро-, тепло-, канализационные, телефонные коммуникации – однако они требуют больших капитальных затрат); - территория объекта не должна быть замкнута, а должна потенциально иметь площади для развития, которые потребуются в связи с расширением услуг и объемов продаж на ОПР ( общая площадь около 6,7 га, есть возможность расшириться в сторону бывшей лесоторговой базы с увеличением площади до 13 га). По организационно-правовой форме «Мордовоптторг» является акционерным обществом открытого типа – это наиболее целесообразная для него форма. При формировании уставного капитала обязательным условием является владение со стороны государства 51 % акций, так как взаимоотношения всех субъектов рынка должны строиться в рамках стратегии государства на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, в первую очередь опираясь на потенциал отечественного производства. Высшим органом управления на «Мордовоптторг» в соответствии с Гражданским кодексом (часть 1 ст. 103) является общее собрание акционеров- учредителей. Исполнительный орган «Мордовоптторга» возглавляется генеральным директором, избранным на общем собрании учредителей. Контроль и координацию организационной работы по созданию «Мордовоптторга» поручено Заместителю Председателя Правительства РМ. Сразу после регистрации начались работы по восстановлению |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |