|
Свободные экономические зоны в мирерибского региона. Следует отметить, что такие центры расположены не только в развивающихся странах, но и в промышленно развитых государствах. В отношении последних также нередко используется термин , поскольку этот банковский бизнес представляет собой вненациональную банковскую деятельность на базе валютных кредитных ресурсов в международных финансовых центрах, и преж- де всего в Лондоне. В свободных банковских зонах существуют очень благоприятные условия для проведения кредитно-финан- совых операций (чрезвычайно льготный режим налого- обложения банков, а в некоторых зонах фактически пол- ное отсутствие такового), что усиливает их привлека- тельность для иностранных кредитных институтов и международных капиталов. Именно поэтому их часто называют , или .. Успешная деятельность свободных банковских зон в развивающихся странах весьма ощутимо влияет на фи- нансовые интересы Соединенных Штатов Америки и других капиталистических государств. Так, по оценке американских экспертов, служба внутренних доходов США ежегодно недополучает около 4 млрд. долл. в ре- зультате совершения американскими банками операций не на своей территории. Общая утечка капиталов из США на банковские сче- ха только в карибской экономической зоне составила к середине 80-х годов почти 80 млрд. долл. Стремясь укрепить финансовый центр в Нью-Йорке, который в 70-е годы заметно сдал свои позиции на международном рынке капиталов, правительственные органы США создали там в 1981 г. свою свободную банковскую зону. Они разрешили, подобно многим дру- гим , местным и иностранным бан- кам открывать в Нью-Йорке международные банковские учреждения, которым предоставлены большая свобода в осуществлении транснационального бизнеса и льгот- ный налоговый режим. Одна из главных целей создания таких зон в у разви- тых капиталистических странах - переориентация меж- дународных операций своих банков, основной объем ко- торых совершается через в других странах. Чрезвычайно жесткие нормативы, регулирующие страховые операции, способствовали созданию свобод- ных страховых зон. Примером может служить лондон- ская компания по вопросам страхования ри- сков особого типа (не входящих в разряд хищений, по- жаров, гражданской ответственности и т. д.). Деятель- ность компании по покрытию этих рисков, по существу, содействовала превращению ее в монополи- ста по страхованию нетрадиционных рисков. По прототипу лондонской свободной страховой зо- ны в 80-х годах подобные зоны были созданы в Нью- Йорке. Правда, там ассоциации по контролю в защиту потребителя ограничили льготный режим, допустив его лишь для особых типов риска (например, анулирование контрактов лизинга), а также для тех страховых конт- рактов, в которых годовые премии превышают 100000 долл. Как видим, создание свободных экономических зон получило на Западе большое- развитие, Во многом их развитие зависит от того, что такая зона может дать национальной экономике в конкретных условиях хозяй- ствования и в данной экономической ситуации. СОВЕТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Постановление Совета Министров .РСФСР , принятое в марте 1989 г., явилось основой для создания в поряд- ке эксперимента на территории Советского Союза не- скольких свободных экономических зон (у нас они по- лучили название ). При помощи экспертов ООН была разработана спе- циальная концепция, учитывающая сложившийся в стра- не подход к проблеме свободных зон, мировой опыт их функционирования и конъюнктуру международного рын- ка. По мнению советских специалистов, создаваемые зо- ны будут способствовать активизации инициативы ино- странных фирм в производстве товаров, услуг, в тор- говле, а также в других видах деятельности на терри- тории СССР. В таких зонах могут быть организованы производст- во и сборка различных видов продукции на основе при- менения иностранного оборудования, технологий и ма- териалов с использованием местной электроэнергии, сырья и рабочей силы. Напомним, что в зарубежной практике свободные экономические зоны являются, как правило, небольши- ми территориальными анклавами с особо благоприят- ным режимом для деятельности иностранного капита- ла, слабо связанные с национальным рынком и ориенти- рованные на экспорт. Однако в свете перестройки со- ветской экономики такая ориентация свободных эконо- мических зон должна быть существенно скорректирова- на, а их деятельность подчинена не столько решению внешнеэкономических, сколько общехозяйственных за- дач страны. В разработанной советской концепции создания сво- бодных экономических зон они, сохраняя в целесообраз- ных пределах экспортную ориентацию, призваны в то же время прежде всего на внутренний ры- нок СССР, способствуя насыщению его передовой тех- нологией и высококачественными товарами. Кроме того, зоны совместного предпринимательства лолжны быть для страны центрами освоения и распро- странения зарубежного управленческого опыта, полиго- нами проверки новых форм хозяйствования. Соответственно такие зоны' должны создаваться и функционировать в экономике СССР как ее неотъемле- мая составная часть, предусматривать благоприятный режим деятельности не только для иностранных вклад- чиков капитала, но и для советских предприятий. Они могут формироватъся как в приграничных, так и глубинных районах страны и занимать значительную территорию. При этом необходимо обеспечивать поли- тические интересы и экономическую безопасность Со- ветекого Союза. Следовательно, при разработке общих целей и задач формирования зон совместного предпринимательства в Советском Союзе исходили из того, что данная форма внешнеэкономической деятельности должна использо- ваться прежде всего в интересах развития экономики страны и служить своеобразным между ней и внешним рынком. Среди основных задач решение которых возможно с помощью создания свободных экономических зон на территории Советского Союза, можно выделить следую- щие. Прежде всего это совершенствование отраслевой структуры производства и ускорение социально-эконо- мического развития территории, где расположены эко- номические зоны. Последнее весьма актуально для ма- лоосвоенных регионов страны. Предусматривается также постепенное включение экономики зон совместного предпринимательства или ее отдельных производств в хозяйственную структуру со- ответствувщих регионов. При этом будут апробировать- ся различные варианты внедрения новых форм хозяйст- вования, приспособленных к условиям мирового рынка. В экономических зонах намечено активно внедрять в произ-во отечественные и зарубежные научно- технические разработки и изобретения с последующим их использованием в других отраслях народного хозяй-- ства, а также и на внешнем рынке. Благодаря более интенсивному включению СССР в систему международных экономических связей буде- развиваться экспортная база и, значит, увеличиваться наши валютные поступления. Хозяйственные потребности страны, а также интере- сы самого эксперимента подсказывают целесообразность создания в СССР сразу нескольких вариантов таких зон. По своим целям свободные экономические зоны в нашей стране могут быть: (~~ ) комплексные (производственного назначения); внешнеторговые (свободные таможенные зоны и по- сты, включая зоны экспортного производства, транспорт- ные зоны); функциональные, или отраслевые (технологические парки и технополисы, туристические, страховые, банков- ские зоны). Перечисленные варианты экономических зон могут выполнять различные народнохозяйственные и внешне- экономические функции. С точки зрения решения перспективных задач разви- тия экономики и внешнеэкономических связей СССР и отдельных регионов наибольший интерес представляют комплексные экономические зоны, в которых будут соз- даны новые производства, выпускающие продукцию как для внутреннего рынка, так и для экспорта, поскольку они будут функционировать на основе механизма, наи- более приближенного к условиям мирового рынка. Отметим, что создание экономических зон внешне- торговой направленности не требует ни крупных перво- начальных инвестиций, ни длительных сроков форми- рования, ни сложного механизма функционирования и взаимодействия с экономикой нашей страны. В большин- стве случаев - это таможенный анклав, позволяющий существенно повысить прибыльность внешнеторговых и сопутствующих им операций. Такие экономические зоны практически не взаимо- действуют с предприятиями вне ее территории, хотя при активном развитии здесь экспортных производств мож- по предусмотреть специальные таможенный и налого- вый механизмы, -ориентирующие эти производства на увеличение территорий будут осуществляться бы- стрее, чем в среднем по стране. С одной стороны, это может привести к усилению межрегиональных различий в уровне социально-эконо- мического развития, И очевидно, этого полностью избе- жать нельзя. С другой стороны, неодинаковое по интенсивности и по формам участие регионов во внешнезкономических связях всегда было характерно для нашей страны. В частности, это проявляется в том, что экспортная ориентация хозяйства регионов, скажем, добывающих нефть и таз, значительно сильнее, чем у других регио- нов, прямой товарообмен более развит в приграничных районах, а совместные предприятия тяготеют к круп- ным городам и т. д. Этот закономерный процесс до сих пор осуществлял- ся стихийно. Образование зон совместного предприни- мателъства позволит в определенной мере управлять им, способствуя постепенному формированию рацио- нальной территориальной организации внешнеэкономи- ческой деятельности в пределах СССР. Отметим, что советская концепция экономических зон разработана на период до завершения общеэконо- мической реформы в стране и введения конвертируемо- го рубля. После накопления определенного практическо- го Опыта по формированию зон совместного предприни- мательства можно будет приступить к разработке комп- лексной программы их создания, которая должна пре- дусматривать систематизацию этого процесса в целях постепенного распространения влияния свободных зон на более крупные регионы и отрасли народного хозяй- ства. В последующий период механизм действия свобод- ных экономических зон на территории СССР будет трансформироватъся. ЗОНЫ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СССР На международном семинаре , который проходил в Москве в сен- тябре 1989 г., и был организован центром ООН по транснациональным корпорациям; было объявлено, что в Советском Союзе в порядке эксперимента начиная с 1990 г, будет формироваться несколько свободных эко- номических зон. Первые зоны совместного предпринимательства на- мечено создать в Находке, Новгороде и Выборге. Пред- ставители еще около 60 городов и регионов страны на- правили свои предложения в Совет Министров СССР о создании подобных зон. Среди них Сахалин, Одесса и даже один из городов-спутников Москвы (ориентиро- вочно Зеленоград). Во всех технико-зкономических обоснованиях созда- ния экономических зон на территории Советского Сою- за отмечается необходимость на первом этапе вводить индивидуальные юридические акты для каждой из этих зон и только после приобретения достаточного опыта целесообразно установить всесоюзное правовое регули- рование. Общей точкой зрения специалистов является и то, что планируемые зоны совместного предпринимательст- ва не должны быть ориентированы только на экспорт, как большинство свободных вон в мире, а должны быть тесно связаны с советской экономикой и способствовать ее развитию. Лишь в этом случае свободные зоны смо- гут с привлечением иностранного капитала не только создавать высокие технологии, но и осуществлять их передачу другим отраслям экономики, а также прода- жу произведенных в таких зонах товаров на советском рынке. Стратегия развития зон совместного предпринима- тельства позволяет найти в них самое различное при- менение иностранного капитала, поскольку в экспери- менте предусмотрено определенное их разнообразие. Так, в комплексных зонах предусмотрено создание новых вы- сокотехнологичных производств, выпускающих продук- цию для внутреннего рынка СССР и экспорта, что бу- дет способствовать ускоренному развитию регионов. Функциональные зоны будут создаваться для освое- ния новой техники, для хранения, перевалки и подра- ботки внешнеторговых грузов, а также для туристиче- ских, транзитных и других нужд. Надо отметить, что создание такого типа зон позволит нашей стране без ка- ких-либо ограничений максимально использовать миро- вой опыт ведения хозяйства. Во-первых, в пределах небольшой территории стра- ны устанавливается особый режим, предусматривающий не только производство конкурентоспособной продук- ции, но и ее реализацию на мировом рынке. Во-вторых, в таких зонах формируется свой валют- ный режим, вводятся льготные нормы по переводу при- былей и Другие преференции. Все, что будет идти на- благо региональному разви- тию, легко может быть перенесено на более крупные территории и даже на всю экономику Советского Союза- за. Вместе с тем при создании свободных экономические зон возникают определенные социальные проблемы, в частности, для населения, проживающего в них. Так, по мнению некоторых советских людей, создание сво- бодных зон в нашей стране не что иное, как распрода- жа территории Советского Союза и, следовательно, по- теря суверенитета над ними. На самом деле речь идет лишь о том, чтобы с помощью свободных зон решить часть экономических проблем страны. Одним из важных элементов системы взаимодейст- вия советских предприятий, расположенных в экономи- ческой зоне, является возможность улучшить свое фи- нансовое положение благодаря получению дополнитель- ной валюты либо за счет производства экспортной или импортозамещающей продукции и оказания услуг дру- гим предприятиям свободной зоны. Характеризуя финансовую основу деятельности со- ветских предприятий в свободных зонах, в концепции рассматриваются два ее варианта. Первый вариант - это использование для расчетов какой-либо конвертируемой валюты (например, амери- канского доллара). Второй вариант - это введение осо- бой советской валюты. Хотя первый вариант предпочтительнее с точки зре- ния упрощения интеграции свободных зон в мировую экономику, тем не менее второй вариант обеспечивает более действенный контроль за финансовыми операция- ми. Кроме того, в зависимости от масштабов хозяйст- венной деятельности в экономических зонах появляется реальная возможность хотя бы частично использовать новую конвертируемую, но советскую валюту для ук- репления денежного оборота страны за счет размеще- ния этих денег и на внутреннем рынке. Важное преимущество, которое могут получить со- ветские предприятия, расположенные в свободных зо- нах, это быстрота формирования кооперационных связей с поставщиками, субпоставщиками, посредниками и по- требителями в других странах. Экономическая зона дол- жна будет обеспечить для этого все необходимое: ком- муникации, связь, транспорт, склады и т..д Характерно, что заинтересованное отношение к со- зданию зон прежде всего проявили совместные предирия- тия и организации. Основывается. оно на том, что их со- здание будет способствовать решив тех органиэааион- но-экономических проблем, которые уже длительное время негативно влияют на развитие народного хозяй- ства. Главные из них - это нерацнональиая структура народного хозяйства, недостаточно высокий технический и технологический уровень производства и качества вы- пускаемой продукции, а также неразвитость внутренне- го рынка. Кроме того, представители заинтересованных совет- ских предприятий рассматривают свободные экономиче- ские зоны на территории СССР как необходимую хо- зяйственную школу, окончив которую они смогут актив- но действовать в сфере международного бизнеса. Ни для кого не секрет, что самостоятельный выход советских предприятий на мировой рынок требует спе- циальных знаний и опыта, которых у советских пред- принимателей еще недостаточно. Поэтому для них со- здание свободных зон - один из наиболее эффектив- ных способов быстрого проникновения на мировой ры- нок. Советские предприятия рассчитывают на крупные иностранные инвестиции, в том числе и в виде произ- водственного капитала в совместные предприятия, созда- ваемые в экономических зонах. Этот капитал, по мне- нию деловых кругов СССР, должен стать основой созда- ния производственных мощностей, базирующихся на вы- сокоэффективной технике и технологиях. Однако, как показывает анализ функционирования свободных экономических зон, советским предприятиям не следует сразу ожидать использования иностранными компаниями наиболее прогрессивных технологий. Пер- вое и основное препятствие к этому, как считают экспер- ты ООН, - ограничения КОКОМ на зкспорт наукаем- кой продукции. Второе препятствие - действие факто- ра административного риска. Иными словами, отсутст- вие уверенности у западных партнеров в политике Со- ветсиого государства в этой новой для нас сфере между- народных экономических отношений. Вот почему наиболее приемлемой в первоначальный период функционирования свободных экономических зон основой для привлечения иностранного капитала пред- ставляется использование. советских научно-технических и технологических разработок как ключевого элемента будущих совместных предприятий. Именно такую цель намечено реализовать при созда- нии зоны совместного предпринимательства в районе го- рода Выборга, где планируется сформировать около 20 совместных предприятий, которые будут выпускать кон- конкурентоспособную продукцию на базе советской техно- логии. Й Эту зону также войдут свыше 50 совместных предприятий уже действующих в Ленинградской об- ласти. В Выборгской свободной зоне расположены 5 горо- дов и 30 селений, где проживает более 200 тыс. жите- лей, занятых в основном обработкой древесины, судо- строением и сельским хозяйством. Многим из них пред- стоит освоить новые профессии, чтобы заполнить рабо- чие места на формируемых здесь совместных предприя- тиях наукоемкого профиля. Предпосылки для апробирования в свободной зоне Выборга новей хозяйственной модели уже имеются. Это прежде всего совместная с финскими фирмами эксплуа- тация Саймеиского канала, соединяющего внутренние озера Финляндии с Балтийским морем. Кроме того, уже начата реализация двусторонних соглашений с этой стра- ной, предусматривающих строительство и модернизацию целлюлозно-бумажных предприятий на территории СССР. Специализация Выборгской зоны совместного пред- принимательства связывается с научно-производствен- ной сферой. Иностранным партнерам предлагается на основе советской и зарубежной технологий совместно производить алмазную пленку (перспективный элемент для компьютеров пятого поколения), оригинальные об- разцы лазерной техники и оптической электроники, био- технологическую продукцию и т. п. Уже согласовано более 40 протоколов о намерениях по созданию таких предприятий с фирмами и компания- ми стран Западной Европы, Америки и Азии. Предполагается, что создание Выборгской свободной зоны начнется в 1991 г. Проект создания промышленного парка появился в результате сотрудничества советских и фин- сккх ученым. По их мнению, промышленный парк, соз- данный в районе советского города Светогорска и финско- го Иматра (все тот же район Выборга)., может стать ключевым пунктом формирования свободной экономиче- ской зоны в этом регионе. Для реализации указанного проекта уже организо- вано совместное советско-финское предприятие . Близость двух городов .(расстояние между Свето- горском и Иматрой составляет 7 км) создает хорошие предпосылки для формирования здесь единой интегри- рованной экономической зоны. К тому же существуют и тесные экономические связи, обусловленные строитель- ством ц последующей эксплуатацией Светогорского цел- люлозно-бумажного комбината, которые привели к фор- мированию весьма близких инфраструктур двух горо- дов. Создание промышленного парка будет спо- собствовать формированию нового узла социально-эко- номического развития Выборгского района и Ленинград- ской области без нарушения сложившихся администра- тивных, социальных и экономических связей региона. Возможность же использования имеющихся у финской |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |