|
Свободные экономические зоны в миреСвободные экономические зоны в миреВВЕДЕНИЕ Одной из составных частей перестройки народного хозяйства СССР является радикальная реформа дея- тельности внешнеэкономического комплекса. Кроме су- щественного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в Советском Союзе эко- номики открытого типа, что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их со- стязательность. Концепция перестройки внешнеэкономических свя- зей исходит из того, что в современном взаимозависи- мом мире советская экономика является частью миро- вой и не может успешно развиваться в отрыве от по- следней. Поэтому стратегия экономического развития нашей страны должна разрабатываться с ориентацией на мировой уровень. Это подразумевает существенное усиление влияния внешнеэкономических связей на тем- пы, пропорции и характер экономического роста в стра- не, внутреннее ценообразование и региональное разви- тие; Внешнеэкономические связи, таким образом, должны стать самостоятельным источником увеличения нацио- нального дохода Советского Союза, постоянной состав- ляющей. при выборе путей решения народнохозяйствен- ных задач. В концепции перестройки внешнеэкономических свя- зей СССР учтена необходимость изменения отношений между формами собственности, существующими ~ на- шей стране и в государствах Запада. Оставаясь Соци- альными антиподами, они тем не менее образуют в точ- ках соприкосновения своеобразные гибридные формы в виде собственности совместных предприятии в СССР, инвестиционных активов советских организаций как за границей, так и на территории страны. Новые формы внешнеэкономических связей (совме- стное предпринимательство на территории СССР, сво- бодные экономические зоны, зарубежное инвестирова- ние и т. д.) призваны способствовйть усилению исполь- зования в нашей экономике прогрессивной зарубежной технологии и управленческого опыта, развитию экспорт- ного сектора страны и расширению финансовой базы модернизации народного хозяйства. В свою очередь, советские капиталовложения за ру- бежом и в свободных экономических зонах на террито- рии СССР позволяют создать там инфраструктуру, не- обходимую для увеличения советского экспорта (преж- де всего машинотехнического), а также собственную производственную базу для стабильного снабжения на- шей страны различными товарами. Существенно и то, что новые формы внешнеэкономи- ческих связей предусматривают еще и решение такой за- дачи, как вывести Советский Союз на статус уже не только международного торговца, но и международно- го инвестора. Принципиально вам, иными словами, территорий бес- пошлинного складирования товаров на период поиска покупателей. Первоначально созда- вались для развития местного рынка, а затем и для со- действия расширению международной торговли. Напом- ним, статус имели Генуя (с 1595 г.). Венеция (с 1661 г.), Марсель (с 1669 г.), а в России - Одесса (с 1817 г,), Владивосток (с 1862 г.) и Батуми (с 1878 г.). По мере монополизации рынка и усиления протек- ционистской политики государств стали упраздняться, а на их территориях и .в других торговых центрах начали создаваться свободные эконо- мические зоны, где все большее значение приобретала переработка товара. Основателями такого типа свободных экономических зон были англичане П. Халл и С. Хоув, а также амери- канец С. Бутлер, которые пришли к выводу, что госу- дарственное вмешательство при различного рода кри- зисных ситуациях не в состоянии предотвратить эконо- мический упадок крупных промышленных центров. По их мнению, не спасали положения и традиционные ме- ры экономического и политического воздействия на хо- зяйственную деятельность этих территорий. Предпринимателям, желающим заниматься бизнесом в районах, находящихся в тяжелом экономическом по- ложении, предоставлялся ряд льгот по налогообложе- нию, менее жестко регламентировалась и их деятель- ность. Кроме того, бизнесмены могли осуществлять здесь некоторые операции, которые обычно не разрешаются нормативами местного законодательства (например, в области банковских и страховых операций). В пределах таких зон, скажем, банки могли свобод- но моделировать с любыми валютами и поддерживать деловые отношения с клиентами, проживающими вне зо- ны. Следовательно, здесь не надо было устанавливать контроль за валютным обменом, движением капиталов и т; д. В течение длительного времени свободным экономи- ческим зонам была присуща преимущественно коммер- ческая деятельность. В экономических зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были направлены на обеспечение доброкачест- венного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что позволяло повысить их качество. И только в начале 60-х годов была разрешена обра- ботка: товаров в свободных экономических зонах. Обыч- но при этом осуществлялись операции, так или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара. Следовательно, из собирающих центров и пунктов распределения свободные экономические зоны все чаще становятся местом обработки и трансформации товаров. При этом действуют льготные условия их экспорта из упомянутых зон. Отметим, что повышение прибавочной стоимости то- вара при отсутствии таможенных и других пошлин ста- новится отличительной чертой экономических зон, кото- рые были созданы в Соединенных Штатах Америки. Еще один этап развития свободных экономических зон начался в 80-е годы благодаря ряду мер, направ- ленных на. преодоление застоя в отдельных отраслях промышленности, банковского и страхового дела. Ха- рактерной чертой этого этапа можно считать усиление экономического развития отдельных регионов, находя- щихся в кризисном состоянии. Так, путем создания не- больших экономических зон были выведены из кризиса ряд департаментов Франции и около 25 районов Вели- кобритании. Другими важными тенденциями указанного этапа развития свободных экономических зон являются льгот- ные условия деятельности предприятий, расположенных в этих зонах, по налогообложению, и дебюрократизация их управления. В практике экономических зон в настоящее время применяется широкая гамма льгот и стимулов для ино- странных вкладчиков капитала. Как правило, они зави- сят от специфических условий каждой экономической зо- ны. Обычно, кроме отмены таможенных пошлин, преду- сматриваются следующие льготы: отмена какого-либо налогообложения в счет права на экспорт, освобождение от других налогов, прежде всего на недвижимое имущество, а также местных (об- ластных) налогов, имеющихся в ряде стран; отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в свободной экономической зоне;- полная или частичная отмена налогов на прибыль зональных предприятий на определенный срок и в за- висимости от ряда условий. Например, в Южной Корее предприятия, созданные в свободной экономической зоне, в первые пять лет пол- ностью освобождаются от налогов, а в последующие три года налоги им снижаются на 50%. В Шри Ланке полная отмена налогообложений длит- ся от двух до десяти лет в зависимости от специфики функционирования предприятий экономической зоны, при этом учитывается число занятых на предприятии, приток конвертируемой валюты, применяемая техноло- гия и т. д. Создание свободных экономических зон в разных странах в настоящее время предполагает достижение таких целей: обеспечение более полной занятости рабочей силы как непосредственно в экономической зоне, так и за ее пределами; привлечение инвестиций, особенно в свободно кон- вертируемой валюте; организация в экономических зонах таких произ- водств, продукция которых шла бы на экспорт, не ущем- ляя при этом уже существующие местные предприятия, действующие на внутреннем рынке. Кроме того, многие страны, создающие свободные экономические зоны, считают, что они будут способст- вовать развитию отсталых в экономическом отношении районов, модернизации технологий, получению новых ноу-хау, обучению собственных специалистов и рабочих новым методам труда, а также использованию собствен- ных сырьевых ресурсов для производства экспортной продукции. Классическим примером этого может служить Манаус в бразильской Амазонии, где ино- странные предприятия, работающие на экспорт, обяза- ны включать в производство оптовых изделий по край- ней мере часть сырьевых ресурсов, имеющихся в дан- ной местности. Кстати, с этой первоначально экспортной промыш- ленной зоной произошла интересная трансформация: постепенно она превратилась ~в чисто импортную зону. Теперь вся продукция, поступающая в , поглощается бразильским рынком. Имеются и другие примеры, но несколько менее ра- дикального перехода с обработки экспортных товаров на импортные, Такие тенденции характерны для свобод- ных экономических зон в Китае, Мексике, Барбадосе и для ряда других стран. Однако в указанной трансформации прослеживаются и негативные моменты. Главный из них тот, что ино- странные компании, действующие в свободных зонах некоторых государств, стремятся использовать их для сбыта некачественных товаров, которые не имеют спро- са на рынках других стран. Таким образом, создание свободной экономической зоны в любой стране предусматривает прежде всего ускоренное развитие той или иной территории. Разви- тие таких зон позволяет правительствам принимающих стран смягчать кризисные ситуации в национальной эко- номике и преодолевать трудности в государственных ка- питаловложениях в регионе. Важным моментом с точки зрения создания свобод- ных экономических зон является роль различных госу- дарственных и муниципальных органов управления. В большинстве стран, как развитых, так и развивавщих- ся, экономические зоны учреждаются решением цент- ральных правительственных органов, министерствами планирования или финансов. Эти органы имеют необ- ходимый опыт в сфере управления крупными проектами, а также весьма компетентны в области внешнеэкономи- ческих свяэей. Однако имеется достаточно много приме- ров, когда экономические зоны создаются и управляют- ся местными муниципальными властями. Среди свободных экономических зон, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие." беспошлинные зоны, расположенные на основных пе- рекрестках международных транспортных систем; зкспортные промышленные зоны, ориентированные главным образом на внешнюю торговлю; парки технологического развития, которые создают- ся на основе существующего в принимающей стране на- учно-техиического потенциала, но с участием иностран- ного капитала и с использованием .прогрессивного обо- рудования, ноу-хау, а также зарубежного управленче- ского, коммерческого или маркетингового опыта; зоны _ страховых и банковских услуг, способствую- щие укреплению этой исключительно важной сферы эко- номики; импортно-промышленные зоны и зоны по замещению импорта, которые призваны обеспечить принимающую страну современными товарами, а местные . предприя- тия - передовой технологией. На практике в перечисленные эконо- мические зоны встречаются редко. Обычно для каждой из них присуще сочетание характерных тенденций ука- занных свободных экономических зон. К примеру, мало- вероятно, чтобы парки технологического развития не оказывали таких ключевых услуг, как банковские опе- рации, страхование или торговля. Подавляющее большинство предприятий в существу- ющих ныне свободных экономических зонах - это пред- приятия легкой промышленности, нуждающиеся в отно- сительно скромных капиталовложениях. Они произво- дят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортив- ный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продо- вольствие, напитки. Однако учредители некоторых свободных зон пошли по другому пути и стали способствовать развитию пред- приятий тяжелой промышленности. Например, в экспортно-промышленной зоне Тринидада и Тобаго дре- обладает переработка нефти и нефтехимическая про- мышленность. В Грне предприятия свободной экономи- ческой зоны занимаются переработкой добываемых там бокситов в глинозем и алюминий. В экономических зо- нах Объединенных Арабских Эмиратов действует це- лый ряд химических, нефтехимических и автомобиль- ных компаний. Создание предприятий тяжелой промышленности в свободных зонах указанных стран, конечно, связано с их природными ресурсами, В Ганв - это бокситы, в Тринидаде и Тобаго - нефть, в Объединенных Араб- ских Эмиратах - нефть и природный газ. И все же- следует отметить, что политика прави- тельств указанных трех стран была направлена не столь- ко на развитие тяжелой промышленности в своих эконо- мических зонах, сколько на создание экспортных про- мышленных зон на основе уже существующих предприя- тий тяжелой промышленности. Это прежде. всего отно- сится к первым двум странам. Что касается Объединенных Арабских Эмиратов, то здесь произошла закономерная эволюция: появление предприятий, связанных с добычей и переработкой неф- ти и газа сопровождалось созданием предприятий тяже- лой промышленности в несмежных отраслях, в частно- сти в машиностроении. Одна из характерных черт промышленного разви- тия .большинства свободных экономических зон заклю- чается в том, что находящиеся там компании, как пра- вило, стремятся к минимальному использованию мест- ных ресурсов. Слабые обратные связи этих компаний с предприя- тиями принимающей страны объясняются закрытым ха- рактером экономических зон, профилем действующих там предприятий и относительно неразвитым потенциа- лом национальных поставщиков. И в этом смысле прак- тика указанных выше государств является исключе- нием. В то же время многие иностранные компании, дей- ствующие в развивающихся странах, весьма охотно ис- пользуют местные сырьевые ресурсы и полуфабрикаты, произведенные на их основе (сталь, алюминий, основ- ные химикаты, резину, древесину и т. п.). Некоторые из них создали крупную перерабатывающую промышлен- ность на основе местного сырья - хорошо развитые и организованные предприятия, которые Действуют в при- нимающих странах в течение многих десятилетий, т. е. до создания первых свободных экономических зон. Вот почему такие компании не испытывают потреб- иости в использовании возможностей недавно создан- ных экономических зон. Кроме того, сказывается и еще один фактор: перерабатывающие предприятия, исполь- зующие местное сырье, как правило, находятся недале- ко от его источников (будь то шахта, нефтяная сква- жина или гидроэлектростанция), в то время как экспорт- но-промышленные зоны обычно формируются вблизи крупных населенных пунктов или промышленных цент- ров. Помимо того, экономические зоны создаются учре- дителями для быстрого решения проблем промышленно- го развития какой-либо территории. Отсюда примитив- ные производственные помещения, похожие на времян- ки, и незначительные затраты на оборудование иност- ранных инвесторов. Компании, занимающиеся переработкой сырьевых ресурсов, как правило, являются относительно крупны- ми и действуют на основе долгосрочных договоров, пла- нируя свою деятельность на многие годы вперед. Этим они отличаются от обычного завода по сборке электрон- ных изделий или специализированной компании по по- шиву одежды в свободной экономической зоне. Обычно считается, что свободные экономические зо- ны способствуют прямым иностранным инвестициям от- носительно крупных и имеющих хорошую репутацию компаний. Однако, как свидетельствует мировой опыт, мощные транснациональные корпорации не очень нуж- даются в привилегиях и возможностях свободных зон. Они могут успешно функционировать в обычных ус- ловиях практически любой страны. И если условия ка- кого-либо государства слишком неблагоприятны, то пре- имущества, предлагаемые свободными экономическими зонами, вряд ли заставят эти корпорации изменить их стратегию международного развития. Это одна из основных причин того, что в большин- стве стран инвесторами в свободных зонах являютея не крупные, хорошо известные транснационадьные кор- порации, а небольшие фирмы, которые часто выходят на рынок иностранных инвестиций в первый раз. Опыт таких стран, как Мексика, Ямайка или Маври- кий, намеренно привлекающих в свои экономические зоны мелких иностранных инвесторов, подтверждает, что средние или мелкие фирмы промышленно развитых го- сударств или стран, недавно вставших на путь индуст- риального развития, с пользой для дела дополняют дея- тельность крупных компаний. Мелкие фирмы более гибко реагируют на быстроме- няющуюся обстановку и в состоянии удовлетворить на- сущные потребности внутреннего рынка этих стран. Учи- тывая стремление многих государств как можно быст- рее привлень иностранных инвесторов, такие компании оказались лучшей краткосрочной альтернативой, чем крупные транснациональные корпорации, которые дей- ствуют гораздо медленнее. Создание и функционирование; свободных экюмоииче- ских зон часто отклоняющихся от первоначальных проек- тов. Например, когда в начале 60 годов на Маврикий было предусмотренно создание первой экспортно-промыш- ленной зоны, то предполагалось, что удельный вес про- дукции предприятий электронной .промышленности бу- дет равен 30 предприятии текстильной промышленно- сти - 25, металлообрабатывавших предприятий - 15, предприятий по обработке сырья - 10~4. Однако уже к середине 8(Н годов на текстильные предприятия и предприятия но пошиву одежды прихо- доилось 87 занятого в экономической зоне населения, на предприятия по производству мебели и изделий из дерева - .2,5 и на предприятия, выпускающие ювелир- ные изделия, - 2%. Предприятия электронной промышленности, которые активно развивались в первые годы, затем почти исчез- ли (за исключением тех, которые выпускали часы). Такая эволюция, присущая в той или иной степени практически всем свободным экономическим зонам, во многом зависит от характера деятельности предприни- мателей-пионеров. Если первые инвесторы были пред- ставлены электронными компаниями, то и последующие будут принадлежать к той же отрасли, способствуя тем самым, как правило, созданию в экономической зоне электронной монокультуры>. Такая же тенденция характерна и для других отрас- лей промышленности. В экспортно-промышленной зоне Шри Ланки, например, на долю производства текстиля и одежды приходится около 90% занятых, в Домини- канской Республике - более 60, в Египте - 54. Причина такого положения объясняется динамикой, присущей развитию .самих экономических зон, отсутст- вием контроля со стороны государственных органов по отношению к иностранным инвестициям также сла- бым взаимодействиям зональных предприятий, нацио- нальных и иностранных кампаний. В процессе развития некоторые свободные экономи- ческие зоны стали специализироваться исключительно на банковских и страховых. операциях. Они получили название 6анковских. франковых зон. В Люксембурге, например, активно действуют круп- ные западногерманские банки, которые благодаря име- ющимся в этой стране льготам государотвен- ный закон по созданию обязательных денежных резер- вов. Наиболее известные банковские франковые зоны бы- ли созданы ы Гонконге, Сингапуре; Бахрейне и Маниле, а также на многочисленных островах в Карибском мо- ре (на Багамах, Бермудах и т. д.). Совокупный объем кредитных операций иностранных банков, сосредоточенных в странах Карибского моря, по самым минимальным оценкам в 80-е годы составлял бо- лее 200 млрд. далл., что равнялоеь 13% общей, суммы международных кредитных активов в капиталистическом мире. Такие финансовые центры, расположенные в разви- вающихся странах, часто еще называют , а - ту или иную операцию между иностранным (по отношению к месту ее совер- шения) кредитором и заемщиком. Член совета управляющих Федеральной резервной системы США Г. Уоллик определяет как географическую точку, где кредитные средства за- имствуются у нерезидентов и предоставляются другим нерезидентам через посредничество банков или иных фи- нансовых институтов. Преобладание именно таких опе- раций характерно для банковских франковых зон Ка- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |