|
Свободные экономические зоны в мирестороны телекоммуникационных видов сообщения с дру- гими западными странами может служить дополнитель- ным средством развития внешнеэкономической деятель- ности всей Выборгской экономической зоны. Таким образом, реализация проекта пред- полагает создание комплексной зоны, которая станет особенно привлекательной для всех тех предприятий и организаций, производственно-административная дея- тельность которых требует постоянных контактов с ино- странными партнерами. К тому же особый пограничный и таможенный контроль, который здесь предполагается, существенно облегчит и непосредственные контакты де- ловых людей разных стран. Ответственность за реализацию этого проекта воз- ложена. на совместное советско-финское предприятие , уставной фонд которого составляет 10 млн. финских марок, или 1,5 млн. руб.-Советская доля в этом капитале - 49%. Развитие этой зоны предполагается осуществлять за счет выпуска акций и кредитов советских и иностран- ных банков, а также использования собственного капи- тала . После завершения организацион- ного периода в начале 1990 г, это предприятие уже при- ступило к инвестиционной деятельности, а к 1994 г. пла- нируется закончить основной цикл строительных работ в промышленном парке. Началась реализация проекта создания свободной экономической зоны и в Новгородской области. Подго- товлена документация и выработана концепция так на- зываемого открытого сектора экономики Новгорода. Ее разработали ученые Академии народного хозяйства при Совете Министров СССР, работники областного испол- нительного комитета Совета народных депутатов и спе- циалисты различных организаций. Они предложили три направления специализации Новгородской экономической зоны: развитие иностранного и отечественного туризма (включая научный и спортивный); изготовление и реализацию видеокассет, видеодисков, голограмм и альбомов по изобразительному (отечест- венному и зарубежному) искусству; массовое производство, продажу, прокат и фирмен- ное обслуживание видеотехники и другой бытовой ра- диоэлектроники. В связи с этим планируется создание трех консор- циумов: туристско-транспортного и двух произ- водственных - и . Деятельность консорциума предусматривает развитие туризма в Новгородской области. Согласно ут- вержденным планам близ города будет построен меж- дународный аэропорт, способный принимать самые со- временные авиалайнеры. Будут отреставрированы па- мятники старинной архитектуры, монастыри, Новгород- ский кремль, что в значительной мере позволит расши- рить сеть объектов, посещаемых советскими и иностран- ными туристами. С этой целью власти Новгорода заключили ряд до- говоров и контрактов с иностранными фирмами. В ча- стности, с польскими фирмами и , которые принимали участие в реставрации исторических памятников Кракова, Риги и Таллинна. Кроме того, достигнута договоренность о восстанов- лении исторических зданий Новгородского кремля. Под- писаны протоколы о намерениях по восстановительным работам в Новгородской области с предприятиями и ор- ганизациями Болгарии, Югославии, а также с рядом за- иадноевропейских фирм, Производственные консорциумы в этой свободной зо- не будут решать задачи развития здесь промышленно- сти на базе высокоэффективных технологий, создания совместных предприятий, а также увеличения произ- водства продовольствия, современных товаров й услуг. Предполагается, что онн будут участвовать в освоении нетрадиционных энергоресурсов, в жилищном и социаль- но-культурном строительстве, оздоровлении экологиче- ской обстановки в регионе. Весьма примечательно и то, что в концепции откры- того сектора экономики Новгорода предусмотрены опро- бация хозяйственного механизма, ориентированного на потребителя, создание современной инфраструктуры, расширение экспортного потенциала региона, в распоря- жении которого предусматривается оставлять до 707о заработанной валюты. Консорциум будет иметь в ос- новном экспортную направленность. Производственная база консорциума будет находиться в Новгороде. Пла- нируется создать совместно с зарубежными фирмами и при помощи иностранного капитала мощную полигра- фическую базу, которая позволит выпускать красочные альбомы и буклеты, голограммы произведений искусст- ва, а также видеофильмы о музеях, причем не только новгородских, но и Третьяковской галереи, Русского му- зея и других. На базе новгородского объединения , производящего электронную продукцию, будет создан третий консорциум . В отличие от консорциума он будет поставлять продукцию исключительно на внутренний рынок Советского Союза. В частности, планируется наладить выпуск бытовой ра- диоэлектроники - магнитофонов, телевизоров, видео- магнитофонов. Достигнута договоренность с южнокорейскими, япон- скими и западноевропейскими фирмами о поставках зто- му объединению комплектующих деталей и узлов для бытовой. электронной техники. В объединении будет производиться лишь сборка конечной про- дукции. В этой же отрасли промышленности будут созданы совместные предприятия с привлечением фирм Швейца- рии и Германии. С переходом на региональный хозрасчет появится возможность получать большую прибыль, которую мож- но будет расходовать на соцнальное обустройство обла- сти. И все же следует отметить ,что идея создания сво- бодной зовы в Новгороде воспринимается населением далеко не единодушно. Например, представители городской группы объеди- ненного фронта трудящихся Новгорода считают, что создание экономической зоны будет иметь такие послед- ствия: , обострится неравенство, бу- дут подавляться патриотические чувства>. Конечно, зоны совместного предпринимательства - не единственное и, безусловно, не самое главное средст- во лечения советской экономики. Однако, как считает автор, для Новгородской области это одно из эффектив- ных средств привлечения иностранного капитала, полу- чения доступа к передовым технологиям, включения хо- зяйства региона в мировое разделение труда. 0 поддержке проекта экономической зоны свидетель- ствуют и результаты опроса общественного мнения, про- веденного в мае 1990 г. в Новгородской области специа- лнзированной лабораторией Московского университета. Сторонников идеи создания зоны совместного предпри- нимательства в Новгороде почти в два раза больше, чем противников, По мнению первых, зона могла бы способствовать решению проблемы трудоустройства на основе исполь- зования высокоэффективных технологий и экологически чистого бизнеса - туризма. Этот вывод представляется весьма важным, ибо 77% опрошенных высказывают бес- покойство по по поводу загрязненности окружающей среды в регионе. Рабочая группа по подготовке технико-экономическо- го обоснования проекта Новгородской экономической зо- ны, созданная решением облисполкома, уже приступи- ла к практическому осуществлению этой идеи. Форми- рование этой зоны будет проводиться по территориаль- но-хозяйственному принципу, иными словами, любые организации, предприятия, колхозы и банки города и области могут участвовать в ее формировании. Совместное предпринимательство здесь стимулирует- гя освобождением на ближайшие пять - семь лет от на- логов на прибыли и пошлин на ввозимые и вывозимые товары. В Новгороде уже созданы и действуют на этих принципах три совместных предприятия. Так, советско-финское возводит фа- нерную фабрику, которая должна вступить в строй в конце 1990 г. Советско-австрийское предприятие строит комфортабельную гостиницу Ь областном центре, а советско-итало-югославское предприятие реконструирует кирпичный завод ц Новгороде и реставрирует Иверский монастырь на Валдае. О серьезности намерений по созданию свободной экономической зоны в Новгороде свидетельствует и от- крытая там в конце 1989 г. таможня. Создание свободной экономической зоны на дальне- восточном побережье Тихого океана связывается с даль- нейшем развитием порта Находка. В городе создан ко- митет по внешнеэкономическим связям и ассоциация развития свободной зоны. Местные власти финансировали разработку груп- пой московских ученых концепции зоны совместного предпринимательства в. Находке, которая определила структуру этой зоны и ее специализацию. Подготовлено и социально-экономическое обоснование эффективности этой зоны, которое внесено на рассмотрение Совета Ми- нистров СССР. Город, расположенный на берегу большой и удобной бухты, имеет относительно развитую инфраструктуру, крупный узел перевалки грузов из государств Азиатско- Тихоокеанского региона в Европу и обратно и самый глубоководный в стране порт Восточный. Накоплен и определенный опыт международного со- трудничества: успешно действует, например, советско- американская компания по добыче морских ресурсов, развивается международный туризм. Получил реальный шанс стать территорией, где воз- можно создание подобной хозяйственной структуры, и другой дальневосточный район страны - Сахалин. По концепции, разработанной в Московском институте на- родного хозяйства имени Плеханова, создание здесь свободной зоны предусматривает развитие экономики этого региона на основе рыночных отношений. Как считает один из авторов концепции, бывший проректор Плехановского института В. Федоров, эконо- мика Сахалинской области в силу своих экономических и географических особенностей наиболее приспособлена для перехода к рынку. Здесь можно быстро создать ры- ночный механизм, сохраняя на какое-то время прежние структуры. Отметим, что В. Федоров - специалист в области взаимодействия национальной и мировой экономики - был затем избран населением острова народным депу- татом РСФСР, а на первой сессии областного Совета нового созыва он стал председателем исполкома. Создание свободной экономической зоны на Сахали- не предусматривает прежде всего незамедлительное осво- бождение местных предприятий от подчинения мини- стерствам. Здесь будут организованы акционерные об- щества, фондовые биржи, целый конкурирую- щих между собой коммерческих банков. Предполагается введение различных форм собствен- ности, в том числе и частной, продажа земли крестья- нам, реформа ценообразования и т. д. Примерно такие же цели преследует проект созда- ния зоны свободного предпринимательства в Одессе и прилегающих к ней районах. Муниципалитет этого чер- номорского города-порта утвердил координационный со- вет и дирекцию смешанного предприятия (), которые начнут практическое воплощение в жизнь проекта, разработан- ного учеными Академии наук Украины. В состав Большой Одессы, как известно, входят три черноморских порта, несколько городов и населенных пунктов, пригодных и весьма привлекательных для раз- вития совместного предпринимательства. Прежде всего намечается развивать строительную индустрию, пред- приятия по выпуску товаров массового спроса, создать заводы по переработке сельскохозяйственной продук- ции. Предполагается, что финансирование проекта будет осуществляться главным образом за счет привлечения капитала иностранных банков, компаний и фирм, и средств населения путем выпуска и продажи акций не только в этом регионе, но и по всей стране. Кредиторам, принимающим участие в создании этой зоны будут предоставлены условия наибольшего благо- приятствования в сфере торговли, услуг, организации совместных предприятий и т.п. Кроме того, приоретет по размещению капиталла в зоне будет уставлен м тем предпринимателям, которые предложат варианты орга- низации совместных производств на оснюве передовой и экологически чистой технологии. Генеральный директор Одесса В..Дерга- чев считает, что при создании такой зоны Одессе необ- ходимо предоставить статус . Под этим подразумевается возможность самостоятельно ре- шать многие вопросы внешнеэкономнческой деятель- ности, на льготных условиях размещать ввозимый капи- тал, полностью перейти на рыночные отношения. Это, комично, не значит, что в Одессе будет отменен Тамо- женный режим, а вот право создавать вместе с зару- бежными бизнесменами фирмы и компании без согласо- вания с вышестоящими органами у города должно быть. Изменения в системе управления и, значит, в орга- низации производства, а также в характере работы се- ветских и зарубежных специалистов в свободных эко- нонических зонах должны привести к исключению ад- министративно-командных форм и методов управления хозяйственной жизнью на этих территориях. И все же, как считает автор, в самой идее создания зон совмест- ного предпринимательства на территории Советского Союза есть Известное противоречие. Чтобы решить здесь комплекс задач, свободные эко- номические зоны должны иметь характер анклавов. Только при этом условии можно воплотить эксперимен- ты по совершенствованию механизма управления народ- ным хозяйством с тем, чтобы не только привлечь иност- ранных участников, но и в максимальной степени ра- скрыть потенциальные возможности советских пред- приятий в освоении и расширении производства конку- рентоспособной продукции. По мнению автора, не будет особых сложностей во взаимодействии совместных н кооперативных предприя- тий, находящихся в экономических зонах, чего нельзя сказать о предприятиях, являвшихся гос. собственностью особенно о тех предприятиях, которые изначально оказались в этих зонах. Например, современный порт в свобод- ной зоне Находка или Светлогорский целлюлозно-бу- мажный комбинат, который войдет в Выборгскую зко- номическую зону, или в проект , стоившие Со- ветскому гос-ву десятки миллиардов инвалютных рублей, приобретут весьма неопределенный статус. Па мнению некоторых советских экономистов, такие государственные предприятия, оказавшись в свободных зонах должны быть взяты в аренду их коллективами с условием, что после завершения выплаты арендной пла- ты в установленный договорам срок предприятие станет собственностью самого коллектива и превратится в объект кооперативной собственности. Не исключается и вариант продажи государственно- го предприятия его коллективу или другой организации. Причем среди них могут быть как кооперативы и кон- церны, так и иностранные компании и фирмы. Наконец, существует еще один вариант - создание на базе государственного предприятия совместно с иностранным капиталом предприятия того же или близ- кого профиля. Передача государственных предприятий в аренду позволит обеспечить им большую автономность и неза- висимость, подобную той, что имеют в настоящее время совместные и кооперативные предприятия. Именно эта новая ферма самостоятельности станет основой взаимо- отношений советских государственных предприятий в свободной зоне и органов управления как вне зоны, так и внутри ее. ЗАКЛЮЧЕН И Е Идея свободных экономических зон не является для нашей страны неожиданной. Уже давно многие совет- ские ученые считали, что уровень техники .и технологии в большинстве отраслей народного хозяйства весьма низок, и как один из путей выхода из создавшегося по- ложения предлагали создание анклавных территорий. Несмотря на существующие различия в мнениях по решению ряда конкретных вопросов организации свобод- ных экономических зон, определился и общий подход. Их создание должно быть активно использовано для решения не только внешнеэкономических, но прежде всего общехозяйственных задач страны, способствовать насыщению внутреннего рынка СССР современными ви- дами промышленной продукции, служить своего рода для отработки новых методов хозяйствова- ния в целях их последующего использования в экономи- ке Советского Союза. Создавая зоны совместного предпринимательства, мы должны понимать, что привлечение западного капита- ла требует определенных льготных условий хозяйствова- ния. Значимость и качество льгот являются определяю- щими в вопросе об объемах привлекаемых инвестиций. Вот почему в свободных зонах, как правило уста- навливается льготный режим экономической деятель- ности для национальных, совместных, кооперативных и иностранных предприятий, формируется - специфичный для каждой такой зоны валютный механизм. По сравнению с совместными предприятиями эконо- мические зоны являются более перспективным вариан- том эффективного привлечения иностранного капитала и поиска форм взаимодействия советской и мировой эко- номики. Огромный рынок сбыта в СССР - главный притя- гательный фактор для иностранного капитала. Сдержи- вающим же фактором выступает неконвертируемость рубля. При решении этой проблемы рынок СССР будет весь- ма притягательным для деловых кругов Запада. Пока же основное направление капиталовложений можно ожи- дать не столько в производство конечной продукции, сколько в совершенствование соответствующей техники и технологий. ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ Иностранный капитал в экономике Китая Создание специальных экономических зон в Китай- ской Народной Республике является важной частью ее политики по осуществлению структурных экономиче- ских реформ и способствует притоку в страну иностран- ного капитала,' активному использованию передовой за- рубежной техники, технологий и управленческого опы- та. Решение о проведении с 1979 г. открытой внешне- >кономической политики было принято на 3-м пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Затем эта политика получила юридическое отражение в Конституции КНР 1982 г. В статье 18 Конституции говорится: . Первым шагом Китая в области открытой внешней политики было учреждение в 1980 г. четырех специаль- ных экономических зон - Шэньчжэнь, Чжухай, Шань- тоу и Сямэнь - в Южных приморских провинциях Гуан- дун и Фуцзянь. Вслед за этим в 1984 г. было решено открыть для иностранного капитала 14 портовых городов вдоль все- го китайского побережья, а также остров Хайнянь. Го- лом позже были объявлены открытые экономические районы в дельтах рек Яицзы и Чжуцзян и на юге про- винции Фуцзянь. Многие из этих городов и ра~онов яв- ляются важнейшими портами и традиционными цент- рами экономической. деятельности страны. Уже с первых шагов специальные экономические зо ны рассматривалис~. как средство не только стимулир~ вания внешнеакономйческой деятельности, но и разви- тня промышленности в тех районах, которые географи- чески и эконемически тяготеют к зарубежным промыш- ненным й торговым центрам Юго-Восточной Азии. Так, специальнйе экыоми~еские зоны 'Шэньчжэнь и Чжухай имеют прямое морское и железнодорожное со- общение с Гонконгом и Макао. Особый режим их фуик- цнонирования позватл упростить таможенные и погра- ничные формальности, связанные с передвижением тран- спортных средств и перевозкой грузов. Зкономические зоны Шаньтоу и Сямэнь сложились как крупные торговые центры. Эти территории истори- чески теснее связаны с внешним рынком, чем с внутрен- ними райенами Китая. Статус специальных экономиче- дких зон лишь расширил и углубил их внешнеэкономи- ческив связи. Как считают в Китае, .невозможно привлечь иност- ранный капитал, передовую технологию и квалифи.циро- ванный аппарат управления зарубежных фирм без при- нятия в стуане или в ее отдельных частях специаль- ных мер стимулирования. Вот почему центральные правительственные органы ' КНР предеставляю1 местным властям автономные пра- ва в ведении дел в специальных экономических зонах. В частности, в формулировании местного законодатель- ства или правил, которые могут распространяться лишь на определенную кат.егорию инвесторов или же на от- дельную отрасль производства. Что касается зарубежных вкладчиков капитала, то принятые специальнйе меры способствуют формирова- нию в таких звнах благоприятных для них условий, и прежде в.сеге для хозяйственной деятельности и упраь- ления проиавЩством, 3десь действуют льготный нало- говый (практически вдвое более низкий, чем на осталь- ной террювуик страны) и таможенный режимы для ино- страннога капитала, особенко в случае экспортной ори- ентации пумюводства.. Более мюрокие полиомочия иностранные вкладчики капитала имеют и при найме рабочей силы, определе- нии уровия оплаты труда, органиэации пройзводства и т. п. Сам термин Го- ворит о том, что специальным в них является как раз экономнческий аспект. Иностранный капйтал - гл4в- ный источник финансирования создания и развития'спе- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |