бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рынок

конкурент из другой страны, то разукрупнение может его ослабить. Во-вторых,

сохранение большого предприятия возможно по чисто производственно-

технологическим причинам (например, крупный никелевый или сталелитейный

завод). В-третьих, возможны так называемые естественные монополии на

транспорте, в связи или других отраслях производственной и

непроизводственной инфраструктуры.

Тем не менее антимонопольное законодательство должно решать по крайней

мере три основные задачи: во-первых, способствовать разукрупнению

существующих производств, во-вторых, предотвращать появление новых

монополий, в-третьих, не допускать заключения соглашений между отдельными

предприятиями, направленных на разделение рынка, установления монопольной

цены и в конечном счете установления контроля со стороны этих предприятий.

В этих условиях поставленная задача перехода хозяйствования в

обозримые сроки из одного состояния в другое может быть решена лишь в том

случае, если шаги перехода будут представлены в ясной и доступной форме.

Речь идет прежде всего о том, что люди должны не только понимать цели

реформы, но и чувствовать, материально ощущать собственные выгоды от

действительных и возможных преобразований.

Государство и исполнительная власть. Важно также учитывать, что

административно-командная система сформировала такого исполнителя-практика,

который привык к получению заданий в виде детально расписанных

постановлений, инструкций, приказов. Ситуация осложняется также и потому,

что практически ежедневно появляются новые законы и подзаконные акты, указы

и распоряжения, необходимые и понятные с точки зрения назначения

переходного периода, но не имевшие прецедентов ни по существу, ни по методу

исполнения. Более того, многие из документов предусматривают значительную

инициативу в их исполнении, относят необходимые уточнения на будущее или на

нижестоящий уровень управления (чаще всего — на местный).

Чтобы реализовать рыночное законодательство без искажений его смысла в

сжатые сроки, нужно разработать пакет нормативно-методических материалов, а

также жесткое расписание и технологию проведения реформ. Сразу же должны

быть определены права и обязанности, интересы и ответственность конкретных

исполнителей. Отсутствие всех этих условий в течение всего начального

периода реформы было одним из самых активных ограничителей их проведения.

Не потому ли такая богатейшая и огромная страна как СССР, подойдя к

тупиковому рубежу в своей жизнедеятельности и осознав необходимость

перемен, из-за серьезных ошибок начального этапа переходного периода

прекратила свое существование, распавшись на отдельные государства?

Так, признав, что нельзя создать нормальную, рыночную экономику на

основе старых, нерыночных структур, правительства переходного периода

оказались в плену прежних представлений об экономической роли государства.

Вместо энергичных, последовательных и целеустремленных усилий по созданию

«среднего класса» в обществе, происходит модификация своего рода

«государственного рынка», на котором, как и прежде, а вступают в качестве

продавцов и покупателей преимущественно государственные предприятия-

монополисты. При таком положении необходимая либерализация цен приводит

лишь к их всеобщему повышению, предприятия стремятся сохранить

государственные заказы, дотации в обмен на ограничение и без того малой

самостоятельности.

Государство продолжает порочную практику помогать всем и вся, распыляя

и без того скудные ресурсы. В свою очередь последние накапливаются за счет

установления фискальных поборов и неоправданных валютных ограничений. Вред

от такого регулирования трудно исчислить.

В этих условиях огромная роль принадлежит аппарату государственной

власти: контроль за исполнением принимаемых законов и правительственных

решений, обеспечение безусловного выполнения конституции и гарантий от

криминальных воздействий на экономику. Утрата или существенное ослабление

этих функций аппаратом означает кризис исполнительной власти.

Между тем это кризис станет действительно труднопреодолимым, если не

наступит понимание важнейшей роли государства в современном обществе.

Пропагандируя жизненный уровень развитых стран, не следует забывать, что

при сходстве функций государственного управления методы их реализации

существенно различаются. Например, одноименные министерства «там», как

правило, не являются собственниками средств производства, на которые они

воздействуют своими управленческими решениями. В нашем случае, напротив,

министерства являются и собственниками, и управляющими.

Опасность переживаемого страной переходного периода кроется в том, что

в обществе может набраться критическая масса недоверия людей центральному

правительству и начнут предприниматься действия по передаче реальной власти

на местные уровни управления и в предпринимательские структуры. Такие

настроения вполне понятны, если иметь в виду практические результаты

прежнего тотального государственного вмешательства в экономику. Однако,

поддаться этим настроениям — значит привести страну к экономическим и

социальным отношениям, характерным для начала века и сохранившимся только в

ряде развивающихся стран, глобальный и сокрушительный структурный кризис

1929—1933 гг. показал пределы существования неуправляемой государством

экономики. Пришедший тогда к власти президент США Ф. Д. Рузвельт, поставил

перед учеными задачу: разработать механизм, гарантированно защищающий

американскую экономику от ужаса глобального кризиса. Разработанная к тому

времени Дж. М. Кейнсом теория государственного регулирования

капиталистической экономики, должна была сыграть на практике роль

амортизаторов в рыночных структурах. Регулирование рынка должно было

осуществляться государственные аппаратом.

Государство и антикризисные мероприятия. При сохранении ослабленной

исполнительной власти у нас выйти из кризиса быстро и без огромных потерь

невозможно. Вот почему в число первоочередных антикризисных действий

необходимо включать:

меры по выбору и прямой государственной поддержке сравнительно

небольшого числа приоритетных направлений в сфере производства и услуг;

отказ от прямого финансирования хозяйствующих субъектов, претендующих

на полную экономическую самостоятельность (возможно даже в обмен на

определенные льготы — первоочередное акционирование, снижение налогов,

солидный государственный заказ и т.п.);

делегирование на места более широких полномочий по поддержке новых

-экономических структур (бирж, коммерческих банков, торговых домов,

концернов, акционерных обществ и товариществ, фермерских хозяйств);

поощрительная налоговая политика, когда часть налогов, собранных на

территории, оставляется для поддержки конкретных видов деятельности;

привлечение всей силы правоохранительных органов для обеспечения

нормальной предпринимательской деятельности;

создание организационных и финансовых условий для появления новых

конкурентных производств;

тщательное изучение состояния рынка труда и разработка эффективной

политики занятости и т.д.

Законы государства, как известно, существуют не сами по себе, а

является отражением уровня развития общества. Россия (ни общество в целом,

ни отдельные люди) до 1917 г. и после этого рубежа не была готова к

переходу от частной к так называемой общественной — а точнее к

государственной собственности. Здесь кроется одно из начал трагедии нашего

общества. Необходимо исправлять ошибки, и чем быстрее, тем лучше.

Государственное предпринимательство, предпринимательская функция

государства заключает в себе разнообразные формы экономической деятельности

с полным или частичным участием государства. Среди них можно выделить

государственную собственность, участие государственного капитала в тех или

иных предприятиях, реализацию интересов государства иными формами и

методами.

Государственная собственность пока является явно преобладающей —

примерно 95 % производственных фондов страны. В перспективе предполагается

снижение доли государства до 30—40% и переход многих государственных

предприятий на акционерные начала. Государству же будут принадлежать

предприятия общенационального значения (железные дороги, электроэнергетика,

некоторые отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности и т.п.).

При этом важно не увлечься другими крайностями, когда появляется

острое сожаление по поводу оставшейся в распоряжении государства части

экономики. Дело здесь не только в том, что для многих видов производства

высокая рентабельность вряд ли достижима, даже если они будут находиться в

частных руках. Проблема — в месте и роли государства и государственного

сектора экономики.

Ведь основным назначением последнего является не столько достижение

высокой рентабельности, сколько, во-первых, обеспечение минимальной

убыточности своих предприятий и, во-вторых, создание условий для

прибыльности негосударственного, частного сектора.

Очевидно, что социалистическая экономика в СССР и странах Восточной

Европы оказалась сравнительно малоэффективной не потому, что в них имелся

государственный сектор, а потому, что она была практически полностью

огосударствлена. Отсутствовало естественное противоречие между общими и

частными интересами, разрешение которых является главной функцией

государства. Вместо различных форм и методов государственного влияния,

целью которого должно было быть развитие частного сектора экономики,

происходила абсолютизация общих, государственных экономических интересов.

Это привело в конечном счете к умалению, даже игнорированию личного

интереса граждан, превращая их постепенно из активных созидателей в

пассивных потребителей созданных государством материальных и духовных благ.

Поэтому в переходный период очень важно, изучив отечественный и

зарубежный опыт, создать такой механизм государственного влияния на

экономику, который обеспечил бы первостепенное развитие частного сектора

экономики, превратив его в основу процветания нации.

Участие государственного капитала предусматривается прежде всего в

акционерных обществах. Последние, как уже отмечалось, образуются в ходе

разгосударствления или же путем объединения предприятий различных форм

собственности. В этих случаях можно предположить участие государства не

только в налаженных производствах, но и поддержке новых начинаний.

Иностранные инвестиции и государственное регулирование. Серьезную

поддержку от государства должны получать иностранные инвестиции.

Привлечение этих средств может осуществляться в различных формах: от займов

в иностранных банках и международных организациях до прямой продажи

российских предприятий в собственность иностранных инвеститоров. В качестве

промежуточных форм могут выступать совместные предприятия (СП).

Разумное привлечение иностранного капитала в экономику России,

безусловно, выгодно. Во-первых, иностранные инвестиции могут помочь стране

быстро модернизировать промышленную базу и увеличить ее производственный

потенциал. Во-вторых, иностранные фирмы, строя заводы в России, будут

привносить свой опыт организации производства и труда, отточенные в горниле

капиталистической конкуренции.

Чтобы обеспечить крупные инвестиции в нашу экономику, необходимо

несколько условий. Во-первых, государство должно гарантировать иностранным

инвесторам безопасность их вложений. Бизнесмены должны быть уверены в том,

что представленные ими займы будут выплачены, капиталы и имущество не

национализируются и т.п. Во-вторых, государство должно создать условия

иностранным инвесторам для конвертации рублевой прибыли в твердую валюту. В-

третьих, государство не должно преувеличивать значение иностранных

инвестиций, ибо они — это вовсе не главный фактор экономического роста

страны. Главный фактор — это постоянный приток средств и ресурсов из

внутренних источников.

Речь, разумеется, идет прежде всего о переходном периоде, когда

общество и экономика еще далеки от стабилизации, рынок не сформировался,

общественное сознание в иностранных инвестициях видит экономическую

интервенцию с целью закабаления страны, превращения ее в сырьевой придаток

и т.п.

Между тем мировой опыт свидетельствует, что развитая рыночная

экономика довольно активно впитывает в себя иностранные инвестиции. Так,

иностранцы к последнему десятилетию XX в. владеют средствами в США на общую

сумму 329 млрд. долларов. Чтобы представить зримо, что это означает,

достаточно сказать, что такова примерно стоимость всей экономики такой

развитой страны, как Австралия. Это, конечно, тревожит простых американцев,

но руководители американского бизнеса (около 80%) активно поддерживают

вливания иностранного капитала в экономику страны. И находят в этом полную

поддержку правительства.

Микроэкономика: предприятия в условиях разгосударствления

Как известно, предприятия — это ячейки народного хозяйства. Именно в

них создаются материальные и нематериальные блага и услуги. Поэтому

экономика предприятий, их взаимоотношения с центром и между собой, с

банками и другими кредитными учреждениями должны стать объектами

пристального внимания теории и практики переходного периода. Однако, чтобы

повысить эффективность деятельности предприятий, необходимо изменить их

статус: с государственного предприятия со строгим регламентом работы на

сравнительно большую самостоятельность. Полезней можно достичь лишь при

достаточно энергичной политике разгосударствления.

Пути и формы разгосударствления. Наиболее сложным делом в ходе

разгосударствления предприятий является не только определение форм и

методов разгосударствления (акционирование, приватизация, передача в аренду

и т.п.), но и выработка механизма взаимоотношений предприятий с

государственными и местными органами управления. В 1990 г. государству

принадлежало 90—95% производственных фондов. С 1992 г. посредством политики

разгосударствления, приватизации и принятия пакета законов о конкуренции и

ограничении монополистической деятельности можно ожидать некоторого

снижения доли предприятий государственного подчинения. Вместе с тем

механизм взаимоотношения «центр — предприятие» оказывается не так просто

выработать, как это вначале представлялось.

В самом деле, если десятки лет указания из центра воспринимались как

закон, и вся экономическая жизнь предприятия строилась на благословении

центральной власти, а инициатива была практически всегда наказуемой, то

изменить ситуацию в пользу предприятий не так-то просто. Проблем оказалось

значительно больше, чем ожидалось. Среди них: проблемы управленческих

кадров и материально-технического снабжения, монополий производителей.

По некоторым расчетам специалистов, успех любого дела на 85—95%

зависит от уровня подготовки персонала. Особенная роль здесь принадлежит

управленческим кадрам. Речь прежде всего идет о способности управленцев

работать, во-первых, в условиях самостоятельности, когда сам и только сам

руководитель должен принимать решения, во-вторых, в условиях необходимости

постоянных инициатив своих подчиненных, опровергая тем самым доморощенный

принцип о наказуемости инициативы, в-третьих, в условиях рынка, когда

выпуск продукции еще не гарантирует сбыта. Таких руководителей за год —

два, разумеется, не подготовить, ибо не только система обучения пока не

срабатывает, но и уклад всей нашей жизни, характер хозяйственных связей и

личных взаимоотношений должны также измениться, чтобы начал работать четкий

механизм рынка.

Децентрализация материально-технического снабжения предполагает

переход прежде всего к оптовой торговле средствами производств а. От

жесткого централизованного распределения необходимо перейти к двусторонним

связям типа «предприятие — предприятие», к продаже товаров через товарно-

сырьевые биржи, а также к свободному поиску партнеров. Конечно, какая-то

часть товаров все же останется для централизованного распределения

(электроэнергетика, железные дороги, военное производство), но пропорции

уже будут значительно более подвижными, чем это было до сих пор.

Высокая степень монополизации производства, которая оказалась

результатом ошибочного представления о важности небольшого количества

специализированных предприятий, сегодня стала труднопреодолимым

препятствием. Официальные данные показывают, что среднее число занятых на

одном предприятии в 1987 г. в промышленно развитых странах составило 86

чел., в Венгрии — 186, в Болгарии — более 504, в СССР — 813 чел. 70—80%

числа хозяйственных организаций в развитых странах Запада — мелкие и

средние предприятия. Так, в США такие фирмы производят 50% ВНП страны,

создают более половины рабочих мест. В СССР удельный вес предприятий с

числом занятых до 200 чел. составлял примерно 50% производственных

организаций страны, но их доля в промышленном производстве около 5,3%.

Как видим, степень монополизации производства в нашей стране очень

высока. Не будет видимо, ошибочным утверждение, что практически любой вид

производства в той или иной степени монополизирован. Безусловно, такое

положение дел создает и еще создает немало трудностей в ходе

разгосударствления и демонополизации. Поэтому роль центра в проведении этой

политики исключительно высока: центр, изменяясь сам, должен делать

постепенные и последовательные шаги в сторону увеличения роли малых и

средних предприятий. Процесс будет неоднозначным, трудным и долгим в силу

как субъективных, так и объективных причин. Сказывается недостаток нужных

кадров, а также и складывавшийся долгие годы характер взаимосвязей в

обществе вообще и в -производстве, в частности. Однако в этом нет оснований

для пессимизма, напротив, знание и понимание проблем лишний раз подтолкнут

общество к более решительным действиям.

Предприятие и его связи в условиях перехода к рынку. Новый характер

взаимоотношений начинает складываться между предприятиями. На смену

обязательному разрешению центра приходят самостоятельные контакты,

основанные на взаимном интересе и взаимной выгоде. Это нормальные

экономические отношения. В нашем случае они, конечно, не так просты,

учитывая, что, во-первых, далеко не всегда у предприятий есть выбор, во-

вторых, власть центра еще необходима для определенных гарантий (госзаказ,

традиции и т.п.). По мере развертывания политики разгосударствления и

демонополизации, формирования рыночных структур взаимоотношения между

предприятиями будут становиться более стабильными, товары во взаимных

поставках более качественными, ибо у обеих сторон будет появляться больше

выбора.

Постепенно меняются отношения между предприятиями и банками. Это очень

серьезная проблема, если учитывать, что банки еще в недавнем прошлом не

играли серьезной роли в экономике. Не имея самостоятельности, банки не

могли распоряжаться кредитами так, как этого требовал статус самих банков

как кредитных учреждений, Например, кредиты выдавались предприятиям,

заранее известным как неплатежеспособные заемщики. Нередко в кредитной

политике использовался командный стиль, когда вышестоящие руководители

просто приказывали выдавать кредит, не требуя его обеспечения.

Ныне формируется совершенно новая для России банковская система. Ее

элементами становятся коммерческие банки, функционирующие на основе

самостоятельности, самоокупаемости, с повышенным риском в кредитной

политике вплоть до банкротства банков. Теперь уже банк выдает кредит

предприятию на свой страх и риск, поэтому, прежде чем предоставить кредит,

банк должен четко представлять экономическое и финансовое положение

клиента. Союзный закон о банках и банковской деятельности в СССР положил

начало для современной банковской деятельности. В дальнейшем появились свои

законы, регулирующие банковскую деятельность, в государствах, входивших

ранее в СССР.

Новые отношения формируются у предприятий с государственным бюджетом.

Здесь серьезно меняются источники финансирования предприятий: от

преимущественно бюджетных инъекций (без возврата) деньги все больше

покупают как кредиты (с возвратом, оплатой и в срок). Теперь предприятие

должно рассчитывать на себя, памятуя о том, что деньги уже не только можно

получить, но и нужно возвратить в срок, оплатив процент за пользование ими.

В таких взаимоотношениях совершенно новая роль появляется у страховых

учреждений. Наряду с Госстрахом начинают появляться новые страховые

компании, которые, как и банки, работают на свой коммерческий риск. Если

степень риска высока, банк может, например, предложить предприятию

застраховать кредит, перекладывая свой риск на страховую компанию.

Получается как бы двойной контроль:

банк и страховая компания совместно оценивают платежеспособность

предприятия, изучают целевое назначение кредита и затем принимают решения.

Если страховая компания отказывается страховать этот коммерческий риск, то

уже дело банка — выдавать кредит или отказать в нем.

Короче говоря, новая роль банков и страховых компаний призвана поднять

планку ответственности предприятий по своим обязателствам, более тщательно

продумывать и взвешивать свои планы. В свою очередь, сами предприятия также

повышают требования к качеству услуг, предоставляемых банками и страховыми

компаниями. Например, точность, оперативность и своевременность банковских

операций обеспечивает необходимое качество предпринимательских сделок. В

этих условиях страховые компании могут увеличить сумму взятого на себя

риска и понизить плату за него

Внешнеэкономические связи

Важным фактором развития национальной экономики являются

внешнеэкономические связи. Для некоторых стран внешняя торговля — это

единственная возможность получить тот или иной товар, отсутствавший в ее

пределах. Однако для «больших экономик», как в США и России, это не очень

существенно. Но благодаря международному разделению труда каждая страна

может сосредоточиться на производстве тех товаров, которые она может

производить эффективнее и дешевле по сравнению с другими.

Опора на собственные силы! Это — политика, при которой какое-либо

государство стремится не допускать превышение импорта над экспортом, жестко

контролируя движение товаров, услуг или капиталов через свою границу. Такой

политики, как правило, придерживаются тоталитарные страны, политические

режимы которых пытаются максимально ограничить внешние контакты своих

граждан. Нередко опора на собственные силы находит своих приверженцев среди

определенной части населения, считающей, что слаборазвитая страна может

попасть в зависимость от высокоразвитой, если не будет ограничивать себя,

исходя из имеющихся ресурсов. В последнем, видимо, есть рациональное зерно.

В конце концов, каждая страна должна жить и развиваться, опираясь на свои

средства. Но все же ни одна страна не сможет достичь сколько-нибудь

серьезных положительных результатов в экономическом и социальном развитии,

если она не будет прибегать к помощи иностранных кредитов.

Например, Россия в принципе может идти по пути опоры на собственные

силы, если иметь в виду наличие в ее недрах практически всех элементов

таблицы Менделеева. Можно, конечно, сохранять нефть, газ и другие важнейшие

ископаемые для внутреннего пользования, но тогда будут резко ограничены

количество и ассортимент импортируемых из других стран товаров и услуг,

которыми так богат мировой рынок. Продавая сырье, в обмен можно получить не

только потребительские товары, но и новую технику и современные технологии.

Видимо, пора отказаться от устарелого представления о том, что страны,

вывозящие сырье, якобы считаются слаборазвитыми, полуколониями и т.д. США,

Австралия, Великобритания, Норвегия и другие высокоразвитые страны являются

экспортерами сырья и импортерами современной техники и технологии, имея при

этом экономику и уровень жизни такие же, как Япония, которая ввозит все

сырье и вывозит технологии.

Разумеется, не следует упрощать проблему зависимости, например, от

вывоза сырья или ввоза техники, технологии и потребительских товаров.

Теперь уже очевидно, что степень остроты проблемы зависимости определялась

глобальным противостоянием сверхдержав — СССР и США. Поскольку такое

противостояние, видимо, кануло в Лету, перед странами встает необходимость

разработки разумной внешнеэкономической политики, опирающейся на

соответствующее законодательство своих стран. Например, нет ничего

страшного в том, что развитая страна может построить в менее развитой

стране какой-либо промышленный объект, если законодательство последней

предусматривает защиту интересов своего населения по экологическим

параметрам, социальное развитие, контроль за уплатой налогов и вывозом

прибылей.

Кроме этого, выгода от внешней торговли и в том, что она позволяет

.сравнить экономические уровни стран, как бы подстегивая их затем к

развитию. При этом одни страны освобождаются от напряжения

перепроизводства, а другие слаборазвитые получают внешний импульс для

экономического прогресса. Любые ограничения внешней торговли отрицательно

сказываются на экономике страны, однако это вовсе не означает, что она не

должна быть объектом государственного регулирования.

Государственное регулирование внешней торговли. Развитая внешняя

торговля обостряет конкуренцию между товаропроизводителями, заставляя их

закрывать неконкурентные и искать прибыльные производства, улучшать

организацию труда и т.п. Поэтому, хотя население в целом и выигрывает,

положение каких-то видов производства может ухудшаться. Начнется давление

на правительство страны с требованием создания барьеров, ограничивающих

движение товаров через границу. Правительству же, образно говоря, из двух

зол нужно выбрать наименьшее. Поскольку выигрыш от свободной торговли

больший, чем потери, следует выработать механизм компенсации последних

(пособия по безработице; программы профессионального переобучения и

повышения квалификации и т.п.).

Разгосударствление внешней торговли в ходе продвижения к рынку носит

объективный характер. Но этот процесс требует тщательного продумывания и

взвешенного подхода. Например, теоретически можно предположить, что в ходе

разгосударствления, когда идет ломка прежних, устарелых структур управления

народным хозяйством. произойдет спад производства, станут привычными

кризисные явления, появится или увеличится безработица, у части населения

наступит апатия и неверие в будущее и т.п. В этих условиях правительство

может столкнуться с дилеммой: установить высокие таможенные тарифы на

импорт в целях его ограничения из-за нехватки валюты и экспортных товаров

или установить квоты на ввозимые товары.

При такой ситуации тарифы (т.е. обложение импортных товаров налогом

для увеличения их цены на внутреннем рынке) являются более

предпочтительными, чем квоты (ограничения количества ввозимых товаров). Во-

первых, тарифы увеличивают государственные доходы, а квоты искусственно

повышают цены на иностранные товары из-за сравнительно небольшого

количества, что обогащает зарубежных производителей. Во-вторых, мировые и

внутренние цены будут изменяться в одну сторону При политике тарифов, тогда

как внутренние цены могут сильно превышать цены мирового рынка при политике

квот. Это означает, что экономические потери для народного хозяйства при

тарифной политике могут как-то ограничиваться, тогда как неэффективность

при политике квот может достигать огромных размеров.

В идеале рынок должен сам определять, какие продукты будут

экспортироваться и какие импортироваться В этом случае нет необходимости в

том, чтобы государство полностью регламентировало внешнеэкономическую

деятельность предприятий. В деле перехода к рыночным структурам без

сильного влияния государства нельзя обойтись, ибо на этом этапе важно

оптимизировать экспортные и импортные группы товаров и услуг, опираясь на

сложившуюся к данному моменту практику. Так, на нынешней стадии для России

наиболее выгодным, вероятно, будет экспортировать прежде всего

энергоносители и лес, а импортировать технологии и предприятия «под ключ».

Такой подход можно считать целесообразным, если его рассматривать как

этап на пути к высокотехнологичной экономике. При этом лучший способ

обеспечить 'себе такое будущее — это использовать прибыль, полученную от

сегодняшнего экспорта сырья не на закупку товаров народного потребления, а

для немедленного инвестирования в технический прогресс. Эти инвестиции

заложат основания будущей развитой экономики России с высоким уровнем жизни

ее населения.

Система социальной защиты

Эта система предполагает совокупность взаимосвязанных элементов,

направленных как на облегчение тягот переходного периода к рынку, так и на

стимулирование деловой активности всех слоев населения. Прежде всего,

система социальной защиты предполагает обеспечить защиту наиболее уязвимой

части общества: стариков, инвалидов, многодетных семей, сирот, больных. Это

достигается путем индексации пенсий, пособий, раздачей различного рода

талонов, обедов, других видов помощи. Важную роль для этих слоев общества

могут и должны сыграть благотворительные организации и фонды,

государственные и коммерческие предприятия, вклады отдельных граждан.

Во-вторых, государство призвано и обязано создать необходимые условия

для развития мелких и средних предприятий, способных принять

освобождающихся работников из государственного сектора.

В-третьих, государство, а позднее и предпринимательские структуры,

должны нести определенные материальные затраты, связанные с повышением

квалификации, переквалификацией или увольнением работника по причинам

производственного или экономического порядка.

В-четвертых, государство создает систему законов, обеспечивающих

каждому гражданину право широкого выбора в своей жизнедеятельности, не

противоречащей нормам общечеловеческой морали, поведения и т.п.

Переходный период к рыночной экономике — серьезное испытание для

каждого человека. Кто-то этот этап проходит легко, кто-то труднее, а для

некоторых людей — это просто катастрофа. Но этот период для нас неизбежен,

ибо нынешние трудности были заложены еще в командно-административной

системе, подлежащей ныне демонтажу.

Использованная литература.

1. С.Л.Брю, К.Р.Макконелл, учебник "Экономикс" т.1

2. П.Хейне "Экономический образ мышления", 1991г.

3. Российская газета от 08.02.94г. - "Итоги социально-экономического

развития России 1993г.

4. А.С. Багданов, А.Н. Голиков и др., учебник «Курс экономической

теории», Киров – 1993г.

5. Известия от 12.05.94г. N 88, Финансовые известия N 21 (82),

"Финансово-экономические показатели".

6. Газета "Третье сословие" - N 12 : В.Кривошеев "Порочный круг

бедности"; В.Овчинский (МВД РФ) - "Открытые данные о скрытом мире";

Я.Глинский (институт социалогии РАН) - "От общего Гулага к общей "малине".

7. Е.Ф.Борисов, Экономическая теория

8. Послание Президента РФ к Федеральному Собранию РФ "Об укреплении

Российского государства (Основные направления внутренней и внешней

политики), от 24.02.94г.

-----------------------

[1] И не только люмпенских. Вообще значительной части населения нашей

страны присущи патернализм («государство должно все обеспечить») и

эгалитаризм (уравнительность) в его экономическом мышлении.

-----------------------

S

P

Q

Q2

Q1

P2

P1

Рис. 2

Рис. 3

P1

d2

Q1

Q2

Q

P

d1

Рис. 4

P1

S2

Q1

Q2

Q

P

S1

d

Рис. 5

P1

Q1

P2

Q

P

S

A

B

C

E

F

P3

P2

Рис. 1

P1

Q1

Q2

Q

P

d

4

d2

Рис. 7

2

0 1 2 3 4

6

Q

MU

6

Рис. 6

2

4

0 1 2 3 4

Q

U

=

=

=

Постоянные издержки

Переменные издержки

AC

Рис. 8

0

Q

C

AVC

C

Рис. 9

0

Q

AFC

MC

AVC

AC

C

Рис. 10

0

Q

M

E

Q1

M

MC

MR

P1

P(C)

Рис. 11

0

Q

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.