|
Рынокпрокладывает себе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характера этого процесса являются определенные потери общественного труда. Частные предприниматели не могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса, поэтому уже материализованные затраты могут оказаться излишними. Стихийное колебание цен и предложения имеет следствием неустойчивость положения участников производства. С понижением цены определенное количество производителей выталкивается из данной отрасли, что для предпринимателей может означать разорение, а для рабочих — безработицу. Поскольку товары в рыночной экономике направляются туда, где имеется больше денег, рынок может предписать некоторым людям голодать из-за недостаточности дохода, а другим — получать несоразмерные или чрезмерные доходы. Следует также указать, что рыночный механизм ориентирован на получение прибыли и поэтому не может эффективно решать многие стоящие перед обществом задачи: социальное обеспечение, развитие науки и культуры, защита окрущающей среды и т.д. Наличие у рыночного механизма существенных недостатков приводит к необходимости его регулирования, главным образом, путем вмешательства государства в экономическую жизнь. Процесс формирования рынка в России. Проблемы перехода к рыночной экономике Необходимость в общественных преобразованиях назревала давно, что выражалось в попытках проведения различных экономических реформ и экспериментов, но все эти попытки не шли дальше «совершенствования» существовавшей системы. В итоге существенного улучшения экономической ситуации не происходило. Требовался новый, качественно иной подход к осмыслению достигнутого и к перспективе. В самом деле, если в огромной стране есть значительные природные и трудовые ресурсы, солидный интеллектуальный потенциал, но нет нужных результатов, причину надо искать в самой общественной системе. Таким образом, объективные обстоятельства так стали влиять на сознание людей, что появились благоприятные возможности для преобразования всей общественной системы. Основные черты и проблемы переходного периода. Формирование рыночной структуры Начавшись в 1985 г., перестройка положила начало переходному периоду от командно-административной к рыночной экономике. В течение этого периода должны произойти радикальные политические и экономические реформы, сформироваться новое мировоззрение. Это означает, что активно формируется многопартийная политическая система, торжествует свобода печати, митингов, демонстраций и других демократических атрибутов взаимодействия властей всех уровней и народа. В экономической сфере центральной проблемой становится разгосударствление собственности: наряду с государственными предприятиями появляются кооперативные, арендные, акционерные общества и товарищества, индивидуальные предприниматели. Исключительно серьезная и трудная проблема, подлежащая обязательному решению в переходный период,— это формирование нового мышления, основанного на разнообразных представлениях о развитии человеческой цивилизации, плюрализме политической жизни и экономических форм деятельности. Подчеркивая значимость этой проблемы, вспомним Гегеля, который утверждал, что установившиеся мысли гораздо труднее привести в состояние текучести, чем чувственное наличное бытие. В самом деле, разве поступки человека не созревают предварительно в его голове, чтобы потом превратиться в конкретные действия? Может быть, и разруха в хозяйстве является следствием разрухи в головах? Вот почему сегодня, как никогда, обществу необходима систематизированная совокупность представлений о его прошлом, настоящем и будущем. К сожалению в течение семи последних лет не только перелома к лучшему не произошло, напротив, кризисная ситуация продолжает развиваться. Есть все основания предполагать, что кризис охватил практически все стороны жизни; экономику и управление, политику и национальные отношения, культуру и общественную мораль. Надвигается экологическая катастрофа. Все это говорит об исключительной серьезности переживаемого страной момента и требует выработки системы срочных мер для стабилизации положения в стране и дальнейшего преобразования общества. В переходный период можно и нужно вскрыть объективные и субъективные причины этого кризиса — давнюю и недавнюю историю страны, когда истоки сложившейся тоталитарной системы пытаются найти во времена царей Ивана Грозного или Петра I (а не которые публицисты и раньше) или во взглядах и методах большевиков, недостаточно продуманной и не всегда последовательной политике правительства, излишнем радикализме и чрезмерной осторожности, активном и пассивном сопротивлении реформам во всех слоях общества. Однако безмерно поощрять критический настрой — дело и не благородное, и не благодарное. Ведь результатом этого может оказаться сознание исторической обреченности и вызванное им состояние общественной пассивности, идеализация прошлых этапов развития и абсолютизация помощи извне. Этому опасному, не имеющему перспективы для России, состояния должна быть противопоставлена активная антикризисная и реформаторская политика, основанная как на честной оценке собственных ошибок, так и на принятии ясных и конкретных решений, понятных большинству народа и потому поддержанных им. Для получения положительных результатов есть практически все: и собственные огромные человеческие ресурсы, и колоссальные природные богатства, и уже накопленный промышленный потенциал, транспорт и т.п. Итак, каковы же основные проблемы, которые должны быть решены в переходный период? Это — приватизация, макроэкономическая стабилизация, поощрение предпринимательства, открытие границ для импорта. Обязательно — социальная политика, направленная на защиту беднейших слоев. Формирование рыночной структуры. Рынок — это не самоцель развития общества, а всего лишь средство. Рыночные механизмы нужны для того, чтобы человек не в отдаленной персективе, а уже завтра, через неделю, месяц или год жил лучше, чем в каждый предшествующий период. В предыдущих главах уже отмечалось, как видится рынок вообще и в нашей стране, в частности. Не останавливаясь подробно на этом, необходимо подчеркнуть те цели, с которыми мы связываем наши понятия о рынке. Цель первая—развитие рынка товаров и услуг. При этом речь идет как о товарах и услугах производственного назначения. Казалось бы, что подобный рынок не нов, он уже был и есть. Однако подлинный рынок — не просто место продажи и купли, подлинный рынок — это возможность выбора товаров и услуг. Последнее наступает лишь при довольно высоком уровне развития производительных сил, когда учитывается широкий спектр потребностей, отражающих человеческую природу. К сожалению, в нашей стране подобное не учитывалось, да и не могло приниматься во внимание, так как на протяжении многих десятков лет происходило конструирование единообразного, «унифицированного» человека. По сути, происходило насилие над человеческой природой, когда отрицалась индивидуальность, неповторимость каждого человека. Поэтому решить проблемы выбора — значит создать необходимые условия для формирования рынка товаров и услуг. Эти условия необходимые, но и достаточные. Дело в том, что проблема выбора не абсолютна. Чтобы человек среди огромного разнообразия товаров и услуг мог выбрать нужный ему товар, он должен иметь соответствующий уровень образования и культуры, получать различную информацию и уметь пользоваться рекламой, которые в конечном счете и формируют одну из важнейших способностей человека — умение выбирать. Другими словами, развитие рыночных отношений зависит также от уровня социальной инфраструктуры общества. Цель вторая — формирование финансового рынка. Речь идет о специфическом, ранее для нашего бытия незнакомом, рынке ценных бумаг (акций, облигаций и др.). Значение такого рынка трудно оценить, если не опираться на опыт западных стран, свидетельствующий о его важной роли в жизни общества. В принципе финансовый рынок — это вершина рыночной структуры, сложнейший и чуткий механизм его регулировки и подстройки. Переходный период как раз и необходим, чтобы создать и апробировать такой рынок, ибо без акций, облигаций и других ценных бумаг рыночная экономика немыслима. Выпуск и свободное обращение ценных бумаг, свидетельствующих о том, что их владелец является собственником капитала и имеет право на доход — необходимые условия покончить с монополизмом государственной собственности на заводы, фабрики, недвижимость. Другими словами, обладатели ценных бумаг (а они в развитом рыночном хозяйстве исчисляются миллионами) получают возможность не только иметь дополнительные источники доходов, но и становиться собственниками. Это серьезно снижает социальную напряженность, способствует сближению различных слоев общества. Кроме того, ценные бумаги выступают как товары и тем самым служат дополнительным обеспечением денег. Цель третья — создание и регулирование рабочей силы (или труда). Это самый сложный и деликатный вопрос в наших условиях. В самом деле, десятки лет утверждалось, что в СССР нет и не может быть рынка труда, так как считалось, что рабочая сила не отделена от средств производства, но теперь его создание становится императивом. Эта проблема становится исключительно актуальной уже в ближайшей перспективе. Недооценка рыночных отношений вообще и в сфере занятости, в частности, поставила страну в такое положение, когда просто нет исследовательской базы для определения социальной структуры безработных, ее изменения, параметров государственной политики занятости в новых условиях. В печати указываются цифры от 6 до 12 млн. безработных — таков прогноз ряда экономистов. Много это или мало? Хорошо или плохо? Ответы на эти вопросы довольно просты, если учитывать некорректность подсчетов уровня занятости в прошлом. Ведь экономисты-догматики, не допуская мысли о безработице при социализме, вольно или невольно конструировали искусственно модель занятости. Участие в общественно-полезном труде (т.е. в общественном производстве, домашнем и личном подсобном хозяйстве) представлялось как достижение полной занятости. Однако миллионы людей не работали, не имели никаких официальных (т.е. от общественного производства) доходов, но считались занятыми. Ныне же устанавливается другой подход: занятыми считаются те, кто получает доход от своего труда и платит налоги. С введением с июля 1991 г. Закона «О занятости в РФ» наше общество сделало еще один шаг к созданию рыночной системы. Значение этого Закона определяется прежде всего тем, что он заложил основополагающие принципы создания рынка рабочей силы. Во-первых, вводится принцип добровольности труда. Практически впервые за последние 65—70 лет российские граждане получили возможность выбирать любую сферу деятельности. Отныне перед гражданами России перестал маячить страх судебного преследования и получения тюремного срока за тунеядство. Во-вторых, всем гражданам, в том числе и иностранцам, предоставляются равные права в сфере найма, независимо от того, на предприятиях какой формы собственности они работают. Это позволяет нашим работодателям привлекать квалифицированную рабочую силу из- за рубежа, а наши граждане теперь могут работать за границей. Тем самым страна начала постепенное вхождение в мировой рынок рабочей силы. В- третьих, в Законе подчеркнуты социальные гарантии, предоставляемые лицам, не имеющим или теряющим работу. Например, безработные россияне смогут получать пособие в течение 12 месяцев, а для лиц предпенсионного возраста этот срок увеличивается в два раза. В тоже время с принятием нового закона для российских граждан закончился период «гарантированной» занятости, когда руководитель предприятия фактически был лишен возможности уволить непроизводительного работника, если только с его стороны не было зафиксировано антиобщественного поведения. Рабочие места были гарантированы для выпускников высших и средних специальных учебных заведений, других категорий населения. Теперь же вводится контрактная система найма работников, которая призвана повысить ответственность обеих сторон в ходе рационализации занятости. Ведь на рынке труда, также как и на рынке товаров и услуг, несоответствие между спросом и предложением — вещь довольно болезненная. Далеко не каждый, кто потерял работу, отправляется на биржу труда. Те, кто надеется на собственные руки и голову, обычно находят более высокооплачиваемые и престижные места, чем может предложить служба занятости. К помощи государства обычно обращаются люди, которым не под силу справиться с поиском работы самостоятельно. Но те и другие сталкиваются в общем-то со сходными проблемами. Например, потеря работы совсем не равнозначна потере только зарплаты, которую регулярно выдавали два раза в месяц. Теряется очередь на жилье. Автоматически теряется право, вчера еще обыденное и привычное, на продуктовые заказы, распродажи, путевки в санатории и дома отдыха, даже в родной буфет, где можно было прикупить продукты для дома. Было очевидно, что социальную защищенность в нашей стране вытягивали на себе предприятия, позволявшие человеку обустроиться в жизни. Теперь же люди должны понять, а кто-то и почувствовать на себе: прежней, сравнительно уютной, жизни ждать неоткуда. Итак, рыночная экономика — это экономика самого разнообразного выбора: товаров и услуг, ценных бумаг, рабочей силы. Пути к такой экономике отнюдь не однозначны, даже если приверженность к ней демонстрируют все структуры власти в нашей стране. Какая же дорога ведет к рынку? Ответ на этот вопрос видится во взаимосвязи политических и экономических шагов, ведущих к рынку, о чем будет сказано далее. Приватизация Приватизация — коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции заняли частный сектор, акционерные общества, совместные предприятия. От того, как она будет проведена, зависят и социальный мир и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволит восстановить равенство и неприкосновенность всех форм собственности — государственной, коллективной и частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя и конкурентоспособной продукции. Приватизацию иногда называют тихой революцией, которая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной мере в этом процессе ныне участвуют более 50 стран: распродаются государственные предприятия, сельское хозяйство и промышленность выводятся из-под государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы. Стремительность и размах этих преобразований особенно усилились с 1981 г., и теперь они проводятся в странах всех идеологических направлений и с любым уровнем развития. Идея приватизации оказалась актуальной и привлекательной для многих государств. разительно отличающихся друг от друга. Предпосылки приватизации. Основной причиной приватизации. особенно в наименее развитых странах, послужило вызванное бюджетными кризисами осознание того, что государственные предприятия, , как правило, выступают растратчиками национального богатства. Сложилось довольно устойчивое мнение, что вместо накопления прибыли или эффективного предоставления услуг они лишь опустошают казну. Отсюда, естественно, и делается вывод о необходимости упрочить роль частного сектора. Со временем большинство государственных предприятий, являющихся монополиями, превратились в не что иное, как агентства по найму, обеспечивающие работой политических союзников, неудавшихся политических деятелей, отставных военных. Во всех странах эти предприятия существуют за счет прямых и косвенных налогов. На плаву они постоянно держатся благодаря налоговым льготам, получая, кроме того, дополнительные субсидии в виде иностранных займов и кредитов от внутренних банков, обкрадывая таким образом частный сектор на рынках капитала. Само присутствие таких государственных монстров препятствует развитию предпринимательства и обновления. В нашем случае проблема усугубляется тем, что долгие годы людям вбивали в голову идею о якобы порочности, неестественности частной собственности. Внушалась мысль о том, что процесс огосударствления носит объективный характер, не оставляющий частной собственности никакой перспективы. На подавление естественного стремления человека к частной собственности была брошена вся мощь государственной машины. Между тем, имущественные интересы, как бы их порой не пытались спрятать или замаскировать, стоят за многими общественными процессами. Более того, они играют решающую роль и в процессе преобразований в нашей стране. Командно-административная система, если формально и не владела, то монопольно распоряжалась так называемой общенародной собственностью. Поэтому не следует ожидать, что она добровольно уступит это право владения. И это несмотря на то, что собственность в ее руках превратилась на практике в ничейную и утратила свои важнейшие качества источника доходов для владельцев как основы их экономической независимости, важнейшего фактора мотивации трудовой и предпринимательской деятельности. В разрушении и деформации отношений собственности кроются главные причины банкротства командно-административной системы. Макроэкономическая стабилизация Движение от командно-административной к рыночной экономике для своего успешного осуществления должно опираться на мировой опыт в этой области и иметь логику, сформулированную в шести классических принципах. Классическими они названы потому, что были положены в основу экономических реформ во многих странах мира, успешно осуществивших переход от тоталитарных систем к рыночному хозяйству. 1. - Макроэкономическая стабилизация, означающая ликвидацию дефицита государственного бюджета, прекращение избыточной денежной эмиссии и кредитования. 2. Либерализация цен. Цены формируются на основе спроса и предложения. 3. Частная собственность, в том числе в сельском хозяйстве гарантированная законом, защищающим права собственника и обеспечивающим надежность выполнения хозяйственных договоров. 4. Приватизация государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производств в различных отраслях. 5. Становление экономики открытого типа, включая свободные торговые отношения, надлежащую защиту иностранных инвестиций предоставление возможности для репатриации, прибылей и конвертируемый рубль. 6. Ограничение прямого государственного вмешательства в экономику. Успешное завершение экономической реформы потребует полного пересмотра традиционной роли государства. Это означает отказ от большей части функций, которые государственные учреждения пытались выполнять в условиях командной экономики: государственные заказы на большинство видов продукции, одобрения государством большей части инвестиционных проектов, государственное установление большинства цен и т. . д. Вместо этого в рыночной экономике главной задачей государства является защита и обеспечение возможностей реализации права собственности и заключаемых хозяйственных договоров, содействие конкуренции на рынках через проведение антимонопольной политики, разумная налоговая и денежная политика, развитие системы социальной защиты, помощь в развитии основных отраслей инфраструктуры — транспорта и средств связи и др. Существуют разные точки зрения по вопросу о том, как нужно реанимировать экономику после утопических экспериментов — медленно, шаг за шагом, либо через «шоковую терапию». Но важно подчеркнуть, что все главные действия макроуровневой стабилизации с учетом мирового опыта должны осуществляться единовременно. «Незначительный косметический ремонт не поможет излечить болезни экономики. Полумеры только осложняют проблемы». Необходима срочная «хирургическая операция». «Эта «операция» должна быть тщательно подготовлена, а разрез сделан решительной рукой» (Корнай Я. Путь к свободной экономике. М.. 1990. С. 3). Рассмотрим подробнее отдельные проблемы макроэкономической стабилизации, следуя не только букве, но и духу классической переходной программы. Среди проблем, требующих немедленного решения в ходе «операции стабилизации», одно из важнейших мест занимает задача сокращения темпов инфляции. На макроуровне спрос и предложение должны быть сбалансированы. Правительству требуется провести либерализацию цен, после которой через определенный период времени наступает равновесие рынка. Неизбежный «ценовой скачок», связанный с переводом экономики с режима подавленной инфляции на режим открытого ее типа, должен сопровождаться жесткой антиинфляционной политикой. Процесс инфляции, динамично происходящий в триаде цены — заработная плата — цены необходимо остановить, а триаду разрушить. Антиинфляционная политика невозможна без ликвидации бюджетного дефицита самым решительным образом. Расходы бюджета необходимо определять только на основе его доходной части, а это влечет за собой радикальную реформу ее основного института — налоговой системы. Соответствующая рыночной экономике налоговая система обладает целым Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |