|
Рынок ценных бумагглавных нормативных актов, регулирующих взаимоотношения между всеми участниками, является Закон Украины “ О ценных бумагах и фондовой бирже”. В соответствии с этим Законом фондовая биржа создается лишь как акционерное общество. Ее основателями могут быть лишь торговцы ценными бумагами и их должно быть не менее 20. Основатели должны внести в уставной фонд биржи определенную сумму. Акционерами фондовой биржи в нашей стране могут стать как предприниматели, крупные банки, так и любой гражданин, вложивший свои сбережения в акции. Фондовая биржа Украины основывается на бесприбыльных началах и должна действовать на принципах ликвидности, то есть свободного превращения ценных бумаг в деньги без финансовых потерь для владельца, стабильность рынка, широкой гласности и доверия. Это позволит ей выполнять роль: средства привлечения денежных сумм для инвестиций в производственную и социальную сферы; перераспределения капиталов между различными отраслями и предприятиями; средства централизации капиталов, стабилизации сбережений представителей различных слоев населения, создания условий для развития в стране предпринимательской деятельности. Организацию украинского рынка ценных бумаг и создание необходимых условий для его функционирования приняла на себя Украинская фондовая биржа (УБФ). Среди ее акционеров (всего их около 30) такие крупные республиканские банки, как Укринбанк, Агропомбанк, Укрсоцбанк, Агропромбанк “Украина”, Сберегательный банк Украины, региональные банки в Одессе, Днепропетровске, Харькове, Донецке, Ужгороде, Крыму. Исходя важной регулирующей роли фондовой биржи в экономической жизни страны установлено, что она является субъектом особой государственной регистрации. Ее регистрирует Кабинет Министров Украины, тогда как товарную - исполком местного Совета (как и всех субъектов предпринимательской деятельности на общих началах). Особенностью государственного регулирования работы биржи является то, что министерство Финансов назначает своих представителей, уполномоченных следить за соблюдением положений устава и правил фондовой биржи и имеющих право принимать в работе ее руководящих органов. Такая практика имеет место в странах с развитой экономикой: например, в Англии, США функционируют государственные комиссии по надзору за фондовыми биржами. Правительство намерено идти на признание правопреемства в отношении ценных бумаг и осуществлять компенсацию потерь от их обесценивания. Закон предусматривает также особые условия прекращения деятельности фондовой биржи. Одним из них является возникновение ситуации, когда в бирже остается 10 членов и в течение 6 месяцев в ее состав не будут приняты новые члены. Таким образом законодатель пытается не допустить возникновения монополистов в сфере фондового рынка. На УБФ в соответствии с действующим законодательством могут выпускаться и находиться в обращении как государственные, так и негосударственные ценные бумаги, заключаться кассовые соглашения и соглашения на срок. Первые торги на УБФ произошли 6 февраля 1992 г. В настоящее время, кроме основной биржи, функционируют 25 ее филиалов по всей Украине. 13 декабря 1993 г. состоялись первые электронные торги. Практика функционирования фондового рынка показывает, что рынок негосударственных ценных бумаг развивается более высокими темпами. На 1 июля 1993 г. в Украине были зарегистрированы 218 негосударственных эмитентов, которыми было выпущено ценных бумаг на общую сумму 41,1 млрд. крб. Большинство этих ценных бумаг - акции. Их выпущено на сумму 40,9 млрд. крб., а облигаций - только на 2,2 млрд. крб. В тоже время видна тенденция роста объемов соглашений по реализации кредитных ресурсов по сравнению с продажей акций и других ценных бумаг. На бирже производятся и такие операции, как реализация экспортных квот, валютные торги и т.д. Это говорит о том, что биржа находится на “голодном пайке” (в стране не создан рынок ценных бумаг на первичном уровне), нет товара фондовой биржи - ценных бумаг, а жить всем, кто там работает, нужно. Управление биржей. Общее руководство деятельностью биржи осуществляет совет директоров. В своей деятельности он руководствуется уставом биржи ,в котором определяются порядок управления биржей, состав ее членов, условия их приема, порядок образования и функции биржевых органов. Для повседневного руководства биржей и ее административным аппаратом совет назначает президента и вице-президента. Кроме того, надзор за всеми сторонами деятельности биржи осуществляют комитеты, образованные ее членами, например, аудиторский, бюджетный, по системам (компьютеры), биржевым индексам, опционам. Комитет по приему членов рассматривает заявки на принятие в члены биржи. Комитет по арбитражу заслушивает, расследует и регулирует споры, возникающие между членами биржи, а также членами и их клиентами. Число и состав комитетов меняются от биржи к бирже, но ряд из них обязателен. Это комитет или комиссия по листингу, рассматривающие заявки на включение акций в биржевой список; комитет по процедурам торгового зала, который совместно с администрацией определяет режим торговли (торговые сессии) и следит за соблюдением инструкций по деятельности в торговом зале, а также в других случаях. Биржи - это, как правило, не коммерческие структуры, т.е. бесприбыльны и потому освобождены от уплаты корпоративного подоходного налога. Для покрытия расходов по организации биржевой торговли биржа взимает с участников этой торговли ряд налогов и платежей. Это налог на сделку, заключенную в торговом зале; плата компаний за включение их акций в биржевой список; ежегодные взносы новых членов и т.п. Эти взносы и составляют основные статьи дохода биржи. Биржа обеспечивает концентрацию спроса и предложения, но она физически не в состоянии вместить всех, кто хотел бы продать или купить эти бумаги. Те, кто берет на себя функцию проведения биржевых операций, становятся посредниками. Действовать они могут как на бирже, так и вне ее, поскольку далеко не все бумаги котируются на биржах. На внебиржевом рынке формируется круг посредников, на которых фактически возлагается функция концентрации спроса и предложения. Пространственно посредники разобщены, но они связаны между собой и образуют единое целое, постоянно вступая в контакт друг с другом. Биржевая торговля облигациями. На развитых фондовых рынках биржевая торговля облигациями, как правило, невелика по объему. Современные биржи выполняют для облигаций главным образом представительские функции: нормы, устанавливаемые государством для инвестиционных операций институциональных инвесторов, запрещают многим из них приобретать облигации, которые не котируются на какой-либо из фондовых бирж. Поскольку сейчас трудно найти эмитента, не рассчитывающего на покупку его облигаций институциональными инвесторами, вовсе не удивительно, что абсолютное большинство эмитентов исправно идет на биржу с просьбой принять облигации к котировке. Казалось бы, раз уж облигации котируются на бирже, то и сделки с ними целесообразно проводить в торговом зале. Ведь в свое время биржевая торговля ценными бумагами начиналась именно с облигаций. Заключение сделок на бирже кажется тем более оправданным, что в торговле облигациями наиболее активны фирмы, входящие в число наиболее крупных и влиятельных членов биржи. И все же сделки с облигациями совершаются главным образом во внебиржевом обороте. Главная причина заключается в том, что динамика рыночных цен облигаций более предсказуема, менее подвержена сильным и внезапным колебаниям, чем в случае акций. Чем неустойчивее курс биржевого товара, тем сильнее проявляется у биржевиков "стадный инстинкт", тем охотнее сбиваются они в биржевую толпу, олицетворяющую концентрацию спроса и предложения. Если и дальше использовать образ биржевой толпы ,то с его помощью можно проиллюстрировать второе свойство биржевой торговли - способность перерабатывать большой поток поручений на куплю-продажу ценных бумаг. Действительно, в биржевой толпе заказы на проведение сделок быстро растворяются - взаимодействие заинтересованных сторон протекает динамично, сама атмосфера способствует заключению сделок, и потому биржевая толпа способна пропустить через себя множество сделок. Торговый зал биржи - место сбора биржевой толпы. Для торговли облигациями оба свойства таких собраний - концентрировать спрос и предложение и перерабатывать большой поток сделок - где требуются. Во-первых, в силу характера облигаций как биржевого товара задачу установления их рыночной цены могут брать на себя дилеры, достаточно хорошо представляющие себе соотношение спроса и предложения. Окунаться в биржевую толпу необходимости нет. Во-вторых, темп торговли облигациями неспешный, его не сравнить с водоворотом акций. Облигации гораздо реже акций переходят из рук в руки. Принципы деятельности фондовой биржи. Биржа строит свою деятельность на следующих принципах: личное доверие между брокером и клиентом (например, сделки на бирже заключаются устно и оформляются юридически задним числом); гласность (публикуются сведения о всех сделках и данные, предоставляемые эмитентом по соглашению с биржей о внесении акций в биржевой список, независимо от активности эмитента) ; жесткое регулирование администрацией биржи и аудиторами деятельности дилерских фирм путем установления правил торговли и учета. Каждый шаг брокерской фирмы от подачи заявки на приобретение места на бирже до совершения внебиржевых сделок обставлен массой писанных и неписаных норм, вырабатываемых администрацией и ее комитетами с целью обеспечения ликвидности. В результате обеспечения перечисленных принципов формируется среда, которая побуждает продавать и покупать ценные бумаги на бирже. Это такие преимущества, как, во-первых, возможности лучшего доступа к кредиту для покупки ценных бумаг (банк охотнее его дает, если достигнута договоренность о реализации ценных бумаг через биржу), во-вторых, отличный обзор состояния рынка ценных бумаг, более точная оценка возможностей тех или иных акций и т.д. Необходимо четко понимать, что возникновение полноценной фондовой биржи требует обеспечения ряда важных условий по формированию соот- ветствующей рыночной среды. Иными словами, для того, чтобы запустить механизм фондовой биржи необходимо предварительно: во-первых, приложить усилия по созданию сети будущей клиентуры - и, прежде всего, акционеров, т.е. решить вопрос о том, с кем работать и как сформировать необходимый для старта биржи объем ценных бумаг. Для этой цели формирующиеся биржи особое внимание уделяют активизации процесса акционирования со своей стороны, чему, в частности, способствует отработка собственной концепции акционирования, соответствующих экономико-математических моделей и качественной документации по регистрации акционерных обществ. При этом должны учитываться особенности: - реальное акционирование (становление акций полноценными) в соответствии с порядком проведения подписки растягивается обычно на год; - возникновение потребности не просто купить какие-нибудь акции (чтобы “спрятать” деньги от инфляции и получить процент), а перепродать их и купить новые акции ,тоже требует времени. Пока акционеры не "пощупают" дивиденды, они не начнут избавляться от купленных акций. Во-вторых, запускать механизм фондовой биржи (фондового отдела)можно только тогда, когда будет сформирована система посредников, в проведении фондовых операций - брокеров и дилеров. Полноценная фондовая биржа опирается на двухступенчатую структуру посредничества, но ее создание - результат развития самой биржи, в ходе которого и расставляются те или иные акценты на статусе ее участников. В-третьих, прежде чем решиться на запуск фондовой биржи необходимо наладить работу центральных блоков биржевого организма(экспертной комиссии и системы допуска ЦБ на биржу, котировальной комиссии , системы регистрации ценных бумаг и т.д.). Фондовая биржа представляет собой организованный рынок ценных бумаг. При этом значимость этого очень важного института в разных странах далеко не однозначна. Как подчеркивает шведский профессор Андерс Ослунд, если в США и Великобритании большая часть собственного капитала предприятий мобилизуется именно на фондовых биржах, то в Европе и Японии их удельный вес значительно меньше, а половина из 100 крупнейших предприятий Германии ( вообще семейные фирмы, акции которых не подлежат продаже. А на варшавской фондовой бирже около 25% биржевого оборота ценных бумаг приходится на операции иностранных инвесторов. Естественно, нам еще далеко до Нью-Йоркской и Токийской фондовых бирж по объему биржевого оборота. Но следует отметить, что и на Варшавской фондовой бирже ежедневный оборот достигает $50 млн. С целью совершенствования механизма приватизации государственного имущества, расширения возможностей финансовых посредников по участию в приватизационных процессах, создания благоприятных условий для дальнейшего развития рынка ценных бумаг в соответствии с Указом Президента Украины от 27 февраля 1995 года "Об участии Украинской фондовой биржи в приватизационных процессах" УФБ разрешено размещать часть акций открытых акционерных обществ, созданных на базе объектов групп В и Г. Таким образом, попытка комплексного анализа рынка ценных бумаг в Украине свидетельствует о многоаспектности этой одной из важнейших сфер рыночной экономики, наличии массы недостатков и нерешенных вопросов, обусловленными как объективными, так и субъективными причинами. А значит и устранение последних требует комплексного подхода. Будем надеяться, что цивилизованный рынок ценных бумаг на Украине когда-нибудь появится. Глава ((. Законодательное регулирование РЦБ. Деятельность на украинском рынке ценных бумаг регулируют два основных законодательных акта ( закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" от 18 июня 1991 года и Указ президента Украины "Об инвестиционных фондах и инвестиционных компаниях" от 19 февраля 1991 года. В соответствии с законом "О ценных бумагах и фондовой бирже " различают два типа ценных бумаг: 1. именные ценные бумаги, которые, как правило, передаются путем полного индоссамента; 2. предъявительские ценные бумаги, обращающиеся свободно. Украинским законодательством также определены следующие виды ценных бумаг: 3. акции; 4. облигации внутренних республиканских и местных займов; 5. облигации предприятий; 6. казначейские обязательства предприятий; 7. сберегательные сертификаты; 8. векселя; 9. приватизационные бумаги; 10. инвестиционные сертификаты. Акции и облигации предприятий могут быть выпущены лишь после их регистрации в соответствующем финансовом органе. А в том случае, когда акции и облигации предприятий предназначены для открытой продажи, в том же финансовом органе должен быть зарегистрирован и проспект эмиссии. Украинское законодательство устанавливает два серьезных ограничения деятельности акционерных обществ в качестве эмитентов: 1. акционерные общества имеют право выпускать облигации на сумму, не превышающую 25% оплаченного уставного фонда; 2. количество привилегированных акций акционерного общества ограничено 10% уставного фонда. Приказом Министерства финансов Украины (как регистрирующего органа) от 20 июля 1995 года №123, зарегистрированным Министерством юстиции 24 июля 1995 года №233/769, утвержден "Порядок выдачи разрешения на проведение деятельности по выпуску и обращению ценных бумаг, как исключительной деятельности". Этот документ устанавливает не только перечень и правила подачи документов и получения разрешения на работу с ценными бумагами, но и государственный контроль за совершением операций с ними. Необходимо отметить создание Государственной комиссии по ценным бумагам со статусом министерства. В ее задачи входят расширение влияния государства на фондовый рынок, перераспределение функций контролирующих его государственных структур и создание на базе этой комиссии Методологического координационного совета. Комиссия ставит перед собой задачи создания системы отчетности компаний ( участников фондового рынка, систематизации украинских фондовых стандартов, контроля за ценообразованием на фондовом рынке, создания депозитарной и клиринговой сетей и участия в выборе и отработке модели фондового рынка Украины. В соответствии со ст. 4 закона Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже" предприятие самостоятельно ведет книгу регистрации именных акций. В этой книге отображается движение именных акций, включая информацию о каждой акции, ее собственнике, времени приобретения и количестве акций у каждого из акционеров. Закон не определяет юридическую силу информации, включенной в книгу. Однако, учитывая фактически полное отсутствие материализованных ценных бумаг, которые могли подтвердить право собственности акционера на эту бумагу благодаря индоссаменту, и то, что книга регистрации акций, являющаяся в связи с этим основным документом, подтверждающим право собственности инвестора на акции, ведется самим эмитентом, существует значительный риск повторения на Украине ситуации с исключением из книги регистрации акций "неудобных" акционеров. Анализируя имеющееся на сегодняшний украинское законодательство о ценных бумагах с точки зрения его зрелости и определенности, можно сказать, что оно пока далеко не совершенно. В нем отсутствуют многие понятия, привычные для цивилизованного рынка ценных бумаг. Основной проблемой, конечно же, является отсутствие нормальной процедуры перехода права собственности на ценные бумаги. В то же время множество проблем могут создать такие незначительные, на первый взгляд, вопросы, как определения понятия "торговец ценными бумагами" или порядок осуществления "андеррайтинговых" функций. Глава (((. Рынок ценных бумаг на Украине. 3. 1. Особенности становления и развития РЦБ на Украине. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |