|
Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношенийдр. должно быть предусмотрено регулярное широкое ее тиражирование в средствах массовой информации, что, безусловно, требует больших затрат, но является необходимым для создания условий наиболее полной профессиональной ориентированности молодежи. По оценке социологов, около 90% молодых людей абсолютно не ориентируются в потребностях и состоянии рынка труда. Профориентация должна носить, несомненно, долговременный характер. Между предприятиями и службой занятости должен заключаться договор, в соответствии с которым, с одной стороны, предприятия, перспективу своего развития, обязаны сообщать службе занятости сведения о потребности в работниках определенных профессий и квалификации с последующим их трудоустройством, а с другой – служба занятости обязана подготовить соответствующих работников или предложить их из числа состоящих на учете безработных для работы на этом предприятии. Для заинтересованности предприятий в заключении договора с службой занятости необходимо в законодательном порядке предусмотреть систему налоговых льгот. Такая мера необходима, так как в настоящее время только 30% предприятий сообщают в службу занятости сведения о вакансиях на рабочие места. В связи с этим отсутствует полная картина о состоянии рынка труда в республике. Организация центров профессионального консультирования, профессиональной диагностики, профессиональной ориентации и психологической реабилитации и адаптации к рыночной экономике. В настоящее время профориентационная работа ведется в основном со школьниками. Что касается работы со взрослым население, в том числе с выпускниками средних специальных учебных заведений и вузов, демобилизованными и рядов вооруженных сил, то она находится явно не на удовлетворительном уровне. Сказывается недостаточная подготовка кадров профконсультантов и отсутствие профессионально составленных методических разработок. Необходимо создание разветвленной инфраструктуры по профориентации и психологической поддержке населения, в том числе создание модельного центра, основными задачами которого в соответствии с «Положением ФСЗ о модельном центре» является научно-методическое и информационное обеспечение профориентации, профессионального консультирования и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения, включая молодежь, как наиболее уязвимую категорию. Профориентационная работа должна проводится с обязательным включением в структуру службы занятости групп психологической поддержки. В силу психологических особенностей, молодые люди более оптимистичны, чем люди старшего поколения, легче адаптируются к перестройке экономических и социальных условий в обществе, гораздо чаще готовы рисковать с целью получения высокого заработка, пусть и без дальнейших гарантий; у них достаточно высока потенциальная трудовая мобильность. Однако из-за низкого уровня трудовой мотивации и из-за стремления найти работу с высоким заработком, именно эта категория граждан чаще всего оказывается в числе безработных. Особенно это касается лиц, впервые появляющихся на рынке труда с целью отыскания для себя «первого рабочего места». Социальные исследования показывают, что почти 90% выпускников средних школ собираются продолжить образование, однако менее 50% из них уверены в правильности выбора профессии, немногим более 6% высказывают сомнения по поводу своих способностей и только 5% психологически готовы идти работать. В результате многие молодые люди оказываются неподготовленными к действительности и после «рухнувших надежд» не могут найти свою нишу на рынке труда. В этом и могут помочь психологи-профессионалы молодым людям. На наш взгляд, будет полезным создание координационного совета по профориентационной работе с молодежью, в состав которого войдут работники службы занятости, министерств образования, промышленности, сельского хозяйства, труда и занятости, представители банковских структур, промышленных предприятий, предприниматели. Создание единого центра профориентации, выполняющего роль методического центра, позволит скоординировать работу районных профессионально-консультационных отделений (пунктов), проводить обучение консультантов этих отделений с применением специальных методик для работы с молодежью. Кстати, студенты-старшекурсники, будущие педагоги, психологи могут привлекаться к работе по профориентации, тестированию молодежи, и эта работа может одновременно зачитываться как производственная практика. Недостаток информации о состоянии рынка труда, зачастую поверхностная профориентационная работа не позволяет молодым людям верно сориентироваться в выборе будущей профессии. В последнее время явно наблюдается перенасыщение рынка трудовых ресурсов специалистами экономического профиля, инженерных специальностей. Ситуацию можно смягчить, предложив, например, молодым инженерам пройти переподготовку для дальнейшей работы преподавателями информатики, физики, труда. Профессиональное обучение, подготовка и переподготовка незанятой молодежи в целях повышения трудового потенциала и конкурентоспособности на рынке рабочей силы является важным направлением в формировании рынка труда. Профессиональное обучение должно способствовать тому, чтобы молодой человек, пришедший на рынок труда, уже имел определенный багаж теоретических знаний и некоторые профессиональные навыки по избранной специальности. Лицам же, считающимся, в силу ограниченных умственных возможностей, не способным к высококвалифицированному и интеллектуальному труду, необходимо обеспечить условия получения элементарных профессиональных навыков, позволяющих им найти свое место в обществе и открывающих дальнейшую жизненную перспективу. Эта работа должна проводиться в несколько этапов и по различным направлениям. В системе среднего образовательного комплекса целесообразно возродить положительно зарекомендовавшие себя в прошлом учебно-производственные навыки по определенной специальности. Учащимся, успешно сдавшим квалификационные экзамены избранной специальности, должен выдаваться соответствующий документ. Финансирование УПК может осуществляться из нескольких источников: за счет базовых предприятий, для которых готовятся соответствующие кадры, за счет сборов на нужды образовательных учреждений из бюджетов различных уровней и пр. Прежде всего, необходимо создать сеть образовательных учреждений, работающих по договору со службой занятости: - учебные подразделения предприятий с возможностью последующего трудоустройства молодых людей эти предприятий; - частные и коммерческие образовательные учреждения, получившие лицензии. При этом в законодательном порядке необходимо предусмотреть ответственность образовательных учреждений за качество подготовки специалистов. Создание учебных и социально-деловых центров службы занятости для поддержки молодых людей, желающих организовать свое собственное дело, не только помогающих адаптироваться к рыночным условиям, но и способствующих поиску интересов, осуществляющих обучение, консультирование по вопросам правового и экономического характера. Необходимо предусмотреть организацию выездных учебных центров в сельскую местность. Важным элементом профессионального обучения является организация опережающего обучения лиц, не являющихся еще безработными. Эта работа должна проводиться Республиканской службой занятости и созданным координационным советом. Организация профессионального образования может быть эффективной только при четком формировании службой занятости социального заказа для системы профессионального обучения, основанного на потребностях рынка труда. Профессиональное обучение в зависимости от характера предполагаемой деятельности и от уровня подготовленности молодого человека может длиться от двух недель до одного года, соответственно и затраты на обучение различны. Однако нельзя не понять, что затраты, связанные с профессиональным обучением, не может осилить лишь фонд занятости, эту ношу со службой занятости должны разделить местная администрация, банки, предприятия, предприниматели и сами обучающиеся. С отменой обязательного распределения выпускников учебных заведений молодой специалист оказался совершенно беззащитным перед угрозой безработицы. Предприятия не заинтересованы в сотрудниках без стажа и опыта работы. Именно для поддержки молодых специалистов и предлагается и предлагается проведение «молодежной практики», суть которой заключается во временном трудоустройств молодых специалистов по договорам с предприятиями, учреждениями, организациями. Молодой специалист-практикант принимается на работу на основании 6 месячного договора-контракта. Критерием отбора предприятий должна быть экономическая стабильность, перспективность развития, наличие условий для проведения полноценного теоретического и практического обучения, согласие после окончания практики принять практикантов на постоянную работу. Затраты на подобные мероприятия высоки, но за относительно короткий период трудовой адаптации молодой специалист может стать вполне конкурентоспособным, отвечающим требованиям предприятия специалистом. Для координации этой работы должны быть объединены усилия и финансы службы занятости, Министерства образования, профсоюзов, городской и районных администраций, общественных организаций, в том числе студенческих объединений, молодежной биржи труда. Создание молодежных кооперативов. Такие кооперативы должны преимущественно создаваться на льготных условиях из числа выпускников и старшекурсников высших и средних специальных учебных заведений, которые могли бы выполнять работы по договорам с предприятиями и отдельными гражданами. Создание таких кооперативов, помимо организации дополнительных рабочих мест, помогло бы молодым специалистам в какой-то степени не только сохранить, но и приобрести дополнительные навыки полученной ими специальности. Создание специализированной молодежной биржи труда было полезным в организации занятости молодежи: информация о вакансиях, подбор временных рабочих мест, организация «молодежной практики», проведения ярмарок вакансий, организация клубов занятости и др., т.е. приведение в равновесие рынка труда. Инициативу по созданию такой биржи прежде всего должна проявить учащаяся молодежь. Несомненно, это найдет поддержку службы занятости, Министерства образования, городских и районных администраций, предпринимателей, банковских структур, предприятий, которые вполне могут быть учреждениями этих бирж. Проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. На этих ярмарках работодатели могли бы предлагать вакантные рабочие и учебные места. Здесь же могут быть организованы экспресс консультации специалистов по профориентации, психологов, юристов, сразу оформлены заявки на подготовку нужных специалистов, могут заключаться договоры о взаимовыгодной профориентационной работе. Создание временных и общественных работ должно предусматривать временную занятость молодых людей всех возрастных групп и уровней профессиональной подготовленности. Учащиеся ПУ также имеют возможность временно трудоустраиваться; работать либо в учебных мастерских, либо по месту прохождения практики. Целесообразно сочетать создание временных рабочих мест с временным прохождением производственной практики. Возможно широкое привлечение молодежи к работе по социальному обслуживанию одиноких престарелых граждан и инвалидов, с оплатой их труда по договору за счет средств фонда занятости и Министерства социальной политики. Эта акция, несомненно, будет иметь положительный эффект; во- первых, повышение уровня социальной поддержки инвалидов и престарелых; во- вторых, материальная поддержка молодежи; в-третьих, воспитательный характер. Временные общественные работы не требуют выплат пособий при увольнении, при этом не предусматриваются социальные льготы временным работникам. Организация вторичной занятости удобна при формировании новых рабочих коллективов, для желающих работать в свободное от основной работы или учебы время, для совместителей, а вновь создаваемые организационно- производственные структуры получают возможность тщательного отбора кадров и подготовки их к конкретным производственным условиям. Обеспечение условий для самостоятельной занятости, удовлетворение потребности быстро растущего частного сектора экономики, сферы предпринимательства к решению этой проблемы должны привлекаться структуры службы занятости, молодежные организации, так как при открытии собственного дела люди обычно испытывают не только финансовые и материальные трудности, но и трудности организационного характера. Безусловно, для организации самостоятельности молодежи, не имеющей даже стартового капитала, должны быть разработаны система субсидирования и льгот, система финансовой поддержки. Возможность выхода на пенсию людей в предпенсионном возрасте должна способствовать трудоустройству работоспособной молодежи. Служба занятости может взять на себя частичное или полное финансирование этой акции, выплачивая лицам, досрочно вышедшим на пенсию, определенную сумму при условии что на вакантные места будут приняты молодые люди, зарегистрированные в службе занятости. В этом случае служба занятости вместо пособий по безработице выплачивает пенсию до момента официального выхода людей на пенсию по возрасту. Предприятия могут в свою очередь выплачивать определенную сумму к пенсии, выплачиваемо службой занятости. В целях стимулирования участия предприятий в финансировании мероприятий, смягчающих напряженность на рынке труда молодежи, целесообразно в законодательном порядке предусмотреть, например, налогооблагаемой базы этих предприятий при исчислении налога на прибыль на сумму, направленную на финансирование этих мероприятий. Глава II: Анализ сложившейся ситуации на бирже труда. Прежде чем показать колебание численности безработных, рассмотрим структуру рынка труда в годы спада и годы бума. Конъюнктуру на рынке труда можно взять, сравнивая те годы, когда фактический выпуск намного превышал потенциальный (1973г – последний период), с теми, когда имел место глубокий спад (1982г). Разница между этими периодами показывает то, как деловые циклы воздействуют на уровень, причины продолжить и распространение безработицы. |Демографическая группа |Уровень безработицы в |Распределение | | |различных группах |безработицы по | | | |различным группам (% от| | | |общего числа) | | | | | | |Бум (1973г)|Спад |Бум (1973г)|Спад | | | |(1982г) | |(1982г) | |По возрасту: |14,5 |23,2 |28,5 |18,5 | |16-19 лет |3,8 |8,6 |71,5 |81,5 | |20 лет и старше | | | | | |По полу: |3,3 |8,8 |51,8 |58,5 | |Мужчины |4,8 |8,3 |48,2 |41,5 | |Женщины | | | | | |Все работники | | | | | В этой таблице показано то, как варьируется безработица по различным группам во время подъемов и спадов. В первых двух колонках отражены различия в уровне безработицы среди различных групп в 1973 и 1982гг. Формирование рыночных отношений в России неизбежно привело к формированию рынка труда и как следствие к экономической нестабильность и безработице. Структура экономически активного населения. |Показатели |1992г |1993г |1994г |1995г | |Экономически активное | | | | | |население | | | | | |- всего млн. человек |75,5 |76,5 |75,5 |75,6 | |В том числе | | | | | |- занятые в экономике |67,1 |67,7 |66,7 |66,1 | |- ищут работу (безработные) |8,4 |8,3 |8,8 |9,5 | |В процентах к экономически |11,1 |10,9 |11,7 |12,6 | |активному населению | | | | | |Численность безработных на |3,6 |4,1 |5,2 |6,5 | |конец года, млн. чел. | | | | | |В процентах к экономически |4,8 |5,4 |6,9 |8,6 | |активному населению | | | | | |Осталось на учете на конец |252 |715 |1252 |2000 | |года, млн. чел. | | | | | Оказание посреднических услуг в трудоустройстве гражданам, обратившимся в органы службы занятости. |Показатели |1992г|1993г|1994г|1995г|1996г|1997г|1998г|1999г|2000г| |Численность | | | | | | | | | | |граждан, | | | | | | | | | | |обратившихся в | | | | | | | | | | |органы | | | | | | | | | | |Службы занятости|2,4 |2,3 |3,7 |5,1 |5,3 |4,6 |4,7 |4,3 |4,7 | |Трудоустроено |0,7 |0,9 |1,2 |2,2 |2,3 |2,4 |2,4 |2,8 |3,2 | Как видно из приведенной выше таблицы, численность граждан, которые обратились в службу занятости за указанный ряд лет, колеблется, а именно до 1996г она возрастает, а с 1997г – хотя и не равномерно, но начинает снижаться, что говорит о том, что появилось больше возможностей для самостоятельного трудоустройства. Показатель же трудоустроенности за 1992- 2000гг заметно увеличился, то есть намечается возрастание потребности в работниках. Известно, что определенное влияние на рынок труда, оказывает демографический фактор. Согласно демографическому прогнозу Госкомстата России, население трудоспособного возраста увеличится с 86719 тыс. человек в 2000г до 89659 тыс. человек в 2006 году. Затем последует спад и в 2015 году эта численность снизится до 81056 тыс. человек. Таков результат перепадов рождаемости прошлых лет. Приведенные цифры широко известны. И на их основе делаются весьма поспешные выводы – мол, в ближайшие пять лет обострится проблема безработицы, а затем нас ожидает дефицит рабочей силы. Причем эти предложения получили довольно широкое распространение. Но насколько они обоснованы? Для оценки ситуации сравним динамику трудоспособного населения с динамикой ВВП. Сделан чисто гипотетический расчет из предложения ежегодного роста ВВП в ближайшее пятнадцатилетие по одному варианту – 2% в год, и по второму на 4% - цифра, наиболее часто фигурирующая в прогнозных оценках. Так вот, в первое пятнадцатилетие в случае реализации даже первого, скорее пессимистического, варианта ВВП возрастет намного больше, чем трудоспособное население. |Численность |2001-2006гг |2007-2010гг |2011-2015гг |2007-2015гг | |трудоспособного | | | | | |населения | | | | | |ВВП |103,4 |96,9 |93,3 |90,4 | |1 вариант (2% в год)|112,4 |108,2 |110,4 |119,5 | |2 вариант (4% в год)|126,4 |117,0 |121,7 |142,3 | Не изменит сколько-нибудь существенно ситуацию и поправка на производительность труда. Разговоры о возможном обострении проблемы безработицы в этот период представляется безосновательным. А пока по-прежнему сохраняется слабая конкуренция работников на рынке труда. Скорее всего такая ситуация проявится еще отчетливее в ближайшее время, не говоря уже о более далекой перспективе, экономика от этого только проиграет а конечном счете и работники. В 2007-2015 гг положение, как отмечалось, резко изменится. Предложение рабочих рук на рынке труда заметно сократится. Но так ли уж безнадежно выглядит ситуация? Предпринимателям придется, видимо, больше думать о новых технологиях, лучшей квалификации, здоровье работников. Возможность полностью компенсировать недостающую рабочую силу за счет производительности труда не представляется проблематичной: примерно за десятилетие нужно добиться ее повышения всего на 10%. Важно заметить, что росту производительности труда будет способствовать «человеческий фактор». На первый план выходит новая «рабочая сила», поколение людей более адаптированных к рыночным условиям вообще и рыночному труду в частности. Вот что показывает расчет доли граждан, родившихся в 1970-м и более поздние годы, в населении 18-59 лет (мужчины) и 18-54 лет (женщины) составляющими подавляющую часть работников. |Годы |Возраст |% от населения | | | |18-59 лет мужчины | | | |18-54 лет женщины | |1992 |18-22 |13 | |2000 |18-30 |34 | |2010 |18-40 |59 | |2015 |18-45 |71 | Можно рассчитывать и на приток людей в нашу страну из бывших союзных республик и других стран. В нынешнем официальном демографическом прогнозе заложены более чем скромные масштабы иммиграции. Заметим при этом, что вопрос об иммигрантах выходит за собственно трудовые рамки. Сейчас рабочие кадры готовятся в 3893-х учреждениях начального профессионального образования (НПО). В профтехучилищах, школах обучается около 1,7 млн. человек. В прошлом году в соответствии с заключенными договорами на работу было направлено 51% выпускников. Казалось бы, не так уж и много, чуть более половины. Но надо учесть, что 14% пошли служить в армию, меньше продолжили учебу в средних специальных учебных заведениях, вузах. Фактически по разным причинам оказались нетрудоспособными лишь11% юношей и девушек (в вузах этот показатель составляет 25%, ссузах – 30%). В ряде субъектов Российской Федерации было не востребовано менее 1% выпускников. В Орловской области, например, 0,7%; Нижегородской и Самарской – 0,5%; Кемеровской – 0,3№; Саратовской – 0,2%. Так что спрос растет. А главное, учреждения НПО доступны для всех желающих сюда поступить юношей и девушек. Здесь они бесплатно свою первую профессию, на базе которой в последствие могут повышать квалификацию. Государство оказывает им определенную материальную помощь (питание, форма). Это немаловажно, так как 75% обучающихся из малообеспеченных и неполноценных семей, что к стати, дает повод некоторым средствам массовой информации усомниться в их честности, способностях хорошо освоить рабочую специальность. Разработаны и утверждены Государственные образовательные стандарты по всем 257-ми профессиям НПО. Постепенно меняется структура подготовки кадров, о чем свидетельствует тот факт, что если раньше для предприятий производственной среды готовились 80% учащихся, то сейчас 62%. Учреждения НПО взяли на себя подготовку, переподготовку и повышение квалификации взрослого населения. В прошлом году по этим каналам было обучено 368 тыс. человек. Динамика распределения выпускников учреждений НПО. |Трудоустройство |Годы | | |1990 |1995 |1997 |1998 |нач. | | | | | | |2000 | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |Из числа окончивших | | | | | | |Дневные ПУ |100% |100% |100% |100% |100% | |I направлено на работу |744,3 |393,1 |337,1 |330,3 |330,4 | |ВСЕГО |89,1% |57,1% |50,6% |50,3% |51,1% | |II не направлено на работу |91,4 |294,9 |329,8 |323,8 |316,0 | |ВСЕГО |10,9% |42,9% |49,4% |49,5% |48,9% | |в том числе по причина |13,4 |32,7 |7,7% |8,5% |63,8 | |поступления в вузы и ссузы |1,6% |4,8% | | |9,9% | |Призваны на военную службу |78,0 |83,0 |88,0 |88,1 |89,4 | | |9,3% |12,1% |13,2% |13,5% |13,8% | |Предоставлено свободное |-- |17,57 |183,5 |176,5 |159,2 | |трудоустройство | |25,5% |27,5% |26,9% |24,6% | |1 |2 |3 |4 |5 |6 | |В том числе из-за отсутствия|-- |118,0 |104,7 |110,9 |94,3 | |рабочих мест | |17,2% |15,7% |17,0% |14,6% | |По другим причинам |-- |3,5 |6,8 |3,7 |3,5 | | | | |1,0% |0,6% |0,6% | Трудоустройство выпускников вузов в 2000-м году. | |Выпуск |Получили |Получили |Получили |Продолжи| | | |направление |право |направление|ли | | | |на работу |устройства на| |обучение| | | | |роботу | |или | | | | |самостоятельн| |призваны| | | | |о | |в ряды | | | | | | |ВС | | | |всего |% |всего |% |Всего |% | | |Всего |315290 |145993 |46,3|76427 |24,2|36164 |11,5|56706 | |Промышленность|108840 |48578 |44,6|21140 |19,4|14304 |13,1|24818 | |Сельское |28469 |14214 |49,9|6769 |23,8|2981 |10,5|4532 | |хозяйство | | | | | | | | | |Экономика |11759 |3254 |27,3|4617 |39,8|2193 |18,6|1695 | |Транспорт |11630 |7887 |69,4|2091 |18,4|598 |5,3 |784 | |Связь |2525 |1643 |65,1|246 |9,7 |91 |3,6 |545 | Динамика численности безработных за I квартал 2001 года. | |Тыс. |Общая численность |Численность официально | | |чел. |безработных в % к |зарегистрированных | | | | |безработных | | | |Соответст|Предыдуще|Тыс. |% к |% к | | | |вующему |му |чел. |соответс|предыдущ| | | |периоду |периоду | |твующему|ему | | | |прошлого | | |периоду |периоду | | | |года | | |прошлого| | | | | | | |года | | |Январь |6900 |79 |99,3 |1053 |85,3 |101,5 | |Февраль |6850 |79,9 |99,3 |1094 |88,3 |103,9 | |Март |6850 |83,8 |100,0 |1104 |91,8 |101,0 | |I квартал (в |6867 |80,8 |98,2 |1083 |88,6 |1081 | |среднем за | | | | | | | |месяц) | | | | | | | В конце марта 2001 года, по оценке, 6,9 млн. чел. Или 9,6% экономически активного населения, не имели работы, но активно ее искали в органах Государственной службы занятости, в качестве безработных было зарегистрировано 1,1 млн. чел. Или 1,5% экономически активного населения. Показатели численности безработных по РФ за май 2001г. | |Май 2001г |В % к |Январь-май | | | | |2001г в % к | | | | |январю-маю | | | | |2000г | | | |Маю 2000г |Апрель | | | | | |2001г | | |Численность |6,6 |89,5 |96,6 |83,8 | |безработных млн. | | | | | |чел. | | | | | |Численность |1,0 |97,5 |95,6 |91,5 | |зарегистрированных | | | | | |безработных млн. чел| | | | | Показатели численности безработных по РФ за сентябрь 2001г. |Экономические показатели |Сентябрь |В % к августу |Январь-сентябр| |по РФ |2001г |2001г |ь 2001г в % к | | | | |январю-сентябр| | | | |ю 2000г | |Общая численность |5,7 |99,5 |82,0 | |безработных млн. чел. | | | | |Численность официально |1,0 |98,3 |95,6 | |зарегистрированных | | | | |безработных млн. чел. | | | | Однако для нас представляют интерес данные не только в целом по России, но и данные конкретно по Чувашской Республике. И так, с этой целью приведу некоторые данные. | |Абсолютные данные|В % к |Справочно: | | | |соответствующему |9 месяцев 2000г | | | |периоду 2000г |в % к 9 месяцам | | | | |1999г | | |Сентябрь|9 |Сентябрь|9 | | | |2001г |месяцев | |месяцев| | | | |2001г |2001г | | | | | | | |2001г | | |Средняя численность |473,3 |477,3 |98,4 |98,4 |99,9 | |работающих в | | | | | | |экономике, тыс. чел.| | | | | | |Численность |12,0 | |82,4 | |112,3 | |официально | | | | | | |зарегистрированных | | | | | | |безработных тыс. | | | | | | |чел. | | | | | | |Реальные денежные |1445,1 |1233,2 |133,4 |136,1 |131,6 | |доходы населения, р.| | | | | | Среднесписочная численность работающих на всех предприятиях и организациях республики (включая организации малого предпринимательства) в январе-августе 2001г, составила 477,3 тыс. чел., что на 1,6% меньше чем в январе-августе 2000г. К концу сентября 2001г в органах Государственной службы занятости состояло на учете 13 тыс. незанятых трудовой деятельностью граждан, из них 12 тыс. чел. имели статус безработного. В сентябре 2001г статус безработного получили 2,9 тыс. чел. (на 528 человек или 22,1% больше, чем в сентябре 2000г). Размеры трудоустройства безработных в сентябре 2001г были на 40 человек или на 3,0% больше чем в соответствующий период 2000г, и составили 1,4 тыс. человек. К концу сентября 2000г нагрузка незанятого населения, состоящего на учете в органах службы занятости, на одну заявленную вакансию составила 16 человек против 2,2 человек на конец сентября 2000г. Выводы и предложения. Рассматриваемая тема, представляется мне сложной и неоднозначной, потому что вопрос трудоустройства в нашей стране, да и в республике тоже, стоит очень остро. В настоящее время многие предприятия становятся банкротами и вынуждены закрываться. Вследствие этого появляются новые безработные, но это не единственный вариант, когда человек остается без работы. Ежегодно сотни ПТУ, техникумов, вузов выпускают молодых специалистов, из которых только половина сможет трудоустроиться. Остальные же будут вынуждены обратиться в службу занятости или, как ее еще называют, биржу труда, куда ежедневно приходят устраиваться десятки безработных. Каждый из них надеется, что в течение того времени пока он «будет стоять» на бирже, ему подвернется какая-нибудь более или менее устраивающая его работа. Но с течением времени надежды этих людей не оправдываются или оправдываются лишь частично. Многие из этих людей продолжают жить на те деньги, что им платят не один, а несколько, иногда десяток лет. Но что можно сделать на те 60 рублей, что человек получает на бирже? В течение многих лет эта проблема оставалась без внимания, и только за последний год в средствах массовой информации появились объявления о том, что проводятся ярмарки вакансий для молодежи, или еще какие-то мероприятия по трудоустройству для всех безработных. Однако несмотря на выше перечисленное, нельзя не отметить, что биржа труда помогает многим гражданам в поисках работы. Как уже говорилось она изучает спрос и предложение на рынке труда, занимается профориентацией молодежи, переподготовкой лиц, нуждающихся в работе, обучает новым профессиям, что является существенным вкладом в разрешение проблемы занятости населения. Но эти меры не решают обозначенную выше проблемы, а лишь частично сглаживают ее. Как уже говорилось, биржа труда занимается переобучением, профориентацией, а что делать тем людям, стоящим на бирже труда, которые не имеют профессии, так как во времена их молодости не было нужды в получении профессии, они находили работу без специальности и обучались прямо на производстве? Один из выходов – это обучиться чему-нибудь новому, но что делать человеку, который в силу возраста не может заниматься переобучением. Единственный выход – это «стоять на бирже» и ждать приближения пенсионного возраста. И все же, допустим, этот человек переобучился. Однако всем известно, что в наше время спросом пользуются лица, имеющие высшее образование с опытом работы и не старше 40-45 лет. И в итоге получается, что те, кому 46- 50 лет остаются не востребованными. И это только одна часть проблемы. Допустим, молодой человек, выпускник какого-либо учебного заведения (кроме школы) не имеющий опыта работы, живущий в населенном пункте, где имеются очень большие проблемы с трудоустройством, приходит на биржу труда, где ему говорят: «Не желаете ли получить новую специальность?» Что же ему приходится делать, конечно соглашаться, но опять-таки, где гарантия, что к тому времени, когда он пройдет переподготовку, эта вакансия не будет занята. Поэтому, с одной стороны, казалось бы, меры, которые принимает биржа труда по решению проблемы безработицы довольно эффективны, а с другой напоминают, как бы, замкнутый круг. И остается только радоваться за то, что на самом деле намного проще. И, как видно, из приведенных в главе II данных, процент трудоустройства с каждым годом повышается, хотя бы на десятую его долю, а процент безработицы колеблется примерно на одном уровне, что позволяет надеяться на то, что рано или поздно проблема занятости будет решена. Итак, мы рассмотрели сложившуюся ситуацию, связанную с биржей труда. И пришли к выводу, что положение здесь довольно сложное и требует внимательного и глубокого осмысления и принятия еще более действенных мер, чем принимаются в настоящее время. И, как мне кажется, расширение производства, привлечение молодых и более энергичных специалистов будут не самыми худшими их предпринятых решений этой проблемы. Однако, это самые поверхностные меры и не являются теми методами, которые бы позволили быстро и без излишних проблем и затрат справиться со сложившейся ситуацией. А так, как до решения выше указанной проблемы еще далеко, то не лишними будут считаться такие меры как: - проведение мероприятий по трудоустройству молодых специалистов; - повышение пособия по безработице; - усиление мер по поиску вакансий для безработных и т.д. Список использованной литературы: Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник – М.: Юрист, 2000г. Козырев В.М. Основы современной экономики – М.: «Финансы и статистика», 1999г. Кураков Л.П. Экономическая теория – М.: 1998г. Липсиц И. Экономика без тайн – М.: «Дело» – «Вита-Пресс», 1994г. Мясников С.Н., Кураков Л.П. Основы экономической теории – М.:, 1994г. Рыночная экономика: Словарь под ред. Неспермана – М.; Республика, 1995г. Рынок труда. Под ред. Куракова Л.П., Краснова А.Г., Аксакова А.Г. – Чебоксары: издательство Чувашского института, 1995г. Курс экономической теории. Под общей ред. Проф. Иепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. – Киров, Издательство «АСА», 1997г. Маккони К.Р., Брюс С.Л. Экономикс – М., 1997г. Самуэльсон П.А., Норухаус В.Д. Экономика – М: Бином-КноРус, 1997г. Экономическая теория. Под ред. Камаева В.Д. – М: Владос ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2001г. Бизнес среда №45, 2001г. О. Ильинская. Кадровая политика – козырная карта Чувашии // Бизнес среда №44 Н. Семеняк. Безработица не выбирает // Российская газета, №223, 2001г. Советская Чувашия №214, 2001г. Экономика и жизнь №№ 19, 25, 27, 35, 40, 45, 2001г. ----------------------- [pic] [pic] [pic] Занятые Безработные Рынок труда Не входящие в состав рабочей силы: несовершеннолетние, пенсионеры, люди, утратившие надежду найти работу. Государственный комитет Российской Федерации по занятости населения Центры занятости в краях, областях, автономных областях и автономных округах, в Москве и Санкт-Петербурге Государственные комитеты по занятости населения республик в составе Российской Федерации Центры занятости в городах и районах (городские и сельские) Центры занятости в городах и районах (городских и сельских) [pic] |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |