бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Биржа труда и ее роль в регулировании рыночных отношений

десятки тысяч трудились в отраслевых научно-исследовательских институтах.

Примерно 75% мощностей для производства вооружений и проведения

исследовательских работ находились в России. С конца 80-х годов примерно

20% рабочих, ушедших из оборонного сектора в связи с конверсией, могли

рассчитывать не переподготовку и альтернативную работу. Однако положение

изменилось. Средства на переподготовку кадров резко сократились.

Квалифицированные специалисты пополняют армию безработных, куда вливается

еще одна категория: студенты, прекратившие учебу из-за чрезвычайно низкой

стипендии, ученые и специалисты научно-исследовательских учреждений.

Весьма серьезным фактором, оказывающим заметное влияние на динамику

безработицы, является процесс конверсии, свертывания производства,

ликвидации убыточных предприятий, которых в народном хозяйстве

насчитывается 35%, вследствие чего каждого третьего работающего вынуждено

содержать государство. Доля таких предприятий особенно заметна в Западной и

Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, в северных районах, где она достигает

20% и более.

5. Государственное регулирование занятости.

Более высокий уровень безработицы складывается в таких сегментах рынка

труда, как молодежь, женщины, национальные меньшинства.

Рынок труда в современных условиях испытывает на себе заметное

регулирующее воздействие со стороны профсоюзов, государства и корпораций.

Следует заметить, что регулирование этого рынка значительно облегчается в

связи со спецификой фигурирующего на нем товара. Проявление рыночных

законов (например, спроса и предложения, равновесной цены и др.) на рынке

труда имеет особый характер. Он определяется тем, что купля-продажа труда

производится в форме найма на базе более или менее продолжительного

трудового договора. Поэтому каждый отдельный работник не находится в

постоянной, беспрерывной зависимости от состояния рынка труда. На срок

действия трудового соглашения продавец как бы выводится на время из текущей

конъюнктуры рынка. Условия, определенные договором, имеют характер

минимальных нормативов; это означает, что индивидуальный договор рабочих с

предпринимателями признается юридически недействительным, если он заключен

на условиях худших, чем те, которые определены в коллективном договоре. В

чем смысл коллективности договора и принципа нормы как минимума? Эти

положения договора позволяют устранить конкуренцию между рабочими как

продавцами рабочей силы в борьбе за получение рабочего места – ведь

конкуренция вынуждает рабочих соглашаться на худшие условия труда

предлагаемые предпринимателем.

Регулирование рынка труда предполагает воздействие как на спрос, так и

на предложение труда. Объектами регулирования выступают заработная плата,

продолжительность рабочей недели и отпусков, порядок найма и увольнения,

различные виды социального обеспечения и др.

Рассмотрим важнейшие методы, при помощи которых профсоюзы пытаются

повысить заработную плату, П. Самуэльсон среди них выделяет три основных:

1) профсоюзы могут ограничивать предложение труда. Это достигается,

например, введением высоких иммиграционных барьеров, содействием

принятию законов о максимальной продолжительности рабочего времени,

удлинением срока ученичества при подготовке к той или иной

профессии, установлением высоких профсоюзных вступительных взносов с

одновременным запрещением принимать на работу лиц, не состоящих в

профсоюзе, ограничением трудовой нагрузки и т.п.

2) профсоюзы добиваются повышения обусловленных договором ставок

заработной платы, содействуя установлению ее выше точки равновесия;

3) профсоюзы могут вызвать сдвиг вверх кривой спроса на труд.

При этом могут использоваться любые средства, повышающие спрос на труд,

например, содействие установлению высоких импортных таможенных тарифов,

защищающих какую-либо народную отрасль.

Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное

воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму

трудовых отношения. Оно не только предъявляет спрос на рабочую силу в

государственном секторе экономики, но и регулирует его в частном, определяя

основные параметры найма в масштабах национальной экономики.

Большое влияние на рынок труда оказываю государственные социальные

программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные

выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют

определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в

зонах повышенного рыночного риска. В результате появляется особый элемент

цены труда, впрямую не связанный с функционированием рынка труда и

образующийся на внерыночных принципах.

Значительна и посреднически вспомогательная роль государства на рынке

труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих

мест, а также создания общенациональной сети по трудоустройству.

Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют

максимально быстрой адаптации последней и меняющимся требованиям рынка.

Государство имеет дело как с безработицей, так и с созданием новых

рабочих мест и проведением мероприятий по стимулированию деловой

активности.

Создавая биржи труда государство стремится к улучшению общей и

структурной сбалансированности спроса и предложения на рынке путем

обеспечения необходимой информацией как людей, ищущих работу, так и

работодателей. Наилучших результатов в борьбе с безработицей достигают там,

где основные финансовые ресурсы используются в основных, а не в пассивных

сферах, т.е. когда основные усилия направлены на работу с

незадействованными трудовыми ресурсами, а не на выплату пособий по

безработице. Подобный подход позволяет с одной стороны, умерить

иждивенские настроения у части безработных, с другой – быстрее ввести

трудовые ресурсы в хозяйственный оборот.

6. Государственные службы занятости.

По уровню безработицы мы приближаемся к западным параметрам, с той лишь

диаметральной противоположностью, что на Западе она возникает в результате

перепроизводства товаров и относительной узости рынка, у нас является

следствием деформирования производства.

Роль служб занятости в решении сложнейшей социальной проблемы трудно

переоценить. Прежде всего они должны способствовать приросту национального

продукта при минимальной безработице. Кроме того, помимо чисто практической

деятельности, связанной с решением проблем трудоустройства конкретных

граждан (военнослужащих, уволенных из армии; одиноких женщин, имеющих детей

на иждивении; лиц вернувшихся из мест заключения), на них лежит обязанность

активно участвовать в разработке общероссийской и региональных программ

борьбы с долговременной безработицей, добиваться от местных органов власти

осуществления мер по стимулированию самозанятости населения, установлению

для этого системы льготного кредитования и налогообложения, поощрению

предпринимательской деятельности, развитию малых предприятий, других

организационных производственных структур, не требующих больших капитальных

затрат.

Задача анализа состояния рынка труда, оказания помощи гражданам в

подборе подходящей работы и прочих услуг, повышения географической и

профессиональной мобильности тех, кто ищет работу, и реализация других

предусмотренных законом мероприятий возложены на Федеративную

государственную службу занятости населения, которая является организационно

самостоятельной службой на территории страны.

Финансирование мероприятий, разрабатываемых службой занятости, и ее

организаций осуществляется за счет средств Фонда занятости. Статус, цели и

порядок образования Фонда занятости, его операции по счетам в банке

определены ст. 22 Закона РФ «О занятости населения в РФ».

Средствами Фонда занятости распоряжаются службы занятости населения.

Структура Федеральной службы занятости.

Законом предусмотрена деятельность негосударственных организаций по

содействию занятости при условии получения ими лицензий на такую

деятельность, которые выдаются органами исполнительной власти на местах при

наличии заключения Государственной службы занятости в установленном

порядке.

Службы занятости предоставляют услуги всем категориям клиентов

бесплатно.

Одной из ответственейших обязанностей Государственной службы занятости

является разработка республиканских и региональных программ занятости,

включая их финансовое обеспечение мероприятий по социальной защите

различных групп населения.

Разработке таких программ, как правило, должен предшествовать анализ

сложившейся ситуации на рынке труда и его прогноз на перспективу с учетом

движения населения и трудовых ресурсов и последующее полное сегментирование

реального и потенциального рынков труда. Только в этом случае возможно

проведение целенаправленной и эффективной стратегии занятости населения в

регионе.

Служба занятости осуществляет выплату пособий по безработице, которая,

как правило, обусловлена целым рядом условий и ограничений.

Размеры пособий по безработице ниже заработной платы. Следует учитывать

и аспект морального состояния безработного, его неуверенность в завтрашнем

дне. В этом смысле биржа труда, не вылечивая социальную болезнь, в целом

помогает смягчить и социальные последствия.

7. Роль биржи труда в регулировании рыночными отношениями.

Биржа труда – учреждение, осуществляющее посредничество между рабочими

и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и

регистрации безработных.

Первые биржи труда были открыты в первой XIXв. В России биржи труда

возникли в начале XXв. Они создавались городскими управами в крупных

промышленных центрах, таких как Москва, Петербург, Одесса. Наряду с биржами

труда в России до 1917г. получили широкое распространение платные частные

коммерческие конторы.

В настоящее время функции биржи труда выполняют в основном

государственные биржи труда, так называемые государственные бюро занятости,

подчиненные министерствам труда. В задачу государственных бюро занятости

входит, во-первых, оказание посреднических услуг при трудоустройстве

безработных и лиц, желающих переменить работу, во-вторых, изучение спроса и

предложения рабочей силы, в-третьих, предоставление информации о

требующихся профессиях, в-четвертых, профориентация молодежи. В некоторых

странах, например, во Франции, Великобритании, Италии государственные биржи

труда ведут учет безработных и производят выплату пособий по безработице. В

случае отказа от работы, предложенной биржей труда, безработный лишается

такого пособия.

Службой, ответственной, например во Франции за положение дел в области

занятости, является Национальное агентство по занятости. Оно было создано в

1967г. Деятельность его находится под контролем Министерства труда,

занятости и профобучения. Основное предназначение этой организации

заключается в следующем:

1) оказывать помощь как лицам, ищущим работу, нуждающимся в образовании

или в профессиональном совете, так и работодателям, заинтересованным

в найме и перераспределении рабочей силы;

2) участвовать в акциях, способствующих географической и

профессиональной мобильности в целях увеличения занятости, а также в

мероприятиях, осуществляемых государством для того, чтобы облегчить

найм и перераспределение рабочей силы.

Для реализации этих целей агентство занимается разработкой контрактов

по подготовке кадров, обучению ремеслу и возвращению на работу,

договоров на переподготовку, целенаправленную стажировку, приобщение к

профессиональной жизни, смену профессии или повышение квалификации.

Агентство проводит семинары по методике поиска работы, по углубленной

профориентации, по оценке уровня профессиональной компетенции.

Наряду с государственными биржами труда существуют платные частные

агентства по найму рабочей силы, имеющие различную спецификацию.

Следует отметить, что деятельность бирж труда не оказывает

существенного влияния на состояние рынка труда. Направления, выдаваемые

биржами труда, не являются обязательными для предпринимателей. Многие

предприниматели нанимают работников непосредственно через отделы кадров

своих предприятий, что позволяет особенно квалифицированным работникам не

пользоваться услугами бирж труда, а связываться напрямую с предприятием.

В середине 80-х годов в регулировании ранка труда произошли

значительные изменения. Они связаны с практическим воплощением в жизнь

теоретических концепций неоконсерватизма во многих развитых странах Запада.

Теоретические взгляды неоконсерваторов исходят из того, что вследствие

зарегулированности рынка труда он настолько потерял гибкость, что по

существу перестал быть рынком. Ему присуще состояние хронического

неравновесия, связанное с масштабным вмешательством регулирующих субъектов

в его механизм.

В результате экономическая жизнь стала характеризоваться слабым

повышением эффективности производства и устойчивой и массово безработицей.

Ситуация обострилась еще и потому, что новые формы и ускорение научно-

технического прогресса, структурная перестройка экономики, обострение

конкуренции на внутреннем и внешнем рынках предъявили особые требования к

совокупной рабочей силе, которая в новых условиях должна отличаться

повышенной профессиональной, квалификационной и региональной, а подчас и

международной мобильностью. Такая мобильность, по мнению неоконсерваторов,

немыслима в условиях «блокирования» рынка государством и профсоюзами.

Выходом из положения является, как считают неоклассики, известное

дерегулирование, флексибилизация рынка труда, т.е. повышение его гибкости,

приспособляемости к современным требованиям, что не может быть достигнуто

без существенного усилия конкурентного механизма.

Флексибилизация рынка труда предполагает введение гораздо более гибкой

чем прежде системы оплаты труда, которая должна базироваться не на методе

аналитической оценки рабочих мест, который применялся в 60-80-ч гг., а на

принципах индивидуализации ставок заработной платы. Возрастает роль

единовременных выплат, причем последние часто увязываются не с текущим

трудовым вкладом работника, а с его общей компетентностью, потенциальными

возможностями, способностями и дифференциацией трудовых функций, ростом

квалификации. Используются и такие формы материального вознаграждения, как

участие в прибылях компании, причем работник может нести и риск убытков

предприятия.

Возрастает роль работника в свободном выборе форм оплаты труда,

социальных выплат, продолжительности рабочего времени и форм занятости.

Получают распространение нестандартные формы занятости – надомничество,

временная работа по индивидуальным контрактам, частичная занятость.

В рамках дерегулирования рынка труда все более отчетливо проявляются

требования о пересмотре и частичном устранении законодательных положений,

относящихся к регламентации этого рынка, ровно как и об ослаблении системы

социальных гарантий в целях восстановления на рынке конкурентных начал.

Важнейшей формой регулирования рынка труда должно стать не трудовое

законодательство, а индивидуальное трудовое соглашение.

Итогом флексибилизации рынка труда не может быть тотальный демонтаж

системы его регулирования и ликвидации социальных гарантий трудящихся, что

неминуемо привело бы к серьезному обострению социальных отношений. Речь

идет о поиске такого механизма функционирования рынка труда, который

позволил бы с наибольшей оптимальностью сочетать экономическую

эффективность с социальным прогрессом общества.

8. Проблемы занятости молодежи и методы борьбы с ней.

Безработица приобрела черты крупномасштабного макроэкономического

явления, превратившись в новый самостоятельный фактор развития российской

экономики. Разработка реальной и научно обоснованной политики в области

занятости, является необходимым условием оздоровления экономики. Особо

важной является проблема занятости молодежи.

По этому принципу возможна лишь оценка регистрируемой безработицы.

Однако не должна оставаться без внимания скрытая безработица, которая по

оценке Государственной службы занятости, составила на конец 2000 года по

Российской федерации примерно 10% от экономически активного населения,

особая группа незанятой части населения – молодые люди в возрасте 14-16

лет, не получившие официального статуса безработных, но оказывающиеся в то

же время вне какого-либо учебного заведения и предприятия. Как правило,

активным поиском работы занимаются лица 22 лет и старше.

В региональном плане по степени напряженности рынка труда Чувашская

Республика относится к регионам с наиболее высокой долей официально

зарегистрированных безработных в трудовых ресурсах.

По возрастному составу рынок труда молодежи целесообразно разделить на

5 возрастных групп: 14-16 лет, 16-18 лет, 18-22 года, 22-25 лет, 25-29 лет,

так как эти группы различаются по уровням образования, наличию

профессиональных навыков и специальных знаний, по характеру предъявляемых

требований и мотивации при выборе направления занятости, по степени

адаптации на рынке труда. Для молодежи 14-22 лет выход на рынок труда

зачастую связан с проблемой «первого рабочего места». Это и выпускники 9-х

классов общеобразовательных школ, не желающие продолжать учебу, и

выпускники ПТУ, техникумов, вузов, получившие за время учебы определенные

теоретические знания и специальности, но не имеющие опыта работы.

Более активно на рынке труда действуют молодые люди 22-29 лет, уже

имеющие определенный опыт работы по какой-либо специальности и желающие

продолжать трудовую деятельность по этой же специальности.

Каждая возрастная группа существенно отличается от другой по характеру

предъявляемых требований при выборе среды деятельности.

В настоящее время пользуются спросом специальности сферы обслуживания:

бармен, повар, продавец, парикмахер и др., несмотря на то, что именно по

этим специальностям очень незначительна возможность трудоустройства. За

пределами республики пользуются спросом специальности строительных

профессий, но их обучение существенно осложнено проблемой прохождения

практики.

На основе опроса самих учащихся и их родителей определены новые

перспективные специальности: продавец – владелец частного магазина; швея –

владелец частного ателье; коммерсант оптовой и розничной торговли, хозяйка

усадьбы, секретарь-референт со знанием иностранного языка, радиомеханик,

столяр.

Значительные сложности с открытием новых специальностей заключаются в

отсутствии средств на приобретение учебно-производственного оборудования.

По этой же причине возникают серьезные проблемы самого существования этой

системы образования. Ее финансирование осуществляется за счет средств

федерального бюджета, которые зачастую поступают с большой задержкой и не в

полном объеме.

Так, например, поступления целевым назначениям на питание учащихся

денежных средств были полностью сняты на погашение долга за коммунальные

услуги. Если учесть, что стипендия учащихся до сих пор очень мала, то

проблема их содержания и обучения в системе профессиональных училищ стоит

очень остро. Коэффициент выбытия из ПТУ по различным причинам за последнее

время составляет в среднем 0,12. Среднее профессиональное образование на

базе 27 техникумов по 80 специальностям получают около 20 тыс. человек. В

1995 году начаты прием и подготовка студентов по 7 новым специальностям,

сориентированным на рыночный спрос и перспективу развития экономики

республики. Это специальности по национальному прикладному искусству; по

ремонту и обслуживанию радиоаппаратуры; по геологии и разведке полезных

ископаемых; по переподготовке мастеров начального профессионального

обучения.

Следует отметить увеличение удельного веса обучающихся по направлениям:

экономика и право, транспорт и связь; снижение по направлениям: сельское

хозяйство, здравоохранение, искусство.

Проблема занятости молодежи должна стать одной из первоочередных

государственных проблем, государство обязано принять срочные меры смягчения

жесткости ситуации на молодежном рынке труда. Учитывая тот факт, что рост

безработицы непременно повлечет за собой сокращение сокращения поступлений

в фонд занятости, надо иметь в виду, что вряд ли этих средств хватит на

осуществление активных мероприятий по решению проблемы занятости молодежи,

поэтому данная задача не может быть возложена лишь на структуры занятости.

Необходимо учреждение специального фонда поддержки профессионального

образования молодежи, создаваемого за счет части средств, направляемых в

фонд борьбы с преступностью, перечисляемых предприятиями в бюджет в виде

налогов, а также добровольных отчислений юридических и физических лиц и

других источников. Для эффективного использования средств этого фонда важна

четкая профессиональная ориентация в соответствии с требованиями рынка

труда.

Профессиональная ориентация является важным элементом программы

занятости молодежи. По данным Федеральной службы занятости России в

профориентационных услугах нуждается более 130 тыс. молодых людей Чувашии.

В этом вопросе следует выделить несколько важных мероприятий.

Прежде всего необходима исчерпывающая и доступная информация о рынке

труда, содержащая сведения о вакантных местах, квалификационных

требованиях, заработной плате, условиях труда, условиях приема на работу и

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.