бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)

Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией

ресурсов , определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением

пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом

хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению

баланса взаимных интересов, т о есть обеспечивает эффективное

распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной

деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась

проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся

механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты

Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом

оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении

программы приватизации на подведомственной территории, в определении

механизма стимулирования развития территории через фонд имущества,

инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в

налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду

помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование

деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для

социального и экономического развития региона отраслях. [23, с. 16]

Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в

привлечении иностранных инвестиций достаточно четко не определена.

Бесконечная перестройка в правительстве и в других центральных органах

практически свела на нет все попытки координации и регулирования в области

привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном

уровне. Все увеличивающееся число законодательных и нормативных актов,

особенно исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех

льгот, данных иностранным инвесторам ранее принятым законодательством.

В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором

ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов.

Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в

условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и

необходимость обновления большей части производственных фондов во всех

отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не

оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений

капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во-

вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в-

третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти

кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем:

учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным,

что будут учтены потребности отдельных регионов. [18, с. 31]

Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и

отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных

инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта

работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие

другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие

для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если

развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах

приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов

этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и

компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и

др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской

деятельности в отдельных регионах.

Именно поэтому на начальном этапе развития совместного

предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных

промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в

регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы

и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю

(Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и

Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма

характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока,

который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в

рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое

рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы

только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они

имеются практически повсеместно.

В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций

происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по-

прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных

инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие

отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику

Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно-

Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из

других районов России относительно высокий уровень вложений в

Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский

район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.),

из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан

(85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально-

Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и

на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были

произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по

регионам России (см. Приложение 2).

Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных

инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме

производственной деятельности.

В первом полугодии 1992 года и за девять месяцев 1994 года совместными

предприятиями, размещенными в десяти регионах, было произведено около 75%

объема производства продукции СП России. В их число как в 1992 году, так и

в 1994 году вошли Москва (в первом полугодии 1992 г. - 40,3%, за девять

месяцев 1994 г. - 31,7% от общего производства), Тюменская область

(соответственно 11,1 и 15,7%), Краснодарский край (1,7 и 3,2%), Пермская (5

и 1,9%) и Иркутская (1,7 и 2,2%) области. По итогам девяти месяцев 1994

года в первую десятку вошли также Санкт-Петербург (9,7%), Республика

Татарстан (3,2%), Томская область (2,7%), Республика Коми (2,3%) и

Приморский край (2,3%). Около 1% продукции было произведено СП Сахалинской,

Мурманской и Кемеровской областей. Республики Карелии и Хабаровского края.

[22, с. 530]

Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных

предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в

ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к

тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только

свои интересы.

Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено

значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям,

прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на

региональном размещении иностранных инвестиций.

Структуру экспорта СП также трудно назвать прогрессивной. В основном

она отражает потребности западных стран в сырье, а также в продукции

производств, вредных в экологическом отношении. В 1993 году нефть и

продукты ее переработки в общем объеме экспорта СП составили около 42%,

лесоматериалы - 8,2, удобрения - 4,4, рыба мороженая -3,4%.

Эта продукция помимо значительного спроса на нее на мировом рынке имеет

достаточно высокую экспортную эффективность за счет сохраняющегося разрыва

цен на мировом и внутреннем рынках. В структуре импорта СП преобладающее

место также занимают товары, имеющие высокую импортную эффективность. В то

же время современное оборудование и новейшие технологии составляют весьма

незначительный процент.

Наиболее активную роль в экспортно-импортных операциях в 1994 году

играли крупнейшие в России города - Москва и Московская область (52% от

общего объема экспорта СП), Санкт-Петербург (6,8%), а также регионы с

сырьевой ориентацией (Тюменская область - 13,1%, Томская область - 2,4,

Республика Коми - 2,8, Республика Татарстан - 2,0%). Отличительно

особенностью, отражающей региональную специфику деятельности СП в крупных

промышленных центрах России, является отрицательное сальдо их

внешнеэкономической деятельности, а в регион ах, экспортирующих сырье и

морепродукты, они имеют, как правило, значительное превышение экспорта над

импортом. Существующее территориальное размещение СП в России

свидетельствует о том, что интересы зарубежных инвесторов не совпадают с

усилиями российской политики в области привлечения иностранных инвестиций.

[17, с. 19-21]

Все это обусловливает необходимость коренного пере- смотра отношения к

проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь,

значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании

привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического

развития региона.

С учетом потребностей РФ в инвестициях к регионам приоритетного

стимулирования следует отнести края, области и республики:

в структуре народного хозяйства которых значительную долю составляли

оборонные отрасли, подлежащие свертыванию или резкому перепрофилированию

согласно программе конверсии (Уральский, Центральный и Волго-Вятский

экономические районы);

в которых сосредоточены базовые отрасли народного хозяйства, требующие

значительной модернизации (Северный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский

экономические районы. Дальний Восток, Урал, Татарстан);

со значительным падением сельскохозяйственного производства, разрушением

традиционных систем расселения и, как следствие, постоянным оттоком

трудоспособного населения (отдельные районы Нечерноземья);

с экстремальными природно-хозяйственными условиями, снабжение населения

которых осуществляется главным образом за счет централизованных поставок из

других регионов России;

находящиеся в зоне экологических бедствий (некоторые районы Урала, Нижнего

Поволжья, Кузбасс);

пострадавшие от межнациональных столкновений или принимающие основные

потоки беженцев и переселенцев (Северный Кавказ).

В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных

рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность.

Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно

полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос

о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения

этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию

совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить

крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных

различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление

одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями

ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных

инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны.

В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных

рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность.

Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно

полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос

о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения

этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию

совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить

крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных

различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление

одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями

ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных

инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны. [28, с. 3-4]

3.2. Инвестиции в Республике Мордовия

С января 1990 года в Мордовию начал поступать иностранный капитал. В

настоящее время на территории республики зарегистрированы 18 предприятий с

иностранными инвестициями. Необходимость привлечения в республику

иностранного капитала определяют стоящие перед Мордовией задачи структурной

перестройки хозяйственного комплекса, становления и развития фондового

рынка при имеющемся дефиците финансовых ресурсов.

Активизация внешнеэкономической политики Мордовии определяется и

координируется принятым Государственным Собрание законом "Об иностранных

инвестициях в Республике Мордовия". Он гарантирует и регулирует налоговые

льготы для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты с участием

иностранного капитала, путем предоставления займов, кредитов, имущества и

имущественных прав. Одновременно действие закона распространяется на

отечественных юридических и физических лиц, принимающих участие в

реализации инвестиционных проектов с долей иностранного капитала. Налоговые

льготы - снижение налоговых ставок на прибыль, имущество и земельный налог

- позволяет активизировать привлечение отечественного и иностранного

капитала в экономику республики. [24, с. 36]

Принятие закона "Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия" уже

дает ощутимые результаты. Внешнеторговый оборот республики со странами

ближнего и дальнего зарубежья, по предварительной оценке, за 1997 год

достиг 47 млн долларов США. (см. Приложение 1)

Сегодня внешнеторговую деятельность осуществляют около 70 предприятий и

организаций республики различных форма собственности. Их торговые партнеры

находятся в 48 странах. Наибольший объем внешней торговли приходится на АО

"Лисма", АО "Резинотехника", АО "Сарансккабель", АО "Биохимик", АО

"Электровыпрямитель". (см. Приложение 3)

В рамках реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита

правительственной делегации Республики Мордовия в Итальянскую Республику,

подготовлены проекты соглашений о сотрудничестве между правительством

Республики Мордовия и областями Ломбардия и Лацио. Приняты меры по

включению проектов пяти предприятий республики на общую сумму более 27,5

млн долларов США в итальянскую и немецкую кредитные линии.

Разработан "Инвестиционный паспорт Республики Мордовия", включающий в

себя перечень проектов с их характеристиками, объемами инвестиций и сроками

окупаемости. [22, с. 539]

Результатом такой политики является заинтересованность зарубежных

инвесторов в реализации проектов предприятий республики. Акционерным

обществом "Сарансккабель" и швейцарско-финской компанией "Нокиа-Майллефер"

подготовлены контракты на поставку и монтаж технологического оборудования

для производства кабелей на сумму более 10 млн долларов США. Финансирование

будет осуществляться под гарантии правительства России по швейцарской

кредитной линии. Англо-американской фирмой "Массей Фергюсон" при содействии

правительства РМ подписано соглашение о создании СП "Фергюсон-Сарэкс" по

производству тракторов на базе АО "Сарэкс" с годовым выпуском 25 тыс. штук

с привлечением других предприятий республики. Ведутся переговоры с немецкой

фирмой "Карл Ценнер" по созданию совместного предприятия по выпуску

водосчетчиков на базе ОАО "Саранский приборостроительный завод", изучается

предложение немецкой фирмы "Фритц Вернер" о создании на площадях АО

"Висмут" производства мобильных телефонов по технологии фирмы "Сименс".

Заметно активизировалась работа по привлечению кредитных ресурсов

отечественных коммерческих банков, и в первую очередь таких, как

"Российский кредит", "Возрождение", "Инкомбанк" и других. Так, с участием

КБ Российский кредит" и международной финансовой корпорации "Мерилл Линч"

прорабатывается вопрос размещения еврооблигаций Республики Мордовии на

мировых фондовых биржах. Развивается сотрудничество с деловыми кругами

Финляндии и Ближнего Востока. [25, с. 17-18]

На территории Мордовии зарегистрировано 24 совместных, иностранных

предприятия и филиала. Они созданы при участии инвесторов из Индии,

Австрии, Узбекистана, Германии, Турции, Венгрии, Молдавии, Украины, Польши,

Южной Кореи, Великобритании, США, Сянгана (Гонконга), Лихтенштейна. Сумма

уставного капитала по зарегистрированным совместным и иностранным

предприятиям на 1 июля 1997 года составила 924,3 млн рублей, при этом доля

зарубежных партнеров в уставном капитале достигла 55,6 %.

Правительством Республики Мордовия была создана и зарегистрирована

в Великобритании как британская фирма с ограниченной ответственностью

инвестиционная компания "Моросса Лтд.". Ее цель - привлечение иностранного

капитала в республику для финансовой стабилизации экономики, создания

реальных условий для развития народного хозяйства, а значит и создание

новых рабочих мест, и решение социальных проблем. Учредителями "Моросса

Лтд." являются правительственные организации Республики Мордовия.

Конечно, главная задача фирмы - поиск инвесторов, но не секрет, что

многие из них не идут пока работать в российскую экономику из-за

недостаточной финансовой и правовой защиты своих интересов в России.

"Моросса Лтд." Такую защиту западным партнерам гарантирует от лица

правительства Мордовии.

Стоит сказать и о том, что "Моросса Лтд." - член Торгово-промышленной

палаты Великобритании, уполномоченный представитель корпорации "Англо

Американ Групп" в России, поддерживает тесные деловые отношения с такими

всемирно известными финансовыми компаниями, как "Англо-Американ Венчурз",

"Мерилл Линч интернешнл", с Европейским банком реконструкции и развития,

банком "Кредитоншталь", "Нэшнл Уэстминстер Банк", "Барклайс банк" и

другими. Это позволяет фирме иметь независимые и постоянные источники

финансирования, а значит оперативно и эффективно решать вопросы

инвестирования и кредитования.

Основными направлениями работы "Моросса Лтд." являются:

1. подготовка и оказание содействия выхода западных фирм на рынок Мордовии

и других субъектов Российской Федерации;

2. структуризация проектов для привлечения западных и российских инвесторов

и партнеров;

3. подбор и предоставление инвестиционных проектов потенциальным западным и

российским партнерам, включая возможных поставщиков оборудования, а также

операторов и покупателей готовой продукции;

4. поиск организаций, способных обеспечить финансирование различных

проектов, включая западные государственные агентства по оказанию

экспертных кредитов, коммерческие банки, лизинговые компании,

специализированные международные банки, частных инвесторов, и работа с

ними;

5. содействие в подготовке технико-экономических обоснований по западным

стандартам, включающее в себя компьютерное моделирование, разработку схем

страхования от возможных рисков, а также документации для кредиторов;

6. содействие в выборе оптимальной правовой и коммерческой структуры

инвестиционного проекта;

7. получение всех лицензий и разрешений необходимых для осуществления

проекта;

8. подготовка гарантий финансовой и правовой защиты интересов западных

инвесторов в России, а также по ряду других направлений. [28, с. 20-21]

Компанией "Моросса Лтд." Подготовлены и представлены в различные

финансовые структуры бизнес-планы 8 республиканских предприятий на общую

сумму 164,5 млн долларов США. Среди них проекты АО "Лисма", "Ламзурь",

"Электровыпрямитель", "Мордовцемент", "Связьинформ", "Саранский

приборостроительный завод", "Центролит", "Рузхиммаш", ГП "Саранский

аэропорт" и другие. Будучи членом Торгово-промышленной палаты

Великобритании, "Моросса Лтд." Обеспечила поставку в республику низаплина

(средства для консервирования пищевых продуктов), а также участвовала в

разработке контракта на поставку в Мордовию медикаментов.

Одним из самых важных событий 1997 года в жизни промышленной Мордовии

стало объединение светотехнических предприятий республики под "крылом"

крупнейшего производителя источников света в стране Саранского АО "Лисма".

Вскоре после объединения на фондовых рынках республики акции "Лисмы"

подорожали ровно вдвое - с 50 тысяч (в прежних ценах) до 100 тысяч за

ценную бумагу номиналом 1000 рублей, и финансисты АО высказали уверенность

в том, что в течение 1998 года рыночная стоимость акции достигнет

миллионной отметки. "Лисма" по-прежнему крупнейшее светотехническое

предприятие страны, производящее 67 % источников света в России. [22, с.

540]

Объединение решает и задачи развития производства. Подготовлено

несколько бизнес-планов, их которых наиболее крупными являются четыре

проекта. Первый из них - освоение собственного производства вольфрамовой и

молибденовой нити для ламп накаливания. Тот материал, который используется

в настоящее время, весьма низкого качества, и поставляется он из

Узбекистана. Свой, к тому же, будет значительно дешевле. Второй проект -

налаживание производства стеклянных колб для ламп по новой технологии. Ее

применение позволит значительно снизить себестоимость готовых изделий и

высвободит значительные площади под новое производство.

Продолжая курс на все более полное самообеспечение, АО "Лисма" начало

строительство крупной картонажной фабрики по выпуску гофротары как для

собственных нужд, так и для потребностей других предприятий. Объем будущего

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.