|
Природа экономического кризиса в России (конец 80-90 гг.)Так или иначе им приходится заниматься инфраструктурой, мобилизацией ресурсов , определением приоритетов хозяйственного развития, обеспечением пропорций и взаимосвязей в экономике, отстаивать свои интересы в мировом хозяйстве. Регулирование на региональном уровне способствует достижению баланса взаимных интересов, т о есть обеспечивает эффективное распределение доходов и ресурсов в интересах всех участников хозяйственной деятельности. Поэтому не случайно в последнее время резко обострилась проблема увязки методов государственного регулирования с формирующимся механизмом хозяйствования на уровне субъектов Федерации. Субъекты Федерации выступают за повышение их роли в организационно-правовом оформлении регионального рыночного механизма, в разработке и проведении программы приватизации на подведомственной территории, в определении механизма стимулирования развития территории через фонд имущества, инвестиционные фонды и холдинговые компании, в установлении системы льгот в налогообложении, платы за сырье и материалы, коммунальные услуги , аренду помещений и территорий, что обеспечивает стимулирование и регулирование деятельности предприятий с иностранными инвестициями в наиболее важных для социального и экономического развития региона отраслях. [23, с. 16] Но во всех законодательных актах роль субъектов Федерации в привлечении иностранных инвестиций достаточно четко не определена. Бесконечная перестройка в правительстве и в других центральных органах практически свела на нет все попытки координации и регулирования в области привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику н а федеральном уровне. Все увеличивающееся число законодательных и нормативных актов, особенно исполнительной власти, привело к почти полной ликвидации всех льгот, данных иностранным инвесторам ранее принятым законодательством. В результате иностранное предпринимательство так и не стало фактором ускорения социально-экономического развития России и отдельных ее регионов. Учитывая все возрастающий дефицит финансовых и материальных ресурсов в условиях огромной потребности в них, структурную перестройку экономики и необходимость обновления большей части производственных фондов во всех отраслях экономики, игнорирование такого источника инвестиций не оправданно. Расчет на зарубежные кредиты не заменит прямых вложений капитала, так как, во-первых, крайне сложно получить эти кредиты, во- вторых, их явно недостаточно для покрытия потребности в инвестициях, в- третьих, из-за сложившейся в стране обстановки нет уверенности, что эти кредиты будут направлены на решение действительно первоочередных проблем: учитывая централизованный порядок их использования, нельзя быть уверенным, что будут учтены потребности отдельных регионов. [18, с. 31] Помимо нестабильной политической обстановки, экономического спада и отсутствия гарантий для предпринимательской деятельности, иностранных инвесторов сдерживают слабое развитие инфраструктуры, отсутствие опыта работы в условиях рыночной экономики у российских руководителей и многие другие причины, которые характерны для всех регионов страны. Но эти общие для страны в целом проблемы имеют и региональные особенности. Так, если развитие инфраструктуры в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах приближается к международному уровню, то в большинстве других регионов этот уровень крайне низок. Существенные различия в условиях подготовки и компетентности кадров, информационном обеспечении, структуре производства и др. не могут не сказаться на уровне развития совместной предпринимательской деятельности в отдельных регионах. Именно поэтому на начальном этапе развития совместного предпринимательства наиболее характерной была концентрация СП в крупных промышленных центрах России - Москве и Санкт-Петербурге, а также в регионах, в экспортном потенциале которых преобладают сырьевые ресурсы и/или расположенных вблизи границы, а также имеющих выход к морю (Приморский и Хабаровский края, Мурманская, Саратовская, Сахалинская и Самарская области, а также республики Карелия и Татарстан). Весьма характерен был рост числа СП, расположенных в районе Дальнего Востока, который стимулировался наиболее благоприятным режимом налогообложения в рамках России. По мере роста численности СП происходило и их некоторое рассредоточение по территории России: если в 1990 году СП были созданы только в 47 регионах, то в 1991 году - в 67, а к настоящему времени они имеются практически повсеместно. В настоящее время в региональном размещении иностранных инвестиций происходят существенные сдвиги. Наибольший объем иностранных инвестиций по- прежнему приходится на Москву (30,2% от общего объема прямых иностранных инвестиций). Однако в связи с увеличением иностранных вложений в добывающие отрасли существенно возросли вложения в Северный район Росси и (Республику Коми и Архангельскую область), на который приходится 22,4%, и Западно- Сибирский район (Тюменская область и Ханты-Мансийский округ) - 14,7% . Из других районов России относительно высокий уровень вложений в Дальневосточном регионе и Санкт-Петербурге. Из вложений в Волго-Вятский район основная часть приходится на Республику Марий Эл (211,4 млн. долл.), из вложений в Поволжский район существенная доля приходится на Татарстан (85,5 млн. долл.). Пока крайне низкий уровень вложений в Центрально- Черноземном районе, незначительны вложения на Урале, в Восточной Сибири и на Северном Кавказе. Правда, в 1994 году относительно крупные вложения были произведены в Иркутской области и Краснодарском крае. Приводятся данные по регионам России (см. Приложение 2). Размещение совместных предприятий, а также объемов иностранных инвестиций предопределило неравнозначное участие СП в объеме производственной деятельности. В первом полугодии 1992 года и за девять месяцев 1994 года совместными предприятиями, размещенными в десяти регионах, было произведено около 75% объема производства продукции СП России. В их число как в 1992 году, так и в 1994 году вошли Москва (в первом полугодии 1992 г. - 40,3%, за девять месяцев 1994 г. - 31,7% от общего производства), Тюменская область (соответственно 11,1 и 15,7%), Краснодарский край (1,7 и 3,2%), Пермская (5 и 1,9%) и Иркутская (1,7 и 2,2%) области. По итогам девяти месяцев 1994 года в первую десятку вошли также Санкт-Петербург (9,7%), Республика Татарстан (3,2%), Томская область (2,7%), Республика Коми (2,3%) и Приморский край (2,3%). Около 1% продукции было произведено СП Сахалинской, Мурманской и Кемеровской областей. Республики Карелии и Хабаровского края. [22, с. 530] Отсутствие льготного режима по стимулированию иностранных предпринимателей вкладывать свои капиталы в регионы и отдельные отрасли, в ускоренном развитии которых заинтересована российская сторона, приводит к тому, что при инвестировании средств зарубежные партнеры учитывают только свои интересы. Размещение объемов иностранных инвестиций по регионам обусловлено значительным интересом иностранных предпринимателей к сырьевым отраслям, прежде всего топливно-энергетического комплекса, что отражается на региональном размещении иностранных инвестиций. Структуру экспорта СП также трудно назвать прогрессивной. В основном она отражает потребности западных стран в сырье, а также в продукции производств, вредных в экологическом отношении. В 1993 году нефть и продукты ее переработки в общем объеме экспорта СП составили около 42%, лесоматериалы - 8,2, удобрения - 4,4, рыба мороженая -3,4%. Эта продукция помимо значительного спроса на нее на мировом рынке имеет достаточно высокую экспортную эффективность за счет сохраняющегося разрыва цен на мировом и внутреннем рынках. В структуре импорта СП преобладающее место также занимают товары, имеющие высокую импортную эффективность. В то же время современное оборудование и новейшие технологии составляют весьма незначительный процент. Наиболее активную роль в экспортно-импортных операциях в 1994 году играли крупнейшие в России города - Москва и Московская область (52% от общего объема экспорта СП), Санкт-Петербург (6,8%), а также регионы с сырьевой ориентацией (Тюменская область - 13,1%, Томская область - 2,4, Республика Коми - 2,8, Республика Татарстан - 2,0%). Отличительно особенностью, отражающей региональную специфику деятельности СП в крупных промышленных центрах России, является отрицательное сальдо их внешнеэкономической деятельности, а в регион ах, экспортирующих сырье и морепродукты, они имеют, как правило, значительное превышение экспорта над импортом. Существующее территориальное размещение СП в России свидетельствует о том, что интересы зарубежных инвесторов не совпадают с усилиями российской политики в области привлечения иностранных инвестиций. [17, с. 19-21] Все это обусловливает необходимость коренного пере- смотра отношения к проблемам привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь, значительного повышения роли субъектов Федерации в регулировании привлечения иностранного капитала с учетом задач социально-экономического развития региона. С учетом потребностей РФ в инвестициях к регионам приоритетного стимулирования следует отнести края, области и республики: в структуре народного хозяйства которых значительную долю составляли оборонные отрасли, подлежащие свертыванию или резкому перепрофилированию согласно программе конверсии (Уральский, Центральный и Волго-Вятский экономические районы); в которых сосредоточены базовые отрасли народного хозяйства, требующие значительной модернизации (Северный, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы. Дальний Восток, Урал, Татарстан); со значительным падением сельскохозяйственного производства, разрушением традиционных систем расселения и, как следствие, постоянным оттоком трудоспособного населения (отдельные районы Нечерноземья); с экстремальными природно-хозяйственными условиями, снабжение населения которых осуществляется главным образом за счет централизованных поставок из других регионов России; находящиеся в зоне экологических бедствий (некоторые районы Урала, Нижнего Поволжья, Кузбасс); пострадавшие от межнациональных столкновений или принимающие основные потоки беженцев и переселенцев (Северный Кавказ). В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность. Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны. В настоящее время краевые и областные органы власти имеют мало реальных рыночных рычагов воздействия на предпринимательскую деятельность. Существующая система налогов лишает местные органы возможности достаточно полно финансировать создание высококлассной инфраструктуры. Не решен вопрос о праве субъектов Федерации на распоряжение землей и недрами. Без решения этих кардинальных вопросов, как и ряда других, меры по регулированию совместного предпринимательства на уровне субъектов Федерации будут носить крайне ограниченный характер. В то же время при столь существенных различиях в условиях воспроизводства, как в России, установление одинакового режима деятельности предприятий с иностранными инвестициями ставит в неравные условия различные регионы, что сдерживает иностранных инвесторов при вложении капитала во многих регионах страны. [28, с. 3-4] 3.2. Инвестиции в Республике Мордовия С января 1990 года в Мордовию начал поступать иностранный капитал. В настоящее время на территории республики зарегистрированы 18 предприятий с иностранными инвестициями. Необходимость привлечения в республику иностранного капитала определяют стоящие перед Мордовией задачи структурной перестройки хозяйственного комплекса, становления и развития фондового рынка при имеющемся дефиците финансовых ресурсов. Активизация внешнеэкономической политики Мордовии определяется и координируется принятым Государственным Собрание законом "Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия". Он гарантирует и регулирует налоговые льготы для организаций, осуществляющих инвестиционные проекты с участием иностранного капитала, путем предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав. Одновременно действие закона распространяется на отечественных юридических и физических лиц, принимающих участие в реализации инвестиционных проектов с долей иностранного капитала. Налоговые льготы - снижение налоговых ставок на прибыль, имущество и земельный налог - позволяет активизировать привлечение отечественного и иностранного капитала в экономику республики. [24, с. 36] Принятие закона "Об иностранных инвестициях в Республике Мордовия" уже дает ощутимые результаты. Внешнеторговый оборот республики со странами ближнего и дальнего зарубежья, по предварительной оценке, за 1997 год достиг 47 млн долларов США. (см. Приложение 1) Сегодня внешнеторговую деятельность осуществляют около 70 предприятий и организаций республики различных форма собственности. Их торговые партнеры находятся в 48 странах. Наибольший объем внешней торговли приходится на АО "Лисма", АО "Резинотехника", АО "Сарансккабель", АО "Биохимик", АО "Электровыпрямитель". (см. Приложение 3) В рамках реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита правительственной делегации Республики Мордовия в Итальянскую Республику, подготовлены проекты соглашений о сотрудничестве между правительством Республики Мордовия и областями Ломбардия и Лацио. Приняты меры по включению проектов пяти предприятий республики на общую сумму более 27,5 млн долларов США в итальянскую и немецкую кредитные линии. Разработан "Инвестиционный паспорт Республики Мордовия", включающий в себя перечень проектов с их характеристиками, объемами инвестиций и сроками окупаемости. [22, с. 539] Результатом такой политики является заинтересованность зарубежных инвесторов в реализации проектов предприятий республики. Акционерным обществом "Сарансккабель" и швейцарско-финской компанией "Нокиа-Майллефер" подготовлены контракты на поставку и монтаж технологического оборудования для производства кабелей на сумму более 10 млн долларов США. Финансирование будет осуществляться под гарантии правительства России по швейцарской кредитной линии. Англо-американской фирмой "Массей Фергюсон" при содействии правительства РМ подписано соглашение о создании СП "Фергюсон-Сарэкс" по производству тракторов на базе АО "Сарэкс" с годовым выпуском 25 тыс. штук с привлечением других предприятий республики. Ведутся переговоры с немецкой фирмой "Карл Ценнер" по созданию совместного предприятия по выпуску водосчетчиков на базе ОАО "Саранский приборостроительный завод", изучается предложение немецкой фирмы "Фритц Вернер" о создании на площадях АО "Висмут" производства мобильных телефонов по технологии фирмы "Сименс". Заметно активизировалась работа по привлечению кредитных ресурсов отечественных коммерческих банков, и в первую очередь таких, как "Российский кредит", "Возрождение", "Инкомбанк" и других. Так, с участием КБ Российский кредит" и международной финансовой корпорации "Мерилл Линч" прорабатывается вопрос размещения еврооблигаций Республики Мордовии на мировых фондовых биржах. Развивается сотрудничество с деловыми кругами Финляндии и Ближнего Востока. [25, с. 17-18] На территории Мордовии зарегистрировано 24 совместных, иностранных предприятия и филиала. Они созданы при участии инвесторов из Индии, Австрии, Узбекистана, Германии, Турции, Венгрии, Молдавии, Украины, Польши, Южной Кореи, Великобритании, США, Сянгана (Гонконга), Лихтенштейна. Сумма уставного капитала по зарегистрированным совместным и иностранным предприятиям на 1 июля 1997 года составила 924,3 млн рублей, при этом доля зарубежных партнеров в уставном капитале достигла 55,6 %. Правительством Республики Мордовия была создана и зарегистрирована в Великобритании как британская фирма с ограниченной ответственностью инвестиционная компания "Моросса Лтд.". Ее цель - привлечение иностранного капитала в республику для финансовой стабилизации экономики, создания реальных условий для развития народного хозяйства, а значит и создание новых рабочих мест, и решение социальных проблем. Учредителями "Моросса Лтд." являются правительственные организации Республики Мордовия. Конечно, главная задача фирмы - поиск инвесторов, но не секрет, что многие из них не идут пока работать в российскую экономику из-за недостаточной финансовой и правовой защиты своих интересов в России. "Моросса Лтд." Такую защиту западным партнерам гарантирует от лица правительства Мордовии. Стоит сказать и о том, что "Моросса Лтд." - член Торгово-промышленной палаты Великобритании, уполномоченный представитель корпорации "Англо Американ Групп" в России, поддерживает тесные деловые отношения с такими всемирно известными финансовыми компаниями, как "Англо-Американ Венчурз", "Мерилл Линч интернешнл", с Европейским банком реконструкции и развития, банком "Кредитоншталь", "Нэшнл Уэстминстер Банк", "Барклайс банк" и другими. Это позволяет фирме иметь независимые и постоянные источники финансирования, а значит оперативно и эффективно решать вопросы инвестирования и кредитования. Основными направлениями работы "Моросса Лтд." являются: 1. подготовка и оказание содействия выхода западных фирм на рынок Мордовии и других субъектов Российской Федерации; 2. структуризация проектов для привлечения западных и российских инвесторов и партнеров; 3. подбор и предоставление инвестиционных проектов потенциальным западным и российским партнерам, включая возможных поставщиков оборудования, а также операторов и покупателей готовой продукции; 4. поиск организаций, способных обеспечить финансирование различных проектов, включая западные государственные агентства по оказанию экспертных кредитов, коммерческие банки, лизинговые компании, специализированные международные банки, частных инвесторов, и работа с ними; 5. содействие в подготовке технико-экономических обоснований по западным стандартам, включающее в себя компьютерное моделирование, разработку схем страхования от возможных рисков, а также документации для кредиторов; 6. содействие в выборе оптимальной правовой и коммерческой структуры инвестиционного проекта; 7. получение всех лицензий и разрешений необходимых для осуществления проекта; 8. подготовка гарантий финансовой и правовой защиты интересов западных инвесторов в России, а также по ряду других направлений. [28, с. 20-21] Компанией "Моросса Лтд." Подготовлены и представлены в различные финансовые структуры бизнес-планы 8 республиканских предприятий на общую сумму 164,5 млн долларов США. Среди них проекты АО "Лисма", "Ламзурь", "Электровыпрямитель", "Мордовцемент", "Связьинформ", "Саранский приборостроительный завод", "Центролит", "Рузхиммаш", ГП "Саранский аэропорт" и другие. Будучи членом Торгово-промышленной палаты Великобритании, "Моросса Лтд." Обеспечила поставку в республику низаплина (средства для консервирования пищевых продуктов), а также участвовала в разработке контракта на поставку в Мордовию медикаментов. Одним из самых важных событий 1997 года в жизни промышленной Мордовии стало объединение светотехнических предприятий республики под "крылом" крупнейшего производителя источников света в стране Саранского АО "Лисма". Вскоре после объединения на фондовых рынках республики акции "Лисмы" подорожали ровно вдвое - с 50 тысяч (в прежних ценах) до 100 тысяч за ценную бумагу номиналом 1000 рублей, и финансисты АО высказали уверенность в том, что в течение 1998 года рыночная стоимость акции достигнет миллионной отметки. "Лисма" по-прежнему крупнейшее светотехническое предприятие страны, производящее 67 % источников света в России. [22, с. 540] Объединение решает и задачи развития производства. Подготовлено несколько бизнес-планов, их которых наиболее крупными являются четыре проекта. Первый из них - освоение собственного производства вольфрамовой и молибденовой нити для ламп накаливания. Тот материал, который используется в настоящее время, весьма низкого качества, и поставляется он из Узбекистана. Свой, к тому же, будет значительно дешевле. Второй проект - налаживание производства стеклянных колб для ламп по новой технологии. Ее применение позволит значительно снизить себестоимость готовых изделий и высвободит значительные площади под новое производство. Продолжая курс на все более полное самообеспечение, АО "Лисма" начало строительство крупной картонажной фабрики по выпуску гофротары как для собственных нужд, так и для потребностей других предприятий. Объем будущего |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |