бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Политика реформ и экономическая безопасность России

когда часть зарплаты занятых накапливается за время их работы на

специальных счетах и используется после выхода на пенсию на увеличение

пенсионных выплат. При этом будет ограничиваться необходимость наращивания

в будущем бюджетных средств, направляемых в нынешнюю распределительную

пенсионную систему. Учитывая перспективу старения населения, не удастся,

видимо, избежать и поэтапного повышения пенсионного возраста до принятых в

мире рубежей.

Важная роль отводится жилищно-коммунальной реформе, направленной на

сокращение бюджетных дотаций жилищно-коммунальному хозяйству и устранение

социальной несправедливости в этой области.

Реформа предполагает постепенное, но последовательное увеличение доли

населения (за счет в первую очередь состоятельных слоев) в покрытии

расходов жилищно-коммунального хозяйства при снижении самих этих расходов

благодаря демонополизации предоставления услуг и переходу от дотирования

жилищно-коммунальных предприятий к дотированию потребителей их услуг.

Реформа образования, нацеленная на повышение уровня образованности и

раскрытие способностей граждан, будет сопровождаться усилением роли

инвестиций в эту сферу (включая повышение заработной платы преподавателей,

формирование современной информационной базы и передовых учебных

технологий, проведение структурных реформ системы образования, в том числе

развитие начального профессионального образования). Начнет стираться

разница между государственными и частными учебными заведениями, поскольку

госзаказ и государственные средства предполагается распределять на

конкурсных началах. Предусматривается также система мер по привлечению в

учебные заведения внебюджетных средств.

В области здравоохранения намечается обеспечить всеобщую доступность

базовой программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи

при повышении качества медицинских услуг. Это потребует в перспективе

некоторого увеличения государственных расходов на здравоохранение в

реальном выражении. Экономия будет достигаться, в частности, путем

рационального уменьшения плановой госпитализации и увеличения врачебной

помощи в дневных стационарах и стационарах на дому. Пациенты получат право

выбора врачей и лечебных учреждений в условиях конкуренции страховых

компаний, обеспечивающих обязательное и добровольное медицинское

страхование.

Экономии бюджетных средств смогут также способствовать в перспективе

военная реформа, предусматривающая сокращение контингента войск и снижение

общих расходов на оборону при повышении обороноспособности страны благодаря

лучшему техническому оснащению и высокой обученности соединений,

переводимых на профессиональную основу; аграрная реформа, призванная наряду

с решением проблемы частной собственности на землю обеспечить нормальное

кредитование сельскохозяйственного производства вместо крайне

неэффективного дотирования из бюджета; завершение реструктуризации угольной

промышленности, показавшей способность в конечном счете сводить на нет

зависимость от бюджета, а также других производств, получающих дотации.

Важная роль принадлежит также реформе в сфере государственного

управления, которая должна сочетать сокращение раздутого госаппарата с

повышением уровня его квалификации и эффективности, а также с

“выкорчевыванием” коррупции, которая все больше становится тормозом и

инвестиционного процесса, и развития страны в целом.

Система реформ бюджетной сферы относится к числу наиболее масштабных и

сложных этапов реформирования. Она требует, с одной стороны,

последовательности, а с другой – взвешенности и высокой организации,

поскольку затрагивает интересы практически всего населения.

Даже беглое рассмотрение современных экономических проблем показывает,

что для использования шанса перехода от длительного спада к интенсивному

росту на новом качественном уровне предстоит пройти сложный этап масштабных

реформ. Расчеты экспертов свидетельствуют, что при всех ограничениях

существует реальная возможность выйти в ближайшее 10-летие на среднегодовые

темпы в 5-6% и достичь к 2010 г. общего увеличения ВВП на 70-80%. На такой

основе можно начать сокращение резко усилившегося отставания от развитых

стран.

Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу

государственности России. Всему этому виной - состояние экономики. Как его

оценить, как принимать решения по выводу её из затянувшегося кризиса?

Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается

по-видимому достаточно давно так как начало этому положил ещё Ф.Рузвельт в

1934 году началом использования термина экономическая безопасность.

В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета

Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной

стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996

года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности,

посвященные проблемам экономической безопасности.

Во время реформ и переходных явлений любой непрогнозируемый шаг или

внешнее воздействие могут стать причиной тяжелых последствий, поэтому

становится ясным необходимость дальнейшей разработки проблем экономической

безопасности.

2. Экономическая безопасность России

2.1. Общее понятие

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности -

это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной

жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это объясняется тем, что

экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности

общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной

безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её

прочности при возможных внешних и внутренних угрозах. Поэтому обеспечение

экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных

приоритетов.

Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему

государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как

обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального

мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все

взаимосвязанно, и одно направление дополняет другое: не может быть военной

безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни

военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом

социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности,

нельзя обойти их экономические аспекты.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая

качественная характеристика экономической системы, которая определяет её

способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения,

устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также

последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в

которой можно выделить три её важнейших элемента:

1. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что

международное разделение труда делает национальные экономики

взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая

независимость означает возможность контроля за национальными ресурсами,

достижение такого уровня производства, эффективности и качества

продукции, который обеспечивает её конкурентноспособность и позволяет на

равных учавствовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене

научно-техническими достижениями.

2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предполагающие

защиту собственности во всех её формах, создание надежных условий и

гарантий для предпринимательской активности, сдерживание факторов,

способных дестабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами

в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов,

грозящих вызвать социальные потрясения и т. д.).

3. Способность к саморазвитию и прогрессу, что особенно важно в

современном, динамично развивающемся мире. Создание благоприятного

климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства,

повышение профессионального, образовательного и общекультурного уровня

работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости

и самосохранения национальной экономики.[4]

Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и

факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её

стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и

самосовершенствованию. Глубочайший кризис охвативший российское общество,

существенно осложняет решение задач, связанных с отражением угроз

экономической безопасности.

Для лучшего понимания сущности экономической безопасности важно

уяснить её связь с понятиями “развитие” и “устойчивость”. Развитие - один

из компонентов экономической безопасности. Ведь если экономика не

развивается, то резко сокращаются возможности её выживания, а также

сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам.

Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой

системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему

характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует

прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других

связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние

“нагрузки”. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с

точки зрения способности к самовыживанию в условиях внутренних и внешних

угроз, а также действия непредсказуемых и труднопрогнозируемых факторов.[5]

Чем более устойчивы экономическая система (например, межотраслевая

структура), соотношение производственного и финансово-банковского капитала

и т. д., тем жизнеспособнее экономика, а значит и оценка её безопасности

будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными

компонентами системы ведет к дестабилизации и является сигналом перехода

экономики от безопасного состояния к опасному.

Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и

показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния

экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность

экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает в

себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня

эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия

уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором

угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму;

конкурентноспособности экономики; целостности территории и экономического

пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния

внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и

разрешения социальных конфликтов.

Система показателей-индикаторов, получивших количественное выражение,

позволяет заблаговременно сигнализировать о грозящей опасности и

предпринимать меры по её предупреждению.

Для экономической безопасности значение имеют не сами показатели, а их

пороговые значения. Пороговые значения - это предельные величины,

несоблюдение значений которых препятствует нормальному ходу развития

различных элементов воспроизводства, приводит к формированию негативных,

разрушительных тенденций в области экономической безопасности. В качестве

примера (по отношению к внутренним угрозам) можно назвать уровень

безработицы, разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченными

группами населения, темпы инфляции. Приближение к их предельно допустимой

величине свидетельствует о нарастании угроз социально - экономической

стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых, значений - о

вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть

о реальном подрыве экономической безопасности. С точки зрения внешних угроз

в качестве индикаторов могут выступать предельно допустимый уровень

государственного долга, сохранение или утрата позиций на мировом рынке,

зависимость национальной экономики и её важнейших секторов (включая

оборонную промышленность) от импорта зарубежной техники, комплектующих

изделий или сырья.

Важно подчеркнуть, что наивысшая степень безопасности достигается при

условии, что весь комплекс показателей находится в пределах допустимых

границ своих пороговых значений, а пороговые значения одного показателя

достигаются не в ущерб другим. Например, снижение темпа инфляции до

предельного уровня не должно приводить к повышению уровня безработицы сверх

допустимого предела, или снижение дифицита бюджета до порогового значения -

к полному замораживанию капиталовложений и падению производства и т. д.

Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений

пороговых показателей национальная экономика теряет способность к

динамичному саморазвитию, конкурентноспособность на внешних и внутренних

рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных

монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего

и внешнего грабежа национального богатства.

2.2. Характеристика основных ее показателей

Среди показателей экономической безопасности можно выделить

показатели:

. экономического роста (динамика и структура национального производства и

дохода, показатели объемов и темпов промышленного производства,

отраслевая структура хозяйства и динамика отдельных отраслей,

капиталовложения и др.);

. характеризующие природно-ресурсный, производственный, научно-технический

потенциал страны;

. характеризующие динамичность и адаптивность хозяйственного механизма, а

также его зависимость от внешних факторов (уровень инфляции, дефицит

консолидированного бюджета, действие внешнеэкономических факторов,

стабильность национальной валюты, внутреннюю и внешнюю задолженность);

. качества жизни (ВВП на душу населения, уровень дифференциации доходов,

обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами,

трудоспособность населения, состояние окружающей среды и т. д.) [6]

. Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой

показателей общехозяйственного и социально-экономического значения,

отражающих, в частности:

. предельно допустимый уровень снижения экономической активности, объемов

производства, инвестирования и финансирования, за пределами которого

невозможно самостоятельное экономическое развитие страны на технически

современном, конкурентноспособном базисе, сохранение демократических

основ общественного строя, поддержание оборонного, научно-технического,

инновационного, инвестиционного и образовательно-квалификационного

потенциала;

. предельно допустимое снижение уровня и качества жизни основной массы

населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых

социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов; создается

угроза утраты наиболее продуктивной части национального “человеческого

капитала” и нации как органичной части цивилизованной общности;

. предельно допустимый уровень снижения затрат на поддержание и

воспроизводство природно-экологического потенциала, за пределами которого

возникает опасность необратимого разрушения элементов природной среды,

утраты жизненно важных ресурсных источников экономического роста, а также

значительных территорий проживания, размещения производства и рекреации,

нанесение непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущего поколений и

др.[7]

Обобщая выше сказанное, можно сказать, что экономическая безопасность

- это способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение

общественных потребностей на национальном и международном уровнях. Иными

словами, экономическая безопасность представляет собой совокупность

внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому

росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности

общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентноспособность на

внешних и внутренних рынках, гарантирующую от различного рода угроз и

потерь.

Из этого можно сделать два вывода:

Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться прежде

всего эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами,

осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе

высокой производительности труда, качества продукции и т. д.

Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является

прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она

должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями

и структурами экономики.[8]

2.3. Экономика России с точки зрения экономической безопасности

Анализ состояния народного хозяйства России, приводит к ряду выводов:

Во-первых, к исходу этой пятилетки наша экономика утратила способность

к осуществлению не только расширенного, но и простого воспроизводства.

Во-вторых, в годы реформ, в результате падения объемов производства в

обрабатывающей промышленности превышающем падение в добывающих отраслях,

удельный вес последних в общем объеме производящейся народным хозяйством

продукции сильно возрос.

В-третьих, качественные изменения в экономике обусловили серьезнейшие

социальные последствия: двукратное сокращение реальных доходов населения;

лишение граждан гарантий на труд и жилье, бесплатные образование и

медицинское обслуживание; практика всеобщих задержек выплаты зарплаты,

пенсий и стипендий; стремительный рост нищеты, преступности, детской

беспризорности; резкое уменьшение продолжительности жизни. И все это

происходит на фоне все большей дифференциации граждан по доходам,

благосостоянию и положению в обществе.

В таких сложных условиях с особой остротой стоит вопрос об обеспечении

национальной безопасности, о существовании государства как независимой

державы. Наибольшую опасность сейчас представляет такой аспект безопасности

как состояние экономики. Состояние народного хозяйства в ракурсе

экономической безопасности отражает приводимая ниже таблица (смотрите

Приложение 1), составленная из официально утвержденных Советом безопасности

РФ перечня показателей. Из этой таблицы следует, что по большинству позиций

положение “закритическое”. При таком состоянии экономики обеспечение

необходимых условий для устойчивого хозяйственного развития исключено;

практически невозможно поддерживать должный уровень обороноспособности и

минимальные социальные гарантии; под вопросом оказывается экономическая

самостоятельность страны. Такую ситуацию нужно срочно изменить, проводя

адекватную ситуации экономическую политику. В связи с этим, необходимо из

множества угроз экономической безопасности выявить те, которые оказывают

наиболее сильное, непосредственное разрушающее воздействие на нормальное

состояние экономики. По моему мнению, можно обозначить шесть наиболее

серьезных современных угроз:

Спад производства и потеря рынков.

Главной причиной критического состояния национальной безопасности

России стал почти двукратный спад производства, который на фоне резкого

сокращения экономического пространства страны (вследствие распада СССР)

привел к сокращению доходной базы государства почти вчетверо.

Однако это только одна сторона проблемы. Более существенно то, что

сокращение объемов производства ведет к неизбежному вытеснению

отечественных производителей не только с мирового, но и с внутреннего.

Развитие процессов в этом направлении может приобрести необратимый

характер, при котором производство вообще нельзя будет восстановить из-за

отсутствия рынка сбыта. Тем самым исчезнет возможность возрождения и

подъема российской экономики, а страна лишится шансов вернуться в число

высокоразвитых держав.

“Утечка мозгов” и технологическая безопасность.

Общее кризисное состояние российской экономики тяжело ударило и по

научно-технической сфере. В результате действия ряда неблагоприятных

внешних и внутренних факторов, в последнее время в ней происходят общее

сокращение масштабов, деформация структуры, снижение качественных

характеристик. Угрожающими темпами падает численность кадрового потенциала.

Весьма значительным компонентом “внешней” утечки мозгов, по своим

масштабам, намного превышающим отмеченную интеллектуальную эмиграцию, стал

выезд за границу значительного числа ученых и специалистов на временную

работу, главным образом на контрактной основе. Только через посредство

Федеральной миграционной службы РФ ежегодно за границу выезжает около 7-8

тыс. человек. К тому же есть тенденция к превращению временной эмиграции в

постоянную.[9]

Изощренной формой “утечки мозгов” является найм на работу российских

ученых и специалистов иностранными компаниями и совместными предприятиями с

иностранным участием, находящимися на территории России. По существу эти

люди трудятся не на российскую экономику, а в интересах своих иностранных

работодателей, далеко не всегда совпадающих с интересами России.

В процессе “утечки мозгов” наносится ущерб экономике России, которая

затратив большие средства на подготовку своих ученых и специалистов, теряет

значительное их число, чем снижается уровень её экономической и

технологической безопасности. Согласно недавним расчетам американских

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.