бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Политика реформ и экономическая безопасность России

Политика реформ и экономическая безопасность России

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Казанский институт управления, экономики и права

экономический факультет

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Политика реформ и

экономическая

безопасность в России

Выполнила: студент

Индейкина И.П.

Содержание.

Ведение 3

1. Политика реформ в России 4

1.1. Суть переходного процесса в экономике России 4

1.2. Результаты I этапа реформ 5

1.2.1. Причины неудач I этапа реформ 6

1.3. Новый этап экономических реформ 8

2. Экономическая безопасность России 11

2.1. Общее понятие 11

2.2. Характеристика основных ее показателей 13

2.3. Экономика России с точки зрения экономической безопасности 15

2.4. Пути обеспечения экономической безопасности России. 18

Заключение. 22

Приложение 1. 23

Приложение 2. 24

Приложение 3. 26

Список использованной литературы. 27

Ведение

Данная работа посвящена одной из самых животрепещущих проблем

современной России – оценки процесса реформирования экономики России и ее

экономической безопасности. От решения этих проблем зависит, вернет ли

Россия себе место среди ведущих держав мира, или станет одной из

слаборазвитых стран «третьего мира». И это не просто политическое состояние

страны, от этого зависит благосостояние всего народонаселения и будущее

наших детей.

В данной работе мною были проведены следующие работы:

V попытка критически оценить путь реформ,

V проанализировать их ход,

V рассмотреть достижения и неудачи

V и выявить причины неудач и методы их преодоления.

Мною были изучены данные Государственного комитета по статистике

Российской Федерации, и произведен их анализ. Изучены работу теоретиков и

практиков экономики, как принимавших участие в проведение реформ, так и их

противников.

Отдельный раздел посвящен экономической безопасности России, как в

плане необходимой составляющей экономических реформ, так и как отдельной

части общей политики страны. Оценка экономической безопасности дается с

точки зрения как прямых факторов влияния, таких как, внешний долг,

уклонения от налогов («черный» рынок), отношения ввозимых товаров, к

производимым, продовольственная безопасность с точки зрения импорта

продукции и т.п., так и с точки зрения косвенных факторов, таких как

развитие высокоинтеллектуальных технологий, обучения, социальной сферы и

т.п.

В результате работы получилась целостная картина сути экономических

преобразований, пути их дальнейшего развития и роль политики экономической

безопасности для защиты достижений реформ и дальнейшего их продолжения.

1. Политика реформ в России

Резкое падение эффективности Советской экономики, а потом и ее

безропотный развал в очередной раз выдвинули вопрос о реформах. Повторяясь,

снова скажу, что реформы для России – дело привычное. Можно даже сказать,

что Россия избалована реформами. Пожалуй, россияне всех поколений, так или

иначе, испытывали на себе тяготы реформ или их последствий. В то же время

реформы никогда не приносили социального облегчения гражданам. Особенно не

везло рыночным реформам. Ни одна реформа не была завершена, ни одна не

привела к созданию развитой рыночной системы в национальной экономике.

Каждый раз очередной реформатор надеется, что именно он, именно сейчас

сумеет сделать то, что до него не смог сделать никто. И каждый раз рыночные

реформы или прекращаются, или медленно замирают, или заменяются попятным, а

то и реакционным движением.

Реформаторы 90-х годов знали предшествующий опыт. И сделали еще одну

попытку.

В 1992 году, так или иначе, в нашей экономике действительно начались

рыночные подвижки. Всю теоретическую и практическую работу по реализации

рыночной реформы взяла на себя группа молодых специалистов во главе с Е.Т.

Гайдаром. Среди помощников Гайдара были и иностранные эксперты, в

частности, американский экономист Дж. Сакс.

Но все-таки, если быть объективными: некоторые положительные

результаты рыночного реформирования граждане России уже ощутили.

Преодолен изматывающий рыночный дефицит. Парадокс насыщенности

потребительского рынка заключается в том, что при наличии экономического

роста граждане России перманентно ощущали дефицит каких-либо благ№. Теперь

же рынок полон. Не надо быть специалистом, чтобы понять: в нашей стране

резко упал платежеспособный спрос.

Преодолено несправедливое выравнивание доходов предприятий и

работников в условиях всеобщей бедности, при которой труд и способности

дестимулировались.

1.1. Суть переходного процесса в экономике России

На первом этапе переходного процесса (1992-94 годы) шла адаптация

денежной массы к новой системе денежного обращения. В результате

опережающей эмиссию гиперинфляции она сократилась с 65% ВВП до 9% то есть в

семь-восемь раз.

На втором этапе, параллельно с первым (1992-1996 годы) шла адаптация

национального производства к новому объему эффективно обращаемой денежной

массы. Фактически имел место сброс "высоких сфер" индустрии и формирование

структуры, характерной для индустрии стран тртьего мира. Производство

сократилось за этот срок в шесть, а не в расчетные десять раз за счет

спонтанного возникновения компенсаторного механизма эмиссии предприятиями

псевдоденег (т.н. неплатежей), объем которых превышает рублевую массу почти

втрое, но характер обращения не позволяет осуществлять полноценные расчеты.

На третьем этапе (1993-2003 годы) идет адаптация национального богатства к

новому объему производственных возможностей. Поскольку при новом уровне

производства амортизировать оставшийся с советских времен объем

национального богатства невозможно, он должен сократиться примерно в пять

раз. Основной спад пришелся на производственные основные фонды, но и износ

жилого фонда превышает сегодня 50%. В ближайшей перспективе выйдет из строя

50% жилого фонда.

За прошедшие с начала реформ годы уровень жизни упал в четыре раза,

уровень доходов населения в неизменных ценах - тоже в четыре раза, объем

материального производства - в шесть раз. При этом формально исчисляемый

ВВП, правда, упал только в два с половиной раза, но это лукавство:

изменилась методика его исчисления. Две трети его составляют сегодня

услуги, цены на которые выросли не в 10-12 тысяч раз, как на товары, а в

100-150 тысяч раз. Если считать ВВП в сопоставимых ценах, он уменьшился не

в два с половиной, а в те самые четыре раза, что и уровень жизни.

Сумма потерь, которую можно оценить как объем недопроизведенного за

семь лет ВВП, достигает примерно 4 триллиона долларов. Объем национального

богатства (основные фонды, имущество населения) сократился в результате

невозмещенного износа с примерно 5,4 триллионов долларов до 2,6 триллионов

долларов, то есть более чем вдвое.

Расходы на социальные нужды сократились в 10-20 раз, на развитие

экономики - в сотни раз, на оборону - в десять раз, на содержание

госаппарата выросли в полтора раза, на содержание правоохранительных

органов выросли в два с половиной раза.

СССР оставил России 80 миллиардов долларов внешнего долга. Сегодняшние

долги России перевалили за 200 миллиардов. При тогдашнем уровне доходов

СССР легко обслуживало свой долг. Долг РФ стал сегодня непосильной ношей.

1.2. Результаты I этапа реформ

Как бы мы скептически не относились к перспективам рыночного

реформирования, продвижения к рыночной системе уже началось. Можно

проследить основные способы этого продвижения и обозначить некоторые

результаты.

Еще при М. Горбачеве, в декабре 1990, в России принят Закон о

предприятии и предпринимательской деятельности, который разрешал утверждать

различные фонды, частных корпоративных и паевых предприятий. Закон создавал

достаточные юридически основания для развертывания

частнопредпринимательской деятельности, но экономических основ пока создано

не было.

В январе 1992 года были либерализованы цены. Цены на большинство

товаров и услуг было «отпущены на рыночную волю». С одной стороны - это

была смелая мера, способствовавшая быстрой «рыночной выучке». С другой –

это была очень неосторожная мера. Ведь советская экономика была жестко

монополизированной. В результате рыночную ценовую свободу получили

монополии, которые по определению могут назначать цены, в отличие от фирм

функционирующих в конкурентной среде, и способных лишь приспосабливаться

уже к имеющимся ценам. Результат не замедлили сказаться. Цены подскочили в

2000 раз в течение года. В России появился новый враг номер 1 – инфляция.

Рост цен происходил на фоне жестких ограничений денежной массы.

Государству, предприятиям и населению в буквальном смысле слова нечем было

платить за потребляемые товары и услуги. Начался длительный и

непреодоленный до 1998 года процесс неплатежей. Внук большевика, сын

коммуниста Е. Гайдар по-большевитски решил проблему «лишних денег» у

населения: он их конфисковал с помощью инфляции. Вклады граждан в

сберегательные банки не были индексированы и пропали, деньги находившееся

«на руках» мгновенно обесценились. Народ, ради которого, как говорили

осуществлялась реформа, был просто ограблен. Правда, правительству и

Центральному банку приходилось принимать компромиссные меры, чтобы как-то

снизить степень финансового ужесточения.

Борьба с инфляцией велась и ведется сейчас самым простым способом –

ограничением денежной массы в обращении. С одной стороны это действительно

привело к падению темпов инфляции, но с другой – к резкому сокращению

инвестиций в реальный сектор. Нельзя, в самом деле, вкладывать в

производство то, чего нет. Хотя теоретически считалось, что победа над

инфляцией автоматически приведет к росту инвестиционной активности.

В 1992 году был сделан еще один решительный шаг на пути рыночных

реформ: проведена массовая приватизация государственной собственности. То,

что без приватизации невозможно создать полусубъектную экономику, не

вызывает сомнений, поскольку речь идет о рыночной реформе. Но формы

осуществления приватизации могут быть различными. В России был выбран

способ бесплатной ваучерной приватизации. Рыночная экономика создавалась

нерыночными методами.[1] Ваучерная приватизация была названа её идеологом и

реализатором, а Б. Чубайсом «народной приватизацией». Однако народ с самого

начала довольно скептически к идее приватизации. В результате произошло то,

что и должно было произойти: государственная собственность оказалась в

руках тех, кто имел деньги либо сумел «конвертировать» управленческую

власть в собственность. В советские времена деньги были или у крупных

менеджеров, директоров предприятий или у государственных чиновников,

распоряжавшихся государственными финансовыми ресурсами или, наконец, у

криминальных структур, часто блокировавшихся с теми и другими.

В результате произошел обвал инвестиционной деятельности. Государство

уже не могло ничего вкладывать, а частный собственник не хотел этого

делать. Многие сочли более надежным и эффективным для себя вывоз капитала.

Экономика стала двигаться по замкнутому кругу: нет инвестиций – нет прибыли

– нет накоплений – нет инвестиций[2].

Несомненным успехом реформаторов было создание рынке жилья благодаря

приватизации государственного жилищного фонда. Правда и здесь не обошлось

без социальной несправедливости Владельцы комфортабельного современного

жилья стали собственниками хороших квартир, а у кого были старые

«развалюхи», те их и присвоили.

1.2.1. Причины неудач I этапа реформ

Главной причиной, является неверно избранный изначально курс реформ.

Самое важное: некомпетентность руководства страны, иначе мне не объяснить

того факта, что в области денежного обращения изначально создана

неэффективная система денежного обращения, порождающая денежный дефицит и

перманентный коллапс экономики и бюджета. Ориентация на открытость

экономики в условиях догоняющего развития никогда еще не способствовала

экономическому подъему.

Одной из важнейших причин неспособности сформировать эффективную

экономику является недооценка ей этнокультурной и ландшафтной

обусловленности, соприродности хозяйствования. В то же время ландшафтная

обусловленность культуры и форм экономики давно является предметом

исследования историков.

Не касаясь общетеоретической стороны вопроса, имеет смысл указать на

определенные особенности любой экономической модели в России, обусловленные

природными условиями. Прежде всего, важнейшую роль играет климат. Холодный

континентальный климат практически на всей территории диктует принципиально

иную структуру энергопотребления, чем в Европе (даже северной), США или

Японии. Энергозатратность производства и быта была, есть и будет в России

значительно выше, чем в других странах.

В этих условиях влияние структуры издержек производства порождает

совершенно иную структуру цен при любом механизме формирования - будь это

рыночное равновесие или затратный механизм. Цены на энергоносители на

внутреннем рынке должны быть неизбежно ниже относительно продуктов

обрабатывающей промышленности и услуг, чем в любой другой стране.

Огромные пространства России и низкая плотность населения приводят к

относительной дороговизне транспорта и собственно труда (аналогичная

ситуация была в экономике США конца XIX - начала XX века). В этих условиях

относительная цена сырья ниже цены продуктов обработки и услуг, чем в

среднем в мире (в США имело место то же соотношение).

Таким образом, структуры цен в России и на мировом рынке принципиально

несводимы. Разница в ценовой структуре на внутреннем и внешнем рынке должна

иметь механизм поддержания равновесия. В плановой экономике это был

механизм внешнеторговой монополии. В саморегулирующейся экономике это может

быть механизм вывозных пошлин на энергоносители и сырье.

Поскольку ситуация изначально принципиально неравновесна, то возник

динамический процесс "вымывания" из экономики дешевого сырья и

энергоносителей. Они стали главным предметом экспорта, а обрабатывающая

промышленность стала принципиально неконкурентоспособной.

Курс рубля, устанавливающийся внешней торговлей, оказался привязан к

соотношению цен на энергоносители. В результате на внутреннем рынке

установились неоправданно высокие цены на продукцию обрабатывающей

промышленности и услуги. Эти цены превышают примерно в 2 раза уровень

Германии и в два с половиной - уровень США.

Такое положение стало дополнительным источником обнищания населения и

резкого ослабления позиций страны в мире. Результатом этой политики было

резкое снижение цен на сырье и энергоносители на мировом рынке, создавшее

диспропорции экономического развития.

Во всех этих явлениях наблюдаются важные тенденции. Социальная сфера

выходит из системы рыночных отношений, становится самостоятельной и

самоценной зоной нерыночных распределительных отношений. С другой стороны –

рабочие все больше вовлекаются в процесс принятия решений на производстве,

приобщаются к участию в прибылях, к собственности.

Даже российские марксисты начинают признавать, что «история

человечества свидетельствует о взаимодействии тенденций либерализации и

социализации человеческого общества, постепенном размывании граней «свои –

чужие», классовых, этнических, конфессиональных, государственных

барьеров»[3].

Как было бы хорошо, если бы все экономические проблемы можно было

решать просто и быстро.

В результате так называемых рыночных реформ:

- сузилась сфера товарно-денежных отношений;

- получили развитие бартерные сделки, прямой продуктообмен;

- все больше распространение получают денежные суррогаты;

- государство теряет контроль над движением денежных средств, что

приводит к массовому оттоку финансовых ресурсов из реального сектора

экономики, во-первых, из страны, - во-вторых.

Таким образом, результаты рыночных реформ входят в противоречие с их

целями.

1.3. Новый этап экономических реформ

После глубокого и длительного спада в России уже третий год

наблюдается экономический рост. В соответствии с законами диалектики кризис

августа 1998 г. нес в себе не только разрушительный, но и созидательный

потенциал. Девальвация рубля означала резкое удорожание импорта и повышение

конкурентоспособности отечественной продукции по издержкам производства и

ценам. Более сильного импульса для производства невозможно придумать. Это

стало проверкой способности производителей реагировать на стимулы и

обеспечивать рост. И их готовность не заставила себя ждать. Рост наступил.

Ему помогала также благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и другие

статьи экспорта.

По достигнутым результатам особенно выделяется 2000 г., когда прирост

ВВП составил 7,7%, продукции и услуг пяти базовых отраслей – 8,

промышленной продукции – 9%. Рост охватил (хотя и в разной степени) почти

все отрасли промышленности.

Розничная торговля увеличилась на 8,9%, внешнеторговый оборот

повысился на 29,7%, реальные располагаемые денежные доходы населения

возросли на 9,1%, а реальная начисленная заработная плата поднялась на

22,5%. Соотношение двух последних показателей дает основание предполагать,

что часть заработной платы начинает выходить из “тени” в сферу легальной

экономики. Положительное сальдо внешнеторгового баланса (69,1 млрд долл.)

почти на 2/3 превысило неплохой результат предыдущего года. Валютные

резервы выросли с 11,2 млрд. долл. в августе 1999 г. до 29 млрд в начале

февраля 2001 г., превзойдя достигавшийся до этого максимум.

Постепенно снижается банковский процент. С конца 2000 г. ставка

рефинансирования Центрального банка упала до 25%. Ставки же по кредитам

вопреки всем предшествующим тенденциям и правилам составили еще меньшую

величину – 23% в июне 2000 г. Реальные же ставки по депозитам являются

отрицательными, что приводит к обесценению накоплений.

Таким образом, впервые за время реформ наблюдаются многие

положительные явления в состоянии экономики и ее динамике.

Появившиеся позитивные тенденции не дают, однако, оснований для

успокоенности.

Во-первых, заметный рост после масштабного спада, особенно при наличии

значительных незагруженных мощностей, - естественное явление.

Во-вторых, появляются признаки того, что импульс, вызванный

девальвацией рубля, практически исчерпан и рост существенно замедляется,

если не сходит на нет.

В-третьих, ненадежность достигнутых результатов определяется тем, что

развитие российской экономики продолжает находиться под огромным влиянием

внешних факторов, слабо зависящих от усилий предпринимателей и государства.

Речь идет о мировых ценах на нефть и другие виды топлива и сырья,

составляющие основу российского экспорта, и большом внешнем долге.

Таким образом, и постепенное исчерпание текущих возможностей

экономического роста, и острота внешних опасностей свидетельствуют, что

страна снова находится перед дилеммой: жить под угрозой оказаться на

длительное время в состоянии застоя или принять энергичные меры по созданию

условий для достаточно высокого и устойчивого роста, без которого

невозможно рассчитывать на какое-либо приемлемое решение острейших

социальных проблем.

Главное – избавляться в принципе от угрожающей внешней зависимости.

Способ один - повышение конкурентоспособности российской продукции,

особенно в сфере переработки. Следовательно, на первый план выходит не

просто экономический рост, а его качество.

Повышение конкурентоспособности требует обновления производства. Для

этого нужна глубокая и комплексная реструктуризация – банковской системы,

бюджетной сферы, естественных монополий, отраслей, предприятий. Последняя

составляет основу всего процесса повышения качества производства.

Затем встает более сложная задача – дальнейшее сокращение фактических

государственных расходов как условие ослабления налогового бремени и

улучшения инвестиционного климата на перспективу. Снижение уровня

налогообложения неизбежно пройдет несколько стадий. Первым шагом явилась

принятая Государственной думой вторая часть Налогового кодекса, позволяющая

провести в жизнь радикальную налоговую реформу.

При всех обстоятельствах возможности одноразового прямого снижения

налогов ограничены. В ходе нынешней налоговой реформы намечается сократить

налоговое бремя на 2% по отношению к ВВП. Это много для бюджета и мало для

производителей. Поэтому дальнейшее уменьшение налоговой нагрузки на

производство будет зависеть от сокращения самих государственных расходов.

Поскольку возможности непосредственного урезания отдельных расходов давно

исчерпаны, их снижение может быть обеспечено только на основе глубокого

реформирования всей бюджетной сферы, учитывая, что отдельные виды расходов

придется не только сокращать, но и увеличивать.

Реструктуризация бюджетной сферы требует проведения серии

крупномасштабных реформ. К их числу относится пенсионная реформа,

призванная сочетать нынешние пенсионные выплаты с накопительной системой,

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.