бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности договора поставки для государственных нужд

Особенности договора поставки для государственных нужд

План

Введение 3

Глава I. Договор поставки 8

1. Понятие договора поставки 8

2. Особенности договора поставки 11

3. Содержание договора поставки 13

4. Исполнение договора поставки. Обязанности сторон. 19

5. Ответственность сторон по договору поставки. 24

Глава II. Особенности договора поставки товаров для государственных нужд

27

1. Основания поставки товаров для государственных нужд 27

2. Стороны в договоре поставки товаров для государственных нужд 30

3. Порядок заключения госконтрактов и договоров поставки товаров для

государственных нужд 33

4. Исполнение государственного контракта и оплата товара по договору

поставки товаров для государственных нужд 45

5. Ответственность сторон по договору поставки товаров для государственных

нужд 47

Заключение 55

Список использованной литературы 59

Введение

Договор поставки является одной из разновидностей договора купли-

продажи и выделяется в законодательстве в отдельный правовой институт

недавно, но по сравнению с иными видами договоров (с середины 18 века) он

был выделен в российском праве в отдельный вид договора и на то время

практически не имел аналогов. Иногда его называют предпринимательской или

торговой куплей-продажей. Среди профессионалов финансового рынка договор

поставки иначе называется «срочный контракт». Срочные контракты

подразделяют на форвардные, фьючерсные и опционные. Экономическая пресса

сообщает, что в России существует фьючерсный товарный рынок, заключаются

фьючерсные контракты на товар. Но по российскому национальному праву

срочные контракты есть ни что иное как контракты на поставку товаров или

договоры поставки.

С самого зарождения правовой институт договора поставки использовался

преимущественно для регулирования отношений государства с частными лицами

по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Это

явилось следствием того, что в середине 18 века в Российской Империи

господствовал монархический строй правления, для которого характерна

приоритетность интересов государства перед частными интересами. Так в Своде

законов гражданским общим положениям о поставке было посвящено всего восемь

статей, тогда как казённым поставкам (подрядам) — более 240[1]. Таким

образом был предопределён высокий уровень заинтересованности и

вмешательства государственной власти в нормировании отношений по поставкам,

которые проявлялись до самого недавнего времени. С началом строительства

социализма в СССР планово-регулирующее воздействие государства на отношения

по поставке продолжало расти и сфера автономии сторон договора сужалось. И

лишь в последние десятилетия 20 века наметился переход к рыночной

организации экономики и, как следствие, кардинальные изменения в правовом

поле, регулирующем отношения по поставке. Поставка в новом Гражданском

кодексе РФ стала приобретать обычные черты нормального договора частного

права, всё больше сближаясь с традиционной куплей-продажей. По сравнению со

Сводом законов в действующем ГК РФ гражданскую поставку законодатель

пытается урегулировать аж 19 статьями, а поставка для государственных нужд

вообще преобразовалась в отдельный вид договора.

Следует отметить, что на данном этапе развития отечественного права

наблюдается рост государственного влияния (как прямого, так и косвенного)

на отношения сторон договора поставки, что, на мой взгляд, недопустимо. Это

может выражаться на конкретных действиях государственных органов, либо

влияние на договор поставки и отношения его сторон некоторых нормативных

актов, в частности, из области налогообложения, что в конечном итоге

отразится именно на конечном покупателе, то есть на нас с вами — на

потребителе.

Живым примером может послужить «грустная» история одной сделки между

двумя фирмами, белорусской и украинской, которые заключили договор

поставки, предметом которого являлось «банальное» подсолнечное масло.

Стоимость сделки составляла 45 миллионов белорусских рублей; над сделкой

работали 13 человек на протяжении полугода (только с белорусской стороны).

Результат оказался плачевным — украинская фирма с огромными усилиями сошла

на «ноль», а вот белорусской фирме, к сожалению, пришлось закрыться.

Причиной послужили, как оказалось, законные действия налоговых, таможенных

и других контрольных органов, а также нескольких государственных

предприятий, которым закон вообще «неписан». И даже многократные обращения

в суд не дали никакого результата. Самое интересное, на мой взгляд, для

«неудачливой» белорусской фирмы — это была единственная сделка, которую

решили провести в полном соответствии с «буквой» закона, то есть, ничего не

нарушая и не утаивая. И я уверена, что этот пример далеко не последний, к

сожалению. Остаётся только сделать выводы о «государстве», в котором мы

живём и пытаемся работать.

В настоящее время законодательное регулирование хозяйственных

отношений по договору поставки осуществляется, как было выше упомянуто,

новым ГК РФ. Существуют признанные стандарты коммерческого оборота, которые

следует предусматривать в законе и применять в случае отсутствия иного

соглашения сторон. Кодекс в этой части учитывает правила, установленные

Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи товаров,

участником которой является Россия, а также сложившимися в нашей стране

нормы о периодах, порядке поставки, восполнении недопоставки товаров, их

выборке, расчётах за поставленные товары, последствиях нарушения условий

поставки.

Необходимо отметить, что в настоящее время заключение договоров

поставки товаров для государственных нужд заметно снизилось. И это снижение

отрицательно сказалось в основном на оборонных предприятиях. Так, к

примеру, с ОАО «Казанский вертолётный завод» раньше заключалось более 10

государственных контрактов в год на поставку вертолётов и запасных частей к

ним. Выполнение государственного контракта было основной задачей оборонных

предприятий. А сейчас с ОАО «Казанский вертолётный завод» заключается в год

1-2 государственных контракта, в основном заключаются коммерческие

договоры. Заметно снизилось и рассмотрение Арбитражными судами дел по

спорам, вытекающим из договоров поставки товаров для государственных нужд.

Но не смотря на это, законодатель всё же чётко определяет границы

регулирования экономики на государственном уровне и с каждым годом

совершенствует законодательство в отношении поставок товаров для

государственных нужд, так как государственными нуждами в Российской

Федерации признаются потребности в продукции, необходимой для решения таких

важных задач, как жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для

реализации федеральных и межгосударственных целевых программ.

Отношения по поставке для государственных нужд регулируются правилами

ГК РФ об этом виде поставки, а также общими положениями о поставке, если

правилами о поставке для государственных нужд содержащимися в ст. 525-534

ГК РФ и в других законах, не установлено иное.

Для раскрытия темы дипломной работы «Особенности договора поставки для

государственных нужд» необходимо для начала уяснить, что из себя

представляет договор поставки вообще; его понятие, особенности, содержание,

его исполнение, ответственность сторон. Затем раскрывать содержание

договора поставки товаров для государственных нужд, в котором, по моему

мнению, кроются его особенности.

Глава I. Договор поставки

1. Понятие договора поставки

Договором поставки ст. 506 ГК РФ признает такой договор купли-продажи,

по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую

деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки

производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в

предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным,

семейным, домашним и иным подобным использованием.

Предприятие и человек, то есть юридическое и физическое лицо реализуют

концепцию купли-продажи. Эта концепция национальной внутренней торговли в

любой стране, независимо от политического уклада, строится на определенных

принципах, известных экономической теории купли-продажи. Соответственно

нужно указать, на особую сферу применения договора поставки. Это —

хозяйственная, предпринимательская деятельность. В соответствии со ст. 2

Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью

признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность,

направленная на систематическое получение прибыли от пользования

имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами,

зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя в

установленном порядке.

Общепризнанно, что одним из признаков договора поставки является

особый субъектный состав данного договора. Сравнительно недавно

признавалось, что договор поставки может быть заключен только между

социалистическими организациями, а теперь при определении круга субъектов

договора поставки введена правовая фигура, именуемая предпринимателем. Как

и прежде, граждане (физические лица) исключаются из числа субъектов

договора поставки. В сделках по поставке могут принимать участие граждане,

имеющие статус индивидуального предпринимателя.

Субъектами договора поставки являются предприятия и другие

коммерческие организации, а также индивидуальные предприниматели,

профессионально занимающиеся производством, торговлей и иной хозяйственной

деятельностью. Некоммерческие организации могут осуществлять

предпринимательскую деятельность при определенных условиях. И в этом

качестве они могут выступать субъектом договора поставки.

Поставщиком в договоре поставки именуется продавец, осуществляющий

предпринимательскую деятельность (см. ч. 4 ст. 469 ГК РФ). Таким образом, в

качестве поставщика выступают предприятия и иные коммерческие организации,

производящие товары или ведущие оптовую торговлю. В этой связи следует

сказать, что в реформируемой России были предприняты попытки полностью

разрушить оптовую систему торговли, а крупные оптовые торговые организации

упразднить. В отличие от этих хозяйствующих субъектов появились примитивные

коммерческие посредники при купле-продаже. В процессе непродуманного

реформирования была сделана ставка на мелкого коммерсанта и

«саморегулирующийся» рынок. Вмиг были обрублены хозяйственные связи по

поставкам, а государство устранилось от регулирования экономических

процессов поставки.

В государствах, в том числе и с развитыми рыночными отношениями,

крупные оптовые торговые организации имеют серьезные социально-

экономические функции. Это преобразование промышленного ассортимента в

торговый и создание структуры каналов рационального товародвижения; оценка

потребностей и спроса, информационное, консалтинговое и маркетинговое

обслуживание торгующих предприятий в целях минимизации коммерческого риска;

наконец, доставка товаров к конечному потребителю.

Повышение эффективности общественного производства возможно при

построении рациональной системы оптовой торговли под контролем государства.

Закономерностью является то, что оптовая торговля вернет утраченные

позиции. А тем временем оптовый оборот товаров, хозяйственные связи между

профессиональными поставщиками и покупателями традиционно регулируются

законодательством о поставках и заключенным, в соответствии с этим

законодательством, договором поставки.

Покупатели в договоре поставки — предприниматели (физические и

юридические лица), приобретающие продукцию, товары или использующие

результаты работ (услуг) в целях их дальнейшей переработки либо

перепродажи, а также не юридические лица, приобретающие товары или

использующие результаты работ (услуг) для удовлетворения собственных нужд,

даже если они были приобретены (заказаны) в розничной торговле или в сфере

бытового и иных видов обслуживания населения. Покупателем может быть и

некоммерческая организация, если она закупает товары для определенной цели.

Итак, в договорные отношения вступают хозяйствующие субъекты, но не

граждане (физические лица).

Общее между договором купли-продажи и договором поставки.

Договор поставки имеет такую же экономическую сущность (возмездная

передача товара от одного субъекта к другому) как и договор купли-продажи.

ГК РФ определил договор поставки как разновидность договора купли-продажи,

и отсюда просматривается единство экономического содержания и юридических

признаков этих договоров:

. они призваны обеспечить переход права собственности (иного

вещного права) на имущество;

. заключение этих договоров происходит в результате свободного

волеизъявления сторон, которые выступают как свободные

товаровладельцы;

. они имеют возмездно — эквивалентный характер, где встречным

предоставлением являются деньги.

Гражданский кодекс РФ устанавливает, что к договору поставки товаров

применяются не только специальные нормы, но и общие положения о купле-

продаже.

2. Особенности договора поставки

Прежде всего, надо сказать, что отграничение договора поставки от

договора купли-продажи всегда представляет не только научно-теоретический

интерес, но и имеет важное практическое значение. Важно определиться, в

каких случаях заключается договор поставки, а когда — договор купли-

продажи. От этого, как известно, зависят не только права и обязанности

сторон, но и последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения

договора.

Договору поставки присущи квалифицирующие признаки, выделяющие его в

отдельный вид договора купли-продажи и обуславливающие его особое правовое

регулирование:

. передача товаров продавцом (поставщиком) покупателю должна

осуществляться в обусловленный договором срок или срок.

Применительно к договору поставки срок (сроки) передачи товаров

приобретает характер существенного условия договора;

. по договору поставки подлежат передаче не любые товары, а только

производимые или закупаемые поставщиком. Таким образом, в

качестве поставщика выступает коммерческая организация,

специализирующаяся на производстве соответствующих товаров либо

профессионально занимается их закупками;

. имеет существенное значение, для какой цели покупателем

приобретаются товары у поставщика, ибо договором поставки

признается только такой, в силу которого покупателю передаются

товары для их использования в предпринимательской деятельности

или иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным

подобным использованием. Данный признак свидетельствует о том,

что и в качестве покупателя по договору поставки должна

выступать, как правило, коммерческая организация, занимающаяся

предпринимательской деятельностью.

Кроме того, договор поставки имеет и другие существенные отличия.

Например:

. система договорных связей при поставке зачастую сложная, и

поэтому поставщик не всегда собственник (производитель)

поставляемого имущества, им может быть и посредник, реализующий

покупателю товары с целью получения прибыли;

. в договоре поставки момент заключения договора отдален во времени

от момента исполнения, так как товара, подлежащего поставке,

может и не быть на момент заключения договора;

. договор поставки создает длительные отношения между сторонами;

. исполнение договора поставки, как правило, осуществляется по

частям;

. в объем прав и обязанностей сторон входит не только продажа

поставляемого товара, но и его доставка;

. само содержание договора определяет письменную форму его

заключения.

3. Содержание договора поставки

Заключение договора поставки.

Договор поставки, как правовой документ, регулирует взаимоотношения

поставщика и покупателя по поставке товаров и является единственным

юридическим фактором, на основании которого возникает обязательство по

поставке. Как правило, это единый документ, подписанный сторонами. Но также

существует возможность заключения договора поставки путем обмена

документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, телетайпной,

электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ

исходит от стороны по договору.

В нынешних условиях хозяйствования для сторон чрезвычайно важно

определить в подписываемом документе, какой договор ими заключается, и

четко определить в нем права и обязанности сторон. Так как, когда между

сторонами по договору возникает спор, в суде трудно определить, какой же

именно договор был заключен. Содержание договора поставки составляют его

условия, которые стороны согласовывают в процессе заключения договора.

Независимо от предмета договора поставки, состава его участников, а

также оснований, в соответствии с которыми он заключается, существенными

условиями договора поставки являются: условия о товаре (ассортимент,

количество, качество), сроки и порядок поставки, сроки и порядок оплаты.

При отсутствии хотя бы одного из этих условий в договоре он считается

незаключенным. Существенными признаются также все те условия, относительно

которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение

(ст.432 ГК).

Содержание договора поставки.

Прежде всего, согласованию подлежат условия о товаре, т.е. о его

наименовании, количестве и качестве, что в совокупности и составляет

предмет договора поставки или объект сделки. Оговаривая предмет договора,

следует указать точно название продукции (товара), а также номера

стандартов, технических условий, артикулов и других необходимых документов,

на соответствие которым предстоит проверять поступившую продукцию (товары).

Подробное описание объекта сделки позволяет избежать разногласий, а также

исключить возможность недобросовестного отношения к своим обязанностям

какой-либо из сторон.

Количество поставляемого товара в договоре поставки определяется по

соглашению сторон исходя из потребностей покупателя и с учетом

производственных или иных возможностей поставщика. Определять количество

товара можно следующими способами: по стандартам, техническому описанию, по

образцам, каталогам или проспектам поставщика, которые являются

неотъемлемой частью данного договора.

Под качеством поставляемого товара понимается соответствие его свойств

уровню требований договора или закона, а также совокупность признаков,

которые определяют его пригодность для использования по назначению.

Когда предметом договора поставки являются продовольственные товары,

то их качество должно подтверждаться сертификатом качества, который

выдается уполномоченной на то государственной организацией, а также

ветеринарным и санитарным сертификатом. Последний выдается на каждую партию

поставляемого товара.

Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции и

услуг в РФ, а также права, обязанности и ответственность участников

сертификации определяет Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от

10.06.93 года. Сертификация представляет собой комплекс мероприятий,

которые дают возможность определить или подтвердить соответствие продукции

установленным требованиям.

Другим важным элементом содержания договора поставки, его существенным

условием являются условия о цене и порядке расчетов за поставленные товары.

Отсутствие сведений о цене может привести к признанию договора

недействительным.

Цена определяется сторонами на момент заключения договора. Можно

проводить предварительное согласование цены.

Необходимо отметить, что цена зависит от условий поставки. Если

проектом договора предусматривается доставка продукции силами поставщика на

склад покупателя, то цена увеличивается на стоимость доставки, расходов на

страхование грузов, погрузочных работ и т.д. Если покупатель доставляет

продукцию самостоятельно, то цена будет увеличена только на стоимость

расходов, связанных с погрузкой.

Договорная цена может быть трех видов: фиксированной, скользящей и с

последующей фиксацией.

Если стороны договорились о применении твердой фиксированной цены и

определили ее конкретную цифру, то она не подлежит изменению при оплате. В

соответствии с законодательством изменение цены в таких случаях возможно

только по взаимному соглашению сторон.

В случае использования скользящей цены в договоре стороны связывают ее

с рыночными ценами, действующими в момент исполнения договора. Этот способ

применяется в случаях, когда определить твердую цену в момент заключения

договора трудно. И тогда стороны могут не включать в текст договора

конкретную цифру, но должны предусмотреть фиксацию исходной (базисной)

цены.

Если стороны предпочтут использовать цену с последующей фиксацией, то

конкретная цифра в тексте договора может не указываться. Необходимо

учитывать, что в договоре должны быть отражены как общая по договору цена,

так и цена за единицу продукции.

Особое место в договоре отводится условиям о таре и упаковке. В ряде

случаев поставщик обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке,

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.