|
Особенности монополизации в СШАОсобенности монополизации в СШАМинистерство образования Российской Федерации Рязанский государственный педагогический университет имени С.А. Есенина Социально-экономический факультет ОСОБЕННОСТИ МОНОПОЛИЗАЦИИ В США КУРСОВАЯ РАБОТА Рязань, 2001 год ПЛАН Введение. ГЛАВА I. Монополизация в США на ранних этапах. §1. Первые монополии Америки. §2. Финансовый капитал и финансовая олигархия. ГЛАВА II. Монополизация американской экономики в начале ХХ века. §1. Усиление позиций монополий в американской экономике начала ХХ века. §2. Процессы, способствовавшие развитию монополий в США. §3. Антимонопольное законодательство в США. ГЛАВА III. Взгляды на монополизацию экономики США. §1. Взгляды представителей экономических течений на процесс мо- нополизации экономики США. §2. Магнат эпохи империализма в глазах американского общества. Заключение. Приложение. Примечания. Список литературы. ВВЕДЕНИЕ Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Люди заин-тересованы в том, чтобы больше понять природу монополий, при-чины их возникновения, их роль в экономике, способы контроля над монополиями. Пытаясь ответить на возникающие в связи с деятельностью монополий вопросы, специалисты обращаются к истории возникновения монополий, условиям их функциони-рования в рамках хозяйств разных стран мира. Одним из наиболее популярных в этом отношении государств являются Соединенные Штаты Америки, обладающие богатым опытом развития в усло-виях монополизации экономики. США – страна развитого капита-лизма, прошедшая все важнейшие стадии его развития, достигшая колоссального экономического влияния на миропорядок. По этим причинам я и решил рассмотреть особенности процесса моно-полизации на примере именно Соединенных Штатов Америки. В конце XIX столетия возникла реальная угроза для функцио-нирования механизма конкуренции. На её пути возникли суще-ственные препятствия в виде монополистических образований в экономике. Вообще говоря, монополистические тенденции в разных фор-мах и степени проявлялись на всех этапах развития рыночных процессов. Но их новейшая история начинается в последней трети XIX столетия, особенно во время экономического кризиса 1873 года. Взаимосвязанность явлений - кризисов и монополий – указы-вает на одну из причин монополизации, а именно: попытку многих фирм найти спасение от кризисных потрясений в монопо-листической практике. Не случайно монополии в экономической литературе того времени получили название «детей кризиса». Что представляют собой монополистические образования? Если обратить внимание на промышленное производство, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хо-зяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему зани-мают доминирующее положение на рынке; получают возможности влиять на процесс ценообразования, добиваясь выгодных цен; по-лучают более высокие (монопольные) прибыли. Следовательно,главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Послед-нее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенных товаров или услуг. Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия. Оно позволяет избежать ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией, занять привилеги-рованную позицию на рынке. Концентрируя в своих руках опреде-ленную хозяйственную власть, монополия имеет возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Основные формы капиталистических монополий: картели, синдикаты, тресты, концерны. Картель ( это объединение нескольких предприятий одной сферы производства, участники которого сохраняют собственность на средства производства и произведенный продукт, производ-ственную и коммерческую самостоятельность, договариваются о доле каждого в общем объеме производства, ценах, рынках сбыта1. Синдикат ( это объединение ряда предприятий одной отрас-ли промышленности, участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют собственность на произве-денный продукт, а значит, сохраняя производственную, теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара осу-ществляется общей конторой по сбыту2. Более сложные формы монополистических объединений воз-никают тогда, когда процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного производства. На этой основе появ-ляется такая более высокая форма монополистических объеди-нений как трест (особенно широкое распространение трестов и явилось спецификой монополизации в США эпохи их империалис- тического развития). Трест ( это объединение ряда предприятий одной или нес-кольких отраслей промышленности, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный про-дукт, производственную и коммерческую самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление; а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий получают акции треста, которые дают им право принимать участие в управлении и присваивать соответствующую часть прибыли треста3. Многоотраслевой концерн ( это объединение десятков и даже сотен предприятий разных отраслей промышленности, транс-порта, торговли, участники которого теряют собственность на средства производства и произведенный продукт, а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения финансовый контроль4. В 60-х годах в США и некоторых странах капитала появились начали развиваться конгломераты, представляющие собой моно-полистические объединения, образованные путем поглощения при-былей разноотраслевых предприятий, не имеющих технического и производственного единства. Монополистический капитализм, как этап в развитии капитализма, называют империализмом (империализм - стадия в развитии капита-листической экономики при господстве финансового капитала и монополий, когда большое значение приобретает вывоз капитала, процесс раздела мира трестами и монополиями в экономическом плане и территориально между государствами). Данный термин впервые ввел в оборот английский экономист Д. Гобсон, опубликовавший в 1902 году книгу «Империализм». Вслед за ним к анализу новых тенденций развития мира подключились представители самых разных политических течений. Наиболее основательную характеристику монополистическому капита-лизму дал В.И.Ленин. В работе «Империализм, как высшая стадия капита-лизма» он назвал пять признаков монополистического капитализма и по сути дал верную характеристику новому этапу в его развитии. Но Ленин полагал, что при империализме капитализм достигает высшей и последней стадии, что это есть капитализм загнивающий и умирающий. Его прогнозы не оправда-лись. Он не мог предвидеть, что капитализм сумеет продемонстрировать небывалые возможности к обновлению. И этому во многом способствовала современная научно- техническая революция. К тому же, опасаясь рево-люционных потрясений и распространения влияния Октябрьской революции в России, в капиталистических странах были предприняты меры по повы-шению жизненного уровня населения. Тем самым в какой-то мере там удалось сгладить остроту социальных конфликтов и сохранить в своей основе капиталистический строй. ГЛАВА I. Монополизация в США на ранних этапах. §1. Первые монополии Америки. При Линкольне США были страной мелкого предпринимательства. Монополия была понятием фактически незнакомым. Больше всего под эту категорию подходили, если не считать слабых королевских монополий коло-ниального времени, старая пушная компания Астора и новая телеграфная компания «Уэстерн Юнион». Многие районы, особенно на Севере, были в основном, самообслуживающимися. Мебель делалась местным столяром, обувь – соседним сапожником, мясо поставлялось маленькой мясной, коляски, кареты, телеги и прочее тоже делалось на месте. Мануфактурная промышленность и горное дело были развиты слабо. Плуги, культиваторы, косилки изготовлялись более чем двумя тысячами фабрик. В одной только Пенсильвании насчитывалось двести нефтеперегонных заводов, а сокровища Комстокского рудника принадлежали ста владельцам. Через сорок лет все изменилось: почти все сельскохозяйственные машины производились одной компанией – «Интернейшнл Харвестер», компания «Стандарт Ойл» монопо-лизировала нефтяную промышленность, а Комстокский рудник принадлежал двум-трем восточным компаниям и ими эксплуатировался5. XIX век стал временем, когда американская капиталистическая промыш- ленность переживала существенные структурные и технические сдвиги, выз- ванные множеством научно-технических новшеств и открытий, совокупность которых можно оценить как техническую революцию. Эти перемены начались во время гражданской войны и революционными темпами продолжались в семидесятых годах. Новые производительные силы, явив-шиеся результатом прогрессирующего развития общественного разделения труда, в свою очередь способствовали его дальнейшему углублению, все большей специализации, кооперации и комбинированию производства. Объективным следствием этих процессов выступило бурное ускорение концентрации производства. В.И.Ленин писал о том, что «…концентрация, на известной ступени её развития, сама собою подводит … вплотную к монополии»6. В первую очередь резкое усиление концентрации и централизации ка- питала явилось предпосылкой установления господства монополий в эко- номической жизни капиталистического общества. Первым шагом в процессе концентрации производства явилась «корпорация», вторым – «пул», третьим – «трест», ставший, по сути, объединением корпораций7. Объединение предприятий и трестирование было явлением общим для всего мира, но в Америке и, быть может, в Германии оно было наиболее ярко выражено. Отчасти это объясняется огромными природными богатствами США, но были и другие причины. Завершение строительства железнодо-рожной сети обеспечивало сбыт товаров в общегосударственных масштабах. Законы о патентах давали монопольные права на применение важнейших технологических процессов. Щедрые земельные наделы, равно как и вольная интерпретация земельных законов, играли на руку компаниям, достаточно большим для того, чтобы предпринять эксплуатацию леса, меди или угля в широком масштабе. Благодаря федеральной системе, компании могли превращаться в корпорации в штатах с наиболее либеральными законами, что отнюдь не мешало им развивать свою деятельность в других штатах, а протекционистская система пошлин ограждала их от иностранной конку-ренции8. Появление огромного множества капиталистических предприятий во всех отраслях промышленности США породило анархию. Особую роль играли частные железные дороги, которые посредством повышения или понижения тарифа, а также изменения дислокации железнодорожной сети серьёзно воздействовали на производство. Достаточно было подвести же-лезную дорогу к самому захудалому местечку, чтобы оно получило эконо-мическое значение, или повысить тариф, чтобы вывести из строя какое-либо промышленное предприятие. В этих условиях предприятия стали груп-пироваться против конкурентов, привлекая к соглашению железные дороги, а затем и банки для финансирования проводимых мероприятий. Постепенно соглашения стали охватывать целые отрасли и промышленные районы. Так возникли промышленные монополии9. Концентрации и централизации производства и капитала в США способствовали экономические кризисы. Усиление этих процессов происхо-дило на рубеже ХIX и XX веков. С 1889 по 1914 год количество промыш-ленных предприятий в стране возросло на 27% (с 208 000 до 265 000), в то время как число рабочих, занятых на них, - почти вдвое (с 4 до 7 миллионов человек),а инвестированный капитал – в 2.6 раза (с 9 до 23 миллионов долларов). В американской промышленности основную роль стали играть крупные предприятия с численностью рабочих от 500 и более человек. К началу первой мировой войны они выпускали около 85% всей промыш-ленной продукции страны. Быстро шла и централизация капитала. Перед первой мировой войной на предприятиях, принадлежавших акционерным обществам (28% всех предприятий), работало 80% всех рабочих; эти пред-приятия выпускали 83% всей промышленной продукции10. В американской промышленности в это время происходят структурные изменения: прежде ведущее место занимала легкая промышленность, теперь на первое место выдвигается тяжелая. Решающую роль в этом сыграли новые отрасли: электротехническая, нефтяная, резиновая, алюминиевая, автомо- бильная. Развитие этих отраслей было связано с достижениями науки и технической мысли. Американская промышленность все еще испытывала не- достаток рабочих, поэтому изобретательство, новая техника получили здесь особенно благоприятную почву11. Типичной формой монополизации американской промышленности яви-лось трестирование, т.е. объединение всей деятельности ряда предприятий под одним руководством. В 80-90-х годах XIX века появились крупнейшие тресты в текстильной, электротехнической, свинцовой, кожевенной, резино-вой, водочной, сахарной, табачной и других отраслях промышленности, в сфере транспорта и связи. Появились «короли» вагонов, мясных консервов и т.п. В начале ХХ века тресты уже давали 40% промышленной продукции страны12. Первой по пути монополии пошла компания «Стандард-Ойл». В то время, когда нефтепромышленники западной Пенсильвании были заняты убийственной конкуренцией друг с другом, молчаливый и упорный пред-приниматель из Кливленда (штат Огайо) Рокфеллер начал скупать местные нефтяные предприятия и объединять их в одну компанию. В 1872 году Рокфеллер воспользовался недолговечной компанией «Саус Импрувмент» и разногласиями между железнодорожными компаниями «Нью-Йорк Сентрал» и «Эрн» для того, чтобы стать полным хозяином кливлендской нефтяной промышленности. Затем он принялся за приобретение контроля над нефтяной промышленностью Нью-Йорка, Филадельфии и Питтсбурга. Дело происходило в период крупного спада производства, так что это не составило для него большого труда. Рокфеллер создал превосходную систему сбыта нефти, а затем захватил в свои руки сеть нефтепроводов. Когда трест «Стандард ойл» начал поглощение других предприятий , на его долю приходилось не более 10-20%, а через несколько лет – уже 90% тогда еще очень несложной нефтепереработки (на керосин для освещения) в стране. В скором времени «Стандард ойл» присоединил к себе 14 различных компаний данной отрасли. В 1882 году «Стандард ойл» был реорганизован в трест, монополизировавший производство 90-95% очищенной нефти в стране. Благодаря монопольному положению доходы «Стандард ойл» уве-личились за первые 22 года с 8 до 57.5 миллионов долларов. Помимо этого Рокфеллеру удалось договориться с железнодорожными компаниями о пони-женной плате за перевозку грузов своего треста, что значительно облегчило ему конкуренцию с соперниками. А когда конкурирующие компании,чтобы спасти положение, стали сооружать трубопроводы, Рокфеллер нанимал голо-ворезов для того, чтобы эти трубопроводы разрушать. Через некоторое время трест Рокфеллеров проникает в другие страны, организуя добычу и переработку нефти в Мексике, Венесуэле, Румынии13. Подобные явления стали происходить и в некоторых других отраслях: однородные предприятия или компании чаще всего под угрозой банкротства или нажимом сильнейшего среди них объединялись в тресты, теряя произ- водственную, коммерческую, а часто и юридическую самостоятельность, - все это сосредотачивалось в правлении треста или головной компании. В 1884 году было монополизировано производство хлопкового масла, в 1885 году – льняного масла, виски и свинца, в 1887 году был создан сахар-ный трест, в 1889 году - спичечный, в 1890 году – табачный, а в 1892 году было монополизировано производство каучука. Агрессивные предприни-матели завоевали себе подлинно королевские владения. Четверо владельцев консервных фабрик, главную роль среди которых играли Филип Д. Армур и Гаставус Ф. Свифт, создали так называемый «мясной трест». Гуггенхейм добился контроля над залежами меди в Аризоне и «богатейшего холма в мире» - Бьютт в Монтане, откуда в течение тридцати лет было добыто меди примерно на 2 миллиарда долларов. МакКормики установили господство в области производства уборочных машин, а когда оно было поставлено под удар, создали комбинат «Интернейшнл Харвестер Компани», фактически мо-нополизировавший все сельскохозяйственное машиностроение. Семья Дью-ков создала огромный табачный трест. Аналогичная участь постигла все другие отрасли промышленности: добычу серебра, никеля, цинка, произ-водство каучука, кожи, стекла, сахара, соли, сухарей, сигар, виски, конфет, нефтедобычу и нефтепереработку, добычу газа, производство электро-энергии. По данным 1904 года 319 промышленников с капиталом, превы- шавшим 7 миллиардов долларов, поглотили примерно 5300 предприятий, бывших прежде независимыми, а 127 коммунально-бытовых предприятий, в том числе и железнодорожных, с общим капиталом, превышавшим 13 мил-лиардов долларов, поглотили около 2 400 более мелких предприятий14. Процесс консолидации шел не только в области тяжелой и легкой промышленности: в области транспорта и связи он был выражен еще ярче. Вслед за первой крупной монопольной компанией «Уэстерн Юнион» возникла «Белл Телефон Систем», а впоследствии и гигантская организация «Американ телефон энд телеграф». Грубоватый коммодор Вандербилт довольно рано усмотрел, что для действенной железнодорожной системы необходимо произвести слияние отдельных линий, и в шестидесятых годах XIX века он объединил 13-14 железных дорог в одну линию, соединяющую Нью-Йорк и Буффало. В течение следующих десяти лет он приобрел же-лезные дороги между Чикаго и Детройтом. Так, в конце концов, возникла система «Нью-Йорк Сентрал». Одновременно происходила консолидация других железных дорог и вскоре большинство из них были организованы в магистрали или сети («системы»), во главе которых стояли Вандербилт, Гулл, Гарриман, Хилл, а также банкиры Морган и Белмонт. Гарриман объе-динил железные дороги, составившие сети «Иллинойс Сентрал», «Юнион Пасифик», «Саузерн Пасифик» и другие. Он же помышлял и о консолидации в общегосударственных масштабах, но ближе всех к осуществлению этой мечты подошел Морган15. Возвышение Моргана показательно для заключительного, быть может, самого важного этапа процесса консолидации на начальных этапах процесса монополизации американской экономики – создания так называемых «де-нежных трестов». В 1864 году Джуниус Спенсер Морган, который в течение многих лет занимался продажей американских акций английским вклад-чикам, поставил своего сына Джея Пирионта Моргана во главе американ-ского филиала своей организации. Через несколько лет молодой Морган вошел в компанию со старым банком Дрекселя в Филадельфии. В 1873 году фирма «Дрексель, Морган и Ко.» была настолько богатой, что вместе с Джеем Куком финансировала 750 миллионов долларов государственного долга. Серьезные неудачи, постигшие в том же году Джея Кука, укрепили позиции компании Моргана, а несколько лет спустя, когда она продала за границу огромное число акций «Нью-Йорк Сентрал», ее репутация была полностью утверждена. Связь с «Нью-Йорк Сентрал» и предопределила основную финансовую деятельность компании Моргана на следующие двадцать лет16. В течение 1880-х годов Морган производил реорганизацию и финанси- рование железных дорог и его влияние в этой ключевой области народного хозяйства неустанно возрастало. Во время паники 1893 года половина железных дорог страны попали во власть кредиторов, и их владельцы начали обращаться к «Юпитеру» Моргану, ища у того спасения. Отчасти потому, что это дело было очень заманчивым, а также и потому, что необходимо было удержать стабильность проданных им за границу акций, Морган пошел им навстречу. Когда же паника рассеялась, оказалось, что акции Моргана давали ему контроль над десятком важнейших железных дорог, в том числе и «Нью-Йорк Сентал», «Саузерн», «Чесаник энд Охайо», «Санта-фе», «Рок-Айленд» и другими17. Тем временем интересы Моргана распространились и на другие области. К началу ХХ века едва ли можно было найти такое важное предприятие, которое не испытывало на себе решающего влияния банка Моргана. Морган финансировал компанию «Федерал Стил» и произвел колосальную денеж-ную операцию, в результате которой возникла компания «Юнайтед Стейтс Стил». Он же объединил враждовавших друг с другом фабрикантов сельско-хозяйственного оборудования и создал компанию «Интернейшнл Харве-стер». Им же была организована американская морская торговля злопо-лучной компании «Интернейшнл Меркантайл Марин»; он помог финанси-ровать компанию «Дженерал Электрик», «Американ телефон энд телеграф», «Нью-Йорк Ранид Транзит Компани» и двенадцать других огромных комму-нально-бытовых предприятий18. В результате серии изобретений Томаса Эдисона в области электротех- |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |