|
Основные этапы развития интеграционного процесса в ЕСОсновные этапы развития интеграционного процесса в ЕСДисциплина: Мировая экономика. По теме: Основные этапы развития интеграционного процесса в ЕС. Содержание. I. ВВЕДЕНИЕ. 3 II. ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 8 1. От Европейского Сообщества к Европейскому Союзу. 8 A. Европейское объединение по углю и стали. 8 B. Европейское Сообщество по Безопасности. 9 C. Европейское Сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое Сообщество. 9 D. Европейское политическое сотрудничество. 11 E. Европа второго поколения. 11 F. Единый Европейский Акт. 13 G. Европейский Союз. 14 2. История вступления: Члены Европейского Союза. 15 A. Предпосылки объединения – страны-члены ECSC. 15 B. Причины объединения – Великобритания и скандинавские страны. 17 C. Другие страны Европы и Европейское Сообщество. 20 III. Хронология событий. 25 IV. Элементы экономической интеграции. 36 1. Цели интеграции. 36 A. Сохранение мира. 36 B. Экономическая интеграция. 37 C. Политический союз. 38 D. Социальная стабильность. 39 2. Методы интеграции. 40 3. Единый рынок, экономический и валютный союз. 41 4. Основные принципы свободного единого рынка. 45 A. Свободное движение товаров 45 1) Таможенный союз. 45 2) Смещение количественных ограничений. 46 3) Устранение налоговых барьеров. 47 B. Свободное движение рабочей силы. 48 1) Географическая мобильность. 49 2) Профессиональная мобильность. 49 3) Социальная интеграция. 50 4) Свобода истеблишмента. 50 C. Свобода предоставления услуг. 51 D. Свободное движение капитала и платежей. 52 1) Свободное движение капитала 52 2) Либерализация платежей. 53 5. Экономический и валютный союз. 53 A. Предпосылки. 53 B. Первая инициатива. 54 C. Европейская валютная система. 55 1) Экю. 56 2) ЕВРО. 57 V. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 58 Список литературы. 60 ВВЕДЕНИЕ. Идея о тесной взаимосвязи между европейскими странами находила свое политическое выражение еще до создания Европейского Сообщества и его развития в Европейский Союз. Были попытки навязать объединение через гегемонию или силой. С другой стороны, также были схемы мирного, добровольного объединения государств на условиях равноправия, особенно после печального опыта первой мировой войны. Например, в 1923 году австрийский лидер и основатель панъевропейского движения, Каунт Кауденхав Калерги, призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, ссылаясь на такие примеры, как успешное утверждение Швейцарского единства в 1848 году, расцвет Германской Империи в 1871 и, кроме всего прочего, независимость Соединенных Штатов Америки в 1776 году. И 5 сентября 1929 года, в известном обращении к Ассамблее Лиги Наций в Женеве, министр иностранных дел Франции Аристид Бриан, при поддержке своего германского противника Густава Штресемана, предложил создать Европейский Союз в рамках Лиги Наций. В этом случае, несмотря на то, что ближние цели отступали, сохранялся национальный суверенитет, и государства Европы двигались по пути все более широкой интеграции. Несмотря на это, все попытки мирного объединения потерпели поражение от доминирующих потоков национализма и империализма. Только после того, как Европа опять была отброшена назад войной, была действительно оценена губительная тщетность национального вакуума. Общее “смешение” Европы и разрушение политических и экономических национальных структур вывело к качественно новому этапу в понимании современной Европы. Последующие шаги на пути к интеграции исходят из трех основных положений. Во-первых, это реализация Европой ее собственных слабостей. Вследствие конфликтов и войн ее устоявшейся пьедестал “центра мира” был потерян. Это место было занято двумя новыми сверхдержавами – Соединенными Штатами Америки и Советским Союзом, каждая куда более мощная в военном, политическом и экономическом отношении, чем разделенные европейские государства. Во-вторых, это признание того, что война не должна повториться. После ужасного опыта двух мировых войн, каждая из которых начиналась как гражданская война внутри Европы, и в которых Европа была основным полем битвы и главным участником, это стало лейтмотивом всех политических действий. И последнее, это честное стремление создать лучший, более свободный и более справедливый мир, в котором международные отношения будут вестись на “более взрослом” уровне. Если рассматривать все в целом, то послевоенные шаги по пути объединения Европы представляют собой обескураживающую картину, которая ставит в тупик всех мировых экспертов. Были созданы различные организации, друг с другом не связанные, но действующие в одном направлении: Организация экономического сотрудничества и развития (OECD), Западно-европейский Союз (WEU), Северо-атлантический Союз (NATO), Совет Европы, и Европейский Союз, который сам по себе строится на Европейском объединении по углю и стали, Европейской Комиссии по атомной энергии, и Европейском экономическом сообществе. Членство в этих организациях варьируется от 10 в WEU до 25 в Совете Европы. При рассмотрении их целей с формальной точки зрения, их можно разделить на 3 основные группы. Первая группа состоит из трансатлантических организаций, возникших благодаря тесным контактам, которые завязались между Западной Европой и США после войны. Несомненно, именно Америка инициировала создание первой послевоенной европейской организации в 1948 году. Госсекретарь США Джордж Маршалл призвал страны Европы объединить свои усилия для экономической реконструкции и обещал помощь со стороны Америки (план Маршалла). Заданием Европы было создать Организацию Европейского экономического сотрудничества (OEEC). Позже, в 1960, когда США и Канада вступили в нее, согласовав с ее членами расширение деятельности, включающее помощь странам третьего мира, организация была переименована в Организацию экономического сотрудничества и развития. За основанием OEEC последовало основание в 1949 году NATO, военного пакта между США, Канадой и большинством свободных государств Европы. Следующей организацией стал WEU в 1954 году, который был призван укрепить сотрудничество в области безопасности между странами Европы. Это расширило существующее Брюссельское Соглашение между Великобританией, Францией, Бельгией, Люксембургом и Нидерландами. В него также вошли ФРГ и Италия, а впоследствии и Португалия, Испания и Греция. WEU предлагает своим участникам основу для тесного сотрудничества в области защиты и безопасности, помогая им объединить усилия Европы в этом направлении, а также придать больший вес голосу Европы в Атлантическом Альянсе. Характерной чертой второй группы организаций является то, что они созданы с целью привлечения в свои члены как можно большего количества стран. Это означает возможность лимитирования их деятельности, которая не выходит за рамки обычного международного сотрудничества. Одной из таких организаций является Совет Европы, основанный 5 мая 1949 года, чтобы осуществлять политическое сотрудничество. В его уставе не ставится целью ни создание федерации или союза, ни изменения или какие-либо попытки покушения на национальный суверенитет. Принятие решений полностью возложено на Кабинет Министров, и для любого решения требуется единогласие, а это означает, что любая страна может наложить вето на решение, как и в Совете Безопасности в Европе. Ко всему прочему, в организации существует Парламентская Ассамблея, но ее роль чисто консультативная и у нее нет законодательных полномочий. Все, что она может – это давать рекомендации Кабинету Министров. Поэтому любая рекомендация может быть отклонена одним голосом, так как Кабинет не отвечает перед Ассамблеей. И даже в случае, если предложение будет принято Кабинетом Министров, оно должно еще быть ратифицировано национальными парламентами, прежде чем оно будет иметь силу закона. Из этого можно сделать вывод, что Совет Европы в принципе служит инструментом межпарламентского сотрудничества. Не смотря на это, его вклад в случае с объединением Европы не так уж велик. В спектре своих целей по налаживанию тесных контактов между странами Европы и продвижению их экономических и социальных достижений, Совет Европы действует очень успешно. Количество его членов возросло от начальных 10 до 25 (Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Италия, Ирландия, Дания, Норвегия и Швеция, Греция, Турция, ФРГ, Австрия, Кипр, Швейцария, Мальта, Исландия, Португалия, Испания, Лихтенштейн, Финляндия, Сан-Марино, Венгрия и Польша). Под его покровительством заключается широкий спектр экономических, культурных, социальных и юридических конвенций, наиболее важным и известным из которых является Европейская Конвенция Защиты прав человека и фундаментальных свобод, принятая 4 ноября 1950 года. Эта Конвенция не только закрепляет практические минимальные стандарты прав человека, которые должны быть применены в присоединившихся государствах, но и внедряет систему для юридической защиты прав, наделяя полномочиями инстанции, созданные Конвенцией – Европейскую Комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека – для пресечения такого рода посягательств. Третья группа организаций включает в себя Европейское объединение по углю и стали, Европейскую Комиссию по атомной энергии и Европейское Экономическое Сообщество. Формально эти три сообщества продолжают существовать параллельно. С точки зрения политической реальности они могут рассматриваться как единая система. Создание этих организаций может быть отмечено как зарождение «Европейского Сообщества». Главной отличительной чертой Европейского Сообщества в сравнении с другими международными образованиями является то, что его члены для создания связующего, прочного организационного и политического соединения пожертвовали какой-то частью своего национального суверенитета. Европейское Сообщество явилось ядром Европейского Союза, основанного 1 ноября 1993 года со вступлением в силу Маастрихтского Соглашения. В данной курсовой работе рассмотрены основные этапы развития интеграционных процессов в Европе, приведена хроника событий, анализируются причины объединения европейских государств. Также рассматривается современная структура Европейского Союза. ИСТОКИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА. 1 От Европейского Сообщества к Европейскому Союзу. 1 Европейское объединение по углю и стали. Первый кирпичик в строительство Европейского Сообщества был заложен 9 мая 1950 года, когда Робер Шуман, Министр иностранных дел Франции, предложил план, разработанный им и Жаном Моне для Франции и Германии. План предполагал совместную координацию всей выработки угля и стали в рамках организации, в которую могла бы войти любая из стран Европы. Это предложение вызвало двоякую реакцию: с одной стороны, бессмысленно налагать односторонние ограничения на Германию, но в то же время, полностью независимая Германия все еще воспринималась как потенциальная угроза миру. Единственным выходом из создавшегося положения, по мнению Шумана, было привязать Германию политически и экономически к крепкой группировке Европейских государств. Этот план явился продолжением мысли, высказанной Уинстоном Черчиллем в его известной речи в Цюрихе 19 сентября 1946 года, когда он призвал к созданию Соединенных Штатов Европы, подчеркивая принципиальную важность Франко-Германского сотрудничества. Кроме этого, Черчилль предвидел, что Великобритания будет скорее играть роль промоутера, чем активного участника. Несмотря на это, 18 апреля 1951 года Бельгия, ФРГ, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды подписали Соглашение, учреждающее Европейское объединение по углю и стали (ECSC) и 23 июля, когда оно вступило в силу, план Шумана стал реальностью. “Отцы-основатели” нового Объединения надеялись, что он станет тем зерном, из которого будет развиваться Европейская политическая интеграция в дальнейшем. А результатом этого должно было стать создание Европейской Конституции. 2 Европейское Сообщество по Безопасности. В октябре 1950 года, когда Соглашение по ECSC еще не было подписано, Франция выступила с инициативой Европейского Сообщества по Безопасности (EDC), которое более известно как план Плевена. Всплеск военных действий в Корее и ухудшение отношений между Востоком и Западом привели к необходимости усиления позиций безопасности Западной Европы, включая Западную Германию. Но во Франции были еще свежи события Второй мировой войны, так что идея Немецкой Национальной Армии была в особенности неприемлема. И опять единственным выходом было привязать Германию к многонациональному Сообществу – на этот раз военному – для усиления контроля за разоружением. Тем не менее, в августе 1954 года план не был принят в связи с тем, что Французская Национальная Ассамблея отказалась ратифицировать Соглашение, тем самым, давая выход амбициям национального суверенитета. Провал Европейского Сообщества по безопасности поставил под удар все предпринятые усилия в отношении политической интеграции в Европе, что пока не давало поводов для оптимизма. Но затем, в июне 1955 года министры иностранных дел шести стран-основательниц ECSC выступили с инициативой создания объединенной Европы. 3 Европейское Сообщество по атомной энергии и Европейское экономическое Сообщество. На конференции в Мессине они решили вернуться к цели, которой было большее Европейское единство, но на этот раз с подходом, предложенным ECSC – то есть, прежде всего, экономической интеграции. Хотя план EDC имел более высокую идею, нынешнее предложение звучало скромнее, но более реалистично. Был сформирован Комитет, во главе с Министром иностранных дел Бельгии, Полем-Анри Спааком, на который была возложена ответственность продумать шаги дальнейшей интеграции. В 1956 году Комитет окончил свою работу, и его отчет лег в основу переговоров, результатом которых явились Соглашения, учреждающие Европейское Сообщество по атомной энергии (EURATOM) и Европейское экономическое Сообщество (EEC), подписанные странами Шестерки в марте 1957 года и вступившие в силу 1 января 1958 года. Воодушевленные достигнутыми успехами, особенно в сфере экономики, страны Шестерки решили в начале 60-х вернуться к идее, которая никогда до конца не забывалась – более тесная политическая интеграция. На встрече на высшем уровне в Бонне в 1961 году лидеры стран Шестерки поручили Комитету, который возглавлял Кристиан Фуше, посол Франции в Дании, рассмотреть предложения политической хартии для “союза их наций”. Пытаясь найти формулу, которая бы подходила всем, Комитет представил два удачных проекта (более известные как первый и второй планы Фуше). Но существующие различия между странами-участница-ми по поводу видения сути союза и его формы оказались настолько непреодолимыми, что на встрече 17 апреля 1962 года в Париже, министрами иностранных дел было принято решение о приостановлении переговоров. В течение нескольких последующих лет практически не было предпринято шагов к “закладыванию основ самого тесного союза народов Европы” и только к концу 70-х произошли какие-то сдвиги в этом направлении. Подхватив призыв к развитию экономического и политического союза, прозвучавший на встрече на высшем уровне в Гааге в декабре 1969 года, политические лидеры Сообщества на Парижских Саммитах 1972 и 1974 годов провозгласили своей целью создание Европейского Союза до окончания этого десятилетия. Премьер-министру Бельгии Лео Тиндемансу было поручено выработать последовательный план для Европейского союза на основе идей, выдвинутых Комиссией, Европейским Парламентом, Верховным Судом и Социально-экономическим Комитетом в более ранних отчетах. Его план (Отчет Тиндеманса) предопределял завершение создания союза к 1980 году посредством учреждения экономического и валютного союза, реформирования институтов Сообщества, осуществления общей внешней политики, а также региональной и социальной политики. Это явилось еще одним доказательствам сильной амбициозности поставленной цели для установленных сроков. Как показывают последние исследования, провал был следствием непримиримых основополагающих разногласий между странами- участницами по поводу конституционной структуры и институциональных реформ, которые требовалось провести. Несмотря на это, 70-е годы принести ощутимый прогресс, а также целый ряд новых политических инструментариев для Сообщества, расширяющих спектр политики координации и национальной политики. 4 Европейское политическое сотрудничество. Первым из них было Европейское политическое сотрудничество (EPC), которое было основано в 1970 как инструмент добровольного регулирования внешней политики, и с тех пор стабильно расширяется и усовершенствуется. Вторым крупным шагом было создание Европейской Валютной Системы (EMS) в марте 1979 года, которая вывела на качественно новый уровень европейское сотрудничество в этой области. Ее целью было и является создание зоны валютной стабильности в Европе, по возможности свободной от стихийных колебаний валюты. Сейчас EMS является одним из краеугольных камней цели Европейского Союза – экономического и валютного единства. 5 Европа второго поколения. В начале 80-х г.г. был дан старт интенсивным реформаторским дебатам, проходившим как “Европа второго поколения” или “Европейский Союз”. Наиболее значительные из идей и предложений по реформам легли в основу “проекта Соглашения, учреждающего Европейский Союз”, принятого Европарламентом 14 февраля 1984 г. Плод ума Альтиеро Спинелли, он стал качественно новой вехой для Парламента на пути к Европейскому Союзу. Соглашением предлагалось передать полномочия Союзу в таких сферах как экономическая и валютная политика (включая социальную сферу и здравоохранение) и в сфере внешней политики (вопросы безопасности, мира и разоружения), что должно было иметь некоторую привлекательность в глазах местных политиков. Законодательство Союза вводилось бы в действие двухпалатной организацией, что очень похоже на федеральную систему, и имело целью достичь равновесия между демократически избираемым Европарламентом и Советом Союза, где заседали бы представители национальных правительств. Несмотря на то, что проект Соглашения не имел никаких шансов быть ратифицированным национальными Парламентами и таким образом приобрести законную силу, он бросил вызов странам-участни-цам, и явился как бы проверкой серьезности их намерений по отношению к реальным действиям в сторону Европейской интеграции, заставив их показать их настоящие намерения. Этот вызов был принят. На Европейском Совете в Штутгарте в июне 1983 года они оказались не способными договориться о чем-либо более серьезном, чем “широкий спектр мер по расширению сотрудничества в Сообществе”. Но на встречах глав государств в Фонтенбло и Милане в июне 1984 и 1985 г.г. они приняли во внимание инициативу Парламента, осмысливающую более ранние заявления о намерениях путем адаптации решений для практических действий на двух параллельных фронтах по приданию ускорения Европейской интеграции. Первая область действий – институциональная реформа. Был утвержден Комитет по иностранным делам, возглавил который Ирландский сенатор Джеймс Дудж. Так же как Комитет Спаака, который подготовил отчет, послуживший основой переговоров по учреждению ЕЕС и EURATOM, Комитет Дуджа был составлен из личных представителей Глав государств или правительств. Его заданием было выработать предложения для расширения сотрудничества в Европе и в рамках Сообщества, и в плане Европейского политического сотрудничества, и предвидеть возможные области для продвижения к Европейскому Союзу. Вторая концепция заключалась в выработке шагов по проекту «Европа для людей», что предполагало повышенное внимание к нуждам и интересам рядовых граждан. И опять работа по формированию конкретных предложений была возложена на комитет ad hoc, который приступил к работе 7 ноября 1984 года под председательством Пьетро Адоннино. Его полномочия включали спектр направлений для совместной деятельности, таких как образование, здравоохранение, судебная власть, борьба с наркотиками и терроризмом, а также нахождение областей продвижения к Европейскому Союзу. Деятельность этих двух комитетов легла в основу дискуссий между лидерами государств на встрече в Милане в июне 1985 года. Эти встречи наметили направления на пути к Европейскому Союзу посредством создания экономической зоны без внутренних границ, укреплению Европейского политического сотрудничества путем объединения усилий в области безопасности и защиты, и улучшения механизма принятия решений при помощи расширения прав Европарламента. 6 Единый Европейский Акт. Важным шагом на пути к созданию Европейского Союза стал Единый Европейский Акт, который вступил в силу 1 июля 1987 года. В его преамбуле повторилась основная цель — создание Европейского Союза — которую должны были воплотить Европейское сообщество и Европейское политическое сотрудничество. Затем был принят ряд законодательно закрепленных мер, |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |