бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Механизм гиперинфляции и способы его устранения

границах подтягивать размер денежной массы к возросшему уровню цен. В целом

имитирование банками денег связано с необходимостью обслуживания

потребностей развития народного хозяйства, и если пытаться блокировать

реализацию этой необходимости, искусственно ограничивая тост денежной

массы, неизвестно возникает нехватка платежных средств.

Нехватку денег в российской экономике необходимо понимать как

нехватку нормальных, “живых” отечественных денежных средств, за

регулирование эмиссии которых и несет ответственность ЦБР. Хождение же

обособленных от таких денег суррогатов в виде низколиквидных и

обесценивающихся средств, конвертируемость которых в нормальные платежные

средства затруднена,- одно из проявлений подавленной инфляции. Что касается

долларизации экономики, необходимость борьбы с которой признается всеми, то

это следствие общего кризисного состояния народного хозяйства, в том числе

в известной степени и нехватки надежных, высоколиквидных отечественных

денежных ресурсов. При всем этом нельзя, конечно не согласиться с позицией

ЦБР относительно разрушительного характера необеспеченной крупномасштабной

денежной эмиссии: ее следствием являются резкое инфляции и не увеличение, а

сокращение насыщенности хозяйства деньгами в связи с ростом цен,

опережающим возрастание денежной массы. К тому же следует иметь в виду, что

при сложившейся в стране системе распределения финансовых ресурсов

дополнительные денежные средства, появившиеся в результате эмиссии, просто

не дойдут до реального сектора экономики, а останутся главным образом на

финансовом рынке.[2, 4,21]

3. Основные направления устранения инфляции

3.1. Антиинфляционное регулирование экономики.

В экономической литературе и на практике существуют разные мнения по

поводу борьбы с инфляцией. Некоторые авторы предлагают жить в условиях

сильной инфляции. Её отрицательные последствия следует корректировать с

помощью противоинфляционной защиты экономических субъектов. Она включает

индексацию доходов населения и бюджетных организаций, процентных ставок и

финансовых активов, изменения налоговых ставок и т.д. Будет ли

противоинфляционная защита эффективной, зависит от скорости реагирования

регулирующих органов. Воздействие индексации на будущей темп инфляции

зависит от характера инфляционных ожиданий и планов правительства.

Существует множество примеров, когда противоинфляционные меры ускоряли темп

инфляции. Эта защита считается оправданной, если применяется для наименее

обеспеченных слоев населения или в ответ на внешние инфляционные импульсы,

не доступные для государственного контроля. Однако снижение издержек,

вызванных ростом цен, дает возможность правительству и в дальнейшем

проводить инфляционную экономическую политику.

Другие авторы считают, что необходимо противодействовать инфляции

любыми возможными инструментами государственного урегулирования.

Совокупность последних представляет собой антиинфляционную политику.

Различают прямые и косвенные способы снижение темпов инфляции.

Прямые методы регулирования получили название политики доходов.

Условно можно выделить два направления политики доходов: установление

ориентиров для роста заработной платы и роста цен и прямой контроль над

ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению

адоптивных инфляционных ожиданий инфляционной инерции, с другой – гасить

инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых

правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблюдать их

добровольно. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста

цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано

к темпам роста средней производительности труда во всей экономике. Цены же

возрастают насколько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату

труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы что доходы

работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно

через цены.

Контроль обычно осуществляется путем принятия законов об одновременном

«замораживание» цен и заработной платы на определенный срок. По отношению к

наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер,

поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали

зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль гораздо труднее,

чем над зарплатой, так существует множество товарных групп. Кроме того,

увеличение средней производительности труда в экономике автоматически ведет

к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном

доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт.

Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной

платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных

предприятий и профсоюзами.

Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Её

противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут

отказаться от своей целевой функции – получения максимальной прибыли и

наиболее высокой зарплаты, поэтому добровольно не будут соблюдать

установленные правительством ориентиры. Законодательное ограничение роста

цен может привести к развитию теневого рынка товаров и услуг. Другим

способом обхода ограничения роста цен является снижение качества и веса

фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над

ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и

капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет

необходимым нормирование потребления.

Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить

инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у

правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Критики политики

доходов отмечают, что инфляционные ожидания не уничтожаются, а

откладываются до отмены политики доходов. Защищаясь от очередного

ограничения доходов экономические субъекты увеличивают свои инфляционные

ожидания. Накопленные инфляционные ожидания приведут к ускорению инфляции

после отмены ограничений. Проведение политики доходов течении длительного

периода может привести к серьезной деформации рынка и протеканию инфляции в

скрытой форме.

Политика доходов использовалась во многих странах – в Великобритании, США и

др. Эффективность реальной проводимой политики доходов без применения

косвенных методов воздействия оказалась не очень высокой. В результате в

середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее

применения. В 80-е годы её использовали в некоторых странах с высокой

инфляцией: Аргентине, Бразилии, Перу, Израиле, Мексике. Только в двух

последних государствах ее использование было эффективным. В СССР политика

доходов активно применялась в 30-е годы, затем она стала проводиться менее

жестко. Политика доходов была составной частью государственного

регулирования в условиях административно-командной системы. Ее

эффективность снижалась по мере нарастания диспропорций в экономике,

усиления подавленной инфляции и превращения дефицита в деструктурный.

К косвенным методам воздействия на цены относятся “дефляционные”

мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись

в рамках антициклической политики — метод точной настройка конъюнктуры. В

период спада государство проводило экспансионистскую монетарную и/или

фискальную политику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение

безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов

инфляции. Устранению “перегрева” экономики помогал топор”. Поскольку

изменение направления монетарной политики возможно без временного лага, то

основная работа падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфляции

он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых

кредитов, повысить учетную ставку и норму обязательных резервов, продать

государственные ценные бумаги на открытом рынке.

для снижения темпов прироста денежной массы в ряде развитых стран

использовалась политика “тагетирования ” Центральным банком устанавливались

ориентиры для роста различных денежных агрегатов — МО, М!. Эти ориентиры

достаточно часто превышались. Слабый контроль за предложением денег

маскировался установлением новых ориентиров, для более широких показателей

де нежной базы — М2, МЭ. С одной стороны, уменьшение предложения денег

приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису

неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста

денег может компенсироваться ростом скорости их обращения.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство может уменьшить

объем совокупного спроса фискальными методами: снизить государственные

расходы, повысить ставки прямых и косвенных налогов, отменить налоговые

льготы, ужесточить правила, регулирующие порядок и нормы амортизационных

отчислений. Применение многих инструментов фискальной политики требует

одобрения законодательных органов власти. Поэтому их вёсьма сложно

использовать для краткосрочной настройки конъюнкт

(в том числе инфляции). Финансовая стабилизация и снижение

консолидированного дефицита государственного бюджета рассматриваются в

качестве общей предпосылки уничтожения инфляции.

Для замедления роста цен могут применяться и инструменты валютной политики:

ограничение притока коротких денег из-за границы, повышение курса

национальной валюты. Рост и фиксация курс национальной валюты понижают

общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные

импортируемые товары, внутренние экспортируемые товары, инфляционных

ожиданий.

Это будет эффективным при наличии следующих условий. 1 первых, курс близок

к паритету покупательной способности. вторых, цены практически на все

товары связаны с обменным сом. В-третьих, ограничен инерционный рост

номинальной заработной платы. В-четвертых, существуют положительное сальдо

платежного баланса, солидные золотовалютные резервы или возможность

получения внешних стабилизационных займов под низкий процент. В условиях

стагфляции 70-х годов сдерживающее влияние «дефляционного топора”

передавалось в первую очередь на зам экономического роста и увеличение

безработицы. Кейнсианские рецепты лечения экономики стали малоэффективными.

Для стабилизации экономики с начала 80-х голов в Великобритании и стал

применяться коктейль из мер, направленных, с одной стороны, на сдерживание

роста денежной массы и сокращение бюджетных расходов, а с другой — на

уменьшение налогового бремени для фирм и среднего класса в целях расширения

совокупного предложения. В сочетании с сокращением налоговых поступлений

краткосрочным результатом данной политики было увеличение бюджетного

дефицита и рост государственного долга, сохранение высокой инфляции и

значительной безработицы,

Однако в дальнейшем положение постепенно нормализовалось. Снижение темпов

предложения денег вкупе с высокими процентными ставками содействовало

притоку капитала из-за рубежа с кредитной и бюджетной реформой,

благоприятными шоками предложения это привело к снижению дефицита бюджета

неэмиссионному покрытию. Темпы роста цен замедлились. а безработица

постепенно рассосалась. Однако такое избавление от инфляции оказалось

слишком тяжелым для экономики.[19]

Существует альтернатива неоклассическому подходу борьбы со стагфляцией.

Суть ее заключается в том, чтобы не добиваться снижения инфляции любыми

путями, а сделать ее и другие процессы в экономике “управляемыми”. Следует

напрямую воздействовать на совокупное предложение, пытаясь достигнуть

уровня естественного. объема производства, а не стараться вернуться на

кривую Филлипса с помощью рестриктивной монетарной и фискальной -поли тики.

Для этого можно использовать ужесточение стандартов, целевое финансирование

и кредитование., селективную поддержку отраслей., протекционистские меры,

элементы политики доходов, незначительно ужесточая финансовую и денежную

Политику. Последний вариант создает меньшие социальные издержки и кажется

болёе эффективным.

Вышеприведенный анализ косвенных средств антиинфляционной политики был

сделан применительно к экономически развитым странам. Для них характерны

относительно небольшие темпы инфляции и уровня безработицы (максимальный

темп до 20% в год). Во многих развивающихся странах Латинской Америки —

Аргентине, - Боливии, Бразилии, Мексике, Никарагуа, Перу, Чили,

: государствах Восточной Европы — Польше, бывшем СССР и Югославии в 70—90-е

годы наблюдался очень высокий уровень цен:

галопирующая инфляция гиперинфляция.

Тогда во временном аспекте у правительства существует две альтернативы

проведения антиинфляционной политики. Она может осуществляться постепенно в

течение длительного периода — политика градуирования или резко — шоковая

терапия. В экономической теории- нет ответа на вопрос, какая тактика

эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров

страны,

темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхождения в мировой

рынок, поддёржки преобразований международными финансовыми организациями,

социально-политической обстановки в стране и т.п. Радикальным средством

уравновешивания количества обращающихся денег с товарной массой является

либерализация цен и/или денежная реформа конфискационного типа. Обычно эти

первичные средства шоковой терапии применяются для перевода инфляции из

скрытой формы в явную или в условиях гиперинфляции. В результате реформы

изменяется соотношение между номинальной массой денег и номинальным уровнем

доходов и цен. Старые деньги обмениваются на новые с некоторыми

ограничениями. В результате денежная масса распределяется по сложившемуся

уровню реальных доходов. Конфискационная денежная реформа будет первым

шагом на пути остановки гиперинфляции в случае изменения

монетарной и фискальной политики. В противном случае цены достигнут

дореформенного уровня.

Сторонники шоковой терапии считают, что ее последователь применение

приводит к усилению доверия населения к желанию правительства бороться с

инфляцией. Это изменяет характер

инфляционных ожиданий экономических субъектов и уничтожает

инфляционную инерцию. В результате темпы роста цен будут снижаться.

Отрицательные последствия резкого сокращения денежной массы, бюджетных

расходов и т.п. заключается в сильном спаде производства, роста

безработицы, снижении материального положения людей.

Градуирование в краткосрочном плане сопряжено с меньшими социальными

издержками. Однако данная политика сохраняет инфляционную инерцию. Поэтому

любой инфляционный импульс может привести к ускорению инфляции. Опыт борьбы

с инфляцией в странах Латинской Америки показывает, что покончить с

галопирующей инфляцией можно только путем решительных действий.[20]

В переходной экономике России антиинфляционные меры первоначально сводились

к непоследовательному исключительно монетаристскиих методов шоковой

терапии, которые не дали быстрых положительных результатов. ‘это связано с

тем что развитие инфляции в России обусловлено действием как монетарных так

и немонетарных факторов. Рост денежной массы в России был обусловлен тремя

причинами во—первых, эмиссионым покрытием Центральным банком бюджетного

дефицита; во-вторых выдачей кредитов рефинсирования коммерческим банкам со

стороны Центрального банка в-третьих, кредитованием дефицита торговли

государств СНГ с Россией.

Относительная роль этих источников роста денежной массы на протяжение 1992-

1994 гг. менялась. В 1992 г. главным фактором были кредиты ближнему

зарубежью. Принятые в 1993г. меры по упорядочению кредитных отношений с

этими государствами помогли во многом перекрыть этот канал инфляции. В 1994

г., по некоторым опенкам, объем кредитного финансирования государственного

бюджета Центральным банком в 2 раза перекрывал объем кредитов коммерческим

банкам. Перечисленные источники кредитования увеличивали денежную базу, на

основе которой происходил рост денежной массы и раскручивалась инфляция.

В целом же инфляционный потенциал российской экономики был заложен

административно—командной системой. Ошибки и просчеты входе проведения

реформ также питали инфляцию. Несмотря на это, в 1995---1996 гг.

галопирующая инфляция в России была остановлена. Основными инструментам и

антиинфляционной политики становятся меры по ограничению денежной массы и

уменьшению бюджетного дефицита, отказ от его эмиссионного финансирования

введение “валютного коридора”.

Стабилизация доходов и расходов бюджета, снижение его дефицита, контроль за

денежным обращением и валютным курсом остаются основными инструментами в

борьбе с инфляцией.[18]

3.2.Стабилизационная политика

Д

омохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных

источников дохода. Работники пытаются защитить себя от инфляции через

введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими

способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону

наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в

товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это

выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию

краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций.

Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых

внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг и

факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно

собственных и повышению финансового риска предприятий, риска

неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие

фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь

превышение кредиторской задолженности над дебиторской, и лишь

незначительное количество денег хранить в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования

прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к

деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые

на материальное поощрение. С другой – ввиду того, что в условиях инфляции

поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы,

если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все

большую часть прибыли (прибыли за вычетом налогов) направлять на развитие

производства.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-

х гг. Нашего века в Англии и в др. Странах внедрялась политика “стоп-вперед

“, т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась

неэффективной в плане снижения инфляции, т.к. сдерживание цен оплачивалось

снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе новой политики лежит контроль за соотношением цен и заработной

платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане

(например, в Финляндии в 1967-1971 гг., в США в 1951-1952 гг.), но в

долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.[17,20]

Заключение

В настоящее время гиперинфляция - один из самых болезненных и опасных

процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую

систему в целом. Гиперинфляция означает не только снижение покупательной

способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования,

сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований,

восстановлению нарушенных пропорций.

Процесс развития гиперинфляции не может рассматриваться как прямой

результат только определенной политики, политики расширения денежной

эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен

оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике,

объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и

предложением, производством предметов потребления и средств производства,

накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс гиперинфляции - в

различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма

устойчивый.

К негативным последствиям гиперинфляции относятся снижение реальных доходов

населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей

заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи

сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу

падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие,

ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп.

3. В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться

в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не

представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко

используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В

последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция

замедления темпов инфляции.

4. В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих

преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс

развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный,

специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию.

Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной

сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательное сальдо

внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная

масса в обращении).

5. Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и

в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный,

многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные,

но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных

расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение

широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и

стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание

рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за

результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля,

проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют

выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в

жизнь.[10]

Библиографический список

Библиографический список

1) П.Самуэльсон. «Экономика».

2) Икес.Б. «Инфляция в России».

3) Б.П.Плышевский. «Инфляция в Российской экономике».

журнал « Финансы».

4) В.Крылов. « О денежном дефиците в Российской экономике».

5) Аладышев К.Ю., Аксёнов И.В., Шишкин В.Г. Инфляция. Банки.

Инфраструктура рынка. Саранск: Знание, 1999.

6) Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Д., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и

денежно-кредитная политика. Москва – С.- Петербург: Профико, 1991.

7) Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории. М.: Владос,

1995.

8) Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция. М.: Банки и биржи,

1999.

9) Журавлёв С. «Инфляция в индексируемой экономике: специфика, механизм,

сценарии развития», Вопросы экономики, 1992, №2

10) Булатов А.С. Экономика. М.: Бек. 1996. Гл. 14

11) Жуков Е.Ф. Общая теория денег и кредита. М.: Банки и биржи. 1995.

12) Р.Макконел, С.Л.Брю “Экономикс” М. “Дрофа” 1991 г.

13) М.Н.Чепурина “Курс экономической теории” К. “Аса” 1995 г.

14) Сакс Д.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело,

1996.

15) Торвей Р. Индексы потребительских цен. М.: Финансы и статистика, 1993.

16) Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Новости. 1991.

17) «Деньги и кредит», №1, 1999 г.

18) Ведяпин В. И., Добрынина А. И., Журавлева Г. П., Тарасевич А. С.

Экономическая теория., М., 2001 г.

19) С. Никитин и др. Что такое “ шоковая терапия? ”, МЭ и МО №1

1992

20) А. Лившиц Введение в рыночную экономику, М., 1991

21) К. Эклунд Эффективная экономика, М.,1991

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.