|
Международный кредит в экономике Узбекистанарынке товаров, платность кредита стимулирует заемщика к его наиболее продуктивному использованию. Именно эта стимулирующая функция не в полной мере использовалась в условиях плановой экономики, когда значительная часть кредитных ресурсов предоставлялась государственными банковскими учреждениями за минимальную плату (1,5 — 5% годовых) или на беспроцентной основе. Принципиально отличаясь от традиционного механизма ценообразования на другие виды товаров, определяющим элементом которого выступают общественно необходимые затраты труда на их производство, цена кредита отражает общее соотношение спроса и предложения на рынке ссудных капиталов и зависит от целого ряда факторов, в том числе чисто конъюнктурного характера: * цикличности развития рыночной экономики (на стадии спада ссудный процент, как правило, увеличивается, на стадии быстрого подъема — снижается); * темпов инфляционного процесса (которые на практике даже несколько отстают от темпов повышения ссудного процента); * эффективности государственного кредитного регулирования, осуществляемого через учетную политику центрального банка в процессе кредитования им коммерческих банков; * ситуации на международном кредитном рынке (например, проводившаяся США в 80-х гг. политика удорожания кредита обусловила привлечение зарубежного капитала в американские банки, что отразилось на состоянии соответствующих национальных рынков); * динамики денежных накоплений физических и юридических лиц (при тенденции к их сокращению ссудный процент, как правило, увеличивается); * динамики производства и обращения, определяющей потребности в кредитных ресурсах соответствующих категорий потенциальных заемщиков; * сезонности производства (например, в России ставка ссудного процента традиционно повышается в августе - сентябре, что связано с необходимостью предоставления аграрных кредитов и кредитов для завоза товаров на Крайний Север); * соотношения между размерами кредитов, предоставляемых государством, и его задолженностью (ссудный процент стабильно возрастает при увеличении внутреннего государственного долга). Обеспеченность кредита Этот принцип выражает необходимость обеспечения защиты имущественных интересов кредитора при возможном нарушении заемщиком принятых на себя обязательств и находит практическое выражение в таких формах кредитования, как ссуды под залог или под финансовые гарантии. Особенно актуален в период общей экономической нестабильности, например, в отечественных условиях. Целевой характер кредита Распространяется на большинство видов кредитных операций, выражая необходимость целевого использования средств, полученных от кредитора. Находит практическое выражение в соответствующем разделе кредитного договора, устанавливающего конкретную цель выдаваемой ссуды, а также в процессе банковского контроля за соблюдением этого условия заемщиком. Нарушение данного обязательства может стать основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафного (повышенного) ссудного процента. Дифференцированный характер кредита Этот принцип определяет дифференцированный подход со стороны кредитной организации к различным категориям потенциальных заемщиков. Практическая реализация его может зависеть как от индивидуальных интересов конкретного банка, так и от проводимой государством централизованной политики поддержки отдельных отраслей или сфер деятельности (например, малого бизнеса и пр.) Формы международного кредита Формы международного кредита можно классифицировать по следующим основным признакам. 1. По источникам: * внутренние; * иностранные; * смешанные; * кредитование внешней торговли. Все эти формы тесно взаимосвязаны и обслуживают все стадии движения товара от экспортера к импортеру. Чем ближе товар к реализации, тем благоприятнее для должника условия международного кредита. 2. По назначению (в зависимости от того, какая внешнеэкономическая сделка покрывается за счет заемных средств): * коммерческие кредиты — непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами; * финансовые кредиты (включая прямые капиталовложения) — строительство, инвестиционные проекты, приобретение ценных бумаг, погашение внешней задолженности; * \"промежуточные кредиты\" — предназначенные для обслуживания смешанных форм вывоза капиталов, товаров, услуг (например, в виде выполнения подрядных работ). 3. По валюте займа: * предоставляемые в валюте страны-должника или страны кредитора; * предоставляемые в валюте третьей страны (СДР, ЭКЮ). 4. По срокам: * сверхкраткосрочные — предоставляемые на срок до трех месяцев (суточные, недельные); * краткосрочные — до 1 года; * среднесрочные — от 1 года до 5 лет; * долгосрочные — свыше 5 лет. 5. С точки зрения обеспечения: * обеспеченные; * бланковские. Обеспечением обычно служат товары, товарораспределительные и другие коммерческие документы, ценные бумаги, векселя, недвижимость и другие ценности. Залог товара для получения кредита осуществляется в трех формах: * твердый залог (определенная товарная масса закладывается в пользу банка); * залог товара в обороте (учитывается остаток товара соответствующего ассортимента на определенную сумму); * залог товара в переработке (из заложенного товара можно изготавливать изделия, но передавая их в залог банку). Бланковский кредит выдается под обязательство должника погасить его в определенный срок (соло-вексель). 6. С точки зрения техники предоставления: * финансовые (наличные) — зачисляемые на счет должника в его распоряжение; * акцептные — в форме акцепта тратты импортером или банком; * депозитные сертификаты; * облигационные займы; * консорционные кредиты и т.д. 7. В зависимости от того, кто выступает в качестве кредитора: * частные; * правительственные; * смешанные; * межгосударственные. В настоящее время наиболее широкое распространение нашли следующие виды международных кредитов: Ролловерные (roll-over credit) — средне- или долгосрочный кредит, предоставляемый по плавающей ставке, фиксируемой через равные промежутки времени (3..6 месяцев). Фирменный (коммерческий кредит) — ссуда, предоставляемая фирмой (обычно — экспортером) одной страны импортеру другой страны в виде отсрочки платежа. Коммерческий кредит во внешней торговле сочетается с расчетами по товарным операциям. Фирменный кредит обычно оформляется векселем или предоставляется по открытому счету. Вексельный кредит предусматривает, что экспортер, заключив соглашение о продаже товара, выставляет переводной вексель (тратту) на импортера, который, получив коммерческие документы, акцептирует его, т. е. дает согласие на оплату в указанные на нем сроки. Кредит по открытому счету предоставляется путем соглашения, по которому поставщик записывает на счет покупателя в качестве его долга стоимость проданных и отгруженных товаров, а импортер обязуется погасить кредит в установленные сроки. Разновидностью фирменных кредитов является авансовый платеж импортера (покупательский аванс), который при подписании контракта осуществляется импортером в пользу иностранного поставщика обычно в размере 10..15% стоимости заказа. Банковские кредиты экспорта и импорта выступают в форме ссуд под залог товаров, товарных документов, векселей, а также учета тратт. Иногда банки предоставляют крупным фирмам-экспортерам бланковый кредит, т.е. без формального обеспечения. Кредит покупателю — особенностью его является то, что банк экспортера непосредственно кредитует не национального экспортера, а иностранного покупателя, т.е. фирмы страны-импортера и их банки. Тем самым импортер приобретает необходимые товары с оплатой счетов поставщика за счет средств кредитора с отнесением задолженности на покупателя или его банк. Акцептно-рамбурсный кредит — основан на сочетании акцепта векселей экспортера банком третьей страны в переводе (рамбурсировании) суммы векселя импортером банку-акцептанту. Условия этого вида кредита — лимит, сроки, процентная ставка, порядок оформления, использования и погашения, определяются на основе предварительной межбанковской договоренности. Обеспеченность кредита обусловливается реализацией товара. Брокерский кредит — промежуточная форма между фирменным и банковским кредитами. Брокерская комиссия составляет от 1/50 до 1/32 суммы сделки. Экспортный кредит — кредит, выдаваемый банком страны-импортера для кредитования поставок машин, оборудования и т. д. Проектное кредитование (финансирование) — долгосрочное международное кредитование проектов на определенный срок. Особой формой кредитных отношений является лизинг — предоставление лизинговыми компаниями оборудования, судов, самолетов и т.д. в аренду фирмам на срок от 3 до 15 лет и более без перехода права собственности. Лизинг включает организацию и кредитование транспортировки; монтаж, техническое обслуживание и страхование объектов лизинга; обеспечение запасными частями; консультационные, организационные и информационные услуги. Под периодом лизинга понимают срок, в течение которого сданные в лизинг средства производства находятся на балансе лизингодателя, а лизингополучатель использует их в своей хозяйственной деятельности, выплачивая лизинговой компании установленные платежи. Формой международного кредита являются также факторинговые операции — покупка специализированной финансовой компанией денежных требований экспортера к импортеру и их инкассация. 2. Роль международного кредита в экономике Узбекистана Глобализация становится движущей силой современного мирового процесса, и как всякое явление, она несет новые возможности и новые риски. На фоне растущей интернационализации экономической деятельности очаги волнений, а также, политическая напряженность глобального или регионального характера, являются факторами неуверенности, затрудняющими развитие экономики. Поскольку будущие, сулящие успех рынки развивающихся стран, как Узбекистан, несут с собой большой риск, повышается потребность в обеспечении инвестиций и получении международного кредита В современных условиях обострения конкуренции в международной торговле Республика Узбекистан стремится создать условия для повышения конкурентоспособности отечественных экспортеров. Например, в этих целях государство во многих странах с развитой рыночной экономикой осуществляет операции по рефинансированию сделок промышленных компаний и банков, вовлеченных в экспортное кредитование. Происходит это в разнообразных формах. В одних странах созданы специальные государственные и полугосударственные (смешанные с участием частного капитала) банковские институты внешнеторгового кредитования, в других - банковские консорциумы, перед которыми становится задача создания благоприятных условий рефинансирования внешнекредитных операций коммерческих банков в центральном банке. Международный кредит является эффективным средством оказания содействия преобразованию нашей экономики. Международный кредит играет важную роль в развитии международного товарооборота. Создавая дополнительный спрос на рынке со стороны заемщиков, он способствует увеличению объемов мировой торговли в нашей республике. Кредитование внешней торговли служит средством повышения конкурентоспособности узбекских компаний, способствует укреплению позиций финансовых организаций страны, стимулирует расширение внешней торговли, создавая дополнительный спрос на рынке для поддержания конъюнктуры. Международный кредит играет важную роль в экономическом развитиинашей страны и мирового воспроизводства в целом, обеспечивая его непрерывность, повышая эффективность капиталовложений и способствуя научно-техническому прогрессу. Кроме того, грамотная кредитная политика государства дает возможность всем экономическим субъектам этого государства экономического процветания. Республика Узбекистан, взяв курс на формирование рыночной экономики, все глубже включается в мирохозяйственные связи, в процесс международного инвестиционного сотрудничества, постоянно расширяя и совершенствуя необходимую правовую, финансовую и институциональную инфраструктуру, с учетом тех общемировых процессов и тенденций, которые развивают влияние на формирование ее деятельности в области привлечения международных кредитов и преследует стратегические цели и является одним из важнейших направлений проводимой государственной политики. Основная задача государства заключается в создании благоприятных условий, чтобы привлечь значительные международные кредиты : * сформированную законодательную базу, определяющую правовое поле для предпринимательства, защиты частной собственности и конкуренции; * политическую стабильность; * выгодное географическое положение; * богатые минерально-сырьевые ресурсы, а также потенциал развития агропромышленного сектора; * наличие квалифицированных трудовых ресурсов; * достаточно емкий рынок сбыта. Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими кредитную и деятельность в Республике Узбекистан, являются: \"Закон РеспубликиЗакон Республики Узбекистан от 26.05.2000г. № 77-11 \"О внешнеэкономической деятельности\" , \"О внешних заимствованиях\" (См.Приложение1), \"О бюджетной системе\", постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28 ноября 2003 г. N 534 \"О порядке предоставления гарантий Республики Узбекистан по привлекаемым иностранным кредитам\" Из общей суммы инвестиций и кредитов, предусмотренных в адресной программе инвестиционных проектов на 2001 год[2], доля иностранных кредитов под гарантию правительства составила 82,76 %, а прямых иностранных инвестиций и кредитов соответственно - 17,24 %. Число проектов, включаемых в адресную часть инвестиционной программы сокращается начиная с 1999 года, что связано с усиливающимися требованиями к качеству проработки проектов, обеспечению их проектно-сметной документацией и источниками финансирования. Так, в инвестиционную программу 1999 г. вошел 181 проект, в 2000 г. - 91 проект, а в 2001 г. - 75. Наибольшую долю инвестиций и кредитов прогнозируется направить в 2001 году в топливно-энергетический (22,9 %) и индустриальный (20,8 %) комплексы Возрастающую роль в сфере международного кредита играют международные и региональные финансово-кредитные институты. «Международные организации, - говорит Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов, - являются эффективным средством оказания содействия преобразованию нашей экономики. Неоценимую помощь они могут оказать в получении кредитов, прямых иностранных инвестиций, продвижении республики на зарубежные рынки. Однако, главное состоит в том, что участие Узбекистана в международных органах - важнейшая гарантия национальной безопасности, сохранения мира и стабильности в регионе».^[1] Сегодня Узбекистан на полноправной основе входит в состав самых авторитетных и влиятельных международных организаций, наращивает дружеские связи с десятками стран на всех континентах, тесно сотрудничает с крупнейшими банковскими и финансовыми органами, негосударственными и неправительственными организациями. В республике аккредитовано 88 иностранных представительства, действуют 24 межправительственные организации и 13 неправительственных организаций. За прошедшие годы республика присоединилась ко многим международным конвенциям. «…XXI век, очевидно, будет веком глобализации в международных отношениях. В этих условиях процесс интеграции, расширения участия суверенных государств в международных институтах и организациях необходимо рассматривать не только как историческую неизбежность, но и как мощный фактор устойчивости, стабилизации, как отдельных регионов, так и в целом - всей планеты».^[2] Международный банк реконструкции и развития (Мировой банк), Межамериканский банк развития, Азиатский и Африканский банки развития, Европейский банк развития. Среди них главным является Мировой банк с его двумя филиалами - Международной финансовой корпорацией (МФК) и Международной ассоциацией развития (МАР). Все эти банки развития существенную часть своих ликвидных ресурсов формируют на рынках капитала: как на международном, так и на национальных. Некоторая же часть отчисляется из бюджетов стран-членов банков. Активные операции банков развития реализуется как кредиты различным, прежде всего развивающимся странам. Особенностью кредитования МБРР является так называемый проектный подход к предоставлению кредита. Это означает, что кредиты банка даются той или иной стране не под неопределенные программы ее развития, а под конкретные инвестиционные проекты, имеющие технико-экономическое обоснование и признанные экспертами МБРР целесообразными. При этом Мировой банк предоставляет кредиты двух видов: кредиты A и кредиты B. Кредиты A полностью осуществляются за счет ресурсов банка. Кредиты B предоставляются банком как участником международного банковского консорциума, создаваемого совместно с крупнейшими коммерческими банками. Доля средств МБРР в общих ресурсах консорциума может колебаться в пределах 10-25%. Филиалы МБРР играют в международном кредитовании несколько иную роль. МФК своими кредитами призвана способствовать эффективности частных инвестиций в странах-заемщиках. Она является одной из немногих международных организаций, которые могут осуществлять инвестиции в акции, а так же кредитование без государственных гарантий. Это позволяет МФК предоставлять кредиты, необходимые для того или иного проекта, и в то же время обеспечить возможность для каждой местной фирмы использовать заемный капитал из других источников. Другой филиал МБРР - МАР предоставляет наиболее мягкие кредиты только для экономически слаборазвитых стран сроком на десятилетия под проценты, значительно ниже рыночных. Средства для предоставления кредитов целиком формируются за счет взносов стран-доноров. Узбекистан в современных условиях может одновременно являться и международным кредитором, и международным должником. Это является результатом многолетнего длительного процесса заимствований на уровне национальных рынков развитых стран с рыночной экономикой и одновременно с этим кредитование ряда стран. К настоящему времени Узбекистан пока выступает чистым должником. В республике Узбекистан создан и действует определенный механизм привлечения и использования иностранных кредитов, формирующих внешнюю задолженность Узбекистана, сформирована инфраструктура обслуживания иностранных кредитов, совершенствуется нормативно-правовая база для функционирования этого механизма. Однако остаются резервы для улучшения сложившейся ситуации. В республике не создана пока соответствующая аналитическая структура, проводящая исследования и располагающая информацией об эффективности исследуемых проектов. Речь идет об отработке формальных процедур оформления документации без внесения изменений в требования к качеству разработки проектов: полного соответствия затрат реальной ситуации, рассмотрения различных вариантов проектов и выбора наилучшего, оценки рисков и механизма их снижения, поскольку проектная документация должна не только соответствовать формальным требованиям, но и быть руководством к действию на стадии реализации проекта. 3.Международные кредиты в экономику Узбекистана МБРР В целях дальнейшего углубления экономических реформ в сельском хозяйстве, повышения эффективности сельскохозяйственного производства и развития инфраструктуры села Международный банк реконструкции и развития (МБРР) выразил готовность В 2001 году предоставитьзайм на реализацию проекта \"Поддержка сельскохозяйственных предприятий\" и определены общие параметры проекта, в соответствии с которыми: - реализация проекта будет осуществляться в пяти районах республики - Элликкалинском (Республика Каракалпакстан), Мархаматском (Андижанская область), Нишанском (Кашкадарьинская область), Шерабадском (Сурхандарьинская область), Ахангаранском (Ташкентская область); - общая стоимость проекта в размере 43,46 млн. долларов США и участие сторон в его финансировании, включая кредит МБРР в размере 36,1 млн. долларов США, предоставляемый сроком на 20 лет, включая 5-летний льготный период (приложение N 1); - период реализации проекта определен в течение пяти лет; - объемы работ по реконструкции и строительству межхозяйственных и внутрихозяйственных ирригационных сетей, револьверных кредитных линий, предназначенных для оснащения альтернативных машинно-тракторных парков и агросервисных центров, а также пополнения оборотных средств и приобретения техники и оборудования хозяйствами районов, участвующих в проекте; - предусмотрена апробация новых методов организации производства и маркетинга сельскохозяйственной продукции в участвующих в проекте районах. В порядке эксперимента в районах, участвующих в проекте: - начиная с урожая 2002 года вместо заданий по закупкам для государственных нужд хлопка-сырца и зерновых колосовых культур устанавливаются фиксированные закупочные квоты на них согласно; - хлопок-сырец и зерновые колосовые культуры, произведенные сверх установленных закупочных квот, реализовались сельскохозяйственными предприятиями и фермерскими хозяйствами по договорным ценам; - сельскохозяйственные производители, выполнившие закупочные квоты по хлопку-сырцу, по своему усмотрению распоряжались побочными продуктами от переработки хлопка-сырца после возмещения затрат по переработке перерабатывающим предприятиям. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |