бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Международная торговля и Россия

антициклических мер разумная своевременная денежная и налоговая

политика предпочтительнее манипулирования пошлинами и квотами. Итак,

утверждать, что пошлины увеличивают чистый экспорт и поэтому создают новые

рабочие места - значит толкать на ложный путь.

Диверсификация ради стабильности. Известен и другой аргумент для

оправдания пошлин: необходимость диверсификации ради стабильности.

Отправным моментом здесь является то, что доходы

высокоспециализированных экономик, например нефтяной экономике Кувейта

или ориентированного на производства сахара народного хозяйства

Кубы, сильно зависят от международных рынков. Войны, циклические

колебания, негативные изменения в структуре промышленности вызывают

крупномасштабные и зачастую болезненные процессы перестройки таких

экономических систем. Отсюда якобы следует, что защита пошлинами и

квотами необходима в этих странах для диверсификации и, как

следствие, уменьшения зависимости от конъюнктуры на мировых рынках одного

или двух видов продукции. Это поможет оградить внутреннюю экономику

от влияния международных политических событий, Спада производства за

рубежом, от случайных колебаний спроса, таким образом, обеспечив большую

внутреннюю стабильность. В сказанном выше есть доля истины. Но имеются

также серьезные ограничения и недостатки. Во-первых, этот аргумент

имеет слабое отношение к развитым странам. Во-вторых, экономические

издержки диверсификации могут быть значительными; например, в

монокультурных экономиках обрабатывающая промышленность может

оказаться крайне неэффективной.

Защита молодых отраслей. Часто считают, что защитные пошлины

необходимы для того, чтобы дать возможность утвердиться новым

отраслям отечественной промышленности. Временная защита молодых

национальных фирм от жесткой конкуренции более зрелых и поэтому на текущий

момент более эффективных иностранных фирм позволяет нарождающимся

отраслям окрепнуть и стать эффективными производителями. Этот аргумент в

пользу протекционизма зиждется на сомнительном возражении против

свободной торговли. Возражение заключается в том, что при наличии

зрелой иностранной конкуренции ни у одной отрасли не было и не будет

возможности для осуществления долгосрочных мер, направленных на

расширение производства и повышение эффективности. Защита молодых

отраслей с помощью пошлин скорректирует существующее неправильное

размещение мировых ресурсов, исторически сформировалось из-за различий в

уровнях экономического развития отечественной и иностранной промышленности.

Хотя такая позиция логически верна, необходимо сделать следующие

оговорки. Во-первых, подобные аргументы не имеют отношения к

индустриально развитым странам. Во-вторых, в слабо развитых странах

очень сложно определить, какая из отраслей является тем новорожденным,

который способен достичь экономической зрелости и поэтому заслуживает

защиты. В-третьих, в отличие от старых солдат, защитные пошлины могут не

исчезнуть, а скорее склонны сохраняться даже когда промышленная зрелость

будет достигнута. Наконец, большинство экономистов считают, что если

нарождающимся отраслям требуется помощь, то для этого существуют

более приемлемые способы, чем пошлины. Прямые субсидии, например,

обладают тем преимуществом, что они более открыто показывают,

какой отрасли оказывается помощь и в какой степени.

Защита от демпинга. Считается, что тарифы необходимы также для

защиты фирм, от иностранных производителей, которые сбывают избыточную

продукцию по демпинговым ценам ниже ее себестоимости. Существует две

причины, почему иностранные фирмы могут быть заинтересованы в продаже

своих товаров по ценам ниже себестоимости. Во-первых, эти фирмы

могут использовать демпинг для подавления местных конкурентов,

захвата монопольного положения и последующего повышения цен. Во-

вторых, демпинг может являться сложной формой ценовой дискриминации

- назначения разных цен разным клиентам. В целях максимизации своих

прибылей иностранный продавец может принять решение о реализации своей

продукции по высоким ценам на монополизированном внутреннем рынке, и

сбросе избыточной продукции по низким ценам в другой стране.

Избыточные объемы производства могут быть необходимы для снижения

издержек на единицу продукции при крупномасштабном производстве. В

связи с тем, что демпинг вызывает обоснованную озабоченность, в

соответствии с законодательством ряда стран он запрещен. В тех

случаях, когда демпинг имеет место и наносит ущерб местным

производителям, правительство вводит "антидемпинговые пошлины" на

соответствующие товары. Однако в сравнении с общим объемом

импортируемых товаров зарегистрированных случаев применения демпинга

немного. Поэтому демпинг не может являться оправданием для

существования широко распространенных, постоянно действующих пошлин.

Кроме того, обвинения в использовании демпинга должны тщательно

проверяться для определения их состоятельности. Иностранные

предприниматели часто утверждают, что голословные обвинения в демпинге и

антидемпинговые пошлины используются как способ ограничения законной

торговли. В действительности некоторые иностранные фирмы порой

производят определенные товары с более низким издержками, чем их

конкуренты в стране-импортере. Следовательно, то, что на первый взгляд

может быть рассмотрено как демпинг, на деле зачастую является

результатом действия принципа сравнительных преимуществ.

Злоупотребление антидемпинговым законодательством может увеличить цену

импорта, а конкуренция на рынке ограничится. Ослабление конкуренции

позволяет фирмам поднимать цены за счет потребителя. Но даже тогда,

когда демпинг имеет место, потребители выигрывают от более низких цен на

товары в такой же степени - по крайней мере в краткосрочном плане - в какой

они выигрывают от войны цен между местными производителями. Аргументов

в пользу протекционизма много, но они неосновательны. В соответствующих

условиях аргумент о защите молодых отраслей промышленности

выступает как справедливое исключение, имеющее экономическое

оправдание. Аргумент в пользу самообеспеченности может использоваться для

обоснования протекционизма с военно-политических позиций. Однако оба

эти аргумента заслуживают серьезнейшей критики. Оба они игнорируют

возможность использовать альтернативные средства для поощрения

промышленного развития и военной самообеспеченности. Большинство других

аргументов является во многом эмоциональными призывами, основанными

на явных вымыслах. Эти аргументы отмечают только непосредственные и

прямые последствия защитных пошлин. Они игнорируют простую истину,

что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобы

экспортировать.

2. Торговый баланс

2.1 Импорт

За 1994 год объем импорта России составил 28(2 млрд( долларов( что

на 5(2% выше уровня 1993 года( В его общем объеме на долю промышленно

развитых стран приходилось 69% ( в 1993 г( ( 61% )( Основу импорта России

составляли изделия машиностроения( В 1994 году закупки машин и оборудования

возросли на 5(8% и составили 34% от общего объема импортных поставок( а

стоимость ввезенного оборудования достигла 9(6 млрд. долларов( Существенно

возросла доля продовольствия и сырья для его производства ( 29(2% против

22(2% в 1993 году( Удельный вес импортируемых химических продуктов

составлял 10(7% ( в 1993 г( ( 6(2%)( изделий легкой промышленности 6(8%

(13(2%)( черных и цветных металлов и изделий из них 3(5% ( то есть на

уровне 1993 г()(

Определенное влияние на сдерживание импорта оказывали следующие

факторы:

( политика( направленная на сокращение расходов бюджета и отмена с 1

января 1994 года дотационных коэффициентов на импортируемые товары, а также

льгот по уплате НДС и таможенных пошлин;

( динамика курса рубля ( ускорение падения во второй половине 1994 года

);

( введение с 1 июля 1994 года нового импортного таможенного тарифа с

повышенными ставками;

( повышение акцизов на отдельные виды товаров.

Приближение уровня внутренних цен к ценам мирового рынка с

учетом процесса инфляции и падения внутреннего производства приводит к

резкому усилению конкуренции импортных товаров на отечественном рынке. В

первом полугодии 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года импорт

товаров возрос на 16,8 % . В это время в структуре российского импорта на

две товарные группы ( машины и оборудование (33 %) и продовольствие (22 %)

( приходилось 3/5 всего импорта. Во внешней торговле России важную роль

играет импорт продовольствия и прежде всего мяса, мясопродуктов и

консервов, на которые приходится свыше 5 % всего российского импорта,

ввезенного в первом полугодии 1995 года , напитков алкогольных и

безалкогольных - 2,8 %, сахара белого - 1,3 %, масла сливочного - 1,2 %,

рыбы свежей и мороженной, филе рыб - 0,5 %. В сопоставимые периоды отмечен

рост закупок этих продуктов питания.

2.2. Экспорт

Товарная структура российской внешней торговли на протяжении многих лет

практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих

наибольшую валютную выручку. В целом структура экспорта включает в себя

примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список

товаров, на которые приходятся наибольшие по стоимости объемы,

ограничивается только 10 позициями, включая прежде всего нефть, газ,

цветные и драгоценные металлы, алмазы. Объем экспорта за 1994 г. составил

48 млрд. долларов и увеличился на 8,4 % по сравнению с предыдущим годом.

Произошли определенные изменения в географической структуре экспорта.

Доля промышленно развитых стран возросла с 60 до 67 %, развивающихся стран

несколько снизилась - с 14 до 12 %.

Увеличение объема экспорта в 1994 году по сравнению с предыдущим годом

было достигнуто за счет прироста физических объемов вывоза основных

сырьевых товаров и материалов.

В 1994 году по данным Госкомстата РФ, на долю топливно-энергетических

ресурсов в экспорте приходилось 44,7 % общего

объема экспорта ( в 1993 году - 46,7 % ), на черные и цветные ме-

талы и изделия из них - 20,2 % ( 16,4 % ), продукцию химической

промышленности - 7,6 % ( 6 % ), лесоматериалы и целлюлозно-

бумажные изделия - 4,3 % ( 4,2 % ). Удельный вес машин и оборудования

составил всего 5,3 % (6,7 %). За год их экспортные поставки сократились на

11,8 %.

Важным фактором, повлиявшим на объемы экспорта, стало изменение

соотношения внутренних и мировых цен на отдельные товары.

При этом на некоторые виды продукции перерабатывающей промышленности

цены внутри страны приблизились или перешагнули рубеж цен на мировых

рынках.

За первое полугодие 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года

экспорт товаров возрос на 29(7%( Увеличению стоимости объема российского

экспорта товаров способствовала сложившаяся с начала 1995 года

благоприятная конъюнктура на мировых рынках( и прежде всего рост цен на

товары( обеспечивающие России основную массу валютных поступлений( В этом

же направлении воздействовал физический рост экспортных поставок(

На рост экспорта также оказывала влияние так называемая политика

реального курса рубля( Вместе с тем мера по установлению определенного

коридора курсу рубля( направленная на его стабилизацию( привела к снижению

рентабельности экспорта( незаинтересованности производителей в его

продвижении( Почти по всем важнейшим топливно-сырьевым товарам произошло

физическое увеличение поставок( Вместе с ростом средних экспортных цен оба

этих фактора обусловили существенный стоимостной рост российского экспорта

в первом полугодии 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года(

Расчеты показывают( что средние экспортные цены России за сопоставимые

периоды времени выросли: на нефть ( примерно на 26%( нефтепродукты ( на

16%( природный газ ( на 7%( каменный уголь ( на 3%( кокс ( на 16%( Втечение

первого полугодия 1995 года в экспорте России значительно увеличилась доля

черных и цветных металлов( причем как в физическом выражении( так и по

стоимости( прежде всего под влиянием мировых цен(

С одной стороны( на фоне спада в экономике и сокращения

внутреннего спроса на отечественную продукцию экспортная сфера превратилась

в наиболее динамичный и крупный сектор народного хозяйства( через который

реализуется около пятой части валового внутреннего продукта страны( С

другой стороны( расширение российского экспорта происходит в крайне

противоречивой и сложной обстановке: высокие в сравнении с другими

национальными макроэкономическими показателями темпы прироста российского

экспорта не являются таковыми( если их сопоставить с динамикой

международной торговли( Так( в 1994 г( при увеличении вывоза из России

примерно на 12% мировой экспорт вырос на 23%( т(е( развивался почти вдвое

быстрее( Фактически Россия не сумела в полной мере воспользоваться

расширением спроса на внешних рынках( В качестве причин этого можно назвать

возросшую международную конкуренцию и дискриминацию российских экспортеров

за рубежом(

В последнее время начинает казаться( что после длительного периода

одиночного плавания на просторах мирового рынка российские экспортеры(

наконец-то( почувствовали отеческую заботу государства о своей судьбе(

Подобная забота( безусловно( вполне уместна и своевременна( Государство

предприняло следующие важные шаги в поддержку экспортеров( Принципиальной

вехой на этом пути стал Федеральный закон от 13 октября 1995 г( “О

государственном регулировании внешнеторговой деятельности”( шестая глава

которого специально посвящена вопросам содействия развитию внешнеторговой

деятельности и её стимулированию( 30 ноября Президент России подписал указ

“О первоочередных мерах по поддержке экспортеров”( предусматривающий

возможность их финансовой поддержки( в том числе с привлечением средств

федерального бюджета( В развитие вышеупомянутого Указа было принято

постановление Правительства Российской Федерации от 20 января 1996 г( “О

дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг”(

конкретизировавшее основные направления государственной финансовой(

налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров( Наконец(

Правительством России утверждена Федеральная программа развития экспорта(

определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть

до 2005 г(( а также основные средства достижения поставленных целей(

Сегодня( наверное( сложно с высокой степенью вероятности предсказывать

будущее российского экспорта( но есть надежда( что заинтересованное

участие государства поможет экспортной отрасли в сжатые сроки обрести

современное качество и сохранить обретенные им стабильность и динамизм( С

учетом всей совокупности факторов( влияющих на развитие экспорта( в

Федеральной программе выделены три принципиальных этапа формирования новой(

более эффективной модели участия России в международном разделении труда(

Первый (1996-1997 гг() и второй (1998-2000 гг() этапы предусматривают

не столько расширение экспорта( сколько поддержание его устойчиво высоких

объемов на основе оптимального использования имеющихся конкурентных

преимуществ и мировой конъюнктуры( постепенного расширения ассортимента

вывозимой продукции(

Решающим со всех точек зрения является третий этап (2001-2005

гг()( в течение которого будет обеспечена диверсификация российского

экспорта( в том числе за счет широкого выхода на внешние рынки

отечественных поставщиков готовой( в первую очередь наукоемкой( продукции(

Доля последней в структуре экспорта страны предположительно достигнет 10-

15% и приблизится к уровню промышленно развитых государств(

Таким образом( у России( как у великой торгующей державы( ещё есть

шанс( Однако для этого развитие промышленного экспорта необходимо

рассматривать как задачу общенационального значения( что подразумевает

включение в эту работу органов федеральной и местной власти(

предпринимательских союзов и общественных организаций( непосредственно

экспортеров( Общими усилиями Россия сумеет занять достойное место в

международном разделении труда( способствуя тем самым прогрессу всего

мирового хозяйства(

3. Торговый режим и внешнеторговая политика

На объемы, структуру и региональное распределение российского экспортно-

импортного обмена заметное влияние оказали меры государства по

регулированию внешней торговли. В целом его основные направления отвечают

задачам российской экономики и внешней торговли, проведению начатых реформ.

Однако есть и негативные стороны ( недоработанность многих аспектов

нормативно-правовой базы, непоследовательность и поспешность в принятии

отдельных решений. Но работа в этом направлении идет. Примером может

служить изданный в 1995 году закон "О государственном регулировании

внешнеторговой деятельности".

Отношения РФ с иностранными государствами в области внешнеторговой

деятельности строятся на основе соблюдения общепризнанных принципов и норм

международного права и обязательств, вытекающих из международных договоров

России.

В целях интеграции экономики России в мировую экономику

Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принципами и нормами

международного права участвует в международных договорах о таможенных

союзах и свободных экономических зонах со всеми вытекающими отсюда

последствиями.

В настоящее время торговая политика России осуществляется посредством

таможенно-тарифного регулирования (экспортные и импортные таможенные тарифы

) и нетарифного регулирования ( в частности, путем квотирования и

лицензирования ) внешнеторговой деятельности. Не допускаются иные методы

государственного регулирования внешнеторговой деятельности путем

вмешательства и установления различных ограничений органами государственной

власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественных ограничений.

Количественные ограничения вводятся в исключительных целях:

1) обеспечения национальной безопасности РФ;

2) выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на

внутреннем товарном рынке;

3) защиты внутреннего рынка РФ.

В целях защиты национальных интересов действует система экспортного

контроля. Существуют технические, фармакологические, санитарные,

ветеринарные, фитосанитарные и экологические стандарты и требования в

отношении ввозимых товаров, контроль за их качеством. Предусматриваются

защитные меры в отношении импорта товаров, наиболее яркое проявление

которых мы видим в растущих импортных пошлинах.

В настоящее время Правительство России уделяет большое внимание проекту

Федеральной программы развития экспорта России, основной целью которой

является увеличение стоимостного объема российского экспорта, расширение

его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки(

наукоёмких товаров( технологий( Механизм реализации программы

предусматривает образование фонда развития высокотехнологического экспорта(

пополняемого за счет получения бюджетных ссуд( формируемых путем отчислений

от налога на добавленную стоимость и направляемых на кредитование

экспортноориентированных проектов(

Программа предполагает свести воедино и систематизировать меры

содействия развитию машинотехнического экспорта( Программой предусмотрено

умеренное бюджетное финансирование наиболее эффективных проектов развития

экспортных производств(

Среди других важных решений( касающихся стимулирования российских

производителей экспортных товаров( необходимо также отметить проект

постановления Правительства РФ “ О создании системы кредитования

производства экспортных товаров и страхования экспортных кредитов”(

3.1 Внешнеторговая деятельность российских предприятий

Термин "внешнеторговая деятельность" подразумевает сложный механизм

взаимоотношений, возникающих в поцессе купли-продажи товаров на мировом

рынке.

Фирмы стремятся к внешнеторговой деятельности по разным причинам.

Так, в частности, может потребоваться закупка сырья или каких-либо то

варов за рубежом по той причине, что нет возможности приобрести данную

продукцию у отечественных производителей. Такая ситуация приводит к

необходимости импорта. Возможна и обратная ситуация - когда фирма имеет

товары, продажа которых за рубежом может оказаться более выгодной,

чем в своей стране. Так проявляется потребность в экспорте. Нередко

случается, что фирмы выступают на внешнем рынке и в качестве торговых

посредников между продавцами и покупателями в разных странах.

Участие фирмы в международной торговле требует понимания

дополнительных трудностей, которые с этой деятельностью связаны.

Необходимо также знать, какую роль играют банки в обеспечении средств

и процедур в преодолении этих трудностей.

По сравнению с обычным бизнесом внутри страны, международная

торговля порождает дополнительные риски как для покупателя, так и для

продавца, а именно:

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.