|
Международная торговля и Россия- риск времени и расстояния; С точки зрения импортера, когда товар доставляется на большое расстояние, продолжительный период перевозки может вызвать значительное запаздывание между заявкой на поставку и получением товара. Дополнительные задержки могут быть вызваны также необходимостью подготовки со стороны экспортера объемного пакета документов для перевозки. Фактор удаленности поставщика довольно опасен для импортера также в отношении соблюдения сроков поставки после предоплаты. Со стороны экспортера неблагоприятным является то, что, например, предоставление коммерческого кредита на оплату товара по внешнеэкономической сделке может потребоваться на больший срок, чем могло бы при продаже товара в своей стране. В результате, при наличии большого числа иностранных покупателей, неизбежно возникает необходимость в дополнительном оборотном капитале. Кроме того, экспортеру, вероятнее всего, придется хотя бы первоначально нести расходы по доставке товара за границу. Если же поставка произведена, а получатель отказывается от товара, возникает множество дополнительных сложностей, ведь клиент находится в другой стране. Экспортер в этом случае должен принять решение, что делать с товаром. Если покупатель получил товар, то неоплаченный долг может преследоваться в судебном порядке. Однако, поскольку контракты часто предусматривают проведение судебных разбирательств в стране импортера или в третьей стране, то для осуществление данных юридических процедур потребуются дополнительные расходы. Любой вариант дальнейших действий продавца будет связан с убытками. Продавец может отправить товар назад, либо заняться поиском нового покупателя на данный товар, что все равно не будет достаточным для покрытия возникших расходов. - валютный риск. В международной торговле экспортер обычно выставляет счет покупателю в иностранной валюте, либо покупатель оплачивает товар в валюте своей страны, которая является иностранной для экспортера. Часто валютой платежа становится валюта третьей страны, например, доллары США или немецкая марка. В связи с этим, одной из проблем импортера является необходимость получения иностранной валюты для осуществления платежа, а у экспортера может возникнуть необходимость продажи полученной иностранной валюты за валюту своей страны. Услуги по продаже и покупке иностранной валюты за валюту страны экспортера или импортера оказывают банки. В России это банки с валютной лицензией. Однако покупка или продажа иностранной валюты не столь безопасны для фирмы, как может показаться на первый взгляд. Причина этому - нестабильность показателей валютных курсов. Возможность неблагоприятного изменения обменных курсов иностранной валюты на валютном рынке и является потенциальным валютным риском для каждого из контрагентов. Конечно, в случае изменения курсов в пользу одной из сторон есть шанс получить прибыль, однако, опасность понести убытки, в частности, для российских организаций в связи с падением курса рубля, более реальна. Существенно снизить валютный риск внешнеэкономических сделок можно при помощи установления цены в контракте в такой валюте, изменение курса которой выгодно для данной фирмы. Для экспортера такой валютой является валюта, курс которой повышается в течение срока действия контракта. Для импортера выгодна валюта, курс которой снижается. Конечно, при заключении контракта не всегда есть возможность выбирать валюту, так как интересы партнеров в этом вопросе могут быть противоположны, и, следовательно, выбрав валюту, придется уступить по какому-либо иному пункту договора, а это не всегда приемлемо. В связи с этим, распространенной практикой в международных торговых отношениях стал выбор в качестве валюты контракта одной из наиболее надежных в мире валют (USD, DEM), показатели курсов которых относительно стабильны на мировом валютном рынке. Такая валюта контракта будет безопасна для обеих сторон. Оградить себя от валютных рисков есть возможность у фирм, внешнеторговые платежи и поступления которых осуществляются в одной и той же иностранной валюте. Однако обменный курс иностранной и отечественной валюты не будет таить существенной опасности для фирмы лишь в том случае, если поступления на валютный счет и платежи с него происходят согласованно. Такая ситуация возможна при условии, что фирма в значительной мере занимается и импортом, и экспортом. Большинство же внешнеторговых организаций работает лишь по одному из направлений, поэтому возможность использования такой схемы ограничена. Чувствительность к валютному риску для экспортеров и импортеров может быть существенно снижена. Для этого существуют различные механизмы страхования на случай неблагоприятных колебаний валютных курсов. К ним относят: - форвардные контракты на покупку валюты; - валютные опционы; - кредиты в иностранной валюте. Каждый из этих механизмов приводится в действие посредством банков. Форвардный валютный контракт представляет собой договоренность с банком продать или купить определенное количество иностранной валюты по фиксированному обменному курсу для предоставления этой валюты в будущем. Такая фиксация курса валюты на определенную дату устраняет валютный риск для фирмы. Похожей формой страхования от валютного риска является валютный опцион. Данный вид договоренности предоставляет его держателю больше свободы. Опцион дает право (именно право, а не обязанность) купить или продать в будущем определенное количество иностранной валюты по фиксированному курсу обмена в момент истечения или до истечения периода действия данного опциона. Наконец, импортер может взять в банке кредит в иностранной валюте, в которой он планирует рассчитываться за поставляемый товар. В этом случае импортеру нет необходимости приобретать иностранную валюту за национальную, а значит и отсутствует какая-либо чувствительность к валютному риску. Этот способ страхования, пожалуй, наиболее реален на сегодня для российских фирм. Кредит в иностранной валюте может быть удобен и экспортеру, ожидающему поступления экспортной выручки. Получив иностранную валюту в качестве кредита, экспортер может обменять ее на национальную валюту по текущему обменному курсу и использовать ее как замену отвлеченных оборотных средств. Погашение же кредита производится из будущих поступлений в той же иностранной валюте. При этом следует помнить и то, что в настоящее время для получения кредита в российском банке потребуется предоставление полного товарного или другого обеспечения. - законодательный риск. Полная ясность экономических взаимоотношений между экспортером и импортером может быть достигнута только при условии знания и понимания правил и законов стран, в которых находятся торговые партнеры. Вопросы такого рода обычно решаются полностью лишь после длительных и благоприятных деловых взаимоотношений. Действительно, правительственные постановления, касающиеся международной торговли, могут стать серьезным препятствием для обеих сторон, а при незнании этих постановлений, оказаться значительным фактором риска. Существуют следующие законодательные ограничения в сфере экспорта-импорта: - валютный контроль - это правительственные ограничения на движение иностранной валюты, которые ставят целью защитить национальную валюту. К таким мерам можно отнести, например, обязанность экспортеров в России продавать 50% валютной выручки на внутреннем валютном рынке; - лицензирование экспортных и импортных операций; - торговые эмбарго - это запрещение правительством экспорта или импорта определенных видов товаров, что может преследовать (относительно импорта) цель защиты собственных производителей тех же товаров, либо иные, в том числе и политические цели; - импортные квоты: страна может наложить ограничения на суммарное количество некоторых видов товаров, которое может быть импортировано в течение определенного периода; - импортные пошлины; - стандарты качества: каждое правительство устанавливает для ввозимых товаров свои стандарты качества и безопасности. Действительно, международная торговля порождает более высокие риски для торговых партнеров по сравнению с торговлей внутри страны. Однако, экспортно-импортные операции часто более выгодны, хотя и требую дополнительных организационных и финансовых затрат. Вопрос же снижения рисков при внешнеэкономической деятельности напрямую зависит от того, какие условия торговли предусматривает внешнеэкономический контракт и того, насколько эффективно стороны умеют использовать существующие финансовые инструменты международных расчетов. Это обстоятельство определяет необходимость более тщательного анализа контракта, как базиса внешнеторговых отношений. 3.2. Проблемы внешнеэкономической деятельности России Происшедшие за последние годы перемены во внешней торговли России приобрели радикальный характер. Главная отличительная особенность этих перемен - демонополизация внешнеэкономической деятельности, которой теперь занимаются тысячи и тысячи организаций, фирм, предприятий. К сожалению, перемены сопровождаются и негативными процессами. Так, резко сократился объем торговли с государствами бывшего Совета Экономической взаимопомощи (СЭВ). Если к концу 80-х годов на страны – члены СЭВ приходилось более 50% внешнеторгового оборота России, то сейчас эта цифра уменьшилась втрое. Российские товаропроизводители до сих пор не могут занять твердые позиции на рынках стран с развитой рыночной экономикой. Попытки закрепиться на рынках этих стран, продавая товары по более низким ценам, приводит к тому, что против российских экспортеров начинает действовать антидемпинговое законодательство. Так, в 1994 году против России было возбуждено около 20 антидемпинговых процедур. И это плохо. Потому что обвинение в демпинге, т.е. в продаже товара по бросовым ценам с целью закрепиться на рынке, приводит и к обвинению в недобросовестной конкуренции и соответственно потере имиджа, не говоря уже об упущенной выгоде. Российский экспорт еще до распада СССР нередко называли колониальным: более 90% составляли сырье и материалы. Динамика мировых цен оказала негативное воздействие на внешнеэкономические связи нашей страны: на основные товары российского экспорта цены упали, а на импортные товары – возросли. Показатели внешнеторгового обмена России в 1994 году оказались более чем в два раза ниже показателей 1990 года. В структуре российского экспорта по-прежнему доминирует сырье: 50% экспорта в стоимостном выражении приходится на топливо-энергетические товары, 25% - на металлы и алмазы, доля машин и оборудования в общем объеме продолжает снижаться. При весьма скромном общем объеме экспорта 1994 года (48 млрд. $) Россия продала за рубеж машин и оборудования лишь на 2,5 млрд.$.Их доля неуклонно снижалась – с 8,7% до 5,3% в 1994 году. Причиной этого, кроме технической отсталости производственной базы предприятий, набора кризисов, включая является отсутствие четкой системы государственной поддержки экспортного производства сложной техники и самих экспортеров. Идет работа по созданию новой системы регулирования внешнеэкономической деятельности. Приняты законы о таможенном тарифе, о валютном регулировании и валютном контроле, Таможеннвй кодекс. С 1 июля 1994 года отменена система квотирования и лицензирования экспорта товаров и услуг из России (Указ Президента РФ от 23 мая 1994 года №1007 «Об отмене квотирования и лицензирования поставок товаров и услуг на экспорт»). Исключение составляет продукция, которая экспортируется в соответствии с международными обязательствами России. Отменяются льготы по обложению вывозными таможенными пошлинами, кроме льгот, предоставляемых в соответствии с действующим тарифным и налоговым законодательством. К сожалению, это открыло дорогу лишь экспорту опять же сырьевому. Производство машин и оборудования, способных конкурировать на мировом рынке, требовало прежде всего крупных долгосрочных инвестиций и кредитов, ставших невозможными в условиях инфляции и всеобщих неплатежей. Изменившаяся сегодня ситуация в экономике, на финансовом и валютном рынках сделала реальными такие кредиты – многие коммерческие структуры, банки ищут теперь сферы приложения капитала на фондовом рынке и даже перспективные проекты для прямых инвестиций. Введены новые ставки импортного тарифа, увеличилось количество товаров, подпадающих под тарифное регулирование. Предполагается поэтапное снижение ставок ввозимых пошлин, в первую очередь по товарам, уровень ставок пошлин по которым превосходит 30%. Но все же постепенно внешнеторговый режим России становится более гибким, активно реагирующим на нововведения в развитии международных экономических отношений. При отсутствии монопольного руководства за внешнеэкономической деятельностью со стороны государства усиливается государственный контроль. Вместе с тем необходимо отметить, что предприятия и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, сталкиваются с рядом проблем и явлений, преодоление которых могло бы способствовать более успешной работе. Так, законодательные акты по вопросам внешнеэкономической –деятельности не носят характера прямого воздействия на эту деятельность. Приходится как бы вслед разрабатывать различные инструктивные документы и нормативные акты. Эти так называемые подзаконные акты конкретизируют основные положения законодательных актов и разрабатываются МВЭС, Государственным таможенным комитетом, Центральным банком, Государственной налоговой службой. Получается, что ведомственные инструкции очень часто являются основными официальными материалами, регламентирующими проведение экспортных и импортных операций. Хотя вопросы повышения эффективности внешнеэкономических связей нельзя рассматривать изолированно и отдельно от экономики страны в целом, можно выделить некоторые важные проблемы внешнеэкономической деятельности, которые необходимо решать в первую очередь к ним относятся: . завершение создания законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности; . совершенствование системы управления внешнеэкономической деятельностью как сферой народного хозяйства; . принятие Федеральной программы развития экспорта России, которая должна стимулировать увеличение стоимостного объема экспорта, расширение его номенклатуры за счет продукции с повышенной степенью обработки, наукоемких товаров, технологий и услуг; . налаживание системы кредитования и страхования промышленного экспорта; . создание транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок; . формирование благоприятного правового климата для российского экспорта; . совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей (НДС и акцизов); . совершенствование системы контроля за безопасностью товаров, поступающих по импорту в Россию. 3.3. Роль государства во внешнеэкономических отношениях Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиям и их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации. Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам. Перечень стратегически важных сырьевых товаров установлен соответствующим постановлением Правительства РФ и содержит 13 позиций (топливо, электроэнергия, зерно и др.). Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него вытекающие, не могут быть защищены. Внешнеэкономический контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации. На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства РФ "О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд" разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу неиспользованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок. Продукция, получаемая регионами в счет платы за пользование недрами, акваторией и участками морского дна, может быть реализована на экспорт в пределах установленных региональных экспортных квот. Реализация квот по нефти и нефтепродуктам региональными органами государственного управления осуществляется через нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие предприятия-производители указанной продукции. Квоты для аукционной продажи определяются Министерством экономики РФ с участием заинтересованных министерств и ведомств и доводится до МВЭС в течение года. При аукционной продажи экспортные квоты подтверждаются сертификатами. Сертификат на квоту является документом, подтверждающим право его владельца на получение в установленном порядке лицензий на экспорт. Сертификаты подразделяются на два вида: "страновой" - с указанием конкретной страны-покупателя; "открытый" - без указания страны-покупателя. Производителям товара выдается только открытый сертификат. Срок его действия ограничивается кварталом. Выдача сертификатов осуществляется уполномоченными МВЭС в регионах. Лицензии выдаются субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм их собственности; не подлежит передаче другим юридическим лицам. Выдача лицензий производится на основании заявлений представленных на типовых бланках в соответствии с инструкцией, утверждаемой МВЭС и в соответствии с кодами товаров в Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Лицензии выдаются владельцам сертификатов при предъявлении договоров на поставку товаров, а также парафированных экспортных контрактов. Заявители отвечают за достоверность сведений, представляемых в заявлении на лицензию. Лицензии бывают генеральные и разовые. Лицензия выдается на один вид товара независимо от количества от количества наименований товаров включаемых в контракт. В отдельных случаях допускается предоставление генеральной лицензии на несколько видов товаров, если они входят в одну товарную группу. Генеральные и разовые лицензии являются разрешением на экспорт или импорт товаров в установленные в них сроки. Генеральная лицензия выдается сроком на один календарный год для совершения экспортных или импортных операций на основе долгосрочных межправительственных обязательств Российской Федерации. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовая лицензия предоставляется заявителю сроком до 12 месяцев для экспортных или импортных операций по каждой отдельной сделке. По мотивированной просьбе заявителя срок действия лицензии может быть продлен. Продление ее подтверждается в письменной форме. Решение о выдаче лицензий принимаются не позднее 25 дней с даты поступления заявлений. Решение об отказе должно быть мотивированным и отправляться заявителю в письменной форме. Экспортеры осуществляют отгрузку товаров для экспорта только после получения лицензии. В случае нарушения установленного порядка лицензирования Министерство внешнеэкономических связей может приостановить или аннулировать выданные лицензии. Льготы, предусмотренные для предприятий с иностранными инвестициями, по налогообложению и валютным отчислениям не распространяются на экспорт этими предприятиями продукции согласно приобретенным сертификатами. Общий контроль за вывозом с территории Российской Федерации лицензируемых товаров возлагается на Государственный таможенный комитет. Транспортно-экспедиторским предприятиям и гражданам - владельцам транспортных средств запрещено принимать к отгрузке за пределы Российской Федерации товары без разрешения таможенных органов в товаросопроводительных документах. С владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозку товаров без разрешения таможенных органов, взыскивается штраф в размере рыночной стоимости перевозимого товара органами федеральной налоговой службы, причем независимо от санкций, применяемых таможенными органами. Заключение Переход России к рыночной экономике сопровождается помимо глубоких внутренних структурных преобразований, изменением торгово-экономических отношений. Резко возросла доля промышленно развитых стран, на долю которых приходится около 70 % внешнеторгового оборота России, в то время как доля внешнеторгового оборота России с бывшими партнерами по СЭВ уменьшилась до 10 %. Процесс интеграции России в мировую экономику сопровождается многими трудностями. “Вхождение стран СНГ в мировой рынок, - писал в 1993 году немецкий исследователь Х. Шредер, - невозможно без торговых льгот, протекционистских мер и широкой технической поддержки”. Однако в настоящее время готовность развитых стран с рыночной экономикой идти на такие меры невелика. Уже на сегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов мириться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков дешевой продукции. Надо полагать, что с ростом притока товаров из России страны Запада не остановятся перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого антидемпинговые процедуры. В свою очередь Россия также использует меры по защите отечественных товаропроизводителей по повышению конкурентоспособности их продукции, которые проявляются в растущих ставках импортных пошлин. Однако эти меры лишь временные, направленные на укрепление нарождающихся экономических связей, поэтому уже сейчас идет работа над программой по снижению импортного таможенного тарифа, которая рассчитана на 10 лет. На объемы, структуру, и динамику экспорта в значительной мере влияют продолжающийся спад промышленного производства, ухудшение конъюнктуры мирового рынка, отсутствие последовательной государственной экспортной политики, динамика валютного курса рубля. При сокращении объемов внешней торговли продолжается ухудшение ее структуры: растет доля топливно-сырьевой продукции в экспорте при дальнейшем сокращении в нем доли изделий машиностроения ( в торговле с западными странами она вообще приближается к нулю ) , в импорте резко возросла доля сырья и потребительских товаров при резком сокращении удельного веса оборудования и технологий. Именно последнее является основным фактором образования существенного активного сальдо во внешней торговле России за последнее время, стагнации инвестиционного процесса в стране. Низкие показатели импорта связаны преимущественно с сокращением государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований, задолженность государства и предприятий иностранным партнерам, постепенная отмена бюджетного дотирования импорта. Однако несмотря на все возникающие трудности как в области экспорта, так и импорта, товарооборот России с другими странами растет, что говорит о развитии и укреплении торгово-экономических связей. Используемая литература: «Экономикс», Макконел К. Р., Брю С. Л., Москва, 1992 г. «Внешнеэкономическая деятельность предприятия», под ред. Стровского Л. Е., Москва, 1996 год. Основы экономической теории», Сажина М. А., Чибриков Г. Г., Москва, 1996 г. «Учебник по курсу экономическая теория», Булатова А. С., Москва, 1997 г. «Начала политэкономии и налогового обложения», Т3, Рикардо Д., Москва, 1955 г. «Экономика», Т2, Самуэльсон П., Москва, 1992 г. 7( «Международные экономические отношения», под ред( (Супруновича Б.П., Москва( 1995( “Закон о государственном регулировании внешнеторговой дея тельности(”// Российская газета( (1995( ( 24 октября( Вардомский Л( Региональные приоритеты зарубежных стран в России( // Внешняя торговля( (1996( (№4( 9. «Внешнеэкономическая деятельность», под ред. Кумок С.И., Москва, 1994 г. 10. «Экономическая газета», №40, 1995 г. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |