бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Мировая валютная система и ее эволюция

национальными валютными системами.

Эта связь осуществляется через национальные банки, обслуживающие

внешнеэкономическую деятельность, и проявляется в межгосударственном

валютном регулировании и координации валютной политики ведущих стран.

Взаимная связь национальных и мировой валютной систем не означает их

тождества, поскольку различны их задачи, условия функционирования и

регулирования, влияние на экономику отдельных стран и мировое хозяйство.

Теория выбора режима валютного курса предполагает, что

использование определённого механизма курсообразования налагает на

правительство соответствующие ограничения при построении

макроэкономической политики . При этом в каждом конкретном случае

выбор режима валютного курса является компромиссом между доверием к

проводимой политике и степенью свободы в применении набора

макроэкономических инструментов для достижения поставленных целей .

Проблема однако заключается в том, что данные ограничения на

действия правительства налагаются лишь теоретически . На практике же

совокупность и характер стоящих перед странами макроэкономических

проблем часто приводят к невозможности выполнения всех задаваемых

условий , а следовательно, повышают уязвимость экономики по

отношению к некоторым вариантам развития событий .

Дополнительным препятствием проведению последовательной

макроэкономической политики является существование феномена

политического цикла и предпочтение правительством краткосрочных выгод

в ущерб долгосрочным.

Для переходной экономики ,характеризующейся существованием таких

проблем, как неустойчивый экономический рост , сложное финансовое

состояние реального сектора и банковской сферы , высокая инфляция,

безработица и внешний долг , проблема компромисса между доверием и

гибкостью является ещё более сложной .

Столкнувшись в конце ХХ годов с чередой валютно - финансовых

кризисов , экономисты стали склонятся к выводу , что использование

промежуточных режимов валютного курса является ошибкой , так как

задаваемые в их рамках целевые зоны колебаний курсов становятся

своего рода мишенью для атак международных и отечественных

спекулянтов . А поскольку среди многих ведущих экономистов и

международных финансовых организаций доминирует точка зрения о

полезности открытости страны потокам капитала , то проблема

предотвращения или, по крайней мере , снижения вероятности валютно-

финансовых кризисов была перенесена в плоскость выбора адекватного

крайнего режима валютного курса – валютного совета или плавания.[17]

Политика валютного комитета на протяжении последнего десятилетия

признавалась многими отечественными и зарубежными экономистами панацеей в

решении проблемы выбора оптимального режима обменного курса . Однако

коллапс этой политики в декабре 2001 г. в Аргентине , приведший к

человеческим жертвам , заставил многие страны пересмотреть возможность

введения механизма валютного совета в ближайшем будущем . Вопрос насколько

целесообразен и реален процесс реализации политики валютного комитета в

Республике Беларусь является особо актуальным на этапе интеграционного

сближения монетарных систем Беларуси и России в рамках Союзного государства

.

Примеры мирового опыта свидетельствуют , о том , что выбор валютного

режима для стран , интегрирующихся в экономические образования , может

пасть на механизм валютного совета , что фактически и произошло в Эстонии

, Литве и Болгарии(номинанты для вступления в ЕС). Данную практику нельзя

назвать абсолютно новаторской для применения в Республике Беларусь , так

как ещё в Концепции валютной и кредитно-денежной политики на 1999-2000 гг.

одним из пяти возможных вариантов предусматривался механизм валютного

совета . И , хотя он и не был реализован в республике , идея его внедрения

остаётся привлекательной для многих отечественных экономистов .

Экономическая сущность механизма валютного совета характеризуется

следующими основными особенностями :

- жёсткая фиксация национальной валюты к иностранной ;

-автоматическая конвертируемость , то есть постоянно обеспеченная

возможность в любой момент обменять местную валюту на резервную по

фиксированному курсу;

-наличие достаточного объёма иностранной валюты , который, по меньшей мере

, не уступал бы стоимосной оценке денежно-кредитных обязательств для

выполнения предыдущего условия (обычно 105-110% покрытия национальной

денежной массы на случай внезапных потрясений , связанных с падением цен

активов , составляющих резервы );

- запрет на операции центрального банка на открытом рынке , а при жёсткой

фиксации курса ограничиваются и его возможности оперировать косвенными

инструментами (маневрировать процентными ставками ) и в целом выполнять

свои регулирующие функции ;

- достижения разумного оздоровления финансовой системы , готовность

допустить банкротство слабых банков ;

-принятие долгосрочного обязательства проводить указанную политику ,

которое должно быть оформлено в виде закона или упомянуто в банковском

кодексе , для того , чтобы защитить рассматриваемый режим от угрозы

политического вмешательства .

Для решения всех поставленных задач возникает первостепенная

необходимость определения резервной валюты для РБ , выбор которой зависит

от трёх факторов . Преимущественно предпочтение отдаётся валютам стран

большой семёрки , как наиболее стабильным, с развитыми финансовыми рынками

и широким разнообразием финансовых инструментов . Кроме этого , необходимо

учитывать направление торговых потоков , валюту экспортно-импортных

операций , а также валюту внешнего долга . Последним аспектом является

степень долларизации экономики как аргумент в пользу выбора доллара США. По

совокупности факторов перед РБ лежит выбор между тремя валютами : доллар

США – по причине высокой долларизации экономики и в расчётах по внешним

операциям , немецкая марка – Германия главный торговый партнёр из стран

дальнего зарубежья (0,07% от объёма внешних сделок в 1999 г.), российский

рубль – РФ основной торговый партнёр среди всех стран (62% в 2000г.)и

партнёр по валютно – экономической интеграции . Приоритет концентрации

торговли играл решающую роль при выборе резервной валюты во многих странах

с валютным управлением . Так , внешнеэкономические отношения Эстонии с

Германией составляли около 70% к другим странам в 1999г. Литва использует

американский доллар однако идут переговоры на высшем уровне о

переориентации на евро по причине роста объёма торговых связей со странами

ЕС ( только с Германией удельный вес составил половину от всей суммы

торгового баланса ). Таки образом , использование российского рубля в

качестве резервной валюты, опираясь на этот индикатор видится оптимальным.С

другой стороны , валютную политику России нельзя назвать идеальной , да и

по поводу конвертируемости российского рубля возникают сомнения . К тому же

номинальная привязка к курсу российского рубля реально может означать

фиксацию к доллару США , который обеспечивает устойчивость валюты РФ на

внутреннем национальном рынке .

Использование же американского доллара представляется затруднительным

по причине недостаточного количества валютных резервов Нацбанка для

покрытия рублёвой денежной массы . Выходом из сложившейся ситуации может

стать параллельная фиксация как к доллару , так и к российскому рублю ,

что фактически и проводится монетарными властями Республики Беларусь.

Альтернативой является номинальная декларация росрубля в качестве резервной

валюты , в то время как реальный механизм фиксации будет проводится с

учётом кросскурсов двух валют к доллару США и взаимной рыночной котировке

на валютных рынках .

Главным преимуществом реализации механизма валютного совета для РБ ,

что подтверждается примерами мирового опыта , станет достижение

стабильности цен в средне- и долгосрочном периоде. Ещё одним преимуществом

реализации механизма валютного совета а РБ станет отмена практики ”банкир

– клиент ” между Нацбанком и правительством , тем самым прекратится

кредитная эмиссия в некоторые отрасли экономики .[18]

Денежно-кредитная и валютная политика РБ (2000-2002гг.).

Осуществленные мероприятия в области денежно-кредитной и валютной политики

стали основой для активизации сотрудничества с международными финансовыми

организациями, центральными банками других государств. Так, на состоявшемся

в конце сентября 2000 г. Ежегодном собрании управляющих МВФ и Всемирного

банка в Праге руководство Фонда в целом положительно оценило достигнутые

результаты денежно-кредитной политики, проводимой в республике. В IV

квартале был подготовлен Меморандум о денежно-кредитной политике до конца

2000 г. и на I квартал 2001 г., реализация которого позволила начать

работу, направленную на создание условий для достижения соглашения с МВФ. И

здесь важно отметить, что это необходимо не только и даже не столько с

точки зрения получения финансовых ресурсов для решения стабилизационных

задач, сколько для того, чтобы обеспечить повышение инвестиционной

привлекательности республики. В этом же направлении должны действовать и

другие органы государственного управления.

Таким образом, к важнейшим положительным результатам денежно-кредитной

политики 2000 г. можно отнести следующие:

• переход к единому обменному курсу белорусского рубля и обеспечение

стабильности его рыночных котировок;

• ужесточение денежно-кредитной политики, выразившееся в том, что

кредитование народного хозяйства осуществлялось в основном на

безэмиссионной основе, рублевые и процентные ставки достигли положительного

уровня в реальном выражении;

• поддержание параметров кредитной эмиссии, которая направлялась на

финансирование дефицита государственного бюджета, в пределах

запланированных значений.

Вместе с тем не удалось обеспечить решение ряда задач. В частности,

недостаточными темпами шло наращивание финансового потенциала банковской

системы. Темпы роста денежных агрегатов значительно превышали первоначально

планировавшиеся. Не обеспечено доведение размеров чистых иностранных

активов до размеров рублевой денежной базы. В определенной мере данные

обстоятельства связаны с невыполнением мероприятий общеэкономического

характера, реализация которых должна была вестись параллельно с

осуществлением намеченной денежно-кредитной политики.

В соответствии с Основными направлениями

денежно-кредитной политики на 2001 год

её наиболее важной оперативной целью является обеспечение высокой

стабильности и предсказуемости обменного курса национальной валюты . Во-

первых , это является логичным продолжением монетарной политики 2000 года ,

так как после достижения единого курса белорусского рубля не менее важной

задачей становится достижение его стабилизации и конвертируемости . Во-

вторых , как показывает анализ зарубежного опыта , в первую очередь , опыта

малых стран как с рыночной , так и с переходной экономикой , такая

постановка задачи является наиболее рациональной . Если денежно-кредитная

политика в условиях малой экономики , сильно зависящей от внешнего мира ,

строится таким образом, чтобы обеспечить стабильность обменного курса

национальной валюты , то это создаёт оптимальные условия для развития

внешнеэкономических связей , достижение высоких темпов роста ВВП,

нормализации инфляционной ситуации.

Однако , несмотря на то, что необходимость ликвидации множественности

обменных курсов была очевидной практически для всех , осуществлению данного

шага должна была предшествовать существенная подготовительная работа , а

сама тактика перехода требовала соответствующего углубленного анализа всего

комплекса возможных последствий . Ведь до 14 сентября 2000 года , когда в

Беларуси был достигнут единый обменный курс белорусского рубля ,

отклонения рыночных котировок от официального курса достигали двух- и

трёхкратной величины . И такая ситуация курсообразования , по существу ,

представляла собой своеобразную форму скрытого субсидирования “’

критического импорта” (в основном энергоносителей , а также зерна ,

некоторых других товарных групп) и сопровождалась проведением весьма мягкой

денежно-кредитной политики . Размеры процентных ставок по рублевым

операциям часто не покрывали уровень инфляции , а масштабы кредитной

эмиссии Национального банка были весьма внушительны .Экономика и

банковская система во многом “привыкли” к такой политике . Поэтому

следовало учитывать , что резкое изменение денежно-кредитной политики в

плане её существенного разового ужесточения и проведения скачкообразной

девальвации официального курса , по которому осуществлялся бухгалтерский

учёт , могли иметь как минимум две группы отрицательных последствий . Во-

первых это не могло подорвать ликвидность банковской системы ,. И не только

в краткосрочной перспективе . Возврат предоставленных под относительно

высокие номинальные процентные ставки банками долго- и среднесрочных

кредитов оказался бы в существенной степени затруднен . С другой стороны ,

на банки легло бы бремя процентных платежей по срочным депозитам. Это могло

привести к наличию долгосрочных проблем с ликвидностью и рентабельностью у

банков . Во-вторых , резкая девальвация официального валютного курса в

условиях малой открытости экономики ведёт к существенным изменениям в

структурах балансов предприятий нефинансового сектора , большинство из

которых так или иначе являются субъектами внешнеэкономических отношений

.Размер кредитов в иностранной валюте , полученных ими от банков ,

превышает сумму валютных депозитов и текущих счетов примерно в два раза . И

отрицательные последствия от такой переоценки активов и пассивов ,

вызванной резкой девальвацией , могли привести к неплатёжеспособности

многих предприятий ( включая экспортёров) , что весьма вероятно перевело бы

возможный положительный эффект от увеличения рентабельности экспорта и его

конкурентоспособности из категории среднесрочного в разряд заоблачного.

В 2000 г. началось постепенное ужесточение денежно-кредитной политики,

в результате чего в феврале процентные ставки по рублёвым операциям вышли

на положительный уровень в реальном выражении, а их номинальные значения

затем начали плавно снижаться. Размеры кредитной эмиссии Национального

банка были значительно ограниченны, при этом она направлялась исключительно

на кредитование дефицита государственного бюджета. Всё это позволило,

начиная с апреля 2000 г., существенно снизить темпы девальвации рыночных

котировок рубля (с 2-5 % в среднем за месяц до 0,5-1,5 %), а в мае была

начата ускоренная корректировка его официального курса .В текущем году

Национальный банк продолжил ужесточение денежно-кредитной политики,

сокращая реальные размеры кредитной эмиссии и обеспечивая уровень рублёвых

процентных ставок выше инфляции, хотя в номинальном выражении они

постепенно снижаются. Прирост потребительских цен сокращался ежемесячно и

в целом снизился 4,8 % в январе до 0,8 в августе. Что касается темпов

девальвации, то ожидается, что они в среднемесячном исчислении составят не

более 2,5 % к доллару США и 2 % к российскому рублю.

Не менее важно и то, что, с одной стороны , позволило значительно

повысить степень доступности валютных ресурсов для предприятий и граждан,

с другой – нивелировало основные факторы развития теневых операций в

валютной сфере. Было снято множество ограничений, действовавших по операция

как на наличном , так и на безналичном сегментах (в том числе и в отношении

нерезидентов) . И сегодня практически достигнута конвертируемость

белорусского рубля по текущим операциям. Национальный банк осуществляет

вместе с правительством работу с МВФ по поводу присоединения к статье 8

Устава Фонда, в которой сформулированы критерии конвертируемости

национальной денежной единицы по текущим операциям.

Данные изменения в денежно-кредитной и валютной политике показали

существенное положительное влияние на состояние внешнеэкономических связей

нашей страны . В 2001 году практически впервые после 1991 года , т. е. за

всё время существования Беларуси как независимого государства, достигнуто

положительное сальдо баланса текущих операций. За 6 месяцев текущего года

оно составило плюс 239,8 млн.долл. США (за аналогичный период прошлого –

минус 257,6 млн. долл.). Экспорт товаров в долларовом выражении увеличился

на 14,6 %. Причём его рост был характерен для всех основных его товарных

групп: экспорт машин и оборудования – на 13,8 %, транспортных средств – на

11,4 %, недрагоценных металлов -15,4 %. Ещё более значительным был рост

поступлений валютной выручки на счета предприятий республики, сумма которой

увеличилась более чем в 1,5 раза. Это связано со снижением доли бартерных

расчётов . Что касается импорта, то он возрос всего лишь на 1,4 %, хотя

следует отметить , что такая умеренная его динамика в значительной степени

связана со снижением цен на нефть . Всё это значительно укрепило позиции

белорусского рубля и позволило увеличить размер золотовалютных резервов .

Сумма чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования

за 8 месяцев 2001 года возросла на 65 % (с 150,6 до 277,.4 млн. долл.),

хотя первоначально планировалось лишь их умеренное увеличение .Однако

правительство и Национальный банк , что положительный эффект от перехода к

единому обменному курсу белорусского рубля и либерализации валютного рынка

не вечен . Поэтому задача повышения конкурентоспособности национальной

экономики и привлечения иностранных инвестиций является одной из

приоритетных для всей социально- экономической политики . В частности ,

Национальный банк положительно относится к увеличению присутствия

иностранного капитала в банковской системе республики . И можно отметить ,

что из 24 действующих в республике банков 17 - это банки с участием

иностранного капитала . И с целью увеличения притока иностранных инвестиций

в банковскую систему в 2000 году был установлен льготный режим создания и

регулирования деятельности совместных и иностранных банков в Свободных

экономических зонах ( в республике их всего пять , прорабатываются вопросы

, связанные с созданием шестой – в Могилёвской области ). Этот порядок

предусматривает упрощённую процедуру регистрации и отчётности, освобождение

от некоторых нормативов и ограничений, обязательных для других банков

действующих на остальной территории РБ . В настоящее время в Минской СЭЗ

зарегистрирован и начал работать Атом–банк , капитал которого состоит из

взносов учредителей из РБ , США и Прибалтики .

Заканчивается разработка Основных направлений денежно-кредитной

политики на 2002 год, а также Концепции развития банковской системы до 2010

года , которые во многом будут определять средне – и долгосрочную политику

Национального банка . Работа над этими документами ещё не завершена .Тем не

менее практически с полной уверенностью можно ожидать дальнейшее

ужесточение денежной политики. При этом важнейшей её оперативной целью

вероятнее всего останется обеспечение стабильного и предсказуемого

валютного курса. Намечается довести темпы девальвации белорусского рубля(по

доллару США и российскому рублю ) до показателя порядка 15 % в 2002 году и

около 5 % в 2005 году.

В заключение следует отметить, что стратегическими целями денежно-

кредитной политики является создание благоприятных условий для активного

вхождения Беларуси в систему международных экономических связей путём

углубления финансово-экономической стабилизации в республике, достижения

международных банковских стандартов по всем основным аспектам

функционирования банковской системы. Другой альтернативы нет, так как

Беларусь имеет небольшую экономику, характеризующееся высокими показателями

интенсивности внешнеэкономических потоков. Отношение суммы экспорта и

импорта товаров и услуг к ВВП превышает 100 %. Это один из наиболее высоких

показателей для стран бывшего СССР, которых примерно соответствует уровню,

достигнутому небольшими странами Центральной и Западной Европы. И

фактически возможности наращивания экономического потенциала республики

находятся в прямой зависимости от динамики внешнеэкономических отношений со

всеми партнёрами.[19]

Основные направления денежно-кредитной политики на 2001 г. предполагают

ее дальнейшее ужесточение с тем, чтобы добиться закрепления положительных

тенденций в экономике и денежной сфере, достигнутых в 2000 г. При этом в

качестве основной, оперативной, цели Национального банка принимается

обеспечение стабильности валютного курса. Данная цель в условиях Республики

Беларусь более точно отражает приоритеты денежно-кредитной политики,

направленной на создание условий для достижения финансово-экономической

стабилизации, и положительной экономической динамики.

С целью создания необходимых условий для достижения финансово-

экономической стабильности кредитование дефицита бюджета в 2001 г.

предполагается осуществлять в иностранной валюте (долларах США). Поэтому

стабильность валютного курса -важное условие недопущения чрезмерной

нагрузки на бюджет. Кроме того, эффективное проведение монетарной политики,

основанной на приоритетности такой оперативной цели, как достижение

определенных темпов инфляции (например, «инфляционное таргетирование»),

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.