бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инвестиции

реформу амортизационной политики и системы кругооборота и оборота

амортизационного фонда: однозначно признать капитальный характер

амортизационных отчислений; распространить на амортизационный фонд

законодательство о собственности и гарантировать права собственников

капитала на определение судьбы амортизационного фонда; усилить

ответственность производства (менеджеров) предприятий за его

сохранность и целевое использование; ввести налоговые и

административные санкции против разбазаривания, проедания и вывоза

амортизационного фонда за пределы российской национальной территории

(пресечь вывоз капитала за счёт амортизационных отчислений). Эти меры

помогут сохранению амортизационного фонда предприятия и, как следствие,

помогут держаться производству на прежнем уровне.

Бюджетное финансирование

Дефицит государственного бюджета не позволяет рассчитывать на решение

инвестиционных проблем за счет централизованных источников

финансирования. При ограниченности бюджетных ресурсов как потенциального

источника инвестиций государство будет вынуждено перейти от

безвозвратного бюджетного финансирования к кредитованию. Уже сейчас

ужесточился контроль за целевым использованием льготных кредитов. Для

обеспечения гарантий возврата кредита внедряется система залога

имущества в недвижимости, в частности земли. Законодательная база

этому создана Законом о залоге. Государственные централизованные

вложения обычно направляют на реализацию ограниченного числа региональных

программ, создание особо эффективных структурообразующих объектов,

поддержание федеральной инфраструктуры, преодоление последствий стихийных

бедствий, чрезвычайных ситуаций, решение наиболее острых социальных и

экономических проблем. На этапе выхода из кризиса приоритетными

направлениями с точки зрения бюджетного финансирования будут:

- выделение государственных инвестиций для стимулирования развития

опорных сырьевых и аграрных районов, обеспечивающих решение

продовольственной и топливно-энергетической проблем;

- поддержание научно-производственного потенциала;

- выделение субсидий на социальные цели слаборазвитым районом с

чрезмерно низким уровнем жизни населения, не имеющим возможности

приостановить его падение собственными силами.

Банковский кредит

Долгосрочное кредитование, особенно в условиях зарождающегося

предпринимательства, могло бы стать одним из важных источников

инвестиций. Нет необходимости говорить о важности долгосрочных

кредитов для развития производства в России, которое находится в

катастрофическом состоянии. Долгосрочные банковские кредиты в первую

очередь направлены на решение стратегических целей в экономике. Они

способствуют постепенному увеличению производства и, как следствие,

общему подъему экономики страны. Такие кредиты могли бы выдаваться

банками в первую очередь на решение социальных программ под гарантии

правительства, однако долгосрочные банковские кредиты невыгодны в условиях

инфляции.

Средства населения

Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путём продажи

акций приватизированных предприятий и инвестиционных фондов, в

частности, могло бы рассматриваться не только как источник

капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан

от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно

путем установления в инвестиционных банках более высоких по сравнению

с другими банковскими учреждениями процентных ставок по личным вкладам,

привлечение средств населения на жилищное строительство, предоставление

гражданам, участвующим в инвестировании предприятия,

первоочередного права на приобретение его продукции по заводской цене и

т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая

сеть посреднических финансовых организаций -инвестиционных банков и фондов,

страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако

важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои

деньги в фондовые ценности, установив строгий государственный контроль за

предприятиями, претендующими на привлечение средств населения.

Основным фактором, влияющим на состояние внутренних возможностей

финансирования капиталовложений, является финансово-экономическая

нестабильность. Тем не менее недостаточность внутреннего инвестиционного

потенциала можно считать относительной.

1.2.2. Внешние источники инвестиций

Иностранные инвестиции в России

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем:

- создания предприятий с долевым участием иностранного капитала

(совместных предприятий);

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам,

их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий,

имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участии в

предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами,

а также иных имущественных прав и т.р.;

- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и

т.п.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока

иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в

какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в

каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал

может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и

портфельных, а также в форме кредитов и займов. Под прямыми

инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы

(производство) в других странах, в управлении которыми участвует

инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор

владеет не менее чем 25% акций предприятия, или их контрольным пакетом,

величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в

зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежный инвестиции - это нечто большее, чем простое

финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это

крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют

также способ повышения производительности и технического уровня российских

предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит

с собой новые технологии, новые способы организации—производства и прямой

выход на мировой рынок.

Отток капитала

Рассмотрев в первую очередь инвестиции/ приходящие из-за рубежа, мы

можем сказать и о том, какие средства уходят нелегально за рубеж. За

последние годы в России сложился слой предприятий и

предпринимателей, накопивших крупные капиталы. Из-за неустойчивости

экономического положения в стране большие средства переводятся в

конвертируемую валюту и оседают в западных банках. Можно было бы

ожидать, что с окончанием коммунистической эры Россия станет

обращаться к зарубежным кредиторам для финансирования крупных инвестиций

по мере того, как страна перестраивается под действием рыночных сил. На

этом основании было бы резонно предположить, что в России возникнет

дефицит текущего платежного баланса (когда уровень инвестиций превышает

уровень сбережений). Однако этого не происходит. Отток денежных ресурсов

(потенциальных инвестиций) из России в несколько раз превышает их

приток. Как не парадоксально, но в течение 1993 года Россия выдала

больше кредитов зарубежным заемщикам, чем заняла сама. Активное сальдо

текущего платежного баланса России (когда страна является нетто-экспортером

капитала, т.е. граждане ссужают больше денег, чем занимают) составило

порядка 10 млрд. долларов. Это усиливает инвестиционный "голод" в стране,

ведет к дальнейшему ослаблению национальной валюты. Мотивация оттока

капиталов - ощущение российскими бизнесменами политической и

экономической нестабильности в России. Значительная часть накопленных

российскими бизнесменами средств под влиянием страха перед возможным

социальным взрывом в силу инфляции и непрерывного падения курса рубля,

боязни денежной реформы переправляется ими в западные банки или

используется для покупки недвижимости и ценных бумаг.

Многие в российских деловых кругах чувствуют, что экономика России

слишком нестабильна для осуществления долгосрочных инвестиций. Поэтому

и предприятия используют свои сбережения не на капиталовложения внутри

страны, а на выдачу кредитов за рубеж. Компании-экспортеры, как правило,

хранят свою прибыль на счетах в зарубежных банках вместо того, чтобы

ввозить ее обратно в Россию и направлять на новые инвестиции. Этот процесс,

известный как утечка капитала, очень часто носит противозаконный характер.

И все же, несмотря на ее противозаконность, утечка капитала находит

логичное экономическое оправдание: гораздо надежнее помещать капитал в

лондонский банк, чем в российскую экономику. Именно поэтому

предприятия предпочитают предоставлять кредиты иностранцам (помещая

деньги в зарубежный банк), а не своим соотечественникам.

Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными,

так и нелегитимными. К числу легитимных источников относятся

санкционированные инвестиции в экономику других стран в форме создания

совместных предприятий или дочерних фирм. Общие масштабы оттока валюты не

поддаются точному измерению, поскольку финансовая статистика,

естественно, учитывает только их легальную часть. Отток в

крупных масштабах иностранной валюты за пределы России побудил власть

принять организационно-правовые меры по ужесточением контроля за

возвращением валютной выручки на территорию страны. Для того, чтобы

российские фирмы не боялись инвестировать средства в экономику своей

страны, необходимо создать условия для снижения инвестиционного риска.

Степень риска может быть уменьшена за счет снижения инфляции,

принятия четкого экономического законодательства, основанного на

рыночных потенциалах.

Глава 2

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ

2.1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ

Если основные принципы государственной инвестиционной политики

сформулированы и получили правовое оформление, то ситуация с воплощением их

такова, что, скорее, можно говорить об отсутствии на практике ощутимой для

предпринимателей политики государства в области инвестиций, чем о

проведении ее в жизнь.

"Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных

инвестиций в экономику России". Эта программа является программным

документом, определяющим направления деятельности правительства по выходу

из инвестиционного кризиса и созданию условий для активной инвестиционной

деятельности.

Программа в целом отвечает требованиям системности при формировании

государственной политики по стимулированию инвестиций, хотя и носит

несколько общий характер. Она характеризует сложившуюся ситуацию в

инвестиционной сфере, предпосылки роста инвестиций и задачи по их

стимулированию, пути создания благоприятного инвестиционного климата,

направления государственной поддержки инвестиционной деятельности,

организационно-правовые условия инвестирования. Важно также, что в

программе выделен специальный раздел по снижению транзакционных издержек

инвесторов, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных

проектов. В этой связи особое значение приобретают развитие информационной

инфраструктуры инвестиционного рынка, регулирование тарифов на услуги

монополий, защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Мероприятия программы были ориентированы на повышение объема

капитальных вложений в экономику России за счет всех источников

финансирования уже в 1996 г. на 4% и в 1997 г. - на 7%, в том числе на

увеличение доли государственных инвестиций до 3% валового внутреннего

продукта. При этом средства в объеме 0,5% ВВП намечалось использовать на

конкурсной основе для оказания государственной поддержки частным

инвесторам.

Практическая ценность программы состоит, в частности, в содержащемся в

ней конкретном плане мероприятий по правовому обеспечению эффективного

инвестиционного процесса от основополагающих законодательных актов до

инструкций и методических рекомендаций.

Ход реализации программы нельзя признать удовлетворительным. Это

относится как к срыву намеченных объемов финансирования предусмотренных ею

мероприятий, так и к своевременному принятию необходимых нормативных актов.

Состояние правового обеспечения инвестиционной деятельности. Работа по

совершенствованию хозяйственного законодательства, в том числе в области

инвестиций, постоянно является одним из ключевых направлений деятельности

правительства Российской Федерации.

Центральной правовой проблемой формирования благоприятного

инвестиционного климата является проблема гарантий прав собственности,

особенно реального обеспечения прав частной собственности. Соответственно

среди основных законодательных препятствий на пути иностранных, да и

отечественных инвестиций остается неурегулированность земельного вопроса и

прежде всего вопроса о частной собственности на землю.

Притоку иностранных инвестиций в Россию могло бы способствовать

формирование правовой среды, аналогичной правовой среде, принятой в

экономически развитых странах. Такая среда предполагает использование

преимущественно частноправового (или гражданско-правового) регулирования,

при котором принимающая сторона и иностранный инвестор выступают в качестве

равноправных сторон в отношениях, основанных на договоре между ними.

Важным направлением улучшения юридической основы привлечения

иностранных инвестиций является также подключение России к международной

системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности.

Имеется в виду растущее число заключаемых межправительственных соглашений о

взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединение к международным

конвенциям, вступление в международные организации.

Инвестиционная деятельность затрудняется также серьезной

несогласованностью правовых подходов к регулированию этой сферы, которая

имеется в законодательствах субъектов Российской Федерации. Как и в других

областях, здесь господствует обилие нормативных актов на уровне ведомств

при отсутствии какой-либо координации даже в целях обеспечения

единообразной юридической техники, не говоря уже о содержании.

Государственная политика стимулирования частных инвестиций.

"Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных

инвестиций в экономику РФ" сориентирована на увеличение доли

государственных инвестиций с 1,5 до 3% от ВВП, из которых на развитие

социальной сферы предназначено около 60-70%, а производственной сферы 30-

40% средств. Причем прямое государственное финансирование социальных и

производственных объектов планируется в основном в случаях, когда их

значение для страны можно отнести к чрезвычайному.

В наше время вероятнее ожидать ухудшения ситуации с прямыми

государственными инвестициями по сравнению с прошлой. Об этом говорит и

фактический провал государственной инвестиционной программы за последние

годы.

Когда не хватает денег, особое значение приобретает расстановка

приоритетов. С одной стороны, понятно стремление сейчас, в условиях широкой

бедности, задержек заработной платы, финансовой подорванности социальной

сферы, выдвигать на одно из ведущих мест в государственном бюджете

социальный приоритет. Но, с другой стороны, невозможно сколько-нибудь

заметно укрепить социальную сферу в условиях спада без роста производства,

создающего устойчивую базу для увеличения бюджетных доходов. Поэтому и для

самой социальной сферы будет более перспективным вложить сейчас средства

прежде всего в стимулирование инвестиций, обеспечивающих экономический

рост.

Иными словами, выдвижение финансирования бюджетных расходов на

стимулирование частных инвестиций в качестве первого приоритета помогло бы

на деле реализовать роль государства по активизации капиталовложений и по

переходу к экономическому росту в самый ответственный для этого период.

Государственная структурная и промышленная политика. Государственная

структурная и промышленная политика как целостное явление также в стране

отсутствует. В лучшем случае встречаются лишь отдельные фрагменты ее в виде

пока еще недостаточно последовательной поддержки жилищного строительства,

малого бизнеса, отдельных финансово-промышленных групп, некоторых

конверсионных мероприятий и т.п.

Ведется также разработка программы поддержки национальной технической

базы, направленной прежде всего на сохранение и развитие критических

технологий, упускать которые недопустимо.

Создание перспективного инвестиционного задела. Инновационная и научно-

техническая политика. Одним из кардинальных вопросов структурной

перестройки отечественной экономики и повышения ее эффективности является

целенаправленное технологическое перевооружение народного хозяйства, его

переориентация на выпуск качественной современной продукции. Решить этот

вопрос без активизации деятельности научно-технической и инновационной сфер

невозможно. Их же состояние к настоящему времени иначе как катастрофическим

назвать нельзя. Эта ситуация явилась следствием отсутствия обоснованной

научно-технической политики, недостаточного объема выделяемых ресурсов,

невысокого темпа проведения институциональных преобразований и т.д.

Российские государственные органы должны в кратчайшие сроки

предпринять чрезвычайные меры по спасению научного потенциала страны. При

этом необходимо отдавать отчет в том, что в России нет другой силы,

способной решить эту задачу, и вряд ли она появится в ближайшие годы. Если

же сфера исследований и разработок будет разрушена, то страна не только

потеряет наукоемкие отрасли, но и не сможет создать конкурентоспособные

обрабатывающие производства.

Особенно важно при утверждении рыночной экономики создать

инновационную сферу, которая традиционно недооценивалась в СССР, а затем и

в России. Инновационная сфера является тем инструментом, с помощью которого

осуществляется согласованное взаимодействие научной, технической и

промышленной политики. Целями инновационной политики являются обеспечение

конкурентных преимуществ в новой продукции и ключевых технологиях,

повышение эффективности экономики в целом. Мировой опыт свидетельствует о

том, что в инновационной сфере успеха добиваются структуры, базирующиеся на

предпринимательской модели поведения.

Несмотря на быстрый рост инновационной сферы, она также сталкивается с

серьезными трудностями. Главные из них заключаются в отсутствии спроса со

стороны промышленности на новые продукты и технологии. При стагнирующей

промышленности рассчитывать на быстрое оживление в инновационной сфере не

приходится. Однако было бы недальновидно запаздывать с созданием

национальной инновационной системы, имея в виду соответствующую

законодательную базу, систему льгот, формы государственной поддержки,

информационную инфраструктуру и многое другое.

2.2. ПЕРЕХОД К ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ – НОВЫЙ ЭТАП В РАЗВИТИИ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

При всей важности государственной инвестиционной политики и

государственной поддержки они не смогут оказать, особенно при нынешнем

дефиците средств, не только определяющего, но и существенного воздействия

на динамику инвестиций. Главным каналом государственного влияния на

инвестиции остается формирование более благоприятного инвестиционного

климата.

Если от политики государства зависит создание системы предпосылок и

возможностей для инвестиционной активности, то нет другой социальной силы,

способной стать двигателем использования этих возможностей, кроме

предпринимательства. Только предприниматели, заинтересованные в

инициативной и эффективной деятельности, рискующие собственным капиталом,

могут на деле повернуть производство на путь удовлетворения спроса, создать

стимулы к производительному труду, обеспечив его достойную оплату, наладить

современную организацию труда и управления, реализовать высокую

эффективность и быструю окупаемость инвестиций. Поэтому вопрос о создании

условий для нового инвестиционного витка и о принятии практических мер по

эффективному инвестированию касается предпринимательства не в меньшей, а

вероятно, в большей степени, чем государство.

Однако приходится признать, что готовность широких предпринимательских

кругов к переходу к инвестиционному этапу развития российской экономики

остается совершенно недостаточной, что объясняется, с одной стороны,

инерцией прошлого, с другой - слабой пока еще приспособленностью к

требованиям будущего.

Инерция прошлого проявляется прежде всего в массовом сохранении

иждивенческой психологии, порождающей инфантильность, сковывающей желание

или прикрывающей неумение перестраивать производство в соответствии с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.