|
Иностранные инвестиции в России и Краснодарском краеСоответствующие данные о ПИИ приводятся в следующей таблице[11]. Т а б л и ц а 6. Вложения в развивающиеся рынки с переходной экономикой (млрд. долларов). | |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 | | |г. |г. |г. |г. |г. | |Латинская Америка |35,8 |49,4 |49,9 |68,6 |55,8 | |Юго-Восточная Азия |45,4 |51,9 |55,2 |54,0 |53,6 | |Развивающиеся рынки |9,8 |10,9 |12,5 |15,6 |16,6 | |Европы | | | | | | |Россия |2,5 |6,2 |2,2 |2,9 |3,5 | Неутешительным является и сравнение России с бывшими социалистическими государствами Центральной Европы. Уровень прямых иностранных инвестиций в 1998, 1999, 2000 гг. показан на рис. 3[12]. Рис. 3. [pic] Следовательно, по инвестиционной привлекательности Россия существенно отстает не только от промышленно развитых стран мира, но и от бывших стран социалистического лагеря. Более того, динамика последних трех лет складывается не в пользу нашей страны. Проблема очевидна – инвестиционный климат России не соответствует запросам и ожиданиям зарубежных инвесторов. Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2001 году. Приток иностранных инвестиций в Россию в первой половине 2001 г., по данным Госкомстата, увеличился до 6,7 млрд. долларов по сравнению с 4,8 млрд. долларов в соответствующем периоде 2000 года. Доля прямых инвестиций оказалась равной 37,5 %, прочие инвестиции составили 58,9 %. Основными отраслями – получателями прямых иностранных инвестиций были: торговля и общественное питание (31,2 %), транспорт (15,1 %), пищевая промышленность (10,8 %), топливная промышленность (7,3 %). Электроэнергетика оказалась единственной отраслью промышленности, портфельные инвестиции в которую превышали прямые иностранные инвестиции. К концу первой половины 2001 г. объем накопленного иностранного капитала в российской экономике достиг 33,8 млрд. долларов Объем накопленных прямых иностранных инвестиций составил 17,6 млрд. долларов. Основными инвесторами в рассматриваемом периоде выступали Кипр, США, Франция и Швейцария. (Среди стран-доноров максимальный приток ПИИ за все годы обеспечили США – 22 % всех накопленных ПИИ. На втором месте следует Кипр – 21 %). Германия переместилась в первой половине 2001 г. на пятое место, обеспечив приток 8 % всех накопленных ПИИ. Наиболее значительно ПИИ выросли во II квартале 2001 г., составив 1,5 млрд. долларов – самое высокое значение за два года. В первом полугодии 2001 г. выросло и изъятие ранее осуществленных прямых инвестиций, о чем свидетельствуют данные платежного баланса[13]. Чистые вложения иностранцев в Россию составили в первой половине 2001 г. 1,2 млрд долларов, что на 16 % больше, чем аналогичные период 2000 г. Разница между динамикой чистых и валовых ПИИ может быть обусловлена незначительным интересом иностранных компаний к проектам в России вследствие отсутствия стабильных экономических и правовых условия для ведения бизнеса, а также невысокими темпами проведения преобразований. Рис. 4. [pic] Согласно данным платежного баланса, прирост участия иностранных компаний в российской экономике в 2000 г. по сравнению с 1999 г. уменьшился. Т а б л и ц а 7. | |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 (1-я | | | | | | |пол.) | |Чистый приток ПИИ по |4,9 |2,8 |3,3 |2,7 |1,2 | |данным платежного | | | | | | |баланса | | | | | | |Приток ПИИ по данным |5,3 |3,4 |4,3 |4,4 |2,5 | |Госкомстата | | | | | | |Изъятия ранее |0,5 |0,6 |1,0 |1,7 |1,3 | |осуществленных | | | | | | |инвестиций | | | | | | |иностранными | | | | | | |компаниями | | | | | | К числу факторов, которые оказывают неоднозначное влияние на приток ПИИ в Россию, можно отнести замедление экономического роста во всем мире в 2001 г. и, в частности, значительное замедление роста в США. В связи с этим прибыли американских компаний сокращаются, что отражается на объемах инвестиций в собственное развитие. Часть компаний может свернуть свои высокорисковые инвестиционные проекты в России и других развивающихся странах. Напротив, некоторые компании могут переориентировать свою деятельность с внутреннего, депрессивного рынка на внешний, в результате чего инвестиции таких компаний внутри США будут сокращаться, а в другие страны – расти. Это касается, прежде всего, транснациональных корпораций, международные операции которых не уступают по масштабам операциям на внутренних рынках. Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций среди стран с формирующейся рыночной экономикой в соответствии с прогнозом, приведенным ЮНКТАД[14], будут оставаться Бразилия, Аргентина (однако, после последних событий в этой стране данное утверждение должно быть пересмотрено) и Мексика. В Восточной Европе такими странами будут оставаться Польша и Чехия. Можно ожидать роста ПИИ в Россию из Германии. В I квартале 2001 г. начал реализовываться принцип "одного окна" для иностранных инвесторов, осуществляющих вложения на условиях соглашений о разделе продукции (СРП). Он заключается в делегировании полномочий различных министерств, на основании которых те осуществляли деятельность по регулированию отношений, возникающих в ходе реализации СРП, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. В настоящее время объем инвестиций в эти проекты невелик и составляет около 1,5 млрд. долларов, основная доля которых приходится на проект "Сахалин-2". Все больше иностранных компаний, участвующих в проектах по добыче нефти и газа в России, высказывают намерение инвестировать в проекты, реализуемые на условиях СРП, что позволяет рассчитывать на рост прямых иностранных инвестиций в эти проекты в последующие годы. Улучшение отношений между Россией и новой администрацией США ещё не дает уверенности в том, что будут созданы условия для долгосрочного благоприятного экономического сотрудничества этих стран, принимая решение об участии в капитале компаний страны, руководствуются прежде всего оценками прибыльности проекта и собственными соглашениями с властями страны или региона. В таблице 8 приведены доли ( в процентах), которые составляют ПИИ в ВВП в странах, конкурирующих с Россией за привлечение ПИИ[15]. Таблица 8. |Страна |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 | |Польша |1,9 |2,9 |3,1 |3,4 |4,0 |- | |Чехия |2,2 |4,9 |2,5 |2,4 |4,9 |9,6 | |Китай |6,2 |5,1 |4,9 |4,9 |4,5 |3,9 | |Индия |0,3 |0,6 |0,6 |0,9 |0,6 |- | |Бразили|0,6 |0,7 |1,4 |2,5 |4,1 |- | |я | | | | | | | |Россия |0,2 |0,6 |0,6 |1,1 |1,0 |1,8 | |США |0,7 |0,8 |1,1 |1,3 |2,2 |3,1 | Высокие экономические риски вложений в российскую экономику ставят Россию в ряд стран, вложения в которые должны быть высокорентабельными – такими же рентабельными, как, например вложения в венчурные компании. Такие инвестиции могут позволить себе только те иностранные корпорации, стратегия которых базируется на значительной диверсификации рынков ресурсов и рынков сбыта, каковыми являются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Эти ТНК осуществляют инвестиции в высокодоходные проекты на территории России, выигрывая в жесткой конкурентной борьбе с национальными компаниями. Прирост эффективности благодаря иностранным инвестициям, осуществляемым таким образом, может оказаться незначительным. А из-за небольшого числа высокоприбыльных крупных проектов приток ПИИ оказывается незначительным и не в состоянии обеспечить рост внутренних инвестиций и, как следствие, экономический рост. Растущий объем трансграничных слияний и поглощений в мире накладывает свой отпечаток на способ осуществления прямых иностранных инвестиций, особенно в развивающихся странах. Покупка предприятия становится основным способом осуществления ПИИ. Это вызвано, прежде всего, характерной для развивающихся стран слабостью законов, обеспечивающих права владельцев акций предприятия и свободу осуществления этих прав в отношении менеджмента предприятия. Вместе с тем, указанный способ привлечения ПИИ может быть неприемлем для России, так как недавние попытки враждебных поглощений (обеспеченные, как правило, национальным капиталом) получили очень широкий отрицательный резонанс в обществе. Операции по покупке российских компаний с последующей значительной реорганизацией их деятельности и неизбежным в таких случаях увольнениями работников, проводимые иностранными инвесторами, могут осложнить участие иностранных инвесторов в российской экономике. Приток ПИИ в Россию будет оставаться относительно низким, пока идут экономические реформы, поскольку для иностранного инвестора самое главное в законодательстве – это стабильность. Однако значительный приток ПИИ тем более невозможен, если реформирование российской экономики проводиться не будет, поскольку в настоящий момент в России существуют довольно высокие экономические риски. Поставленные правительством цели по достижению значительного притока ПИИ будут достигнуты, если будут окончательно приняты Налоговый и Таможенный кодексы, проведена реформа бухгалтерского учета, обеспечены права акционеров, реформирована банковская система, решен вопрос собственности на землю, урегулирована внешняя задолженность и при этом обеспечен рост ВВП. В таком случае через один-два года стабильной работы всех вновь принятых законов возможен значительный приток ПИИ в Россию – примерно 5-6 % ВВП (или около 15 млрд. долларов ежегодно). 2.3. Инвестиции в транспортный комплекс России Так как транспорт в настоящее время играет для нашего Южно-российского региона в целом и Краснодарского края в частности одну из главенствующих экономических, политических и стратегических ролей, то инвестиции в эту отрасль народного хозяйства имеют важнейшее значение для данного региона. Следовательно от качественной и количественной составляющей инвестиционной деятельности на транспорте РФ будет непосредственно зависеть экономическое благосостояние нашего края и ЮФО[16]. Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе ведется на основе федеральных целевых программ: “Возрождение торгового флота России”, “Внутренние водные пути России”, “Мировой океан”, “Повышение безопасности дорожного движения”, “Развитие производства городских автобусов, троллейбусов и трамваев в Российской Федерации”, “Использование глобальной спутниковой навигационной системы “ГЛОНАСС” в интересах гражданских потребителей”. Модернизация транспортной системы России рассчитана на 2 этапа: I-й этап – 2002-2005 гг., II-й этап – 2006-2010 гг. Анализ инвестиционной ситуации в 1999 году показывает, что из общего объема инвестиций собственные средства организаций транспортного комплекса составили 5172,7 млн. рублей (56 %), местный бюджет – 2787,3 млн. рублей (30 %), федеральный бюджет - 264,3 млн. рублей (3 %), кредиты банков и внебюджетные фонды - 1040,8 млн. рублей (11 %). Кроме того, были привлечены иностранные инвестиции в сумме 331,24 млн. долларов США. Наибольший рост развития производственной сферы достигнут на морском и горэлектротранспорте. В то же время, снижены объемы инвестиций на автомобильном транспорте и метрополитене. В 1999 году финансирование государственных инвестиций проводилось на достаточно высоком уровне. Объем выполненных работ по стройкам, финансируемым из федерального бюджета, составил 264,3 млн. рублей (77 млн. рублей - морской транспорт, 187,3 млн. рублей - речной транспорт). Оплата произведенных работ в сумме 201,6 млн. рублей составила 90% от лимита государственных инвестиций по данной статье (58,0 млн. рублей - морской транспорт, 143,6 млн. рублей - речной транспорт). В тоже время, практически не проводилось погашение кредиторской задолженности. образовавшейся на начало 1999 года. Из общего объема кредиторской задолженности в объеме 349,97 млн. рублей погашена кредиторская задолженность лишь на 10,85 млн. рублей. Сохраняется непогашенная кредиторская задолженность за предыдущие годы в сумме 339,12 млн. рублей (125,68 млн. рублей - морской транспорт, 200,64 млн. рублей - речной транспорт). Таким образом задолженность по госинвестициям на 01.01.2000 года достигла 442,52 млн. рублей (морской транспорт-162,68 млн. руб., речной транспорт- 267,04 млн. руб.). На 2000 год лимит государственных инвестиций установлен в объеме 406,0 млн. рублей , кроме того за счет дополнительных доходов -122,0 млн. рублей. (соответственно по морскому транспорту - 138,0 млн. рублей и 58,0 млн. рублей, по речному транспорту - 268,0 млн. рублей и 64,0 млн. рублей) Выделенные лимиты будут направлены, в первую очередь, на финансирование мер по обеспечению безопасного функционирования транспортного комплекса. Привлеченные иностранные инвестиции были использованы на финансирование проектов модернизации транспортного комплекса Российской Федерации по следующим направлениям: строительство 12-ти морских судов суммарным дедвейтом 480 тыс. т на сумму 320 млн. долларов США за счет займов иностранных банков; прединвестиционные исследования по гранту "ТАСИС" проекта модернизации Волго-Донского водного пути и основных речных портов в бассейне реки Волги (выполнено работ в объеме около 2,5 млн. долларов США); выполнение проекта МБРР “Городской общественный транспорт” (освоено 11,2 млн. долларов США, поставлено 6 автобусов, выполнен ремонт 229 единиц подвижного состава, осуществлены поставки технологического оборудования). В 2000 году намечается продолжить работу: по подготовке проекта “Модернизация морских портов Санкт-Петербург и Новороссийск” с привлечением кредита МБРР (150 млн. долларов США); по привлечению государственных внешних заимствований по финансированию закупок технологического оборудования для Махачкалинского морского торгового порта (65 млн. долларов США); по строительству морских судов (до 14 судов дедвейтом около 300 тыс. т на сумму до 300 млн. долларов США). Общий объем иностранных инвестиций составил в 2000 году не менее 500 долларов США. В 1999 году из Резервного фонда Министерства были профинансированы первоочередные мероприятия по реализации инвестиционных проектов федеральных целевых программ и по обеспечению безопасности судоходства, мореплавания и дорожного движения. На эти цели было направлено 157,131 млн. рублей (320 % к 1998 году), в том числе по предприятиям морского транспорта - 107,993 млн. рублей, по предприятиям речного транспорта - 4,0 млн. рублей, автомобильного и городского электротранспорта - 11,535 млн. рублей, Российской транспортной инспекции - 33,6 млн. рублей. Данная деятельность также затронула и Морскую Администрацию порта Новороссийск, что выразилось в создании и расширении района ГМССБ, радионавигационных и телекоммуникационных систем связи для безопасного управления транспортными системами, и т.д. Совершенствование организации инвестиционной деятельности на транспорте. В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. Во исполнение этого закона, а также для совершенствования организации и проведения конкурсов в транспортном комплексе Минтрансом России издан приказ “О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд”. По итогам проведения конкурсов в 1999 г. заключено 7885 контрактов, общая стоимость которых составила 338,7 млн. рублей. В целом же, можно сделать вывод, что в условиях ограниченных инвестиционных возможностей в современной России наиболее актуальным перспективным направлением совершенствования организации инвестиционной деятельности в отраслях народного хозяйства (конкретно – на транспорте) является развитие методологии и практики проектного анализа, совершенствование системы разработки, оценки и отбора инвестиционных проектов, а также управления их реализацией. Перечисленные действия в итоге должны вывести транспортную отрасль России на принципиально новый уровень развития, ведь без этого невозможна нормальная интеграция нашей страны в мировую экономическую систему. 2.4. Региональный инвестиционный климат в РФ Рассмотрев проблемы инвестиций в России в целом, считаем необходимым также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны. В настоящее время каждый субъект Российской Федерации является частью общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому идея корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на отечественное производство, создание стимулов экономического роста и наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов, направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий. Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за счет увеличения объема и эффективности инвестиций. Важным по своей экономической значимости является предоставление региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться региональные отделения государственных банков и банков развития, однако, по- прежнему в России роль региональных банков сильно недооценивается Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998 г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной мере в сфере региональной экономики. С целью укрепления этой тенденции был принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Однако многие его положения противоречат Конституции РФ, и его применение сопряжено с массовыми нарушениями законных прав кредитных организаций, их кредиторов (вкладчиков), участников (учредителей). Возможно создание региональной платежной системы, через которую осуществлялись бы все платежи в регионе. Эти средства могли бы быть использованы для инвестирования. Но изменить структуру денежных потоков региона, сложившуюся после кризиса, в настоящий момент достаточно сложно, и это сопряжено с потерями для экономики. Также из-за отсутствия законодательно – закрепленных гарантий возвратности выдаваемых кредитов банки не в состоянии кредитовать реальный сектор экономики. С целью преодоления негативных тенденций в инвестиционной сфере необходимо срочно реализовать систему финансовых и организационных мер по расширению кредитования региональными банками реального сектора экономики. Для этого требуется: . принять закон, регламентирующий возможности участия исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления в принятии решений об открытии в регионе филиалов банков и новых кредитных организаций; . разработать свод законов, регламентирующих банковскую деятельность (ограничивающих риск, связанный с предоставлением банками кредитов; регулирующих совокупность услуг банков; обязывающих предоставлять более подробную информацию потребителям банковских услуг; регулирующих банковские слияния); . усилить защиту интересов кредитных организаций, осуществляющих инвестирование реального сектора экономики путем приобретения пакета акций крупных государственных предприятий и организаций; . пересмотреть законодательство, действующее по ценным бумагам, в сторону активизации участия банковского капитала и нормативные документы, ограничивающие возможность выкупа коммерческими банками собственных акций в пределах 10 %. . усилить банковский надзор(многосторонний); . снизить ставку налога на прибыль кредитных организаций до уровня ставки данного налога для предприятий; . установить льготы в налогообложении доходов банков, получаемых от кредитования предприятий, прежде всего долгосрочного и краткосрочного характера; . подключать на конкурсной основе к крупным государственным инвестиционным проектам региональные банки (как можно большее их количество); . изменить минимально допустимые значения нормативов текущей ликвидности |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |