бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Иностранные инвестиции в России и Краснодарском крае

Соответствующие данные о ПИИ приводятся в следующей таблице[11].

Т а б л и ц а 6.

Вложения в развивающиеся рынки с переходной экономикой (млрд. долларов).

| |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |

| |г. |г. |г. |г. |г. |

|Латинская Америка |35,8 |49,4 |49,9 |68,6 |55,8 |

|Юго-Восточная Азия |45,4 |51,9 |55,2 |54,0 |53,6 |

|Развивающиеся рынки |9,8 |10,9 |12,5 |15,6 |16,6 |

|Европы | | | | | |

|Россия |2,5 |6,2 |2,2 |2,9 |3,5 |

Неутешительным является и сравнение России с бывшими социалистическими

государствами Центральной Европы. Уровень прямых иностранных инвестиций в

1998, 1999, 2000 гг. показан на рис. 3[12].

Рис. 3.

[pic]

Следовательно, по инвестиционной привлекательности Россия существенно

отстает не только от промышленно развитых стран мира, но и от бывших стран

социалистического лагеря. Более того, динамика последних трех лет

складывается не в пользу нашей страны. Проблема очевидна – инвестиционный

климат России не соответствует запросам и ожиданиям зарубежных инвесторов.

Прямые иностранные инвестиции в Россию в 2001 году.

Приток иностранных инвестиций в Россию в первой половине 2001 г., по

данным Госкомстата, увеличился до 6,7 млрд. долларов по сравнению с 4,8

млрд. долларов в соответствующем периоде 2000 года. Доля прямых инвестиций

оказалась равной 37,5 %, прочие инвестиции составили 58,9 %. Основными

отраслями – получателями прямых иностранных инвестиций были: торговля и

общественное питание (31,2 %), транспорт (15,1 %), пищевая промышленность

(10,8 %), топливная промышленность (7,3 %).

Электроэнергетика оказалась единственной отраслью промышленности,

портфельные инвестиции в которую превышали прямые иностранные инвестиции.

К концу первой половины 2001 г. объем накопленного иностранного капитала

в российской экономике достиг 33,8 млрд. долларов Объем накопленных прямых

иностранных инвестиций составил 17,6 млрд. долларов. Основными инвесторами

в рассматриваемом периоде выступали Кипр, США, Франция и Швейцария. (Среди

стран-доноров максимальный приток ПИИ за все годы обеспечили США – 22 %

всех накопленных ПИИ. На втором месте следует Кипр – 21 %). Германия

переместилась в первой половине 2001 г. на пятое место, обеспечив приток 8

% всех накопленных ПИИ.

Наиболее значительно ПИИ выросли во II квартале 2001 г., составив 1,5

млрд. долларов – самое высокое значение за два года.

В первом полугодии 2001 г. выросло и изъятие ранее осуществленных прямых

инвестиций, о чем свидетельствуют данные платежного баланса[13]. Чистые

вложения иностранцев в Россию составили в первой половине 2001 г. 1,2 млрд

долларов, что на 16 % больше, чем аналогичные период 2000 г. Разница между

динамикой чистых и валовых ПИИ может быть обусловлена незначительным

интересом иностранных компаний к проектам в России вследствие отсутствия

стабильных экономических и правовых условия для ведения бизнеса, а также

невысокими темпами проведения преобразований.

Рис. 4.

[pic]

Согласно данным платежного баланса, прирост участия иностранных компаний

в российской экономике в 2000 г. по сравнению с 1999 г. уменьшился.

Т а б л и ц а 7.

| |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 (1-я |

| | | | | |пол.) |

|Чистый приток ПИИ по |4,9 |2,8 |3,3 |2,7 |1,2 |

|данным платежного | | | | | |

|баланса | | | | | |

|Приток ПИИ по данным |5,3 |3,4 |4,3 |4,4 |2,5 |

|Госкомстата | | | | | |

|Изъятия ранее |0,5 |0,6 |1,0 |1,7 |1,3 |

|осуществленных | | | | | |

|инвестиций | | | | | |

|иностранными | | | | | |

|компаниями | | | | | |

К числу факторов, которые оказывают неоднозначное влияние на приток ПИИ в

Россию, можно отнести замедление экономического роста во всем мире в 2001

г. и, в частности, значительное замедление роста в США. В связи с этим

прибыли американских компаний сокращаются, что отражается на объемах

инвестиций в собственное развитие. Часть компаний может свернуть свои

высокорисковые инвестиционные проекты в России и других развивающихся

странах. Напротив, некоторые компании могут переориентировать свою

деятельность с внутреннего, депрессивного рынка на внешний, в результате

чего инвестиции таких компаний внутри США будут сокращаться, а в другие

страны – расти. Это касается, прежде всего, транснациональных корпораций,

международные операции которых не уступают по масштабам операциям на

внутренних рынках.

Наиболее привлекательными для иностранных инвестиций среди стран с

формирующейся рыночной экономикой в соответствии с прогнозом, приведенным

ЮНКТАД[14], будут оставаться Бразилия, Аргентина (однако, после последних

событий в этой стране данное утверждение должно быть пересмотрено) и

Мексика. В Восточной Европе такими странами будут оставаться Польша и

Чехия.

Можно ожидать роста ПИИ в Россию из Германии.

В I квартале 2001 г. начал реализовываться принцип "одного окна" для

иностранных инвесторов, осуществляющих вложения на условиях соглашений о

разделе продукции (СРП). Он заключается в делегировании полномочий

различных министерств, на основании которых те осуществляли деятельность по

регулированию отношений, возникающих в ходе реализации СРП, Министерству

экономического развития и торговли Российской Федерации. В настоящее время

объем инвестиций в эти проекты невелик и составляет около 1,5 млрд.

долларов, основная доля которых приходится на проект "Сахалин-2". Все

больше иностранных компаний, участвующих в проектах по добыче нефти и газа

в России, высказывают намерение инвестировать в проекты, реализуемые на

условиях СРП, что позволяет рассчитывать на рост прямых иностранных

инвестиций в эти проекты в последующие годы.

Улучшение отношений между Россией и новой администрацией США ещё не дает

уверенности в том, что будут созданы условия для долгосрочного

благоприятного экономического сотрудничества этих стран, принимая решение

об участии в капитале компаний страны, руководствуются прежде всего

оценками прибыльности проекта и собственными соглашениями с властями страны

или региона.

В таблице 8 приведены доли ( в процентах), которые составляют ПИИ в ВВП в

странах, конкурирующих с Россией за привлечение ПИИ[15].

Таблица 8.

|Страна |1994 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |

|Польша |1,9 |2,9 |3,1 |3,4 |4,0 |- |

|Чехия |2,2 |4,9 |2,5 |2,4 |4,9 |9,6 |

|Китай |6,2 |5,1 |4,9 |4,9 |4,5 |3,9 |

|Индия |0,3 |0,6 |0,6 |0,9 |0,6 |- |

|Бразили|0,6 |0,7 |1,4 |2,5 |4,1 |- |

|я | | | | | | |

|Россия |0,2 |0,6 |0,6 |1,1 |1,0 |1,8 |

|США |0,7 |0,8 |1,1 |1,3 |2,2 |3,1 |

Высокие экономические риски вложений в российскую экономику ставят Россию

в ряд стран, вложения в которые должны быть высокорентабельными – такими же

рентабельными, как, например вложения в венчурные компании. Такие

инвестиции могут позволить себе только те иностранные корпорации, стратегия

которых базируется на значительной диверсификации рынков ресурсов и рынков

сбыта, каковыми являются крупные транснациональные корпорации (ТНК). Эти

ТНК осуществляют инвестиции в высокодоходные проекты на территории России,

выигрывая в жесткой конкурентной борьбе с национальными компаниями. Прирост

эффективности благодаря иностранным инвестициям, осуществляемым таким

образом, может оказаться незначительным. А из-за небольшого числа

высокоприбыльных крупных проектов приток ПИИ оказывается незначительным и

не в состоянии обеспечить рост внутренних инвестиций и, как следствие,

экономический рост.

Растущий объем трансграничных слияний и поглощений в мире накладывает

свой отпечаток на способ осуществления прямых иностранных инвестиций,

особенно в развивающихся странах. Покупка предприятия становится основным

способом осуществления ПИИ. Это вызвано, прежде всего, характерной для

развивающихся стран слабостью законов, обеспечивающих права владельцев

акций предприятия и свободу осуществления этих прав в отношении менеджмента

предприятия.

Вместе с тем, указанный способ привлечения ПИИ может быть неприемлем для

России, так как недавние попытки враждебных поглощений (обеспеченные, как

правило, национальным капиталом) получили очень широкий отрицательный

резонанс в обществе. Операции по покупке российских компаний с последующей

значительной реорганизацией их деятельности и неизбежным в таких случаях

увольнениями работников, проводимые иностранными инвесторами, могут

осложнить участие иностранных инвесторов в российской экономике.

Приток ПИИ в Россию будет оставаться относительно низким, пока идут

экономические реформы, поскольку для иностранного инвестора самое главное в

законодательстве – это стабильность. Однако значительный приток ПИИ тем

более невозможен, если реформирование российской экономики проводиться не

будет, поскольку в настоящий момент в России существуют довольно высокие

экономические риски. Поставленные правительством цели по достижению

значительного притока ПИИ будут достигнуты, если будут окончательно приняты

Налоговый и Таможенный кодексы, проведена реформа бухгалтерского учета,

обеспечены права акционеров, реформирована банковская система, решен вопрос

собственности на землю, урегулирована внешняя задолженность и при этом

обеспечен рост ВВП. В таком случае через один-два года стабильной работы

всех вновь принятых законов возможен значительный приток ПИИ в Россию –

примерно 5-6 % ВВП (или около 15 млрд. долларов ежегодно).

2.3. Инвестиции в транспортный комплекс России

Так как транспорт в настоящее время играет для нашего Южно-российского

региона в целом и Краснодарского края в частности одну из главенствующих

экономических, политических и стратегических ролей, то инвестиции в эту

отрасль народного хозяйства имеют важнейшее значение для данного региона.

Следовательно от качественной и количественной составляющей инвестиционной

деятельности на транспорте РФ будет непосредственно зависеть экономическое

благосостояние нашего края и ЮФО[16].

Инвестиционная деятельность в транспортном комплексе ведется на основе

федеральных целевых программ: “Возрождение торгового флота России”,

“Внутренние водные пути России”, “Мировой океан”, “Повышение безопасности

дорожного движения”, “Развитие производства городских автобусов,

троллейбусов и трамваев в Российской Федерации”, “Использование глобальной

спутниковой навигационной системы “ГЛОНАСС” в интересах гражданских

потребителей”.

Модернизация транспортной системы России рассчитана на 2 этапа: I-й этап

– 2002-2005 гг., II-й этап – 2006-2010 гг.

Анализ инвестиционной ситуации в 1999 году показывает, что из общего

объема инвестиций собственные средства организаций транспортного комплекса

составили 5172,7 млн. рублей (56 %), местный бюджет – 2787,3 млн. рублей

(30 %), федеральный бюджет - 264,3 млн. рублей (3 %), кредиты банков и

внебюджетные фонды - 1040,8 млн. рублей (11 %). Кроме того, были привлечены

иностранные инвестиции в сумме 331,24 млн. долларов США.

Наибольший рост развития производственной сферы достигнут на морском и

горэлектротранспорте. В то же время, снижены объемы инвестиций на

автомобильном транспорте и метрополитене.

В 1999 году финансирование государственных инвестиций проводилось на

достаточно высоком уровне. Объем выполненных работ по стройкам,

финансируемым из федерального бюджета, составил 264,3 млн. рублей (77 млн.

рублей - морской транспорт, 187,3 млн. рублей - речной транспорт). Оплата

произведенных работ в сумме 201,6 млн. рублей составила 90% от лимита

государственных инвестиций по данной статье (58,0 млн. рублей - морской

транспорт, 143,6 млн. рублей - речной транспорт).

В тоже время, практически не проводилось погашение кредиторской

задолженности. образовавшейся на начало 1999 года. Из общего объема

кредиторской задолженности в объеме 349,97 млн. рублей погашена

кредиторская задолженность лишь на 10,85 млн. рублей. Сохраняется

непогашенная кредиторская задолженность за предыдущие годы в сумме 339,12

млн. рублей (125,68 млн. рублей - морской транспорт, 200,64 млн. рублей -

речной транспорт). Таким образом задолженность по госинвестициям на

01.01.2000 года достигла 442,52 млн. рублей (морской транспорт-162,68 млн.

руб., речной транспорт- 267,04 млн. руб.).

На 2000 год лимит государственных инвестиций установлен в объеме 406,0

млн. рублей , кроме того за счет дополнительных доходов -122,0 млн. рублей.

(соответственно по морскому транспорту - 138,0 млн. рублей и 58,0 млн.

рублей, по речному транспорту - 268,0 млн. рублей и 64,0 млн. рублей)

Выделенные лимиты будут направлены, в первую очередь, на финансирование мер

по обеспечению безопасного функционирования транспортного комплекса.

Привлеченные иностранные инвестиции были использованы на финансирование

проектов модернизации транспортного комплекса Российской Федерации по

следующим направлениям:

строительство 12-ти морских судов суммарным дедвейтом 480 тыс. т на сумму

320 млн. долларов США за счет займов иностранных банков;

прединвестиционные исследования по гранту "ТАСИС" проекта модернизации

Волго-Донского водного пути и основных речных портов в бассейне реки Волги

(выполнено работ в объеме около 2,5 млн. долларов США);

выполнение проекта МБРР “Городской общественный транспорт” (освоено 11,2

млн. долларов США, поставлено 6 автобусов, выполнен ремонт 229 единиц

подвижного состава, осуществлены поставки технологического оборудования).

В 2000 году намечается продолжить работу:

по подготовке проекта “Модернизация морских портов Санкт-Петербург и

Новороссийск” с привлечением кредита МБРР (150 млн. долларов США);

по привлечению государственных внешних заимствований по финансированию

закупок технологического оборудования для Махачкалинского морского

торгового порта (65 млн. долларов США);

по строительству морских судов (до 14 судов дедвейтом около 300 тыс. т на

сумму до 300 млн. долларов США).

Общий объем иностранных инвестиций составил в 2000 году не менее 500

долларов США.

В 1999 году из Резервного фонда Министерства были профинансированы

первоочередные мероприятия по реализации инвестиционных проектов

федеральных целевых программ и по обеспечению безопасности судоходства,

мореплавания и дорожного движения. На эти цели было направлено 157,131 млн.

рублей (320 % к 1998 году), в том числе по предприятиям морского транспорта

- 107,993 млн. рублей, по предприятиям речного транспорта - 4,0 млн.

рублей, автомобильного и городского электротранспорта - 11,535 млн. рублей,

Российской транспортной инспекции - 33,6 млн. рублей.

Данная деятельность также затронула и Морскую Администрацию порта

Новороссийск, что выразилось в создании и расширении района ГМССБ,

радионавигационных и телекоммуникационных систем связи для безопасного

управления транспортными системами, и т.д.

Совершенствование организации инвестиционной деятельности на транспорте.

В 1999 году вступил в силу Федеральный закон “О конкурсах на размещение

заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для

государственных нужд”. Во исполнение этого закона, а также для

совершенствования организации и проведения конкурсов в транспортном

комплексе Минтрансом России издан приказ “О конкурсах на размещение заказов

на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных

нужд”.

По итогам проведения конкурсов в 1999 г. заключено 7885 контрактов, общая

стоимость которых составила 338,7 млн. рублей.

В целом же, можно сделать вывод, что в условиях ограниченных

инвестиционных возможностей в современной России наиболее актуальным

перспективным направлением совершенствования организации инвестиционной

деятельности в отраслях народного хозяйства (конкретно – на транспорте)

является развитие методологии и практики проектного анализа,

совершенствование системы разработки, оценки и отбора инвестиционных

проектов, а также управления их реализацией. Перечисленные действия в итоге

должны вывести транспортную отрасль России на принципиально новый уровень

развития, ведь без этого невозможна нормальная интеграция нашей страны в

мировую экономическую систему.

2.4. Региональный инвестиционный климат в РФ

Рассмотрев проблемы инвестиций в России в целом, считаем необходимым

также дать анализ инвестиционной ситуации в регионах нашей страны.

В настоящее время каждый субъект Российской Федерации является частью

общей экономической среды, его экономика, банковская система в значительной

степени зависят от общего состояния дел в стране в целом, поэтому идея

корректировки курса рыночных реформ состоит в ориентации их на

отечественное производство, создание стимулов экономического роста и

наращивание экономического потенциала регионов Федерации. Для

сбалансированного развития их требуются специальные отраслевые и

региональные программы мобилизации бюджетных и инвестиционных ресурсов,

направленные на обеспечение потребностей регионов, преодоление убыточности

и повышение конкурентоспособности продукции отечественных предприятий.

Одной из основных задач региональной экономической политики должно быть

улучшение инвестиционных условий, как для отечественного, так и

иностранного предпринимательства. При этом нужно ориентироваться на

активизацию собственного потенциала, что позволит укрепить независимость

регионов и тем самым федеративную структуру государства. В каждом регионе

проводятся мероприятия, направленные на усиление экономического роста за

счет увеличения объема и эффективности инвестиций.

Важным по своей экономической значимости является предоставление

региональных накоплений инвесторам для осуществления проектов развития и

предотвращения оттока средств. С этой задачей вполне могут справиться

региональные отделения государственных банков и банков развития, однако, по-

прежнему в России роль региональных банков сильно недооценивается

Для обеспечения режима наибольшего благоприятствования региональным

банкам необходимо взаимодействие с местной властью. Кризис в августе 1998

г. продемонстрировал жизнестойкость региональных банков, так как они

практически не осуществляли финансовых спекуляций, работая в значительной

мере в сфере региональной экономики. С целью укрепления этой тенденции был

принят Федеральный закон "О реструктуризации кредитных организаций". Однако

многие его положения противоречат Конституции РФ, и его применение

сопряжено с массовыми нарушениями законных прав кредитных организаций, их

кредиторов (вкладчиков), участников (учредителей).

Возможно создание региональной платежной системы, через которую

осуществлялись бы все платежи в регионе. Эти средства могли бы быть

использованы для инвестирования. Но изменить структуру денежных потоков

региона, сложившуюся после кризиса, в настоящий момент достаточно сложно, и

это сопряжено с потерями для экономики. Также из-за отсутствия

законодательно – закрепленных гарантий возвратности выдаваемых кредитов

банки не в состоянии кредитовать реальный сектор экономики.

С целью преодоления негативных тенденций в инвестиционной сфере

необходимо срочно реализовать систему финансовых и организационных мер по

расширению кредитования региональными банками реального сектора экономики.

Для этого требуется:

. принять закон, регламентирующий возможности участия исполнительных

органов субъектов РФ и местного самоуправления в принятии решений об

открытии в регионе филиалов банков и новых кредитных организаций;

. разработать свод законов, регламентирующих банковскую деятельность

(ограничивающих риск, связанный с предоставлением банками кредитов;

регулирующих совокупность услуг банков; обязывающих предоставлять более

подробную информацию потребителям банковских услуг; регулирующих

банковские слияния);

. усилить защиту интересов кредитных организаций, осуществляющих

инвестирование реального сектора экономики путем приобретения пакета

акций крупных государственных предприятий и организаций;

. пересмотреть законодательство, действующее по ценным бумагам, в

сторону активизации участия банковского капитала и нормативные

документы, ограничивающие возможность выкупа коммерческими банками

собственных акций в пределах 10 %.

. усилить банковский надзор(многосторонний);

. снизить ставку налога на прибыль кредитных организаций до уровня ставки

данного налога для предприятий;

. установить льготы в налогообложении доходов банков, получаемых от

кредитования предприятий, прежде всего долгосрочного и краткосрочного

характера;

. подключать на конкурсной основе к крупным государственным

инвестиционным проектам региональные банки (как можно большее их

количество);

. изменить минимально допустимые значения нормативов текущей ликвидности

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.