бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экология

одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.

Конкретным механизмом реализации государственной экологической политики

и идей устойчивого развития стали планы действий Правительства Российской

Федерации в области охраны окружающей среды Это постановления Правительства

Российской Федерации от 18 мая 1994 г. № 496, где говорилось о Плане

действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей

среды на 1994-1995 годы, и от 19 февраля 1996 г., где речь идет о Плане

действий на 1996-1997 годы.

За период с 1992 г. природоохранными органами проведена определенная

работа в области:

законодательного обеспечения - разработано, принято и введено в действие

более 30 федеральных законов; более 10 законопроектов находится в стадии

доработки в Правительстве Российской Федерации, Государственной Думе,

Совете Федерации;

организационного и нормативно-правового обеспечения - принято свыше 40

правительственных постановлений и распоряжений;

развития системы особо охраняемых природных территорий - создано 19

государственных природных заповедников, 10 национальных парков, расширены

территории 8 действующих заповедников; принята и реализуется федеральная

целевая программа государственной поддержки заповедников и национальных

парков;

программно-целевого обеспечения по решению федеральных проблем - принято

более 15 федеральных целевых программ и более 20 программ по решению

региональных экологических проблем.

В настоящее время разработан Национальный план действий по охране

окружающей среды Российской Федерации на 1999-2001 гг., включающий 76

мероприятий экологической направленности, в том числе 8 законопроектов, 39

федеральных целевых программ и 27 нормативных актов.

Цели плана - оздоровление экологической обстановки в Российской

Федерации, снижение ее неблагоприятного влияния на здоровье населения,

сохранение жизнеобеспечивающих функций биосферы, эффективное участие России

в международной природоохранной деятельности.

Достижение этих целей потребует решения следующих задач:

. совершенствования системы управления природопользованием и охраной

окружающей среды, включая обоснованное разграничение полномочий в

области государственного управления природопользованием и охраной

окружающей среды между федеральными органами исполнительной власти,

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и

органами местного самоуправления;

. совершенствования экономического и финансового механизма

воспроизводства природных ресурсов и охраны окружающей среды,

развития рынка работ и услуг в области природопользования и охраны

окружающей среды;

. внесение соответствующих дополнений в Уголовный, Гражданский и

Административный кодексы;

. развития методов экономической оценки негативных экологических

воздействий природных ресурсов, усовершенствования систем

лимитирования выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещения

отходов;

. повышения эффективности государственной экологической экспертизы,

введения в практику процедур оценки воздействия на окружающую

среду, развития систем государственного экологического контроля и

мониторинга состояния окружающей среды, создания единой

государственной системы экологического мониторинга;

. формирования эффективной системы непрерывного экологического

образования, экологической культуры и экологического мировоззрения;

. перехода на систему международных стандартов технологических

процессов и производимой продукции;

. выделения и реабилитации территорий с опасным изменением качества

окружающей природной среды, возмещения ущерба здоровью и имуществу

граждан, нанесенного в результате негативных экологических

воздействий;

. усиления деятельности по сохранению биоразнообразия, экосистем и

ландшафтов, развития сети особо охраняемых природных территорий и

территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами,

расширения зон ограниченного природопользования;

. проведения научных исследований, развития новых методов и

технологий в области охраны, воспроизводства и оаиионального

использования природных ресурсов, а также стимулирования внедрения

ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличения доли

использования вторичных ресурсов, повышения степени утилизации

отходов;

. широкого распространения достоверной и своевременной информации о

состоянии природной среды и по экологической проблематике в целом,

в том числе посредством государственной поддержки издания

экологической литературы, средств массовой информации;

. поддержки общественных экологических движений и привлечения

неправительственных организаций к решению экологических проблем, к

осуществлению экологического контроля и мониторинга и др.

Проведение этих мероприятий позволит приблизиться к выполнению первого

этапа Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию и

значительно улучшить экологическую ситуацию в стране в ближайшей

перспективе.

На заседании Правительства Российской Федерации 12 ноября 1998 г.

Национальный план действий рассмотрен и рекомендован органам исполнительной

власти к использованию в практической деятельности по охране окружающей

среды.

Посмотрим, какие же задачи Национального плана в плане экологического

законодательства выполнены за последние несколько месяцев.

В настоящее время в Комитете по экологии рассматривается более 15

законопроектов природоохранной направленности и еще несколько

природоохранных законопроектов разрабатывается в Правительстве, что говорит

об актуальности экологических аспектов законотворческой деятельности.

В 1997-1998 гг. разработаны в Комитете, подписаны Президентом РФ и

вступили в действие федеральные законы: «О безопасном обращении с

пестицидами и агрохимикатами», «Об отходах производства и потребления», «О

гидрометеорологической службе» и др.

Приняты Государственной Думой, но отклонены Советом Федерации РФ и

находятся в стадии согласования законопроекты: до 1998 г.: «О

государственной политике в области экологического образования», в 1998 г.:

«Об охране озера Байкал».

Приняты Государственной Думой и Советом Федерации РФ, но отклонены

Президентом РФ и находятся в стадии согласования законопректы «Об

экологической безопасности» и «Об обращении с радиоактивными отходами».

К числу первоочередных задач относится подготовка новых редакций двух

основополагающих законопроектов: «Об охране окружающей природной среды» и

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (для приведения

существующих законов в соответствие с новой Конституцией).

Ведется разработка законопроектов, которые укрепят фундамент

экологического права: «Об охране атмосферного воздуха», принятый

Государственной Думой РФ и Советом Федерации, но отклоненный Президентом с

замечаниями «О защите животных от жестокого обращения», принятый

Государственной Думой РФ в первом чтении «О питьевой воде» и «О почвах»,

подготовленные к первому чтению.

Начата также подготовка следующих законопроектов: «О статусе зон

экологического неблагополучия и регулирования хозяйственной и иной

деятельности на их территориях», «О возмещении ядерного ущерба и ядерном

страховании», «О гражданско-правовой ответственности за причинение ядерного

вреда и ее финансовом обеспечении», «О государственном регулировании

обеспечения экологической безопасности энергетики» и «Об

энергоинформационном благополучии населения».

Разработка этих законов позволит создать систему правового

регулирования экологической безопасности страны и ее граждан, которая даст

возможность держать экологическую ситуацию под эффективным контролем

общества и государства[13].

Безусловно, выполнение целей Национального плана еще не

показательперехода России на путь УР, для этого предстоить решить множество

сопутствующих проблем, среди которых проблемы, всязанные с системой

управления качества окружающей среды и проблемами российской нормативно-

правовой системы.

В первом случае необходимо принимать во внимание днятельность не

только Госкомэкологии России, но и других ведомств природно-ресурсного

блока, поскольку многие экологические проблемы возникают на стадии добычи,

эксплуатации и переработки природных ресурсов. Здесь встает целый ряд

проблем - от проблемы информационного обеспечения принятия решений до

проблемы нечетко выраженной внешней экологической политики государства. В

целом система требует существенной модернизации, реструктуризации для того,

чтобы обеспечивать устойчивое, т. е. экономически эффективное и

экологически безопасное природопользование.

Нормативная правовая база регулирования охраны окружающей среды и

природопользования характеризуется следующими основными недостатками:

- несогласованность нормативной правовой базы на федеральном и региональном

уровнях;

- недостаточно четкое и обоснованное разграничение полномочий Федерации и

ее субъектов в сфере природопользования и охраны окружающей среды;

- несовершенство системы платежей за загрязнение окружающей среды (включая

механизм их индексации), других экономических и финансовых инструментов

природопользования;

- недостаточно четкое разграничение функций и отсутствие должной

координации между органами, осуществляющими контроль в сфере

природопользования и охраны окружающей среды;

- отсутствие условий для комплексного подхода к природопользованию;

- недостаточная регламентация целевого использования средств,

предназначенных для воспроизводства природных ресурсов;

- несовершенство системы информационного обеспечения государственного

регулирования природопользования;

- отсутствие должного законодательного закрепления форм участия

общественных организаций и граждан в контроле за использованием,

воспроизводством и охраной природных ресурсов.

Заключение

Есть ли у России будущее и какое оно? Вопросы задаются каждым из нас

особенно в преддверии третьего тысячелетия.

Одним из наиболее вероятных выходов из тяжелейшего эколого-

экономического кризиса может быть переход на модель устойчивого развития

всех сторон социально-экономической, социально-демографической и социально-

политической жизни общества. Устойчивое развитие предполагает такое

развитие, при котором в каждый данный период времени обеспечиваются

потребности и интересы как ныне живущих, так и будущих поколений людей.

Этот аспект представляется главным, поскольку другие стороны устойчивого

развития фактически ориентированы на достижение неопределенно долгого

развития человечества.

В социально-демографическом плане требования к модели устойчивого

развития предопределяют необходимость комплекса мер, направленных на борьбу

с нищетой, изменение структуры потребления, регулирование роста населения,

сохранение здоровья человека, формирование системы социально-экологической

защищенности женщин и детей.

На пороге третьего тысячелетия главным условием жизнеспособности страны

выступает на первый план человеческий фактор. Совершенствование человека

как личности, его интеллект, гуманизм, нравственность выступают как

важнейшие компоненты в системе экологического образования и воспитания.

Формирование экологического массового сознания происходит по разным каналам

школьного и внешкольного образования и воспитания, средств массовой

информации, различных форм народного просветительства (лектории, клубы,

музеи, заповедные места, туризм). Немаловажное значение имеет проведение

массовых общественных акций: конференций, симпозиумов, праздников леса,

различного рода гидротехнических, жилищных, транспортных благоустройств и

т.д.

Однако на пути экологического воспитания и образования самым трудным, как

показывает опыт, является, пожалуй, экологическое перевоспитание взрослых,

особенно тех из них, которые не привыкли соблюдать элементарные правила

"игры с природой".

Эффективное решение экологических проблем становится возможным на базе

системного подхода, весьма заметно расширяющегося и практически

используещего огромный опыт как в мировом сообществе, так и в отдельных

странах.

Положение России на рубеже веков сложное - родившееся новое

демократическое государство ищет свое место в мире, раздираемом

противоречиями. Новая Россия не может существовать вне развития мировой

истории. Каково бы не было ее положение на мировой арене,. какими бы не

были сильными центробежными силы внутри страны, мы не можем согласиться с

автором прекрасной книги "Прощай, Россия!" Мы не можем сказать прощай своей

Родине.

Поиски выхода из системного кризиса в стране, выработка объединяющей

идеи, переход страны в будущем на новую модель развития-не утопия

Большинство исследователей проблемы УР в России придерживается мысли о

необходимости включения России в мировоые рыночные отношения, не забывая о

собственном внутреннем рынке[14]. Нельзя питать иллюзии об особом

менталитете русских и об их самодостаточности., но в то же время нельзя не

опираться на народную мудрость, на чисто российскую способность к

выживанию в нечеловечеких условиях, выработанную за всю историю народа.

Может быть, идеи устойчивого развития в нашей стране кажутся

декларативными, но они не волшебная палочка, а, пожалуй, единственный,

безальтернативный и эффективный инструмент действия в наши дни.

Россия в будущем может быть центром стабилизации окружающей среды.Мне

не хочется быть Кассандрой, но у России имеется только два пути: через

стабилизацию к возрождению или к глобальной катастрофе и коллапсу.

Библиография

1. Алимов А.А. Социальная экология: наука, образование, культура //

Экол. императив устойчив. развития России.- СПб, 1996.- С. 91-100

2. Ананичева М. Стратегия развития России в третьем тысячелетии.,

Евразия.-1997.-№5.-С. 61-64

3. Бакунина Т.С. Обсуждение проблем национальной экологической политики

РФ // Гос-во и право.-1994.-№1.-С. 65-86

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989

5. II Всероссийский съезд по охране природы, 3-5 июня 1999 // Экология

и жизнь.-1999.- №2.- С 2-4,20

6. Глазачев С.Н. Рождение проекта "ЭКОС: Россия-Европа" // Вести, экол.

образ, в России.- 1997.- № 4.- С. 6

7. Гопубецкая Н.П. Роль Межпарламентской Ассамблеи СНГ в

формировании приоритетов решения проблемы экологической безопасности стран

с переходной экономикой // Докл. 2 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.

участием "Нов. в экол. и беэопас. жизнедеятельности", Санкт-Петербург, 20-

22 мая, 1997. Т. 1.- СПб.:1997.- С.138-142

8. Горский Ю.М,, Кузнецова И.А, Модель развития и гибели цивилизаций //

Проблемы оптимизации экономики, Межд. конф., Омск.- 1-5 июля 1997.-С.51

9. Данилов-Данильян В.И. К вопросу о коэволюции природы и общества //

Экол. и жизнь -1998.- №2.- С. 18-23

10. Кузнецов О.Л., Ванюшин В.А. Устойчивое развитие как управляемый

процесс (информационный аспект) // Междунар. конгр. по урбаниз. окруж.

среды ЕВРО'98 "Человек в больш. городе 21 в.". Кругл. стол "Инф. поддержка

устойчив. развития". Москва, 1998: Докл. и тез. выступ.- М.:1998.- С. 13-14

11. Лосев К.С. Куда мы идем. // ЭКОС-ИНФОРМ.- 1998.-№4-5.-С.19-23

12. Лосев К.С. Степень нарушенности экосистем в России, странах Европы

и в мире // Докл. междунар. семин. "Роль девств. назем. биоты в соврем.

условиях глоб. изменений окруж. среды: биорегуляция окруж. среды".

Петрозаводск.,12-16 окт.. 1998.- Гатчина.-1998.- С. 348-.349

13. Международный конгресс по урбанизации окружающей среды ЕВРО'98

"Человек в большом городе XXI века". Круглый стол "Информационная поддержка

устойчивого развития", Москва, 1998: Докл. и тез. выступлений / Ред.

Колчинский М. Л.- М.: Ин-т пром. развития. 1998.- 172 с.

14. Международный проект "Чужой, сосед, друг" в аспекте приоритетных

направлений образования XXI века - "Экология и сотрудничество" // Междунар.

конгр. по пробл. окруж. среды и урбаниз. ЕВРО-98

15. Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? Попытка системного анализа

проблемы выбора // Энергия: Экон. техн. экол.- 1997. № 6. - С. 38-45

16. Моисеев Н.Н. Есть ли у России будущее? Попытка системного анализа

проблемы выбора // Энергия: Экон. техн. экол.- 1997.- № 8.- С. 27-31

17. Можин В. и др. Об экологической политике России: в поисках новой

концепции // Свободная мысль.-1993.-№4.- С.88-96

18. Новожилова Е.О. У истоков исторической экологии // Экол. человека.-

1996.-№ 3.- С. 78-79

19. Перелет Р.А. Экологическая информация для общественности и

устойчивое развитие. Междунар. конгр. по урбаниз. окруж. среды EBPO'98

"Человек в больш. городе 21 в." Кругл. стол "Инф. поддержка устойчив.

развития". Москва.-1994: Докл. и тез. выступ. - М.,-1998- С. 24 -28

20. Писарев В.Д. Конвенция ООН об изменении климата: глобальные цели и

национальные интересы США и России // США: ЭПИ.- 1998, -№ 11

21. Поздняков А.В. Индустриальное общество и устойчивое развитие //

Науч.-практ. конф. "Сиб. стандарт жизни: экол., образ., здоровье",

Новосибирск, 10-12 дек., 1997.- Новосибирск, 1997.- С. 204-207

22. Ростовский И.Н. Устойчивость экосистем: введение в проблему и

методы исследования // РАН. СО. Ин-т экол. и природ. комплексов.- 1997. -

№ 3.- С. 1-53

23. Савка А.В., Кучуков Р.А. Проблемы глобального эволюционизма и

глобальной экологии // Регион. науч.-практ. конф. "Биосфера и человек",

Майкоп, [1997]: Матер.- Майкоп, 1997.- С. 179-182

24. Соловьев В.С. Собрание сочинений. Т.6.- СПб, 1903

25. Станпс Е.В., Машковцев Б.И. Эколого-социальные конфликты - причины

и следствия // Вести Рос. ун-та дружбы народов. Осн. Экол. и безопасн.

жизнедеятельности.- 1997. - № 2.- С 133-166

26. Структура и динамика публикаций по вопросам охраны окружающей среды

в странах СНГ в 1986-1997 гг. / Голубев Г.Н., Дронин Н.М., Сафонова А.А.,

Филиппов Д.Н. // Обз. инф. по пробл. окруж. среды и природ. ресурсов //

ВИНИТИ.- 1998.- № 12.- С. 2-13

27. Тарасова Н.П. Устойчивое развитие: есть ли альтернатива? // Докл.

междунар. семин. "Роль девств. назем. биоты в соврем. условиях глоб.

изменений окруж. среды: Биот. регуляция окруж. среды". Петрозаводск, 12-16

окт.- 1998.- Гатчина.- 1998.- С. 424-434

28. Эколого-социальные конфликты - причины и следствия / Трубецкой

К.Н., Галченко Ю.П., Бурцев Л.И. // Вести РАН- 1998. - 68, - С. 995-998

29. Ягодин Г. А. Реформа высшего образования как составная часть

экологической революции // Матер. конф. "Междунар. образ. структуры: опыт,

пробл., перспективы". Ульяновск. 20-21 марта. 1998.- Ульяновск. 1998.- С.

89-92,158-160

30. Яницкий О.Н. Модели и механизмы реализации российской экополитика

// Социс.-1995.-№4.-С.34-45

31. Blowers Andrew. Environmental policy: Ecological modernisation or

the risk society // Lirb. Stud.-1997.-34,#- 5-6

32. Atkinson Giles, Hamilton Kirk. Accounting for progress: Indicators

for sustainable development // Environment (USA).- 1996.- 38, #7.- С. 16-17

33. Dobilas Geoffrey, Macpherson Alan. Environmental regulation and

international sourcing policies of multinational firms // Growth and

Change.- 1997.- 28, № 1.- С. 7-23

34. Imberger Jorg, Hayward Keith. Throwing down the green gauntlet //

Water Qual. Int.- 1996.- nov.- dec.- C.9-10

35. Smeloff Edward A. Global warming: the Kyoto protocol and beyond //

Environ. Policy and Law.- 1998.-28., P. 2

36. Pirages David. Building sustainable Development: a Blueprint for

the Post-Industrial World,-1996

Одним из инструментов исследования тенденций национальной и

региональной политики в области охраны окружающей среды является анализ

структуры и динамики публикаций. Такой анализ был сделан географическим

факультетом МГУ в рамках международного проекта ЮНЕП "Глобальная экол.

перспектива". Анализ публикаций проводился по данным реферативного журнала

"Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов" за период 1986-1997

гг. Проект направлен на выпуск раз в два года официального доклада ЮНЕП по

сравнительной оценке состояния окружающей среды во всех регионах мира. В

дополнение к основному докладу ЮНЕП выпускаются технические доклады по

отдельным региональным и тематическим вопросам в рамках проекта. Цель

проекта - налаживание эффективных связей между экологами и политиками. Для

достижения этой цели доклады должны показать обусловленность проблем

окружающей среды принимаемыми политическими решениями[15].

-----------------------

[1] Горский Ю.М., Кузнецова И.А. Модель развития и гибели цивилизации.//

Проблемы оптимизации и экономики. Междунар.конф.Омск,1-5 июля 1997.-С.51

[2] Ананичева М.Стратегия развития России в третьем тысячелетии,

Евразия.-1997 .- №.5.- С.61-64

[3] Савка А.В. , Кучукоа Р.А. Проблемы глобального

эволюционизма и глобальной экологии // Регион. науч.-практ.

конф. "Биосфера и человек", Майкоп, [1997]: - Майкоп, 1997.—

С. 179-182

[4] Соловьев В.С. Собрание сочинений. Т.6. - СПб, 1903

[5] Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - М., 1989.

[6] Новожилова Е.О. У истоков исторической экологии // Экол. человека. -

1996. - № 3 - С. 78-79

[7] Алимов А.А. Социальная экология: наука, образование, культура //

Экол. императив устойчив, развития России.— СПб, 1996.— С. 91-100

[8] Данилов-Данильян В.И. К вопросу о коэволюции природы и общества //

Экол. и жизнь.- 1998.- 1- 2.- С. 18-23, 2.

[9] Бакунина Т.С. Обсуждение проблем национальной экологической политики

РФ // Гос-во и право.- 1994.- №1.-С. 65-86

[10] Можин В. и др. Об экологической политики России : в поисках новой

концепции // Свободная мысль.-1993.- №4.- С. 88-96

[11] Писарев В.Д. Конвенция ООН об изменении климата: глобальные цели и

национальные интересы США и России // США: ЭПИ. - 1998,- № 11

[12] Голубецкая Н.П. Роль Межпарламентской Ассамблеи СНГ в

формировании приоритетов решения проблемы экологической безопасности стран

с переходной экономикой.// Докл. 2 Всерос. науч.-практ. конф. с междунар.

участием "Нов. в экол. и беэопас. жизнедеят-сти", Санкт-Петербург, 20-22

мая, 1997. Т. 1.- СПб. 1997.- С. 138-142

[13] II Всероссийский съезд по охране природы, 3 -5 июня 1999 // Экология

и жизнь. - 1999.- № 2.- С. 2-4, 20

[14] Поздняков А.В. Индустриальное общество и устойчивое развитие //

Науч.-практ. конф. "Сиб. стандарт жизни: экол., образ., здоровье",

Новосибирск, 10-12 дек., 1997.- Новосибирск, 1997.- С. 204-207

[15] Голубев Г.Н. и др. Структура и динамика публикаций по вопросам

охраны окружающей среды в странах СНГ в 1986-1997 гг // Обз. инф. Пробл.

окруж. среды и природ. ресурсов / ВИНИТИ.- 1998.- № 12.- С. 2-13

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.