бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экология

Экология

Экология

Содержание

Предисловие

1. Причины обращения к теме………………………………………………………стр.1

2. Цель работы………………………………………………………………………стр.1

3. Метод исследования………………………………………………………………стр.1

4. Использованные источники………………………………………………………стр.1-2

5. Устойчивое развитие - что это?…………………………………………………стр.2

Главная часть

1. Ноосферная модель развития……………………………………………………стр.2-3

2. Исторический аспект экологических проблем…………………………………стр.3-4

3. Экскурс в государственную экологическую политику России………………стр.4-8

4. Основные экологические проблемы в России и способы их решения на примере

проблемы глобального потепления………………………………………………стр.8-10

5. Государственная экологическая политика России наших дней

а) международное сотрудничество…………………………………………….стр. 11-12

б) "новая эколллогическая политика" и работа природоохранительных

органов в 1992-98 гг………………………………………………………………………………….стр. 12-13

в)национальный план действий по охране окружающей среды на 1999-2001

г………………………………………………………………………………………стр. 13-15

г) некоторые проблемы, сопутствующие выполнению Национального

плана…………………………………………………………………………………стр.15-16

Заключение.

Есть ли у России будущее…………………………………………………………стр.

Список источников и литературы…………………………………………………стр.

Экология не может существовать среди тайн, еще

не

было на свете науки, не было общественной

деятельности более

открытой, чем экология. Но государство-то наше

- тайна.

С.П.Залыгин, писатель, академик,

руководитель ассоциации "Экология и мир"

Только Россия еще способна сегодня потрясти

богатством своего природного наследия. Сберечь эту удивительную природу -

вот шанс выжить будущим поколениям

принц Филлип, почетный президент

Всемирного фонда дикой природы (WWF).

Выбор темы обусловлен осознанием острых экологических проблем,

существующих сегодня в России и в мире. К концу ХХ века хрупкое равновесие

между человеком и окружающим его миром нарушено и государства наконец

начинают предпринимать активные действия для его восстановления. Решение

экологических задач в России представляется особенно значимым в силу

различных причин, главные из которых - огромные территория и население,

большой ресурсный и экономический потенциал, а также то, что Россия пока не

встала на выбранный демократический путь развития и переживаемый ей кризис

может пагубно сказаться на экологической ситуации.

На первом курсе мною была написана курсовая работа "Модель

устойчивого развития и экологические проблемы в американских

исследованиях", где я рассмотрела основные задачи установления

устойчивого общества США и ознакомилась с большим количеством работ по

вопросу. В следующем году моя курсовая работа стала логическим продолжением

выбранной темы и касалась экологической политики США. Предлагаемая Вам

работа - попытка понять особенности экологической политики России в свете

концепции устойчивого развития в нашей стране. Хронологические рамки охвата

материала - девяностые годы, когда страна влилась в общемировое русло

решения глобальных проблем, одной из которых и является устойчивое развитие

общества.

Тема интересна еще и тем, что в настоящее время ей уделяется

незаслуженно мало внимания, ведь концепция устойчивого развития (УР)

принята почти всеми государствами, включая Россию, как основополагающая для

развития всего мирового сообщества XXI века и поэтому имеет огромное

значение и сегодня.

В данной работе хотелось бы ответить на два вопроса: возможен ли

переход РФ к устойчивому развитию и если да, то что для этого сделано.

Метод, использованный в работе - и ретроспективный анализ, т.к.

рассматриваются некоторые моменты истории экологической политики России, и

сравнительный анализ, т.к. для большей объективности российскую политику

необходимо сравнивать с политикой других стран, и анализ документов, т.к.

именно они являются базой для перехода России к устойчивому развитию.

В работе использовано несколько видов источников: это доументы -

указы Президента, постановления Правительства РФ, монографии и статьи

ведущих специалистов в данной области (главным образом российских), тезисы

докладов международных и региональных конференций.

Теперь рассмотрим что-же представляет собой модель устойчивого

развития.

Веками пророки, ученые, философы, историки, политики и экономисты

искали некую концепцию, которая бы определила место человека в мире и в

природе. Сегодня наиболее универсальной является идея устойчивого развития,

впервые высказанная в 60-е гг. американскими социологами Е.Мишаном и

К.Болдингом, разработавшими концепцию нулевого экономического роста и

видевшими в общественном развитиии непрерывный и целенаправленный процесс,

им же принадлежит мысль о роли экологии в эволюции. Сам термин "sustainable

development" появился в биоэкологии и означал "самоподдерживаемость". С

конца 1960-х термин стал использоваться в связи с рассмотрением возможных

противоречий между глобальным экономическим ростом и нехваткой природных

ресурсов. В 70-е большинство западных стран выстраивают свою экологическую

политику в соответствии с положениями устойчивого развития. В 80-е

концепция выстраивается в решениях и резолюциях Генеральной Ассамблее ООН.

Окончательное формирование модели нашло отражение в докладе "Наше общее

будущее", подготовленном для ООН в 1987 г. Международной комиссией Гру

Харлем Брудтланд по окружающей среде и развитию, положившей начало

практическим шагам в создании и осуществлении мировой экологической

сиратегии и впервые заявившей о проблеме экологической безопасности. В июне

1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась на которой 178 стран (сейчас более180)

приняли Модель Устойчивого развития как основу для национальной и

международной политики (и не только в экологических вопросах).

В основу УР положена идея согласованного управления тремя

взаимосвязанными сферами - экономикой, экологией и социальными процессами.

Без динамичного сбалансирования этих сфер не может быть в принципе ни

устойчивого экономического роста, ни рационального использования природно-

ресурсного потенциала в интересах существующего и будущих поколений, ни

социальной стабильности. Под флагом гомеостатики (отрасли экологии,

моделирующей катастрофы и пути выживания человечества) наука достигла

поразительных результатов, но лавинообразный технократический прогресс

влечет за собой такую же лавинообразную природную катастрофу, а это

приводит к снижению имунного интеллекта популяции людей, сокращению

численности и, в конечном счете, к замедлению и остановке прогресса.[1]

Требуется кардинальные перемены - отход от технократического пути развития

общества, его гуманизация что дает предпосылки для выработки новой

стратегии развития России[2].

Главная цель концепции устойчивого развития состоит в том, чтобы

сохранить природу и ее богатство не только для сегодняшних поколений, но и

для наших потомков. Переход к устойчивому развитию - объективное требование

времени. Оно вызвано тем, что кризисное состояние общества, сопровождаемое

спадом производства, снижением уровня потребления населения, возникновением

очагов и зон бедствия, побуждает к поискам принципиально новых решений для

формирования основ социально-экономического развития на принципах идей

устойчивости.

Сейчас нам нужна всеобъединяющая идея, которая могла бы сплотить все

слои общества, политические партии и общественные организации России во имя

ее возрождения. Такой идеей может быть переход человечества на ноосферный

путь развития. Ноосферное развитие - это разумное соразвитие человека,

общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей

населения осуществляется без ущерба интересов будущих поколений.

Неизбежность вхождения планеты в ноосферу предсказал великий русский ученый

В.И. Вернадский. Он доказал, что человеческая деятельность становится ныне

основным преобразующим фактором оболочки Земли. Отсюда вытекает

необходимость совместного изучения общества и биосферы. Не

противопоставление, а коэволюция, и неподчинение одного другому, а

гармоничный процесс совместного развития - таков актуальный принцип

концепции ноосферы и глобальной экологии[3]. Концепция ноосферной школы

исходит из принципиального утверждения единства человека- природы -

общества, глобального подхода к локальным проблемам экологии, объединения

усилий в поиске общих рамок жизни на земле, формирования определенного типа

человека с ноосферным сознанием.

С учетом ноосферной концепции принято необходимым и возможным

осуществить переход на модель устойчивого развития. Если триада ноосферной

концепции человек-природа-общество, то триада УР экономика-общество-

экология.

Существует обширная историография вопроса. Остановимся на самом

удачном высказывании знаменитого русского историка. По мнению

В.С.Соловьева, в истории существуют три этапа подхода к проблеме человека и

природы. Первый этап, который мы прошли, насильственное изъятие у природы

всего насущно необходимого. Второй этап, к которому мы переходим, -

разумное изъятие, изъятие «с оглядкой», но также насильственное; и третий

этап, может быть, отдаленного будущего - полное прекращение насилия над

природой. Признавая, что мир составляет органическое единство, нельзя

утверждать, что это единство настолько совершенно, что его нельзя улучшать.

И в этом отношении на помощь человеку должна прийти не только любовь к

земле как таковой, но и наука. Конечная цель человеческой деятельности -

приобретение мира. Приобретение это следует понимать не в смысле изменения

его лица, внешней переделки мира, а в смысле выявления в мире всего

заложенного в нем разумного начала и освобождения этого разумного начала от

мешающего ему зла, противоречащего разумному началу, его самовыявлению[4].

В обобщенном виде концепция перехода Российской Федерации на модель

устойчивого развития должна исходить из последовательной реализации идей:

экологизации хозяйственной деятельности и решения наиболее острых

социальных проблем; сохранения биосферы и формирования ноосферы;

возрастания роли духовных ценностей. Переход к модели устойчивого развития

- процесс длительный, перманентный и может быть осуществлен всеми странами

мира в несколько этапов уже в первой четверти XXI века.[5]

Историческая экология рассматривает человеческую историю через

экологическую призму. При таком подходе взаимоотношения человека с

окружающей средой предстают как последовательная смена ведущих

экотехнологии: охота-собирательство, земледелие-пастушество, промышленное

производство, коммерция. Любая экотехнология несет на себе отпечаток

специфических позиций человека по отношению к природному миру[6].

Наиболее полно исторический аспект экологических проблем

рассматривает концептуальная и социальная экология. Социальная экология

основывается на том, что на данном этапе развития человеческой мысли это

есть междисциплинарное, межнаучное направление, предметом изучения которого

является процесс взаимоотношений между природой и обществом, а главной

задачей - выработка оптимально допустимых форм его развития и

совершенствования. Без понимания исторических закономерностей развития и

природы и и человечества не возможно построение каких-либо концепций.

Вопрос об "источниках и составных частях" социальной экологии весьма важен,

т.к. от его правильного решения в значительной мере будет зависеть выбор

наиболее оправданной ориентации как научных исследований в области охраны

окружающей среды, так и разработки программно-целевых предложений для

выбора соответствующего направления социально-экономического и

политического развития мира. Именно социальная экология может стать

принципиальной основой для более подробной разработки концепции устойчивого

развития при соблюдении ряда условий, в первую очередь при

интернационализации современной науки[7].

Вся деятельность человека после того, как он овладел огнем, перешел от

собирательства и охоты к земледелию и скотоводству, для биосферы -

возмушение. Вплоть до середины XIX в. производимые человеком "возмущения

биосферы" соответствовали их допустимым пределам. Но около столетия тому

назад человечество, невиданными темпами расширяющее свое хозяйство и

увеличивающее свою численность, перешло порог допустимого воздействия на

биосферу. Эти явления и процессы непрерывно нарастают. Биосфера перешла в

перманентно возмущенное состояние: наступила эпоха глобального

экологического кризиса[8].

Теперь совершим экскурс в историю экологической политики России и

посмотрим как же тогда обстояло дело с охраной окружающей среды. Необходимо

отметить, что теоретики УР видят в России большие возможности развития

устойчивого общества еще и потому, что в нашей стране люди привыкли жить

бок о бок с природой и умеют заботиться о ней.

Говоря о истории России и экологических проблемах, нельзя не вспомнить

работы Л.Н Гумилева. Его теория о возникновении и гибели этносов связана с

природой и географией. Россия немыслима без ее огромной территории с лесами

и холодами. Не случайно иностранцы отмечают любовь русских людей к земле и

природе вообще, а Россия им представляется в образе лесного медведя.

Охрана природы издавна проводилась в другой плоскости, при иных

социально-экономических обстоятельствах, чем в Европе. Она была больше

всего связана с ростом населения в городах и ремесленных поселениях, острой

необходимостью увеличения производства продуктов питания и строительства

жилища. При этом охрана леса становилась главной природоохранительной

задачей. Леса как источник древесины, топлива, дичи и богатого разнообразия

других продуктов использовались в те времена как нескончаемые ресурсы, т.е.

варварски. Проблемой также являлся вопрос об ответственности за

экологические правонарушения; если в Европе многие территории стали

частными владениями и т.о. охранялись собственниками уже давно, то на Руси,

а позже и в России, существовали огромные пространства, где просто

невозможно было уследить за исполнением экологических требований и

территории загрязнялись и опустошались безнаказанно.

На протяжении веков в российском законодательстве, касающимся охраны

окружающей среды не существовало целенаправленной и единой программы.

Нормативные акты не носили превентивный характер, а являлись лишь

наказаниями за те, или иные правонарушения. Ярким примером такой политики

был и Петр Первый, известный своей природоохранительной деятельностью. Так,

под стрхом смертной казни запрещалось рубить дуб, за рубку клена, ильма и

больших сосен налагался огромный штраф, но в то же время приветствовалась

вырубка ольхи, липы, осины, ели, сосны тоньше 53 (!) см. в диаметре. Как

видно, такой закон нельзя не назвать противоречивым. Его же закон 1701 г.,

объявлявший заповедными все леса, расположенный вдоль крупных рек,

объяснялись не желанием царя уменьшить эрозию берегов и спасти лес, а

заботой сделать реки судоходными.

Таким же показательным примером того, как законы, касающиеся охраны

природных ресурсов, становились орудием политиков для достижения

собственных целей, может быть указ Екатерины II 1782 г. «все леса, растущие

в дачах помещичьих...оставить в полную волю». Довод был разумен: помещики в

своих же интересах и в интересах наследников сами примут меры к охранению

этих лесов и их разведению. Так и пользовались природными ресурсами в

России вольно и бесплатно вплоть до XIX в., значительно дольше, чем в

странах Западной Европы.

К концу XIX века для охраны окружающей среды было кое-что сделано,

но, к сожалению, сформировалась "пасторальная" и прагматическая точка

зрения на проблему. Соответствующие законы были разрозненными и не

выполнялись главным образом потому, что экологическая проблема не была

приоритетеной. Безусловно, мы не можем рассматривать эколгическую политику

России в отрыве от времени - в конце века вопрос экологии не стоял так

остро, как сегодня.

С начала ХХ века в связи с ростом промышленности, миграцией и ростом

населения, развитием науки и т.д. экологическая ситуация ухудшалась;

одновременно возрастал интерес к решению экологических прблем. После

октября 1917 г. для охраны окружающей среды было сделано немало. В.И. Ленин

принимал в этом непосредственное участие, но вышедшие из-под его пера

проекты («Основной закон о лесах», «О сроках охоты и о праве на охотничье

оружие», «Об охране рыбных и звериных угодий в Северном Ледовитом океане и

Белом море») носили во многом декларативный характер, т.к. стратегия была

намечена, а татика претворения всех этих законов в жизнь разработана не

была. Конечно, успехи тоже были - создание первых в нашей стране

государственных заповедников: Астраханского, Ильменского и др., расширялись

права и обязанности органов санитарных надзоров в отношении вредного

воздействия промышленных предприятий на природу и здоровье человека.

Однако, с окончанием НЭПа произошел отказ от политики культурного

плюрализма, прежняя важная роль Госкомитета охраны природы, созданного в

1925 г., была утрачена. Был видвинут другой лозунг: «Не ждать милостей от

природы, а взять от нее все, что возможно». Вместе с тем общественное

экологическое движение в стране развивалось и получало определенную

поддержку от государства. В конце 1924 г. по инициативе профессоров МГУ

было образовано Всероссийское общество охраны природы (ВООП), которое

впервые в России поставило цель привлечь к борьбе за охрану окружающей

среды возможно большее количество людей. ВООП и сейчас самая массовая

экологическая организация. Работа общества широко освещалась в средствах

массовой информации.

Установки на индустриализацию сверхвысокими темпами не оставляли

места для подлинной охраны природы. И.В.Сталин обратился к поиску путей

обретения безграничного могущества над природой. Последствия оказались для

страны катастрофическими. ВООП и Госкомитет Наркомпроса постоянно

противились политике хозяйственных наркоматов, что требовало большого

мужества, как и экологическая аргументация неприкосновенности заповедников

- баз для научных исследований. Поэтому борьба между хозяйственниками и

природоохранным движением уже в то время превращалась в подлинную войну. С

началом пятилеток экологи попали в опалу, а по замыслу паразитировавших на

науке карьеристов-прагматиков (И.И. Презент, Т.Д. Лысенко, П.Г. Смидович и

др.) заповедники «нового типа» должны служить «образцом того, что сможет в

условиях социализма сделать с природой творческая воля человека» (Вейцман,

1934). Тем не менее усилиями экологов (Макарова, Шиллегера, Протопопова,

Розанова и др.) сеть заповедников в РСФСР в 30-е и 40-е годы продолжала

расширяться.

После войны в обстановке крайней международной напряженности Л.П.

Берия объявил, что заповедники, расположенные вдоль заселенных границ

Советского Союза служат убежищем для шпионов и диверсантов. При этом

усилилось отведение земли под лесозаготовки и сельскохозяйственные нужды.

Вместе с тем, обращаясь к сложному послевоенному времени, нельзя не

отметить развернувшиеся в стране работы по осуществлению грандиозного плана

преобразования природы. План предусматривал насаждение полезащитных полос

на огромных пространствах страны чтобы повысить урожайность полей.

Но сменилось руководство страны и, пересматривая политическое и

хозяйственное наследство, оно отказалось не только от действительно

вредного, но и многого полезного. Экологическая ситуация в конце 50-х -

начале 60-х годов в ряде регионов страны резко изменилась в худшую сторону.

Причиной этого явилось стремительное развитие промышленности и химизация

сельского хозяйства. Тревожная экологическая обстановка в стране

потребовала принятия мер по охране природы и отражения их в Конституции

СССР 1977 г., статья 18 которой гласила: «В интересах настоящего и будущего

поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно

обоснованного использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного

и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения

воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей среды».

Для обеспечения дальнейшего развития законов об охране природы были

разработаны и приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик

о недрах, законы об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании

животного мира, основы земельного, водного и лесного законодательства. В

эти годы было принято немало противоречивых законов, не обощла эта

тенденция и эколллогическое законодательство, но в то же время создавалась

на необходимая база, на которой впоследствии строились более разумные

нормативные акты и на основе которой сегодня можно строить систему УР.

Теперь хотя бы кратко рассмотрим историю экологического движения в

России. Большинство экологических организаций было создано при факультетах

институтов и университетов, специализирующихся на естественных науках.

Поначалу (в 60-70-е гг.) их деятельность сводилась к тому, что студенты и

их преподавтели устраивали длительные экспедиции в самые разные уголки

страны и занимались исследовательской деятельностью, они также участвовали

в других, к сожалению, не особенно значительных акциях. Сбор мукулатуры и

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.