|
Экологияметаллолома, уборка и насаждение парков, красный уголок в классе и т.п. резко контрастировали с непроработанностью природоохранительной системы, с безответственностью, с ростом загрязняющих отраслей промышленности и т.д. Основной недостаток деятельности этих "дружин" заключался в том, что они не оказывали реального влияния на формирование целостной экологической политики государства. Устойчивое развитие предполагает активнейшее участие граждан в принятии решений экологического характера, которое не наблюдалось тогда и не особенно наблюдается сейчас. Приятным исключением из этого правила явилась ассоциация "Экология и мир", т.к. ей посильны высококвалифицированные независимые экономико- экологические экспертизы и прведение крупных экологических конференций (весной 1991 г. правление ассоциации провело пресс-конференцию для советских и иностранных журналистов на тему: «Экологические катастрофы в СССР: факты, причины, следствия). Члены ассоциации принимают самое активное участие в решении экологических проблем, собирают и обобщают экологическую информацию, консультируют другие общественные организации, содействуют развитию их сотрудничества. Другое исключение - "Социально- экологический союз" (СоЭС), основные цели которого: формировать экологическое мировоззрение, пропагандировать знания о состоянии природной и культурной среды, организовать общественный контроль за соблюдением экологического законодательства, проводить общественные акции в защиту окружающей среды. Одной из немногих организаций, оказывающих воздействие на экологическую ситуацию в России являлся и является Экологический союз, по замыслу и составу напоминавший небызызвестный Римский клуб. Девизом Экологического союза стали слова: «Меньше эмоций - больше дела». Сегодня его усилия направлены в основном на оздоровление экологической обстановки в районах Севера России, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также в других регионах страны, где возникают экологические опасности, часто имеющие локальный характер. Недаром о русских говорят, что пока гром не грянет мужик не перекреститься. Особенно усилилось экологическое движение после чернобыльских событий 1986 г. Пройдя путь митинговой активности, общественное экологическое движение приобрело более организованные формы возникли экологические объединения. В настоящее время Министерством юстиции РФ зарегистрированы уставы 12 объединений, имеющих отделения в 150 городах страны. Для постоения УР этот факт немаловажен, т.к. оперативное решение экологических проблем и возможность участия в этом граждан - одна из основ построения устойчивого общества. В 1991 г. зарегистрирована Российская партия зеленых; образовалась она благодаря экологическому движению в 1988 г. Зеленые имеют отделения во многих уголках России, но, что неудивительно, наиболее активную деятельность развернула московская партия - установила деловые связи с «зелеными» ФРГ, Великобритании и Франции, прорабатывает вопрос об открытии в Москве представительства «зеленой группы» Европейского парламента, выступала против войны в Персидском заливе и бывшей Югославии. На деле партия на сегодняшний день слаба, но только один факт ее существования можно оценивать как весьма положительный фактор. Несколько слов об экологических фондах. На территории бывшего СССР, в том числе и РФ их было создано несколько. Основная цель их - найти материальные ресурсы для воплощения их замыслов. Существуют Международный экологический фонд, Фонд экологической и социальной гармонии, Фонд чистого города в Москве. Нетрудно догадаться, что в современных условиях их работа сильно затруднена. Определить поэтапно развитие экологической политики после распада СССР довольно-таки сложно - здесь в основном фигурируют отраслевые законы, а также Закон 1992 г. об охране окружающей среды. Концепция Утойчивого развития активно обсуждалась в России в научных и правительственных кругах - так, в июле 1993 г., в Доме Советов РФ проводились парламентские слушания "О составляющих выполнения в РФ решений и рекомендаций Конференции ООН по окружающей среде и развитию", по окончанию которой был составлен документ "Повестка дня на XXI век" в качестве рекомендаций для долговременной экологической политики РФ[9]. Всесторонний кризис в России начала 1990-х, распад СССР, сложное международное положение и другие немаловажные проблемы, свалившиеся на Россию в последнее время, принесли ущерб и окружающей среде. Можно выделить несколько основных причин: - политическая дизинтеграция Союза (потеря единой политики и четкой структуры организации охраны окружающей среды, свертывание экологических программ, утрата фактора ответственности за экологические правонарушения) - межнациональные конфликты и войны (кроме собственно ущерба от войны - такого как загрязнение водных и земных ресурсов - случается разрушение природоохранных объектов и коммуникаций) - социальное напряжение (происходит смена приоритетов общественного развития, экология отходит на второстепенных план, экологические проблемы используются в популистских прокламациях и т.д.) - разрушение экономического пространства (свертывание инвестиций на экологические проекты, закрытие исследовательских объектов, плохое финансирование программ) - незаинтересованность коммерческих структур (хищничество, отношение к природе с позиции временщиков) - экологические последствия демилитаризации (захоронение ядерных отходов, недостаточный контроль за бывшими атомными станциями, химическим и радиоактивным оружием) На первом этапе переходного периода возникла серьезная опасность ухудшения экологической ситуации из-за: - финансовых трудностей предприятий, ограничивающих возможности выполнения природоохранных мероприятий; - недостаточных бюджетных ассигнований отраслям, ответственным за воспроизводство и охрану природных ресурсов (лесное хозяйство, рыбное хозяйство, водное хозяйство, геологоразведка, природоохранные органы) и др.; - несовершенного законодательства по разграничению полномочий и ответственности органов власти и управления по вертикали и горизонтали, что ведет к несогласованности принимаемых решений в области использования ресурсов и обеспечения экологической безопасности, безответственным действиям в распоряжении природными ресурсами и их фактическому расхищению. И в то же время изменения, произошедшие с нашей страной в последнее время дают нам и немало возможностей улучшить экологическую политику России - например, прекратились громадные плановые стройки, разрушавшие экологический баланс земли, земля стала платной и возможно это повысит стремление граждан охранять и беречь ее, постепенно усиливается экологическое законодательство, граждане все больше осознают глобальные экологические проблемы и, наконец, у России и у Запада появилась возможность совместных действий в обхасти охраны окружающей среды[10] Теперь кратко рассмотрим основные современные экологические проблемы в России. Для того чтобы их описать, понадобился бы ни один десяток печатных страниц, но для того, чтобы у читателя сложилось базовое представление о них, остановимся на главных. В России ежегодно публикуются Отчет по состоянию и охране окружающей среды и с помощью него можно проследить основные экологические проблемы. Экологическая ситуация в России остается сложной. Несмотря на продолжающийся спад производства, объем выбросов и сбросов загрязняющих веществ остается высоким. Серьезными проблемами остаются качество питьевой воды, загрязнения воздушного пространства, озоновый слой Земли, загрязнение почвенного покрова и его эрозийное разрушение, низкое плодородие почв, облесение и опустынивание земнль. В горнодобывающем секторе природоохранительные мероприятия практически не финансируются. Растет потенциальная опасность радиоактивных отходов, загрязнение отходами производства и потребления. 90% аварийных разливов нефти вызывают сильные и во многом необратимые повреждения природных комплексов. в 1997 г. перечень животных, занесенных в Красную книгу РФ увеличилсь в 1,6 раза; огромные суммы не приходят в государственную казну из-за браконьерства и незаконной торговли предметами растительного и животного мира. Усиливается влияние неблагоприятных экологических факторов на сохранение культурного наследия: памятников истории, архитектуры, искусства, гидростроительства и т.д. Крайне неблагоприятное состояние окружающей среды сильно влияет на здоровье населения. Всего и не перечислишь. Для становления России на путь УР решение этих и многих других экологических задач должно стать стать одной из наиболее важных и срочных целей. Хотелось бы отметитить, что у России есть потенциал для разрешения этих проблем. Немалую помощь в этом может оказать опыт зарубежных государств. Недаром ведь А.Д.Сахаров говорил, что России нужно не следовать какому-то направлению развития, отвергая все остальные возможности, а перенимать как можно больше позитивного опыта у иностранных государств для выработки своего собственного пути развития. Посмотрим, как можно эффективно решить серьезнейшую экологическую проблему, используя зарубежный опыт, на примере проблемы глобального потепления и применения экологических квот. Автору работы представляется данный проект очень интересным. В 1997 г. в Киото прошла крупнейшая за последние годы международная конференция по предотвращению глобального потепления. На ее заключительном этапы страны-участницу пришли к выводу, что экономически развитые страны виновны в парниковом эффекте и более не имеют права повышать уровень выбросов веществ в атмосферу, нарушающих озоновый слой. Свой вклад в сокращение выбросов им предлагается внести в виде квот менее развитым странам. Суть состоит в том, что неотъемлемым элементом перехода к устойчивому развитию является распределене между государствами соответствующих обязательств (квот), сопряженных с потреблением ограниченной хозяйственной емкости биосферы. Один из ведущих российских экологов - профессор Н. Реймерс предложил систему распределения между государствами и регионами квот на изъятие тех или иных природных запасов и изменение естественных условий на планете и в крупнейших ее экосистемах. Одним словом, страны волей или неволей поддерживающие экологический баланс (сюда же относится Россия) на планете должны получать за это финансовые средства от стран, более всего загрязняющих окружающую среду. По своей продуктивности в стабилизации окружающей среды нетронутая антропогенным воздействием территория России имеет такое же значение в Северном полушарии, как и вся бразильская часть Амазонии в Южном. В России такие пространства составляют около половины площади государства. В соотношении с общей поверхностью девственной природы в мире на долю России приходится около 25%. Т.о. Россия может сегодня выгодно воспользоваться своими экологическими квотами и оказать влияние на формирование рынка экологических товаров и услуг в соответствии со своими национальными интересами. На базе комплексных и научно обоснованных оценок можно будет получить информацию о реальном потенциале российского участия в международной торговле правами на эмиссию парниковых газов (углеродный кредит). По некоторым оценкам, даже при резком изменении тенденций развития российской экономики выбросы С02 на протяжении не менее трех лет будут в стране на 1 млрд. тонн ниже базового (1990) года, и государство сможет продавать соответствующий объем разрешений на мировом рынке (в 1996 г. на внутреннем рынке США такие разрешения продавались по цене 60-70 долл. за 1 т.). Вскоре после встречи в Киото прошла серия кулуарных переговоров между потенциальными продавцами (Украина, Россия, Австралия) и покупателями квот (КНР, США, Германия, Япония, страны ЕС). Диапазон обсуждавшихся цен простирался от 17 до 155 долл. за 1 т. По оценкам ученых из американского института Уорллуотч, замена государственного регулирования эмиссий системой квот (разрешений) и предоставление компаниям права торговли ими открывает для промышленности такую свободу экономического маневра, которая позвали предприятиям экономить от 1,9 до 3,1 млрд. долл. Повышение эффективности использования углеродного кредита как национального ресурса России потребует решения такой острой проблемы как законодательное определение права собственности на леса для субъектов Федерации, разработки системы управления лесами на основе сочетания государственного регулирования с рыночным механизмом и привлечения частных финансовых структур. На Западе уже ряд лет развивается институт посредников в лице экологических банков, обеспечивающих, в частности, торговлю разрешениями на выбросы парниковых газов на национальном уровне. Активный интерес к проблеме международной торговли разрешениями проявляют Всемирный банк и Международный банк реконструкции и развития. В этих условиях предлагаемое ведущими российскими предпринимателями создание собственных транснациональных корпораций, которые будут эффективно обеспечивать отражение интересов России на мировом рынке экологических квот, заслуживает серьезного рассмотрения. Финансирование деятельности России по сохранению дикой природы должно рассматриваться как плата за услуги мировому сообществу (и в особенности наиболее развитым странам) в обеспечении глобальной экологической безопасности. Важно учитывать специфический характер такой услуги, которая представляет собой не одноразовый акт, но процесс создания и сохранения экологического ресурса, обеспечивающего компенсацию антропогенного вмешательства. Иными словами, речь идет о возврате экологического долга как важном шаге к достижению международной социальной справедливости. По мнению российских ученых, в недалеком будущем ценность дикой природы превысит все другие ценности, и Россия, обеспечивающая ее сохранность на своей территории, станет неизмеримо богаче других стран мира. Наряду с этим, признание мировым сообществом глобальной роли российского экологического потенциала повысит имидж нашей страны среди государств, способствующих стабилизации окружающей среды и тем самым продвижению человечества к устойчивому развитию[11]. Теперь рассмотрим некоторые моменты экологической политики в Российской Федерации сегодня. На пороге XXI в. для любого государства экологическая политика является необходимой частью его общей политики при переходе к устойчивому развитию общества. Поскольку экологические проблемы порождены социально-экономическим развитием и связаны практически со всеми аспектами современного общества, постольку и экологическая политика должна тесно координироваться с социальной, демографической, экономической, научно- технической, культурной политикой. За последние годы Россия (еще раньше СССР) осуществляет тесное международное сотрудничество по проблемам экологии со многими странами мира: заключила более 70 международных соглашений, договорв, конвенций, поддерживает связь с имеющимися национальными и международными организациями. В января 1990 в Москве состояля "Глобальный форум по защите окружающей среды и развитию в целях выживания". В данной работе международное сотрудничество России в решении экологических проблем не рассматривается (из-за обширности темы), но можно смело сказать, что Россия, особенно после окончания холодной войны активно включилась в мировое движение за спасение планеты. Международное природоохранное сотрудничество развивается по линии взаимодействия с международными организациями в рамках конвенций и соглашений и двусторонних договоров с 28 странами. Основными документами, в реализации которых участвует Российская Федерация, являются: решения Конференции ООН по окружающей среде и развитию (г.Рио-де-Жанейро, 1992г.), Программа действий по дальнейшему осуществлению Повестки дня на XXI век (принята Генеральной Ассамблеей ООН, 1997 г.), решения и Министерская Декларация Конференции Министров "Окружающая среда для Европы" (г. Люцерн, 1993 г.), Министерская декларация и материалы Конференции Министров "Окружающая среда для Европы" (г. София, 1995 г.), Программа действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, а также Межправительственное соглашение стран - членов СНГ от 8 августа 1992 г. "О взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды", выполняются решения Международной Конференции по проблеме глобального потепления (Киото, 1997). Принято более 45 различных постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации в области международного природоохранного сотрудничества. Хотелось бы лишь кратко упомянуть значение экологической политики России для стран СНГ. Для них в настоящее время имеются уникальные возможности разработки приоритетных направлений деятельности по реализации концепции УР, поскольку главной задачей для них является структурная перестройка экономики, ее технологическое обеспечение и формирование законодательной базы ее функционирования. На очередном заседании Совета Межпарламентской Ассамблеи принято решение о координации деятельности Постоянных комиссий по экономике и финансам, по социальной политике и правам человека, по проблемам окружающей среды с целью определения общих задач и путей реализации декларации, принятой в Рио-де-Жанейро. Основным направлением сотрудничества стран-членов Содружества должно стать изменение приоритетов инвестиционной и налоговой политики в целях экологизации экономики; разработка новой политики в области топливно-энергетического комплекса; формирование правовых, экономических и организационных условий для рационального природопользования; разработка рекомендаций по восстановлению и сохранению природно-ресурсного потенциала; создание условий для социального развития и содействия социальной интеграции и т. д. Программа по разработке и реализации концепции УР должна осуществляться поэтапно на протяжении двух лет. Поскольку одним из основных вопросов законодательного обеспечения модели УР является согласование этой деятельности в масштабах различных регионов, существенную роль в решении этих проблем может сыграть Межпарламентская Ассамблея СНГ и ее рабочие органы - соответствующие комиссии. В немалой степени повышению эффективности этой деятельности послужит создание Координирующей группы по разработке и реализации концепции УР для стран СНГ, решение о создании которой принято Советом МПА[12]. Итак, в октябре 1997 года в России проходил Международный симпозиум ''Стратегия развития России в третьем тысячелетии". На этом форуме был сделан акцент на необходимость создания комплексной системной модели развития российского общества поскольку ясно, что выход России из стагнации и переход к устойчивому развитию возможны в случае качественного изменения форм организации управления процессами жизнедеятельности общества. На симпозиуме главными докладами были "Геополитическое положение России" академика Н.Н.Моисеева и "Устойчивое развитие: выбранный путь или предопределение" председателя Госкомитета по экологии В.И.Данилова- Данильяна. В симпозиуме участвовали крупнейшие ученые, исследователи, занимающиеся этой проблемой А.Д.Урсул, К.С Лосев, В.М.Котляков, и другие. Будущее Российсого государства им видится на пути устойчивого развития, и это будет государство, способное обеспечить людям достойное существование - экономическую, экологическую, информационную, военную и личную безопасность каждому человеку. Есть надежда, что Россия найдет компромисс между философией личного успеха и разумного самоограничения. Итак, в середине 1990-х в области природопользования и охраны окружающей природной среды возникла острая необходимость разработки новой государственной политики, соответствующей принятым рекомендациям Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро. На это нацелен Указ Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. № 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", которым одобрены "Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", предусматривающей два направления действий: - решение текущих социально-экономических задач в неразрывной связи с осуществлением адекватных мер по защите и улучшению окружающей среды, сбережению и восстановлению природных ресурсов; - реализацию закрепленного в Конституции Российской Федерации права граждан на благоприятную окружающую среду и прав будущих поколений людей на пользование природно-ресурсным потенциалом в целях поддержания устойчивого развития. Следующим важным документом, в котором обозначился основной замысел стратегии устойчивого развития страны, явилась Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440. В помощь Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию был разработан проект Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. В декабре 1997 г. докумен в основном был |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |