бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Концепция экологической безопасности и право природопользования в Республики Казахстан

Земли составляют степи, пустыни и полупустыни м остроконтинентальными

погодно-климатическими характеристиками.

Значительная часть территории страны сейсмически активны, и угроза

землетрясений накладывается на факторы экологического риска. Сложившаяся

преимущественно ресурсно-сырьевая и монокультурная система

природопользования, традиций уклада и экологических ограничений размещения

производительных сил привели к образованию зон и регионов повышенных

техногенных воздействий, риска и экологического бедствия для проживающего в

них населения. В этой связи, социальное напряжение в обществе, связанное с

трудностями переходного к рынку периода, усугубляется постоянным фактором

экологической обеспокоенности населения, особенно резко выраженным в

регионах экологического бедствия.

Определяемые статусом Казахстана в биосфере Земли экологические

ограничения и требования охраны окружающей среды и природопользования

являются естественным фундаментом экологической безопасности и устойчивого

развития страны. И они должны наиболее полно и адекватно учитываться в

нормативных правовых актах об охране окружающей природной среды О земле, О

недрах и недропользовании, Водном, Лесном кодексах и других нормативных

правовых актах страны в условиях переходного периода.

Экологическая безопасность как естественно - историческая основа и

составная часть национальной безопасности Республики Казахстан определяется

степенью защищенности личности, общества и государства от последствий

чрезмерного антропогенного воздействия на окружающую среду, а также

стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф. Основными субъектами

обеспечения экологической безопасности, являются государство, а также

юридические и физические лица.

Концепция экологической безопасности представляет собой систему

признанных государством принципов и приоритетов, на основании которых

формируется внешняя и внутренняя политика, правовые и экономические

механизмы, а также направления деятельности , необходимые для обеспечения и

сохранения благоприятной окружающей среды и устойчивого экономического и

человеческого развития, предупреждение стихийных бедствий и промышленных

аварий.

Для достижения стратегических целей и соблюдения приоритетов

экологической безопасности страны в глобальном партнерстве, признавая

целостность и взаимозависимую природу нашего дома - планеты Земля,

необходимо защищать национальные интересы исходя из актуальных для

Казахстана принципов Рио-де-Жанейрской Декларации по окружающей среде и

развитию:

-забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению

устойчивого развития страны, и они имеют право на здоровую и плодотворную

жизнь в гармонии с природой;

-реализация государством суверенного права разрабатывать свои

природные ресурсы и признание ответственности за нанесение ущерба

окружающей среде других государств или районов за пределами действия

национальной юрисдикции;

-реализация права на развитие и охрану окружающей среды должна

обеспечить справедливое удовлетворение потребностей настоящего и будущего

поколений;

-достижение устойчивого развития и более высокого уровня жизни на

основе уменьшение и исключения нежизнеспособных моделей производства и

потребления и поощрения надлежащей демографической политики;

-создание условий для эффективного участия всех заинтересованных

граждан в решении экологических вопросов, возможности участия

общественности в процессах принятия решений, развитие и поощрение

информированности населения.

Настоящая Концепция определяет принципы, стратегические цели, задачи и

механизмы обеспечения и поддержания на оптимальном уровне благоприятной для

человека среды обитания при обязательном условии сохранения биологического

разнообразия. В ее основу заложена стратегия создания благоприятных условий

для жизни людей на базе оптимального развития производства, рационального

использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Государственная политика экологической безопасности базируется на:

-введении принципа "платит природопользователь и загрязнитель",

обязательности компенсации ущерба, нанесенного здоровья человека и

окружающей ущерба, нанесенного здоровью человека и окружающей среде и

социальной защиты пострадавших по экологическим причинам.

-разрешительном порядке осуществления производственной и иной

деятельности, способный создать угрозу экологической безопасности

населения.

-своевременном выявлении и восстановлении нарушенных территории,

экосистем и природных комплексов.

-обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией граждан и

организаций об экологической опасности и осуществляемой деятельности в

области экологической безопасности.

-соблюдении норм международного права, выполнении международных

договоров Республики Казахстан, регламентирующих охрану окружающей среды и

природопользование.

-обязательном участии в международной деятельности в области

обеспечения экологической безопасности.

Стратегические цели и задачи экологической безопасности включают:

-введение единой системы мониторинга за состоянием окружающей среды;

-оценку состояния качества природной среды, экологическое

районирование и специальное картографирование территории Республики

Казахстан;

-создание системы природоохранного законодательства, регламентирующего

охрану окружающей среды и управление природопользованием;

-совершение системы экологического контроля и нормирования;

-планирование природопользования, разработка экологических программ,

схем охраны окружающей среды и устойчивого природопользования;

-развитие системы экологического преобразования и воспитания;

-создание экономического механизма охраны окружающей среды и

природопользования;

-разработку программ международного сотрудничества по проблемам охраны

окружающей среды, природопользования и защиты от стихийных бедствий.

Основные стратегические направления реализации настоящей Концепции -

обеспечение устойчивого социально-экономического и человеческого развития

республики путем создания и внедрения ресурсосберегающих экологически

чистых технологий, модернизации и совершенствования существующих

производственных процессов.

Глава III. ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

& 1. Общая характеристика права пользования природными

объектами.

Природопользование понимают как совокупность всех форм воздействия

человечества на природу, включая ее охрану, освоение и преобразование.

По экологическим последствиям для человечества и природы

природопользование подразделяют на две формы.

Первая форма - рациональное природопользование. Оно представляет

сознательно регулируемую, целенаправленную деятельность, проводимую с

учетом законов природы, обеспечивающую потребность общества в природных

ресурсах, экологически благоприятной природной среде для здоровья и жизни

человека, сохранение природных богатств в интересах настоящего и будущих

поколений людей, равновесие между экономическим развитием и устойчивостью

природной среды. Обязательным условием рационального природопользования

является осуществление надлежащих мер по решению экологических проблем.

Вторая форма природопользования - нерациональное природопользование.

Оно представляет деятельность, нарушающую законы природы. В результате ее

ухудшается качество природной среды, происходит ее деградация, истощение

природных ресурсов, подрывается естественная основа жизнедеятельности

людей.

Природопользование характеризуется, кроме того, как отрасль знаний,

изучающих опыт и вырабатывающих научно-обоснованные рекомендации по

оптимизации воздействия человечества на природу.

В юридическом смысле "природопользование" - понятие собирательное,

объединяющее его различные формы, виды, их подвиды. Природопользование

основывается, прежде всего, на отношениях собственности, существующих между

людьми по поводу природных благ. Это - в первую очередь, производственно

хозяйственные отношения. Экологическое право занимается изучением

реализации права природопользования в различных его формах и в пределах, в

которых природопользование воздействует на природу, а также изучением

природоохранительных мер.

Природопользование является институтом экологического права как

отрасли права, науки и законодательства, включая поресурсовое

законодательство.

Например, понятие использования водных объектов определяется как

получение различными способами пользы от водных объектов для удовлетворения

материальных и иных потребностей граждан и юридических лиц, а понятие

водопользования (пользование водными объектами) как юридически

обусловленная деятельность граждан и юридических лиц, связанная с

использованием водных объектов.

Аналогично определено пользование животным миром, это - юридически

обусловленная деятельность граждан и юридических лиц по использованию

объектов животного мира.

Поэтому право природопользования представляет собой совокупность

установленных законодательством норм и правил, обусловливающих деятельность

физических и юридических лиц по использованию земли, ее недр и других

природных объектов для удовлетворения текущих и перспективных

экономических, экологических и иных жизненно важных интересов и

потребностей граждан, общества и государства.

Право природопользования характеризуют трояко. Первое - как

объективное, т.е. как совокупность нормативных правовых актов и правовых

норм о природопользовании, которые обязательны и действуют до их изменения

или отмены в установленном законом порядке. Второе - как субъективное, т.е.

как совокупность прав и обязанностей субъектов права природопользования.

Третье- как правоотношение природопользования, которое служит механизмом

реализации объективного и субъективного права природопользования.

Роль права природопользования состоит в том, что посредством его

реализуются правомочия государства и других собственников на землю и

правомочия других субъектов отношений природопользования, касающихся земли

и иных природных ресурсов. Таким путем обеспечивается взаимодействие между

этими субъектами, лучшее использование природных ресурсов, реализуется

экономическая, экологическая, культурная, оздоровительная, воспитательная,

эстетическая и другие формы права природопользования.

При характеристике права природопользования необходимо принять во

внимание распространение этого права не на все формы, виды и разновидности

пользования природой, а лишь на доступные правовому регулированию и

нуждающиеся в нем. В предмет права природопользования не входят, например,

пользование атмосферным воздухом для дыхания, пользование солнечной

энергией для удовлетворения физиологических потребностей человека. Правовое

понятие (природопользование) имеет узкое значение, по сравнению с

философским или естественно- научным, и касается лишь основных видов

природных объектов (земля, ее недра, воды и т.д.).

& 2. ВИДЫ ПРАВА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.

Основными классифицирующими признаками видов права природопользования

являются различия по целям использования природных объектов и по субъектам

права природопользования.

В зависимости от классификационных признаков выделяют следующие виды

права природопользования.

По признакам неотъемлемости естественного права человека и гражданина

на благоприятную природную среду жизни и в зависимости от объекта природы

выделяют право общего природопользования. Реализация его гражданином не

нуждается в особом разрешении.

По признаку обязательности получения особого разрешения компетентного

государственного органа гражданином или хозяйствующим субъектом выделяют

право специального природопользования.

По признаку цели природопользования различают право природопользования

в сельском хозяйстве, промышленности и энергетике, осуществляемое для нужд

науки, транспорта, обороны и других целей. Причем эти цели сформулированы

укрупнено, а перечень их оставлен открытым путем указания на использование

природных объектов также "для иных целей".

По признаку способа (условий) природопользования различают право

природопользования, осуществляемое с изъятием или без изъятия природного

ресурса из природной среды. Эти виды права природопользования предусмотрены

водным и лесным законодательством, законодательством о недрах, животном

мире и иным законодательством.

По признаку обеспечения минимально возможного экологически

отрицательного антропогенного воздействия при использовании одного

природного объекта на другой и на природную среду в целом различают право

комплексного природопользования. Этот вид права природопользования

установлен законом.

По признакам осуществления права природопользования собственником

индивидуально обособленного природного объекта (земельного участка, части

водного объекта и т.д.), принадлежащего ему на титуле права собственности,

право природопользования считается непосредственным видом

природопользования.

По признаку предоставления собственником в пользование

индивидуализированного природного объекта право

природопользования считается первичным видом. По признаку предоставления

такого объекта не собственником- пользователем его право природопользования

им является вторичным видом.

По признаку срочности (времени) право природопользования может быть

бессрочным, то есть постоянным, или временным (долгосрочным или

краткосрочным).

По признаку субъекта права природопользования выделяют право

природопользования граждан, обладающих общей правоспособностью и

дееспособностью в области природопользования, и юридических лиц, обладающих

специальной правоспособностью и дееспособностью в этой области.

По предметно- отраслевому признаку правового регулирования

природопользования выделяют право землепользования, право недропользования,

право водопользования, право пользования лесами и растительностью вне

лесов, право пользования животным миром, право пользования атмосферным

воздухом, право пользования атмосферным воздухом, право пользования особо

охраняемым природными территориями, право пользования космическим

пространством и объектами.

Эти виды права пользования природными объектами, а также другие,

которые получают развитие или будут развиты в законодательстве,

представляют в своей совокупности право природопользования. В свою очередь

они подразделяются на виды и их разновидности в различных отраслях права и

законодательства и международных договорах.

Так, в результате приватизации сложились три установленных законом

формы права землепользования граждан и их коллективов. Первая основанная на

предоставлении (приобретении) право частной, общей долевой или общей

совместной собственности на землю. Вторая- основанная на предоставлении

земли в пользование. Третья -основана на передаче земли в аренду. В

земельном праве и законодательстве различают множество видов права

землепользования. В их число входят такие виды права землепользования, как

сельскохозяйственное, крестьянских (фермерских хозяйств), населенных

пунктов, граждан и т.д.

Видами права пользования недрами законодательно установлены

предоставление их для регионального геологического изучения, разведки и

добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных

сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо

охраняемых геологических объектов (геологические заповедники, заказники,

памятники природы т.д.) и другие виды.

& 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПО ПОЛЬЗОВАНИЮ

ПРИРОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ

Право природопользования тесно связано с экономикой, является правовой

формой содержания экономических отношений природопользования. Одновременно

праву природопользования присущи собственная форма и содержание, между

которыми существует неразрывная связь. Изучение их имеет важное значение

для правильной характеристики права природопользования.

Содержание права природопользования понимается как совокупность

основанных на законе и взаимосвязанных между собой правомочий владения и

пользования природными объектами, которыми наделяют в установленном порядке

граждан и юридических лиц.

Владение и пользование являются двуединым правомочием, поскольку

пользоваться природным объектом можно только при условии одновременного

владения им. Правомочие владения служит предпосылкой осуществления любого

природопользования. Формами его проявления являются, например: право на

огораживание полученного в пользование земельного участка, установление

порядка пользования либо запрета на пользование им иными лицами.

Правомочие природопользования представляет основанную на законе

возможность хозяйственной эксплуатации или иного использования природного

объекта путем извлечения из него полезных свойств, его потребления для

производственных или личных нужд. Правомочие природопользования

проявляется в правах и обязанностях по использованию природного объекта.

Объем и состав прав и обязанностей, входящих в содержание права

природопользования, которыми наделяются конкретные природопользователи по

использованию предоставляемых им природных объектов, множественностью их

целевого назначения, различным статусом субъектов права природопользования.

Между отдельными конкретными видами прав и обязанностей в области

природопользования имеются существенные различия.

Основным общим правом землепользования, например, является право

самостоятельного хозяйствования на земле. К этой категории прав относится

право собственников и владельцев земельных участков по своему усмотрению в

их границах осуществлять в установленном порядке без применения взрывных

работ добычу общераспространенных полезных ископаемых (песок, глина и

т.д.), не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных

сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и

эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не

являющийся источником централизованного водоснабжения.

Основными общими правами пользователей недр являются использование

предоставленного им участка недр для любой формы предпринимательской или

иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии;

самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие

законодательству; использовать результаты своей деятельности, в том числе

добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и действующим

законодательством; использовать отходы своего горнодобывающего и связанных

с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии;

ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в границах

предоставленного ему горного отвода; проводить без дополнительных

разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в

границах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией;

обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий

лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех,

при которых лицензия была представлена.

Водопользователи по своему усмотрению осуществляют принадлежащее им

право пользования водным объектом. Вмешательство со стороны органов

исполнительной власти в деятельность водопользователей, связанную с

использованием водных объектов, запрещается, за исключением случаев,

предусмотренных Водным кодексом и иными законами. Аналогичные права защиты

имеют все природопользователи, независимо от того, каким природным объектом

они пользуются.

Пользователь животным миром осуществляет принадлежащее ему права

владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах,

установленных законом, лицензией и договором с органом государственной

власти, представляющим соответствующую территорию, акваторию для

осуществления пользования животным миром.

Обязанности, входящие в содержание права природопользования, по их

значению для природопользователей можно свести к двум основным видам -

позитивным и негативным.

Позитивные обязанности предписывают совершать определенные действия.

Примерами их являются обязанности рационально использовать природные

объекты в соответствии с их целевым назначением; применять экологически

совместимые технологии; осуществлять природоохранные мероприятия;

своевременно и правильно производить плату за пользование природными

объектами и загрязнение окружающей природной среды.

Негативные обязанности состоят в запретах осуществлять определенные

действия. Примерами их могут быть запрещение ухудшения состояния окружающей

природной среды на территории в результате осуществления хозяйственной и

иной деятельности, несоблюдение установленного порядка природопользования,

нарушения прав и законных интересов третьих лиц.

Права и обязанности, входящие в содержание права природопользования,

подразделяют на общие, предназначенные для всех или большинства

природопользователей, и специальные, предназначенные для отдельных

определенных видов использования природных объектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.