бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Природные источники углеводородов

ориентация на приоритеты энергетической стратегии России. Энергетическая

стратегия России — прогноз возможных решений энергетических проблем в

стране в краткосрочном (2-3 года), средне- (до 2000 г.) и долгосрочном (до

2010 г.) плане, а также в сфере энергопроизводства, энергопотребления,

энергоснабжения и взаимоотношений с мировым энергетическим хозяйством. В

настоящее время высшим приоритетом энергетической стратегии России является

повышение эффективного энергопотребления и энергосбережения. Энергоемкость

товарной продукции в России в 2 раза выше, чем в США и в три раза выше, чем

в Европе. Спад производства в 1992-1995 гг. не „ привел к снижению

энергоемкости, а даже повысил ее.

Энергосбережение позволит предотвратить эту нежелательную тенденцию, а

также снизить к 2000 г. вредные выбросы в атмосферу. Сэкономленные

энергоресурсы могут стать основным источником стабилизации экспорта ТЭР.

Существующее состояние нефтяного комплекса оценивается как кризисное,

прежде всего с точки зрения падения добычи нефти. Уровень добычи нефти в

России в 1995 г. соответствует показателям середины семидесятых годов.

Добыча нефти в 1995 г. сократилась на 3.4% по сравнению с 1994 г. Причинами

спада являются ухудшение сырьевой базы, износ основных фондов, разрыв

единого экономического пространства, жесткая финансовая политика

правительства, снижение покупательной способности населения, инвестиционный

кризис. Выбытие производственных мощностей в 3 раза превышает ввод новых.

Растет число бездействующих скважин, к концу 1994 г. в среднем 30%

эксплуатационного фонда скважин бездействовало. Только 10% нефти добывается

передовыми технологиями.

На нефтеперерабатывающих заводах России износ основных фондов

превышает 80%, а загрузка мощностей на НПЗ составляет менее 60%. При этом

валютная выручка от экспорта нефти растет, что достигается опережающим

ростом физических объемов экспорта.

Несмотря на меры, принимаемые правительством России, направленные на

поддержку нефтеперерабатывающего сектора — разработка федеральной целевой

программы "Топливо и энергия", постановление "О мерах по финансированию

реконструкции и модернизации предприятий нефтеперерабатывающей

промышленности России", текущее положение дел на всех нефтеперерабатывающих

заводах сложное. Однако пессимизм переходного периода в ближайшем будущем

должен смениться оптимизмом начала экономического подъема. После ожидаемого

в 1997 г. окончания периода экономического спада следует ожидать

постоянного наращивания темпов роста в течение нескольких последующих лет,

которое сменится более умеренным ростом после 2000 г.

Основная цель программы модернизации отечественного

нефтеперерабатывающего комплекса — приспособление продукции к требованиям

рынка, уменьшение загрязнения окружающей среды, сокращение

энергопотребления, уменьшение производства мазута, высвобождение нефти для

экспорта и увеличение вывоза высококачественных нефтепродуктов.

Финансовые ресурсы для инвестирования проектов модернизации

ограничены, поэтому важнейшей задачей является выделение приоритетных

проектов из числа предлагаемых. При отборе проектов учитываются оценки

возможных региональных рынков сбыта, потенциального регионального

производства, баланса спроса и предложения на региональном уровне. Наиболее

перспективными по областям считаются Центральный регион, Западная Сибирь,

Дальний Восток и Калининград. К средне перспективным относят Северо-Запад,

Волго-Вятский район, Центрально-Черноземную область, Северный Кавказ и

Восточную Сибирь. К наименее перспективным относятся северные регионы,

Волга и Урал.

Проекты модернизации нефтеперерабатывающих заводов в региональном

разрезе анализируются с учетом определенных рисков. Риски связаны с

объемами перерабатываемого сырья и продукции на продажу — наличие рынков

сбыта. Коммерческие и трансакционные риски определяются наличием у завода

транспортных средств для осуществления поставок сырья и отгрузки

переработанной продукции, включая хранилища. Экономические риски

просчитывались по влиянию проекта на увеличение экономической маржи.

Финансовые риски в целом связаны с объемом средств, требуемых для

реализации проекта.

Для каждого из проектов модернизации до отбора конечной конфигурации

необходимо выполнение подробных технико-экономических обоснований.

Модернизация НПЗ будет способствовать удовлетворению возрастающего спроса

на дизельное топливо, внедрение проектов позволит почти полностью

удовлетворить спрос на высокооктановые моторные бензины, а также сократить

вдвое излишки мазута с учетом сценария низкого на него спроса. Это станет

возможным благодаря наращиванию замещения мазута природным газом для

генерации энергии в связи с увеличением экспорта мазута в страны Западной

Европы как сырья для переработки и экспорта в регионы, не поддерживаемые

природным газом для генерации энергии.

Отрицательное влияние на снижение добычи нефти в 1994-1995 гг. оказало

затоваривание НПЗ готовой продукцией, которую из-за высоких цен на

нефтепродукты уже не в состоянии оплачивать массовый потребитель. Сокращают

объемы перерабатываемого сырья. Государственное регулирование в виде

привязки нефтедобывающих объединений к определенным Н ПЗ в этом случае

становится не положительным, а отрицательным фактором, не отвечает

современной ситуации в нефтяной отрасли и не решает накопившихся проблем.

Ведет к перегрузкам в системах магистрального трубопроводного транспорта

нефти, которые при отсутствии достаточной емкости хранилищ в нефтедобыче

вынуждают останавливать действующие скважины. Так, поданным Центрального

диспетчерского управления "Роснефти", в 1994 г. из-за этого в

нефтегазодобывающих объединениях было остановлено 11 тыс. скважин общей

производительностью 69.8 тыс. т в сутки.

Преодоление спада добычи нефти является наиболее трудной задачей

нефтяного комплекса. При ориентации только на существующие отечественные

технологии и производственную базу снижение добычи нефти будет продолжаться

вплоть до 1997 г. даже при сокращении фонда простаивающих скважин до

нормативных величин и ежегодном наращивании объемов эксплуатационного

бурения. Необходимо привлечение крупных инвестиций как иностранных, так и

отечественных, внедрение прогрессивных технологий (горизонтальное и

радиальное бурение, гидроразрыв пластов и т.д.) и оборудования особенно для

разработки небольших и малодебитных месторождений. В этом случае спад

добычи нефти можно будет преодолеть в 1997-1998 гг.

На наш взгляд, ситуация в ТЭК. может быть оценена и с других позиций.

Добыча нефти и конденсата в 1993 г. составила 354 млн т. Собственное

потребление России 220 млн т. Вывоз сырья в страны СНГ снизился в связи с

сокращением спроса (из-за неплатежей) на 96 млн т усл. топлива, что

позволило увеличить экспорт в дальнее зарубежье на 26 млн т усл. топлива.

После разъединения союзного нефтяного комплекса Россия оказалась не в

состоянии переработать всю нефть, добываемую на ее территории, из-за

дефицита мощностей по переработке. Российские НПЗ способны переработать не

более 300 млн т в год при добыче нефти с газовым конденсатом в 1995 г.

306.7 млн т.

Многие российские НПЗ не в состоянии покупать нефть по высоким ценам,

из-за трудности реализации вырабатываемых нефтепродуктов. Следует учесть и

то, что больше 100 млн т в год Россия через свои, а также бывших советских

республик порты и трубопроводы, железнодорожные станции экспортировать не

может.

Таким образом, не определен баланс: добыча — потребление— экспорт.

Есть опасность и в декларируемой ориентации на энергосбережение заложить в

развитие комплекса безадресное производство энергии. В этих условиях

использование кредитов и расширение числа совместных предприятий с

зарубежными партнерами потребуют дополнительного вывоза сырой нефти в

качестве обеспечения кредитных и договорных обязательств.

По данным Минтопэнерго РФ, в 1993 г. добычу и экспорт нефти

осуществляли 37 СП. Они вывезли нефти более чем на 1.2 млрд долл., а сумма

инвестиций зарубежных партнеров не превысила 230 млн долл. В 1994 г.

совокупная добыча СП составила 14.7 млн т, а в 1995 г — 17.8 млн т. Экспорт

нефти СП в 1994 г. составил 9.7 млн т. В 45 СП нефтеперерабатывающей

промышленности объемы капиталовложений составили 25 млн долл., а экспорт

нефтепродуктов в 1994 г. превысит 500 млн долл.

Эффективное решение вопросов привлечения иностранного капитала в

развитие нефтяного комплекса России требует государственного подхода [6,

19] и одновременного решения вопросов по предотвращению утечки капиталов за

границу при экспорте нефти и восстановлению взаимовыгодного сотрудничества

между предприятиями нефтяного комплекса стран СНГ. Основным источником

стабилизации экспорта, как это и провозглашено в экономической стратегии

России, должны стать сэкономленные энергоресурсы.

Необходим поворот стратегии от наращивания добычи углеводородного

сырья к повышению эффективности использования энергоресурсов. Важно

учитывать проблему конечности и невосполнимости ресурсов, в ряде старых

добывающих районов страны с развитой инфраструктурой они близки к

исчерпанию.

Оценка ресурсов всех категорий имеет расчетный характер и проверяется

практикой. Так, например, в Северо-Кавказском добывающем районе России по

мере его изучения меняется представление об оценке ресурсов. Если принять

оценку ресурсов, запасов и накопленной добычи нефти и газа района на

1966 г. за 100%, то к 1988 г. несмотря на значительное увеличение объемов

бурения пополнение запасов газа составило лишь 4%, а нефти 32%, что не

компенсировало объема добычи за этот период. Поэтому оценка ресурсов

снизилась практически наполовину. Такая же картина наблюдается в ряде

районов Урало-Поволжья, Закавказья. В настоящее время начальные запасы

месторождений нефти, находящихся в разработке, выработаны в среднем на 48%.

Это означает переход к периоду снижающейся добычи и темпов отбора

остаточных запасов. Степень выработанности крупнейших месторождений

значительно выше средних показателей и составляет по месторождениям:

Самотлорскому — 63%, Ромашкинскому — 85, Мамонтовскому — 74, Федоровскому —

58, Арланскому — 77,5, Покачевскому — 76.8, Мортымья-Те-теревскому — 95%.

Ситуация усугубляется и тем, что наиболее выработанными оказываются запасы

высокодебитных горизонтов (на Самотлорском месторождении самый высокоде-

битный горизонт уже выработан на 92%, на Покачевском — на 90%).

Комплексность в использовании добытых из недр полезных ископаемых

весьма низкая по отношению к мировому уровню. Это приводит к их потерям в

размере 30-50% от учтенных в недрах запасов (в частностиб попутного газа и

других ценных компонентов нефтяных месторождений). Исчерпание запасов

основных месторождений, слабая под-тверждаемость оценки ресурсов в старых

районах указывают, что кризис недропользования обусловлен торопливым и

нерациональным истощением природных ресурсов.

Дальнейшие перспективы открытий связаны с малоизученными районами

Сибири, Дальнего Востока и шельфов морей, оценка продуктивности которых

базируется преимущественно на аналогиях, поэтому при переходе к рыночной

экономике целесообразно обратиться к вопросу о кардинальном изменении

стратегии недропользования России:

. в геологии — от обслуживания добывающих отраслей путем расширения

минерально-сырьевой базы к определению лимитов недр, регулированию

темпов добычи и контролю за рациональностью использования сырья;

. в разработке — от наращивания добычи к ее квотированию, согласовываясь

с лимитами недр,

. в производстве — от валового к рациональному потреблению сырья на базе

ресурсосбережения.

Переход к рациональному использованию недр и ре-сурсосбережению по

всей технологической цепочке от поиска полезных ископаемых до их

переработки, а затем и вторичной утилизации полностью отвечает

государственным интересам России. Вышеперечисленные задачи решаемы в

условиях конкуренции субъектов регулируемого энергетического рынка.

За последние годы в нашей стране в области экспорта нефти происходил

постепенный отход от государственной монополии и приближение к принятой в

промышленно развитых странах практике частно-государственной олигополии,

субъекты которой действуют по разработанным и принятым ими же

цивилизованным правилам с учетом национальных традиций и особенностей. Так

как при реформировании экономики с 1992 г. произошел слом государственной

машины управления, становление нефтяной олигополии происходило не всегда

цивилизованными способами.

Право продажи нефти и нефтепродуктов за рубежи страны получили более

120 организаций, частных компаний и совместных предприятий. Конкуренция

обострилась между российскими продавцами нефти. Число демпинговых и

неконтролируемых сделок постоянно увеличивалось. Цена на российскую нефть

упала почти на 20%, а объем экспорта оставался на рекордно низком уровне

65 млн т в 1992 г.

Широко распространилась практика освобождения от уплаты экспортных

пошлин как профессиональных торговых компаний, так и многих администраций

регионов, государственных структур, различных общественных организаций. В

целом в 1992 г., по данным Главного управления по экономическим

преступлениям МВД России, от экспортных пошлин освобождалось 67% вывозимой

нефти, что лишало бюджет поступлений на сумму около 2 млрд долл.

В 1993 г. в стране заработал институт спецэкспортеров, предполагающий

выделение наиболее опытных торговых компаний (трейлеров) и предоставление

им исключительного права на проведение внешнеторговых операций с нефтью и

нефтепродуктами. Это позволило увеличить объем экспорта нефти до 80 млн т в

1993 г., несколько поднять ее цену (которая продолжала оставаться на 10—

13% ниже мирового уровня), отработать механизм контроля за поступлениями

валютных средств в страну. Однако число спецэкспортеров продолжало

оставаться чрезмерным (50 субъектов). Они по-прежнему конкурировали не

столько с зарубежными компаниями, но и между собой. Сохранился и механизм

предоставления льгот по экспортным пошлинам, но размер недополученных

бюджетом средств снизился до 1,3 млрд долл.

В 1994 г. сократилось число спецэкспортеров до 14 организаций. Экспорт

нефти увеличивается до 91 млн т, цена на российскую нефть составила 99% от

мировой. Улучшению дел в этой сфере способствовал процесс приватизации и

реструктурирования нефтяной отрасли: ряд компаний сформировались как

полностью вертикально интегрированные, способные осуществлять весь цикл

операций от разведки и добычи нефти до реализации нефтепродуктов

непосредственно потребителям. В конце 1994 г. основными российскими

производителями и экспортерами при активном участии МВЭС РФ было создано

отраслевое объединение Союз нефтеэкспортеров (СОНЭК), доступ в который

открыт всем субъектам нефтяного сектора.

Таким образом, российские компании оказались в состоянии конкурировать

на мировых рынках с ведущими монополиями промышленно развитых стран. Были

созданы условия для упразднения института спецэкспортеров, что и было

сделано решением правительства в начале 1995 г. Создание СОНЭК реализовало

используемую во всем мире практику упорядочения экспорта стратегических

товаров. Например, в Японии существует более 100 экспортных картелей, в

Германии около 30, в США около 20.

Присутствие вертикально интегрированных нефтяных компаний на

внутреннем российском рынке создает предпосылки для развития эффективной

конкуренции между ними, имеющей положительные последствия для потребителей.

Однако до настоящего времени эти предпосылки на региональном уровне не

реализуются, так как пока фактически произошел раздел российского рынка

нефтепродуктов на зоны влияния вновь образуемых нефтяных компаний. Из

22 обследованных ГКАП России в 1994 г. регионов только на рынках

Астраханской и Псковской областей, Краснодарского и Ставропольского краев

поставки нефтепродуктов (бензина, мазута, дизельного топлива)

осуществляются двумя нефтяными компаниями, в остальных случаях присутствие

одной нефтяной компании, как правило, превышает 80%-й рубеж.

Поставки по прямым связям, а также имеющие фрагментарный характер,

осуществляются и другими компаниями, но их доля в объеме поставок на

региональные рынки слишком мала, чтобы создавать конкуренцию монополистам.

Например, в Орловской области при абсолютном доминировании компании "КЖОС"

на региональном рынке (97%) компания "ЛУКОЙЛ" также поставляет

нефтепродукты Агроснабу. Однако договор между ними носит разовый характер и

был заключен на бартерной основе.

Создание в начале 1993 г. трех вертикально интегрированных нефтяных

компаний (ВИНК) существенным образом повлияло на рынки нефтепродуктов.

Добыча нефти по каждой из вертикально интегрированных компаний возросла в

процентах по отношению к остальным нефтедобывающим предприятиям и составила

суммарно в январе 1994 г. 56.4%, в то время как в первом полугодии 1993 г.

эти три компании добывали 36% от общего объема добычи нефти по России. В

целом при падении производства основных видов нефтепродуктов ВИНК

стабилизировали и даже прирастили выпуск отдельных видов продукции.

Наряду с этим рост цен на нефть ВИНК в среднем ниже, чем по

нефтедобывающим предприятиям, не сформированным в компании. Кроме того,

нефтяные компании периодически объявляют о замораживании своих цен на

нефтепродукты. Это позволяет нефтяным компаниям осваивать не только рынки

нефтепродуктов областей, где находятся их дочерние АО

нефтепродуктообеспечения, но и активно выходить в другие наиболее

привлекательные регионы (приграничные, центральные, южные). Приостановка в

1994 г. создания новых нефтяных компаний предоставила существенные

преимущества трем функционирующим НК в захвате рынков сбыта и укреплении

своих позиций на них.

Экономические последствия деятельности нефтяных монополий на

региональных рынках на сегодняшний день, в условиях тотального падения

платежной способности потребителей нефтепродуктов, не носят ярко

выраженного отрицательного характера. Более того, обеспечение нефтяными

компаниями поставок по госнуждам практически на условиях безвозмездного

кредитования (к числу безнадежных должников относится агропромышленный

сектор) решает оперативные проблемы неплатежей в регионах. Однако нет

гарантий, что при активизации спроса, в связи с растущей

платежеспособностью потребителей, потенциальные возможности ценового

диктата и иных злоупотреблений доминирующим положением не будут

реализованы. Это необходимо учитывать при формировании конкурентной среды и

разработке антимонопольных требований. При этом должны быть учтены

специфические отраслевые особенности, важнейшими из которых являются

следующие:

. повышенные требования к непрерывности технологических процессов и

надежности обеспечения потребителей электрической и тепловой энергией,

сырьем и топливом;

. технологическое единство одновременно протекающих процессов

производства, транспортировки и потребления электрической и тепловой

энергии, нефти и газа;

. необходимость централизованного диспетчерского управления созданными

едиными системами энерго-, нефте- и газоснабжения, обеспечивающего

повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов

и более надежные поставки их потребителям;

. естественная монополия энерго-, нефте- и газотранспортных систем по

отношению к поставщикам и потребителям и необходимость государственного

регулирования деятельности этих систем;

. зависимость экономических результатов деятельности нефте- и

газодобывающих предприятий от изменения горно-геологических условий

добычи топлива;

. жесткая технологическая взаимозависимость предприятий и подразделений

основного и обслуживающего производств, обеспечивающих выпуск конечной

продукции.

В настоящее время закладываются основы формирования конкурентной среды

с учетом специфических особенностей отраслей ТЭК, что предусматривает:

. формирование перечня естественных и разрешенных монополий в отраслях

ТЭК;

. обеспечение реализации антимонопольных мер при приватизации предприятий

и организаций ТЭК;

. выявление предприятий и организаций ТЭК, конкурентоспособных или

имеющих возможность стать конкурентоспособными на мировом рынке, и

создание условий для их эффективного функционирования на мировом рынке;

. осуществление контроля со стороны органов государственного управления

за предотвращением недобросовестной конкуренции предприятий и

организаций ТЭК;

. формирование финансово-промышленных групп в отраслях ТЭК;

. разработку плана мероприятий по реализации в отраслях ТЭК комплекса

первоочередных мер по развитию малого и среднего бизнеса;

. разработку предложений по разграничению функций управления

Список использованной литературы

1. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч.1.: Пер. с англ. – М.:

Мир, 1991. – 528с., ил.

2. Фримантл М. Химия в действии. В 2-х ч. Ч.2.: Пер. с англ. – М.:

Мир, 1991. – 622с., ил.

3. В.Ю. Алекперов Вертикально интегрированные нефтяные компании

России. – М.: 1996.

4. Ежемесячный аналитический журнал «Нефть и капитал», октябрь

1998, февраль 1999.

-----------------------

[1] Кероген (от греч. керос, что означает «воск», и ген, что означает

«образующий») – рассеянное в горных породах органическое вещество,

нерастворимое в органических ратворителях, неокисляющих минеральных

кислотах и основаниях.

[2] Конденсат - углеводородная смесь, газообразная в месторождении, но

конденсирующаяся в жидкость при извлечении на поверхность.

-----------------------

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.