бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

действительной только тогда, когда ее «сознательный» период переходит в

период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать

быстро т точно.» [16, С.435-436]. Это достигается благодаря упражнению,

которое находится в широких и многосторонних связях с приучением. Если в

основе приучения лежит овладение ребенком преимущественно процессуальной

стороной деятельности, то упражнение делает ее личностно значимой.

Выполняемая школьником деятельность выступает здесь в единстве ее цели и

операционной структуры как упражнение в правильном поступке.

Основное назначение упражнения как метода воспитания сознательной дисциплины

– практический опыт коллективных отношений, необходимых для формирования

качеств личности. Опираясь на приучение, упражнение предусматривает

многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование ценных

способов действий как устойчивой основы общественного поведения. При этом оно

не имеет ничего общего с механической выучкой и тренажом в духе поведенческой

психологии: стимул – реакция – подкрепление.

Упражнение в широком смысле – это такая организация жизни и деятельности

учащихся, которая создает им условия поступать в соответствии с принятыми в

обществе нормами и правилами поведения. «Нельзя, - говорил А.С.Макаренко, -

воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия,

когда бы он мог проявить мужество, - все равно в чем, - в сдержанности, в

прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

волю, мужество, целеустремленность нельзя воспитать без специальных

упражнений в коллективе» [14, С.424-425].

Метод упражнения часто реализуется через поручения. Они приучают школьников

жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к

общественным делам. Но эту роль поручения выполняют далеко не всегда. В школе

еще встречаются ученики, которые, взявшись с жаром за какое-либо дело, не

заканчивают его или, выполнив одно поручение добросовестно, к другому

относятся халатно. Причина этого явления кроется в том, что учащиеся, зная

нормы и принципы общественной морали, мало упражняются в деятельности,

формирующей единство сознания и поведения.

Привлекая воспитанников в выполнению поручений, необходимо управлять мотивами

их общественной активности. Без понимания тех внутренних сил, которые

побуждают школьника поступать определенным образом, нельзя успешно руководить

его социальным и нравственным развитие, упражнять его в правильных

поступках.

Создание воспитывающих ситуаций

В реальной жизни и деятельности школьного коллектива постоянно возникают

ситуации, в которых обнаруживается и подвергается испытанию на прочность вся

система сложившихся в нем воспитательных отношений. Создать такую ситуацию,

обнаружить заключенный в ней конфликт, возникающую или уже назревшую проблему

по плечу любому вдумчивому педагогу. Такие специально организованные

педагогические условия называются воспитывающими ситуациями.

По своему существу это ситуации свободного выбора. Ученики в них ставятся

перед необходимостью выбирать определенное решение из нескольких возможных

вариантов: воспользоваться привилегиями самому, уступить место другому,

промолчать, сказать правду, сказать «не знаю». В поисках выхода из созданной

учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает

свое поведение, приводит его в соответствие с новыми требованиями,

изменившимися условиями деятельности и общения.

Анализируя внутренние противоречия воспитания и развития детей, А.С.Макаренко

установил, что « в эволюционном порядке собираются, подготавливаются какие-то

предрасположения, намечаются изменения в духовной структуре, но все равно для

реализации их нужны какие-то более острые моменты, взрывы, потрясения» [15,

С.507]. Так возникают критические, конфликтные ситуации. Как результат

столкновения отношений личности и общественных норм поведения людей

конфликтная ситуация не может быть обойдена воспитателем. Если ее

происхождение и условия тщательно проанализированы, она может стать гибким и

действенным средством разрушения «дефектных» и утверждения здоровых

взаимоотношений, единства внешних требований и внутренних устремлений

личности.

В период проведения военных сборов создаются благоприятные условия для

реализации воспитывающих ситуаций. Так, при изучении темы «Воинские

коллективы» в условиях школы это остается за гранью реальной жизни, ибо после

занятий учащиеся расходятся по своим семьям, а в условиях сбора они на

протяжении целой недели живут плечо к плечу и здесь как никогда проявляется и

как нигде проявляется чувство коллективизма, внутриколлективные отношения,

способность прийти на выручку, проверяется психологическая совместимость

людей, так важная в реальной воинской службе. Посещение учащимися воинской

части позволяет в беседе как с группой военнослужащих так и с отдельными

солдатами подтвердить важность коллектива и следовательно создается реальная

воспитывающая ситуация для формирования и ответственности и

дисциплинированности личности будущего солдата.

Методы стимулирования поведения и деятельности

Стимулировать – значит побуждать, давать толчок, импульс к мысли, чувству и

действию. В целях подкрепления и усиления воздействия на личность школьника

тех или иных факторов применяются различные методы стимулирования, среди

которых наиболее употребительны соревнование, поощрение.

Ознакомление учащихся с основными профессионально важными качествами

военнослужащих некоторых видов Вооруженных Сил и родов войск позволяет уже на

школьной скамье целенаправленно готовить себя к службе в данном виде или роде

войск.

Так, учащийся мечтающий попасть служить в Военно-Морской Флот, должен знать,

что он умеет поддерживать высокую работоспособность в длительных переходах;

уметь снимать нервное напряжение; проявлять устойчивость к действию

неблагоприятных факторов: перегревания, охлаждения, температурных перепадов,

изменения воздушной среды, качки и непогоды; быстро восстанавливать

работоспособность; уметь сноровисто действовать в борьбе за живучесть

корабля. Конкретные приемы такой тренировки следует давать индивидуально и

вести персональное наблюдение за их ходом проведения. Хорошим стимулом

укрепления данной мечты могут служить кинофильмы о буднях и действиях в

экстремальных ситуациях моряков.

Соревнование

Как метод воспитания соревнование строится с учетом того несомненного

социально-психологического фактора, что детям, подросткам и юношам в высшей

степени свойственно стремление к здоровому соперничеству, приоритету

первенства, самоутверждению. Вовлекая учащихся в борьбу за достижение

наилучших результатов в труде и общественной деятельности, соревнование

поднимает отстающих на уровень передовых, стимулирует развитие творческой

активности, инициативы, новаторских починов, ответственности и коллективизма.

В настоящее время соревнование по успеваемости учащихся не проводится. Это

связано с индивидуальными особенностями процесса усвоения школьниками знаний,

умений и навыков. У каждого человека и у детей в том числе различные «зоны

актуального и ближайшего развития». Однако полностью исключать соревнование

из наиболее важной области жизни и деятельности школьников было бы

неправильно. Опыт показывает, что использование соревнования в учебной работе

оказывается возможным и приносит очевидную пользу, если оно ведется за

добросовестное отношение к учению. В условия соревнования младших школьников,

например, вносятся такие обязательства: всегда выполнять домашнее задание,

работать прилежно, не иметь замечаний на уроке, иметь опрятный внешний вид,

опрятные школьные принадлежности, выполнять школьный и домашний режим дня и

т.д. В старших классах среди юношей можно объявить соревнование на

подтягивание и отжим, например, через месяц, чтобы создать ситуацию

самостоятельно позаниматься в домашних условиях.

Соревнования бывают коллективными и индивидуальными, а по времени действия

различаются длительные и эпизодические.

В процессе организации и проведения соревнования необходимо соблюдать принцип

гласности, сравнимости результатов, педагогического такта.

Соревнование как метод формирования дисциплинированности и ответственности

учителями ОБЖ используется очень широко как в процессе теоретических занятий,

так и на практических, особенно в период военных сборов. Соревнование

стимулирует чувство коллективизма, активизации личности в целом. Примером

может служить военизированная эстафета, где царит дух товарищества, четкая

слаженность в действиях, а тем самым проявление ответственности и

дисциплинированности.

При проведении праздника, посвященного «Дню Защитника Отечества», учащиеся

самостоятельно готовили команде противника вопросы и задания не только из

программного материала, но и на общую эрудицию.

Поощрение

Поощрение – способ выражения общественной положительной оценки поведения и

деятельности отдельного учащегося или коллектива. Его стимулирующая роль

определяется тем, что в нем содержится общественное признание того образа

действий, который избран и проводится учеником в жизнь. Переживая чувство

удовлетворения, школьник испытывает подъем энергии, уверенность в собственных

силах.

Нельзя полагать, что одобрение и поощрение полезны всегда и везде.

Воспитательное значение поощрения возрастает, если оно заключает в себе

оценку не только результата, но и мотива и способов деятельности. Надо

приучать детей ценить более всего сам факт одобрения, а не его престижный

вес. Плохо, если ученик ждет награды за малейший успех. В поощрении особенно

нуждаются дети несмелые, неуверенные. К поощрениям чаще приходится прибегать

в работе с младшими школьниками и подростками, которые особенно чувствительны

к оценке их поступков и поведения в целом. Но лучше, если это будут

коллективные поощрения. Учителю необходимо одинаково заботиться о том, чтобы

не появились ученики захваленные и обойденные общественным вниманием. Сила

воспитательного влияния поощрения зависит от того, насколько оно объективно и

находит поддержку в общественном мнении коллектива.

В последние годы все чаще возникает вопрос о соответствии между выполненным

делом мерой удовлетворенности поощрением. Часто не только дети, но и

взрослые, испытывают неудовлетворение от высказанного поощрения учителем или

руководителем. Если поощрение соответствует ожидаемому удовлетворению

личности, то оно стимулирует закрепление данных навыков деятельности и тем

самым формирует сознательную дисциплину и дисциплинированность, но если не

возникает соответствия между ними, то это может оказать самое негативное

влияние на процесс формирования дисциплинированности как качества личности.

Это очень серьезная проблема, психолого-педагогический и методический

механизм функционирования которой в полном объеме еще не изучен.

В практической деятельности учителя ОБЖ метод поощрения для формирования

ответственности и дисциплинированности можно применять практически на каждом

занятии, но при этом необходимо соблюдать меру похвалы и ее целесообразность.

Поощрение должно быть за весомые дела и поступки. Так, учащийся

самостоятельно подготовил доклад на тему: «Личная дисциплинированность воина»

и показа ее историческое, социальное и нравственное значение со времен

Александра Македонского до наших дней заслуживает не просто отличной оценки,

а самой серьезной похвалы перед учащимися класса и даже сообщение родителям

данного ученика о его успехах.

Наказание

Отношение к наказаниям в педагогике весьма противоречиво и неоднозначно. В

значительной мере под влиянием свободного воспитания в первые годы работы

советской школы наказания вообще были запрещены. Обосновывая правомерность

наказания как одного из методов воспитания, А.С.Макаренко писал: «Разумная

система наказания не только законна, но и необходима. Она помогает оформиться

крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности,

тренирует волю, человеческое достоинство, уменье сопротивляться соблазнам и

преодолевать их» [17, С.399].

Наказание – это такое воздействие на личность школьника, которое выражает

осуждение действий и поступков, противоречащих нормам общественного

поведения, и принуждает учащихся неуклонно следовать им. Наказание

корректирует поведение ребенка, дает ему ясно понять, где и чем он ошибается,

вызывает чувство неудовлетворенности, дискомфорта, стыда. А.С.Макаренко

называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Это состояние порождает

у школьника потребность изменить свое поведение. Но наказание ни в коем

случае не должно причинять ребенку страдания – ни физического, ни морального.

В наказании нет подавленности, а есть переживание отчужденности от

коллектива, хотя бы временного и небольшого.

Может применяться такая форма наказания, как изменение отношения к

воспитаннику со стороны учителя или классного коллектива. Умелое применение

наказаний требует от учителя педагогического такта и определенного

мастерства.

Всякое наказание должно сопровождаться анализом причин и условий, породивших

тот или иной поступок. В тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения

необдуманно, случайно, можно ограничиться беседой или простым упреком.

Наказание приносит успех, когда оно согласуется с общественным мнением

коллектива. Педагог поступит неправильно, если будет наказывать по

подозрению. По возможности надо избегать коллективных наказаний, поскольку

они могут привести к объединению учащихся, нарушающих общественный порядок и

дисциплину.

Воспитание по своему определению не стремится к угнетению, принуждению, к

прагматическому, безудержному, по искусственно завышенным стандартам

потребительству. Его цель – сформировать свободную, ответственную,

дисциплинированную личность. Исходя из молчаливого признания несовершенств

реального человека, любых общественных отношений, воспитание готовит ребенка

к преобразованию самого себя, к достижению духовного и физического

совершенства, а не к ролевому, конформистному прозябанию в мещанско-

обывательской рутине.

Воспитание в отличие от внешнего приспособления к данному социуму, есть

формирование средствами ненасилия, в сочетании с предопределенными законами

природы и социума педагогически целесообразным, принудительным воздействием,

духовного «ядра» личности, ее нравственной свободы. Воспитание направлено на

развитие личности, способной в негативных социальных условиях и экстремальных

ситуациях быть самим собой, оставаться инакомыслящей, готовой к

самостоятельным ответственным решениям и действиям. «Только воспитание как

вечный, объективный, изначально присущий обществу механизм передачи

подрастающим поколениям опыта общественной жизни, а отнюдь не социализация,

представляющая собой субъективное изобретение охранителей социального

расслоения, готовит личность к борьбе с валюнтаристским политическим,

нравственным, социальным, эстетическим насилием» - писал Б.Т.Лихачев [11,

С.59].

Наказание как метод очень «тонкий» инструмент в руках учителя. Следует на

практике в период посещения воинской части обсудить данный вопрос с

военнослужащими. Наказание должно быть, ибо в противном случае начнет

проявляться безответственность, вседозволенность, не соблюдение воинской

дисциплины. Какими могут быть последствия уснувшего дневального, часового на

посту и т. д.

2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки

в воспитании дисциплинированности и ответственности

Управляемость целостного педагогического процесса невозможна без обратной

связи, которая несет характеристику его результативности. Выполнить эту

функцию помогают методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.

Чтобы оценить эффективность воспитательного процесса по формированию

дисциплинированности учащихся, необходимо изучать деятельность и поведение

воспитуемых. О людях судят прежде всего по их действиям.

О показателях воспитанности и в том числе дисциплинированности школьников

можно судить по степени их участи во всех основных видах деятельности,

соответствующей их возрасту: игровой, учебной, трудовой, общественной и др. –

и результатам этого участия.

Важным показателем воспитанности школьников являются общение и отношения в

коллективе, со сверстниками, старшими и др. Характер общения и поведения

школьников во многом определяет результативность воспитательных влияний на

личность.

К показателям воспитанности личности необходимо отнести также ее

информированность, прежде всего в области морально-политической, культурной,

эстетической и др.

Ни один из этих показателей не может рассматриваться сам по себе, так как

нельзя разделить сознание, действия и поведение, общение личности. Всякое

подразделение их носит условный характер и применяется лишь в целях более

детального и поэлементного изучения общего уровня дисциплинированности и

воспитанности учеников. То же самое надо сказать и об условности выделения

соответствующих методов воспитания и оценки эффективности.

Общий анализ педагогического процесса складывается из оценки его

результативного компонента и процессуального, отражающего характер протекания

процесса. Необходимо оценивать действия самих воспитателей, правильность их

подхода к ученикам, характер утверждаемого или стиля общения, взаимодействия,

их влияния на развитие инициативы и самодеятельности учащихся. Рассмотрение в

единстве результативных и процессуальных показателей делает изучение

воспитания объективным.

К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за

учениками, беседы, направленные на выявление воспитанности, опросы (анкетные,

устные и пр.), анализ результатов деятельности, выполнение поручений,

создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.

Охарактеризуем данные методы. Педагогическое наблюдение характеризуется

непосредственным восприятием деятельности, общения, поведения личности в

целостности и динамике их изменения. Различают разнообразные виды наблюдения

– непосредственное, открытое и скрытое, непрерывное и дискретное,

монографическое и узкое и пр.

Чтобы успешно использовать наблюдение для изучения дисциплинированности и

ответственности личности, надо вести его с конкретной целью, владеть

программой изучения личности, признаками и критериями оценки ее воспитанности

вообще и дисциплинированности и ответственности в частности.

Наблюдения должны носить систематический характер. Важно хорошо продумать

систему фиксации наблюдаемых фактов (записи в дневник наблюдений, в карту

наблюдений и др.).

Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности

учащихся в области идейно-нравственных проблем, норм и правил поведения,

выяснить причины отклонения от выполнения этих норм, когда они наблюдаются.

Одновременно учитель фиксирует мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и

качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их

симпатии, антипатии и т.п.

Так в процессе теоретических занятий учитель фиксирует отношение учащихся к

выполнению домашнего задания, выполнению обязанностей дежурного, отношение к

выполнению творческих индивидуальных заданий. Аналогично, в период весенних

полевых сборов ведется фиксация фактов соблюдения дисциплинированности и

ответственности учащихся. По результатам наблюдений можно вести конкретную

воспитательную работу с учеником с целью выявления причин данных отклонений

от норм поведения. Причиной таких явлений может служить формальное усвоение

темы «Права и обязанности военнослужащих», не знание содержания общевойсковых

уставов и т.п.

Все чаще в классных коллективах применяются психологические опросники,

которые выявляют характер отношений между членами коллектива, товарищеские

привязанности или, наоборот, негативные отношения к тем или иным членам его.

Такие опросники позволяют своевременно выявить возникающие противоречия и

принимать меры по их быстрому и умелому разрешению.

Для изучения результатов общественной деятельности учащихся необходимо

проводить беседы и опросы не только их самих, но и членов классного

коллектива.

О результативности воспитания сознательной дисциплины свидетельствуют такие

показатели как: сформированность мировоззрения, усвоение норм морали,

соблюдение законов, а также Правил для учащихся, общественная активность,

инициативность, самостоятельность, умение оценит события, происходящие в

нашей стране и за рубежом.

Научно обоснованного, однозначного подхода к определению уровня

сформированности у личности такого интергативного качества как

дисциплинированность и ответственность на сегодня нет. Данную проблему ученые

совместно с передовой частью учительства решают в рамках оценки уровня

воспитанности ученика. При этом следует определиться, что понимать под

воспитанностью ученика, по каким показателям можно оценит уровень его

воспитанности. Ученые считают, что уровень воспитанности выражает степень

сформированности у школьника в соответствии с его возрастными возможностями

важнейших качеств личности – показателей воспитанности, каждый из которых

оценивается по уровню сформированности: высокий, средний или низкий.

Общая оценка воспитанности ученика выводится на основе отдельных показателей

воспитанности. При этом, если какая-то сторона поведения ученика получила резко

отрицательную оценку как не соответствующая нормам нравственности, правилам

поведения в обществе или у ученика были обнаружены дурные привычки (курение,

пьянство, противоправные поступки и др.), то независимо от других оценок общая

оценка его воспитанности должна быть низкой.

Л.М.Фридман предлагает следующие показатели воспитанности ученика [37, С.64]:

1.Поведение в семье: проявляет ли интерес к делам семьи, к ее проблемам,

переживает ли совместно с другими ее членами невзгоды и радости, учится ли

старательно полному самообслуживанию, выполняет ли задания старших, проявляет

ли заботу о младших и старших членах семьи, правильно ли реагирует на

замечания, вежлив ли в общении со своими членами семьи.

2. Поведение в школе: внимательность на уроках, старательность в выполнении

заданий учителей, трудолюбие и аккуратность в учебной работе, разумное

отношение к успехам и неудачам в учении, проявление чувства ответственности

за порученные общественные дела, бережное отношение к собственному и

школьному имуществу, дисциплинированное поведение на переменах.

3. Отношение к старшим: вежливость в общении, послушание

в выполнении заданий, оказание посильной помощи нуждающимся в ней, вежливое

обращение к старшим при встрече и прощании.

4. Отношение к сверстникам: активное участие в

совместной деятельности и играх, стремление поделиться своими радостями и

огорчениями с товарищами, готовность бескорыстно помогать товарищам,

стремление не подвести своих товарищей, класс.

5. Поведение на улице и в общественных местах:

соблюдение правил дорожного движения, сохранение природы, соблюдение чистоты

и порядка в общественных местах, в транспорте, на улице.

6. Отношение к самому себе: аккуратность и бережливость

в одежде, обуви; соблюдение правил личной гигиены, выполнение режима дня и

утренней зарядки; самокритичность в оценке своего поведения и отдельных

поступков; правдивость, честность, принципиальность.

Эти показатели уточнены и конкретизированы для каждой возрастной группы

учащихся. Процедура оценивания состояла из следующих этапов.

Воспитатели (классные руководители) попросили родителей каждого ученика

заполнить и прислать или принести в школу следующую анкету с вопросами:

1. Какие положительные качества характерны для вашего сына?

2. Какие отрицательные вы заметили?

3. Какие качества личности вы стараетесь воспитать у вашего ребенка и на

сколько это вам удается выполнить?

4. Имеет ли ваш ребенок постоянную обязанность по дому и как он ее выполняет?

5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им нужную помощь,

сочувствие, защиту?

6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую

инициативу он проявляет при этом?

Использование данных показателей уровень воспитанности исследуемых качеств

можно достаточно точно спрогнозировать и тем самым содержанием учебного

материала ОБЖ в процессе теоретической и практической подготовки будущих

воинов успешно сформировать и развить.

Заключение

Проблема воспитания подрастающей личности в теории и практике всегда была

актуальной. На ее решение оказывали и оказывают самые разнообразные факторы:

экономические, социально-политические, материальные и т.д.

В своей квалификационной работе мы попытались решить данную проблему

содержанием учебного предмета ОБЖ в той ее части, которая посвящена основам

подготовки к военной службе. Рассмотрев вопрос о воспитании

дисциплинированности и ответственности в отечественной школы мы выделили

методы их воспитания: приучение, упражнение, создание воспитывающей ситуации,

стимулирования поведения и деятельности, соревнование, поощрение и наказание.

Общение с учителями ОБЖ, с классными руководителями и учителями-

предметниками, а также с учащимися и целенаправленное наблюдение за их

учебной деятельностью в школе и беседы с родителями о их мнении об уровне

ответственности и дисциплинированности ребенка позволили нам сделать

следующий вывод.

Проблема формирования дисциплинированности и ответственности у будущих воинов

своими корнями уходит в семейное воспитание. Мы считаем, что деятельность

учителей школы под руководством учителя ОБЖ совместно с родительской

общественностью класса и школы, а также воспитательное пространство района

способны данную проблему решить.

Библиографический указатель.

1. Акулкин Э.В., Соловьев В.М. Расширять знания школьников о

сознательной дисциплине //Советская педагогика № 2. 1985. С.19-24.

2. Андрианов А.Е. Воспитание сознательной дисциплины у

младших школьников //Советская педагогика. 1940. №11-12. С. 94.

3. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург, 1993. С.273

4. БеспалькоВ.П. Психологические парадоксы образования

//Педагогика № 5 2000. С. 15- 16.

5. Блонский П.П. О наказаниях //На путях к новой школе. 1924.

№ 1. С. 61.

6. Брюнелли Е.Л. О воспитании сознательной дисциплины у

учащихся //Коммунистическое просвещение. 1935. № 2. С. 73-74.

7. Виноградова Н.Д. Привычка – основа нравственного

воспитания //Педагогика № 5. 1997. С. 91-96.

8. Гликман И.З. Воспитание или формирование //Педагогика № 5,

2000. С. 22

9. Крупская Н.К. Пед. соч.: В 6 т. Т.6. М., 1979. С.377

10. Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 27. С. 241

11. Лихачев Б.Т. Педагогика противления злу насилием

//Педагогика, № 4. 1998. С. 20

12. Лихачев Б.Т. Проблема целостности в воспитании //Советская

педагогика № 5. 1986. С.59

13. Луначарский А.В. О воспитании и образовании. М., 1976. С. 270.

14. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность //Соч. –

М., 1958. Т. V. - С. 424-425.

15. Макаренко А.С. О «взрыве» //Соч. – М., 1958. Т. V. - С. 507.

15а. Макаренко А.С. Художественная литература о воспитании детей //Соч. –

М., Т V. – С.363.

16. Макаренко А.С. О коммунистической этике //Соч. – М., 1958.

Т. V. - С. 435-436.

17. Макаренко А.С. Проблемы воспитания в советской школе //Соч. –

М., 1958. – Т. V .- С. 398.

18. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1958. С. 284.

19. Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. Т.4.М., 1951. С.22

20. Муравский А. Как относиться к вам, дети? Больной вопрос //Народное

просвещение. 1928. № 7. С. 117.

20. Народный учитель. 1928. № 1, 2

21. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов /Под ред.

Чл.-корр. АП СССР Н.Ю.Шведовой. – 18-е изд., стереотип.- М.: Рус. Яз., 1986,

797 с.

22. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 кл.: Учебник для

общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н.

Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.: ил.

23. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: Учебник для

общеобразоват. учреждений /В. В. Марков, В. Н. Латчук, С. К. Миронов, С. Н.

Вангородский. – 4-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2003. – 288 с.: ил.

24. Педагогика: Курс лекций. М., 1966.

25. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М., 1998. С.9

26. Программно-методические материалы: Основы безопасности

жизнедеятельности / Сост. Б.И.Мишин. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 128 с.

27. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников

//Народный учитель. 1929. № 1. С. 49.

28. Родионов В. К вопросу о нормах поведения школьников

//Народный учитель. 1929. № 1. С. 49.

29. Середа В.З., Денисов М.Н. К вопросу о мерах поднятия

успеваемости и дисциплины //Просвещение на транспорте. 1927. № 4-5, С. 82.

30. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975. – С.14.

31. Тарасов В. Дисциплина и среда //На путях к новой школе. 1926.

№ 5-6. С. 13.

32. Топорков И.К. Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб.

для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: «Просвещение» при

участии издательства «Покровка», 1996. – 125 с.: ил.

33. Ушинский К.Д Материалы к III тому «Педагогической

антропологии» //Собр. Соч. – М., 1950. – Т.10. – С. 390-391.

34. Ушинский К.Д. Изб. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1974. С. 274

35. Философский словарь. – М.:Политиздат. 1972. - 469 с.

36. Фридман Л. М. Опыт оценки воспитанности учащихся //Педагогика

№ 4. 1997. С.64

37. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в детучреждениях в связи

психологическими особенностями ребенка //Просвещение на транспорте. 1927. № 1

. С. 201.

38. Цейтлин А. Вопросы дисциплины в педучреждениях в связи

педологическими особенностями ребенка //Просвещение на транспорте. 1927. № 2

. С. 20.

39. Шамахов Ф. Правильная организация педагогического процесса

как путь укрепления сознательной дисциплины в школе //Просвещение Сибири.

1933. № 3-4. С.70.

40. Шацкий С.Т. Кто виноват? //На путях к новой школе. 1928. № 4. С.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.