бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Диплом: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Диплом: Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Министерство Образования Российской Федерации

Уральский

Государственный Педагогический Университет

Иниститут Физической Культуры

Кафедра Безопасности Жизнедеятельности

Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина

Выпускная квалификационная работа

Исполнитель: студент 5 курса

дневного отделения

Воробьев Н.С.

Руководитель: заведующий

кафедры БЖ

Репин Ю.В.

Допущен к защите

«___»________2004г.

Заведующий кафедры БЖ ______________

Екатеринбург, 2004г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение........................................................................................................3

Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса

воспитания

личности................................................................................7

1.1. Воспитание как процесс целенаправленного формирования

и развития личности............................................................7

1.2. Проблемы дисциплины в истории отечественной школы...20

1.3. Личность как субъект индивидуальной истории.........34

Глава II. Воспитание дисциплинированности и ответственности личности

будущего воина на занятиях по ДП...................................45

2.1. Современные требования по подготовке личности будущего

воина на занятиях по ДП.....................................45

2.2. Воспитание дисциплинированности и ответственности будущего

защитника Отечества...............................................55

2.3. Методы организации деятельности по воспитанию дисциплинированности и

ответственности личности будущего воина на занятиях по

ДП.........................................68

2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании

дисциплинированности и ответственности.....83

Заключение...............................................................................................88

Библиографический

указатель.............................................................89

Введение

Становление современной молодежи пришлось на годы реформ, период социально-

экономической, идеологической и культурной ломки, крушения надежд и

жизненных планов. Изменившиеся идеалы и ценности, усложнение социальной

структуры, идейный и нравственный плюрализм, безработица и правовой

беспредел, резкое обнищание 80% семей и платное образование – все это сильно

повлияло на социализацию молодежи и на ее готовность к выполнению воинского

долга.

Проблемы современного образования и воспитания подрастающего поколения

настолько глобальны, что практически любой аспект учебно-воспитательного

процесса является актуальным. Среди этого многообразия проблем мы в своей

работе рассматриваем вопрос о воспитании дисциплинированности и

ответственности будущего воина на занятиях по допризывной подготовке.

Патриотическое воспитание всегда было в центре внимания отечественной науки и

практики. В этом плане имеется достаточно большой опыт в проведении данной

работы. Однако практика показывает, что служба в рядах Российской Армии не

является священным долгом и почетной обязанностью для очень большого числа

молодых людей призывного возраста. Это свидетельствует либо о негативном

отношении к своей малой и большой Родине, либо о низком качестве образования

и воспитания, об утере тех духовных традициях, которые характерных всем слоям

населения, уважающих свою нацию, свое государство. Любовь к Отечеству сегодня

особенно актуализируется и рассматривается как один из способов возрождения

России. В этой связи следует вспомнить слова К.Д.Ушинского, который

утверждал, что как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к

Отечеству, и эта любовь дает верный ключ к сердцу человека и могущественную

опору для борьбы с дурными природными, личными, семейными и родовыми

наклонностями. Это позволяет сделать вывод о том, что в любом человеке, а

формирующейся детской личности, тем более, потенциально заложены возможности

для воспитания патриотизма.

В основе патриотического воспитания заложены нравственные основы личности,

показателем которой могут выступать такие качества как дисциплинированность и

ответственность.

Таким образом, на практике назрело противоречие между потребностью

общества в достойных защитниках своего Отечества, с одной стороны, и негативным

отношением к воинской обязанности части молодежи, с другой стороны, которое

делает актуальной проблемой необходимость данной подготовки. Это

определило тему нашей выпускной квалификационной работы:

«Психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина».

Объект исследования – процесс обучения ОБЖ в общеобразовательном учреждении.

Предмет исследования – воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально

проверить психолого-педагогическое воздействие занятий по ДП на воспитание

дисциплинированности и ответственности личности будущего воина.

В основу нашей работы положена следующая гипотеза: процесс воздействия

занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности личности

будущего воина будет эффективным, если воспитание строится на основе требований

к уровню развития личности будущего защитника, теории и практики

рассматриваемых категорий:

- ориентации воспитания дисциплинированности и ответственности

как длительного и целенаправленного процесса на выработку потребности и

привычки собственного поведения в соответствии с принятыми нормами в

Вооруженных Силах России;

- взаимодействии и единстве взглядов педагогического

коллектива, родительской общественности и воспитательного пространства по

воспитанию дисциплинированности и ответственности допризывников;

- использовании разнообразных методов организации

деятельности по воспитанию дисциплинированности и ответственности

допризывника.

Исходя из цели и гипотезы, были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние проблемы воспитания дисциплинированности и

ответственности личности будущего воина в педагогической теории и практике.

2. Определить возможность ее разрешения на занятиях по ДП при

изучению ОБЖ в общеобразовательном учреждении.

Научная новизна заключается в том, что предлагаются методы и приемы

воспитания дисциплинированности и ответственности личности будущего воина на

занятиях по ДП в новых условиях функционирования общеобразовательного

учреждения.

Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что процесс

воздействия занятий по ДП на воспитание дисциплинированности и ответственности

личности будущего воина рассматривается как привитие привычки, потребности и

нормы поведения данных качеств личности в процессе усвоения содержания

образования по ОБЖ. Данные результаты могут быть использованы учителями ОБЖ

Методы и теоретические основы исследования определялись необходимостью

решения теоретических и практических проблем: теоретический анализ и синтез

философского, педагогического, психологического и методического знания по

проблеме исследования; эмпирические методы – беседа, интервьюирование, анализ

деятельности учителей-практиков по данной проблеме, наблюдения за деятельностью

учащихся с целью выявления уровня исследуемого явления. Итогом использования

данных методов выступили обобщение и систематизация теоретических и

практических результатов по теме выпускной квалификационной работе.

База исследования – муниципальное общеобразовательное учреждение №11

г.Екатеринбурга.

Достоверность результатов исследования обеспечивается методологической и

теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы и системным подходом к

ее разработке, привлечением большого теоретического материала и его анализом.

Результаты исследования обладают воспроизводимостью и повторяемостью.

Глава I. Психолого-педагогические аспекты процесса

воспитания личности

1.3. Воспитание как процесс целенаправленного

формирования и развития личности

В научно-педагогической литературе сложилась неоднозначность в понимании

термина «воспитание», что проявляется в различных подходах к его определении.

В одном случае считают, воспитание – это обретение молодежью опыта старшего

поколения и вообще всей накопленной культуры. Это чрезвычайно расширенный

смысл, поскольку имеется в виду влияние не только школы, педагогов, но и

среды, и других факторов развития личности

В другом случае воспитание рассматривается как целенаправленная передача

культурного опыта человечества и целенаправленное формирование личности. Это

более узкое понимание смысла воспитания, подразумевающего только чисто

педагогическую деятельность. Однако и оно не совсем конкретно, так как

сочетает и формирование личности («собственно воспитание»), и педагогическую

деятельность по передаче молодому поколению накопленных знаний («образование

и обучение»).

Наконец, в третьем варианте воспитание предстает как целенаправленное и

последовательное формирование качеств личности. Если хотят подчеркнуть такой

смысл слова, то говорят о воспитании в узком смысле слова, т.е. о собственно

воспитании или воспитательной работе.

В научной и практической деятельности ученые педагоги и педагоги практики не

всегда указывают, какой смысл придается тому или иному термину и в результате

происходит путаница при рассмотрении многих теоретических проблем. Часто

говоря о воспитании, а имеют в виду обучение, просвещение. Или организуют

«воспитательный» процесс для того, чтобы выработать определенные качества

личности, как дисциплинированность, трудолюбие, но при этом надеются добиться

результата при помощи бесед с детьми или изучения моральных и нравственных

проблем, обсуждения поступков героев художественных произведений или

деятельности выдающихся личностей.

Печальный результат такого воспитания проявляется и в низкой воспитанности

выпускников многих школ, и в разгуле преступности среди молодежи, и в

многочисленных отказах служить в армии по государственному призыву, и в

других фактах. Воспитательная слабость многих школ транслируется за их

пределами, в других учреждениях, которым необходимо заниматься воспитанием

молодежи и не только ее. Есть не мало фактов, свидетельствующих о том, что,

не умея воспитывать молодых солдат, офицеры поручают «влиять» на них

старослужащих и вообще более физически сильным парням, что приводит к

пресловутой «дедовщине». Не внимание к проблеме воспитательной работы в

вооруженных силах российской армии породило справедливое негативное отношении

родительской общественности к службе в армии, поиске самых разнообразных

способов избавления от нее. Это объясняется естественным стремлением

родителей сохранить жизнь собственного ребенка. Кто не перенес утрату

взрослого, физически здорового сына из-за необразованности и несоответствия

занимаемой должности малограмотного выпускника военного училища, кто не знает

и не понимает в силу своей интеллектуальной ограниченности, что значит

вырастить ребенка, тому этого ни когда не понять и «дедовщина» как социальное

явление будет жить и процветать, ибо ее корни заложены в уровне воспитанности

и образованности офицерского корпуса от самых низов и до самых верхов. Театр

начинается с гардероба, а первые истинные впечатления будущих солдат

российской армии начинаются формироваться с посещения призывной комиссии, где

буйным цветом процветает невежество, отсутствие самого элементарного уважения

к личности призывника. Этой первой встречи достаточно, чтобы перечеркнуть всю

предварительно проделанную воспитательную работу по формированию у подростков

потребности быть защитником Отечества, испытать гордость высокого звания быть

им.

Конечно, на результатах воспитания сказываются многие причины, связанные не

только с образовательными проблемами, но и с тем социальным кризисом, который

переживает наша страна. Смена идеологии, смещение ценностей, этических и

моральных норм поведения и жизни в целом не прошли бесследно для процесса

формирования и развития личности школьников, их уровня воспитанности и тем

самым на уровне их дисциплинированности и ответственности, как в широком

смысле слова, так и в узком – их отношении к службе в армии.

Понятие «воспитание» появилось в России 300 лет назад и имело смысл,

воплощенный в самой этимологии слова: кормление детей, чтобы они росли. Для

нормального развития ребенка считалось достаточным простой заботы о нем,

кормить и одевать. Бурное развитие просвещения в XIX веке в Европе показало,

как много может дать обучение для развития личности. Казалось, что если

ученик изучит все школьные дисциплины и станет образованным человеком, то

вполне будет готов жизни в обществе. Еще со времен Я.А.Каменского,

систематично и целостно изложившего теорию обучения, считалось, что

педагогика прежде всего дидактика. До сих пор популярна среди современных

педагогов мысль немецкого педагога Гербарта о том, что воспитание ребенка –

результат многостороннего процесса обучения. Известно его высказывание:

«Воспитание через преподавание!». К сожалению, этот девиз процветает и по сей

день!

В последующие годы стало проходить безоглядное увлечение мыслящих людей

просвещением, произошла переоценка его влияния на личность. Быстро

накапливался опыт, обогащались представления о том, каким образом влияет на

развитие ребенка его собственная внеучебная деятельность, в частности, игра и

труд, какое положительное влияние на него оказывают коллектив, группа и

участие в их жизни. Весомый вклад в новые взгляды на воспитание внесли труды

С.Т.Шацкого, А.С.Макаренко, Дж,Дьюи и других педагогов первой половины XX в.

Опыт А.С.Макаренко – успешного и надежного воспитания и перевоспитания многих

сотен трудных подростков – весьма убедительный не только потому, что блестяще

описан им в художественных произведениях, но и потому что его воспитанники

жили в реальной действительности. Его практическая научная деятельность

доказали, что сам по себе учебный процесс не гарантирует требуемого обществом

уровня воспитанности детей и в связи с этим обоснована самостоятельная

значимость воспитания средствами многообразной деятельности детей.

В результате поисков многих ученых XX в. педагогика, помимо устоявшихся

дидактических знаний, обогатилась систематизированными знаниями по теории

воспитания.

Если имеют в виду достижение человеком того уровня развития, при котором он

становится полноправным членом общества, говорят о социализации. Но если

надо подчеркнуть, как и под влиянием каких факторов человек обрел черты

личности, то употребляют термин «формирование». Личность формируется под

влиянием наследственности, среды, целенаправленной деятельности педагогов,

собственной деятельности и самовоспитания человека и других факторов.

Говоря о формировании личности сегодня, многие педагоги включают его в

понятие «образование». Именно так поступили авторы учебного пособия

«Педагогика» [26, С.9] – что для подготовки человека к жизни достаточно его

обучить.

Учитывая современный уровень педагогических знаний возможна такая

формулировка определения этой педагогической категории: воспитание – это

преднамеренное создание или корректировка условий для формирования характера,

воли, направленности и качеств личности человека [8, С. 22]. А.С.Макаренко,

сравнивая воспитателя с садовником, говорил, что воспитание – это корректив,

еле заметная перестановка сил, окружающих ребенка. Именно таким путем ему

удается направить в нужную сторону развитие всей массы отношений ребенка с

окружающим миром [19, С.22]. Воспитание – это прежде всего влияние на

систему отношений личности с окружающим миром людей. Предложенное определение

отличает его от обучения, констатирует его ненасильственный характер и

соответствует сущности этого педагогического процесса.

Исходя из вышесказанного, можно уточнить и определение обучения: обучение –

это преднамеренное просвещение, передача людям системы знаний и способов их

применения с целью развития их личности. Образованным человеком можно назвать

не того, кто получает знания, а того, кто хоть какую-то систему уже усвоил.

Именно в этом смысле и целесообразнее применять термин «обучение». Обучение

положительно влияет на процесс развития личности, но только своим путем –

средствами совершенствования мыслительной, прежде всего познавательной,

деятельности.

В Словаре русского языка [22, С.85] дается следующее толкование понятия

воспитать и воспитание. «Воспитать: 1. кого (что) Вырастить, дав образование,

обучив правилам поведения. 2. Путем систематического воздействия, влияния

сформировать чей-нибудь характер (Воспитание хорошего бойца) 3. Привить,

внушить что-нибудь кому-нибудь (любовь к Родине)

Воспитание 1. воспитать 2. Навыки поведения, привитые семьей, школой, средой

и проявляются в общественной жизни».

В современной школе проблема формирования дисциплинированности и

ответственности была и будет служить основой воспитательной работы с

молодежью. Ибо данные качества личности являются продуктом всей суммы

воспитательного воздействия. В школе она вырабатывается в ходе

образовательно-воспитательного процесса, но при условии такой организации,

когда задачи обучения всецело соотнесены с целями воспитания.

В современных условиях первостепенное значение придается способам утверждения

сознательной дисциплины в школе. Более того, повышение качества учебно-

воспитательного процесса неразрывно связано с усилением ответственности

учащихся за качество учебы, обязательное соблюдение учебной и трудовой

дисциплины, повышение общественной активности школьников, развитием

самоуправления в ученических коллективах.

Уже в среднем звене школы через нравственное сознание, правосознание многие

важные мировоззренческие, политические установки «переходят» в поведенческую

практику учащихся. Моральные нормы, нормы закона – это как раз те требования,

с которыми ребята встречаются ежедневно и которые они либо соблюдают легко и

просто в силу своей воспитанности, либо нарушают в силу отсутствия

необходимых установок, закрепленных в виде привычек и стремлений.

Молодежь – будущее нашего общества и она должна овладеть системой

представлений и понятий о дисциплинированности и ответственности в прошлом, в

настоящем и в будущем.

В основе выработки дисциплинированности и ответственности у подростков

находится процесс формирования мировоззренческих установок на деятельность

человека.

Сведения, которые получают школьники о дисциплинированности и сознательности

за многие годы обучения в школе, перерабатываются в их сознании и формируются

от представлений до понятий, от знаний до убеждений и действий. Связь между

знаниями, убеждениями и действиями носит многофакторный характер. Существуют

здесь прямые и обратные, непосредственные и опосредованные зависимости.

Э.В.Акулкин и В.М.Соловьев [1, С. 19-20] считают, что на превращение знаний в

убеждения и поступки учащихся оказывают воздействия:

1. В какой степени знания о сознательности и дисциплинированности

представляются учащимся истинными, объективными по содержанию.

2. Насколько для них является авторитетным сам источник, из

которого они получают эти знания.

3. В какой мере учителю удается связать информацию о

сознательности и дисциплинированности (ее месте, роли и значении в жизни

общества) с актуальными проблемами нашего общества.

4. Совокупностью каких средств и приемов развивается интерес

учащихся к сознательности и дисциплинированности, а сам он опирается на

признание общественного мнения.

5. Ставится ли учителем задача, чтобы сообщаемые школьникам знания

и сознательности и дисциплинированности расширяли их теоретические

представления, служили недостающими звеньями в их мировоззрении или

удовлетворяли лишь познавательный интерес.

6. Удается ли реализовать на практике целостную программу

расширения и углубления мировоззренческих представлений учащихся о порядке и

организованности как необходимой основы в личной, коллективной и общественной

жизни.

Убеждения учащихся складываются на основе тех их знаний, которые носят

мировоззренческий и нравственный характер, глубоко затрагивают их внутренний

мир, разум, чувства, совесть и поведение. Осознанное знание в известной мере

уже новое знание, чувственно пережитое. Оно становится активно действующим

знанием, или убеждением. Нравственные и политические представления и понятия

перерастают в убеждения о сознательности, ответственности и

дисциплинированности и образуют сложную социально-психологическую структуру.

Ее компонентами становятся: интеллектуальный – осознанное знание;

эмоциональный – чувства, эмоции, закрепляющие ту или иную мировоззренческую

идею; поведенческий – воля, направленность к действию, поступок.

«Личность человека формируется и развивается в результате воздействия

многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и

общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и

сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При

этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически

отображает внешние воздействия. Он выступает как субъект своего собственного

формирования и развития» [12, С.59] считает Б.Т.Лихачев

Одна из вечных проблем педагогики всегда состояла в том, чтобы добиться

максимального повышения эффективности преднамеренных, целенаправленных

воспитательных воздействий на человека. В современных условиях развития

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.