|
Управление безопасностью трудаp align="left">Ключевыми терминами в МС ИСО 9001:2000 в области человеческих ресурсов являются: «компетентность», «квалификация» и «под-готовка» персонала. Кадры решают все! Этот старый лозунг сейчас, как никогда, актуален. Профессионально-квалификационное разви-тие персонала является важнейшей ключевой задачей, прямо влияющей (при прочих равных условиях) на качество СУОТ и конкурентоспо-собность предприятий. Для этого необходимо готовить такие кадры.Качество подготовки слушателей обеспечи-вается за счет привлечения к процессу обуче-ния ведущих специалистов следующих органи-заций. Учитывая все возрастающую значимость правового регулирования охраны труда на про-изводстве и в этой связи важную роль соответ-ствующих норм нового Трудового кодекса РФ, на занятиях в институте как в программах кур-сов повышения квалификации, так и в регуляр-но проводимых тематических семинарах над-лежащее место занимают правовые вопросы. Высококвалифицированные специалисты раскрывают слушателям содержание законо-дательных актов, регулирующих требования к соблюдению всех норм по охране труда и тех-нике безопасности на производстве при осу-ществлении всех видов деятельности (при про-ектировании, строительстве и эксплуатации объектов, конструировании машин, механиз-мов и другого оборудования, разработке тех-нологических процессов, организации произ-водства и труда). Таким образом, на нынешнем этапе обуче-ние является началом, базой построения эф-фективных систем управления охраной труда. Стандартизация их совместно с СМК по МС ИСО 9001:2000 даст российским предприятиям реальные конкурентные преимущества -эффективное и безопасное производство, а также подготовленный и стимулированный персонал, без которых невозможно завоева-ние лидерских позиций на рынке, удвоение ВВП и безболезненное вхождение России в ВТО. 2.2.Cоздание службы охраны труда и организация ее деятельности Государственное управление охраной труда осуще-ствляется Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти, а на террито-риях регионов -- также органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий. Обязанность по созданию на предприятиях и в органи-зациях службы охраны труда установлена статьей 217 Трудового кодекса РФ, согласно части первой которой в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда и для контроля за их выполнением в каждой организа-ции, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба ох-раны труда или вводится должность специалиста по охра-не труда, имеющего соответствую-щую подготовку или опыт работы в этой области. По вопросам деятельности служб охраны труда создана большая база нормативно-правовых актов -- «Элект-ронная библиотека инженера по охра-не труда», размещенной в Интернете, в которую включено около 2000 доку-ментов, содержащих нормативные требования охраны труда, промышленной безопасности, пожарной и санитарно-эпидемиологической безопаснос-ти. В нее входят практически все документы, необходимые для организации и полноценной работы службы охраны труда и других структурных подразделений. Действующие законодательные и иные нормативные правовые акты по охране труда размещены также на многих других сайтах Интернета и доступны для любого пользователя. Исходя из этого, отсылочные нормы в данной статье приведены в минимальном объеме. При создании организации или при ее первом структу-рировании особого распорядительного акта о создании службы охраны труда не требуется. Если же решение о создании службы принимается после достижения установленного количества персонала и при наличии уже утверж-денной структуры, руководитель орга-низации издает приказ (распоряжение) о создании службы охраны труда, кото-рым одновременно утверждается по-ложение о службе, должностные инст-рукции сотрудников службы, а также решаются другие основные вопросы организации ее деятельности. Служба охраны труда организации создается в форме самостоятельного структурного подразделения, подчи-няющегося непосредственно руководи-телю организации или, по его поруче-нию, одному из его заместителей. В штат службы включаются специалисты по охране труда, на должности которых назначаются, как правило, лица, име-ющие квалификацию инженера по ох-ране труда, либо специалисты, имею-щие высшее профессиональное (техни-ческое) образование без предъявления требований к стажу работы или сред-нее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должнос-ти техника 1 категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним професиональным (техническим) образованием, не менее 5 лет. Все категории ука-занных лиц до назначения их на долж-ности специалистов по охране труда должны пройти специальное обучение по охране труда. В организациях со среднесписочной численностью до 700 работников (при отсутствии рабочих, занятых на тяже-лых и связанных с вредными и опас-ными условиями труда работах) функ-ции службы охраны труда могут вы-полнять отдельные специалисты по охране труда. В организациях с боль-шей численностью работников функ-ции службы охраны труда выполняют бюро охраны труда с штатной числен-ностью работников 3--5 единиц (вклю-чая должность начальника бюро) или отдел охраны труда с штатной чис-ленностью работников от 6 единиц и более. При определении задач и функций службы охраны труда работодателю целесообразно воспользоваться Рекомендациями по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденными постановлением Мин-труда России от 08.02.2000 № 14. Согласно указанным Рекомендаци-ям перед службой охраны труда необ-ходимо поставить следующие задачи: - организация работы по обеспечению выполнения работниками требований охраны труда; -контроль за соблюдением работников законов и иных нормативных ; правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглаше-ния по охране труда, других локаль-ных нормативных правовых актов организации; - организация профилактической работы по предупреждению производ ственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улуч-шению условий труда; - информирование и консультирование работников организации, в том числе ее руководителя по вопросам |охраны труда; - изучение и распространение передового опыта по охране[7,92]. Для выполнения поставленных за-дач на службу возлагаются следующие функции: 1) учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами; 2) оказание помощи подразделениям в организации и проведении измере-нии параметров опасных и вредных производственных факторов, в оцен-ке травмобезопасности оборудова-ния, приспособлений; 3) организация, методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда, сертификацией ра-бот по охране труда и контроль за их проведением; 4) проведение совместно с представителями соответствующих подразделений с участием уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудо-вания, машин и механизмов, при-способлений, средств коллективной и индивидуальной зашиты работни-ков, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда; 5) участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов производственного назначения, а также в работе комис-сий по приемке из ремонта устано-вок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда; 6)согласование разрабатываемой в организации проектной, конструк-торской, технологической и другой документации в части требований охраны труда; 7)разработка совместно с другими под-разделениями планов, программ по улучшению условий и охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных за-болеваний, заболеваний, обусловлен-ных производственными факторами; 8)оказание организационно-методи-ческой помощи по выполнению зап-ланированных мероприятий; 9)участие в составлении разделов кол-лективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглаше-ния по охране труда в организации; 10)оказание помощи руководителям под-разделений в составлении списков профессий и должностей, в соответ-ствии с которыми работники долж-ны проходить обязательные предва-рительные и периодические меди-цинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответ-ствии с которыми на основании действующего законодательства ра-ботникам предоставляются компен-сации за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условия-ми труда; 11) участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями на производстве или профессиональ-ными заболеваниями; 12)составление отчетности по охране и условиям труда; 13) разработка программ обучения по охране труда работников организа-ции, в том числе ее руководителя; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированны-ми, а также учащимися и студента-ми, прибывшими на производствен-ное обучение или практику; 14)организация своевременного обуче-ния по охране труда работников организации, в том числе ее руко-водителя, и участие в работе комис-сий по проверке знаний требований охраны труда; 15) составление (при участии руководи-телей подразделений) перечней профессий и видов работ, на кото-рые должны быть разработаны инструкции по охране труда; 16) оказание методической помощи ру-ководителям подразделений при раз работке и пересмотре инструкций по охране труда, стандартов организа-ции Системы стандартов безопасно-сти труда (ССБТ); 17)обеспечение подразделений локаль-ными нормативными правовыми актами организации (правилами. нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда; 18) организация и руководство работой кабинета по охране труда, подготов-ка информационных стендов, угол-ков по охране труда в подразделе-ниях; 19) организация совещаний по охране труда; 20) введение пропаганды по вопросам I охраны труда с использованием для |этих целей внутреннего радиовеща-ния, телевидения, видео- и кино-фильмов, малотиражной печати стенных газет, витрин и т.д.; 21)доведение до сведения работников действующих законов и иных нор-мативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и со-ответствующего субъекта Российс-кой Федерации, коллективного до-говора, соглашения по охране тру-да организации; 22)рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников, касающихся воп-росов условий и охраны труда, под-готовка предложений руководителю организации (руководителям подразделений) по устранению выяв-ленных недостатков; 23) анализ и обобщение предложений по расходованию средств фонда ох-раны труда организации (при его наличии), разработка направлений их наиболее эффективного использова-ния, подготовка обоснований для выделения организации средств из территориального фонда охраны труда (при его наличии) на прове-дение мероприятий по улучшению условий и охраны труда; 24) осуществление контроля за: - соблюдением работниками требова-ний законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Рос-сийской Федерации и соответству-ющего субъекта Российской Феде-рации, коллективного договора, со-глашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации; - обеспечением и правильным приме-нением средств индивидуальной и коллективной защиты; - выполнением мероприятий, предус-мотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного до-говора, касающимся вопросов ох-раны труда, соглашением по охра-не труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай на производстве, выполнением предписаний органов государственного надзора и контро-ля за соблюдением требований охра-ны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда; - наличием в подразделениях инст-рукций по охране труда для работ-ников, согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пе-ресмотром; проведением аттестации рабочих мест по условиям труда и подготов-кой к сертификации работ по охра-не труда; - своевременным проведением соот-ветствующими службами необходи-мых испытаний и технических ос-видетельствований оборудования, машин и механизмов; эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем; состоянием предохранительных приспособлений и защитных уст-ройств; - своевременным проведением обу-чения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда; организацией хранения, выдачи, стирки, химической чистки, суш-ки, обеспыливания, обезжиривания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной и коллективной за-щиты; - санитарно-гигиеническим состоя-нием производственных и вспомо-гательных помещений; - организацией рабочих мест в соот-ветствии с требованиями охраны труда; - правильным расходованием в под-разделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улуч-шению условий и охраны труда; - своевременным и правильным пре-доставлением работникам компен-саций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условия-ми труда, бесплатной выдачей ле-чебно-профилактического питания, молока и других равноценных пи-щевых продуктов; - использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством; 25) выполнение иных действий, связан-ных с обеспечением требований за-конодательства об охране труда[11,57]. Все перечисленные функции долж-ны найти отражение в Положении о службе охраны труда в организации. Для решения поставленных перед службой охраны труда задач и выпол-нения возложенных на нее функций, сотрудников службы необходимо наде-лить соответствующими функциональ-ными правами и полномочиями. Согласно указанным выше Рекомен-дациям по организации работы служ-бы охраны труда в организации, сотруд-ники службы должны иметь следующие права. 1) в любое время суток беспрепятствен-но посещать и осматривать произ-водственные, служебные и бытовые помещения организации, знако-миться в пределах своей компетен-ции с документами по вопросам ох-раны труда; 2) предъявлять руководителям под-разделений, другим должностным лицам организации обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных при про-верках нарушений требований ох-раны труда и контролировать их вы-полнение; 3) требовать от руководителей подраз-делений отстранения от работы лип, не имеющих допуска к выполнению данного вида работ, не прошедших в установленном порядке предвари-тельных и периодических медицин-ских осмотров, инструктажа по ох-ране труда, не использующих в сво-ей работе предоставленных средств индивидуальной защиты, а также нарушающих требования законода-тельства об охране труда; 4) направлять руководителю организа-ции предложения о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих требования охраны труда; запрашивать и получать от руководителей подразделений необходимые сведения, информацию, документы по вопросам охраны труда, требо-вать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения законодательства об охране труда; 5) привлекать по согласованию с ру-ководителем организации и руково-дителями подразделений соответ-ствующих специалистов организа-ции к проверкам состояния условий и охраны труда; 6) представлять руководителю организации предложения о поощрении от дельных работников за активную ра-боту по улучшению условий и охра-ны труда; 7)представительствовать по поручению руководителя организации в госу-дарственных и общественных орга-низациях при обсуждении вопросов охраны труда; 8) выполнять иные действия для выполнения возложенных на службу функций[11,58]. Организация труда сотрудников службы предусматривает регламента-цию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них опре-деленных функций по охране труда в подразделениях организации в соот-ветствии с их должностными инструк-циями. Рабочие места сотрудников службы следует организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средства-ми связи и оборудовать для приема по-сетителей, в общем -- организация ра-бочих мест должна обеспечивать необ-ходимые условия для выполнения сотрудниками своих обязанностей. Одним из элементов организации рабочих мест сотрудников службы ох-раны труда является оборудование кабинета (уголка) по охране труда, в ко-тором сотрудники проводят обучение, инструктаж, семинары, лекции, выставки и иные мероприятия. При решении этого вопроса работодателю следует руководствоваться Рекомендаци-ями по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденными постановлением Мин-труда России от 17.01.2001 № 7. В организациях, осуществляющих производственную деятельность, с чис-ленностью 100 и более работников, а также в организациях, специфика дея-тельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы по обеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета ох-раны труда: в организациях с числен-ностью менее 100 работников и в струк-турных подразделениях организаций -- уголка охраны труда. В организациях, производственная деятельность которых связана с перемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы (например, при рабо-те вахтово-экспедиционным методом), целесообразно оборудовать передвиж-ные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда. Под кабинет охраны труда отводит-ся специальное помещение (одна или несколько комнат (кабинетов), кото-рое оснащается техническими средства-ми, учебными пособиями и образца-ми, иллюстративными и информаци-онными материалами по охране труда. Уголок охраны труда оформляется в зависимости от площади, выделяемой для его размещения. Например, он мо-жет быть представлен в виде стенда, витрины или экрана, компьютерной программы. Тематическая структура кабинета ох-раны труда и уголка охраны труда пред-полагает включение общего и специ-альных разделов. Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты по охране труда, принятые на федераль-ном уровне и уровне соответствующе-го субъекта Российской Федерации, локальные нормативные акты органи-зации, информацию об управлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечению безо-пасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственных факторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человека при возникновении чрезвы-чайных ситуаций, аварий. Оснащение кабинета охраны труда и уголка охраны труда диктуется выб-ранным составом общего и специаль-ных разделов и формируется исходя из используемых и планируемых к ис-пользованию носителей информации, которыми могут быть печатная продук-ция, кино- и видеопродукция, компь-ютерная продукция, программы радио-вещания, натурные образцы, тренаже-ры, манекены и макеты. Процесс организации работы каби-нета охраны труда и уголка охраны тру-да предусматривает: соответствие требованиям (в комп-лексе целей, содержания и форм ра-боты), которые каждая организация определяет с учетом своих особен-ностей и первоочередных задач, в части охраны труда; осуществление доступности посещения кабинета охраны труда или уголка охраны труда работниками организании и получение ими достоверной информации по вопросам охраны труда; планирование работы (в соответ-ствии с перспективным и текущим планами работы): осуществление контроля за его по-сещением работниками организа-ции[11,60]. Служба охраны труда или лицо, от-ветственное за работу кабинета охра-ны труда (уголка охраны труда) в орга-низации: 1) составляет план работы кабинета ох-раны труда (уголка охраны труда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, с указанием лиц, ответственных за их проведение; 2) организует оборудование, оснаще-ние и оформление кабинета охраны труда (уголка охраны труда); 3) организует проведение плановых ме-роприятий. В целях координации и повышения эффективности работы кабинетов ох-раны труда и уголков охраны труда федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной влас-ти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, службам охра-ны труда организаций рекомендуется разрабатывать предложения по установ-лению дополнительных требований к кабинетам охраны труда (уголкам ох-раны труда) и организационным фор-мам их работы, оснащению и методи-ческому обеспечению кабинетов охраны труда и уголков охраны труда подве-домственных организаций, их структур-ных подразделений. Свою деятельность служба охраны труда осуществляет во взаимодействии с другими подразделениями организации, комитетом (комиссией) по охране труда (при наличии такового в организании), уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, службой охраны труда вышестоящей организации (при ее наличии), а также с федераль-ными органами исполнительной влас-ти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны труда органами государственного надзора; контроля за соблюдением требований охраны труда и органами обществен-ного контроля. Контроль за деятельностью службы осуществляет руководитель организа-ции, служба охраны труда вышестоя-щей организации (при ее наличии). орган исполнительной власти соответ-ствующего субъекта Российской Фе-дерации в области охраны труда и орга-ны государственного надзора и контро-ля за соблюдением требований охраны труда. Ответственность за результаты дея-тельности службы несет руководитель службы и ее сотрудники. Объем такой ответственности определяется Положе-нием о службе, должностными инст-рукциями сотрудников, а также ины-ми локальными нормативными актами организации. Заключение Законодательство России об охране труда основывается на Конституции РФ и состоит из упомянутого Закона об основах охраны труда, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов федерации. В соответствии с Законом об основах охраны труда и в целях введения единых государственных нормативных требований в сфере охраны труда Правительство РФ приняло постановление от 23 мая 2000 г. "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". В данном документе констатируется, что в России сложилась система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. В указанную систему входят: межотраслевые и отраслевые правила и типовые инструкции по охране труда; строительные и санитарные нормы и правила; инструкции и правила безопасности; правила безопасной эксплуатации; своды правил по проектированию и строительству; гигиенические нормативы и государственные стандарты безопасности труда. Включенные в перечисленные документы требования должны соблюдаться федеральными органами исполнительной власти, организациями всех форм собственности при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Тем же постановлением Правительства РФ утвержден перечень видов правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда в нашей стране. К таким актам относятся: межотраслевые правила по охране труда; межотраслевые типовые инструкции по охране труда; отраслевые правила по охране труда; типовые инструкции по охране труда; государственные стандарты системы стандартов безопасности труда; строительные нормы и правила; своды правил по проектированию и строительству; государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы; гигиенические нормативы; санитарные правила и нормы; санитарные нормы. В постановлении определен порядок разработки и утверждения федеральными органами исполнительной власти указанных государственных нормативных требований. Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, до утверждения подлежат направлению в соответствующие профсоюзные органы для рассмотрения и согласования. Предусмотренные в указанном постановлении Правительства РФ от 23 мая 2000 г. государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются и пересматриваются на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового отечественного и мирового опыта охраны труда, анализа результатов сертификации работ, направленных на охрану труда. При создании упомянутых нормативных требований необходимо руководствоваться методическими рекомендациями, утверждаемыми Минтрудом РФ. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два указанных срока. При изменении законодательства РФ об охране труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа фактов производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и катастроф в Российской Федерации - во всех этих случаях государственные нормативные требования охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их действия. Минтруд РФ обязан обеспечить формирование банка данных утвержденных государственных нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда, а также функционирование единой информационной системы, которая была бы доступна федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов федерации, органам местного самоуправления, организациям и физическим лицам. На основе государственных нормативных требований охраны труда и соответствующих нормативных правовых актов субъектов федерации организации разрабатывают и утверждают на уровне локальных нормативных актов все необходимые положения в сфере охраны труда: стандарты безопасности, инструкции по охране труда для отдельных видов работ. Условия конкретного трудового договора должны соответствовать требованиям законодательных и иных нормативных актов об охране труда. В трудовом договоре указываются достоверные характеристики условий труда, перечисляются компенсации и льготы, положенные работающим в тяжелых условиях, на вредных или опасных производствах. Ответственность за состояние условий и охраны труда в организации возлагается на работодателя. Закон об основах охраны труда (ст. 14) устанавливает обязанность работодателя обеспечить безопасные условия и охрану труда. Определенные обязанности по обеспечению охраны труда в организациях возлагаются и на работника, который должен: соблюдать требования охраны труда; правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты; обучиться безопасным методам и приемам выполнения работ, прослушать инструктаж по охране труда и пройти стажировку на рабочем месте, знать требования охраны труда и пройти проверку этих знаний; немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления); проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам проведенных обследований работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей. Закон об основах охраны труда регулирует также вопросы соответствия производственных объектов и продукции требованиям охраны труда, обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, обучения и профессиональной подготовки по охране труда. Должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, в невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда или в воспрепятствовании деятельности профессиональных союзов, несут ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. ЛитератураКонституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). Постановление Правительства РФ от 11 марта 1999 г. N 279 "Об утверждении Положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве" (с изменениями от 28 января, 24 мая 2000 г.). Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда". Постановление Правительства РФ от 26 августа 1995 г. N 843 "О мерах по улучшению условий и охраны труда" (с изменениями от 21 марта 1998 г.). Решение Верховного Суда РФ от 22 февраля 2000 г. N ГКПИ 00-82. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (с изменениями от 20 мая 2002 г.). Безопасность труда, санитария и гигиена: Справ. пособие. - М.: Изд-во стандартов, 1999 - 174 с. Коршунов Ю.Н. Комментарий законодательства РФ об охране труда. - М.: Норма, 2001. Девисилов В.А.Охрана труда.- М.:Форум: ИНФРА,2004. - 400 с. Жданкин Н. А.Охрана труда// Трудовое право - 2005 - №2 - С.13 Назаров А. К. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. - М.: ДЭФА, 2000. - 120 с. 13. Создание службы охраны труда // Кадры предприятия - 2005 - №3 - С.26 14. Управление персоналом/ Под ред. С.И.Самыгина.- Ростов н/ Д.:Феникc,2001 - 480с. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |