|
Установление заработной платыp align="left">формы, системы и размеры оплаты труда;выплата пособий и компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, другие вопросы, определенные сторонами. Во многих статьях ТК РФ приводятся взаимные обязательства сторон коллективного договора, различные положения норматив-ного характера, имеющие отношение к заработной плате, которые могут или должны быть включены в коллективный договор: 1. Статьей 134 предусмотрено, что индексация заработной платы во внебюджетных организациях производится в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями или локаль-ным нормативным актом. В статье 135 приводится порядок установления систем зара-ботной платы, размеров тарифных ставок, окладов, различного ро-да выплат коллективными договорами, соглашениями. 3. Статьей 143 определено, что тарифная система оплаты труда 4. В соответствии со ст. 147 конкретные размеры повышенной 5. Согласно ст. 152 конкретные размеры оплаты за сверхуроч-ную работу могут определяться коллективным договором или тру-довым договором. 6. Статьей 154 предусмотрено, что конкретные размеры по-вышенной заработной платы за работу в ночное время устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа 7. Согласно ст. 173 гарантии и компенсации работникам, со- 8. В соответствии со ст. 377 оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа может производиться за счет Многие из приведенных выше взаимных обязательств сторон коллективного договора давно стали традиционными. Тем не менее, они, видимо, никогда не потеряют свою актуальность, поскольку отражают жизненные потребности работников. Эти взаимные обязательства сторон находят постоянное отра-жение в коллективных договорах. В настоящее время государство регламентирует меру труда и потребления практически только в бюджетных организациях. В целом же по народному хозяйству устанавливается уровень ми-нимальной оплаты труда. Кроме того, сохранены различные льго-ты, в том числе те, которые связаны с работой в тяжелых и вред-ных условиях труда. Все остальное - уровень оплаты труда, премирование, различные льготы и выплаты и т.д. - устанавливается организацией самостоятельно, исходя из имеющихся у нее ресурсов и способ-ности представителей работников достичь в переговорах с пред-ставителями работодателя желаемых результатов. Для того чтобы создать возможность удовлетворения притяза-ний работников на те или иные выплаты заработной платы, в кол-лективный договор могут включаться взаимные обязательства сто-рон по вопросам механизма повышения оплаты труда не только исходя из роста цен, уровня инфляции, но и выполнения показа-телей, определенных коллективным договором. К сожалению, в законодательстве не сделан акцент на том, что уровень благосос-тояния работников зависит, в том числе и от степени их влияния на результаты производственной и хозяйственной деятельности организации. Тем не менее, практика заключения коллективных договоров пошла именно в этом направлении, напрямую связывая величину фонда потребления с результатами работы организации, зависящими от работников. Согласно ст. 43 ТК РФ «коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, ус-тановленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет. Наиболее полно система заключения коллективных договоров в госсекторе применяется в Голландии, Ирландии, Новой Зеландии и Швеции. В Швеции на центральном уровне коллективные договоры устанавливают минимум для увеличения зарплаты госслужащих и суммы по фондам оплаты для их распределения по регионам. Коллективными договорами охватываются все госслужащие, включая высших должностных лиц. Однако для разного уровня госслужащих регулирование заработной платы происходит по-разному. Оплата высших должностных лиц определяется правительством. Оплата других категорий госслужащих устанавливается правительством или специальным комитетом, куда входят руководители ведомств. На общегосударственном уровне заключаются три основных коллективных договора для работников госаппарата, коммунального хозяйства и для предприятий оборонной промышленности. Эти коллективные договоры являются рамочными для разработки и принятия других коллективных договоров в госсекторе, прежде всего по повышению заработной платы исходя из отпущенных средств государством. Договоры утверждаются правительством. Распределение фондов для увеличения зарплаты происходит по каждому ведомству, которое определяет конкретные цифры по регионам. Коллективные договоры, заключаемые в этих рамках, не требуют дополнительного утверждения. Аналогичная система регулирования зарплаты и условий труда коллективными договорами имеется, например, в Норвегии. Здесь коллективные переговоры ведутся для всех госслужащих, включая работников госаппарата, учителей, работников здравоохранения, обороны, государственных предприятий. Исключение составляет высшие должностные лица, с которыми заключаются индивидуальные контракты. Правительство и министерство финансов устанавливают финансовые рамки для переговоров. Со стороны работодателей в переговорах участвуют министерство труда и администрация правительства, со стороны работников - 4 основных профсоюза: - национальная федерация государственных служащих (20 ассоциаций); - национальная конфедерация профессиональных ассоциаций (40 ассоциаций); - конфедерация профессиональных союзов (10 ассоциаций); - национальный профсоюз учителей. Парламент должен одобрить базовый коллективный договор, который заключили договаривающиеся стороны, прежде чем он войдет в силу. Договор заключается на два года, но возможно внесение поправок и дополнений. В Италии рамочный закон 1983 года установил систему колдоговорного регулирования заработной платы госслужащих по следующим секторам: в министерствах, неэкономических государственных организациях, государственных предприятиях (фирмах), в здравоохранении, образовании, исследовательских организациях, университетах. Парламент устанавливает оклады управляющим, высшим должностным лицам, работникам магистров, профессорам университетов. Во Франции колдоговорное регулирование стало развиваться после реформы 1983 года. Однако до сих пор коллективные договоры - это лишь рекомендации для правительства, и оно вправе решать, внедрять ли ему его в жизнь или нет. Следует отметить, что, хотя в коллективных переговорах участвуют 7 профсоюзов, госсектор ими слабо охвачен: доля членов профсоюзов составляет в сфере образования, финансов, коммунальных услуг 30%, в здравоохранении - 15%, среди работников региональных и муниципальных органов власти - лишь 10%. Вообще, идея составления локальных правовых актов и коллективных договоров в том, что они должны обеспечивать более высокий уровень гарантий ра-ботникам организации, чем это предусмотрено в законодательстве и в генеральном, региональном, отраслевом соглашении, а также отра-жать специфику условий и организации труда на предприятии. Ряд вопросов включаются сторонами в их содержание факультативно, а ряд -- в соответствии с требованиями законода-тельства. 2.5 Роль профсоюза в регулировании заработной платы Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений, а в области коллективных прав и интересов - указанные права и интересы работников независимо от членства в профсоюзах в случае наделения их полномочиями на представительство в установленном порядке Ст. 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» № 10-ФЗ от 12.01.1996 . Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Часть 2 ст. 11 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях их деятельности» гласит, что, профсоюзы защищают право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Частью 3 ст. 11 того же закона предусмотрено, что системы оплаты труда, формы материального поощрения, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда устанавливаются работодателями по согласованию с соответствующими профсоюзными органами и закрепляются в коллективных договорах, соглашениях. В соответствии с частью 1 ст. 8 ТК РФ работодатель принимает ло-кальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, со-глашениями. Согласно ч. 2 ст. 8 ТК РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного органа работников. Положения ч. 2 ст. 8 находят свое продолжение в ст. 372 "Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локаль-ных нормативных актов, содержащих нормы трудового права" ТК РФ, в которой раскрывается процедура учета мнения представи-тельного органа работников, но не всякого, а только выборного профсоюзного органа, который представляет интересы всех или большинст-ва работников данной организации. В различных статьях ТК РФ перечислены локальные нор-мативные акты, содержащие нормы трудового права, которые дол-жен принять работодатель, большинство из которых дол-жны быть приняты с учетом мнения представительного органа работни-ков, каковым, как правило, является профсоюзный комитет. Часть 1 ст. 29 ТК РФ декларирует общее правило представ-ления интересов работников в социальном партнерстве. Представителем работников может быть соответствующий профсоюзный орган или иной представитель, определение которого не приводится. В части 2 ст. 29 речь идет только об одном уровне социального партнерства - организации (юридическом лице), в которой за-ключается коллективный договор. Здесь, исходя из общего правила, установленного ч. 1 ст. 29, представителем работников может быть профсоюзный комитет или иной представительный орган. Естественно возникает вопрос, в каких случаях первичная профсоюзная организация уступает свои представительские права иным представителям, избираемым работниками. Это может про-изойти только в случаях, предусмотренных ст. 31 "Иные предста-вители работников" ТК РФ: при отсутствии в организации пер-вичной профсоюзной организации, а также при наличии профсо-юзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организа-ции или иному представителю. Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий. При заключении соглашений согласно ч. 3 представлять инте-ресы работников могут только соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов и объединения территориальных организаций профессиональных союзов. Никакие иные представительные органы работников не вправе представлять интересы работников в рамках социального партнерства на федеральном, региональном, отраслевом, территориальном уровнях. Учитывая сложность и значимость для работников, профсоюз-ной организации деятельности представителей профкома, ему необ-ходимо постоянно оказывать им поддержку -- инструктировать, разъяснять позиции трудового коллектива, профкома по тем или иным вопросам, подробно обосновывать предложения, которые представители профкома должны вносить от его имени. При рас-смотрении в органах управления сложных правовых, экономиче-ских, социальных и иных вопросов в помощь представителям профкома желательно привлекать экспертов и консультантов, о чем должен позаботиться профком. Осуществляя руководство текущей деятельностью организации, руководство определенным, часто решающим, образом влияет на распределение чистой прибыли на фонды накопления и потребле-ния, разработку систем, размеров оплаты труда, других видов до-ходов работников, определение позиции руководителя организации при заключении коллективного дого-вора, а также на принятие многих других решений, в которых за-интересованы работники, профком. «Профком по уполномочию работников вправе иметь (имеет) своих представителей в совете директоров (наблюдательном сове-те) и правлении (дирекции). Представи-тели профкома отстаивают в этих органах управления права, пре-дусмотренные законодательством для работников и профсоюзов». То есть профсоюзные органы имеют возможность влиять на решения руководства. Текстом части 2 ст. 135 ТК РФ устанавливается: «Системы оплаты и стимулирования труда, в том числе повы-шение оплаты за работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, сверхурочную работу и в других случаях уста-навливаются работодателем с учетом мнения выборного профсо-юзного органа данной организации». Таким образом, работодатель должен установить систему оплаты и стимулирования труда с учетом мнения профсоюза. Также в ст. 45 ТК РФ приводятся рекомендации по составу взаимных обязательств сторон, включаемых в соглашения. Соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принци-пы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномоч-ными представителями работников и работодателей на федераль-ном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции. В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых от-ношений могут заключаться соглашения: генеральное, региональ-ное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные. Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регули-рования социально-трудовых отношений на федеральном уровне. В приложении к настоящей работе приводятся фрагменты раздела II «Доходы, заработная плата и уровень жизни населения» Гене-рального соглашения, которые могут представлять практический интерес для специалистов и профкомов внебюджетных организаций. Региональное соглашение устанавливает общие принципы ре-гулирования социально-трудовых, отношений на уровне субъекта РФ. Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие ус-ловия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам от-расли (отраслей). В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоеди-ниться к этому соглашению. Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня офи-циального опубликования предложения о присоединении к согла-шению не представили в федеральный орган исполнительной вла-сти по труду письменный мотивированный отказ от присоединения к нему, то соглашение считается распространенным на этих рабо-тодателей со дня официального опубликования этого предложе-ния. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений». Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территорий со-ответствующего муниципального образования. Основы оплаты труда работников организаций, не финансируе-мых из бюджетов, закладываются в отраслевых тарифных согла-шениях, могут заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социально-го партнерства. Предусмотренные таким соглашением размеры тарифных ставок (окладов), доплат, надбавок и т.п. затем корректируются в сторону увеличения или включаются в коллективные договоры, заключаемые в организациях, без изменений. Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллек-тивных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними. Иные соглашения - соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдель-ным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений. В со-глашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами. Порядок действия соглашения определен ст. 48 ТК РФ: «Со-глашение вступает в силу со дня его подписания либо со дня, ус-тановленного соглашением. Срок действия соглашения определя-ется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяется на работников и рабо-тодателей, которые уполномочили соответствующих представите-лей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, на органы государственной власти и органы ме-стного самоуправления в пределах взятых ими на себя обяза-тельств, а также на работников и работодателей, присоединив-шихся к соглашению после его заключения. Соглашение распространяется на всех работодателей, являю-щихся членами объединения работодателей, заключившего согла-шение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключен-ного в период его членства. В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглаше-нии, действуют наиболее благоприятные для них условия согла-шений. Одним из средств борьбы профсоюзов за установление достойной заработной платы являются масштабные акции протеста: митинги, пикетирование зданий органов государственной власти, обращения через прессу, коллективные письма и телеграммы. В ближайшем будущем, по-видимому, избежать полностью коллективных выступлений не удастся, так как главными причинами конфликтов являются требования: индексации сумм заработка с учетом уровня инфляции, проблемы занятости, условий и охраны труда, решение которых зависит от результатов работы экономики страны. Акции протеста профсоюзов являются организованными и целенаправленными, предъявляются требования об установлении достойной заработной платы и социальных выплат, к органам государственного управления. Например, совсем недавно профсоюзами были проведены акции протестов против отмены районных коэффициентов. Предъявляя справедливые требования о необходимости увеличения заработной платы и ликвидации накопленной задолженности, профсоюзные органы организуют работу по проверкам нарушений законодательства по оплате труда для подготовки материалов к рассмотрению в суде. Глава 3. Установление заработной платы в бюджетных учреждениях Вопросы по установлению размеров и условий оплаты труда соответственно работников государственных учреждений и работников муниципальных учреждений отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно разрабатывают и принимают законодательные и нормативные правовые акты, в том числе регламентирующие вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений. Для сохранения общих принципов подхода к регулированию оплаты труда работников бюджетной сферы, единых критериев при определении квалификации работников учреждений, финансируемых из бюджетов всех уровней при разработке законодательства по вопросам оплаты труда работников субъекты Российской Федерации должны руководствоваться "Едиными рекомендациями по системам оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджетов на федеральном, региональном и местном уровнях, на 2007 год", утвержденными Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и направленными органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Такие Рекомендации разрабатываются ежегодно в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации. Для чего органами государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются соответствующие нормативные акты, устанавливающие для данного субъекта систему оплаты труда на 2007 год на основе Единой тарифной сетки, с сохранением ее параметров, в т.ч. межразрядных тарифных коэффициентов, устанавливающих соотношение ставок первого и 18 разрядов. Рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансирования организаций здравоохранения, образования, науки, культуры и других учреждений бюджетной сферы (далее - учреждения бюджетной сферы) и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников учреждений бюджетной сферы. Обязательными для применения на территории Российской Федерации являются нормы по оплате труда, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. К основным из них относятся: - минимальный размер оплаты труда (минимальная заработная плата). - размеры районных коэффициентов и порядок их применения для расчета заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, а также размеры процентных надбавок к заработной плате этих работников и порядок их выплаты, устанавливаемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. До принятия соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации к заработной плате работников учреждений бюджетной сферы, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с особыми климатическими условиями, применяются районные коэффициенты (коэффициенты), установленные Правительством Российской Федерации или органами государственной власти бывшего Союза ССР. - тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам учреждений бюджетной сферы производится с учетом ЕТКС и ЕКС. Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. - Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников, устанавливаемые Правительством Российской Федерации. - Профессиональные квалификационные группы - группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности, и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |