|
Система учетной политики в ООО "ОптТрейд"p align="left">5Рисунок 4.2.4: «Возможная структура приказа об учетной политике по МСФО» Постоянного комитета по интерпретациям, как в отдельности, так и в совокупности. Далее можно сослаться на основные принципы, которым неукоснительно стремится следовать организация при ведении учета и составлении отчетности, особо отметив те, которые в соответствии с МСФО 1 направлены на формирование учетной политики - уместности и надежности. Особо следует выделить случаи отступления от общепринятых допущений при ведении учета и составлении отчетности, когда это допустимо и оправдано с указанием причин и следствий. Например, прекращение или существенное сокращение деятельности может потребовать применения иных оценок или иной классификации информации в отчетности, что следует расценивать как отступление от принципа последовательности. «Методический раздел» должен содержать конкретные способы отражения информации в финансовой отчетности, выбранные исходя из альтернатив, которые предлагают МСФО. Как известно, способы, по которым возможен выбор, МСФО классифицируют на две категории, называя их соответственно «основной подход» и «допустимый альтернативный подход». На наш взгляд, если не существует веских оснований поступить иначе, организациям, формирующим учетную политику по МСФО впервые, целесообразно пойти по «основному» (рекомендуемому) пути. В целях обеспечения системности, последовательности и полноты изложения было бы уместно осуществить выбор от одного МСФО к другому, то есть сначала определить способы, альтернативы, в отношении которых предусмотрены МСФО 1, затем МСФО 2 и так далее. При этом составители приказа должны ясно осознавать, что довольно сложно, а порой невозможно осуществить выбор в отношении объектов, характеризующихся высокой степенью индивидуальности и (или) еще не встречавшихся в хозяйственной жизни организации. Например, достаточно проблематично определить нормы и способы начисления амортизации нематериальных активов, затрат на исследования, разработки, освоение производств, которых еще не было и неизвестно, появятся ли они в обозримом будущем. Поэтому, во-первых, не надо пытаться предугадать в приказе все возможные ситуации, варианты развития событий и объекты бухгалтерского наблюдения - МСФО делают упор на принципы, а не на детальные процедуры. А, во-вторых, конкретный способ учета вновь появившегося объекта бухгалтерского наблюдения можно определить непосредственно в момент принятия к учету, даже середине года, а не обязательно по состоянию на 1 января. Данный факт будет признан дополнением, а не изменением учетной политики и поэтому не противоречит ни российским, ни международным стандартам. Что же касается изменений, то МСФО допускает их лишь в случае значительного изменения характера операций компании или изменений в самих МСФО и интерпретациях к ним. Также следует иметь в виду, что приказ - это лишь общее руководство к действию на будущий год (или ряд лет), и он не в состоянии заменить сведений методического характера, которые должны быть раскрыты в пояснительной записке (или, цитируя МСФО, «в пояснениях к финансовой отчетности»). По окончании отчетного периода становится возможным подвести необходимые итоги, раскрыть и представить все существенные аспекты, связанные с выбором учетной политики. К сожалению, данный документ все еще остается недооцененным отечественными пользователями и составителями финансовой отчетности. Подобный стиль изложения (от стандарта к стандарту) позволяет сохранить преемственность документа, обеспечить его соответствие международным стандартам, не упустив при этом обстоятельств, которые могут оказаться существенными. «Организационный раздел» может по-прежнему содержать существенные вопросы, определяющие лиц, ответственных за ведение бухгалтерского учета, организационную структуру бухгалтерии и распределение должностных обязанностей ее сотрудников, описание применяемой формы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов. Все это позволяет упорядочить работу бухгалтерии, точно идентифицировать, оценить, классифицировать и систематизировать информацию в момент ее появления, что значительно упрощает работу при составлении отчетности. Кроме того, в данном разделе приказа возможно описание процедуры трансформации российской отчетности на язык МСФО. Альтернативный вариант предполагает не только и не столько механическое переложение принципов, приемов и способов ведения учета и составления отчетности, предусмотренных МСФО, а выработку системного подхода к решению данной задачи. При этом изложение может осуществляться в разрезе основных групп элементов учетной политики, таких, как оценка, группировка, амортизация, резервирование, признание доходов и расходов, капитализация затрат, налогообложение, влияние изменения валютных курсов, гиперинфляция, существенность. Такой вариант не исключает возможности изложения вопросов общего и организационного характера, а также организационных и методических аспектов, отражающих специфику деятельности организации, например кредитной или страховой. При этом весь документ будет разработан на основе единых, взаимоувязанных и взаимообусловленных подходов, что существенно повысит его уровень и эффективность применения. Возможны и другие подходы. Например, информация об учетной политике может быть изложена в соответствии с используемой структурой форм финансовой отчетности, что позволяет в дальнейшем, по окончании финансового года, использовать приказ как основу при составлении пояснений к отчетности. В любом случае выбор остается за конкретной организацией. Наиболее рациональное решение видится в использовании «традиционного» подхода для осуществления перехода к Международным стандартам финансовой отчетности, который позволит сохранить статус и структуру приказа об учетной политике, одновременно обеспечив соответствие документа новым требованиям. А затем, получив непосредственный опыт и практику составления отчетности по международным стандартам, с учетом происходящих в них изменений, разработать «альтернативный» вариант. Можно, конечно, в свете перехода на МСФО и вовсе проигнорировать такой документ, как приказ об учетной политике, не сочтя нужным внести в него коррективы - все равно пользователи его не увидят. Однако в таком случае проблемы и противоречия могут накопиться и проявиться в полной мере уже в момент составления годового отчета, а, учитывая, что предстоит переход к новой концепции и идеологии, важность данного документа нельзя недооценивать. Он должен стать связующим звеном, обеспечивающим преемственность новой методологии. Использование предприятием МСФО необходимо по следующим причинам: - во-первых, формирование учетной политики в соответствии с МСФО является одним из важных шагов, открывающих ООО «ОптТрейд» возможность приобщения к международным рынкам капитала. Если предприятие будет иметь соответствующую учетную политику, оно получает доступ к источникам средств, необходимых для развития. - во-вторых, международная практика показывает, учетная политика, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей, в первую очередь инвесторов. Осуществить переход на МСФО ООО «ОптТрейд» может в три этапа: - оценить последствия и создать план перехода; - спроектировать и разработать новые учетные системы; - осуществить непосредственное внедрение. 1) Оценка последствий и создание плана перехода. Внедрение МСФО с записи операций в учете повлияет на всю процедуру его ведения на составление финансовой отчетности. Такой переход потребует, чтобы операции наблюдались, измерялись и учитывались на основе принципов МСФО. В настоящее время они наблюдаются, измеряются и учитываются в соответствии с требованиями нормативных актов и правил, существующих для российских предприятий. В отношении учета и отчетности предприятию потребуется: - проанализировать различия между действующей на комбинате учетной политикой и политикой по МСФО; - определить необходимые изменения плана счетов, первичной бухгалтерской документации и регистров бухучета. Не исключено, что комбинату потребуется создать новый план счетов; - оценить, как нововведения повлияют на показатели финансовой отчетности предприятия; - оценить, как отчетность по МСФО отразится на уровне налогообложения предприятия. В то время как многие ежедневные операции будут учитываться тем же способом и в те же моменты времени как по действующей системе, так и по МСФО, ряд других операций потребуют иного бухгалтерского подхода. Комбинату придется следовать двум инструкциям по этой категории операций. Наличие новых синтетических счетов учета, вводимых для целей ведения учета по МСФО, означает, что ООО «ОптТрейд» придется изменить все форматы входящей документации. Другими словами, потребуются новые бланки для всех документов. Необходимо будет подготовить новые инструкции как для сотрудников, которые будут заполнять эти документы, так и для тех, кто будет их проводить по учетным регистрам, заполнять все эти формы, так и для тех, кто вводит эти документы в систему учета и отчетности. 2) Проектирование и разработка новых систем. Для осуществления этого этапа предприятию необходимо будет решить следующие задачи: - создать рабочую группу по внедрению МСФО в масштабах всего предприятия; - разработать и принять план внедрения МСФО; - уведомить заинтересованные стороны о переходе предприятия на МСФО; - сформировать новый план счетов и учетную политику; - разработать новые системы кодировки для первичных учетных документов; - разработать и опубликовать инструкции по бухучету на основе МСФО; - ввести новые счета в Главную бухгалтерскую книгу предприятия и в систему управленческого учета, чтобы соответствовать требованиям МСФО; - добиться от ключевого персонала понимания и уровня знаний, необходимых для подготовки показателей, по МСФО и финансовой отчетности согласно IAS. 3) Внедрение МСФО. На этом этапе предприятию предстоит: ООО «ОптТрейд» не в состоянии полностью заменить старую учетную политику, на новую в соответствии с МСФО IAS, поскольку параллельная система необходима для того, чтобы компания могла предоставлять необходимую отчетность по российским стандартам бухгалтерского учета, а также согласно налоговым и другим нормативным требованиям. 4.3 Предложение по разработке учетной политики организации для целей управленческого учета Применительно к управленческому учету учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения учета и составления отчетности. К способам ведения управленческого учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров, обработки информации и иные соответствующие способы приемы. На предприятии ООО «ОптТрейд» не ведется управленческий учет, что является одним из недостатков в существующей системе учета. Ведение управленческого учета осуществляется по решению менеджмента предприятия и регулируется корпоративными нормативными актами. Поэтому разработка внутренних правил учета на предприятиях видится весьма актуальной. На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы: - организационно-правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, количество дочерних и зависимых обществ у головной организации и т.д.); - отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.); - масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность работающих, стоимость имущества организации и т.д.); - управленческая структура организации и структура бухгалтерии финансового и управленческого учета; финансовая стратегия организации; - материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.); - степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета; - уровень квалификации работников, занимающихся управленческим учетом. Учетная политика организации формируется работником, на которого возложена ответственность за организацию и ведение управленческого учета, и утверждается руководителем организации. При этом утверждаются: - выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета; - рабочий план счетов управленческого учета; - форма первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете; - формы отчетов центров затрат и центров ответственности; - перечень центров затрат и центров ответственности; - методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих центров затрат и центров ответственности; - трансфертные цены; - правила документооборота и технология обработки учетной ин формации; - порядок контроля за хозяйственными операциями; - другие решения, необходимые для организации управленческого учета. Принятая организацией учетная политика для целей управленческого учета подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями) организации. Способы управленческого учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс) независимо от места их нахождения. Построение в компании системы учета в целях управления ее бизнесом аналогично постановке бухгалтерского (финансового) учета и реализуется похожими этапами, а эксплуатация внедренной системы управленческого учета регламентируется документами, по содержанию аналогичным документам, регламентирующими практику бухгалтерского учета. Однако имеется значительное различие в статусе этих документов, определяемое различием пользователей бухгалтерской и управленческой отчетности. Бухгалтерский учет и отчетность регламентируются общепринятыми, внешними по отношению к компании стандартами (в России это, в первую очередь, ПБУ), а система управленческого учета работает исключительно на основании внутрифирменных стандартов. Это отличие весьма существенно влияет на объем и требования, предъявляемые к учетным политикам бухгалтерского и управленческого учета. Если основная цель учетной политики бухгалтерского учета выбрать и документально закрепить выбранный конкретной компанией один из допускаемых общепринятыми стандартами способ ведения учета, то предназначение управленческой учетной политики (УУП) гораздо шире. Цель управленческой учетной политики не может ограничиваться выбором наиболее приемлемых для компании альтернатив из допускаемых российскими ПБУ и иными нормативными документами. При разработке управленческой учетной политики необходимо принимать во внимание также наилучший мировой опыт, отраженный в международных стандартах финансовой отчетности, и опыт самих разработчиков системы управленческого учета применительно к особенностям бизнеса конкретной компании. Более того, регламентация работы системы управленческого учета не может ограничиваться изданием управленческой учетной политики и утверждением рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, порядка проведения инвентаризации, методов оценки активов и обязательств, правил документооборота и т. д. Выполнение этих требований, установленных ПБУ 1/2008 для бухгалтерской учетной политики, в данном случае недостаточно. Необходимо создание пакета внутрифирменных стандартов управленческого учета. Только в купе с этими документами возможно полноценное применение управленческой учетной политики в процессе функционирования системы управленческого учета. Эти документы можно разделить на несколько групп. Инструктивно-методическая документация - подробные руководства, которые глубже раскрывают учетную политику, носят инструктивный и обучающий характер. Описывают хозяйственные операции с максимальной конкретикой: проводки, выбираемые субконто, порядок расчета суммовых и количественных величин. В нормативно-справочной документации устанавливаются правила группировки однородных элементов информации. Это - различные справочники и классификаторы, структура и состав затратных и доходных статей, бюджетно-учетная структура и т. д. Документы регламентирующего характера определяют регламенты, процедуры, устанавливают бизнес-процессы. В них описывается вся цепочка учетного процесса, назначаются ответственные, разграничиваются их функции, права и ответственность, оговариваются действия исполнителей при наступлении всех возможных, в т. ч. Не стандартных событий. К регламентирующим документам также относится и порядок документооборота в целях системы управленческого учета. Он устанавливает порядок приема-передачи и хранения первичной и отчетной документации, ее основные характеристики. К документообороту прилагается Альбом унифицированных форм учетных и отчетных документов. По нашему мнению, отличному от мнения авторов ПБУ 1/2008, порядок оборота и альбом учетных и отчетных документов, впрочем, как и рабочий план счетов, это отдельные документы, составляющие пакет внутрифирменных стандартов, регламентирующих учет, но не имеющих прямого отношения к учетной политике, декларируемой компанией. При разработке внутрифирменных стандартов не следует отказываться от детального описания предмета учетных операций, нестандартных ситуаций, приведения примеров. Чем четче и подробней будет описан учетный процесс, тем меньше будет возникать проблемных ситуаций в процессе эксплуатации системы управленческого учета. Очевидно, что создание пакета внутрифирменных стандартов системы управленческого учета - это кропотливая, и в тоже время творческая работа, предъявляющая высокие требования к разработчикам системы как в части знания теории и методологии учета, так понимания бизнеса компании и задач, которые намерен решать менеджмент компании при помощи внедряемой системы управленческого учета. Прежде всего, разработчикам системы управленческого учета необходимо определить, для чего, с какой целью внедряется управленческий учет? Какие задачи предполагается решать с его помощью? Вариантов ответа много: управление затратами; контроль денежных потоков; управление оборотными средствами; повышение отдачи от вложенного капитала; планирование рациональной загрузки оборудования; контроль дебиторской задолженности и др. На практике возможны различные комбинации этих ответов. В зависимости от поставленных целей будут очерчены контуры системы управленческого учета. Степень распространения системы управленческого учета по компании может варьироваться от сбора и обработки информации отдельным учетным подразделением до масштабной информационной системы с подключением производственного блока, систем управления заказами, логистикой и другими модулями. Такая система, подкрепленная мотивационными рычагами, в комбинации с бюджетным управлением перерастает в систему контроллинга - мощный современный инструмент эффективного управления бизнесом. Глубина проникновения системы управленческого учета в бизнес компании и решаемые с применением ее задачи откладывают существенный отпечаток на объем и содержание внутрифирменных стандартов. Необходимо также отметить, что в отличие от бухгалтерского учета, который ведется с момента образовании компании и развивается с ее ростом, управленческий учет в российских условиях, как правило, внедряется в компаниях, достигших определенного уровня развития, с уже сложившейся организационной структурой, сформировавшимися внутренними и внешними связями, функционирующими бизнес-процессами и т. д. Поэтому постановка управленческого учета - это к тому же сложный и многоэтапный процесс, не ограничивающийся решением чисто «учетных» проблем. Построение эффективной системы управленческого учета в действующей компании, безусловно, предполагает предварительный анализ ее бизнеса с целью выдачи рекомендаций и осуществления конкретных мероприятий по реорганизации и реструктуризации, отдельных бизнес-процессов, сегментов бизнеса и бизнеса в целом, а также совершенствования применяемых систем управления компанией. Не всегда эти рекомендации реализуются менеджментом компании на практике. В этом случае разработчикам системы управленческого учета приходится мириться с действительностью и подстраивать под нее учетную методологию и учетные бизнес-процессы. При этом может возникнуть необходимость в дополнительной разработке «нестандартных» внутрифирменных стандартов управленческого учета. Однако этот вопрос находится за рамками настоящей статьи. В дальнейшем принимаем допущение, что все необходимые оптимизационные мероприятия реализованы, и разработчики системы управленческого учета не отягощены неоптимальными последствиями предыдущего развития бизнеса. Способы регистрации Регистрация хозяйственных операций в управленческом учете может быть построена как с применением принципа двойной записи, так и с помощью фиксации информации в накопительных регистрах - хранилищах информации, моделирующих деятельность компании. Накопительные регистры удобно использовать для планирования и учета исполнения бюджетов движения денежных средств, когда задачи управленческого учета минимизированы и сводятся к контролю денежных потоков. Для построения полноценной системы учета и контроля доходов/расходов, активов и обязательств компании методом начисления рекомендуется использовать принцип двойной записи. В системах управленческого учета, где объекты учета имеют сложные разветвленные характеристики, целесообразней применять комбинацию обоих способов. Это позволит в дальнейшем получать как типовую управленческую отчетность (баланс, отчет о прибылях и убытках и т. д.), так и строить аналитические формы в различных срезах и группировках. Рабочий План счетов. Структура Плана счетов управленческого учета строится по тем же принципам, что и в классическом бухгалтерском учете. Управленческий план счетов есть инструмент для фиксации информации, которую в дальнейшем необходимо мониторить, контролировать, анализировать в целях управления. Поэтому, основное отличие его от бухгалтерского аналога - удобство для накапливания информации в необходимых для управления аналитических срезах и трансформация в удобочитаемую управленческую отчетность. С одной стороны, информация в управленческом учете более детализирована и структурирована, чем в бухгалтерском учете. Поэтому зачастую требуется дробление типовых счетов на дополнительные субсчета, а также введение новых, нестандартных счетов или проводок. С другой стороны, в управленческом учете некоторые бухгалтерские счета не используются, поскольку не несут смысловой нагрузки для менеджмента компании. Допускается упрощение учета доходов, расходов, обязательств и активов в нарушение канонов бухгалтерского учета. В инструкции по применению плана счетов управленческого учета возможны нестандартные, но отвечающие требованиям полезности информации решения. В управленческом учёте расходов выделяются сотни аналитических счетов по различным направлениям группировки, что усложняет отражение информации, требует продуманной системы (или нескольких систем) ведения детализированного учёта издержек на счетах. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |