|
Аудиторская деятельность в страхованииАудиторская деятельность в страхованииО Г Л А В Л Е Н И Е стр. ЗАДАНИЕ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ.................................. ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................6 1. АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ…………….. В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.......................................................................... 8 1.1 Сущность аудиторской деятельности.......................................................... 10 1.2 Место аудита в системе контроля................................................................ 12 1.3 Регулирование аудиторской деятельности................................................. 13 1.4 Основные правовые формы предпринимательской деятельности в аудите…………………………………………………………………………… 14 2. ОСОБЕННОСТИ АУДИТА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ..........................16 2.1 Особенности бухгалтерского учета в страховых организациях................19 2.1.1 Учетная политика страховых организаций...............................................19 2.1.2 Учет страховых платежей по прямому страхованию...............................25 2.1.3 Учет формирования и размещения средств страховых резервов............27 2.2 Особенности налогооблажения страховых организаций...........................32 2.2.1 Налог на прибыль.........................................................................................32 .2.2.2 Налог на добавленную стоимость……………………………….............39 2.2.3 Налог на имущество.....................................................................................41 .2.2.4 Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы…………………………………………………….……........43 2.2.5 Налог на пользование автомобильных дорог…………………………....43 3. БУХГАЛТЕРСКАЯ (ФИНАНСОВАЯ) ОТЧЕТНОСТЬ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ КАК ОБЪЕКТ АУДИТА.............................................................44 3.1 Годовая отчетность страховых компаний...................................................44 3.2 Задачи и сущность аудита бухгалтерской /финансовой/ отчетности........50 3.3 Источники аудиторской информации. Способы ее сбора..........................55 3.4 Составление аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности......57 4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ АУДИТА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ...........61 4.1 Введение в методику аудита страховых компаний…………………….....61 4.2 Содержание методики аудита страховых компаний...................................62 4.2.1 Аудиторская проверка правовых аспектов деятельности........................62 4.2.2 Аудиторская проверка правильности составления и соблюдения учетной политики..................................................................................................65 4.2.3 Аудиторская проверка правильности осуществления операций по страхованию и перестрахованию.........................................................................67 4.2.4 Аудиторская проверка страховых выплат.................................................68 4.2.5 Аудиторская проверка формирования страховых резервов....................70 4.2.6 Аудиторская проверка размещения страховых резервов.........................75 4.2.7 Аудиторская проверка правильности учета кассовых операций.............76 4.2.8 Аудиторская проверка правильности учета долгосрочных инвестиций80 4.2.9 Аудиторская проверка расходов на ведение дела….................................81 4.2.10 Аудиторская проверка полноты и правильности исчисления налоговых платежей………………………………………………………………….............83 5. АУДИТ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ И ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ...................85 5.1 Общая оценка динамики и структуры статей бухгалтерского баланса.....85 5.2 Анализ ликвидности баланса.........................................................................87 5.3 Аудиторская проверка финансовых результатов деятельности страховой компании.. .............................................................................................................88 5.4 Аудиторская проверка платежеспособности страховой компании............90 5.5 Проверка формирования уставного капитала..............................................91 5.6 Аудиторская проверка обоснованности использования прибыли..............92 ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................93 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………..................................94 ПРИЛОЖЕНИЕ.....................................................................................................96 .В В Е Д Е Н И Е В последние годы в предпринимательскую страховую деятельность вовлечены как смелые и решительные предприниматели нового поколения, так и работники "старой закалки". Но ни те, ни другие не обладают достаточными знаниями и опытом в грамотном управлении специфическими предприятиями, как страховые организации, а также в правильном использовании и применении существующих законных и подзаконных актов, нормативных документов и инструкций, регламентирующих функционирование страховых организаций. В результате этого довольно часто налоговые и правоохранительные органы, а также Департамент страхового надзора вынуждены вмешиваться в деятельность страховых организаций осуществлять государственный надзор за их деятельностью. Более того, сегодня руководителям страховой организации очень сложно уследить за потоком различного рода нормативных актов, регулирующих вопросы налогооблажения, формировании страховых и резервных фондов, изменений и дополнений к уже существующим положениям и инструкциям. Все это усложняет и затрудняет финансово-хозяйственную деятельность страховых организаций. Одно из неотъемлемых условий дальнейшего развития страхового рынка является развитие аудита страхования как органа, ревизующего достоверность бухгалтерского учета и отчетности, а также состояние финансовой устойчивости и платежеспособности хозяйствующего субъекта. На сегодняшний день развитие аудита страхования значительно отстает от развития самих страховых компаний. Количество аудиторов в нашей стране крайне мало. Они не могут охватывать весь рынок страховых услуг. Анализ проводящихся аудиторских проверок показывает их низкий уровень. Это объясняется спецификой данной отрасли, особенностями, имеющимися в деятельности страховых компаний, которые отличают их от других объектов аудита. В настоящий момент данная проблема получила широкий резонанс. По вопросам аудита ведется диалог в печати, выпускаются книги, позволяющие лучше ориентироваться в этом вопросе. Проблема аудита затронута в книгах таких авторов, как Т.А. Дубровина, В.А. Сухов, А.Д. Шеремет, А.Л. Алекринский, С.В. Харитонов и другие. Цель моей работы - систематизировать раздробленные и неполные мате риалы по аудиту страховых компаний, выделить основные направления и методы проведения аудита в страховании. В этой работе я ставлю перед собой следующие задачи : 1. Провести историко-социологический анализ аудита в целом и в страховании в частности; 2.Проследить этапы развития аудита в России, так и в других странах; 3. Сформулировать определение аудита в страховании выявить его особенности; 4. Определить основные методики аудита страховых компаний. В моей работе выделены пять разделов: - Аудиторская деятельность и ее регулирование в Российской Федерации; - Особенности аудита страховых компаний; - Бухгалтерская /финансовая/ отчетность страховых компаний как объект аудита; - Основные методики аудита страховых компаний; - Аудит финансового состояния и финансовых результатов деятельности страховой компании. Каждый из этих разделов содержит теоретические сведения, необходимые для проведения аудита в страховых компаниях. .1. А У Д И Т О Р С К А Я Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т Ь И Е Е Р Е Г У Л И Р О В А Н И Е В Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И Аудит имеет достаточно большую историю и в разных переводах означает "он слышит" или "слушающий". Первые независимые аудиторы появились еще в 19 веке в акционерных компаниях Европы. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением компаниями /администрация, менеджеры/, и тех, кто вкладывает деньги в их деятельность /собственники, акционеры, инвесторы/. Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры организаций. Достаточно частые банкротства различных компаний, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение компании. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначало основного значения, однако с осложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудиторов. Исторической родиной аудита считается Англия, где с 1844 года выходит серия законов о компаниях, согласно которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами. В России звание аудитора введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889 году, в 1912 и 1928годах) оказались неудачными. Мировой экономический кризис 1929 - 1933гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров - аудиторов. В этот период резко ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания этого кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключения аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества. Первый этап развития аудита охватывал период до конца сороковых годов и в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке этих операции в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. Второй этап развития мирового аудита начинается с 1949 года, когда независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного. Третий, современный этап развития аудита можно датировать с 70-ых годов, его ориентация - на возможный риск при проведении проверок или при консультатировании, предупреждении и избегании риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный. В начале 70-ых гг. началась разработка аудиторских стандартов. В Англии аудиторами именуются любые специалисты в области контроля за достоверность финансовой отчетности, в том числе и работающие в государственных органах. Во Франции в области независимого финансового контроля действуют две профессиональные организации: бухгалтеров - экспертов, которые занимаются непосредственно ведением бухгалтерского учета, составлением отчетности и оказанием консультационных услуг в этой области, и комиссаров (уполномоченных) по счетам, обеспечивающих контроль за достоверностью финансовой отчетности. В США, Япониии проверку достоверности финанасовой отчетности осуществляет независимый дипломированный общественный бухгалтер. Во всех развитых странах желающим приобрести профессию бухгалтера-аудитора предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Институтов дипломированных (аттестованных ) аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу. Исключение из Института аудиторов означает запрещение дальнейшей аудиторской деятельности. 1.1 СУЩНОСТЬ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ До принятия Закона об аудиторской деятельности правовые основы осуществления в Российской Федерации аудиторской деятельности определяет" Временные правила аудиторской деятельности в РФ", утвержденные Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года за N2263. Согласно этим правилам по аудиторской деятельностью понимается предпринимательская " деятельность аудиторов ( аудиторских фирм ) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской ( финансовой ) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг". Таким образом аудиторская деятельность состоит из собственно аудита и работ (услуг), сопутствующих аудиту. Оказание этих сопутствующих услуг в развитых рыночных странах в последние годы преобладает в деятельности аудиторских фирм. В проектах российских стандартов аудиторской деятельности дается следующее определение собственно аудита: ". .. Аудит - это независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета (документов Системы нормативного регулирования бухгалтерского учета), соответствия финансовых и хозяйственных операций законодательству РФ, полноты и точности отражения финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения". Аудитор - это квалифицированный специалист, аттестованный на право аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством. В странах с развитой рыночной экономикой, где аудит существует уже давно, этот термин трактуется весьма многообразно. В Англии, например, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. При этом термин " аудит" применяется не только при проверке предприятий (фирм) попадающих под действие Закона о компаниях или Закона о промышленных и иных обществах, но при соответствующей проверке правительственных учреждений и местных органов власти, а также при оказании клиентам аудиторских услуг по соглашению (например, по доверительному договору). Комитет по основным принципам аудита Американской ассоциации по бухгалтерскому учету дал следующее определение аудита: " Аудит - это системный процесс получения и оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованных пользователям.". Аудит, как отвечают американские специалисты, это вид деятельности, заключающийся в сборе оценке фактов, касающихся функционирования и положения экономического объекта (самостоятельного хозяйственного подразделения) или информация о таком функционировании и положении, и осуществляемой компетентным независимым лицом, которое исходя из установленных критериев, выносит заключение о качественной стороне этого функционирования. Следовательно, под аудитом понимается независимая проверка и выражение мнения о финансовой отчетности предприятия. Главная цель аудита - определение достоверности и правдивости финансовой отчетности компании, а также контроль за соблюдением компанией определенных законов и норм хозяйственного права и налогового законодательства. Под аудитом иногда понимается процесс снижения до приемлемого уровня информационного риска (т.е. вероятности того, что в финансовых отчетах содержатся ложные или неточные сведения ) для пользователей финансовых отчетов. Особое значение имеет тот факт, что проверку достоверности отчетности предприятия, организации, соблюдения действующего законодательства и составление аудиторского заключения по этому вопросу выполняет независимый аудитор. Существует несколько определенных правил, касающихся деятельности независимых аудиторов: свободный выбор аудитора (аудиторской фирмы) хозяйствующим субъектом; договорные отношения между аудитором (аудиторской фирмой) и клиентом, позволяющие аудитору самому выбирать своего клиента и быть независимым от указаний любых государственных органов; возможность отказать клиенту в выдаче аудиторского заключения до устранения отмеченных недостатков; невозможность аудиторской проверки при родственных или деловых отношениях с клиентом, превышающих договорные отношения по поводу аудиторской деятельности; запрещение аудитором и аудиторским фирмам заниматься хозяйственной, коммерческой и финансовой деятельностью, не связанной с выполнением аудиторских, консультационных и других услуг, разрешенных законодательством. 1.2 МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЯ Контроль - важная функция управления, объективное явление в экономической жизни общества. Контроль в сфере управления финансовыми средствами - неотъемлемая часть системы регулирования. В государствах со сложившейся рыночной экономикой используется следующая схема организации контроля: высший орган государственного контроля - счетные палаты или аппараты главных контрольных правлений; налоговые ведомства; контрольно-ревизионные подразделения в министерствах и ведомствах финансируемые за счет бюджета; независимый аудиторский контроль. В зависимости от субъектов и характера контрольной деятельности финансовый контроль подразделяется на: государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта контроля - на внутренний и внешний; в зависимости от организации в осуществления - на ревизионный (ревизии) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертной оценки, методы и анализы и другой инструментарий. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного финансового контроля, не заменяет и не подменяет государственный финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью экономических субъектов, осуществляемый соответствующими государственными органами - Государственной налоговой службой России и налоговой полиции, Министерством финансов России и его контрольно-ревизионными подразделениями, Центральным Банком России, Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю, государственным таможенным комитетом России. Основные задачи государственного финансового контроля - проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективности и экономности расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Крнтрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно, когда они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния. Субъектами государственного финансового контроля являются: государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществление деятельности, регулируемой государством. Хотя аудиторская деятельность может быть направлена на все экономические субъекты независимо от организационно- правовых форм и форм собственности, основными субъектами аудита являются предпринимательские структуры, а объектом - собственность акционеров и инвесторов. Необходимое условие деятельности аудиторов - независимость, причем гораздо большая, чем независимость государственных контролеров-ревизоров. При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, а при проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских /финансовых/ отчетов могут быть использованы с определенными оговорками нормы и стандарты аудита. 1.3 РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Поскольку результаты проверки являются основой множества экономических решений, аудит достаточно жестко регулируется во всех странах. В некоторых из них /например, во Франции/ в этот процесс вмешивается государство, устанавливая нормы, нормативы аудита, осуществляя регистрацию аудиторов, аудиторских фирм и контроль за их деятельностью. В других странах /США, Англия/ этот процесс регулируется общественными профессиональными аудиторскими организациями. В Российской Федерации правовые основы аудиторской деятельности определяются Временными правилами аудиторской деятельности и действуют до принятия Федеральным Собранием Российской Федерации, регулирующего аудиторскую деятельность. Организация государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Положение о Комиссии по аудиторской деятельности при президенте Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации, назначающим также ее председателя. В состав основных направлений деятельности Комиссии входят: разработка на основе законодательства РФ проектов нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, в том числе стандартов аудиторской деятельности и связанных с ее осуществлением услуг; выдача генеральных лицензий на осуществление лицензирования аудиторской деятельности; организация ведения государственных реестров аудиторов, аудиторских фирм и их объединений; определение перечня ведущих учебно-методических центров по обучению и подготовке аудиторов. Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведения аттестаций, а также порядок получения лицензий на осуществления аудиторской деятельности утверждается Советом Министров - Правительством РФ по представлению Комиссии по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. Организация проведения аттестации и лицензирования аудиторской деятельности возлагается на Минфин России, Центробанк и до настоящего времени возлагалась на росстрахнадзор; этими органами были созданы соответствующие центральные аттестационно-лицензионные аудиторские комиссии. Во всех развитых странах действуют независимые Палаты аудиторов, основными задачами которых являются разработка стандартов по аудиторской деятельности, осуществления контроля за качеством работы аудиторов, проведения аттестации и выдача документов на занятие аудиторской деятельность /в странах, где это не является государственной прерогативой/. Палаты аудиторов выполняют также роль координатор деятельности аудиторов, определяют этические нормы их поведения в обществе и принимают дисциплинарные меры к лицам, нарушившим эти нормы. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |