|
Диплом: Создание и функционирование лизинговой компанииТак, расходы на получение лицензии зарубежной компанией составляют $5,000. Для резидента данные расходы должны составлять менее $1,500, но на практике они вынуждены платить больше в целях ускорения процесса выдачи лицензии. [10] Лицензии предоставляются на пятилетний срок, но на практике существуют случаи выдачи лицензий на два три года, а иногда даже и на один год, что вызывает недоумение, так как это не согласуется с необходимостью заключения договоров лизинга на длительный срок. Для зарубежной лизинговой компании получение лицензии, как правило, занимает недели. Для сравнения для резидента данный срок может растянутся до нескольких месяцев. Хотя и для нерезидента данный нормативный документ может создать определенные трудности. Так, например ряд зарубежных лизинговых компаний обратились в Минэкономики РФ с просьбой пересмотреть п. 4 данного положения аргументировав это тем, что для них затруднительно предоставление большого объема документации наравне с резидентами. Также другим пунктом данного положения является п. 17, по которому в качестве обязательного условия лицензии выступает «приоритетность лизинговой деятельности по отношению к прямым видам хозяйственной деятельности, осуществляемым лизинговой компанией (не менее 40 процентов дохода от реализации лизинговых услуг в общем объеме доходов лизинговой компании по итогам хозяйственной деятельности за год)». Применение данного норматива может затруднить деятельность многих западных и отечественных инвесторов, поскольку права на лизинг лишаются непосредственные производители оборудования и торгующие фирмы, так как для них основной является другая специализация и доходность от лизинговых операций не может быть значительной. Кроме того, необходимо решение еще одного вопроса. Так, например, существует несколько способов финансирования лизинговой компании. При одном из них капитал, который инвестируется в Россию для создания лизинговой компании, может получить значительные льготы, а именно в части освобождения от различных пошлин и НДС при создании лизинговой компании. Другим вариантом является предоставление лизинговой компании ссуды из-за рубежа. Однако если срок кредитования превышает 180 дней, то потребуется получение лицензии Центрального Банка. Текущее законодательство позволяет совершать лизинговые платежи западной лизинговой компании в иностранной валюте. Также Правительство приняло ряд льгот касающихся получения лицензии на совершение платежей зарубежным лизингодателям по предоставленным в лизинг самолетам, речным и морским судам. Если кредит предоставлен организацией, которая не относится к банковским структурам, то проценты за данный кредит будут подлежать обложению НДС и соответственно эти затраты не смогут быть отнесены на себестоимость заемщиком. Эти проблемы в совокупности с нежелательными усилиями на получение лицензии ЦБ как правило приводят к тому, что финансирование лизинговых компаний осуществляется в виде кредитования в рублях западным или российским банком резидентом имеющим обычную банковскую лицензию. В соответствии с российским законодательством для лизинговой компании не существует никаких ограничений по отношению объема задолжености к стоимости капитала (debt to equity). Соответственно для лизинговой компании одним из предпочтительных выходов может быть ограничение использования собственных средств, то есть по возможности создание компании с небольшим уставным капиталом и привлечение основного капитала со стороны. При этом перспективным является тесное сотрудничество с российским банком имеющим обычную банковскую лицензию, так как он может получать рубли, совершать операции по их конвертации, например, в доллары и перечислять их обратно за рубеж.
2. Налоговый аспектПеред тем как начать обсуждение налогов следует отметить проблему общего свойства. Так сегодня в отечественных условиях налогообложение хозяйствующего субъекта во многом зависит от того, как трактует тот или иной нормативный акт налоговый инспектор. Поэтому следует строить налоговую политику исходя из возможности применения самой неблагоприятной трактовки правовых актов. Так, если налоговые органы, руководствуясь определением Гражданского кодекса и постановления Правительства № 633, признают, что заключенный сторонами договор лизинга не приводит к возникновению лизинговых взаимоотношений, то это существенно сузит спектр предоставляемых налоговых льгот как для лизингополучателя, так и для лизингодателя.
2.1 Налог на доход (прибыль)Освобождение лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет, а также банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга, пока не реализовано. С другой стороны, согласно пункту 4.1.1. инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 10 августа 1995 года № 37 «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», лизингодатель формально имеет льготу по налогу на прибыль, предоставляемую при финансировании капитальных вложений. Тонкость лишь в том, что «эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы ... и при условии полного использования начисленного износа (амортизация на последнюю отчетную дату)». Одним из критериев для предоставления льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, является отнесение понесенных затрат на счет 08 «Капитальные вложения». Однако, исключением здесь является случай с машинами, оборудованием и другими основными средствами, не требующими монтажа, по которым произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета "Основные средства" и кредиту счета "Капитальные вложения". Как известно, при финансовом лизинге и аренде (оперативном лизинге) применяется вышеописанный способ ведения учета основных средств. Тем самым, можно считать, что лизингодатель имеет льготы на прибыль. Однако при этом следует иметь в виду, что налогооблагаемая прибыль может быть уменьшена только на 50 % и при условии полного использования амортизационного фонда. Если же лизинговая компания создается другой организацией, например банком, то сумма налога на прибыль будет зависеть полностью только от схемы кредитования лизинговой компании. Временным положением также предусмотрено, что для лизингового соглашения сроком более чем на три года российский налог на прибыль не применяется ни к доходам лизинговой компании, полученным по лизингу, ни к доходам банка, который предоставляет кредит финансовой лизинговой компании. Кроме стандартного способа – простого заключения кредитного договора между банком и лизинговой компанией возможно выделение средств лизинговой компании взамен получения от нее ценных бумаг (векселей, облигаций и т. д.). Налог на прибыль по операциям с ценными бумагами соответственно равен 15 процентов у предприятий и организаций и 18 процентов - у банков [11], что может оказаться более выгодным для организации финансирующей сделку. Если же банком выбран вариант при котором большее количество прибыли будет оставаться у лизинговой компании то реально уменьшить налогообложение можно при помощи организационно-правовой формы лизинговой компании. Согласно “Временному положению о лизинге” лизингодателем может быть как юридическое лицо, так и гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя. Второй вариант организационно-правовой формы, без образования юридического лица, лизинговой компании позволяет значительно сократить налоговые выплаты (не только налога на прибыль). Так для сравнения предприниматель без образования юридического лица платит только подоходный налог в размере от 10 до 30 % в зависимости от декларируемой величины дохода (страховые взносы в Пенсионный фонд составляют 5 % и фонд медицинского страхования – 3,6 % с дохода). Что же касается налога на доходы при сдачи оборудования в лизинг международной компанией то российским законодательством предусматривается две схемы уплаты налога на доходы. Так по первому варианту законодательство предусматривает порядок исчисления и уплаты налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство. В частности, иностранные юридические лица, получаемые доходы из источников, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат обложению на доходы у источника выплаты. То есть российский лизингополучатель должен удерживать 20 процентов налога на доход с лизинговых платежей выплачиваемых зарубежному лизингодателю. Следует подчеркнуть, что к доходам из источников в Российской Федерации, в частности относятся доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося на территории РФ, в том числе от лизинговых операций. При этом доходы от лизинговых операций рассчитываются исходя из всей суммы лизингового платежа за минусом суммы возмещения стоимости лизингового имущества (при финансовом лизинге), платы лизингодателю в качестве компенсации за использованные им кредитные ресурсы на приобретение имущества и суммы налога на лизинговое имущество. Однако при использовании данной схемы возникает одно затруднение. В данном случае источником проблем может явится лицензионное законодательство. Как уже было отмечено, Положение о лицензировании лизинговой деятельности в РФ предусматривает необходимость лицензирования всех лизинговых компаний, осуществляющих лизинговую деятельность на территории Российской Федерации. В пункте 4 предусматривается лицензирование компаний-нерезидентов. Вместе с тем положение не разъясняет должны ли иностранные юридические лица без постоянного места осуществления деятельности в России получать лицензию на лизинговую деятельность. Это обстоятельство чрезвычайно важно по следующей причине. В случае отсутствия соответствующей лицензии налоговые органы могут признать взаимоотношения российского лизингополучателя с иностранной лизинговой компанией выступающей в роли лизингодателя сделкой нефинансового характера, что соответственно увеличит сумму налога у источника иностранного юридического лица. По другому же варианту предусматривающему наличие постоянного представительства зарубежного юридического лица законодательство [12] оговаривает, что налог на прибыль иностранного юридического лица исчисляется налоговым органом по месту осуществления деятельности в Российской Федерации. Налогообложению подлежит прибыль постоянного представительства, определяемая как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов, других доходов и затрат, непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного юридического лица в РФ, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные на территории РФ, так в отдельных случаях и за границей. Доходы, полученные иностранным юридическим лицом (включая доходы от аренды и иных видов использования), определяемые в виде разницы между выручкой и материальными затратами, связанными с получением этих доходов, облагаются налогом по ставкам, установленным законодательством для зачисления указанного налога в соответствующие бюджеты, и не учитываются для целей исчисления налога на прибыль. Для проведения лизинговых операций важно то обстоятельство, что согласно инструкции к другим доходам постоянного представительства, в частности, относят доходы от сдачи имущества постоянного представительства в аренду. При включении в состав доходов постоянных представительств доходов, полученных от источников в Российской Федерации и подвергшихся предварительному обложению налогом при их выплате, иностранным юридическим лицам предоставляется зачет на сумму ранее уплаченных налогов. Предусмотрено, что состав затрат, учитываемых при исчислении налога на прибыль, определяется в том же порядке, что и для предприятий, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, и установлен Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 года №552, кроме подп. «т» п. 2 этого Положения. При применении подп. «т» п.2 Положения в части отнесения платежей по кредитам сверх учетных ставок, установленных Центральным банком РФ, следует руководствоваться постановлением Верховного Совета РФ от 10 июля 1992 года № 3257-I «О внесении изменений в постановление Верховного Совета Российской Федерации по вопросам налогообложения», согласно которому платежи по процентам за кредиты банков в пределах учетной ставки, установленной Центральным банком РФ, увеличенной на три пункта, относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) предприятий. То есть расходы по оплате процентов, превышающих указанный предел, не относятся на затраты постоянного представительства. При определении налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль отделениями иностранных банков и других кредитных учреждений следует руководствоваться Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 мая 1994 года № 490 «Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями». Также, при определении облагаемой прибыли следует учитывать следующие особенности: - налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в Российской Федерации; - иностранные юридические лица, получающие доходы не в денежной, а в натуральной форме (в виде продукции или имущества), уплачивают налог на прибыль исходя их рыночных цен на такую же или аналогичную продукцию или имущество, действующих на момент получения дохода. Прибыль иностранного юридического лица в связи с деятельностью в Российской федерации рассчитывается прямым методом. В случае, если не представляется возможным прямо определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом в связи с деятельностью в Российской Федерации, налоговый орган рассчитывает прибыль условно, на основании дохода иностранного юридического лица, полученного в связи с такой деятельностью. При условном методе расчета прибыли иностранных юридических лиц расчет производится исходя из нормы рентабельности 25 процентов. Для страховщиков и банкиров, участвующих в лизинговых операциях, важным представляется то, что доходы и расходы по страховой и банковской деятельности, по посредническим операциям и сделкам для целей исчисления налога на прибыль иностранного юридического лица учитываются отдельно в случае установления органами государственной власти субъектов Российской Федерации по этим видам деятельности ставки налога, отличной от ставки налога на прибыль по другим видам деятельности. Прибыль иностранных юридических лиц от страховой и банковской деятельности, а также от посреднических операций и сделок облагается по ставкам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации по этим видам деятельности. При применении второй схемы иностранное юридическое лицо может столкнутся с проблемой того же свойства как и ведении бизнеса без постоянного представительства. Здесь источником проблем также может явится также лицензионное законодательство. Налоговый инспектор может расценить наличие лицензии на проведение лизинговых операций в России как предпосылку к необходимости платить российские налоги, в частности налог на прибыль, налог на пользователей автодорог, а также местные налоги, исчисляемые с суммы реализации. Кроме того, в связи с тем, что российское законодательство, определяющее понятие постоянного представительства, недостаточно проработано, существует риск обнаружения такого представительства, даже если деятельность иностранного юридического лица по извлечению дохода на территории Российской Федерации носит не постоянный, а периодический характер.
2.2 Налог на добавленную стоимостьНДС касается только лизинговой компании, а именно лизинговых платежей. И хотя в законодательстве довольно ясно изложен порядок уплаты НДС и его уменьшение представляется маловероятным, тем не менее он представляет некоторые скрытые трудности как лизингодателей так и для лизингополучателей. Так неправильное понимание роли НДС в лизинговых операциям может привести к появлению потерь. Например в связи с начислением на лизинговые платежи НДС существует мнение, что он значительно увеличивает стоимость лизинга и лизинг становиться недоступен потенциальному пользователю. При этом основными доводами являются то, что НДС на стоимость имущества начисляется дважды: один раз – при покупке имущества и второй раз в составе лизинговых платежей. Из этого следует, что по лизинговым операциям в отличие от кредитного договора НДС начисляется на проценты за банковский кредит, взятый лизингодателем для покупки лизингового имущества. Однако возрастание лизинговых платежей происходит только в абсолютном выражении и как это не странно без начисления НДС и с НДС финансовые результаты для участников лизинговой сделки будут практически одинаковыми. Хотя и здесь существуют исключения и есть незначительные частные случаи когда НДС будет увеличивать стоимость лизинга для лизингополучателя. Такое ошибочное мнение существует потому, что этот вопрос рассматривается статически то есть сравниваются непосредственно лизинговые платежи с НДС и без него. В действительности как лизингополучатель так и лизингодатель при расчетах с бюджетом суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, уменьшат на суммы НДС, уплаченные при приобретении товаров и услуг, относимых на издержки производства.[13] Следовательно те суммы НДС которые лизингополучатель переплатил лизингодателю в составе лизинговых платежей, уменьшат его собственные платежи в бюджет по НДС. Фактически суммы погашаются и тем самым двойное обложение НДС стоимости лизингового имущества не существует. Следовательно при сравнении лизинга с кредитом лизинг не окажется дороже из- за НДС. Хотя на проценты по банковским кредитам НДС не начисляется, а на проценты банка в составе лизинговых платежей начисляется, но лизингополучатель сможет уменьшит свой НДС подлежащий уплате в бюджет и следовательно финансовый результат будет для него почти неизменным. Определенные трудности здесь возникают, когда лизингополучатель имеет льготы по НДС. Имеются ввиду случаи, когда освобождены от НДС лизинговые платежи или продукция, выпускаемая пользователем на этом оборудовании. Здесь перед лизингополучателем сразу возникает проблема, кто будет ему возмещать НДС, уплаченный при приобретении лизингового имущества. И эта проблема будет стоять особенно остро, если компания занимается на 100 % лизинговой деятельностью. Формально, согласно пункту 21 Инструкции ГНС № 39, возникающая отрицательная разница засчитывается в счет предстоящих платежей или возмещается из бюджета за счет общих платежей налогов налоговыми инспекциями на основании представленных расчетов и по письменному заявлению налогоплательщика в десятидневный срок со дня получения расчета за соответствующий отчетный период. Вероятнее всего налоговая инспекция предложит вариант зачета в счет будущих платежей, что для компании не совсем выгодно, так как “сегодняшние” деньги дороже, чем “завтрашние”. В случае с полным отсутствием входных поступлений НДС, такой вариант просто исключен. Кроме этого, если у лизинговой компании будет недостаточно платежей по другим налогам для взаимозачета возникшей отрицательной разности по НДС, остается единственный путь – возмещение НДС непосредственно из бюджета. Учитывая тяжелое положение с доходной частью бюджета, у лизинговой компании могут возникнуть трудности по возмещению НДС, уплаченного при приобретении лизингового имущества. В аналогичной ситуации оказываются предприятия, которые выпускают на оборудовании взятом в лизинг продукцию на экспорт. В связи с тем, что экспортная продукция освобождена от уплаты НДС, перед предприятием очень часто возникает проблема возмещения НДС по приобретенным материальным ресурсам (работам, услугам). Как известно, согласно последнему абзацу пункта 21 Инструкции ГСН № 39 при экспорте организациями (предприятиями) товаров (работ, услуг) сумма налога на добавленную стоимость, фактически уплаченные поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы, выполненные работы и оказанные услуги, засчитываются в предстоящих платежей налогов или возмещаются за счет средств федерального бюджета на основании представленных в налоговый орган в обязательном порядке документов, подтверждающих факт поступления средств на счет российского экспортера от иностранного покупателя (по товарам), а также иностранного или российского покупателя (по работам, услугам). Однако в самом незавидном положении оказываются предприятия – лизингополучатели, продукция (товары, услуги) которых освобождены от уплаты НДС (или входящего потока НДС недостаточно), так как НДС, уплаченный в составе лизинговых платежей не возмещается, а относится на себестоимость продукции. Еще больше проблем создает НДС для международного лизинга приводя к значительному его удорожанию и препятствует развитию международного лизинга в России. Так в соответствии с нынешним законодательством уплата НДС при импорте приводит к выплате дополнительных, не возмещаемых 20 процентов импортирующей стороной при сравнении с лизингом или покупкой оборудования у российской компании. В соответствии с приказом № 105 от 25 сентября 1995 Министерства Финансов данные суммы должны учитываться на балансе лизингодателя. Например, для зарубежного лизингодателя это может привести к тому, что он не сможет возместить выплаченный НДС за ввезенное в Россию оборудование, так как у него может не оказаться собственных доходов, подлежащих обложению НДС. Для зарубежной лизинговой компании может оказаться практически невозможно получение возмещения по уплаченному НДС. Выходом в Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |