|
Диплом: Ликвидация кредитных организацийДиплом: Ликвидация кредитных организацийСОДЕРЖАНИЕ введение.......................................................................3 1. ликвидация кредитных организаций............................................6 1.1. Ликвидация................................................................6 1.2. Основания для ликвидации..................................................8 1.3. Процедура добровольной ликвидации.........................................9 1.4. Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса РФ (письмо ЦБ РФ от 28.10.98 № 306-Т) 11 1.5. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица.... 13 1.6. Порядок ликвидации юридического лица.....................................13 1.7. Удовлетворение требований кредиторов.....................................15 1.8. Банкротство кредитной организации........................................17 2. Банковская система. Арбитражная практика...................................22 2.1. Экономический обзор развития банковской системы России и Новосибирской области 22 2.2. Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)................................................................ ............................................................................. ................. 30 2.3. Развитие международного сотрудничества в области правового регулирования банковской деятельности................................................................. ............................................................................. ................ 47 3. Ликвидационный баланс......................................................54 3.1. О порядке составления ликвидационного баланса............................54 3.2. Порядок согласования промежуточного ликвидационного баланса территориальными учреждениями Банка России....................................................................... ................................................... 65 3.3. Требования по составлению окончательного ликвидационного баланса ликвидируемых кредитных организаций.................................................................. .................................................................. 67 3.4. Порядок согласования окончательного ликвидационного баланса территориальными учреждениями Банка России....................................................................... ................................................... 69 заключение....................................................................71 ПРИЛОЖЕНИя....................................................................77 Список использованной литературы..............................................95
введение Банк - это кредитная организация, созданная для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности. Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т. д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов. Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств. - Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров. В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ". В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т. п. В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Решение об открытии каждого отдельного банка с участием иностранных инвестиций принимается Советом директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Если на начальном этапе реформирования кредитной системы коммерческие банки создавались главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные и создание новых банков в форме акционерных обществ. Важнейшим принципом, на котором базируется деятельность коммерческих банков, является экономическая самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами банка. Действующее законодательство предоставляет всем коммерческим банкам экономическую свободу в распоряжении своими фондами и доходами. Прибыль банка, остающаяся в его распоряжении после уплаты налогов, распределяется в соответствии с решением общего собрания акционеров. Оно устанавливает нормы и размеры отчислений в различные фонды банка, а также размеры дивидендов по акциям. По своим обязательствам коммерческий банк отвечает всеми принадлежащими ему средствами и имуществом, на которые может быть наложено взыскание. Весь риск от своих от своих операций коммерческий банк берет на себя. В данной работе мы рассмотрим такой важный вопрос, связанный с кредитными организациями, как правовой аспект ликвидации организации, трудности, связанные с подготовкой и проведением процесса ликвидации кредитной организации, вопросы возникающие при этом. При этом будут рассмотрены показатели деятельности кредитных организаций, их количество и количество их филиалов, распределение их по экономическим регионам России, показатели приведены в динамике. Рассматриваются кредитные организации, расположенные в пределах Новосибирской области в сравнении с равноправными кредитными организациями в целом по России.
1. ликвидация кредитных организаций1.1. ЛиквидацияЛиквидация кредитной организации может произойти в связи с окончанием срока действия, отзывом лицензии, нарушений и т. п. Ликвидация - это прекращение деятельности предприятия без перехода прав и обязанностей третьим лицам. Конечными результатами ликвидации и подтверждением факта ликвидации предприятия является внесение об этом записи в Госреестр и получение свидетельства о ликвидации. Ликвидация - это достаточно сложный и трудоемкий процесс, занимающий в среднем 10-12 месяцев в зависимости от конкретной ситуации, но в некоторых случаях удавалось завершить все дела предприятия за 6-8 месяцев. Ликвидация может быть инициирована по решению ее участников или по решению суда. Процедура ликвидации требует безупречных бухгалтерских документов, так как при подаче заявления о ликвидации почти наверняка (как показывает практика) будет назначена налоговая проверка за весь период деятельности предприятия. Все сделки должны быть завершены и документы приведены в соответствие законным образом. На предприятии не должно оставаться никаких задолженностей, включая коммунальные платежи и расчеты с фондами. Все кредиты, выданные предприятию, должны быть возвращены. Хорошая аудиторская проверка - самое лучшее средство для предотвращения каких-либо неприятностей от налоговых органов. Как только подано заявление о ликвидации в налоговую инспекцию, создается ликвидационная комиссия, состоящая обычно из учредителей или ответственных работников предприятия. Ее задача - выявление кредиторов и получение дебиторских задолженностей, объявление о ликвидации в средствах массовой информации и управление всеми делами фирмы до полного прекращения работы предприятия. Два месяца это обычный срок предъявления требований кредиторов, на основании которых приготавливается промежуточный ликвидационный баланс, в котором должны быть отражены: имущество, требования кредиторов и результаты их рассмотрения. В случае, если активы предприятия не позволяют погасить все задолженности, имущество фирмы продается с публичных торгов. Ликвидационный баланс, распределяемый между учредителями, делится соответственно их пропорциональному участию после выплаты всех долгов предприятия. Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано (ст. 61 ГК РФ): Ø по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер; Ø по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Ø Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Ø Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией либо действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса. Положения о ликвидации юридических лиц вследствие несостоятельности (банкротства) не распространяются на казенные предприятия.
1.2. Основания для ликвидацииЮридическое лицо может быть ликвидировано в соответствии с решением учредителей (участников, акционеров) или уполномоченного учредительными документами органа юридического лица в связи с (ст. 20 Закона "О банках и банковской деятельности): Ø окончанием срока действия юридического лица; Ø достижения цели, для которой создавалось юридическое лицо; Ø решением суда о признании регистрации юридического лица недействительной из-за нарушения законодательства; Ø решением суда в случае, если юридическое лицо ведет деятельность без соответствующего разрешения (лицензии); Ø юридическое лицо ведет деятельность, запрещенную законодательством; Ø юридическое лицо допускало многочисленные или серьезные нарушения законодательства; Ø в других случаях, предусмотренных законодательством; Ø в результате объявления юридического лица банкротом. Ликвидация юридического лица может быть начата уполномоченным государственным органом (например, регистрационной палатой - местного или государствен-ного уровня, налоговой инспекцией и другими). В результате ликвидации юридического лица деятельность юридического лица прекращается без передачи прав и обязательств другим лицам правопреемства (ст.61”Ликвидация юр. лица” ГК РФ)(ст. 20 Закона “О банках и банковской деятельности).
1.3. Процедура добровольной ликвидацииРешение о ликвидации юридического лица должно быть принято уполномоченным на это органом. Участники - акционеры юридического лица или органа, принявшего решение о ликвидации, обязаны в письменном виде поставить в известность об этом решении государственный орган, осуществляю-щий государственную регистрацию юридических лиц. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходит управление делами юридического лица. Ликвидационная комиссия может выступать в суде от имени ликвиди-руемого юридического лица. Ликвидационная комиссия должна сообщить через средства массовой информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроках подачи претензий со стороны кредиторов. Срок подачи претензий не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации сообщения. После окончания срока предъявления претензий со стороны кредиторов ликвидационная комиссия должна составить промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс должен быть утвержден уполномоченным органом и согласован с государственным органом по регистрации. Ликвидационная комиссия удовлетворяет денежные требования кредиторов в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная с даты его утверждения в порядке очередности, установленном текущим законодательством. Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, то к ликвидируемому предприятию должны быть применены процедуры банкротства. В этом случае ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом. Если ликвидационная комиссия еще не назначена с таким заявлением в суд должен обратиться владелец должника. Арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего. Обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены на председателя ликвидационной комиссии (ст. 51 Закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации"). Кредиторы вправе предъявить свои требования в месячный срок с момента публикации объявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Нарушение требования об обращении в арбитражный суд является основанием для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица. Собственник имущества должника - унитарного предприятия, учредители (участники) и руководитель должника, председатель ликвидационной комиссии, допустившие нарушение, несут субсидиарную ответственность по неудовлетворенным требованиям по денежным обязательствам и обязательным платежам должника. После удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия должна составить ликвидационный баланс, который подлежит утверждению участниками (акционерами) юридического лица или руководящим органом, который принял решение о ликвидации юридического лица и согласован с государственным органом по регистрации. Имущество юридического лица, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между участниками (акционерами) в соответствии с очередностью, определенной в учредительных документах юридического лица, с учетом требований законодательства, применимого к конкретной организационно-правовой форме юридического лица (ООО, АО, Кооператив). Ликвидация юридического лица считается законченной, а юридическое лицо ликвидированным после внесения записи о ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51”Признание ликвидируемой кредитной организации банкротом” Закона “О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации). 1.4. Об ускорении процесса ликвидации кредитных организаций, осуществляемой по решению арбитражного суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса РФ (письмо ЦБ РФ от 28.10.98 № 306-Т) Поступающие из территориальных учреждений Банка России сведения о проведении ликвидационных процедур в кредитных организациях, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, свидетельствуют о фактах начала задержки ликвидационных процедур в случае принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации. По состоянию на 1 октября 1998 года по 174 кредитным организациям арбитражными судами РФ приняты решения об их ликвидации в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, однако, в 140 кредитных организациях судебные решения их учредителями (участниками) не выполнены. В ряде случаев созданные учредителями (участниками) банка ликвидационные комиссии так и не приступили к работе, либо устранились от выполнения своих обязанностей. В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", если решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) возложены обязанности по осуществлению ликвидации, однако в установленный срок ликвидация юридического лица не произведена, суд назначает ликвидатора и поручает ему осуществить ликвидацию банка. С учетом изложенного, в целях ускорения процесса ликвидации, а также защиты интересов кредиторов и вкладчиков, рекомендуется территориальным учреждениям Банка России в случае наличия кредитных организаций, учредители (участники) которых не выполняют решения судов о ликвидации, обратиться в арбитражный суд, принявший решение о ликвидации, с заявлением в порядке статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении способа исполнения решения суда о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора. Указанный порядок территориальным учреждениям Банка России следует применять также в случаях, когда решением суда на учредителей (участников) не возложена обязанность по осуществлению ликвидации кредитной организации. Если ликвидационная комиссия (ликвидатор) в течение длительного срока не приступает к работе в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете ликвидационной комиссии (ликвидатора), а также в случае недостаточности имущества кредитной организации, территориальное учреждение Банка России должно рекомендовать ликвидационной комиссии (ликвидатору) обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной организации на основании статьи 174 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве кредитной организации)". Информацию о принятых мерах по ускорению процедуры принудительной ликвидации кредитных организаций, осуществляемой по решению суда в порядке статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, территориальным учреждениям Банка России следует представить в отчетах постоянно действующих рабочих комиссий на 15 декабря 1998 года. 1.5. Обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, назначают по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с настоящим Кодексом порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
1.6. Порядок ликвидации юридического лицаЛиквидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |