|
Госжурналпредпринимательства»; – работа по созданию реестра неиспользуемого недвижимого имущества для предоставления субъектам малого предпринимательства; – работа с Тюменским региональным общественным Фондом «Развитие народных промыслов и ремесел «Страна Тюмения» с целью создания учебно- производственного центра народных ремесел в одном из пригородов г. Тюмени; – издание буклета «Малые предприниматели Тюмени». За прошедший период удалось наладить контакты с общественными объединениями предпринимателей Тюмени и Тюменской области, организовать работу над обращениями предпринимателей. Так, по обращению предпринимателей Тюменского района проведен анализ всей законодательной базы по противопожарной безопасности и обоснованности требований, которые предъявляют противопожарные службы к предпринимателям. Результатом этой работы было вынесение протеста прокуратуры Тюменской области на распоряжение администрации г. Тюмени от 06.03.2001г. № 786 «Об обеспечении пожарной безопасности» (по обустройству предприятий системой «ОКО»), т. к. его выполнение существенно увеличивало финансовую нагрузку на предпринимателей. В число приоритетов на будущий период администрация области определила создание для предпринимателей условий, при которых им прибыльно заниматься бизнесом, а государству выгодно помогать развиваться предпринимательству. С этой целью планируем провести: – усовершенствование всей законодательной базы, касающейся предпринимательской деятельности; – продолжить работу по устранению «административных барьеров» в целях благоприятствования развитию предпринимательства; – завершить анализ свободных государственных и муниципальных площадей с целью создания банка данных недвижимого имущества с последующим предоставлением предпринимателям на льготных условиях; – в сфере финансово-кредитной поддержки предпринимательства в области активизировать работу по возмещению части процентных ставок по кредитным договорам, заключаемым представителями предпринимательства с кредитными учреждениями; – продолжить поддержку предпринимателей через субсидирование коммерческих кредитов и прямое кредитование на льготных условиях бизнес-проектов, которые позволяют создать дополнительные рабочие места и увеличить поступления в областную казну. Страховой бизнес в среднесрочной перспективе: концептуальный подход М. В. Мазаева, к.э.н., доцент, Тюменский государственный университет Во всем мире страхование является самым высокодоходным бизнесом, оставляя далеко позади, к примеру, банковское дело. Население зарубежных государств тратит ежегодно колоссальные средства на страховую защиту: страховая премия на душу населения в Японии составляет $7000, в США – $2500-3000, в странах Бенилюкса – около $4000. Состояние национальной системы страхования в России характеризуется высокой степенью развития. Вместе с тем за годы реформ накоплено немало проблем. Вот почему принятие «Концепции развития страхования в Российской Федерации» (распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. №1361-р) – позитивный факт. Занимая второе место в России после Москвы по сбору страховой премии, страховой рынок нашего региона стоит перед теми же проблемами, что и общероссийский. Главная на сегодняшний день проблема обусловлена намерением России вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Таким образом, первоочередной задачей политики России в сфере страхования является разработка общей концепции участия в мировой интеграции страховых рынков. Как свидетельствует мировой опыт, страховое дело всегда было одной из сфер, где национальные интересы защищались государством в большой степени. Интеграция страховых рынков прошла очень длительный путь и в Европе. И сегодня все страны ставят на первый план защиту интересов своих страхователей, не допускают в процессе интеграционного проникновения на национальный рынок даже малейших их нарушений страховщиками других стран. Предоставляя национальный режим иностранным страховщикам на отечественном страховом рынке, нужно иметь представление об организации систем страхования взаимодействующих с нами стран. В связи с этим особо важно изучить структуру общеевропейского страхового рынка, основные тенденции развития, особенности страхового регулирования, организацию надзора в странах Западной Европы, т. к. опыт именно этих государств (предпочтительно Германии) может быть перенесен на отечественную почву. Причем исходить следует не из сегодняшней ситуации в Европе и в мире, а из европейского опыта, сложившегося в 60-70 годы: именно этот период развития характеризовался укреплением национальных страховых рынков и соответственно государственным протекционализмом. Protectio в переводе с латинского – защита, покровительство. В таком режиме государство проводит политику, направленную на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции. В отличие от Европы России предстоит пройти путь от протекционистской политики к свободе деятельности иностранных страховых компаний в достаточно сжатый срок. Регулирование их деятельности сейчас должно быть разумным. Важно учитывать опыт регламентации и надзора, методы протекционистской политики, применяемые отдельными государствами по защите отечественного страхового рынка. Итак, какие же цели ставятся в Концепции развития страхования в РФ на перспективу. Назовем основные: – повысить уровень защищенности организаций и граждан от различных групп рисков, заботясь особо о качестве и спектре предлагаемых страховых услуг; – привлечь в российскую экономику значительные инвестиционные ресурсы; – решить первоочередные задачи в области развития страхования в Российской Федерации и укрепления системы государственного надзора за страховой деятельностью; – создать структурные основы для развития добровольного страхования; – создать систему правовых основ страховой защиты имущественных интересов населения, организаций и государства, соблюдения прав и гарантий имущественной безопасности отдельной личности и сферы предпринимательства. Предполагается, что осуществление мер по совершенствованию налогообложения страховых операций, развитие долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования, введение новых видов обязательного страхования будут способствовать росту числа договоров страхования, размеров страховых выплат. В результате объем финансовых средств в системе страхования увеличится, а страховая защита будет предоставляться более широкому кругу граждан и юридических лиц. Соответственно общий объем страховой премии и объем страховых выплат увеличатся. Доля совокупной страховой премии во внутреннем валовом продукте предположительно составит около 5 процентов. Рост объема страховых премий позволит страховщикам аккумулировать дополнительные финансовые средства, которые послужат источником инвестирования финансовых средств в экономику страны. Интерес государства к страховой сфере понятен и совершенно оправдан. Всегда резервы страховых компаний, а в истории нашей страны двух финансовых монополистов, к тому же государственных – банка и страховщика, размещались в соответствующие активы. Зачастую такое инвестирование велось в добровольно-принудительном порядке в государственные ценные бумаги и служило способом покрытия бюджетного дефицита. Для максимального использования инвестиционного потенциала страховых компаний во многих странах выпускаются специальные налогольготируемые ценные бумаги. Подобные намерения декларируются и у нас, причем уже во второй по счету Концепции развития страхования. Однако в силу неблагоприятного инвестиционного климата использовать самый мощный в мировой практике потенциал институционального инвестора в России пока не удается. Особо надо сказать о совершенствовании государственного надзора за страховой деятельностью. В Концепции это направление отражено верно. Требуется осуществить следующие меры: - повысить надежность системы страхования посредством установления единых требований и стандартов предоставления страховых услуг, применяемых в международной практике; - установить правила, нормативы и показатели платежеспособности и финансовой устойчивости на основе отчетности, составленной в соответствии с международными стандартами ценообразования страховых услуг; - провести финансовое оздоровление страховых компаний, включая обязательное увеличение капитала, вплоть до применения принудительных мер по управлению ее активами; - установить для профессиональных участников страхования требования о наличии соответствующих образования и стажа работы по специальности, что позволит профессионально выполнять возложенные на них функции, осуществлять также меры, препятствующие доступу к руководству страховой компанией лиц, допустивших финансовые злоупотребления. Глубоко убеждена, что в сфере государственного контроля следует вернуться к самостоятельной службе надзора – Росстрахнадзору, пятилетней период ее существования можно расценить как самый «методологически плодовитый» в истории отечественной контрольной службы. К сожалению, департаменту страхового надзора при Министерстве финансов РФ не удалось сохранить кадровый потенциал предшественника. Обращает на себя внимание неточность информации, предоставленной для оценки состояния страхового бизнеса в России. Так, если в начале текста Концепции указано количество страховых компаний 1366, то далее их число – 1350. Непонятен и другой факт, характеризующий работу органа надзора, ведь уже несколько лет как установлено требование по размеру уставного капитала страховых организаций. Тем не менее и сегодня есть структуры, не отвечающие самым минимальным размерам. В целях повышения конкурентоспособности российских страховых организаций и в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию необходимо принять законодательные меры, направленные на увеличение базового минимального размера уставного (складочного) капитала российских страховщиков, формируемого в денежной форме: к 1 июля 2007 г. до 30-40 млн. рублей, в том числе к 1 июля 2004 г. – до 10-13 млн. рублей и к 1 июля 2006 г. – до 20 –26 млн. рублей. Одновременно следует выработать меры по экономическому стимулированию учредителей страховых организаций к капитализации полученной прибыли для повышения размеров уставных капиталов. Чтобы повысить емкость рынка страховых услуг, необходимо разработать меры по стимулированию страхования и перестрахования. Большинство страховщиков не располагают значительными финансовыми средствами и не могут осуществлять страхование крупных рисков, однако ситуация разрешается с участием перестраховщиков. Следует стимулировать развитие страхования и перестрахования путем создания специализированных страховых объединений, расширения участия российских страховщиков в международных системах перестрахования и договорах сострахования, формирования гарантийного потенциала национальных инвесторов рынка страховых услуг. Это позволит также упорядочить трансграничное перестрахование и предотвратить необоснованный отток валютных средств за границу. Международный рынок перестрахования переживает тяжелые времена, по оценкам экспертов, он находится в низшей точке цикла. Подобное состояние рынок переживал в 1991-1992 годах, когда отечественный рынок страхования делал первые шаги. Поэтому прогноз для рынка перестрахования в России фактически не отличается от других рынков – цены будут расти (специалисты ожидают, что такое состояние продлится как минимум два-три года); перестраховочные емкости будут сокращаться; контроль за андеррайтингом в прямых компаниях- цедентах, так же как и условия перестрахования, будут строже. Поэтому чем скорее российский рынок адекватно отреагирует на эти изменения, тем менее болезненными будет «врастание» в международное страховое хозяйство. Трагедия в США 11 сентября 2001 г. стала мощнейшим ударом по мировому рынку страхования. Никогда убыток, содеянный человеческими руками, не был столь высоким. Никогда кумуляция убытков по различным видам страхования не приводила к столь печальным результатам для мирового страхового рынка в целом – совокупный убыток, оцениваемый в 50,0 млрд. долларов, включает убытки по страхованию имущества и перерыва в производстве, страхованию от несчастных случаев, страхованию жизни, финансовому перестрахованию, автострахованию, страхованию ответственности работодателя, авиационному страхованию – всего по 23 видам страхования. По оценкам специалистов Norgan Staniey, этот страховой случай резко негативно сказался на капитализации мирового страхового хозяйства, сократив ее почти на 30 %. В отношении российского рынка перестрахования можно сказать, что он бесспорно развивается. Вместе с тем нельзя забывать, что перестрахование – это бизнес больших и очень больших денег. Чтобы предоставить перестраховочную емкость в 20,0 млн. долларов США, перестраховщик должен обладать капиталом в десятки раз большим. Задачи, которые ставятся в Концепции по совершенствованию системы законодательства в области страхования, безусловно актуальны. Действующая в настоящее время нормативная база в области обязательного страхования, по нашему мнению, крайне хаотична. С одной стороны, действуют несколько десятков нормативных актов, которыми констатируется необходимость страхования тех или иных объектов или субъектов в обязательном порядке. При этом необходимость проведения целевого ряда упомянутых в этих нормативных актах видов страхования в обязательной форме вызывает серьезные сомнения. В то же время большинство норм не реализовано, поскольку в соответствии с ГК РФ объекты, подлежащие обязательному страхованию, риски, от которых они должны быть застрахованы, и минимальные размеры страховых сумм определяются законом, однако конкретно в соответствующих актах это не оговорено. Наконец, законы о проведении в обязательном порядке ряда очевидных видов страхования в течение долгого времени не принимаются. Достаточно напомнить о судьбе закона об автогражданской ответственности. Правительство отклонило законопроект «О порядке осуществления обязательного страхования на территории РФ» и поручило Минфину доработать его. Против принятия этого закона высказалась администрация Президента России. Из ее заключения следовало, что в законопроекте отсутствует предмет регулирования, а сам документ является излишне общим. По мнению администрации Президента, вместо принятия отдельного законопроекта об обязательном страховании можно включить соответствующую главу в Закон «Об организации страхового дела в РФ». Страховое законодательство является фундаментом для строительства страхового рынка в стране. Оно должно определять общие принципы организации страховой деятельности, порядок осуществления страховых операций, требования к субъектам страховой деятельности, формы организации государственного регулирования в страховании и т. п. Вот почему необходимо разработать целостную систему обязательного страхования; осуществить меры по развитию законодательства о налогах и сборах; об основах деятельности обществ взаимного страхования. В Концепции нашли отражение вопросы налогового регулирования страховых операций. В перспективе планируется включить в перечень социальных налоговых вычетов затраты граждан при страховании ими наиболее жизненно важных имущественных интересов (связанных с жизнью и здоровьем, владением, пользованием, распоряжением жилыми помещениями и домашним имуществом). Целесообразно расширить перечень расходов организаций по различным видам страхования ответственности, включаемых в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций. Режим налогообложения операций по долгосрочному страхованию должен являться стимулом для формирования физическими и юридическими лицами эффективной защиты от наиболее значимых рисков. Страхование жизни является важной сферой страхового дела, традиционным и постоянным источником значительных инвестиционных ресурсов, способствующих успешному росту экономики. Особо следует выделить планы Правительства по стимулированию перевода сбережений населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмов долгосрочного страхования жизни и поэтапную интеграцию национальной системы страхования с международным страховым рынком. Демографическая ситуация, характеризующаяся увеличением доли населения старших возрастных групп, и переход на накопительную систему в пенсионном страховании, включающую самостоятельное формирование гражданами своего пенсионного фонда, предполагают расширение участия страховых компаний в осуществлении пенсионного страхования. Стимулом для развития долгосрочного страхования жизни должно стать создание системы гарантий страхователям и застрахованным гражданам в получении накопленных сумм по договорам страхования. Страхование будет играть существенную роль в пенсионный реформе. В перспективе предстоит сформировать законодательную основу деятельности страховых организаций, являющихся элементом системы обязательного пенсионного страхования. Участие страховщиков наряду с негосударственными пенсионными фондами в обязательном пенсионном страховании с учетом специфики правового регулирования страхования предполагает соблюдение установленных законодательством единых принципов деятельности субъектов данной системы. Важным направлением в расширении страховой защиты призвана стать система обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации. В осуществлении данного вида страхования и иных видов страхования, имеющих социальную направленность и дополняющих системы обязательного социального страхования и социального обеспечения, предстоит перейти к страховому принципу. Помимо ужесточения нормативных требований к финансовой устойчивости страховщиков намечается ввести специализацию страховых организаций. Это исключит осуществление одним страховщиком личного страхования (страхования жизни и пенсий) и имущественного. В этих целях должна быть разработана классификация видов страховой деятельности и определены особенности организации и осуществления страхования жизни и пенсий. На наш взгляд, отсутствие со стороны государства должного надзора привело к тому, что Всероссийский союз страховщиков готовится стать саморегулируемой организацией. Безусловно, это высокий статус, который даст огромные права и полномочия. Соглашение, которое подписано совсем недавно, в значительной степени приближает это событие. Имеется в виду прежде всего совместная и согласованная деятельность Министерства финансов РФ и ВСС по разработке страхового законодательства, совместные программы подготовки и переподготовки руководящих кадров страховых компаний, скоординированные действия по совершенствованию процесса лицензирования, сбора и анализа статистической отчетности. Кстати, в Тюменской области Координационный совет по страхованию, созданный при администрации, давно взял на себя функцию развития регионального рынка, создания цивилизованной страховой инфраструктуры. Аналогично в масштабе страны Комитет ВСС по региональной политике по сути дела заменил государственный орган страхового надзора, осуществляя координацию региональных объединений страховщиков, взаимодействуя с федеральными и региональными обществами в деле освоения региональных рынков, проведения экспертного анализа нормативно-правовых актов по страхованию, изданных региональными и местными органами власти, созданию в регионах банков данных о недобросовестных клиентах. Принято решение о подготовке перечня услуг, оказываемых ВСС страховым организациям- членам ВСС. Огромное значение придается соглашению между ВСС и Минфином РФ о сотрудничестве. Все это в конечном итоге должно значительно повысить привлекательность ВСС для всех профессиональных участников рынка страхования России. Анализ Концепции в содержательном плане свидетельствует о системности, однако нельзя не отметить декларативный характер. Если цели и направления в документах подобного типа могут носить характер провозглашаемых, то механизм реализации должен быть четким. Тогда это будет выполнимо, позволит страховому бизнесу развиваться и занять должное место в экономике России. Для успешной конкуренции с крупнейшими страховыми организациями отечественным страховщикам необходимо наращивать финансовый потенциал, размеры капитала и активов, чтобы повысить свою устойчивость. А это, в свою очередь, возможно лишь при изменении отношения к страхованию в стране: общество должно осознать важность задач, решаемых с помощью страхования, необходимости обеспечивать себя полноценной страховой защитой. Решение этой задачи связано с повышением уровня жизни населения и доходов юридических лиц, с осознанием того, что в современном российском обществе «спасение утопающих есть дело прежде всего самих утопающих», с наличием и неуклонной реализацией соответствующей государственной политики в области страхования. Природные катастрофы, террористические акты и последовавшая за ними широко рекламируемая государственная поддержка пострадавших оказались «стимулом» потребительских настроений и не способствовали созданию потребности в классической страховой защите от стихийных бедствий: наводнений, селей, ураганов; техногенных аварий; политических и экономических рисков. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |