бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

банка обстоят неблагопо­лучно, то диагноз можно поста­вить по первым наиболее

общим финансовым показателям, что, ес­тественно, не отменяет дальней­шее

углубленное изучение.

В преобладающем в насто­ящее время в надзорной практике подходе фиксируются

уже свершившиеся факты, а дей­ствия надзорных органов сводят­ся к применению

санкций. По-моему, и здесь акцент дол­жен быть перенесен на стадию

предварительного обнаружения потенциальных негативных мо­ментов. При этом

анализ дол­жен проводиться под углом зре­ния платежеспособности банка, а не

ограничиваться простой фиксацией нарушений. Эти два понятия должны быть четко

раз­граничены.

Банковское сообщество со­стоит из отнюдь неоднородных единиц,

отличающихся только по величине. Как правило, размер­ность отражает качественное

раз­личие банков, а большинство так называемых мелких и средних банков

выполняют роль брокерс­ких контор по работе преимуще­ственно на рынках ГКО,

корпора­тивных ценных бумаг и МБК. Кре­дитные операции ограничивают­ся

быстроокупаемыми торговыми сделками и предоставляются пре­имущественно

учредителям. Ес­тественно, применять к таким банкам критерии, по которым

принято оценивать полномасштаб­ные коммерческие банки, непра­вомерно, ведь в

результате полу­чим искаженную картину (под­тверждение банковское сообще­ство

получило в августе 1995 г., когда в критическое положение попали внешне

благополучные коммерческие банки) и нерацио­нальное использование времени и

труда.

Например, можно предполо­жить, что кредитные организации, работающие

преимущественно на рынке межбанковских кредитов, не имеющие опоры в реальном

секторе экономики, в решающей степени зависят от состояния рынков МБК и ГКО —

основной сферы своей деятельности. Вы­делив группу таких банков из общей

совокупности, можно с высокой степенью вероятности

спрогнозировать надвигающиеся осложнения для этой категории при изменении

положения на рынке МБК и/или ГКО. Причем глубина и степень осложнений,

вытекающих из краха основной сферы размещения активов, та­ковы, что кредитная

организация не поддается санации, поскольку прекращает существование сама

среда, в которой та оперирова­ла. Дальнейшая работа с подоб­ными кредитными

организациями может вестись лишь в ликвида­ционном русле.

Для повышения эффективно­сти банковского надзора целесо­образно особое

внимание уделять организациям, которые по своей функциональной нагрузке могут

считаться полноценными банка­ми, то есть способными выпол­нять свои

обязательства перед клиентами, без сбоев осуществ­ляя основные банковские

функ­ции. В этом есть некоторое от­личие от традиционной надзор­ной практики.

Нарушения правил учета, иные погрешности долж­ны сопоставляться с реальной

возможностью банка выполнять свои функции и степенью под­рыва его

ликвидности.

В первую очередь анали­зируются наиболее общие пока­затели, характеризующие

финан­совое состояние банка в целом. В принципе оценка состояния банка

наиболее полно и адекват­но проводится по той или иной модификации западной

системы САМЕL (капитал, активы, управ­ление, доходность, ликвидность).

Исследование каждого компо­нента общей системы показате­лей проводится от

общих показа­телей к более подробному анали­зу в индивидуальном порядке:

оценка уровня рентабельнос­ти банка с точки зрения его ус­тойчивого

развития и конкурен­тоспособности, использование прибыли, источники

формирова­ния прибыли (удельный вес опе­раций, приносящих прибыль), соотношение

краткосрочной и дол­госрочной прибыли;

оценка уровня ликвидности с позиций достаточности для выпол­нения

текущих обязательств.

Главными и общепринятыми источниками информации о финансовом состоянии

кредитной организации являются:

баланс; отчет о прибыли и убытках; об­щая финансовая отчетность ф-17;

расшифровка просроченной за­долженности; расшифровка МБК; котировка акций;

соблюдение нормативных показателей; соблю­дение обязательных резервных

требований; материалы (сигна­лы) результатов аудиторских и прочих проверок;

состояние кор­респондентского счета, соблюде­ние расчетной дисциплины, фак­ты

задержки платежей; выполне­ние обязательств перед бюдже­том; информация о

кадровом составе (руководство); учет спе­цифики банка (история создания,

учредители, клиентура); анализ периодической и специальной печати.

Данные источники информа­ции имеют недостатки: они недо­статочно полны и не

всегда дос­товерны. Однако в совокупности позволяют объективно оценить

состояние банковской системы в целом и отдельного банка. Вве­дение

динамических показате­лей — изменение активов, при­были, собственного

капитала — позволяет уловить насторажива­ющие сигналы, чтобы затем бо­лее

детально изучить документы конкретной кредитной организа­ции.

Полученные данные анализи­руются с позиций выявления проблемного банка.

2.2 Проблемные ситуации

Критерии проблемности банка подробно описаны в пись­ме ЦБ РФ № 265 от

02.04.96 г. В зависимости от степени проб­лемности банки разбиваются на три

группы, в соответствии с чем принимаются решения относи­тельно дальнейшей

работы с ними.

Признаки проблемности непосредственно вытекают из оп­ределения

критериев проблемно­сти. Таким образом, аналитики должны отслеживать эти

призна­ки, учитывать и систематизиро­вать их и при накоплении соот­ветствующего

числа признаков относить банк к той или иной группе.

При обнаружении признаков проблемности у банка или кредит­ной организации

проводится тща­тельный и углубленный анализ их финансового состояния.

На основании полученных данных можно сделать достаточ­но достоверный вывод о

фи­нансовом состоянии банка, о причинах возникновения труд­ностей, их

степени и глубине, о возможности преодоления ослож­нений самостоятельно или

путем проведения определенных мероп­риятий, например

организацион­но-управленческих мер или ста­билизационного кредита.

Полити­ка регулирования проблем­ного банка определяется в за­висимости от

его положения на рынке, степени и характера фи­нансовых проблем, клиентуры и

учредителей, а также других фак­торов, влияющих на принятие решения.

Соответственно прини­мают решение о санации банка или процедуре ликвидации в

той или иной форме (под ликвидаци­ей понимается в том числе и потеря

самостоятельности).

Программа санации кредитно­го учреждения — самостоятель­ная задача,

требующая работы коллектива высококвалифициро­ванных специалистов, причем в

области банковского маркетинга и стратегии развития банка (а не

бухгалтеров-ревизоров) в течение определенного времени.

На стадии "угасания" банка важно определить степень тяже­сти проблем и

возможности бан­ка, а также целесообразность проведения санационных

(оздо­ровительных) мероприятий. Тщательно анализируются причины попадания

банка в затруднитель­ное положение, причем не все они возникают по вине

самого банка. Самые простые — наме­ренно рискованная кредитная по­литика,

недостаточно компетен­тное руководство. Тогда вступа­ет в силу процедура

ликвидации, смены руководства или превра­щения кредитного учреждения в филиал

более благонадежного банка, хотя в этом случае непро­сто решить проблему

просрочен­ной и безнадежной задолженно­сти (как и вариант перевода кли­ентов

на обслуживание в другой банк). Стоит учитывать и нерав­номерность

территориального распределения участников бан­ковского сообщества.

Насыщен­ностью кредитными организаци­ями отличаются только Москва и Санкт-

Петербург. В других ре­гионах выбор обслуживающего банка не велик.

Иначе обстоит дело с теми, кто был связан по линии креди­тования с

предприятиями, попав­шими в сложное положение из-за неблагоприятной

макроэконо­мической конъюнктуры. Вину бан­ка как кредитного учреждения здесь

усмотреть трудно. Кроме того, он, как правило, выполняет в своем регионе

важную социаль­но-экономическую функцию, и его ликвидация по чисто формальным

признакам чревата значительным экономическим ущербом. Задача надзорных

органов — возможно более точно установить причины трудностей банка и помочь

найти рациональный выход из создав­шегося положения. Понятно, что чем раньше

будут установлены признаки проблемности и пред­приняты адекватные меры, тем

меньше негативных последствий вызовет явление.

Итак, системный подход к банковскому надзору за отдель­ными банками

предусматривает: четкое разграничение этапов жизненного цикла:

· "зарождение" (закладывается фундамент даль­нейшего развития);

"становление" (рост финансово-экономических показателей, расширение сферы

деятельности, увеличение персо­нала) и "затухание";

· фиксацию на каждом из эта­пов основных целей банковского надзора: на

первом — отбор достойных претендентов, на вто­ром — предотвращение сбоев в

нормальном развитии, на третьем — вывод из состояния "старения", в случае

невозможности — ци­вилизованная ликвидация с ми­нимальными социально-

экономи­ческими издержками и соответ­ственное выделение важнейших

инструментов воздействия на банки;

· поэтапное разграничение фун­кций подразделений надзорного блока с

выделением управления — координатора. На первом эта­пе роль координатора

закрепля­ется за управлением лицензиро­вания, на втором — за сводно-

экономическим управлением и уп­равлением пруденциального над­зора, на третьем

— за управлением санирования. Решения, при­нимаемые в рамках своих

полно­мочий управлениями-координато­рами, обязательны для выполне­ния всеми

другими подразделе­ниями надзорного блока.

Признаками существования финансовых трудностей у кредитных орга­низаций

считаются:

· нарушения законодательства и нормативных актов, в первую очередь

несоблюдение экономических нормативов и резервных требований;

· наличие неоплаченных документов клиентов и претензий к

корреспон­дентскому счету;

· резкие колебания ежедневных остатков средств на корреспондентских

счетах банков, особенно если минимальные остатки составляют критическую,

близкую к нулю, величину;

· выявление в ходе проверок банка фактов нарушений правил

бухгалтер­ского учета, представления недостоверной отчетности, проведения

рискован­ной кредитной и процентной политики;

· неудовлетворительные оценки результатов работы банка по системе

ранней диагностики Банка России;

· убыточная деятельность, в том числе не обеспеченное собственными

средствами банка развитие внутренней инфраструктуры;

· выплата дивидендов при неудовлетворительном финансовом положении

банка (в том числе до итогов отчетного года); резкие изменения в составе

участников и руководителей банка; отсутствие ежегодной аудиторской проверки

деятельности банка;

· информация отрицательного характера о банке и его деятельности,

по­ступающая из министерств и ведомств, от граждан, средств массовой

инфор­мации, жалобы клиентов на его работу.

Разработаны рекомендации по определению степени проблемности бан­ков,

позволяющие достаточно точно оценивать их состояние^. Все кредитные

организации в зависимости от характера выявленных у них проблем и причин их

возникновения подразделяются на финансово стабильные банки; банки, имеющие

первые признаки проблемности; банки, испытывающие временные трудности; банки

с первыми признаками банкротства; критические (финансо­во нестабильные)

банки. По состоянию на 1.10.1996 г. к стабильно работаю­щим относились 37,1%

от общего числа российских банков. Банки с первыми признаками проблемности

составляли 21,5%, испытывали временные трудно­сти-22,7% ,первые признаки

банкротства наблюдались приблизительно у 2% банков, отрицательный капитал

имели 11% от общего числа банков.

Введение данной классификации банков важно для организации надзора за ними,

разработки мер воздействия на проблемные банки, в том числе и для принятия

решений об их финансовом оздоровлении (санации) или ликвида­ции, так как

применение той или иной предусмотренной законодательством меры зависит от

степени проблемности кредитной организации и ее функ­циональной роли в

банковской системе.

Для осуществления своих функций в области банковского надзора и

ре­гулирования Банк России регулярно проводит тематические и комплексные

инспекционные проверки кредитных организаций и их филиалов на местах. Эти

проверки дают возможность получить более точное представление о ре­альном

финансовом состоянии банков, качестве работы их структур, досто­верности

предоставляемой отчетности и тем самым позволяют в случае необ­ходимости

принимать в отношении их более адекватные меры.

3. Формы воздействия со стороны надзорных органов на допускающие нарушения

кредитные организации

При нарушении кредитной организацией федерального законодательст­ва,

нормативных актов и предписаний Банка России, непредоставлении ин­формации

или представления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе:

потребовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений,

взыскать штраф в размере до 0,1% от размера минимального ус­тавного капитала

или ввести ограничения на проведение кредитной органи­зацией отдельных

операций на срок до шести месяцев.

Если кредитная организация не выполняет в установленные надзорными органами

сроки предписания об устранении допущенных ею нарушений или если эти

нарушения или совершаемые банком операции создают реальную угрозу интересам

кредиторов и/или вкладчиков, Банк России имеет право по отношению к кредитной

организации:

· взыскать штраф в сумме до 1% от размера оплаченного уставного

капи­тала, но не более 1% от минимального размера уставного капитала;

· потребовать осуществить мероприятия по ее финансовому оздоровле­нию,

в том числе изменить структуру активов, произвести замену руководи­телей,

провести реорганизацию;

· установить для нее индивидуальные обязательные нормативы на срок до

шести месяцев;

· запретить проведение отдельных банковских операций, предусмотрен­ных

выданной лицензией, на срок до одного года, а также ввести запрет на открытие

филиалов на срок до одного года;

· назначить временную администрацию по управлению кредитной

орга­низацией на срок до 18 месяцев;

· отозвать лицензию на проведение банковских операций в порядке,

пре­дусмотренном федеральным законодательством.

Основаниями для отзыва у кредитной организации лицензии на осуще­ствление

банковских операций могут служить:

· установление недостоверности сведений, на основании которых была

выдана лицензия;

· задержка начала осуществления банковских операций, предусмотрен­ных

лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; установление фактов

недостоверности отчетных данных; проведение не предусмотренных лицензией

банковских операций (даже однократное);

· нарушение банковского законодательства, нормативных актов ЦБ РФ,

если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись ме­ры

воздействия, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)»;

· неудовлетворительное финансовое положение, неисполнение кредитной

организацией своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами.

После отзыва лицензии у кредитной организации Банк России имеет право

обратиться в арбитражный суд с иском о ее ликвидации.

Основные направления развития и совершенствования надзора за кредитными

организациями в России

Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относи­тельно перспектив

развития и совершенствования банковского надзора.

1. Надзор за банковской сис­темой в широком плане распада­ется на три

взаимосвязанных бло­ка: макроэкономический анализ, мониторинг банковской

системы, надзор за отдельным банком.

2. Надзор должен быть наце­лен в первую очередь на макси­мальное укрепление

обществен­ного доверия к банковской сис­теме, предотвращение массовых

банкротств банков.

3. Центр тяжести банковско­го надзора следует перенести на возможно более

ранние стадии обнаружения проблем банков.

4. Надзорная практика долж­на учитывать различные этапы жизненного цикла

банка — лицен­зирование, достижение зрелости, прекращение деятельности,

рас­сматривая их как элементы еди­ной системы. Для реализации по­ставленных

целей необходимо вы­работать новые подходы к отчет­ности банков. Документация

дол­жна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при

этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое

внедре­ние нетрадиционных экономико-статистических методов монито­ринга.

5. Совершенствование надзор­ной практики должно опираться на соответствующие

структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, макси­мальную

координацию усилий всех подразделений надзорного блока.

Банковский надзор в России - динамично развивающаяся система. Даже в условиях

нормально функционирующей экономики изменение внешних ус­ловий деятельности

кредитных организаций, усложнение самой банковской практики, появление новых

финансовых инструментов вызывают расширение состава рисков, принимаемых

кредитными организациями, и ставят перед органами банковского надзора задачу

постоянного совершенствования при­меняемых инструментов надзора за финансовым

состоянием банков.

В ситуации же, когда сохраняются серьезные трудности в реальном сек­торе

экономики, существуют нерешенные проблемы в самой банковской сфе­ре,

требуется принятие комплекса мер по укреплению банковской системы России,

поддержанию финансовой устойчивости банков, снижению риска системного

кризиса. Занимая активную позицию, Банк России исходит из то­го, что

надзорная деятельность должна иметь конструктивный, созидатель­ный характер,

т. е. использовать в практике регулирования такие инструменты, которые в

рамках полномочий и ответственности ЦБ РФ способствовали бы формированию

действенной прогрессивной банковской системы, оптими­зации ее

институциональной структуры, инициировали бы реструктуризацию банковской

сферы в соответствии с перспективными сдвигами экономическо­го развития

страны.

Органы банковского надзора России видят в качестве своей главной за­дачи не

поиск и наказание банков, допускающих нарушения, а создание усло­вий для

более эффективного функционирования банковской системы в целом. Для повышения

эффективности и результативности надзорной деятельности органы надзора

стремятся добиться большей открытости («транспарентно-сти») ситуации в

отдельных банках и в банковской сфере в целом как для Банка России, так и для

кредиторов и вкладчиков коммерческих банков на основе совершенствования

системы учета и отчетности в кредитных органи­зациях Российской Федерации и

приближении ее к требованиям, вытекаю­щим из международного опыта банковской

практики, улучшения методики оценки состояния дел в кредитных организациях

.Для этого Банком России разработан новый План счетов бухгалтерского учета в

кредитных организациях Российской Федерации, который планируется ввести с

1.01.98 г. вместе с переработанными вариантами Инструкций ЦБ РФ № 1 и 17.

Активизация надзора за кредитными организациями предполагает: обеспечение

достоверности предоставляемой банками ЦБ РФ инфор­мации;

· повышение требований, предъявляемых к владельцам банков и их

руко­водителям, системе внутреннего контроля в банках;

· методологическую доработку контроля за деятельностью филиальной сети

кредитных организаций;

· мониторинг состояния всех корреспондентских счетов банков в режиме

реального времени;

· совершенствование системы экономических нормативов с учетом

эф­фективности их применения в условиях меняющейся банковской практики и

вводимых изменений в бухгалтерском учете;

· использование дифференцированного подхода к применению мер

регу­лирования кредитных организаций в зависимости от значения конкретного

банка для системы в целом;

· разработку способов поддержки перспективных с точки зрения

укрепле­ния банковской системы кредитных организаций.

Особое место в системе надзора за кредитными организациями и свое­временном

выявлении проблем банков отводится деятельности аудиторских фирм. Придается

важное значение организации постоянного сотрудничества ЦБ РФ с независимыми

аудиторскими фирмами и последних с банками. При­знается необходимым

активизировать позицию Банка России по регулирова­нию аудиторской

деятельности, повышению ее качества. Для этого помимо лицензирования

аудиторской деятельности предполагается ввести в практику предварительное

согласование с ЦБ РФ аудиторских фирм для проверки крупных

(структурообразующих) банков, надзора за аудиторскими фирмами, их персоналом

прежде всего по линии анализа качества проводимых ими проверок и применения

мер воздействия к тем фирмам и аудиторам, работа которых не отвечает

требованиям Банка России.

Важными моментами в перспективном развитии банковского надзора в России

представляется организационное обособление ЦБ РФ от контроля за процедурой

ликвидации несостоятельных банков и создание предусмотрен­ного законом «О

банках и банковской деятельности» фонда (корпорации) обязательного

страхования вкладов.

Безусловно, ситуация в банковской сфере России может существенно измениться к

лучшему лишь в том случае, если произойдут положительные сдвиги в экономике

страны в целом. Однако органы банковского надзора уже сейчас предпринимают

усилия по оздоровлению банковской сферы. ЦБ РФ разработал «Концепцию

стабилизации и повышения надежности банковской системы России», определяющую

комплекс мер по предотвращению систем­ного кризиса в банковской сфере и

механизм его реализации, и приступил к воплощению ее в жизнь. Одним из

условий кардинального улучшения поло­жения в банковской сфере страны является

совершенствование самой систе­мы надзора за деятельностью кредитных

организаций с учетом международ­ного опыта организации банковского надзора и

отечественной практики.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

С учетом уровня кредитного риска, который определяется принадлежно­стью

ссуды к той или иной группе в зависимости от наличия соответствующе­го и

надлежащим образом оформленного обеспечения, а также числа дней просрочки

платежа, введена классификация ссуд по пяти группам риска:

1. Стандартные ссуды. К ним относятся ссуды, по

которым своевремен­но и в полном объеме погашается основной долг, включая

ссуды, пролонги­рованные не более 2 раз в установленном порядке, а также

просроченные до 30 дней обеспеченные ссуды.

2. Нестандартные ссуды. Сюда включаются

просроченные до 30 дней недостаточно обеспеченные ссуды и просроченные от 30 до

60 дней обеспе­ченные ссуды.

3. Сомнительные ссуды. В эту группу входят

просроченные до 30 дней необеспеченные ссуды, просроченные от 30 до 60 дней

недостаточно обеспе­ченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней обеспеченные

ссуды.

4. Опасные ссуды. Это просроченные от 30 до 60

дней необеспеченные ссуды и просроченные от 60 до 180 дней недостаточно

обеспеченные ссуды.

5. Безнадежные ссуды. К ним относятся просроченные

от 60 до 180 дней необеспеченные ссуды и все ссуды, просроченные больше, чем на

180 дней.

Для каждой из пяти групп классифицированных ссуд установлены соот­ветствующие

их уровню кредитного риска нормы резервных отчислений на покрытие вероятных

убытков: 2% - по первой группе; 5 - по второй; 30 - по третьей, 75 - по

четвертой и 100% - по пятой.

По ссудам, принадлежащим к первой и второй группам риска, банки

са­мостоятельно определяют необходимость создания резерва на возможные

потери, а по ссудам, отнесенным к третьей, четвертой или пятой группам риска,

резерв на возможные потери формируется коммерческими банками в обязательном

порядке.

При этом отчисления в резервы на возможные потери по ссудам, отне­сенным к

третьей, четвертой, пятой группам риска, за исключением ссуд, вы­данных под

гарантию Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации

и/или под поручительство Министерства финансов Рос­сийской Федерации, а также

по не имеющим обеспечения ссудам, относятся на себестоимость оказываемых

банками услуг. Иначе говоря, они создаются за счет расходов банка, что

позволяет избегать формирования и использова­ния банками части прибыли,

которая может оказаться необходимой для воз­мещения убытков по невозвращенным

ссудам. В то же время резерв на воз­можные потери по необеспеченным ссудам,

хотя и относится на расходы бан­ка, но не уменьшает налогооблагаемую базу при

расчете налога на прибыль.

Установлены нормативы текущей, мгновенной и долгосрочной ликвид­ности,

рассчитываемые как соотношение между активами и пассивами с уче­том сроков,

сумм и типов активов и пассивов и других факторов. Решено, что отношение

суммы ликвидных активов банка к его обязательствам по счетам до востребования

и на срок до 30 дней (показатель текущей ликвидности) должно составлять не

менее 30% с 1.02.1997 г. и не менее 70% - с 1.02.1999 г. зательств по счетам

до востребования с баланса на 1.02.1997 г. (норматив мгновенной ликвидности),

а объем выданных банком кредитов, займов и де­позитов в драгоценных металлах

со сроком погашения свыше года не может превышать 120% от суммы капитала

кредитной организации и ее обяза­тельств по депозитным счетам, полученным

кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года (норматив

долгосрочной ликвидности). По состоянию на 1.10.96 г. 23% банков от их общего

числа были убыточными. В 1996 г. в состоянии устойчивой неликвидности

находились 15% банков, кото­рыми было привлечено до 10% ресурсов.

Ограничение рисков концентрации. Для снижения рисков концентрации,

явившихся для многих банков причиной их плачевного финансового состоя­ния, в

России введены следующие ограничения.

1. Определена допустимая степень риска на одного заемщика или

груп­пу связанных заемщиков, под которыми понимаются юридические и

физиче­ские лица-заемщики, связанные между собой экономически или юридически,

т. е. через общую собственность и/или взаимные гарантии и/или обязательст­ва,

и/или контроль над имуществом друг друга, или посредством совмещения

руководящих должностей ,-не более 40% собственных средств (капитала)

кредитной организации с баланса на 1.02.1997 г. и не более 25% - с баланса на

1.02.1998 г.

2. Установлен предел крупных кредитных рисков, определяемых как

общая сумма требований, взвешенных с учетом риска, к одному заемщику или

группе связанных заемщиков со стороны кредитной организации в раз­мере свыше

5% ее капитала. С 1997 г. допускается не более чем десятикрат­ное превышение

совокупной величиной крупных кредитов и займов, выдан­ных кредитной

организацией, объема ее капитала. С 1998 г. отношение круп­ных кредитов и

займов к капиталу кредитной организации не должно превы­шать 8 раз. (Сведения

о крупных кредитах и займах должны представляться ежемесячно в Главное

управление (Национальный банк) ЦБ РФ по месту на­хождения корреспондентского

счета кредитной организации вместе с балан­сом и расчетами экономических

нормативов.)

3.Риск на одного кредитора (вкладчика) ограничивается 40% с баланса на

1.02.1997 г. и 25% собственных средств (капитала) кредитной организации - с

баланса на 1.02.1998 г.

4.Риск на одного заемщика-акционера (пайщика) банка не может пре­вышать 20% с

баланса на 1.01.1997 г., а совокупная величина кредитов и зай­мов, выданных

акционерам (пайщикам), - 50% собственных средств (капита­ла) банка с

1.01.1998 г. (По данным инспектирования банков основными причинами финансовых

трудно­стей кредитных организаций, вызванных предоставлением ссуд, наряду с

непра­вильной оценкой платежеспособности заемщиков, ошибками, допускаемыми

при оформлении залога, является непродуманная выдача кредитов акционерам,

инсай-дерам и дочерним структурам.)

5.Максимальный размер кредитов и займов, гарантий и поручительств,

предоставленных банком своим инсайдерам (т. е. физическим лицам: настоя­щим и

бывшим акционерам, имеющим более 5% акций, директорам (прези­дентам,

председателям и их заместителям), членам Совета, членам кредитно­го совета

(комитета), руководителям дочерних и материнских структур и дру­гим лицам,

которые могут повлиять на решение о предоставлении кредита, а также их

родственникам и другим лицам, участвующим в сторонних структу­рах, в которых

также принимают участие инсайдеры), ограничивается 2% на одного инсайдера и

связанных с ним лиц и 3 % по совокупности - с баланса на 1.07.1997 г.

При определении размера рисков концентрации учитываются общие суммы

соответственно требований или обязательств кредитной организации, включая 50%

забалансовых гарантий и поручительств.

По состоянию на конец каждого операционного дня суммарная величи­на всех

длинных (коротких) открытых валютных позиций не должна быть больше 30%, а

открытые позиции (длинные или короткие) по отдельным ино­странным валютам и

российским рублям не могут превышать 15% собствен­ных средств (капитала)

кредитной организации. Суммарная же величина от­крытых позиций в драгоценных

металлах по состоянию на конец каждого рабочего дня ограничивается 10%

собственных средств (капитала) банка.

Банки, имеющие лицензии Банка России на проведение валютных опе­раций,

капитал которых не превышает 6,0 млн ЭКЮ в рублевом эквиваленте (по состоянию

на первый рабочий день отчетного месяца), должны представ­лять отчетность об

открытых валютных позициях еженедельно (с разбивкой по каждому дню недели) не

позднее 13 часов по местному времени вторника недели, следующей за отчетной.

Те же банки, у которых собственные средства превышают 6,0 млн ЭКЮ в рублевом

эквиваленте (по состоянию на первый рабочий день отчетного месяца), должны

представлять отчетность об откры­тых валютных позициях ежедневно не позднее

13 часов по местному времени дня, следующего за отчетным.

Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

Количество стабильных кредитных учреждений по данным Центробанка на 01.08.98

года увеличивается ,что и отражено на графике. Связанно это главным образом с

действиями ЦБ по усилению банковской системы и многочисленным слияниям

крупных кредитных олигархов в объединения с крупным уставным капиталом. Все

это связано с проблемой “выживания” в нестабильной экономической ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ПРИ НАПИСАНИИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ : «

БАНКОВСКИЙ НАДЗОР В РОССИИ»

1.«Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России».

Сборник статей. Составитель: О.Н.антипова. Москва 1996г.

2.«Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник

статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996

3.«Международные стандарты банковского надзора» О.Н. Антипова. ЦПП ЦБ РФ

,1997 Москва

4.«Основные принципы банковского надзора» справочники о деятельности

Центральных Банков №7 . Деррик Уэр, Москва 1997

5.«Вестник Банка России» № 8 , Москва 1998

6.«Деньги и Кредит» , № 1 и № 2 , Москва 1998

7.Нормативные документы ЦБ РФ

8.«Закон о Центральном Банке»

9.«Закон о банках и банковской деятельности»

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.