бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

обще­ственном доверии к ним, в ос­нове которого — их надежность и

стабильность, которые может обеспечить грамотное, цивили­зованное

регулирование банков­ской деятельности. Коммерчес­кие банки и Центральный

банк — "зеркальное отражение друг дру­га". Их деятельность и интересы

переплетаются. Эффективная банковская система не может су­ществовать в

условиях их про­тивоборства и недоверия друг к другу. Центральный банк не

дол­жен становится на излишне же­сткие позиции, а коммерческим банкам

желательно понять, что надзор в конечном итоге поло­жительно отражается на их

кол­лективных долговременных инте­ресах.

Необходимость надзора за деятельностью коммерческих банков определяется:

· особым положением банка в связи с тем, что он оперирует "дважды

общественными" день­гами — его капитал сформиро­ван на основе акций или паев,

а на счетах находятся средства клиентов;

· ролью, которую банки игра­ют в хозяйственной жизни об­щества

(воздействуя на объем и структуру денежной массы, они активно влияют на общую

эко­номическую конъюнктуру);

· особым доверительным ха­рактером отношений между ком­мерческими

банками и их кли­ентами. Если в обществе нет к ним абсолютного доверия, то

банковская система не сможет должным образом выполнять свои функции по

привлечению и перераспределению времен­но свободных денежных средств в

обществе, а сами банки будут недополучать значительные при­были;

· наличием большого числа серьезных и разноплановых рис­ков банковской

деятельности, потенциально способных в крат­чайшие сроки вывести рынок или

его отдельных агентов из состо­яния равновесия;

· возможностью лишь на об­щегосударственном уровне обес­печить систему

гарантий надеж­ности депозитов и осуществить ряд других мер по поддержанию

стабильности на денежно-кредит­ных рынках.

Банковский надзор не может быть эффективным без реального выполнения двух

функций: пре­вентивной и защитной.

Первая нацелена на то, чтобы не допу­стить краха отдельных банков или

дестабилизации рынка в целом. Вторая предусматривает меры нейтрализации или

локализации негативных последствий, если такой крах или дестабилизация все же

произошли. Она состоит из системы мер реальной помо­щи банкам, попавшим в

слож­ную финансовую ситуацию, и си­стемы гарантий депозитов, на­правленных на

защиту интересов вкладчиков в случае банкротства кредитных институтов.

Подобный подход позволяет Центральному банку расширить отношения с

проблемными бан­ками: перейти от помощи в вы­явлении и оценке проблем,

по­исков путей выхода из неблагоприятной ситуации, организацион­но-

управленческих рекомендаций к временному предоставлению на определенных

условиях средств или отсрочки выплат штрафов, предусмотренных за нарушения.

Последнее определяется тем, что проблемы ликвидности попавших в

затруднительное положение банков могут быстро трансфор­мироваться в проблемы

плате­жеспособности, поскольку уско­ренная реализация долгосрочных активов

(нередко по бросовым ценам) влечет за собой серьез­ные потери капитала и

может вызвать усугубление финансово­го положения вплоть до банкрот­ства. Это,

в свою очередь, мо­жет сопровождаться для обще­ства значительно большими

из­держками, чем своевременное оказание необходимой и адек­ватной помощи

проблемному банку.

Основным критерием оцен­ки качества надзора должно стать поддержание

абсолютного дове­рия к банковскому сектору. В дополнение к традиционным

це­лям второго порядка — поддер­жание общей стабильности, пре­дотвращение

банкротств крупных банков и системных кризисов — в их состав можно было бы

вклю­чить:

фактическое обеспечение безопасности вкладов физичес­ких лиц;

борьбу с криминализацией банковской сферы и различного рода отклонениями от

нормы;

отслеживание незаконных банковских сделок организация­ми и лицами, не

имеющими на это лицензии (например, "чер­ный нал"), недобросовестной рекламы,

ограничений конкурен­ции, несвоевременности зачис­ления средств на счета

клиен­тов и др.

Все элементы общей цели банковского надзора внутренне взаимосвязаны.

Игнорирование любого из них лишает надзор эффективности. Так, с одной

сто­роны, отсутствие реального ме­ханизма защиты вкладов населения обходится

банковской си­стеме в недополучение ресурсов минимум в 30 млрд долл.,

нахо­дящихся на руках людей, недо­веряющих банкирам. С другой стороны, защита

вкладов насе­ления, по существу, означает ог­раждение коммерческих банков от

риска массового изъятия де­нег в случае временных трудно­стей или паники и в

целом умень­шает риск системного кризиса.

Главное содержание банков­ского надзора, на мой взгляд, должно быть

переориентирова­но с оценки отдельных рисков (какими бы значимыми они ни

были) на оценку общей степени концентрации совокупных бан­ковских рисков. К

их числу по­мимо кредитных рисков и рис­ков потери ликвидности относят­ся

процентные, биржевые, валют­ные, организационные и ряд других, надзор за

которыми не ведется вообще или ведется недостаточно. Однако это вовсе не

означает усложнения или уве­личения объема отчетности ком­мерческих банков.

Особое внимание следовало бы уделить оценке организаци­онных рисков,

связанных с ка­чеством управления кредит­ных учреждений. Не секрет, что

разорение многих банков преж­де всего было связано с неудов­летворительным их

управлением из-за недостаточных квалифика­ции и опыта высших менедже­ров.

Недопустимым пробелом в надзоре продолжает оставаться учет рисков, связанных

с потен­циальной криминализацией бан­ков. А ведь давно стало понят­но, что

привлечение и исполь­зование средств из сомнитель­ных источников, так же как

и различные нарушения с целью извлечения сверхдоходов, под­вергают серьезной

опасности экономическую устойчивость кре­дитных учреждений.

Любые назревшие и даже хорошо продуманные изменения в структуре, целях и

содержа­нии банковского надзора могут уподобиться "стрельбе из пушек по

воробьям" без серьезной пе­рестройки его инструментария.

Рационализация форм и ме­тодов банковского надзора, на мой взгляд, должна

исходить из необходимости:

упрощения и рационализации отчетности без ущерба для "про­зрачности" банка и

без потери информативности;

удешевления (и одновремен­но повышения их качества и лич­ной ответственности

проверяю­щих), за счет уменьшения числа трудоемких и дорогостоящих проверок с

одновременным пе­реносом их основной тяжести на специализированные

аудиторс­кие фирмы, получающие задания на проверки в территориальных

управлениях. Центрального бан­ка (оплата внеочередных услуг аудиторов должна

полностью ло­житься на коммерческие банки, нарушающие те или иные

зако­нодательно закрепленные прави­ла деятельности);

полной открытости банковс­кого надзора общественности: серьезные изменения в

нем дол­жны в обязательном порядке предварительно обсуждаться с банковскими

союзами;

максимальной гибкости: лю­бые "модернизации" в банковс­кой деятельности

должны в крат­чайшие сроки находить отраже­ние в надзоре. Так,

распростра­нение фьючерсов, сделок своп, других дериватов требует осо­бых

подходов к выяснению но­вых банковских рисков, новых методов их учета и

регулирова­ния.

Надзорная система, постро­енная на перечисленных принци­пах, сложившихся в

ходе станов­ления экономических структур развитых стран, позволит

сфор­мировать банковскую систему, сочетающую в себе достаточную надежность со

способностью выполнять присущие ей специ­фические функции, без которых

немыслимо современное рыноч­ное хозяйство.

Прокуратура Санкт-Петербур­га возбудила 4 уголовных дела по факту незаконной

деятельности прибалтийских банков ЕКА, Рогех (Эстония), по части 1 ст. 172 УК

РФ (незаконная бан­ковская деятельность), поскольку "обстоятельства возможно

иссле­довать только следственным пу­тем".

Дела направлены для органи­зации расследования в Управление Федеральной

службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу и приняты к производству

след­ственной службой УФСНП.

В ходе проведения в июле-августе 1997 г. мероприятий УФСНП по Санкт-

Петербургу по проверке деятельности 14 прибал­тийских банков на территории

Санкт-Петербурга (в число кото­рых входят 4 вышеназванных бан­ка) через

корреспондентские сче­та в российских банках, были вы­явлены "грубые

нарушения дей­ствующего налогового, валютного и банковского законодательств

Российской Федерации". По све­дениям налоговой полиции, общая сумма НДС, не

поступившая в фе­деральный бюджет России в ре­зультате полугодовой

деятельнос­ти 14 коммерческих банков из стран Балтии, составила 200 млрд руб.

В ходе проверки установле­но, что в нарушение действующе­го законодательства

прибалтийс­кими банками производился пере­вод денежных средств, в том чис­ле

и НДС, за рубеж, "минуя про­цедуры валютного контроля". Кро­ме того,

выявлено, что упомяну­тые банки открывали у себя счета российским

предприятиям-резиден­там без уведомления Центрально­го банка РФ и

Госналогслужбы.

2 . Механизм и инструменты надзора

Системный подход к бан­ковскому надзору означа­ет, в первую очередь, подход к

деятельности коммерческих бан­ков как к разветвленной целост­ной системе,

состоящей из от­дельных базовых элементов (бан­ков), связанных между собой

сложными многоуровневыми от­ношениями. В этой общей сис­теме формируются

подсистемы по разным признакам:

· размерам капитала и активов (крупные, средние, мелкие);

· организацион­но-правовой форме (акционер­ные, паевые);

· преимущественным сферам деятельности (коммер­ческие,ипотечные,

экспортно-импортные и пр.);

· принадлежно­сти капитала (национальные, иностранные) и др.

В свою очередь каждый от­дельно взятый коммерческий банк (базовый элемент

общей систе­мы) также является сложной си­стемой, подчиняющейся опреде­ленным

закономерностям разви­тия на отдельных фазах жизнен­ного цикла.

В силу этого системный под­ход к банковскому надзору пре­дусматривает:

· надзор за банковской систе­мой в целом с учетом ее основ­ных подсистем;

· надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.

Каждая из этих разновиднос­тей надзора имеет свои приори­теты, цели и задачи,

а также инструментарий и механизм воздей­ствия со стороны Центрального банка.

Главная цель надзора за банковской системой — со­хранение общей

стабильности де­нежно-кредитных рынков, предот­вращение системных кризисов

пу­тем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия

своевременных коррек­тирующих мер. Особое место в этом отводится механизму

ран­ней диагностики.

К превентивным мерам общего характера, используемым органами надзора в России

в целях обеспечения стабильности работы действующих кредитных организаций,

относится и контроль за расширением их деятельности путем создания

обособленных подразделений и расширения круга выполняемых операций, за

реорганизацией кредитных организаций, изменениями в составе участников и

исполнительных органов кредитных организаций и их филиалов.

Действующие банки, ходатайствующие о расширении своей деятельно­сти, должны

располагать минимальным капиталом в установленном Банком России на

соответствующий период размере. Их финансовое положение должно быть

устойчивым, т. е. они должны выполнять обязательные резерв­ные требования,

соблюдать все экономические нормативы и другие требова­ния Банка России, не

иметь убытков и задолженности перед бюджетом и го­сударственными

внебюджетными фондами, выполнять технические и квали­фикационные требования

Банка России. Они также должны иметь соответст­вующую предполагаемому

направлению деятельности структуру, включаю­щую службу внутреннего контроля

(внутренний аудит).

Кредитная организация обязана информировать надзорные органы об изменениях в

составе ее участников с предоставлением сведений об участни­ках, доля которых

в уставном капитале банка превышает 5%. А также сооб­щать Банку России обо

всех изменениях в персональном составе руководите­лей исполнительных органов

и о замене главного бухгалтера. Если кандида­ты на данные должности не

отвечают требованиям, предъявляемым законо­дательством к данным категориям

банковских работников, то Банк России не дает согласия на подобные

назначения. В целях усиления надзора за деятельностью кредитных организаций в

сфере платежей и расчетов, а также для повышения стабильности банковской

системы Банк России обязал кредитные организации представлять в

террито­риальные учреждения ЦБ РФ ежемесячно (начиная с 1.04.1997 г.) вместе

с ба­лансами следующие сведения:

· об открытых ими корреспондентских счетах в других кредитных

органи­зациях и остатках средств на счетах «Ностро»;

· об открытых в данной кредитной организации счетах других кредитных

организаций и остатках средств на счетах «Лоро»;

· о предоставленных межбанковских кредитах и размещенных в кредит­ных

организациях депозитах;

· о полученных межбанковских кредитах и привлеченных от кредитных

организаций депозитах.

Информация о новых счетах «Ностро» и «Лоро» должна передаваться в

территориальные учреждения Банка России в день их открытия. Начиная с

отчетности за первый квартал 1997 г. банки обязаны ежеквартально в срок до 10

числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сообщать в территори­альные

учреждения ЦБ РФ сведения по корреспондентским счетам «Ностро» и «Лоро» в

разрезе балансовых счетов, видов валют и стран.

Органы надзора могут вводить ограничение (запрет) на осуществление кредитными

организациями операций через корреспондентские счета «Ност­ро» в рублях и

иностранной валюте, открытые в других кредитных организа­циях (как

резидентах, так и нерезидентах), в том числе и в случае, если банки не

выполняют своевременно свои обязательства перед кредиторами (вкладчи­ками),

бюджетом и имеют картотеку к корреспондентскому счету (субсчету) в РКЦ

территориального учреждения Банка России.

Наряду с превентивными мерами, направленными на поддержание ста­бильности

деятельности здоровых банков, банковский надзор в России, как и в других

странах, ориентирован на выявление у банков проблем на ранней стадии их

возникновения до перерастания в форму неплатежеспособности. Для ранней

диагностики трудностей, с которыми сталкиваются кредитные организации и

которые в будущем могут осложнить их финансовое положе­ние, Банком России

разработана система по выявлению проблемных банков и определению направлений

работы с ними.

2.1 Ранняя диагностика

Ранняя диагностика — один из самых важных, но наи­менее проработанный в

надзор­ной банковской практике раздел работы. Главная задача регули­рования

банковской системы зак­лючается в направлении ее раз­вития в продуктивном с

народно­хозяйственной точки зрения на­правлении.

Ранняя диагностика начина­ется с изучения макроэкономичес­кой среды с

акцентом на специ­фические кредитно-денежные по­казатели. Это обусловлено

тем, что движение от общих вопросов к частным и специальным, от групповых к

индивидуальным дает наиболее реальный результат при минимизированных трудовых

и временных затратах.

Макроэкономический анализ как бы задает рамки механизма ранней

диагностики банковского сектора и подсказывает направ­ления дальнейшего, более

углубленного анализа. В экономичес­ком механизме даже самые, ка­залось бы,

общие экономические показатели отделяют от конкрет­ных всего несколько

промежуточ­ных звеньев.

В последнее время нередко преобладает тенденция переоцен­ки самостоятельности

и изолиро­ванности банковской сферы, воз­можно, из-за использования за­падной

методики, не учитываю­щей характер и специфику пере­ходного периода и

применимой в полной мере лишь в отлаженном рыночном хозяйстве. Из-за этого за

пределами ранней диагности­ки остаются важные вопросы. В наших же условиях

исключитель­но важную роль играет внешняя по отношению к кредитным

учреж­дениям среда, что особенно за­метно для мелких и средних бан­ков.

В числе показателей макро­экономического характера, кото­рые целесообразно

учитывать при анализе банковской системы (на­ряду с такими показателями как

ВВП, национальный доход, их темпы роста, динамика различных сфер хозяйства и

отдельных от­раслей), на первое место выхо­дят кредитно-денежные — тем­пы

инфляции, движение денеж­ной массы, кредитных ресурсов, их структура и т.д.

Совокупность этих показате­лей дает представление о среде, в которой

действуют кредитные организации и которая во многом определяет состояние

банковской системы, перспективы и направ­ления ее развития. Нередко уже на

этой стадии анализа можно определить, где искать проблему, выявить уязвимые

места и наме­тить, что необходимо предпринять в макроэкономическом плане для

исправления ситуации. Соответ­ственно, общебанковские надзор­ные функции

должны рассматри­ваться под этим углом зрения.

Лишь на этом фоне конкрет­ному анализу подвергается сама банковская система,

ее дина­мические и относительные пока­затели, характеризующие уровень ее

развития и место, принадле­жащее ей в народнохозяйствен­ном комплексе, —

динамика "рож­даемости" и "смертности" кредит­ных институтов, их

специализа­ция, территориальное размеще­ние, концентрация кредитных ре­сурсов,

основные направления (сферы) размещения активов, прибыль и многое другое.

На мой взгляд, целесообраз­но провести типологию кредитных учреждений, чтобы

применять к каждой группе адекватную систему показателей и мер воздействия.

Существующая система отчетно­сти перед вышестоящими орга­низациями диктует

единые для всех банков показатели (частич­ные исключения делаются лишь для

организаций с ограниченным кругом операций). Однако между участниками

банковского сообще­ства есть и различия, порой су­щественные. Поэтому

введение различных нормативов для раз­ных групп банков с позиций уп­равления

процессом развития банковской системы весьма про­дуктивно.

Банковское сообщество в России далеко не однородно, что и обуславливает

необходимость типологизации банков по признакам, существенным для выполне­ния

надзорных функций. В опре­деленной степени таким задачам отвечает, в первую

очередь, груп­пировка банков по величине. В мировой практике их принято

ранжировать по сумме активов. Несмотря на спорность и меха­нистичность такого

подхода, в размерные группы все же попа­дают банки приблизительно одного

направления — по капиталу, ак­тивам, числу и характеру учреди­телей, природе и

источникам ак­ционерного капитала и, соответ­ственно, основным сферам

при­влечения ресурсов и размещения активов.

Механизм ранней диагности­ки на основе обобщенных данных предусматривает

составление прогнозов развития банковской системы и выработку

рекоменда­ций по созданию условий для исправления ситуации (или закреп­ления

положительных тенденций) с помощью конкретных мер, в том числе нормативного

порядка.

Реферат: Банковский надзор и пути совершенствования в России

Такой надзор ведется в на­стоящее время лишь на общего­сударственном уровне.

Однако он, как показывает практика, не эф­фективен без осуществления

ана­логичного надзора на всех основ­ных региональных денежно-кре­дитных

рынках, в частности, в Москве.

В 1998году возросло число кредитных организаций, у которых была отозвана

лицензия ЦБ РФ на осуществление банковских операций . ( рис.1)

Осуществление надзора за банковской системой на регио­нальном уровне

предусматривает:

· постоянный комплексный мо­ниторинг за состоянием дел на денежно-

кредитном рынке с сис­тематическим обобщением обра­ботанных по единой

методике данных;

· делегирование дополнитель­ных полномочий территориальным управлениям

в целях максималь­но гибкого воздействия на про­цессы, происходящие в данном

регионе.

Последнее, освобождая цен­тральный аппарат от мелких те­кущих проблем,

позволит ему сосредоточиться на наиболее зна­чимых для всей национальной

денежной системы участках ра­боты.

В определяющей степени стабильность банковской систе­мы зависит от состояния

отдель­ных банков. Системный подход обуславливает регламентацию всего пути

движения банка от мо­мента рождения до ликвидации.

Первый этап в деятельности банка — лицензирование. На этой стадии

пристальное внима­ние уделяется источникам фор­мирования уставного капитала,

составу учредителей, кандидату­рам на руководящие должности.

На стадии "созревания" бан­ка управление лицензирования должно подвергать

специальной проработке факты резкой (мас­совой) смены учредителей, вла­дельца

контрольного пакета акций или концентрации контрольного пакета в руках

ограниченного кру­га учредителей. Именно они во многом определяют характер

кон­кретной деятельности банков.

В процессе развития банка происходят события, связанные с его становлением на

рынке бан­ковских услуг — привлечение ресурсов и размещение активов в целях

извлечения прибыли, фор­мирование капитала, распределе­ние прибыли и др.

Строится стра­тегия развития банка — прора­батываются программы увеличе­ния

ресурсов по различным на­правлениям и, соответственно, размещения активов.

Проводят­ся техническое оснащение, найм дополнительного персонала при

расширении деятельности и сфер активности. Контрольные функции Центрального

банка этой стадии проработаны наиболее полно. В частности, уже есть

нормативная база отчетности, приведенная в соответствие с международными

стандартами (см. Инструкции №1 и 17).

Возможно, на этом этапе раз­вития банка более тщательному анализу следует

подвергнуть структуру активов и формирова­ния пассивов. Существующая

нор­мативная база по чисто формаль­ным количественным показателям устанавливает

границы для соот­ношений активов, пассивов, ка­питала, доходности, резервов.

При этом из поля зрения выпа­дает тот факт, что пассивы могут иметь практически

один источник (скажем, средства населения, депозит одного крупного клиента) или

существенно преобладающую сферу размещения активов (го­сударственные ценные

бумаги, межбанковский рынок, валютные операции, комиссионные за оп­ределенные

услуги).

Прочность и стабильность банковской системы в целом, финансовое состояние ее

отдель­ных элементов — банков — во многом определяются ранним обнаружением

признаков финан­совой нестабильности, выяснени­ем причин ее возникновения и

своевременным принятием мер по исправлению ситуации.

Можно предположить, что с позиций рационализации процес­са выявления

проблемного ком­мерческого банка (с последую­щим анализом причин и принятия

решения относительно дальней­ших мероприятий) изучение фи­нансовых

показателей банка, ха­рактеризующих его ликвидность, целесообразно вести по

нисходя­щей — от более общих показате­лей к более конкретным. Если дела у

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.